Андреева, А. В. Проблемы строительства в мегаполисах и их решение / А. В. Андреева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 49 (391). — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/archive/391/86349/ (дата обращения: 08.10.2022).
В статье автор пытается показать проблемы и возможные варианты их решения в мегаполисах.
Ключевые слова: землетрясение, демпфер, мегаполис.
Естественные природно-климатические условия оказываю огромное влияние на архитектуру зданий и сооружений различного типа. К основным природно-климатическим зонам с особыми зонами можно отнести следующее:
- Температурно-влажностный режим. Он должен характеризоваться хорошей температурой (+16°C) независимо от климатической зоны, и влажностью (наличии водяного пара в воздухе).
- Ветровой режим. Он характеризует скорость и направление воздушных потоков в конкретной местности.
- Инсоляция. Это прямое солнечное облучение помещений и территорий, применительно, как правило, к условиям жаркого и сухого климата.
- Естественная освещенность помещений. Ее уровень зависит от внешней освещенности, площади световых проемов, глубины жилых комнат и т. д.
- Рельеф местности. Этот фактор оказывает влияние на выбор приема застройки и формообразовании зданий и сооружений, возводимых в условиях холодного и жаркого сухого климата.
Эти факторы, несомненно, вызывают проблемы в проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений. Однако особое внимание хотелось уделить таким природным явлениям, как землетрясение и вечная мерзлота.
Почему не падают небоскребы? Как делают фундамент для высотных зданий
На примере Японии отчетливо видно, что эта страна при строительстве зданий основной проблемой ставит перед собой проблему землетрясений.
В 1923 году жители Токио столкнулись с землетрясением магнитудой 7,9. Эта катастрофа разрушила 250 тыс. домов и унесла жизни 140 тыс. человек.
В 1995 году землетрясение в Кобе унесло жизни более 6,5 тыс. человек. Это сейсмическая буря повлекла за собой уничтожение порядка 105 тыс. зданий. Так же более 144 тыс. сооружений и 85 % учебных заведений были частично разрушены. В данном случае японские небоскребы не соответствовали требованиям сейсмичности.
Рабочие делали в башнях старого вида ненадежные перекрытия из дерева и многотонные крыши. Это, несомненно, позволило сгладит воздействие сильных ветров и тайфунов. Но вот при землетрясении слабые перекрытия рухнули, а тяжелые плиты на крышах способствовали продавливанию зданий сверху донизу.
Все же Япония научилась на своих ошибках. Она полностью изменила свой подход к строительству зданий и сооружений.
«Дома должны быть прочными и выдерживать всё, что погода на них обрушит…».
Юн Игараси -японский архитектор.
Был организован целый комплекс инженерных решений. Их смысл состоит в том, что бы минимизировать влияние сейсмической нагрузки на верхнюю часть постройки.
Сборные стены для высотных зданий — опыт из Великобритании
Сейсмостойкие здания должны отвечать таким требованиям как: симметричность конструктивных схем, соответствие строительных материалов, равномерное распределение массы. Главным элементом современных небоскребов является стальная рама, которая разветвляется от центральных опор — колонн, сделанных из стали.
Также чтобы уменьшить воздействие сейсмической нагрузки на высоту здания, применяют диафрагму жесткости.
Она распределяет энергию между вертикальными несущими конструкциями и инерционной демпферы.
Демпфер — специальное устройство, с помощью которого гасят вибрации и инерцию высотных конструкций. В большинстве случаев это массивный бетонный блок, который работает по принципу маятника, придавая ей обратную инерцию: конструкция будет наклоняться в одну сторону, а маятник ведет его обратно. Крупнейший демпфер установлен в небоскребе «Тайбэй 101».
Рис. 1. Небоскреб «Тайбэй 101»
Также к новой технологии строительства можно отнести Шанхайскую башню, высота которой достигает 632 метра. В данной башне наряду с двумя демпферами весом 300 тонн, стабилизирующую роль осуществляет отверстие в форме трапеции под крышей.
Огромное влияние уделяется не только первостепенным конструкциям, но и окнам. В Японии есть норматив, который ограничивает площадь стеклянного покрытия в зданиях из-за их хрупкости.
Поэтому окна должны отвечать нескольким требованиям:
- Работа «в две стороны», т. е. зимой сохранять тепло, а летом не пропускать летний зной.
- Противошумная функция.
В связи с этим в Японии стекла пронизывают специальной стальной нитью. В случае разрушения такого стекла происходит предотвращение крупных осколков.
Наряду с этими проблемами, в мегаполисах возникла проблема стоимости жилья в «высотках», т. е. такие города предусматривают под собой огромную численность населения. Трудозатраты и объем работы высок, как следствие растёт цена за квадратный метр.
В связи с этим возникает парадокс — государство строит для людей, но затраты велики, и как следствие, даже средний рабочий класс не может позволить себе проживание в небоскребах.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблем, на самом деле, возникает бесконечное количество. Но из года в год, учась на своих ошибках и просчетах, люди совершенствуются в подходах к строительству зданий и сооружений.
- https://www.kommersant.ru/doc/1634116
- https://tjournal.ru/stories/122461-arhitektura-myatezhnoy-prirody-kak-stroyat-doma-v-yaponii
Основные термины (генерируются автоматически): строительство зданий, Япония, небоскреб, сейсмическая нагрузка, сооружение.
Источник: moluch.ru
Проблемы при строительстве высотных зданий
По современной классификации высотным является здание высотой от 75 до 150 м. Для классификации зданий был принят критерий высоты в метрах, а не этажности, поскольку высоты этажей принимаются различными в зависимости от назначения здания и требований национальных норм проектирования. Высотные здания могут иметь разное назначение: гостиницы, офисы, жилые дома. Чаще всего высотное здание является многофункциональным, в нем, помимо помещений основного назначения, размещаются автостоянки, магазины, офисы, кинотеатры и др.
За более чем столетний период проектирования и строительства высотных зданий, в том числе и небоскребов, в мире накоплен большой теоретический и практический опыт, выявлены основные проблемы по всем направлениям их создания и эксплуатации. Развитие высотного строительства в России выделило ряд проблем, требующих обязательного рассмотрения и решения:
правильный выбор конструктивной системы, схемы и проектных решений с учетом предотвращения потери устойчивости основания и самого сооружения, приводящей к разрушению и обрушению конструкций;
недопустимость отклонения от утвержденных проектных решений и изменения этажности сооружений в процессе строительства;
необходимое функциональное взаимодействие жилых и нежилых зданий и сооружений с транспортной и обслуживающей инфраструктурой города;
обоснование требуемой вместимости подземных, наземных и надземных автостоянок личного транспорта и их рациональное размещение;
эффективная минимизация угрозы внешней и внутренней опасности разрушения здания за счет создания специальной службы безопасной эксплуатации;
рациональная эффективность современных инженерных решений по жизнеобеспечению и оснащенности здания, энергосбережению и комфортности обслуживания.
Но, несмотря на ряд объективных трудностей и отсутствие достаточного опыта интерес к развитию высотного строительства существует. Внедрение высотного строительства диктуется в крупнейших городах реальным дефицитом территорий для строительства, отчасти дефицитом офисных и гостиничных площадей, которые, как показывает международный опыт, рационально размещать именно в высотных зданиях. В ближайшей перспективе следует ожидать именно такой направленности развития строительства небоскребов с отказом от размещения в них жилищ для постоянного пребывания. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов извечно присущую человечеству психологическую тягу к победе над высотой.
Поскольку Россия приступила к внедрению высотного строительства с существенным отставанием, полезно ознакомиться с опытом других стран по решению основных проблем высотного строительства за рубежом. Для отечественной практики наиболее ценным представляется опыт градостроителей европейских столиц и в первую очередь:
подчинение проектирования застройки принципам интегрированного урбанизма с комплексностью застройки и размещением транспортных сетей в нескольких уровнях;
обеспечение комплексности застройки за счет сочетания объектов разного функционального назначения в зданиях, объемно-планировочное решение, которых наиболее гармонично отвечает их функции, что означает в первую очередь сочетание в комплексной застройке разных зданий различного назначения;
сочетание в застройке широкой номенклатуры зданий (офисы, отели, общественное обслуживание, учебно-воспитательные учреждения, торговля, развлечения и спорт) в целях создания обширного круга рабочих мест для большей части населения комплекса и его полноценного обслуживания.
Конструирование высотных зданий имеет свою специфику с точки зрения объемной формы, пропорций, выбора конструктивных систем и элементов зданий. Конструктивная система высотного здания представляет собой взаимосвязанную совокупность его вертикальных и горизонтальных несущих конструкций, совместно обеспечивающих прочность, жесткость и устойчивость сооружения. Горизонтальные конструкции — перекрытия и покрытия здания воспринимают приходящиеся на них вертикальные и горизонтальные нагрузки и воздействия, передавая их поэтажно на вертикальные несущие конструкции. Последние, в свою очередь, передают эти нагрузки и воздействия через фундаменты основанию.
Горизонтальные несущие конструкции высотных зданий, как правило, однотипны, и обычно представляют собой жесткий несгораемый диск — железобетонный (монолитный, сборно-монолитный, сборный) либо сталежелезобетонный.
Вертикальные несущие конструкции более разнообразны. Различают стержневые (каркасные) несущие конструкции, плоскостные (стеновые, диафрагмовые), внутренние объемно-пространственные стержни с полым сечением на высоту здания (стволы жесткости), объемно-пространственные наружные конструкции на высоту здания в виде тонкостенной оболочки замкнутого сечения. Соответственно примененному виду вертикальных несущих конструкций различают четыре основные конструктивные системы высотных зданий — каркасную (рамную), стеновую (бескаркасную, диафрагмовую), ствольную и оболочковую.
Основные системы ориентированы на восприятие всех силовых воздействий одним типом несущих элементов. Наряду с основными широко применяют и комбинированные конструктивные системы.
В комбинированной системе могут сочетаться несколько типов вертикальных несущих элементов (плоскостных, стержневых, объемно-пространственных) и схем их работы (например, рамно-связевая или связевая). При таких сочетаниях полностью или частично дифференцируется восприятие нагрузок и воздействий (например, горизонтальных — стенами жесткости, а вертикальных — каркасом). Такое разделение часто позволяет упростить построечные работы или более четко увязать конструктивную систему с планировочной. Соответственно количество возможных вариантов комбинированных систем весьма обширно.
Выбор той или иной конструктивной системы зависит от многих факторов, основными из которых считаются высота здания, условия строительства (сейсмичность, грунтовые особенности, атмосферные, особенно ветровые, воздействия), архитектурно-планировочные требования. Главным приоритетом в проектировании и строительстве высотных зданий является обеспечение их прочности и устойчивости, а также жесткости с учетом воздействия значительных ветровых усилий.
Мировая практика высотного строительства выявила один из самых сложных аспектов для несущих вертикальных конструкций из железобетона — неравномерное их укорачивание под действием нагрузки. Данная неравномерность усиливается при разной площади поперечного сечения конструктивных элементов — стен и колонн. Опыт проектирования и строительства высотных зданий в Москве в разные периоды также вскрыл существенные недостатки в части необходимой надежности высотного строительства. Это требует поиска новых технических и технологических решений.
В связи со значительной разницей в нагрузках на несущие элементы зданий, например на колонны каркаса, в нижних этажах высоток необходимо сечение колонн больших размеров. Однако это усложняет технологию возведения сооружений, так как требует изменения применяемой опалубки.
Один из серьезных недостатков высотных каркасных зданий — противоречие между необходимостью установить расчетное количество диафрагм жесткости и объемно-планировочным решением. Кроме того, размещая диафрагмы жесткости только в габаритах здания, приходится вводить ограничения по их высоте, так как жесткость этих диафрагм бывает недостаточной. Помимо жесткости диафрагм обязательна еще их пригрузка прилегающими конструкциями, обусловленная необходимостью учета горизонтальной (ветровой) нагрузки. При традиционных конструктивных решениях высотных зданий пригрузка диафрагм жесткости осуществляется только половинной нагрузкой прилегающих к диафрагмам пролетов каркаса, что снижает возможности увеличения высоты.
Основное требование к конструктивной системе высотного здания — надежность каждого конструктивного элемента, устойчивость к прогрессирующему обрушению при локальных повреждениях несущих конструкций, авариях инженерных систем, пожарах, взрывах и т.п. Компоновка здания должна предоставлять возможность принимать необходимые габариты диафрагмам жесткости, максимально загруженным вертикальными нагрузками. При его возведении следует предусмотреть использование ограниченного комплекта опалубки.
В предлагаемом конструктивном решении поставленные задачи решаются следующим образом. Несущими конструкциями, передающими вертикальные и горизонтальные нагрузки на фундамент здания, являются только диафрагмы жесткости, установленные у торцов здания и в его середине. На диафрагмы жесткости опираются функциональные несущие модули из 4-6 этажей, разделенные между собой арочными этажами, в которых отсутствуют колонны, т.е. вертикальные несущие элементы. Это позволяет передавать нагрузку от модулей на диафрагмы, ограничивая работу колонн в пределах модуля.
Каркас здания состоит из функциональных несущих модулей и арочных этажей. Функциональные несущие модули включают в себя 4-6 этажей, выполненных в каркасных конструкциях из монолитного железобетона. В верхних и нижних этажах модулей в створах продольных рядов колонн выполнены монолитные стены, образующие продольные балки-стенки (возможно, арочного очертания), опирающиеся на поперечные диафрагмы жесткости. Эти балки-стенки выполняют роль аутригеров, повышающих пространственную жесткость модуля. В них предусмотрены необходимые по планировочным решениям проемы и отверстия.
Шаг колонн в продольном направлении принят не более высоты этажа, а колонны продольных рядов объединены выступающими ниже монолитных перекрытий балками, соответствующими ширине колонн. Таким образом, каждый продольный ряд колонн совместно с выступающими балками представляет многоэтажную решетчатую пролетную конструкцию, передающую нагрузки на поперечные диафрагмы жесткости. В сочетании с нижним и верхним этажами, в которых каждый продольный ряд колонн объединен монолитными стенами, несущий модуль представляет собой пространственную пролетную конструкцию, передающую все нагрузки только на диафрагмы жесткости, надежно загружая и повышая их устойчивость при восприятии ветровой нагрузки.
Сечения и армирование колонн для всех модулей по высоте приняты одинаковыми, что упрощает технологию возведения здания. Колонны каркаса в пределах каждого модуля при их аварийном разрыве могут работать по двум схемам: на сжатие с опиранием на нижний этаж модуля или на растяжение, подвешиваясь к верхнему его этажу. Таким образом, выход из строя любой из колонн не может привести к прогрессирующему обрушению ни модуля, ни здания в целом.
Исключение передачи нагрузок от вышележащих модулей на нижележащие необходимо не только в период эксплуатации, но и в период его возведения. Для этого в армировании нижних этажей модулей применена жесткая арматура в виде продольных ферм по числу продольных рядов колонн в модуле.
Эти фермы воспринимают нагрузку от подвесной опалубки и монолитного бетона и передают их только на поперечные диафрагмы жесткости. В поперечных диафрагмах жесткости выполнены продольные участки, размещенные в створах как средних, так и крайних продольных рядов колонн длиной на один шаг этих колонн, что повышает жесткость опоры каждого модуля и диафрагм в продольном направлении. Для увеличения жесткости диафрагм, возможно, их утолщение от центральной части к внешним краям, ширина диафрагм может быть переменной по высоте здания и выступать за его габариты. Это позволяет принимать жесткостные характеристики диафрагм независимо от планировочных решений.
В центральной части высотного здания между двумя средними диафрагмами жесткости размещается лестнично-лифтовой узел. Возможны и другие лифты, а также лестничные клетки различного типа. В пределах центральной шахты лифта на период строительства могут монтироваться конструкции растущего башенного крана для подачи строительных материалов по мере роста здания.
Учитывая архитектурную значимость высотных сооружений, предлагаемое решение открывает широкие возможности архитекторам для выбора разнообразных вариантов фасадов. Так, различие конструктивных решений верхнего и нижнего этажей модуля (стеновая система) и разделительного этажа (отсутствие колонн и стен) позволяет создавать определенный ритм архитектурных приемов по высоте здания. Кроме того, расположение конструкций по высоте и длине здания таково, что в любом месте фасада возможно устройство консольных участков в виде балконов, лоджий, эркеров, лестничных клеток и других объемных элементов. Своеобразие фасадам способны придавать и выступающие за габариты здания диафрагмы жесткости, которые по высоте здания могут иметь различную ширину, а их контур очерчиваться по кривой линии, например по параболе. В сочетании с завершающими элементами высотное здание будет отвечать современным архитектурным требованиям.
В связи с необходимостью развития фундаментов по площади их опирания подземные этажи ступенчато расширяясь книзу, выступают за габариты надземной части здания. В них достаточно места для размещения автостоянок на одном или нескольких уровнях.
В завершение необходимо сказать несколько слов об экономической стороне вопроса. Стоимость высотных зданий существенно выше, чем объектов массового строительства, и обусловлена не только специфическими конструктивными решениями, но также системами жизнеобеспечения и требованиями комплексной безопасности. Безусловно, при проектировании высотных зданий нужно принимать экономически оправданные технические решения, но при этом они не должны снижать надежность сооружения и превращать его в источник повышенной опасности для людей и окружающей среды. Только при этих условиях высотные здания станут своеобразной визитной карточкой государства, будут свидетельствовать о его экономическом благополучии и достижениях научно-технического прогресса в строительной отрасли.
Источник: natural-sciences.ru
Небоскреб как элемент городской структуры. проблемы и преспективы
Статья посвящена небоскребам как элементу городской структуры, а также их роли в формировании городского облика.
Журнал «Научный лидер» выпуск # 21 (23), июль ‘21
Дата публицакии 20.07.2021
Болдин Н. Р. НЕБОСКРЕБ КАК ЭЛЕМЕНТ ГОРОДСКОЙ СТРУКТУРЫ. ПРОБЛЕМЫ И ПРЕСПЕКТИВЫ // . 2021. №21 (23). URL: https://scilead.ru/article/598-neboskreb-kak-element-gorodskoj-strukturi-prob
Строительство высотных зданий повлекло не только к развитию новых технологий в области архитектуры, проектирования и инженерии, но и к переосмыслению городской структуры и появлению новых центров. В наше время невозможно представить город без высотной архитектуры. Она заполонила каждый уголок земли. Однако нельзя по одному городу судить роль небоскребов в структуре города.
В американских городах небоскребы стали единым элементом города, без них невозможно представить такие города, как Чикаго и Нью-Йорк. Начиная с первых 10-этажных небоскребов в Чикаго. Город стал меняться на глазах.
Появление бетонных многоэтажных доминант облагораживало город и делало его интересным, к тому же это способствовало к перепланировке города и привело к появлению каменных джунглей. Вдобавок на рост числа небоскребов, по моему мнению, повлияла молодая история архитектуры Америки. Небоскреб стал символом некоторый городов.
Однако такого не заметишь в Европе, где сосредоточено огромное количество исторических памятников архитектуры. Для сохранения исторического облика и ценности городской структуры, высотные здания были вынесены на окраины городов и количество в разы меньше, чем в Америке. В таких случаях небоскрёб теряется в структуре города и перестает быть доминантой. Его роль и акцент теряется в облике города.
Азия тем временем переживает бум строительства высотных зданий, вызванный растущей экономической мощью региона и высокой численностью населения. Небоскрёбы обладают возможностью эффективно решать проблемы перенаселения в крупных мегаполисах, обеспечивая жильём достаточно большое число человек при сравнительно малой площади застройки.
Подобные здания имеют высокие экономические показания и результативность. Такие города, как Гонконг тяжело представить с низкой застройкой, на это повлияло небольшое количество суши. Не только офисные небоскребы присутствуют, но и жилые “высотные муравейники”. Небоскрёб стал неотъемлемой частью города.
Большое количество небоскрёбов сосредоточено в арабских странах: Саудовская Аравия, ОАЭ, Катаре. Но, стоит отметить, также как и в Америке высотная архитектура сосредоточена не во всех городах, а только в ключевых. В Дубае можно проследить закономерность в высотной архитектуре. Она идет на возрастание к даунтауну, где скоплены все важные бизнес-центры. Роль небоскребов тут играет важную силу как в формировании очень молодого города и показывает экономическую силу страны и ее возможности.
В России ситуация похожа на европейскую застройку. Небоскребов не очень много, в основном в Москве и один в Санкт-Петербурге «Ла́хта-центр».
В столице все небоскребы сосредоточены на одном месте в «Москва Сити» и такой концентрат зданий на маленьком участке земли напоминает, на мой взгляд, раковую опухоль, которая очень медленно развивается, не давая ни доминанты для города, ни красоты. В структуре города они теряются по отношению даже со сталинскими высотками, которые может и ниже, но выигрывают больше. И даже по стилизации на фоне Кутузовского проспекта они смотрятся чужими. ЖК «Триумф-Палас» в Москве – высотная новостройка, чем-то напоминающая сталинскую высотку, на мой взгляд, не так плохо вписалась в образ города. Чтобы ликвидировать эстетическую дисгармонию в городской застройке, многие современные архитекторы работают с внешним видом здания, придавая им интересную форму и облицевав визуально нейтральными материалами.
Ключевых проблем использования небоскребов в структуре города немало. Главным недостатком является не хватка естественного света внутри города при интенсивной застройке городов, например: Нью-Йорк, Шанхай, Гонконг. Его постоянно закрывает то одно здание , то другое.
Недостаток прямого солнечного облучения на протяжении дня может крайне негативно сказаться на самочувствии жителей. Чтобы не нарушать санитарно-гигиенические нормы, проектировщики и градостроители стараются располагать небоскрёбы в деловых, административных, торговых зонах. В нашей стране тоже предпринимаются попытки решить проблему недостаточной инсоляции высотных зданий, но, в основном, это происходит в рамках снижения самих показателей нормативной инсоляции. Вдобавок, в наше время высотные здания перестали быть сомасштабны человеку, и некоторые люди чувствуют себя муравьями, находясь в бетонном лесу.
Нельзя и упустить тот факт, что некоторая высотная архитектура не вписывается в общий облик города и вызывает дискомфорт его восприятия. Чтобы исправить данный недостаток, архитекторы стараются сделать внутреннее наполнение и внешний облик более гуманным, дружелюбным для человека: предусматривают в структуре здания межэтажные экологические рекреационные зоны, террасные плоскости с озеленением.
При строительстве жилых небоскребов мало учитывается то, что люди плохо начинают себя чувствовать, находясь длительное время высоко над землей. Наукой доказано, что человек имеет магнитную связь с землей, и чем выше мы находимся, тем более ухудшается эта связь и разные процессы в организме. Подавляющее воздействие сверхвысоких монументальных зданий на психику человека можно избежать, если сама городская среда будет готовить человека к встрече с «сверхчеловеческим» масштабом посредством постепенного повышения этажности застройки в сторону небоскрёба. Целесообразность таких зданий вызывает вопросы.
В случае плотной застройки на примере города Нью-Йорк, происходит парадокс – небоскребов итак много, поэтому у заказчиков нет резона заказывать оригинальные архитектурные решения, ведь проект итак дорогостоящий. И получается наращивание неинтересной архитектуры, которая нагоняет тоску на жителей города.
Однако и положительные качества небоскребам тоже присущи. Есть и путь амбициям, в этом случае здание должно стать шедевром архитектуры и отличаться от окружающей застройки, так здания всегда ярче выражены и вносят свои позитивные моменты. Такие постройки размещают на ключевом месте, чтобы подчеркнуть акцент застройки города.
Высотные здания привлекают туристов, такие как Бурдж-Халифа в Дубае, Sky 100 в Гонконге или знаменитое здание Эмпайр Стейт Билдинг в Нью-Йорке, c которых открывается изумительный вид на город, что делает небоскребы визитной карточкой города и дает финансовые вложения в дальнейшее развитие.
Высотная архитектура развивается в странах с высокой плотностью населения, что не может не сказаться на росте строительства жилых небоскребов.
Также с развитием технологий акцент делается в зданиях на экономическую выгоду как для владельца здания, так и для экологии. И дальнейшее развитие технологий позволит строить максимально экологические небоскребы, которые будут и полезными с технической точки зрения, а также украшать городскую застройку.
Подводя итоги, можно сказать, что небоскреб в городской структуре несет важную роль, однако он может быть как доминантой города, так и брать все внимание на себя выстраивая город высоток. Также бывают ситуации, когда небоскреб бывает лишним в структуре города и восприниматься как должное.
К высотному проектированию станут подходить более тщательно, у проектировщиков будет расти понимание влияния небоскрёбов на городскую структуру, на людей. Возрастёт роль градостроителей, строительство высотных зданий будет производиться вдалеке от исторического центра, таким образом создавая свой собственный исторический слой застройки. При этом будет явно чувствоваться старание архитекторов отойти от стереотипной «башенной» структуры небоскрёба, здания будут принимать всё более замысловатую форму. Не смотря на его минусы, у высотной архитекторы есть большой потенциал в будущем, ведь с ее развитием развиваются и технологии.
Источник: scilead.ru