Процесс проектирования объектов капитального строительства
Аннотация
В статье проанализировано определение стадийности проектирования объектов капитального строительства в новых европейских нормативных документах и документах, на которые они ссылаются, и сопоставлено с моделью стадийности проектирования, предложенной в одной из предыдущих работ автора. Также проанализировано, как новый европейский подход к определению стадийности проектирования соотносится со стандартами, действующими сегодня в некоторых странах СНГ.
Abstract
The article analyzes identification of design stages for construction projects in the new European standards and the documents they refer to, and compares it with the model of design stages proposed in author’s previous work. It also analyzeshowthe new European approach to identification of design stages corresponds with the standards in force today in some CIS countries.
Библиографическая ссылка на статью:
Станиславский А.Р. Стадийность проектирования в строительстве: европейский подход // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6049 (дата обращения: 12.09.2022).
Коллективная работа при проектировании объектов капитального строительства
В одной из предыдущих статей [1] мы уже обращались к теме рассмотрения в зарубежных стандартах такого важного элемента жизненного цикла объекта капитального строительства, как проектирование (разработка проектной документации), которое за рубежом, как и у нас, осуществляется в несколько стадий. В статье подчеркивалась значимость знания того, как определяется стадийность проектирования в зарубежных стандартах для эффективной работы с иностранными стандартами и проектной документацией, а также эффективной коммуникации с зарубежными специалистами.
За время работы над упомянутой статьей (июнь 2013 г. – январь 2014 г.) было опубликовано два важных документа, непосредственно касающихся вопросов, обсуждаемых в упомянутой статье. В августе 2013 г. был опубликован и вступил действие Европейский стандарт EN 16310:2013 «Инжиниринговые услуги – Терминология для описания инжиниринговых услуг для зданий, инфраструктуры и промышленных объектов» [2], а в январе 2014 г. Европейский совет архитекторов выпустил программный документ «Объем услуг: Обзор услуг, которые могут предоставить архитекторы в ходе реализации строительного проекта» [3]. В настоящей статье мы проанализируем, как определяется стадийность проектирования в этих новых европейских нормативных документах, а также в документах, на которые они ссылаются, и сопоставим ее с моделью стадийности проектирования, предложенной в [1]. В заключение посмотрим, как новый европейский подход к определению стадийности проектирования соотносится со стандартами, сегодня действующими в некоторых странах СНГ – Украине, Беларуси, Казахстане и России.
Европейский стандарт EN 16310:2013 введен в действие на территории 33[i] государства – членов Европейского комитета по стандартизации (European Committee for Standardization, CEN). По информации технического комитета CEN, разрабатывавшего этот и родственный ему стандарт, EN 16311:2013(инжиниринговые услуги для промышленных товаров) [4], эти документы представляют собой «первые в истории европейские стандарты, относящиеся к инжиниринговым консалтинговым услугам» [5]. Руководитель одной из рабочих групп, разрабатывавших документы, так определяет их цели:
ТОП 10 требований внедрения PLM системы для проектирования объектов капитального строительства
…оба стандарта призваны обеспечить трансграничное сотрудничество между архитекторами и инженерами-консультантами в рамках Европейского Союза. Важно, чтобы эти творческие услуги, оказываемые в разных странах с разными условиями, культурами и строительными традициями, могли пользоваться единой системой координат, позволяющей им понимать друг друга на проектном уровне. … было бы очень хорошо, чтобы и государственные заказчики пользовались той же самой системой координат в своих европейских тендерных процедурах. [6]
Стандарт EN 16310:2013 состоит из предисловия, введения, трех разделов, трех информационных приложений и библиографии. Для целей нашей статьи особый интерес представляют Раздел 3 «Термины и определения» (Terms and definitions), Приложение A «Стадии жизненного цикла строительных объектов: здания, инфраструктура и промышленные объекты» (Stages in the life cycle of built assets: Buildings, Infrastructure and Industrial Facilities) и Приложение В «Подсекторы и дисциплины в рамках объемов работ по зданиям, инфраструктуре и промышленным объектам» (Sub Sectors and Disciplines within the Scope of Buildings, Infrastructure and Industrial Facilities).
В разделе «Термины и определения» дано четкое определение таким понятиям, как «инжиниринг» (engineering) и «инжиниринговые услуги» (engineering services), [ii] «здания» (buildings, B), «промышленные объекты» (industrial facilities, IF), «инфраструктура» (infrastructure, I) и др. Различия между последними тремя терминами заключаются в том, что к зданиям в стандарте относятся «строительные объекты, которые в качестве одной из основных целей обеспечивают укрытие для их обитателей или содержимого» (п.
3.2), к промышленным объектам – «любое стационарное оборудование и/или объект, которые используются в связи с любым процессом или системой или как их часть для целей промышленного производства» (п. 3.17), а к инфраструктуре – «строительные объекты, которые требуются для обеспечения социального развития и эксплуатационных потребностей, например, автомобильные дороги, железные дороги, водные пути и канализационные системы, энергосистемы и сети передачи данных» (п. 3.18). В информационном Приложении В даны перечни конкретных типов объектов, которые стандарт EN 16310:2013 относит к «зданиям», «промышленным объектам» и «инфраструктуре».
Важным свойством глоссария стандарта EN 16310:2013 является то, что во многих случаях определения терминов заимствуются из действующих нормативных документов Европейских Норм (EN) и Международной организации по стандартизации (ISO). Тем самым обеспечивается, с одной стороны, преемственность между стандартами в рамках EN, а с другой, связь с наиболее авторитетной глобальной системой стандартизации, ISO.
Так, определение термина «передача» (handover) (п. 3.16) заимствовано из стандарта EN 15643-4:2012 [7], «проект» (project) (п. 3.28) – из стандарта ISO, адаптированного европейскими нормами, EN ISO 9000:2005 [8], «задание» (п. 3.2) – непосредственно из стандарта ISO 6707-2:1993 [9].
В Приложении А стандарта EN 16310:2013 дана Fig. А1, определяющая жизненный цикл строительных объектов. Эта иллюстрация частично воспроизведена в таблице 1 ниже; интересующие нас стадии проектирования выделены зеленым фоном.
Таблица 1. Стадии и подстадии жизненного цикла строительных объектов по [2].
Подробное описание каждой стадии и подстадии приведено в Table A.1 того же приложения. Стадийность указывается дифференцировано для объектов, относящихся к категории зданий и инфраструктуры (B этапы процесса проектирования, а также определения соответствующих терминов (и их английских эквивалентов) приведены в Разделе 3 «Термины и определения». Перечень этапов и их определения воспроизведены в таблице 4.
Таблица 4. Этапы процесса проектирования и их определения по [11].
Этап (стадия) «Концепция проекта» (Design Concept) на диаграмме процесса проектирования отсутствует и, соответственно, не имеет порядкового номера. Однако этот этап (стадия) четко идентифицирован в разделе терминов и определений ГОСТа, что и отражено в таблице выше.
Теперь посмотрим, как соотносятся описания стадийности проектирования в процитированных нормативных документах, с моделью, предложенной в [1]. Напомним, что в статье, в частности, на основании изучения около 40 международных и национальных стандартов в области капитального строительства было выделено 6 «типичных стадий разработки проектной документации»:
- Стадия 0. Предпроектные материалы.
- Стадия 1. Технико-экономическое обоснование.
- Стадия 2. Эскизный проект.
- Стадия 3. Проект.
- Стадия 4. Рабочая документация.
- Стадия 5. Утвержденная рабочая документация / Документация для тендерных процедур.
Сопоставление стадийности проектирования, изложенной в [2], [3] и [11], с моделью, предложенной в [1], представлено в таблице 5.
Таблица 5. Сопоставление стадийности проектирования в нормативных документах [2], [3] и [11] с моделью, предложенной в [1].
Структурирование стадийности проектирования в нормативном документе ACE [3] и ГОСТ Р 55654-2013 (ISO 16813:2006) [11] также успешно встраивается в модель типичных стадий проектирования [1]. Кроме того, по сравнению с ГОСТ Р 55654-2013, наименования в котором представляют собой, по сути, буквальные переводы терминов ISO 16813:2006 , наименования, предлагаемые моделью, лучше соответствуют отечественной традиции наименования стадий разработки проектной документации. В этом легко убедиться, взглянув на формулировки стадийности проектирования объектов капитального строительства в действующих нормативных документах ряда стран СНГ, приведенные в таблице 6.
Таблица 6.Стадийность проектирования в нормативных документах некоторых стран СНГ.
Сопоставляя структурирования стадийности проектирования в стандарте EN 16310:2013 и в нормативных документах стран СНГ, легко увидеть, что европейские нормативные документы предполагают более глубокую дифференциацию процесса проектирования, чем стандарты СНГ. В стандарте EN 16310:2013 и программном документе ACE – 4 подстадии; в ДБН А.2.2-3-2012 (Украина) – от 2 до 3; СНБ 1.03.02-96 (Беларусь), СН РК 1.01-01-2011 (Казахстан) и ГОСТ Р 21.1101-2013 (Россия) – 2. Поэтому терминологическая увязка индивидуальных стадий (подстадий) проектирования по стандартам этих стран СНГ с подстадиями по европейским нормативным документам потребует уточнения на этапе заключения контрактов.
Кроме того, для российских пользователей с введением в действие в августе 2015 г. ГОСТ Р 55654-2013 (ISO 16813:2006) возникнет проблема увязки терминологии, касающейся стадийности проектирования, с действующим ГОСТ Р 21.1101-2013.
В заключение стоит привести мнение Европейского комитета по стандартизации (CEN) о новых европейских стандартах в области инжиниринговых услуг, мнение, которое, думается, можно отнести также к новому программному документу «Объем услуг» Европейского совета архитекторов (ACE) в части структурирования стадийности проектных работ в области капитального строительства:
…эти новые стандарты не гармонизируют национальные планы работ, но открывают путь всем заинтересованным сторонам для получения общей точки зрения на фактическую стадийность и те инжиниринговые мероприятия, которые имеют место на каждой стадии. [6]
В определенной степени, это мнение справедливо и по отношению к недавно адаптированному в России стандарту ISO 1613:2006 Международной организации по стандартизации.
Как показал наш сопоставительный анализ указанных стандартов, предложенная нами ранее модель типичных стадий разработки проектной документации хорошо сочетается как с новыми европейскими нормативными документами, так и со стандартом ISO. Поэтому эта модель может стать удобным инструментом коммуникации с иностранными коллегами в ходе реализации совместных проектов, в которых применяются эти новые европейские нормативные документы.
[i] Это все 28 государств – членов Европейского Союза, 3 государства – кандидата (Исландия, Македония и Турция), а также Норвегия и Швейцария.
[ii] Разбору этих терминов автором посвящена целая статья [16], поскольку в нормативной литературе по строительству развернутого определения этих терминов на тот момент обнаружено не было. В стандарте EN 16310:2013 инжиниринг определяется как «интеллектуальная деятельность, необходимая для определения, проектирования, создания, эксплуатации и утилизации продукта, процесса или строительного объекта» (п. 3.10), а инжиниринговые услуги как «интеллектуальные задачи, решаемые профессиональными специалистами на одной или на всех стадиях жизненного цикла продукта, процесса или строительного объекта» (п. 3.11).
Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.
https://ekonomika.snauka.ru/2014/10/6049″ target=»_blank»]Источник[/mask_link]
Процесс проектирования объектов капитального строительства
СБОРНИК РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ПРЕДПРОЕКТНОЙ И ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТРОИТЕЛЬСТВА
(вопросы и ответы)
Настоящий Сборник подготовлен ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» на основе вопросов, поступивших в Центр от заказчиков (застройщиков), проектных организаций, организаций, подведомственных органам государственного надзора и органам местной исполнительной власти, и других организаций.
Ответы даются на основании действующего федерального законодательства, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
Сборник предназначен для заказчиков, инвесторов, проектировщиков, строителей, органов исполнительной власти и других участников инвестиционной деятельности в строительстве.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий Сборник разъяснений по предпроектной и проектной подготовке строительства объектов капитального строительства (далее — Сборник), разработанный ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», относится к пособиям, предназначенным для облегчения деятельности проектировщиков при решении ими отдельных конкретных наиболее существенных и распространенных вопросов, возникающих в процессе архитектурно-строительного проектирования, сбора исходных данных и исходно-разрешительной документации, осуществлении авторского надзора за строительством, а также иных вопросов, связанных с разработкой и реализацией инвестиционных проектов. Разъяснения, включенные в сборник, могут быть также полезны для застройщиков (заказчиков), подрядчиков по строительству при решении ими аналогичных задач.
Обращается внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009, документ вида пособия не относится к нормативным правовым актам, издаваемым федеральными органами исполнительной власти.
Как следует из положений статьи 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании», пособие не отнесено также к документам по стандартизации, которые предусмотрены для добровольного применения.
Исходя из изложенного, представляется, что пособия следует отнести к документам, содержащим справочные материалы рекомендательного характера.
Вместе с тем все пособия, разрабатываемые ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», содержат положения, основанные, как правило, на нормах и требованиях действующего законодательства или нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, прошедших государственную регистрацию в установленном законодательством порядке со ссылками на соответствующие конкретные документы, которые подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей законодательству.
Сборник содержит разъяснения на основе законодательной и нормативной правовой базы, действующей на 1 января 2010 года.
I ПОЛУЧЕНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
1 Какими нормативными документами следует руководствоваться проектировщику при переговорах с заказчиком по вопросу получения полного перечня необходимых исходных данных, в том числе в части документов на земельный участок (сведений об использовании земельных участков, сведений о категории земель, сведений о размере средств, требующихся для возмещения убытков правообладателям земельных участков)?
Необходимость представления заказчиком вместе с заданием на проектирование исходных данных обусловлена положениями статьи 759 Гражданского кодекса Российской Федерации. Основной перечень исходных данных, относящихся ко всем объектам строительства, определен пунктом 10 Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87. Уточненный перечень исходных данных определяется применительно к каждому конкретному объекту капитального строительства в зависимости от функционального назначения объекта, места размещения земельного участка, геологических, природно-климатических и других аналогичных условий в соответствии с действующим законодательством.
Сбор исходных данных может быть поручен проектировщику. Стоимость работ по сбору исходных данных является предметом договора между заказчиком и проектировщиком.
— виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с положениями статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ;
— состав и порядок документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую должен соответствовать положениям статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
— перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, подготавливается в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370;
— правила возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 262.
2 Заказчик выдал Исполнителю (проектировщику) исходные данные на проектирование только технологической части проектной документации и выдал Исполнителю аванс в размере 25% от общей стоимости проектных работ; остальные исходные данные Заказчиком было обещано выдать в ходе разработки проектной документации. Нужно ли в этом случае приступать к разработке технологической части проекта или не начинать проектирование до поступления в распоряжение Исполнителя всех необходимых исходных данных? Правомерно ли требование Заказчика, представившего исходные данные только к технологической части проектной документации, о выполнении в указанные Контрактом (договором) сроки проектной документации в полном объеме при отсутствии у проектировщика акта выбора земельного участка под строительство проектируемого объекта капитального строительства?
1. Законодательно понятие «Исходные данные для выполнения проектных и изыскательских работ» зафиксировано в статье 759 Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанной статьёй установлено:
«1. По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
2. Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика».
По общему правилу задание и исходные материалы готовит заказчик. В то же время эту документацию по поручению заказчика может подготовить подрядчик». Указанную точку зрения разделяют и специалисты ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект». Обоснованность указанного мнения можно найти в части 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, где установлено:
«Договором о подготовке проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий, обеспечение технических условий».
Однако технические условия являются одним из документов, содержащих исходные данные и требования для архитектурно-строительного проектирования. Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации может быть на договорной основе поручен заказчиком подрядчику по проектированию (проектировщику). Вместе с тем учитывая, что эта работа является функцией заказчика, она не учтена Сборниками цен на проектные работы и должна оплачиваться отдельно.
3. Наряду с понятием «исходные данные» (ИД) действует также понятие «исходно-разрешительная документация» (ИРД).
«в) «исходно-разрешительная документация» — совокупность документов, содержащих сведения градостроительного, землеустроительного, инвестиционно-экономического характера и иную информацию, необходимую для принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления обоснованных решений о возможности строительства заявленного объекта. К исходно-разрешительной документации для проектирования относятся акт выбора земельного участка, план границ земельного участка, архитектурно-планировочное задание, иные виды и формы документов, устанавливаемых законодательством г.Санкт-Петербурга, строительными нормами и правилами».
Практика показывает, что в процессе предпроектной и проектной подготовки строительства заказчик должен предоставить от 80 до 200 исходных данных и исходно-разрешительных документов, требуемых для осуществления архитектурно-строительного проектирования.
Таким образом, сбор исходных данных и исходно-разрешительных документов это процесс, который осуществляется на протяжении всего периода проектирования и строительства. На указанное обстоятельство указывают в частности положения статьи 12 Федерального закона от 17.11.95 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»:
«Архитектор и юридическое лицо на основании договора с заказчиком (застройщиком) имеют право:
запрашивать и получать от соответствующих органов архитектурно-планировочное задание, иные сведения и исходные документы, необходимые для предпроектных исследований, проектирования и строительства архитектурного объекта».
5. Обращается внимание, что получение некоторых документов возможно только в процессе проектирования, после подготовки исходных данных, требуемых для запроса.
Так, для получения «технических условий подключения» объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения правообладатель земельного участка в соответствии с пунктом 8 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 должен в запросе указать:
«необходимые виды ресурсов, получаемых от сетей инженерно-технического обеспечения»;
«планируемую величину необходимой подключаемой нагрузки (при наличии соответствующей информации)».
«баланс водопотребления и водоотведения подключаемого объекта с указанием видов водопользования, в том числе при пожаротушении;
сведения о составе сточных вод, намеченных к сбросу в систему канализации;
сведения о назначении объекта, высоте и об этажности здания;
сведения о субабонентах».
6.1 Получив аванс и часть исходных данных, требуемых для архитектурно-строительного проектирования, подрядчик был обязан приступить к работе с тем чтобы не сорвать сроки выполнения контракта.
6.2 Сбор исходных данных и исходно-разрешительной документации представляет собой процесс, в котором частично заказчик может действовать самостоятельно, без участия «проектировщика», а частично запрос заказчика должен включать сведения, содержащиеся в проектной документации, подготовленной «проектировщиком».
6.3 Представляется, что в сложившихся условиях заказчик не выполнил своих договорных обязательств в части предоставления исходных данных и условий для подготовки проектной документации на объект капитального строительства (см. подпункт «б» пункта 10 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87), в том числе не предоставил:
«отчётную документацию по результатам инженерных изысканий;
утвержденный и зарегистрированный в установленном порядке градостроительный план земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства;
технические условия, предусмотренные частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно без его подключения к сетям инженерно-технического обеспечения общего пользования (далее — технические условия);
иные исходно-разрешительные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе техническими и градостроительными регламентами».
3 Существует ли установленный порядок оформления задания на разработку проектной и рабочей документации?
После отмены СНиП 11-01-95 «Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» (отменена постановлением Госстроя России от 17.02.2003 N 18) состав задания на разработку проектной документации в отношении объектов капитального строительства различного назначения в настоящее время не регламентирован. При составлении задания на разработку проектной документации следует учитывать положения пункта 14 Правил проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 N 590.
Состав задания на разработку рабочей документации не устанавливался.
4 Можно ли пользоваться при сборе исходных данных и исходно-разрешительной документации такими документами как: Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг*, утв. Минстроем России 06.02.96; Типовое положение по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений, утв. Минстроем России 07.03.97; Рекомендации по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов*, утв. Госстроем России 01.06.98?
* Документ не действует на основании письма Госстроя России от 5 апреля 2004 года N НК-2159/3. — Примечание изготовителя базы данных.
Типовое положение о порядке выдачи исходных данных и технических условий на проектирование, согласования документации на строительство, а также оплаты указанных услуг, утв. Минстроем России 06.02.96, отменено в связи с отказом Минюста России в государственной регистрации (см. письмо Госстроя России от 05.04.2004 N НК-2159/3).
Что касается Типового положения по разработке и составу Ходатайства (Декларации) о намерениях инвестирования в строительство предприятий, зданий и сооружений, утв. Минстроем России 07.03.97, и Рекомендаций по экологическому сопровождению инвестиционно-строительных проектов, утв. Госстроем России 01.06.98, то указанные документы до настоящего времени не отменены, находятся в информационных системах «Гаpaнт» и «Nоrmа CS» в качестве действующих и могут, при необходимости, применяться в качестве справочных и рекомендательных материалов в части, не противоречащей действующему законодательству.
II СТАДИЙНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
5 Возможно ли одностадийное проектирование объектов капитального строительства, задавая стадию «рабочий проект»?
ИсточникСтадии проектирования
Часто у сметчиков возникает вопрос, какие стадии проектирования в настоящее время актуальны, можно ли применять стадии «Обоснования инвестиций» и «Технико-экономические обоснования»?
Градостроительным кодексом РФ проведение государственной экспертизы обоснований инвестиций не регламентировано. Обоснование целесообразности осуществления проектных решений, выбора вариантов проектных решений на основании показателей экономической эффективности может быть выполнено только по инициативе застройщика или заказчика.
Хочется обратить ваше внимание, что действующим Положением об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145, стадийность представляемой для проведения государственной экспертизы проектной документации не регламентирована. В соответствии с указанным Положением проектная документация представляется на государственную экспертизу в соответствии с составом разделов этой документации и требованиями к их содержанию, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, независимо от стадии проектирования.
В соответствии с положениями п. 1.4 Методических указаний по применению Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве изд. 2010 г. распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации, осуществляется, как правило, в соответствии с показателями ПД= 40%РД60% и может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком.
При этом надо помнить, что в отраслевых и специализированных справочниках могут быть установлены иные соотношения ПД/РД, учитывающие отраслевую специфику объекта строительства. Для действующих на сегодняшний момент СБЦ на проектные работы, в которых установлено соотношение ПД- 30% и РД-70%, в соответствии с п. 1.4 разд. I Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве изд. 2010 г.рекомендовано соотношение 40% и 60% соответственно. Для иных первоначальных соотношений удельного веса стоимости проектных работ на стадии ПД и РД новое распределение будет иметь другие показатели.
Учитывая законодательство Российской Федерации в области градостроительной деятельности для строительства, реконструкции объектов капитального строительства, то там предусмотрена подготовка только проектной документации и рабочей документации. Разработка документации на капитальный ремонт осуществляется, как правило, в одну, имеет место совмещение работ по выполнению проектной и рабочей документации, и под термином «техническая документация», цены на разработку которой установлены СБЦ «Нормативы подготовки технической документации для капитального ремонта зданий и сооружений жилищно-гражданского назначения» изд. 2012 г., понимается проектная документация, содержащая необходимые для капитального ремонта проектные решения (проектная документация) и рабочие чертежи (рабочая документация). Следует понимать, что базовые цены на разработку технической документации на капитальный ремонт зданий и сооружений установлены в СБЦ без разделения на стадийность проектирования.
Пунктом 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 г. № 87, в целях реализации в процессе строительства решений, содержащихся в проектной документации,предусмотренаразработкарабочейдокументации, т. е. с введением в действие указанного Положения легитимными проектными документами на законодательном уровне становятся два документа: проектная документация и рабочая документация, что предполагает наличие двухстадийного проектирования, а одностадийное проектирование в виде «рабочего проекта» не предусмотрено.
Источник