Проблемы территорий в строительстве

В статье исследованы современное состояние и актуальные проблемы нормативно-правового обеспечения в сфере жилищного строительства. Рассмотрены различные направления развития федерального законодательства, проанализированы особенности ряда принятых важных нормативно-правовых актов, направленных на развитие строительной отрасли: упрощение административных процедур в сфере строительства, создание прозрачных условий предоставления земельных участков, ускоренное развитие жилищного сегмента, усовершенствование механизма изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Установлено, что наряду с уже действующим институтом развития застроенных территорий вводятся принципиально новые виды договоров – договор об освоении территории, договор об освоении территории для строительства жилья экономического класса и договор о комплексном освоении территории для строительства жилья экономического класса, что позволит органам власти и застройщикам выбирать различные варианты развития территорий, их освоения, и приведет к увеличению объемов строительства жилья экономического класса.

Как Сингапур борется с нехваткой земли

1. В Пензе состоялось заседание Совета при Полномочном представителе Президента РФ в ПФО по вопросам жилищного строительства // Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области, официальный сайт URL: http://minstroy.pnzreg.ru/news/2015/03/31/18483599 (дата обращения: 02.04.2015).

2. Горбунов В.Н., Агишева А.А., Старкова А.М. Перспективы реализации кластерной политики на основе принципов государственно-частного партнёрства // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-17943 (дата обращения: 07.04.2015).

3. Дмитриева Т.Н., Горбунов В.Н., Егорова К.Н., Ханьжов И.С. Основные тенденции развития первичного рынка жилья экономического класса г. Пензы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www.science-education.ru/119-15239 (дата обращения: 29.05.2015).

4. Дмитриева Т.Н., Семеркова Л.Н., Егорова К.Н., Левина И.З. Портрет потребителя жилья экономического класса (на примере г. Пензы) // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www.science-education.ru/119-15101 (дата обращения: 09.01.2015).

5. Михайлина Ю.М., Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н., Лобыкина Н.В. Социальные и коммерческие эффекты саморегулирования в строительном комплексе // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/06/36103 (дата обращения: 29.04.2015).

6. Панфилов Р.А., Горбунов В.Н., Драгункина Н.М., Ключникова Е.Н., Чепыжова В.В. К вопросу о классификации рисков инвестиционно-строительной компании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science-education.ru/121-17596 (дата обращения: 07.046.2015).

7. Сафьянов А.Н., Дмитриева Т.Н., Ханьжов И.С. Определение справедливой цены на жилую недвижимость в рыночных условиях // Современные научные исследования и инновации. — 2014.- № 8-2 (40).- с. 5-8.

Первые ПРОБЛЕМЫ при строительстве дома. Спасибо подписчикам!

8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.04.2015).

9. Ханьжов И.С., Горбунов В.Н., Дмитриева Т.Н. Особенности новой фазы развития жилищного строительства // Вестник магистратуры. – 2014. – № 7-2 (34). – С. 38-40.

10. Хрусталев Б.Б., Саденко С.М., Горбунов В.Н. Формирование зон деятельности предприятий регионального инвестиционно-строительного комплекса на основе специализации//Региональная архитектура и строительство. -2010. -№1 (8). -С. 84-90.

В настоящее время на федеральном уровне нормативная правовая база, регулирующая сферу рынка жилищного строительства, в целом сформирована. Направления работы в сфере жилищного строительства определяет указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». К 2018 году необходимо обеспечить: снижение показателя превышения среднего уровня процентной ставки по ипотечному кредиту по отношению к индексу потребительских цен до уровня не более 2,2 процентных пункта; увеличение количества выдаваемых ипотечных жилищных кредитов до 815 тысяч в год; создание для граждан Российской Федерации возможности улучшения жилищных условий не реже одного раза в 15 лет; снижение стоимости одного квадратного метра жилья на 20 процентов путем увеличения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса. До 2020 года — предоставление доступного и комфортного жилья 60 процентам российских семей, желающих улучшить свои жилищные условия.

Материал и методы исследования

На федеральном уровне правовое регулирование правоотношений в сфере жилищного строительства основывается на положениях: Конституции Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов №214-ФЗ, №221-ФЗ, №161-ФЗ, №185-ФЗ, №102-ФЗ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В развитие федерального законодательства в 2014 году был принят ряд важных нормативно-правовых актов, направленных на развитие строительной отрасли — упрощение административных процедур в сфере строительства, создание прозрачных условий предоставления земельных участков, ускоренное развитие жилищного сегмента, усовершенствование механизма изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Рассмотрим их более подробно.

1. Федеральным законом от 20 апреля 2014 года № 80-ФЗ в Градостроительном кодексе Российской Федерации закреплено полномочие Правительства Российской Федерации по утверждению исчерпывающих перечней процедур в строительстве.

2. В целях создания условий для строительства жилья экономического класса на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принят Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 224-ФЗ, которым наряду с уже действующим институтом развития застроенных территорий вводятся принципиально новые виды договоров — договор об освоении территории, договор об освоении территории для строительства жилья экономического класса и договор о комплексном освоении территории для строительства жилья экономического класса. Это позволит органам власти и застройщикам выбирать различные варианты развития территорий, их освоения, что приведет к увеличению объемов строительства жилья экономического класса.

3. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части законодательного регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования предусматривает возможность использования института освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов. Договоры об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования или об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования предусматривают строительство и последующую эксплуатацию здания, в отношении которого устанавливается цель использования в качестве наемного дома социального использования либо наемного дома коммерческого использования, а также предоставление жилых помещений в наемном доме социального использования по договорам найма жилых помещений, в том числе, жилищного фонда социального использования.

4. Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 485-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам перераспределения полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации» Градостроительный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей, в соответствии с которой предусматривается возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности.

5. Положения о нормативах градостроительного проектирования включены в Градостроительный кодекс Российской Федерации содержатся в соответствии c Федеральным законом от 05 мая 2014 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации». Указанные нормативы градостроительного проектирования в зависимости от их вида устанавливают совокупность расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами регионального и местного значения и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности таких объектов для населения субъекта Российской Федерации, муниципального района, поселения или городского округа.

6. Одним из основополагающих документов было постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 №404 «О некоторых вопросах реализации программы «Жилье для российской семьи» в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которое определило основные условия и меры реализации программы «Жилье для российской семьи».

7. В 2014 году произошли существенные изменения земельного законодательства. Существенно пересмотрено правовое регулирование таких важнейших вопросов как предоставление земельных участков, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, надзор и контроль за использованием и охраной земель.

Федеральный закон от 23 июня 2014 года №-171 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает новый порядок образования и предоставления земельных участков. Теперь, в отличие от ранее существовавших правил, образование земельных участков увязано с градостроительной документацией. Кроме того, заинтересованные в предоставлении земельных участков лица получили право самостоятельно инициировать процедуру образования земельного участка для дальнейшего его получения, в том числе для строительства. Данный закон определяет сроки проведения соответствующих процедур, перечни документов для каждого случая, а также закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении земельных участков. Субъекты Российской Федерации получили право на пять лет установить дополнительные основания для отказа в предоставлении земельных участков, в том числе на торгах.

Этот закон четко разграничил случаи, когда земельный участок предоставляется на торгах, а когда без их проведения, что, безусловно, делает процесс предоставления земельных участков более прозрачным. Нововведения призваны оптимизировать оборот земельных участков, сократить административные барьеры при предоставлении земельных участков из государственной и муниципальной собственности и, в конечном итоге, привлечь дополнительные инвестиции в строительный сектор экономики.

8. Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 456-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» наряду с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, дополнен Градостроительный кодекс нормами о программах комплексного развития транспортной инфраструктуры и программах комплексного развития социальной инфраструктуры. Цель данных программ заключается в обеспечении комплексного развития территорий муниципальных образований, создания благоприятных условий для проживания граждан, а также обеспечения доступности объектов транспортной и социальной инфраструктур для населения при застройке территорий.

Данные программы утверждаются органами местного самоуправления поселений и городских округов. Требования к указанным документам устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительной деятельности и должны быть разработаны Правительством РФ. Мониторинг разработки и утверждения программ осуществляется субъектами Российской Федерации.

Основными механизмами реализации государственной политики в жилищном строительстве являются: реализация госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», программы «Жилье для российской семьи», деятельность институтов развития — Фонда РЖС и Фонда реформирования ЖКХ, развитие арендного жилья и жилищно-строительных кооперативов работников бюджетной сферы, проведение «голландских» аукционов.

Минстроем России подготовлен и разослан на согласование проект федерального закона, предусматривающего объединение Фонда РЖС и Агентства ипотечного жилищного кредитования. В целом для развития рынка жилья имеющихся федеральных законодательных и нормативных актов достаточно.

Однако имеется ряд направлений для дальнейшего совершенствования законодательства. Правовыми проблемами в сфере жилищного строительства и функционирования рынка жилья в Российской Федерации являются следующие.

1. Отсутствует унифицированная на федеральном уровне и рекомендованная для применения субъектами Федерации система градостроительного проектирования. В результате в регионах имеются значительные различия по форме, структуре и содержанию принятых документов. В результате градостроительное проектирование регулируется фрагментарно, нет системного подхода к изложению нормативов.

2. Переориентация на строительство жилья экономического класса требует увеличения плотности застройки и сокращения объема требуемой инфраструктуры. Однако федеральные нормы проектирования жилых зданий до настоящего времени содержат нерациональные, устаревшие требования по освещенности квартир, что значительно затрудняет проектирование максимально плотной и эффективной застройки территории, препятствует эффективному использованию площадей и приводит к излишнему спросу на земельные участки и удлинению инженерных коммуникаций; система противопожарных требований ориентирована на пространственную удаленность, а не на применение современных технических средств защиты.

3. Сохраняются устаревшие сметные нормативы, применение которых приводит к неоправданным затратам как бюджета, так и строительной организации, и завышению стоимости объекта.

4. В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует четкий понятийный аппарат в отношении различных типов жилых зданий и типов жилищного строительства, и особенно малоэтажного жилищного строительства. Жилищный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и Земельный кодекс РФ имеют противоречивый понятийный аппарат и, следовательно — правовой режим, в отношении различных типов жилищного строительства, в том числе в зависимости от количества жилых единиц в жилых зданиях и этажности таких зданий, а также вида застройщика. При этом различные своды правил также определяют данное понятие по-разному, в результате чего возникает неопределенность по вопросу о максимальном количестве этажей в малоэтажном жилом доме. Точное определение малоэтажного строительства влияет на определение кадастровой стоимости земельных участков, а соответственно на налогообложение и на определение величины арендной платы, на порядок и условия освоения земельных участков и на количество административных процедур, которые необходимо пройти застройщику, вопросы регулирования качества строительства и требований, предъявляемым к лицам, осуществляющим деятельность по строительству малоэтажных жилых домов, а также на иные вопросы.

5. Остается незавершенным законодательное оформление необходимых организационных механизмов. До настоящего времени не принят законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» с указанием в качестве объекта соглашения о государственно-частном партнерстве жилья экономического класса. Без такого указания реализация проектов жилищного строительства с применением различных форм государственно-частного партнерства, предусмотренных законопроектом будет невозможна.

6. Действующая система налогообложения земельным налогом создает серьезные трудности для реализации долгосрочных комплексных проектов освоения территории. При таком правовом регулировании на застройщика кроме строительства всех объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также социальных объектов возлагается еще и дополнительное налоговое бремя. Необходим дифференцированный подход к налогообложению различных проектов застройки в зависимости от объемов и сроков строительства объектов.

Читайте также:  Строительство новых предприятий это интенсивный или экстенсивный

7. Отдельную проблему составляет законодательное обеспечение качества возводимого жилья. Либерализация законодательства, связанная с введением института саморегулирования в сфере проектирования и строительства, привела к снижению уровня проектирования и качества проектов.

На рынке функционирует множество мелких проектных организаций по проектированию жилья без достаточного опыта знаний, уровня компетенции и необходимой информационной базы. Основным критерием для получения разрешения на проектирование, помимо оформления необходимых документов, стала уплата взносов для вступления в саморегулируемую организацию (СРО). Однако СРО на практике слабо контролируют качество проектов, непосредственный контроль за деятельностью СРО предусматривает только периодическую отчетность, региональные органы власти не имеют права влиять на работу СРО и привлекать к ответственности СРО по нарушениям, допущенным членами СРО. Также фактически малозначима роль СРО в сфере контроля управления качеством строительства: в силу отсутствия законодательно закрепленных организационных, технических, финансово-экономических (рыночных) рычагов воздействия и текущего систематического контроля допускается низкое качество строительных работ.

8. В числе законодательных проблем можно отметить отсутствие требования обязательного страхования при осуществлении строительной деятельности. Правовой механизм обязательного страхования позволил бы обеспечить защиту имущественных интересов лиц, вкладывающих денежные средства в строительство, а также лиц, реализующих инвестиционные проекты на рынке строительства.

Страхование ответственности строителя перед своими контрагентами за несвоевременную сдачу объекта в эксплуатацию, некачественное выполнение строительных работ и т. п. относится к страхованию ответственности по договору, которое возможно, если только это предусмотрено законом. Однако ответственность подрядчика в законодательстве не предусмотрена.

При этом страхование договорной ответственности возможно только при прямом указании закона. Страхование позволяет на всех стадиях инвестирования и выполнения работ не только возмещать страхователю внезапные и непредвиденные убытки, возникающие при строительстве, но и защищать капиталовложения в строительство. Кроме того, страхование позволяет экономить финансовые средства за счет отказа от создания резервных фондов на случай возникновения ущерба, что дает возможность подрядчику использовать эти средства в качестве работающего капитала. При возникновении страхового случая восстановление может быть произведено значительно быстрее за счет возмещения страховщиком дополнительных расходов, связанных со срочной доставкой стройматериалов, техники, оплатой расходов по расчистке территории и сверхурочных работ.

9. Существует также ряд правовых проблем смежных с другими отраслями права, например, с трудовым. Так, частые нарушения трудового законодательства при производстве строительных работ связаны с использованием иностранных работников. Для производства строительных работ застройщики выбирают в основном дешевую, неприхотливую рабочую силу — граждан соседствующих, менее экономически развитых стран. Возникает вопрос о квалификации таких работников и о надежности возведенной ими конструкций. Какие-либо требования к подтверждению квалификации привлекаемой иностранной рабочей силы в законодательстве отсутствуют.

Таким образом, в настоящее время на федеральном уровне нормативная правовая база, регулирующая сферу рынка жилищного строительства, в целом сформирована. Вместе с тем, практика строительства показывает, что необходимы определенные усовершенствования законодательства на региональном и местном уровнях.

Рецензенты:

Тараканов О. В., д.т.н., профессор, декан факультета «Управление территориями», заведующий кафедрой «Кадастр недвижимости и право» ПГУАС, г. Пенза;

Хаметов Т.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Землеустройство и геодезия» ПГУАС, г. Пенза.

Источник: science-education.ru

Научная статья на тему «Проблемы точечной застройки территорий»

Аннотация: В статье рассматривается точечная застройка как одна из актуальных проблем современного градостроительства.

Научные Статьи.Ру / Примеры / Научные статьи / Строительство / Научная статья на тему «Проблемы точечной застройки территорий»

Аннотация: В статье рассматривается точечная застройка как одна из актуальных проблем современного градостроительства.

Источник: bank.nauchniestati.ru

Строй-справка.ру

Проблемы организации сложившихся селитебных территорий

Проблемы организации сложившихся селитебных территорий

По традиции планировочные решения реконструкции жилых территорий в России разрабатывают на базе структурных планов, концепций и целевых программ развития определенного района города или его части. Исходными служат положения, определяющие общегородские требования к территориям и застройке, заложенные в документы стратегического планирования — генеральные планы развития городов.

Проекты планировки локальных территорий являются связывающим звеном — мостиком между градостроительным и объемным проектированием. На этом уровне создается концепция реконструкции микрорайона, одного или нескольких кварталов, их частей или жилой группы. Без этого нельзя приступать к архитектурному проектированию здания.

Жилая среда предназначена для непроизводственной деятельности большинства населения, объединяющей различные формы отдыха, хозяйственно-бытовых действий семьи и воспитания детей. Для небольшой части жителей эта среда может одновременно служить местом работы, например для надомников или работников учреждений обслуживания. Удобство выполнения этих функций предопределяется планировочным решением территории.

В 80-х годах XX в. градостроители начали исходить из того, что общество должно рассматривать жилую среду как наиболее интимную часть города. Видеть ее максимально гуманной, созданной с уважением к человеческому достоинству. Проблема заключалась не только в том, чтобы отказаться от безликости псевдоэкономичного типового строительства. Блочно-бетонная архитектура подавляет человека и не может вызвать никаких эмоций кроме отчужденности и самоуничтожения. Прослеживается тенденция «очеловечивания» жилой среды, возведения сомасштабной с человеком застройки, функционального подчинения планировочных элементов территории удобству быта и досуга конкретной группы жителей, а не населения усредненного демографического состава.
Уже тогда считали: только адресное проектирование, удовлетворяющее социально-культурные запросы коллективного и даже индивидуального жителя, позволит создать жизнеспособную, наделенную индивидуальными чертами жилую среду.

Такой подход порождает некоторую неопределенность, поскольку необходимо учитывать интересы разных категорий жителей, проводить социологические обследования среди горожан, выяснять их расположенность и приоритетность тех или иных факторов, из которых складывается окружающая городская среда.
В прошлые десятилетия учет социальных запросов стоял не так остро. В конечном счете градостроительные условия диктовали управленческие структуры, централизованно финансирующие развитие и строительство городов. Социальные же вопросы в значительной мере терялись среди таких первоочередных, как дальнейшая индустриализация, укрепление материально-технической базы государства и рост его обороноспособности.

Сейчас степень неопределенности возросла. И дело не только в том, что страна вступила в переходный период неустойчивой экономики. Градостроительство приобретает социальную направленность и неопределенность, сказывается прежде всего на уровнях проектирования и реконструкции локальных старогородских жилых территорий. Особо остра проблема инвестирования капитальных вложений в реализацию замыслов преображения городской среды.

Поиску путей сочетания старого и нового уделяется много внимания. Осуществляют социальное переустройство городской среды, создавая иерархическую систему планировки с функциональным зонированием территории. Разрабатывают ступенчатую систему обслуживания. Намечают ее улучшение на исторических территориях и восстановление облика застройки.

Во-вторых, увязать изменения пространственной системы, вызванные прежде всего общегородскими потребностями развития, с социальными интересами населения. Они разнообразны и нередко противоречивы.

Так, одни готовы мириться с экологической небезопасностью жизни ради сохранения привычного быта, доступности всех форм социально-бытового обслуживания, административных учреждений и мест приложения труда. У других приоритетом является окружение жилья экологически чистой средой, близость мест отдыха и спорта. Во имя этого они готовы поступиться транспортной доступностью.

В развитых странах строительство многоэтажных зданий не всегда обеспечивает должный социальный эффект, поскольку их привлекательность не однозначна. В условиях рынка возможен выбор между таким коллективным жильем и разными видами индивидуального, в том числе коттеджного. Западные специалисты еще в шестидесятых годах выявили закономерность: квартиры многоэтажных домов пользуются спросом в обществах, развитых до определенного предела. В странах с высоким уровнем жизни меняется отношение к месту проживания и люди начинают тяготеть к полноценно изолированному комфортабельному жилью, расположенному в экологически благоприятных поселениях.

Социальный подход к решению планировочных задач бесспорен, когда развитие городской структуры ориентировано на муниципальное и федеральное финансирование. Городские власти способны регулировать рублем процесс реконструкции в различных его проявлениях. Тогда и горожане опосредованно принимают участие в разработке решений, голосуя на выборах и отзывая депутатов, не оправдавших их надежд.

Социальные установки населения приобретают особое значение, когда реконструкция ориентирована на внебюджетное финансирование. При привлечении частных инвесторов их интересы, как правило, вступают в противоречие со сложившимися стереотипами и бытом рядовых горожан, проживающих на подвергающейся преобразованию территории. В этом случае необходим планировочный регламент, регулирующий деятельность частных
инвесторов.

Градостроительный проект в большей степени является предметом политической и финансовой деятельности, а не архитектурно-пространственной программы развития и реконструкции городской территории. Как показала практика развитых стран с устоявшейся рыночной экономикой, городские объекты —земли, здания и сооружения —становятся объектами торгов и, что особенно важно, соглашений.

Необходим поиск компромисса между участниками градостроительных процессов. С одной стороны,между муниципалитетами, отстаивающими общегородские интересы, и жителями района, поскольку их интересы в большинстве случаев не совпадают с городскими. С другой стороны, особо значительной — процесса выработки на уровне проектов детальной планировки таких решений, которые были бы приемлемы как для городских властей, так и для частного капитала,— потенциального инвестора в реконструкцию и развитие территории.

Устоялись две школы выработки компромисса: европейская и американская. Первая имеет уклон в сторону социального планирования и рассчитана на централизованную реализацию в основном за счет государственного и муниципального капитала. Согласно второй предусматривается регулирование реконструкции путем жестких ограничений на условия продажи и перепродажи участков городской земли, но обязательно с участием учреждений местного самоуправления и населения района.

Процесс компромисса и поиска альтернативных решений специалисты делят на три ступени. На первой разрабатывают стратегию градостроительной политики и концепцию реконструкции. Тогда готовится документ, регламентирующий механизм управления развитием городской застройки и взаимодействие с частными инвесторами.

На второй, называемой «управлением проектирования», организовывается функционально-планировочное пространство и разрабатываются мероприятия, направленные на восстановление или трансформацию застройки и обновление ее облика. На этой стадии необходимо привлечение всех указанных выше участников процесса.

Без концепций финансирования, согласия пользователей земли и строений на их обновление, а тем более трансформацию проектные разработки могут оказаться неосуществимыми. На третьей ступени — управления реализацией градостроительных планов — требуется индивидуальный подход к освоению градостроительных модулей. Необходимы уточняющие локальные планы, разрабатываемые под определенного инвестора.

Проект детальной планировки, жестко ограничивающий реконструктивные мероприятия, можно разрабатывать, когда определен заказчик. В этом случае состав проекта почти традиционен, в противном, необходимы гибкие планы, способные адаптироваться под индивидуальные потребности многих заказчиков. Здесь прослеживается закономерность: чем больше ограничений заложено в проект, тем сложнее реализация локального плана.

Реконструируя жилую застройку на уровне планировки ограниченных старогородских территорий, преследуют три цели. Это в первую очередь оздоровление зданий и жилой среды. Во-вторых, социальное переустройство планировки и культурно-бытового обслуживания населения и, в третьих, обновление и улучшение внешнего облика зданий и внутриквартальных земельных участков.

Исходя из принципов социально-адресного проектирования максимально сохраняют сложившийся быт горожан. Опыт многих развитых стран говорит о том, что кардинальной перестройкой нарушается преемственность использования территорий поколениями. Дети и внуки отселенных в связи с реконструкцией коренных жителей находят места обитания в других районах города, реже — вблизи родителей, но, как правило, не возвращаются в обновленную застройку, где жили их деды.

Приведенные в порядок кварталы по прошествии времени и по мере старения зданий становятся пристанищем пришлых людей. Такой факт имеет место в ряде городов Германии. Их обновленные территории спустя 40—50 лет оказались заселенными выходцами из Африки и Азии. Аналогичные факты имеют место и в некоторых городах Франции.

Одним из методов сохранения коренных жителей на реконструируемых территориях является волновая реконструкция. Ее принцип заключается в освобождении капитально ремонтируемого здания путем заселения расположенного рядом и ранее отремонтированного. После завершения работ в отселенном доме его заселяют жильцами из соседнего, намеченного к реконструкции. Этот процесс идет последовательно вплоть до полного завершения всех работ на территории.

Проектные разработки нацеливают на создание наделенной индивидуальными чертами жилой среды. Наряду с другими факторами в первую очередь учитывают потребности незанятой категории горожан: пенсионеров, домохозяек и детей. К ним примыкают инвалиды, которые могут участвовать в общественной жизни только при условии выполнения целого ряда мероприятий планировочного характера, направленных на облегчение передвижения и удобство пользования средой обитания.

Поэтому в зарубежной, а теперь и отечественной практике прослеживается тенденция смещения акцентов досуга в сторону организации мелких квартальных или микрорайонных «клубов по интересам» с множеством небольших кружков и секций. Эти клубы, часто совмещенные с кафе или барами, более полно отвечают потребностям жителей в общении, способствуют активной деятельности пенсионеров, их сплочению и повышению культурного уровня. Как показала практика, клубы привлекают людей к участию в коммунальных и общественных процессах жилого образования.

К этой проблеме примыкает, вырастая в самостоятельную, культовую,— размещение в городе церквей, мечетей, синагог, будийеких храмов и молельных домов, возводимых в местах компактного проживания религиозных общин традиционных конфессий. Современные градостроители не имеют опыта построения систем культовых сооружений, а простое перенесение предшествующего опыта и традиций не всегда сможет дать положительные результаты в условиях функционирования современного многоэтажного города и устремившейся вверх застройки.

Выбор земельного участка для храма — задача довольно сложная. В старину храмы строили на возвышениях по определенным признакам, выбирая «святое место». Теперь же в современном городе такое место выбрать не так просто.

В центральных старогородских районах проблема менее сложна, чем в новых, поскольку среди старой застройки места расположения церквей известны. Да и многие сооружения достояли до наших дней с разной степенью разрушений.

В «спальных» районах решение задачи представляется несколько более сложной, если новый микрорайон вырос в поле или в бывшем лесу. Если же на месте старого села с церковью, то храм можно поставить на прежнее место или рядом с ним. Однако это проблема не столько муниципальных властей и архитектурно-планировочных организаций города, сколько священноначалия.

Читайте также:  Виды контрактов в строительстве epc

Для решения всех перечисленных задач градостроителям необходимо привлекать органы управления конфессиями. Как видно, необходимо разрабатывать программы развития городских культовых систем, выбора места размещения и вместимости храмов. Поскольку нормативных документов, регламентирующих вопросы вероисповедания, нет и не может быть по определению, центральные религиозные организации могут создавать соответствующие документы рекомендательного или методического характера.

Планировочную структуру селитебной территории традиционно строят, исходя из предпосылки минимизации затрат времени на социально-бытовые передвижения. Учреждения обслуживания размещают, учитывая чистоту посещения населением. Чем чаще возникает потребность в этих учреждениях, тем ближе к потребителю их располагают.

Повышение подвижности населения и здесь вносит свои коррективы в установившиеся планировочные методы. Сейчас не всех потребителей услуг считают местными жителями данной территории, а делят на три категории. К первой относят традиционно передвигающихся пешком по маршруту «дом — магазин —дом», или «работа —магазин —работа», т. е. живущих или работающих поблизости.

Во вторую категорию включают возвращающихся после работы домой по пути «работа — магазин—дом». К третьей в крупных городах причисляют приезжих из других районов или населенных пунктов агломерации, обычно по маршруту «дом —магазин —дом». Учитывают маршруты потребителя, общественно-торговые центры размещают у жилых групп, остановок общественного транспорта, выносят к пунктам пересадки со скоростных путей сообщения на местные или местам крупных стоянок индивидуального транспорта.

Иерархическую структуру селитьбы формируют, исходя из принципа многоступенчатости. Первым, наиболее крупным образованием на селитебной территории является планировочная зона. Следующие ступени — это жилой район, потом микрорайон или группа кварталов, расположенных между скоростными магистралями. Наконец, первичная структурная единица территории —жилая группа или жилое образование, занимающее часть квартала.

Проблема организации современной среды обитания при реконструкции имеет свои особенности, поскольку планировочная структура и застройка старых кварталов созданы в другие социально-экономические эпохи и с трудом поддаются приспособлению к новым функциям. Задача реконструкции заключается в том, чтобы максимально сохранить исторически ценную застройку и одновременно вдохнуть в нее новую жизнь.

С позиций градостроительного вмешательства в историческую среду старого города в России признана концепция деления городских земель на зоны: заповедные, охранные и регулирования. Они объединены одним термином «защитные», где на вмешательство в градостроительный ландшафт накладываются определенные ограничения разной степени жесткости.

Заповедные зоны — первый вид с наиболее строгими ограничениями, организовывают в пределах архитектурных ансамблей. Это не только кремли, монастыри, усадьбы и парки, площади и улицы, имеющие границы в виде крепостных стен, оград и естественных преград. К этому виду относят уникальные и целостные градостроительно-планировочные ансамбли, например древний центр города, если даже он частично утратил отдельные элементы.

Охранные зоны наиболее разнообразны. Это территории трех категорий.

Первые, примыкающие к отдельно стоящим среди чуждой среды истори-ко-архитектурным памятникам. Границы этих территорий задают с учетом создания условий, обеспечивающих обзор памятника. Масштаб и архитектуру старых и новых сооружений согласовывают со средой, высоту ограничивают возможностью просмотра доминанты с наиболее выигрышных точек зрительского восприятия (рис. 1.4).

Вторая категория территорий — градостроительные образования, где весь городской ландшафт является историческим памятником. Его основную часть составляет специфичная для данного города застройка. Она характерна тем, что наряду с архитектурно ценными сооружениями здесь преобладают здания, представляющие интерес как элементы исторической среды города.

Территории третьей категории — это участки вокруг заповедных зон памятников, застройка которых может влиять на их восприятие. Здесь раскрытие перспектив обзора с дальних подходов должны решаться планировочными методами.

Зоны регулирования представляют собой территории, примыкающие к внешним границам охранных зон. На этих территориях ограничения не так жестки, допускается более радикальное преобразование застройки. Новое строительство разрешают, но с ограничением этажности, обеспечением обзора доминант основного ядра крупных историко-архитектурных ансамблей с дальних подходов (см. рис. 1.4).

Рис. 1.4. Анализ историко-архитектурной ценности застройки:
а — схема обзора памятника в плане; б — схема для определения высоты застройки, не ограничивающей обзор отдельно стоящего памятника; в — то же, панорамного обзора заповедной зоны; 1 — памятники архитектуры; 2 — здания опорного фонда; 3 — элементы малоценной застройки; 4 — проектируемая застройка, которая может стать экраном; 5 — то же, нежелательным фоном; о —смотровые площадки и точки оптимального обзора

Не исключают возможность изменения планировки, но при условии сохранения преемственности со сложившейся структурой.

В настоящее время реконструкция представляет собой основную форму градостроительной деятельности в России. Как видно, такая ситуация сохранится и в перспективе. Сейчас наблюдается тенденция реорганизации планировочной структуры центров городов, преобразование исторической среды и отдельных зданий.

В районах относительно более позднего освоения имеет место реконструкция находящихся на грани разрушения полносборных пятиэтажек, создания вокруг них полноценной с современных позиций среды обитания, благоустройство межмагистральных территорий, приспособление их к передаче в управление товариществам жильцов, расположенных на этих территориях домов.

Наиболее сложна модернизация центральных зон. Ее подчиняют определенному сценарию дальнейшего использования застройки и территорий. Эти сценарии разрабатывают на общегородском уровне. Определяют привлекательность с тех или иных позиций отдельных составляющих планировочных образований, выявляют объекты тяготения и интенсивность их использования горожанами. Устанавливают приоритеты развития и только на основе этого дают рекомендации по регламенту реконструктивных мероприятий.

Основным объектом реконструкции на локальных территориях являются не здания, а отдельные планировочные образования, даже такие небольшие, как участок на территории квартала. Главное условие такой реконструкции — это режим ограничений, связанных с охраной исторической среды и ее использованием как элемента планировочной зоны города.

Характер обновления городской среды последовательно меняется по мере удаления от исторического ядра города. С позиций режима реконструкции его территорию районируют. Примером такого районирования является схема на рис. 1.5. К первому району, где расположена охранная зона, относят ядро центра крупного города с историческим ландшафтом.

Здесь допустимы незначительные преобразования локального характера, не нарушающие изначально заложенные внешние свойства планировки и застройки.

Рис. 1.5. Схема пространственно-планировочной структуры города:
1 — охранная зона исторического центра; 2 — зона регулирования исторической застройки; 3 — сложившаяся промышлен-но-жилая зона; 4 — планировочные зоны, имеющие историко-архитектурные ограничения; 5 — то же не имеющие; 6 — центры планировочных зон; 7—направления приоритетного развития территории города

Как правило, необходима разборка малоценных строений позднего периода для обеспечения обзора и скрытая реконструкция — преобразование внутриквартальных участков, не влияющее на внешний облик улиц и площадей.

Во второй район с зонами регулирования включают периферию центрального ядра. Здесь возможны упорядочение планировочных систем и создание новых архитектурных комплексов, но при условии гармоничного сочетания старого с новым. Эти мероприятия, как правило, преследуют цели санации среды. Некоторые заброшенные, застроенные малоценными домами или освобождающиеся за выносом вредных предприятий участки осваиваются вновь. В некоторых случаях допускают значительные преобразования, но с применением традиционных для данного города методов формирования застройки, например квартальной со зданиями по периметру.

В третьей зоне, обычно являющейся промышленным поясом, не действуют строгие ограничения охраны исторической среды, за исключением вкрапленных участков отдельных архитектурных ансамблей. Здесь требуется радикальная модернизация промышленности и жилья с его санацией.

Нужны мероприятия городского уровня. К ним относятся реорганизации промышленных предприятий в сторону безотходных производств, создание полифункциональных зон с научными и производственно-научными предприятиями. Нужна и модернизация жилых кварталов с их благоустройством и развитием системы учреждений социально-бытового обслуживания.

В экстенсивно растущем городе важно решение проблемы «прокола» промышленного пояса по приоритетным направлениям. Это необходимо для транспортных связей новых районов, как правило, жилых с центром, что является очень сложной задачей общегородского уровня. Подобное мероприятие необходимо и в городах-центрах агломераций, где следует обеспечить удобную связь с поселениями, расположенными вокруг этого центра.

Все эти мероприятия связаны с земельным переделом. Для этого нужны проекты межевания территорий. Их разрабатывают для застроенных зон и других планировочных элементов города с целью установить границы участков землепользования. В старогородской застройке, где сохранилась преемственность такого пользования, эти границы можно установить по архивным документам городских дум, в том числе планам.

В процессе межевания, особенно на экстенсивно застроенных территориях, обычно выявляются участки, площадь которых превышает градостроительные нормы. Часть таких территорий выделяют для нового строительства, возведения объектов недвижимости.

В некоторых городах земельная реформа проведена без законодательного разрешения на федеральном уровне. В таких городах иногда возникает потребность передела границ землепользования, например в целях реализации планов градостроительного развития определенной зоны города. Тогда для государственных или муниципальных нужд участки, ранее переданные в долгосрочную аренду, а возможно и собственность, изымают или выкупают в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

При разработке планов развития или реконструкции территорий в последние года стали считаться с новой ситуацией. Учитывают правовые аспекты градостроительного проектирования.

Источник: stroy-spravka.ru

Современные проблемы благоустройства городской среды

В статье рассмотрены современные проблемы благоустройства урбанизированной среды.

Ключевые слова

Текст научной работы

В условиях повышенных антропогенных нагрузок, дискомфортности городов и поселков из-за загрязнения воздушной среды выбросами автотранспорта и промышленных предприятий благоустройство и озеленение населенных мест приобретает особое значение. Во многих городах мира в бедственном положении находятся объекты озеленения — сады, парки, скверы. В Российской Федерации зеленые зоны находиться в катастрофическом состоянии. В целом во всем мире делаются значительные усилия по озеленению и благоустройству городского хозяйства [1,3,4].

Повышенная загазованность и запыленность воздуха, неблагоприятные физико-механические свойства почвы, асфальтовое покрытие улиц и площадей, наличие подземных коммуникаций и сооружений в зоне корневой системы, дополнительное освещение растений в ночное время, механические повреждения и интенсивный режим использования городских насаждений населением — все это оказывает постоянное негативное влияние на жизнедеятельность растений в условиях городской среды и приводит к преждевременному отмиранию деревьев, задолго до наступления естественной старости. Немалую роль в процессе деградации природной среды и ухудшения здоровья населения играет промышленное производство, и в частности химическая отрасль, которая только по объему сброса загрязненных сточных вод занимает второе место среди промышленных производств [1,3,4].

Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ [2], «Благоустройство территории поселения (городского округа) — комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории».

В соответствии с приказом минэкономразвития «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» [3], благоустройство территории представляет собой комплекс мероприятий по инженерной подготовке [4], обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства.

Объектами благоустройства территории являются территории муниципального образования [5], на которых осуществляется деятельность по благоустройству: площадки, дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории административных округов и районов городских округов, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой), другие территории муниципального образования.

Элементы благоустройства территории — это декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, растительные компоненты, различные виды оборудования и оформления, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные сооружения, наружная реклама и информация, используемые в качестве составных частей благоустройства. Таким образом, к элементам благоустройства относятся [3,4]:

Элементы инженерной подготовки и защиты территории

Элементы инженерной подготовки и защиты территории необходимы для обеспечения безопасного и удобного использования территории, ее защиты от неблагоприятных явлений природного и техногенного характера. Проектирование элементов производится в составе мероприятий по организации рельефа и стока поверхностных вод, задачи которых определяются в зависимости от функционального назначения территории и целей ее преобразования и реконструкции. Организация рельефа должна быть ориентирована на максимальное сохранение рельефа, почвенного покрова, имеющихся зеленых насаждений, условий существующего поверхностного водоотвода, использование вытесняемых фунтов на площадке строительства.

Озеленение является элементом благоустройства и ландшафтной организации территории. Оно обеспечивает формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание созданной или изначально существующей природной среды на территории муниципального образования.

Выбор типов насаждений определяет объёмно-пространственную структуру насаждений и обеспечивает визуально-композиционные и функциональные связи участков озелененных территорий между собой и с застройкой населенного пункта.

На территории муниципального образования используются такие виды озеленения как стационарное (посадка растений в грунт) и мобильное (посадка растений в специальные передвижные емкости: контейнеры, вазоны и т.п.). Эти виды озеленения используются для создания архитектурно-ландшафтных объектов (газонов, садов, цветников, площадок с кустами и деревьями и т.п.) на естественных и искусственных элементах рельефа, крышах (крышное озеленение), фасадах зданий и сооружений ().

Зеленые насаждения являются основными элементами художественного оформления. Объектами озеленения называется земельный участок, на котором составляющие ландшафта (рельеф, водоемы, растения) и строительные сооружения взаимосвязаны и предназначены для удовлетворения потребностей в отдыхе на открытом воздухе.

Основа системы озеленения современного города — насаждения на жилых территориях (во дворах при группах домов, в садах жилых районов и микрорайонов), на участках школ, детских учреждений. Их дополняют насаждения общегородского и районного значения в парках культуры и отдыха, детских, спортивных и других специализированных парках, в скверах и на бульварах, на промышленных, коммунально-складских территориях, на полосах отвода земель для транспортной коммуникации, а также заповедники, санитарно-защитные и водоохранные зоны. Озеленение должно проводиться по научно обоснованным принципам и нормативам. Предусматривается равномерное размещение среди застроек садов, парков и других крупных зелёных массивов, связанных бульварами, набережными, озеленёнными полосами между собой и связанными с пригородными лесами и водоёмами в единую и непрерывную систему. Также при строительстве необходимо следить за сохранением максимального количества существующих насаждений.

Читайте также:  Лист в строительстве что это

Безопасное и комфортное передвижение на территории муниципального образования обеспечивает покрытие поверхности. Покрытия формируют архитектурно-художественный облик среды. Существуют следующие виды покрытий:

  • твердые (капитальные) — монолитные или сборные, выполняемые из асфальтобетона, цементобетона, природного камня и т.п. материалов;
  • мягкие (некапитальные) — выполняемые из природных или искусственных сыпучих материалов (песок, щебень, гранитные высевки, керамзит, резиновая крошка и др.), находящихся в естественном состоянии, сухих смесях, уплотненных или укрепленных вяжущими;
  • газонные, выполняемые по специальным технологиям подготовки и посадки травяного покрова;
  • комбинированные, представляющие сочетания покрытий, указанных выше (например, плитка, утопленная в газон и т.п.).

На территории муниципального образования не рекомендуется допускать наличия участков почвы без перечисленных видов покрытий.

К элементам сопряжения поверхностей обычно относятся различные виды бортовых камней, пандусы, ступени, лестницы. Бортовые камни устанавливаются на стыке тротуара и проезжей части для предотвращения наезда автотранспорта. Лестницы должны предусматриваться при уклонах пешеходных коммуникаций более 60%, а в местах размещения учреждений здравоохранения и других объектов массового посещения, домов инвалидов и престарелых при уклонах более 50%, сопровождая их пандусом.

На территории муниципального образования применяют различные виды ограждений, различающиеся: по назначению (декоративные, защитные, их сочетание), высоте (низкие — 0,3-1,0 м, средние — 1,1-1,7 м, высокие — 1,8-3,0 м), виду материала (металлические, железобетонные и др.), степени проницаемости для взгляда (прозрачные, глухие), степени стационарности (постоянные, временные, передвижные). Проектирование ограждений рекомендуется производить в зависимости от их местоположения и назначения согласно ГОСТам, каталогам сертифицированных изделий, проектам индивидуального проектирования.

Малые архитектурные формы

К малым архитектурным формам (МАФ) относятся: элементы монументально-декоративного оформления, устройства для оформления озеленения, водные устройства, городская мебель, коммунально-бытовое и техническое оборудование на территории муниципального образования.

К устройствам для оформления озеленения относятся трельяжи, шпалеры, перголы, цветочницы, вазоны. Трельяж и шпалера — легкие деревянные или металлические конструкции в виде решетки для озеленения вьющимися или опирающимися растениями. Пергола — легкое решетчатое сооружение из дерева или металла в виде беседки, галереи или навеса, используется как «зеленый тоннель», переход между площадками или архитектурными объектами. Цветочницы, вазоны — небольшие емкости с растительным грунтом, в которые высаживаются цветочные растения.

Водные устройства выполняют декоративно-эстетическую функцию, улучшают микроклимат, воздушную и акустическую среду. К ним относятся фонтаны, питьевые фонтанчики, бюветы, родники, декоративные водоемы.

Мебелью муниципального образования являются различные виды скамей отдыха, размещаемые на территории общественных пространств, рекреаций и дворов; скамей и столов — на площадках для настольных игр, летних кафе и др.

Уличное коммунально-бытовое оборудование обычно представлено различными видами мусоросборников — контейнеров и урн.

К уличному техническому оборудованию относятся: укрытия таксофонов, почтовые ящики, автоматы по продаже воды и др., торговые палатки, элементы инженерного оборудования (подъемные площадки для инвалидных колясок, смотровые люки, решетки дождеприемных колодцев, вентиляционные шахты подземных коммуникаций, шкафы телефонной связи и т.п.).

Игровое и спортивное оборудование

Игровое и спортивное оборудование на территории муниципального образования — это игровые, физкультурно-оздоровительные устройства, сооружения и их комплексы.

Следует учитывать, что игровое оборудование должно соответствовать требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации, эстетически привлекательным.

Спортивное оборудование предназначено для всех возрастных групп населения, размещается на спортивных, физкультурных площадках, либо на специально оборудованных пешеходных коммуникациях (тропы здоровья) в составе рекреаций.

Освещение и осветительное оборудование

В различных градостроительных условиях рекомендуется предусматривать функциональное, архитектурное и информационное освещение.

Функциональное освещение (ФО) осуществляется стационарными установками освещения дорожных покрытий и пространств в транспортных и пешеходных зонах. Установки ФО, как правило, подразделяют на обычные, высокомачтовые, парапетные, газонные и встроенные.

Обычные установки представляют собой светильники, расположеные на опорах, подвесах или фасадах на высоте от 3 до 15 м. Применяют в транспортных и пешеходных зонах как наиболее традиционные.

Высокомачтовые установки представляют собой осветительные приборы (прожекторы или светильники), расположеные на опорах на высоте 20 и более метров. Используют для освещения обширных пространств, транспортных развязок и магистралей, открытых паркингов.

Парапетные установки представляют собой светильники, встраиваемые линией или пунктиром в парапет высотой до 1,2 метров, , а также тротуары и площадки. Их применение рекомендуется обосновать технико-экономическими и (или) художественными аргументами.

Газонные светильники служат для освещения газонов, цветников, пешеходных дорожек и площадок. Их предусматривают на территориях общественных пространств и объектов рекреации..

Светильники, встроенные в ступени, подпорные стенки, ограждения, цоколи зданий и сооружений, МАФ, используют для освещения пешеходных зон территорий общественного назначения.

Архитектурное освещение (АО) формируют художественно выразительную визуальную среду в вечернем городе, выявляют из темноты и образной интерпретации памятники архитектуры, истории и культуры, инженерного и монументального искусства, МАФ, доминантные и достопримечательные объекты, ландшафтные композиций, создают световые ансамбли. Архитектурное освещение осуществляется стационарными или временными установками (световые гирлянды, сетки, контурные обтяжки, светографические элементы, панно и объемные композиции из ламп накаливания, разрядных, светодиодов, световодов, световые проекции, лазерные рисунки и т.п.) освещения объектов, главным образом, наружного освещения их фасадных поверхностей.

Световая информация (СИ), в том числе, световая реклама, как правило, должна помогать ориентации пешеходов и водителей автотранспорта в городском пространстве и участвовать в решении светокомпозиционных задач.

Средства наружной рекламы и информации

Размещение средств наружной рекламы и информации на территории населенного пункта рекомендуется производить согласно ГОСТ Р 52044 [6]

Некапитальные нестационарные сооружения

К некапитальным нестационарным сооружениям относят объекты мелкорозничной торговли, попутного бытового обслуживания и питания, остановочные павильоны, наземные туалетные кабины, боксовые гаражи, другие объекты некапитального характера.

Оформление и оборудование зданий и сооружений

Проектирование оформления и оборудования зданий и сооружений включает: колористическое решение внешних поверхностей стен, отделку крыши, некоторые вопросы оборудования конструктивных элементов здания (входные группы, цоколи и др.), размещение антенн, водосточных труб, отмостки, домовых знаков, защитных сеток и т.п

Различают следующие виды площадок: для игр детей, отдыха взрослых, занятий спортом, установки мусоросборников, выгула и дрессировки собак, стоянок автомобилей.

Детские площадки предназначены для игр и активного отдыха детей разных возрастов. Площадки организуются в виде отдельных площадок или как комплексные игровые площадки с зонированием по возрастным интересам.

Площадки отдыха обычно предназначаются для отдыха и настольных игр взрослого населении.

Спортивные площадки, предназначаются для занятий физкультурой и спортом всех возрастных групп населения

Площадки для установки мусоросборников представляют собой специально оборудованные места для сбора твердых бытовых отходов (ТБО) [7-17].

На территории муниципального образования предусмотрены различные виды автостоянок: кратковременного и длительного хранения автомобилей, уличных (в виде парковок на проезжей части, обозначенных разметкой), внеуличных (в виде «карманов» и отступов от проезжей части), гостевых (на участке жилой застройки), для хранения автомобилей населения (микрорайонные, районные), приобъектных (у объекта или группы объектов), прочих (грузовых, перехватывающих и др.).

Пешеходные связи и передвижения на территории муниципального образования обеспечивают пешеходные коммуникации, к которым относятся тротуары, аллеи, дорожки, тропинки.

Связь жилых, общественных, производственных и иных зданий с остановками общественного транспорта, учреждениями культурно-бытового обслуживания, рекреационными территориями, а также связь между основными пунктами тяготения в составе общественных зон и объектов рекреации обеспечивают основные пешеходные коммуникации

Связь между застройкой [18-22] и элементами благоустройства (площадками) в пределах участка территории, а также передвижения на территории объектов рекреации (сквер, бульвар, парк, лесопарк) обеспечивают второстепенные пешеходные коммуникации.

Транспортными проездами признаются элементы системы транспортных коммуникаций, обеспечивающие транспортную связь между зданиями и участками внутри территорий кварталов, крупных объектов рекреации, производственных и общественных зон, а также связь с улично-дорожной сетью населенного пункта.

Благоустройство городов — одна из актуальных проблем современного градостроительства [18-22]. Оно решает задачи создания благоприятной жизненной среды с обеспечением комфортных условий для всех видов деятельности населения. Благоустройство городов включает ряд мероприятий по улучшению санитарно-гигиенических условий жилой застройки, транспортному и инженерному обслуживанию населения, искусственному освещению городских территорий и оснащению их необходимым оборудованием, оздоровлению городской среды при помощи озеленения, а также средствами санитарной очистки.

Благоустройство городов неразрывно связано с градостроительством и является одной из важнейших его составных частей. Задачи благоустройства городов сводятся к созданию здоровых, удобных и культурных условий жизни городского населения. Благоустройство городов решает одну из важнейших проблем современности — оздоровление городской среды методом озеленения территорий города, а также средствами санитарной очистки городских территорий.

Функционирование систем благоустройства города связано с наличием ряда проблем, которые могут быть разделены на финансово-экономические и экономико-организационные [18-22].

К финансово-экономическим проблемам территории относится проблема дефицита финансовых ресурсов.

Экономико-организационными проблемами являются чрезмерный монополизм, отсутствие конкуренции и неэффективная система управления благоустройством территории [19-21].

В связи с высокой социальной значимостью и бесплатным режимом предоставления услуг основным источником дохода данной группы отраслей городского хозяйства является местный бюджет. Кроме того, предприятия и организации этих отраслей являются монополистами, что обусловлено сложившейся системой управления.

Для повышения качества обслуживания необходимо развитие конкуренции, привлечение к работе предприятий и организаций разных форм собственности. Необходим поиск эффективных форм взаимодействия между хозяйствующими субъектами, уточнения задач местных управленческих структур, выработки наиболее приемлемых организационных форм взаимоотношений в сфере благоустройства городской территории.

Основными проблемами и задачами в сфере садово-парникового хозяйства являются следующие [1,3,4]:

  • недостаточное бюджетное финансирование зеленого хозяйства;
  • необходимость преодоления монополизма и внедрения договорных отношений в данной отрасли;
  • улучшение использования стеллажных, парниковых площадей открытого грунта;
  • внедрение координации планов ремонта и нового строительства зеленых насаждений с аналогичными планами других отраслей городского хозяйства.

Решение названных проблем и задач позволит сократить убыль существующих площадей зеленых насаждений, повысить качество их содержания и улучшить экологическую обстановку в городе.

В сфере уборки и санитарной очистки в целях обеспечения нормативного санитарного состояния города необходимо решить следующие проблемы и задачи:

  • недостаточность бюджетного финансирования;
  • обеспечение сбора и своевременной вывозки из города всех бытовых отходов;
  • обеспечение механизмами работ по уличной уборке и повышение эффективности их использования;
  • обеспечение утилизации и переработки всех бытовых отходов, вывозимых из города.

Выполнение этих задач существенно снизит остроту экологической опасности в городе и вокруг него, улучшит санитарное состояние жилых кварталов и безопасность движения по магистралям города.

Организация благоустройства и озеленения территории муниципального образования регулируется в основном муниципальными правовыми актами, которые принимаются в соответствии с градостроительным и жилищным законодательством, требованиями СНиП и иными федеральными и региональными актами. К числу актов, которые, как правило, должны приниматься органами местного самоуправления, относятся [3,4]:

  1. Правила благоустройства и озеленения территории муниципального образования;
  2. Правила землепользования [23-28] и застройки в муниципальном образовании;
  3. Положения о регулировании градостроительной деятельности на территории муниципального образовании;
  4. Положение о паспорте наружной отделки фасадов зданий и сооружений;
  5. Положение о порядке установки, сдачи в эксплуатацию, учета, замены и сноса временных сооружений на территории муниципального образования;
  6. Паспорта благоустройства прилегающей территории и др.

В городе Вологда для решения вопросов по благоустройству города Вологодская городская Дума утвердила Правила благоустройства [5], которые устанавливают единые и обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами нормы и требования в сфере внешнего благоустройства и содержания территорий.

Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с благоустройством территории муниципального образования, относится к расходным обязательствам муниципального образования и осуществляется в пределах средств, предусмотренных в местном бюджете на эти цели, и в соответствии с объемом фактически выполненных работ по муниципальному заказу.

Основные направления благоустройства [3,4]:

Благоустройство территории муниципального образования «Город Вологда» [5] является комплексной многоаспектной задачей, направленной на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения, повышение качественного уровня жизни горожан.

Вопросы комплексного благоустройства муниципального образования «Город Вологда» [5] решаются на всех стадиях градостроительного и архитектурно-строительного проектирования, а основные направления определяются проектами детальной планировки территорий.

Анализ существующего состояния озелененных территорий города показывает, что в настоящее время в силу объективных причин сформировался ряд проблем, требующих решения. Возраст парков, садов, скверов и набережных на территории города Вологды составляет более 30 лет. Ряд микрорайонов практически не имеет благоустроенных парков, садов и скверов, поскольку зеленые насаждения как живой компонент природы постоянно трансформируются [30-35], древесные растения стареют, теряют свои полезные качества, постепенно отмирают, также вытаптываются газоны, разрушается покрытие дорожек, теряют декоративно-эстетические свойства [36-38] малые архитектурные формы.

Таким образом, задачи благоустройства городов сводятся к созданию здоровых, целесообразных и благоприятных условий жизни городского населения. В решении этих задач все большее значение приобретают внешнее благоустройство, функционально-пространственная структура и предметное оборудование открытых территорий, ландшафтный дизайн [39]. Все более острыми становятся проблемы создания экологически чистых городов, проблемы охраны памятников исторического и культурного наследия народа.

Источник: novainfo.ru

Рейтинг
Загрузка ...