Проект на строительство вл 110 кв

Содержание

Подрядная организация за счет внебюджетных средств возводит ВЛ 6 кВ с опорами на базе ж/б стоек СВ 110-5 и СВ 164-12.
При установке опор на базе стоек СВ 110-5 применяется расценка 33-04-003-01 «Установка ж/б од­ностоечных опор ВЛ 0,38; 6-10 кВ с траверсами без приставок». При установке опор СВ 164-12 Заказчик также предлагает применить расцепку 33-04-003-01 «Установка ж/б одностоечных опор ВЛ 0,38; 6-10 кВ с траверсами без приставок».

Считаем, что при установке опор на базе стоек СВ 164-12 должна применяться расценка 33-04-004-01 «Установка одностоечных промежуточных опор ВЛ 35 кВ с ж/б стойками дл. 16,4 м без тросостойки», т.к. согласно технологической карты на установку опор на базе стоек СВ 164 требуется большее количество персонала, для установки обязательно необходим автокран, объемы работ по уст­ройству котлована больше, ввиду большего диаметра и глубины.

Ниже приведена сравнительная таблица требуемого персонала и машин:

Бурильно-крановая машина БКМ

грузоподъемность БКМ — 1,5 т

Установка опоры 110 кВ в рамках проекта по строительству «ВЛ-35 кВ «ПС Газзавод-1-ПС Чернореченская»

грузоподъемности БКМ недостаточно для установ­ки стойки

Таким образом считаем, что Заказчик не прав, требуя применения расценки 33-04-003-01 «Установка ж/б одностоечных опор BЛ 0,38; 6-10 кВ с траверсами без приставок», которая не отражает необ­ходимого нормативного количества ресурсов, минимально необходимых и достаточных для выполнения работ по строительству опор на базе ж/б стоек СВ 164-12, а согласно п. 2.2 МДС 83-35-2004 нормативы в сторону уменьшения не корректируются.

Просим разъяснить правомерны ли действия Заказчика?

Подбор норм (расценок) для определения стоимости отдельных видов строительно-монтажных работ осуществляется из условия наиболее полного соответствия учтенной нормой (расценкой) технологии про­изводства работ и расхода ресурсов (затраты труда, машины и механизмы, материалы), принятому про­ектному решению и применяемой в проекте технологии производства работ.

Согласно типовым технологическим картам для бурения скважин и установки железобетонных опор СВ 110-5 (длина — 11 м, масса — 1,1 т) применяется машина бурильно-крановая БКМ с грузоподъемностью кранового оборудования — 1,25 т. Указанной технологии производства работ и расходу ресурсов соответ­ствует норма (расценка) 33-04-003-1 «Установка железобетонных опор BJI 0,38, 6-10 кВ с траверсами без приставок: одностоечных».

Установка опор СВ 164-12 (длина 16,4 м, масса 3,55 т), согласно типовым технологическим картам, должна осуществляться в пробуренные бурильно-крановой машиной скважины с помощью автокрана. Стоимость работ по установке опор СВ 164-12, в соответствии с п. 1.4 , не может быть определена по норме (расценке) 33-04-003-1, так как технология производства работ и расход ресурсов отличаются от технологии и расхода ресурсов, учтенных в норме (расценке) 33-04-003-1.

Для определения стоимости работ по установке опор СВ 164-12 рекомендуется использовать норму (расценку) 33-04-004-1 «Установка одностоечных промежуточных опор BЛ 35 кВ с железобетонными вибрированными стойками длиной 16,4 м: без тросостойки».

Как спроектировать ЛЭП 0,4-10 кВ за 15 минут

Основы монтажа

Когда яма будет готова, можно начинать устанавливать сами столбы. Для этого обязательно придется использовать специальную технику.

В этом порядке выполняются работы по установке промежуточных опорных железобетонных столбов:

  1. В проделанном в земле отверстии фиксируется доска так, чтобы в нее упиралась нижняя часть столба при подъеме.
  2. От нижней оконечности опоры нужно отмерить 150 см и отметить точку, которая будет обозначать уровень заглубления в почву.
  3. Тяжелый опорный столб поднимается с помощью специальной машины. При этом нужно нижнюю часть столба направить так, чтобы она могла погрузиться в яму. При установке нужно обязательно контролировать высоту, то есть следить за заглублением. Для этого приходится либо поднимать опору повыше, либо подсыпать на дно ямы дополнительный грунт.
  4. Отрегулировать в перпендикулярных плоскостях.
  5. Окончательная фиксация установленной опоры осуществляется посредством утрамбовки грунта.

Железобетонные опорные конструкции отличаются от деревянных прочностью и повышенной устойчивостью к негативным воздействиям окружающей среды. Но их установка невозможно без применения специальной техники, так как они отличаются большим весом.

Железобетонные опоры ЛЭП – классификация по назначению

Классификация железобетонных опор по назначению, не выходит за рамки видов опор стандартизированных в ГОСТ и СНиП. Подробно читать: Виды опор по назначению, а здесь напомню кратко.

Промежуточные бетонные опоры нужны для поддержания тросов и проводов. На них не оказывается нагрузка продольного или углового натяжения. (маркировка П10-3, П10-4)

Анкерные бетонные опоры обеспечивают удержание проводов при их продольном тяжении. Анкерные опоры обязательно ставятся в местах пересечения ЛЭП с железными дорогами и другими естественными и инженерными преградами.

Угловые опоры ставятся на поворотах трассы ЛЭП. На малых углах (до 30°), где нагрузка от натяжения не велика и если нет смены сечения проводов, ставятся угловые промежуточные опоры (УП). При больших углах поворота (более 30°) ставятся угловые анкерные опоры (УА). На конце ЛЭП ставятся анкерные они же концевые опоры (А). Для ответвлений к абонентам, ставятся ответвительные анкерные опоры (ОА).

Установка опор краном и трактором

Установка опор с помощью крана и трактора имеет два варианта:

  • Установка стационарным краном и трактором;
  • Установка трактором и краном на колесной базе.

Установка стационарным краном и трактором

  • Опора укладывается по оси ВЛ. Тяговые тросы крепятся к низу и верху опоры;
  • Нижний трос крепится к лебедке трактора. Кран стоит у котлована и им опора поднимается над землей. При этом лебедкой трактора удерживается низ опоры. В таком «подвешенном виде» опору опускают в котлован;
  • Нижний трос открепляется от лебедки трактора. Теперь к лебедке крепится верхний трос, который начинает натягиваться;
  • Когда ослабнет трос крана, его открепляют, а опору удерживает трактор и две боковые лебедки временными расчалками.

Установка трактором и краном на колесной базе

При такой установке все происходит немного по-другому. Трактор ставят поперек трассы, в метре от котлована. Опора укладывается вдоль трассы на расстоянии 1500-2000 мм от края котлована. Краном опора подминается, а трактором удерживается. Поднимая опору, её край устанавливается в котлован. Трактор усиливает натяжение опоры, при этом ослабевает трос крана.

Когда вся нагрузка перейдет на трактор, кран отсоединяют и отводят на безопасное расстояние. Окончательный подъем опоры производится трактором.

Маркировка опор из бетона

Стоит остановиться на маркировке опор. В предыдущем параграфе я использовал маркировку для опор 10-2. Поясню, как читать маркировку опор. Маркируются железобетонные опоры следующим образом.

  • Первые две буквы указывают назначение опоры: П (промежуточные) УП (угловые промежуточные), УА (угловые анкерные), А (анкерные-концевые), ОА (опора ответвления), УОА (угловые ответвительные анкерные).
  • Вторая цифра, означает для какой линии электропередачи, опора предназначена: цифра «10» это ЛЭП 10 кВ.
  • Третья цифра, после тире это типоразмер опоры. Цифра «1» это опора 10,5 метров, на основе столба СВ-105. Цифра «2» — опора на основе столба СВ-110. Подробные типоразмеры в таблицах внизу статьи.

Установка бетонных опор

Расчет опор производится СНиП 2.02.01-83 и «Руководство по проектированию ЛЭП и фундаментов ЛЭП…». Расчет идет по деформации и по несущей способности.

Чтобы закрепить промежуточную опору типа П10-3(4) нужно просверлить цилиндрический котлован диаметром 35-40 см, на глубину 2000 -25000 мм. Установочный ригель на такую опору не нужен.

Анкерные угловые и анкерные ответвительные опоры, обычно монтируются с установочными ригелями. Обращу внимание, что ригеля могут ставиться на нижний край опоры и подкоса, закапываемого в землю и/или на верхний край опоры, по верху котлована. Ригеля обеспечивают дополнительную устойчивость опоры. Глубина закапывания опоры зависит от промерзания грунта. Обычно 2000-2500 мм.

Особенности установки

Установка железобетонных опор начинается с выкладки деталей для дальнейшей их сборки. Когда конструкцию опоры собирают на земле, ее при помощи крана поднимают в проектной положение и устанавливают в заранее выкопанный котлован. Пустоты заполняются песчано-гравийной смесью. Если грунт обладает малой несущей способностью, то дополнительно устанавливают опорные плиты.

На них ставятся стойки ригелей, к которым прикрепляют опоры. Анкерные плиты устанавливаются для крепления в земле оттяжек или в других случаях, когда того требует проект.

СВ 110-3.5

Стойка СВ 110-3.5

Опоры ЛЭП являются важнейшими элементами электроэнергетики, стойки СВ 110-3.5 для ВЛ 10кВ предназначены для устройства и бесперебойной работы воздушных линий электропередач. Это конструкции, с помощью которых осуществляется удержание проводов воздушных линий электропередач на заданном расстоянии от земли и друг от друга. Помимо основной, несущей, функции железобетонные опоры обеспечивают освещение пространства на улицах, площадках, магистралях в темное время суток.

Опоры ЛЭП, произведенные из железобетона, имеют весомые преимущества по сравнению с другими строительными материалами (существуют также деревянные и металлические опоры). Железобетон не подвержен разрушению под агрессивным воздействием окружающей среды и не наносит вреда экологии, железобетонные изделия подходят для установки даже вблизи чистых источников грунтовых вод. Высокая прочность и сопротивляемость окружающей среде (климатические условия, осадки и находящиеся в воздухе химические вещества) позволяют подвергать стойки СВ 110-3.5 для ВЛ 10кВ длительной эксплуатации (50-70 лет), при этом коснтрукции опор не требуют постоянного техосмотра. Конструкция и материалы опор позволяют эксплуатировать их в среде с агрессивной степенью воздействия в климатических зонах, где температура окружающей среды опускается до -55°С, сейсмичность достигает 9 баллов, а ветровая и гололедная нагрузка соответствует VII и V району по СНиП2.01.07-85.

Читайте также:  Жесткость в строительстве это

В настоящее время энергетическое строительство активно использует жби опоры ЛЭП по всей России, так как они наиболее устойчивы к экстремально низким атмосферным температурам и агрессивным воздействиям окружающей среды. В отличие от деревянной опоры освещения изделия из железобетона не гниют во влажном климате и могут устанавливаться как в городе, так и вдоль автомобильных трасс, железнодорожных путей, в горных или заболоченных местностях и лесных массивах. По сравнению с металлическими изделиями стойки СВ 110-3.5 для ВЛ 10кВ не требуют регулярного технического осмотра, их не нужно периодически окрашивать или оцинковывать для предотвращения коррозии или окисления — бетон предварительно, во время формовки, обрабатывается антикоррозийными и водоотталкивающими присадками.

Разновидности опор

Устанавливать бетонные опоры ЛЭП можно разными методами. Основной из них — это закрепление столбов в почве, при этом можно просто закопать опору в землю или предварительно обустроить для нее фундамент.

Столбы, которые при установке нуждаются в фундаменте, подразделяются на две основные разновидности:

  • Классические. В этом случае опоры должны погружаться в землю и только потом заливаться бетонной смесью. Такая конструкция по-другому именуется рамной или каркасной. Она применяется как составная часть конструкции фундамента.
  • Узкобазовые. Эти столбы сразу устанавливаются на предварительно подготовленные для них металлические или железобетонные сваи.

Различаются железобетонные столбы по своему предназначению. По этой классификации можно выделить 5 основных разновидностей:

  • Угловые железобетонные опоры. Конструкция устанавливается в точках, где линия электропередач должна поворачиваться. Угол поворота может быть разным. Именно поэтому с этой же целью могут применяться и иные типы опорных конструкций.
  • Промежуточные столбы. Такие опоры нужны для обслуживания прямых участков линии электричества. Этот тип конструкции производится с расчетом на то, чтобы поддерживать провода. Однако их не следует применять, если предполагается большая нагрузка.
  • Анкерные опорные конструкции. Такие элементы ЛЭП также устанавливаются на прямых участках. В отличие от вышеописанной, у этой разновидности имеется одна очень важная особенность. Посредством таких столбов можно создать переходные зоны, а это бывает очень необходимо, когда при прокладывании линии рабочие вынуждены сталкиваться с различными препятствиями, через которые нелегко провести провод. Этими препятствиями чаще всего являются преграды природного происхождения (например, высокие деревья), различные инженерные конструкции, которые нельзя демонтировать, а также многие другие сооружения.
  • Концевые железобетонные электрические столбы. Эти опоры устанавливаются в тех точках, где линия освещения начинается или, наоборот, заканчивается.
  • Особая опорная конструкция, помогающая изменить конфигурации в проводах и обеспечить дополнительную поддержку на наиболее трудных участках, где имеются различные разветвления, переходы и перекрещивания линий.

Монтаж железобетонных опор — дело не из простых, которое усложняется тем, что сама конструкция имеет огромный вес. Без использования специальной техники при установке обойтись не получится.

Опоры железобетонные ЛЭП: обзор конструкций, методов производства и установки

Для передачи электроэнергии на расстояние существует необходимость в установке стоек, поддерживающих провода воздушных линий на определенном удалении от земли и друг от друга. Опоры железобетонные ЛЭП в нашей стране пользуются большим спросом. Не менее половины всех опорных конструкций электросетей изготовлены из этого материала.

Технология установки опор кранами

Технология установки опор первыми тремя механизмами в принципе одинаковая. Собранная опора укладывается по оси воздушной линии. Центр тяжести опоры находится на 1500 мм от середины котлована. Стропа крепится к опоре выше её центра тяжести. Второй конец стропы крепится к крановому крюку. Опора поднимается.

Для ее удержания, к ней крепятся удерживающие стропы по длине опоры. Их удерживают руками, если опора небольшая, или поперечными лебедками.

Поднятую опору, достаточно 20-30 см от земли, направляют в котлован и устанавливают, закрепляя вертикальное положение временными опорами или растяжками.

Тяжелые стоечные опоры (до 25 метров весом до 7000 кг), устанавливают специальной установочной машиной, К-ЛЭП-7.

Особенности и применение опор, изготовленных из железобетона

Дистанционная передача электрической энергии может быть осуществлена двумя способами:

  1. посредством размещения кабеля в земле;
  2. распределением воздушным способом.

При устройстве воздушных линий необходимыми конструкциями для размещения проводов являются опоры. Они могут быть изготовлены из дерева (такие модели практически не используется сегодня), из бетона, металла или композитных материалов. Правда, последний вид в нашей стране пока не получил широкого распространения.

Бетонные опорные сооружения применяются для строительства, реконструкции и ремонта высоковольтных и низковольтных линий электропередачи, устройства уличного освещения, прокладки оптоволокна и удержания молниеотводов. Наиболее популярны следующие опоры ЛЭП железобетонные: размеры в длину — 9,5 и 11 м, масса — 0,8 и 1,1 т соответственно.

Железобетонные опоры ЛЭП производятся по технологии заливки армирующего каркаса раствором бетона.

При изготовлении бетонных стоек производители руководствуются требованиями, установленными в действующих стандартах:

Также следует учитывать нормы, изложенные в документах серий 3.407.1-136, 3.407.1-143, 3.407.1-152, 3.407.1-157, 3.407-175, 3.507 кл-10.

Важнейшим преимуществом конструкций является независимость материала от коррозионных процессов. Допускается эксплуатация изделий при значительных отрицательных температурах, доходящих до -55 градусов.

Их применяют и в условиях повышенной сейсмической активности. Бетон стоек с воздействиям агрессивных сред. При проведенной защитной обработке поверхности срок службы железобетонных опор ЛЭП может составлять 70 лет. К тому же они не боятся пожаров и привлекательны по соотношению цена/качество.

Но сезонные перепады температур могут приводить к появлению в материале трещин и сколов. Определенные трудности при монтаже и транспортировке доставляет большая масса конструкций из бетона.

  • бетонные крышки;
  • металлоконструкции (траверсы, оттяжки, тросостойки, оголовки, накладки, внутренние связи, крепеж).

Возведение ЛЭП регламентируется Правилами устройства электроустановок (ПУЭ). Опоры из железобетона применяются при установке линий с напряжением от 0,4 до 1150 кВ. От этого значения во многом зависят габариты и масса конструкции.

Проведение ремонтных работ

Выполнение ремонтных работ на ж/б опорах по исправлению сколов и расщелин выполняют полимерцементными составами и лакокрасочными материалами. Небольшие поверхностные расщелины обрабатывают слоем лакокрасочного состава, а сколы покрывают полимерцементными веществами. В определенных ситуациях опоры могут усилить стальными либо железобетонными бандажами.

Ремонт провода включает: установку новых зажимов, замену определенных частей гирлянд, разрядников, штырей, крючков, изоляторов, сварку троса и т. д. Чаще всего процесс монтажа во время ремонта производится такими же способами, как и при установке тросов. Потому далее описана лишь технология работ, которая определяется особенностью ремонта высоковольтных линий и установкой их на токоведущих частях, расположенных в труднодоступных местах под напряжением.

Замену тросов проводят, как правило, полностью на анкерном участке. Из-за большой сложности этих работ при нехватке времени линию могут подключить к напряжению, оставляя вытянутый трос на промежуточных столбах на гирляндах, при этом его соединяют временно на петли анкерных опор специальными зажимами. При последующем отключении выполняют перекладку троса, монтаж зажимов и установку вибрационных гасителей. Во время значительного объема работ производят пофазную замену кабеля. Перекладку троса в зажимы зачастую выполняют без отключения напряжения.

Ремонт отдельных участков

Ремонт отдельных участков выполняют разными способами, они определяются масштабностью деформации. Во время обрыва нескольких проводов может устанавливаться специальная муфта либо бандаж. Если необходимо, то поврежденный участок обрезают и меняют на новый.

Ремонт троса в пролете производят чаще всего без его опускания. Размер вставки обязан четко подходить по длине обрезанной части — иначе может случиться разрегулировка провесной стрелы. Провод вставки обязан быть такой же марки и иметь такое же направление витков, как и заменяемый.

Перед обрезкой провода с двух сторон от участка повреждения вставляются монтажные зажимные клинья (на тросе сечением больше 350 мм2 — по три) и провод затягивается с помощью лебедок, затяжных гаек или полиспастов. После затяжки обрезают поврежденное место и подготавливают вставку такого же размера с допуском на крепление соединителей. После соединяют вставку с заменяемым участком соединителями и попускают затяжное устройство, передавая этим самым натяжку троса на вставку.

Работы по ремонту проводов проводят чаще всего на отключенных электролиниях. Если ремонт обусловлен обрезанием троса, то его с двух сторон необходимо заземлить. При наличии напряжения участок намечаемого разрезания предварительно нужно шунтировать куском троса, подсоединяя его с двух сторон разреза ремонтируемой части провода.

Замену арматуры и изоляторов производят, как правило, с отключением электролинии. На отключенных от пинания опорах в 30−120 кВ замену цельных гирлянд производят с телескопической вышки или с траверса. Во время работы с траверса трос подтягивают лебедкой таким образом, чтобы была возможность свободно рассоединить гирлянду. На место поврежденного изолятора ставится новый.

Разновидности железобетонных опор и способы применения

Во время использовании вышки ее размещают под гирляндой, после выдвигают телескоп так, чтобы масса троса была принята корзиной и можно было ее рассоединить. Передача массы провода на телескоп вышки допустима с учетом грузоподъемности последней более 450 кг. Во время превышения максимального веса вышку применяют лишь для удобства монтажа.

Замена изоляторов

Замену изоляторов выполняют с предварительной разгрузкой от тяжения троса. Для удобства работ применяют телескопическую вышку. На тросе крепится монтажный зажим со шнуром, который подтягивают с помощью лебедки через установленный блок. После снижения тяжения в гирлянде в последней меняют сломанные изоляторы. Замену значительных подвесных конструкций выполняют, как правило, с опусканием проводов.

Читайте также:  Документация по строительству развязок

Замена изоляторов без отключения напряжения является трудоемкой задачей, которая требует особых правил безопасности. Для выполнения работ используют разные приспособления: изолирующие прижимы и тяги, а также средства безопасности — вышки и площадки, изготовленные из изоляционного материала, а также поворотные краны, которые крепятся на траверсах.

Системы распределения и передачи электроэнергии охватывают города, деревни и иные объекты, расположенные на отдельных участках. Помимо транспортировки электроэнергии на значительные расстояния, железобетонные опоры эффективно используются во время передачи электричества с подстанций к потребителям, а также для обустройства освещения дорожных покрытий и улиц.

Виды конструкций

Для прокладки линий электропередач используются как свободностоящие опоры (одно- и многостоечные), конструкции с оттяжками и вантовые сооружения. В зависимости от количества цепей применяются одно-, двух- и многоцепные модели. Конструкции можно классифицировать по нескольким признакам.

Метод производства

  1. Вибрирование. Эта технология бетонирования опор применяется для изготовления конструкций, устанавливающихся для устройства ЛЭП с напряжением, не превышающим 35 кВ. При производстве изделий используется вибрация во время заливки бетонного раствора в специальные формы, которая позволяет уплотнить смесь и повысить ее однородность.

Стойки и подкосы могут быть произведены из ненапряженного или предварительно напряженного материала.

  1. Центрифугирование. В данном случае есть возможность добиться более равномерного распределения раствора.

Применяется этот метод для изготовления стоек, которые предназначены для устройства ЛЭП напряжением от 35 кВ.

Важно! При помощи центрифугирования могут быть изготовлены и низковольтные опоры, например, железобетонная опора ЛЭП на 6 кв.

При изготовлении стоек применяются портландцемент, песок мелкой фракции и гравий. Для производства изделий, эксплуатирующихся в различных условиях, используются различные добавки, в том числе, пластифицирующие и морозостойкие.

Армирование конструкций производится стержнями и проволокой, покрытыми специальными составами, предотвращающими внутреннюю коррозию. Закладные детали также проходят обработку.

Конструктивные особенности

железобетонная опора

Линии электропередач могут быть воздушными или кабельными, последние заглубляются в почву. Что касается первых, то для их проведения используются железобетонные опоры. Их установка ведется в тех регионах, где температура воздуха не опускается ниже -55 °C. Это ограничение объясняется особенностями материала. По той причине, что бетон имеет микропоры, он обладает склонностью к разрушению при температурных колебаниях.

В качестве основы таких сооружений выступает вибрированная или центрифугированная стойка, которая выполняется с использованием плотных цементных растворов, армирующихся металлическими конструкциями. Железобетонная опора будет иметь особую долговечность и прочность, если изготовить ее с использованием центрифугированной стойки. Такие конструкции подходят для устройства линий электропередач от 35 до 110 кВ.

Источник: barinshop.ru

Открытые распределительные устройства с жесткой ошиновкой — Открытые распределительные устройства напряжением 110 кВ

ОРУ напряжением 110 кВ тупиковых и транзитных подстанций 110/6(10) и 110/35/6(10) кВ (с одной или двумя отходящими линиями на высшем напряжении) обычно выполняются по упрощенным схемам:
блок (линия — трансформатор) с отделителем (рис. 2.4, а);
два блока с отделителями в цепях трансформаторов и неавтоматической перемычкой со стороны линий (рис. 2.4, б);
мостик с выключателем в перемычке, отделителями в цепях трансформаторов без перемычки или с ремонтной перемычкой на стороне линий (рис. 2.4, в).
Подстанции по указанным схемам сооружаются из блоков заводского .изготовления типа КТПБ. Характеристики КТПБ на 110 кВ приведены в табл. 2.1. Комплектные подстанции предусматривают возможность установки двух силовых трансформаторов единичной мощностью до 40 MB-А. На рис.

2.5 показаны разрезы ОРУ напряжением 110 кВ по схеме два блока с отделителями и неавтоматической перемычкой [7].

Рис. 2.4. Схемы электрических соединений блоков и мостика с выключателем в перемычке со стороны линий
Таблица 2.1. Характеристики комплектных трансформаторных подстанций напряжением 110 кВ

Тип и напряжение, кВ

Число и мощность трансформаторов, MB-A

Схема
РУ 1 10 кВ
по рис. 2.4

Площадь КТПБ, м 2

Примечание. По особому заказу заводом поставляются подстанции для трансформаторов мощностью 25 и 40 MB-А.

Блоки КТПБ представляют собой пространственные стальные конструкции с установленным на них оборудованием. Ошиновка выполнена жесткими трубами из алюминиевого сплава и гибкими сталеалюминиевыми проводами. Использование комбинированной ошиновки удобно по конструктивным соображениям. Жесткая ошиновка рассчитана на ударный ток КЗ до 42 кА, 3-секундный ток термической стойкости 20 кА и толщину гололеда до 10 мм.
Размер блоков КТПБ от 3,5X2,4X5,1 до 5,2X1,5X4,3 м, масса от 0,8 до 1,9 т. Блоки могут монтироваться на заглубленных (например, свайных) или незаглубленных фундаментах из Железобетонных лежней [8], уложенных на песчаной или гравийной подготовке.

Рис. 2.5. Комплектная подстанция 110 кВ типа КТПБ-110/6(10)

Огромное достоинство КТПБ — малый объем строительно-монтажных работ. Комплексная бригада, обеспеченная монтажными механизмами и инструментом, производит сборку блоков за 5 дней. Вся подстанция типа КТПБ с одним или VMH трансформаторами мощностью каждого до 25 000 кВ-А сооружается бригадой из 8 чел. за 2 мес.

Следует отметить, что монтаж блоков требует точного соблюдения размеров между сдельными элементами. Неточность установки блоков приводит к дополнительным затратам труда на переделку ошиновки, подгонку узлов между собой и т. п. Другими недостатками ОРУ из блоков КТПБ являются ограничения в количестве присоединений (не более четырех), выборе схем электрических соединений (только упрощенных), а также мощности силовых трансформаторов (до 40 MB-А). Развитие комплектных трансформаторных подстанций не предусматривается проектами.
В 1975 г. институтом «Энергосетьпроект» разработаны типовые решения конструкций ОРУ с жесткой ошиновкой напряжением 110 кВ для схем со сборными шинами, а также упрощенных схем электрических соединений:
мостик с выключателем в перемычке, отделителями в цепях трансформаторов и ремонтной перемычкой на стороне линий;
двойной мостик с отделителями в цепях трансформаторов и дополнительной линией, присоединенной через два выключателя;
мостик с выключателями в перемычке и на линиях, отделителями в цепях трансформаторов и ремонтной перемычкой со стороны линий.
В качестве примера на рис. 2.6 представлена схема заполнения и план ОРУ по схеме мостика с выключателями в перемычке и на линиях. Компоновка оборудования по упрощенным схемам в этом проекте позволяет проводить расширение ОРУ при увеличении числа присоединений. Упрощенные схемы развиваются в схемы со сборными шинами. Например, схема мостика (рис.

2.6, а) может быть преобразована в схему одна рабочая и обходная системы шин (рис. 2.7). Конструктивные решения ОРУ по упрощенным и развитым схемам весьма близки. Они подробно рассмотрены ниже для схем со сборными шинами.

Схемы со сборными шинами.

В типовом проекте института «Энергосетьпроект» (1975 г.) кроме упрощенных были разработаны следующие схемы электрических соединений:
одна рабочая, секционированная выключателем, и обходная системы шин с отделителями в цепях трансформаторов, с совмещенным секционным и обходным выключателем (рис. 2.7);
одна рабочая, секционированная выключателем, и обходная системы шин с выключателями в цепях трансформаторов с совмещенным секционным и обходным выключателем; Две рабочие и обходная системы шин (рис. 2.8, а).

Рис. 2.6. Схема заполнения (а) и план (б) ОРУ 110 кВ по схеме мостика с выключателем в перемычке и на линиях
Принятые в проекте конструктивные решения позволяют выполнить ОРУ напряжением 110 кВ и по другим схемам электрических соединений. Они могут быть использованы с любыми современными маломасляными, баковыми, воздушными или элегазовыми выключателями.

Рис. 2.7. ОРУ по схеме одна рабочая, секционированная выключателем, и обходная системы шин с отделителями в цепях трансформаторов с совмещенным секционным и обходным выключателем

Рис. 2.8. ОРУ по схеме две рабочие и обходная система шин: а — схема заполнения; б и в — разрез и план ячейки линии ОРУ напряжением 1 10 к 13 жесткой ошиновкой; 1 — опорный изолятор; 2 — конденсатор связи и высокочастотна заградитель; 3 — трехполюсный разъединитель килевой установки; 4 — трехполюсный разъединитель; 5 — трансформатор тока (или шинная опора у баковых выключателей), 6 — выключатель

Рис. 2.9. ОРУ 110 кВ с гибкой ошиновкой но схеме две рабочие и обходная системы шин:
а— разрез по ячейке линии; б — план ячейки; 1 — трехполюсный разъединитель; 2 — конденсатор связи; 3 — высокочастотный заградитель, 4 — трансформатор тока; 5 — выключатель; 6 — трехполюсный разъединитель

На рис. 2.8 приведены схемы заполнения, а также план и разрез ячейки линии типового ОРУ 110 кВ с жесткими сборными шинами для схемы две рабочие и обходная системы шин. Для сравнения на рис. 2.9 показана ячейка линии типового ОРУ 110 кВ с гибкой ошиновкой. Оба проекта разработаны на основе единых принципов с использованием оборудования одного типа.

Эти проекты учитывают возможность расширения ОРУ как в пределах первоначальной схемы, так и при переходе к другим схемам электрических соединений без значительных реконструктивных работ. Размещение дорог и оборудования обеспечивает свободный подъезд механизмов и передвижных лабораторий при ремонтных работах. Расположение выключателей однорядное, шаг ячейки 9 м. Опоры под оборудование изготовлены из унифицированных железобетонных стоек и свай с металлическими конструкциями сверху для крепления аппаратов. Все разъединители приняты поворотного типа.

ОРУ 110 кВ с жесткой ошиновкой подстанции Кинешма

Рис. 2.11. Конструкция пролета жесткой шины ОРУ напряжением 110 кВ 1 — шина; 2 — компенсатор; 3, 4 — крепежный хомут; 5 — прокладка; 6 — провод П гашения вибрации; 7 — пруток диаметром 10 мм

Рис. 2.10. ОРУ 110 кВ с жесткой ошиновкой подстанции Кинешма

ОРУ 110 кВ подстанции Андреаполь

В ОРУ с жесткой ошиновкой отсутствуют ячейковые порталы. Поэтому высота сборных шин здесь примерно на 1,5 м ниже, чем в РУ с гибкими шинами. За счет уменьшения расстояния между жесткими шинами длина ячейки сокращается примерно на 10 м, а площадь РУ почти на 20%.
Жесткие шины выполнены из труб алюминиевых сплавов ДВТ1 и 1915Т с наружным диаметром 80 и 100 мм в зависимости от климатических условий и уровней токов КЗ. Наибольшие прогибы этих шин в нормальном режиме (при отсутствии ветра и гололеда) не превышают 1/80 длины пролета.
На рис. 2.10 показан вид на вторую систему сборных шин ОРУ 110 кВ подстанции Кинешма. Жесткие шины установлены на опорных изоляторах ОНС-110-500. Шины смонтированы из труб длиной 9 м, равной расстоянию между изоляторами пролета (рис. 2.11, а).

Читайте также:  Как мотивировать в строительстве

На изоляторах шины крепятся с помощью шинодержателей, обеспечивающих фиксированное крепление на одном и свободное крепление на другом конце пролета. Узел свободного крепления шины (рис. 2.11, б) в отличие от узла фиксированного крепления (рис. 2.11, в) имеет круглый пруток 7, способствующий свободному перемещению шины при тепловых расширениях.

Участки шин смежных пролетов соединены гибкими связями (компенсаторами тепловых расширений). Все детали конструкции жесткой ошиновки выполнены наиболее простой конфигурации из профилей серийно выпускаемого проката алюминиевых сплавов. Поэтому изготовление ошиновки оказалось возможным в условиях электромонтажных организаций. Для гашения ветровых вибраций шины внутри нее размещается алюминиевый или сталеалюминиевый провод 6 (рис. 2.11), закрепленный с одной стороны пролета.
Сборные шины расположены на высоте 6,2 м, расстояние между фазами 1400 мм. Опорные изоляторы крепятся к металлической траверсе, приваренной к железобетонной стойке (см. рис. 2.10). Длина пролета сборных шин равна шагу ячейки. Ответвления от жестких шин выполнены гибкими проводами на сварке.

Все три полюса шинных разъединителей второй и обходной систем шин расположены под средней фазой.
Выход линий в сторону обходной системы шин может осуществляться по двум вариантам: беспортальный (см. рис. 2.8, б) и с использованием портала. Беспортальный выход линии возможен, если линейные опоры расположены по оси ячейки близко от ограды ОРУ. Выход линии с помощью ячейкового портала для ОРУ с жесткой и гибкой (см. рис. 2.9) ошиновкой выполняется одинаково.

Выход линии в сторону первой системы шин осуществляется только с ячейкового портала.
До 1979 г. по типовому проекту было сооружено несколько ОРУ с жесткой ошиновкой, изготовленной в основном электромонтажными организациями на своих производственных базах. В дальнейшем были построены экспериментальные ОРУ напряжением 110 кВ с жесткой ошиновкой заводского изготовления (на подстанциях Загородная, Андреаполь, Кировская и др.).

Рис. 2.12. ОРУ 110 кВ подстанции Андреаполь. Общий вид (а), вторая систем сборных шин (б)
В качестве примера на рис. 2.12 показано ОРУ напряжение 110 кВ подстанций Андреаполь, выполненное по схеме одна рабочая, секционированная выключателем, и обходная системы шин с отделителями в цепях трансформаторов (см. рис. 2.7). В ОРУ с ошиновкой заводского изготовления сборные шины изготовлялись из труб алюминиевого сплава 1915Т диаметром 90/80 или 100/90 мм.

Шины устанавливались на изоляционных опорах ЗХОНШ-35-2000 (рис. 2.12) или изоляторах типа ОНС-110-500. Ошиновка применялась в ОРУ с ударным током КЗ от 16 до 58Д~кА, рабочим током до 600 А, в климатических I и II районах по скоростному ветру и II по гололеду. ОРУ имели от 6 до 21 ячейки.

Рис. 2.13. Шинодержатель узла свободного крепления шины
На ряде подстанций заводского изготовления шинодержатели изготовлены из литых элементов (рис. 2.13). Плита 3 с помощью четырех болтов крепится к головке изолятора; крепление крышки 1 к корпусу 2 и корпуса к плите также осуществляется болтовыми соединениями. В узлах фиксированного крепления шины внутренний диаметр отверстия в корпусе сделан несколько меньше наружного диаметра шины. В узлах свободного крепления внутренний диаметр отверстия в корпусе и крышке шинодержателя примерно на 1 мм больше диаметра шины, что обеспечивает возможность продольного перемещения шины при тепловых расширениях.

Рис. 2.14. Компенсатор с литыми деталями

Рис. 2.15. Компенсатор из сварных деталей
С литыми шинодержателями применялись два типа компенсаторов тепловых расширений: с литыми и сварными деталями. Компенсатор с литыми деталями (рис. 2.14) состоит из глухой заглушки I, двух гибких проводов 2 и заглушки с отверстием 3 Отливка заглушек производилась при установленных в форму проводах.

Отверстие в заглушке предусмотрено для крепления внутри шины провода — гасителя вибраций. Установка шины с компенсатором тепловых расширений в шинодержателе показана штриховой линией на рис. 2.13.
Более технологичным является компенсатор из сварных деталей (рис. 2.15). Он имеет два гибких провода 3, опрессованных в четырех зажимах 2. Зажимы приварены к двум пластинам 1 Расстояния между пластинами смежных пролетов больше длины шинодержателя.
В компенсаторах с литыми и сварными элементами использовался алюминиевый провод А 300. Для гашения вибраций внутри шин устанавливался сталеалюминиевый провод АС 95/15, закрепленный с одной стороны пролета. Торцевые участки шин имели глухие заглушки.
Сборные шины на монтажную площадку поставлялись длиной 9 м с приваренными компенсаторами и гибкими ответвлениями; зажимы (шинодержатели) свободного и фиксированного креплений поставлялись отдельно.
По данным института «Энергосетьпроект», применение жесткой ошиновки в распределительных устройствах 110 кВ позволяет уменьшить металлоемкость ОРУ на 30—50, расход железобетона на 10—20, площадь ОРУ на 10—15, объем строительно-монтажных работ и трудозатрат до 25% в зависимости от схем электрических соединений ОРУ и конкретных условий района строительства.

Комплектные блочные ОРУ по схемам со сборными шинами

В ОРУ 110 кВ со сборными шинами внедряются два типа комплектных устройств с жесткой ошиновкой: КРУБ и БМБ.
КРУБ 110 кВ разработаны ОФ ОЭС и выпускаются куйбышевским заводом «Электрощит». Они рассчитаны на серийно выпускаемое оборудование: разъединители поворотного типа, выключатели маломасляные (типа ММО, производство Народной Республики Болгарии) или масляные баковые (типа МКП-110М и У-110-8).

Рис. 2.16. Система сборных шин (а) и блок шинных разъединителей (б) КРУБ 110 кВ:
1 — изоляционная колонка разъединителя; 2 — ошиновка нижнего яруса; 3— вертикальная надставка; 4 — ошиновка верхнего яруса (сборные шины); 5 V-образная надставка; 6 — опорные железобетонные лежни; 7 — опорный изолятор; 8 — металлоконструкции; 9 — привод разъединителя
Ошиновка изготовлена из труб алюминиевого сплава 1915. Конструкция жесткой ошиновки принципиально отличается от рассмотренных выше. Она выполнена в два яруса (рис. 2.16). Нижний ярус ошиновки опирается на колонки разъединителей и опорные изоляторы; сборные шины верхнего яруса крепятся к нижнему ярусу с помощью метровых V-образных надставок [26]. Размеры шин нижнего яруса 80/74, верхнего 80/74 или 100/91 мм
в зависимости от уровня токов КЗ. Конструкция узлов крепления сборных шин обеспечивает компенсацию температурных расширений. Присоединение жесткой ошиновки к аппаратам осуществляется с помощью болтовых соединений. ОРУ из КРц 110 кВ предусматривает возможность расширения. Шаг ячейки 9 м. Выход линий в сторону обходной системы шин беспортальный.

Электрооборудование и другие элементы подстанции устанавливаются на незаглубленных фундаментах. Однако баковых выключатели на незаглубленных фундаментах надежно отключают токи КЗ только до 12,5 кА [8].
Ячейки КРУБ собираются из отдельных блоков, на которых смонтировано отрегулированное на заводе оборудование (разъединители, разрядники, опорные изоляторы, конденсаторы связи и т. д.), и укрупненных узлов (гибкой и жесткой ошиновки кабельных конструкций, освещения, грозозащиты, заземления фундаментов под выключатели, порталов) [26]. В качестве примера на рис.

2.16,6 приведен блок разъединителя 110 кВ. Готовые к установке транспортабельные блоки поставляются с завода пакетами. Разборку пакетов оборудования и материалов, монтаж жесткой ошиновки КРУБ проводят в такой последовательности устанавливают все блоки в соответствии со схемой заполнения ОРУ.

Разбирают транспортные связки с шинами нижнего яруса (шины с надставками) и демонтируют контактные пластины с тех колонок разъединителей, на которые будут устанавливаться жесткие шины. На место контактных пластин устанавливаются элементы крепежа шин, после чего в соответствии с маркировкой и цветом фаз устанавливают шины нижнего яруса (рис 2.16, а). Далее устанавливают, раскрепляя скобами, шины второго яруса, и затем на всех системах шин закрепляют уголки гибких связей к контактным пластинам надставок. Другой конец гибкой связи вставляют в отверстие уголка сборной шины и обваривают по контуру, после чего проверяют правильность монтажа ошиновки и работу разъединителей.
Быстромонтируемые блоки с жесткой ошиновкой разработаны институтом «Энергосетьпроект» на основе типового проекта 1975 г. Основные компоновочные решения, а также конструкция жесткой ошиновки остались без изменений. В отличие от типового проекта взамен бетонных стоек под оборудование и обычных порталов здесь применены блочные конструкции совмещенного типа, на которых устанавливаются аппараты, опоры жесткой и порталы гибкой ошиновки.

БМБ устанавливаются на незаглубленных фундаментах — ребристых железобетонных плитах. Блок состоит из стальной конструкции решетчатого типа шириной 2,7 м. Верхние и нижние горизонтальные грани блока соединены вертикальными стойками и откосами при помощи болтов, выполняющих роль шарниров.

Блоки изготовляют на заводах для перевозки блоков освобождают часть болтов раскосов, поворачивают стойки в болтах-шарнирах и совмещают верхние и нижние грани. На строительной площадке верхние грани блока поднимают (например, автокраном) и устанавливают болты раскосов. БМБ может комплектоваться стойкой портала, конструкцией под привод разъединителя, стойками под жесткую ошиновку и Др. Транспортная масса одного блока около 1 т. Благодаря компактности в сложенном положении, транспортировка блоков БМБ не вызывает трудности и может осуществляться как в железнодорожных платформах, так и на автомобилях с полуприцепами. Степень загрузки транспортных средств при перевозке БМБ выше, чем при доставке КРУБ.
Сооружение экспериментальных подстанций с блоками БМБ и КРУБ показало эффективность этих решений за счет резкого сокращения стоимости строительных работ и сокращения сроков строительства. Вместе с тем комплектация крупногабаритного оборудования на одном заводе часто приводит к большим транспортным расходам и не всегда оказывается рентабельной.

Источник: forca.ru

Рейтинг
Загрузка ...