Компания «Си Тех» разрабатывает проектно-конструкторскую документацию для строительства судов различных типов: самоходных и несамоходных, грузовых и коммерческих, пассажирских и частных, водоизмещающих и с нетрадиционными принципами поддержания и гидродинамики, новых проектов и проектов переоборудования.
Мы можем разработать проект практически любого судна, однако, наше любимое направление — плавсредства для отдыха на воде — морские и речные моторные яхты и плавучие дачи, а также скоростные суда — СПК и СВП. Кроме того, большой интерес для нас представляют разработки концептов новых перспективных типов судов.
Особенность нашего подхода к проектированию судна — работа над оригинальным и запоминающимся внешним обликом при учете соблюдения технологичности конструкций и выполнении всех пожеланий Заказчика в части внутренней организации пространства судна.
Наше участие в создании нового судна может быть различным: от принципиальной дизайн-концепции до разработки рабочего проекта с организацией производства и последующим конструкторским сопровождением строительных работ.
Ну очень быстрое строительство корабля
Приводим подборку проектов, разбитую на группы в зависимости от стадии проработки:
Накопленный опыт и производственные возможности позволяют предложить нашим инвесторам и клиентам гамму самых разнообразных решений, как для серийной постройки, так и эксклюзивных.
Источник: www.seatech.ru
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СУДНА
Каждое судно строится в соответствии с проектом. Проект судна включает огромный объем технической документации в виде расчетов, чертежей и т.п. Разработкой проектов судов занимаются центральные конструкторские бюро – ЦКБ.
При разработке особо сложных проектов к решению отдельных вопросов привлекаются научно-исследовательские организации, занимающиеся проблемами создания новых судостроительных материалов, отработки форм корпусов судов с позиций теории корабля, прочности судов на волнении, создания различных механизмов, оборудования, приборов и т.п. Заказчиком проекта обычно выступает судовладелец. Имеется некоторая специфика в процедуре проектирования гражданских судов различного назначения и военных кораблей, которая здесь не рассматривается. Все работы чаще всего выполняет одно определенное ЦКБ, хотя за рубежом, а иногда и в нашей стране проектирование бывает конкурсным, когда по одному заданию работают несколько ЦКБ.
Проектирование судна – сложная задача, требующая высокой квалификации исполнителей. Оно в настоящее время осуществляется на основе системного подхода. Суть системного подхода заключается в том, что технический объект (судно) рассматривается как сложная система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, причем свойства такой системы не сводятся к сумме свойств ее подсистем.
Системы (подсистемы) имеют несколько уровней, т.е. иерархическую структуру (взаимной подчиненности). Например, судно как система включает в качестве подсистем корпус, энергетическую установку, судовые устройства, средства связи и многое другое. В свою очередь, корпус включает в себя наружную обшивку, настилы палуб, поперечные и продольные переборки и др.
ОБЗОР СУДНА ПРОЕКТ RSD-59/ как живут моряки/ флотбардак
Судно само является элементом системы более высокого уровня – транспортной системы, обеспечивающей перевозки грузов определенного рода; она же является частью морского транспортного флота страны. Транспортные перевозки обеспечиваются не только судами — имеется портовое хозяйство, железные дороги, также участвующие в перевозках данных грузов, автомобили и т.д. В ходе проектирования нельзя упускать из вида эти разнообразные взаимосвязи.
Проектирование судна проходит ряд последовательных этапов (причем в зависимости от сложности проекта отдельные этапы могут исключаться или добавляться) и начинается с разработки технического задания (ТЗ). Задание разрабатывается с учетом потребности в судах соответствующего назначения. Оно включает тип судна по назначению, линию или район плавания, дальность плавания, грузоподъемность (для транспортного судна), скорость хода, тип главного двигателя и некоторые другие характеристики, позволяющие определить основные элементы будущего судна. Эти характеристики получаются путем предварительного технико-экономического анализа (количество и партионность грузов, стоимость топлива, судостроительных материалов, оплата труда экипажа и др.) и, по сути дела, представляют собой пожелания заказчика, не всегда полностью выполнимые.
На базе ТЗ проектант разрабатывает эскизный проект (в некоторых случаях ему предшествует предэскизный проект). В нем проверяется совместимость требований ТЗ, рассчитываются главные размерения и основные характеристики судна, нередко для нескольких вариантов с целью поиска оптимального.
При проектировании учитываются требования многочисленных нормативных документов, опыт эксплуатации уже построенных судов подобного типа, наличие необходимого оборудования или его разработку и др. Естественно, стремятся к тому, чтобы проектируемое судно находилось на уровне лучших мировых образцов с учетом производственных возможностей страны. Часть оборудования может заказываться и в других странах, особенно если суда предназначены на экспорт, что часто бывает. Требованиям задания могут удовлетворять различные варианты судна, отличающиеся по своим характеристикам, поэтому в ходе проектирования выполняется экономический анализ и используются методы оптимизации.
Эскизный проект содержит теоретический чертеж, чертежи общего расположения и конструктивные, основные судостроительные расчеты, которые позволяют получить достаточно полное представление о качествах проектируемого судна. Он представляется заказчику, после чего принимается решение о целесообразности продолжения проектирования.
Следующим этапом работы является технический проект. По объему выпускаемой документации он примерно на порядок больше эскизного. В техническом проекте подробно прорабатывается оптимальный вариант судна, полученный в ходе эскизного проектирования.
Кроме указанных выше документов, составляются ведомости заказа материалов и оборудования, рассчитываются различные мореходные качества, уточняются массы и размеры элементов нагрузки и отдельных конструкций, чертежи общего расположения, разрабатывается принципиальная технология постройки судна и определяется стоимость постройки. Иногда для решения конкретных вопросов приходится выполнять макеты отдельных узлов или помещений в крупном масштабе или в натуральную величину, проводить испытания и т.п. Ряд документов и расчетов согласовывается с инспекцией Регистра.
Последний этап проектирования – составление рабочих чертежей, которое нередко поручается КБ судостроительного завода. Эти чертежи непосредственно предназначены для постройки судна. Часть документации берется из состава технического проекта и больше не перерабатывается, например, теоретический чертеж. Рабочие чертежи гораздо более детальные, так что объем рабочего проекта вновь оказывается примерно на порядок больше объема технического проекта. Эти чертежи могут быть как индивидуальными, предназначенными для конкретного судна, так и обезличенными – для унифицированных изделий, например, кнехтов, фланцев, скоб, гаков, что позволяет сократить сроки проектирования.
Для уменьшения продолжительности постройки судна к ней приступают раньше, чем закончится рабочее проектирование. Это особенно важно для военных кораблей, которые быстро устаревают. С этой целью устанавливают сроки разработки тех или иных документов с учетом технологической последовательности постройки судна. В последнюю очередь могут быть подготовлены, например, инструкции по обслуживанию механизмов, программы испытаний и т.п., которые потребуются уже после завершения постройки судна.
В ходе строительства головного судна серии, как правило, выявляются различные недостатки; другие же обнаруживаются в процессе испытаний или опытной эксплуатации. Для устранения обнаруженных недостатков рабочая документация соответствующим образом корректируется, чтобы не повторять эти ошибки на серийных судах. Откорректированные чертежи называются отчетными, они входят в состав судовой документации.
Весь процесс проектирования судна, в зависимости от его размеров и сложности, может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет. Примерно такое же время уходит на постройку и испытания судна. Уникальные военные корабли, атомные подводные лодки проектируются и строятся примерно в течение 5 лет, а иногда и больше.
Для сокращения сроков и повышения качества проектирования в настоящее время широко используют компьютерную технику, которая позволяет не только выполнять вариантные расчеты, готовить текстовую и графическую документацию, но также разрабатывать и корректировать чертежи общего расположения с учетом всей номенклатуры требуемых помещений, их площадей и объемов, оборудования, устанавливаемого на палубах, бортах, переборках, трубопроводов, кабельных трасс и т.п. Компьютеры позволяют проанализировать большее количество вариантов судна и выбрать лучший из них, который может оказаться лучше, чем разработанный проектантом «вручную».
Имеется возможность управления работой, например, газорезательных автоматов, станков. В памяти компьютера хранится, пополняется и корректируется информация различного рода, необходимая для проектирования. Это упрощает, ускоряет процесс проектирования, позволяет избежать многих ошибок и учесть научно-технический прогресс.
Использование компьютерной техники ведет к некоторому изменению требований к подготовке специалистов-кораблестроителей: нет необходимости удерживать в памяти многочисленные детали, связанные, например, с нормативными требованиями, можно не уметь выполнять какие-то кораблестроительные расчеты или хорошо чертить. Но зато требуется умение работать с компьютерной техникой, в том числе с графическими пакетами, электронными таблицами и др.
Не следует думать, что компьютер может решить все вопросы за инженера. И дело не только в том, что компьютер работает по программе, разработанной для него специалистами – эту работу уже сделали другие. Надо уметь осмыслить полученные результаты, выявлять возможные ошибки и причины их возникновения (неправильный ввод данных или принципиальные ошибки, заложенные в программу из-за неучета каких-то особенностей судна или условий его эксплуатации). Это требует от специалиста – проектировщика разносторонних знаний и высокой квалификации.
Источник: studopedia.ru
Разработка технической документации на постройку судов
Разработка предпроектного предложения на строительство рыболовного судна определяет возможность реализации проекта, достижения технических и производственных характеристик. Она должна дать максимальное представление о проектируемом объекте и оценить возможную стоимость реализации и доходность проекта.
Предпроектная стадия проекта является решающей, определяющей дальнейший путь его развития и она особенно важна для таких удельно дорогих объектов, как рыбопромысловые суда, поскольку позволяет избежать многих сложностей, затрат и убытков в ходе реализации судостроительного проекта.
Состав предпроектного предложения в основном обычно состоит из следующих разделов:
- Цель проекта
- Ресурсы промысла
- Предпроектные разработки по судну (исследовательская стадия, техническое задание, эскизный проект)
- Анализ возможных регионов постройки судна
- Предварительная оценка стоимости реализации проекта
- Предварительная оценка доходности проекта
- Команда проекта
- Финансирование проекта
- Сроки реализации проекта
- Особенности реализации проекта
Выбор методов, средств и действий для осуществления намеченных целей проекта осуществлять по принципу затраты/эффективность.
Цель проекта.
- Выпуск конкурентоспособной продукции.
- Существенное сокращение затрат на создание единицы продукции.
Ресурсы и доступность промысла.
Оценивается отраслевая специфика, обьект промысла, интересы, цели, ограничения, ресурсы, которые могут быть использованы в рамках реализации проекта. По результатам оценки ресурсов промысла и оценки уровня вылова, а также доступности ресурсов для заказчика, определяются целевые технические параметры и экономические показатели предполагаемых типов судов и их количество.
Предпроектные разработки судна (исследовательская стадия, техническое задание, эскизный проект).
Последовательно выполняются все предпроектные стадии проектирования судна (см. ниже «Стадии проектирования»).
Анализ возможных регионов постройки судна.
Проводится краткий анализ мирового судостроительного рынка по сегменту судов, предполагаемых к постройке. С учетом конкурентноспособности и сложившейся специализации верфей, определяются регионы потенциальных строителей.
Предварительная оценка стоимости реализации проекта.
Помимо анализа общих конъюнктурных факторов, при определении уровня контрактной цены постройки судна определяется комплекс показателей, характеризующих качественные и технико-экономические параметры заказываемого судна, оценивается механизм ценообразования на мировом судостроительном рынке и определяются источники информации о ценообразовании (суда-прототипы).
Оценивается уровень цены на постройку судна на основе сопоставления его параметров с параметрами и ценами на постройку судов-прототипов. Цены предложений на постройку судов-прототипов приводятся к единому сопоставлению по коммерческим условиям продажи.
Предварительная оценка доходности проекта.
Должна расчётно (в цифрах) показать рентабельность и целесообразность проекта.
Команда проекта.
Определяется необходимость и целесообразность привлечения к реализации проекта сторонних организаций в сфере технического проектирования, финансирования, аудита, страхования и т.д. Представляются рекомендации по участникам реализации проекта с учетом их интереса к проекту.
Финансирование проекта.
Определяется стратегия привлечения долгосрочного финансирования. Разрабатывается схема финансирования исходя из возможностей заказчика и потребностей проекта.
Сроки реализации проекта.
Определяются предварительные сроки реализации проекта с учетом периода строительства судна и сроком погашения привлеченных заемных средств.
Особенности реализации проекта.
Обычно определяются существенные аспекты, влияющие на ход реализации проекта, указывается общегосударственная и отраслевая значимость проекта, если она имеется.
Основные этапы проектирования.
Процесс разработки технической документации на постройку судов включает в себя в общем случае следующие этапы и стадии.
Стадии предпроектных разработок:
- предпроектные научно-изыскательские исследования;
- исходные технические требования;
- техническое задание;
- техническое предложение, концептуальный проект.
Стадии технического проектирования судна:
- контрактный проект;
- технический (классификационный) проект;- рабочая конструкторская документация;
- эксплуатационная документация.
Исходя из конкретных обстоятельств, по решению судовладельца-заказчика отдельные стадии разработки технической документации могут быть исключены или объединены в единую стадию.
Предпроектные научно-изыскательские исследования выполняются заказчиком самостоятельно либо проектной организацией. Глубина проработки чрезвычайно разная в зависимости от обьекта промысла и типа судна. Нередко эта стадия является решающей для проекта, но в тоже время в других случаях она не нужна. Зарубежные проектные организации обычно не выполняют эту работу.
Исходные технические требования и техническое задание должны разрабатываться судовладельцем-заказчиком. Однако нередко это становится совместной работой проектанта и заказчика.
Техническое предложение, концептуальный проект и контрактный проект в обьеме требования судостроительного контракта разрабатывается проектно-конструкторской компанией, как основа для получения предложения верфи и заключения контракта на строительство судна.
Технический (классификационный) проект, рабочая конструкторская документация и эксплуатационная документация разрабатываются обычно после подписания контракта проектным бюро верфи-строителя, либо сторонней проектно-конструкторской компанией по субподряду для верфи.
Стадии предпроектных разработок.
Предпроектная научно-изыскательская стадия.
Обычно включает в себя исследования особенностей обьекта промысла, возможного объема изъятия, колебаний численности ресурса и квот, обзоров новых технических и технологических решений, новых технологий, возможности ведения экономически эффективного промысла, анализа накопленного мирового опыта проектирования, строительства и эксплуатации современных образцов (аналогов) промыслового флота, ведущих промысел таких же, либо аналогичных объектов, необходимости и возможности создания новых технических решений, технологий и новой продукции (в этих случаях могут создаваться опытные образцы), предварительные исследования потенциальных обьемов и потребностей рынка и др.
В зависимости от обьектов промысла и типа создаваемого судна, эта стадия может очень значительно отличаться по обьему.
Исходные технические требования.
Исходные технические требования должны содержать:
- назначение и область применения судна;
- желаемые основные параметры и характеристики судна;
- условия эксплуатации, режимы и организацию работы судна;
- другие специальные требования.
Исходные технические требования на проектирование судна разрабатываются и утверждаются судовладельцем-заказчиком в случае, когда техническое задание на судно не разрабатывается и исходные технические требования на него являются основой для разработки проектантом технического предложения на заказываемое судно.
Техническое задание.
В техническом задании на основе изучения предполагаемого характера эксплуатации судна, обьекта промысла, обобщения и анализа опыта и тенденций мирового судостроения определяются основные технические характеристики искомого судна.
К основным задачам, решаемым на данной стадии, относятся:
- проверка выполнимости и совместимости исходных требований,
- предварительное определение основных элементов и общего расположения судна,
- проверка возможности комплектации судна необходимым оборудованием,
- сопоставление проектируемого судна с существующими судами.
Техническое задание на проектирование судна разрабатывается заказчиком, либо проектно-конструкторской компанией, либо совместно, как правило, в развитие исходных технических требований на судно при необходимости углубленного анализа и технико-экономического обоснования технических требований, предъявляемых к заказываемому типу судна из-за его новизны, технической сложности, особенностей эксплуатационного или иного характера и т.п.
Техническое задание, в случае его разработки, является основой для разработки проектантом технического предложения, концептуального проекта и заявки на проектирование и строительство судна.
Содержание технического задания. Общий перечень разделов технического задания.
- Назначение судна.
- Тип и класс судна.
- Район плавания и автономность.
- Главные размерения. Архитектурный тип.
- Дедвейт. Грузоподъемность.
- Мореходные качества.
- Скорость хода. Движители.
- Численность и размещение экипажа.
- Судовые помещения.
- Оборудование помещений.
- Корпус. Изоляция. Защита от коррозии.
- Судовые устройства.
- Промысловое устройство.
- Энергетическая установка.
- Электрооборудование.
- Холодильное оборудование.
- Производственно-технологическое оборудование.
- Средства связи и навигации. Рыбопоисковое оборудование.
- Автоматизация.
- Ремонтопригодность.
- Техника безопасности и производственная санитария.
- Особые требования.
- Правила и нормы проектирования.
Вышеуказанный перечень разделов технического задания может видоизменяться (сокращаться или дополняться) в зависимости от конкретных условий и типа проектируемого судна. При разработке содержания раздела необходимо особое внимание уделять специфическим особенностям, обусловленным типом и назначением данного судна. Также следует иметь в виду, что неоправданно жесткое фиксирование задаваемых требованиями технического задания судовых параметров ограничивает возможности проектанта в поиске и выборе оптимальных технических и конструктивных решений.
Техническое предложение или эскизный (концептуальный) проект.
При разработке проектантом технического предложения на основе технического задания или исходных технических требований судовладельца-заказчика в первом приближении определяется архитектура, компоновка и размерения судна, состав и мощность его энергетической установки, промыслового и производственного комплексов, уточняются основные технические характеристики устройств и оборудования, ожидаемые затраты на проектирование и строительство и т.п.
Главные задачи — проверка возможности выполнения требований технического задания и обеспечение безопасности работы и плавания судна.
На основе согласованного с заказчиком технического задания разработатывается эскизный проект судна, в котором уточняются характеристики, полученные на предыдущей стадии путем более детальных расчетов и чертежей.
Эскизный проект должен содержать принципиальные проектные и конструктивные решения по всем элементам судна и обоснование выбора оптимального варианта для последующей разработки.
Стадии технического проектирования.
Контрактный проект (технический проект в обьеме требований судостроительного контракта).
Контрактный проект разрабатывается проектантом как техническая основа для проведения тендера между верфями и заключения контракта на постройку судна.
Контрактный проект окончательно определяет:
- архитектуру, основные конструктивные, технические и технологические решения по корпусу, оборудованию жилых и служебных помещений, трюмов, складов и т.п.;
- размещение и комплектацию главной и вспомогательной энергетической установок, вспомогательных механизмов, судовых устройств и систем, электрооборудования, средств связи, навигации, промыслового и перерабатывающего оборудования и устройств и т.п., их поставщиков;
- конструктивные решения в части заданного объема автоматизации и механизации работ и процессов управления;
- применяемые материалы;
- другие конструктивные решения по удовлетворению требований технического задания, действующих Правил классификационного общества, на класс которого будет строиться судно, международных правил и конвенций, требований экологии, безопасности труда и санитарных правил и т.п.
Номенклатура конструкторских документации контрактного проекта.
- Спецификация судна.
Основной документ, в котором в полном объеме приводятся и фиксируются гарантируемые условиями контракта показатели и характеристики судна, его оборудования, механизмов, устройств и систем, применяемые материалы, конструкции и технологии, правила и нормы надзорных органов и других нормативных документов, на соответствие которым разработан проект судна. - Чертежи общего расположения судна.
- Чертежи расположения в машинном и котельном помещениях, производственных цехах и в помещениях производственной холодильной установки.
- Чертежи расположения судовых и специальных устройств.
- Теоретический чертеж корпуса судна.
- Сведения о посадке, начальной остойчивости, непотопляемости и аварийной остойчивости в основных эксплуатационных случаях нагрузки.
- Конструктивный мидель-шпангоут и сечения с основными узлами набора.
- Схема конструктивной противопожарной защиты с указанием материалов и допусков.
- Схемы конструкции тепловой изоляции в рефрижераторных помещениях.
- Перечень отступлений от правил и норм надзорных и контролирующих органов.
- Сведения по шумности в помещениях с нормируемым шумом.
- Штатное расписание и комплектация команды судна.
- Принципиальные схемы основных и специальных судовых систем.
- Функциональная схема автоматизации судна.
- Таблица режимов нагрузки, расчетов необходимой мощности и состав электростанции.
- Принципиальные схемы распределения электроэнергии от основных и аварийных источников.
- Перечень инвентарного снабжения.
- Перечень основного комплектующего оборудования с указанием поставщиков (Maker’s List).
- Перечень документов технического проекта, подлежащих разработке в обеспечение контракта на постройку судна.
- Схемы швартовки для проведения грузовых работ в море, если таковые предусматриваются режимом работы судна.
- Расчетно-пояснительная записка по производственной части судна, если таковая имеется.
Окончательная номенклатура документации контрактного проекта согласовывается заказчиком и проектантом.
Технический (классификационный) проект.
Технический проект разрабатывается проектантом на базе контрактного проекта (в зарубежной практике обычно после подписания и вступления в силу контракта на строительство судна) с целью:
- подтверждения подробными расчетами соответствия проектируемого судна требованиям действующих правил классификационного общества, на класс которого будет строиться судно, международных правил и конвенций, безопасности труда, санитарных правил, по охране окружающей среды и других, указанных в техническом задании судовладельца-заказчика;
- обоснования отступлений от требований классификационного общества и других надзорных органов в случае несовместимости этих требований в данном проекте;
- детализации решений по конструкции корпуса, оборудованию жилых и служебных помещений, производственных помещений, трюмов, кладовых, размещению и комплектации главной и вспомогательной энергетических установок, вспомогательных механизмов, судовых и специальных устройств и систем, добывающего и производственного комплекса, электрооборудования, средств связи и навигации, рыбопоисковой техники, осуществлению заданного объема автоматизации и механизации управления судном и техническими средствами, архитектуре судна, по составу и количеству комплектующих изделий и материалов, необходимых для разработки рабочей конструкторской документации.
Порядок рассмотрения и согласования технического проекта судна судовладельцем-заказчиком аналогичен таковому для контрактного проекта, при этом дополнительно проектант представляет судовладельцу-заказчику сведения об одобрении проекта классификационным обществом и другими надзорными органами.
Технический проект судна, одобренный классификационным обществом, на класс которого оно строится, согласованный органами надзора, прошедший экспертизу и согласованный судовладельцем-заказчиком, является основой для разработки рабочей и эксплуатационной документации.
Рабочая конструкторская документация.
Рабочая конструкторская документация разрабатывается верфью-строителем судна или ее контрагентами (возможно и проектной организацией, разрабатывавшей контрактный проект) на основе утвержденного контрактного технического проекта с целью реализации судостроительного контракта — строительства судна.
Объем, порядок и правила выполнения рабочей конструкторской документации определяются стандартами, оборудованием и технологиями верфи-строителя.
Необходимость и порядок рассмотрения и согласования рабочей конструкторской документации стороной судовладельца-заказчика, а также ее объем, подлежащий рассмотрению и согласованию с целью проверки ее соответствия согласованному техническому проекту и требованиям действующей нормативно-технической документации, должны быть оговорены условиями судостроительного контракта.
Внесение в рабочую конструкторскую документацию принципиальных изменений, затрагивающих утвержденный технический проект, осуществляется по соглашениям между судовладельцем-заказчиком и верфью-строителем, оформляемым как дополнение к судостроительному контракту.
Отчетная и эксплуатационная документация.
Обычно рабочую документацию изготовляют в два этапа: первый — исполнительный, по которому строят судно, и второй — отчетный, после уточнения и внесения изменений в процессе его постройки. Комплектность отчетной документации определяется потребностями заказчика, требованиями классификационного общества и принятых на верфи стандартов.
Для обеспечения нормальной эксплуатации, судно должно быть обеспечено комплектами соответствующей конструкторской, технологической и эксплуатационной документации. В частности, на каждом судне обязательно должны быть чертежи и спецификации на основные элементы, механизмы, устройства и системы, а так же руководства по их эксплуатации. Для технического обслуживания и ремонта разрабатываются графики ТОР по заведованиям, технологические инструкции по ремонтам, типовые ремонтные ведомости, ТУ на ремонт, а так же нормативы расхода запасных частей, горюче-смазочных материалов и других материалов. Перечисленная выше документация является руководящей по отношению к соответствующим службам судовладельца.
Порядок разработки, типовая номенклатура и объем судовых эксплуатационных документов, правила их выполнения определяются в России ГОСТ 19439.0 — ГОСТ 19439.3. Номенклатура судовых эксплуатационных документов, поставляемых на суда зарубежными верфями, должна соответствовать требованиям указанных стандартов.
На рисунке ниже приведены типовые стадии проектирования, как это принято у зарубежных проектантов.
Источник: ruspelagic.ru