Проект строительства при сталине

При Сталине в нашей стране возводили гигантские объекты: Беломоро-Балтийский канал, Днепрогэс, Магнитка. Но среди сталинских мегапроектов были и те, что потребовали фантастических денег и сил, но в итоге оказались недостроенными. Или попросту, брошенными.

А ведь в случае реализации, они могли бы стать гордостью страны.

Сахалинский тоннель

Идея о строительства моста или тоннеля в Татарском проливе стала реальностью в 1950 году, когда Сахалин стал окончательно советским (японское население было репатриировано). В апреле 1950 года на заседании правительства с участием Сталина решили строить тоннель.

Общая длина этого сооружения ( за 50 лет до Евротоннеля под Ла-Маншем) должна была составить 13,4 километра, в том числе подводная часть – 7,3 километра. Курировал проект Берия. В подчинение самого «эффективного менеджера» СССР было 58 тысяч заключенных. Срок строительства – пять лет, стоимость – 2,7 миллиарда рублей.

К весне 1953 года строители пробили лесные просеки, уложили 120 км железнодорожных путей, на мысе Лазарева прорыли ствол шахты и насыпали искусственный остров диаметром 90 метров. Но сам тоннель не успели даже начать, потому что 5 марта 1953 года Сталин умер и строительство заморозили.

10 мегапроектов Сталина, которые заморозили после его «ухода»

Но есть версия, что тоннель пробили, и длина его составила 10 км. Однако потом внутрь хлынула вода и строительство пришлось остановить. Но так ли это, неизвестно: многие документы по строительству «объекта №6» до сих пор засекречены.

«Дорога мертвых»

Дорога по советскому Крайнему Северу, которая дублировала Севмор путь, строилась с 1947 по 1953 годы. Она называлась по- разному: «Пятьсот веселая», «Сталинка», «501». Но чаще всего – «Дорога мертвых». Это наименование было вызвано тем, что ее строительство сопровождалось большим количеством жертв.

Дорогу строили с двух концов: со стороны Салехарда и со стороны Игарки. Планируемая протяженность — 1400 км. Это была авантюрой чистой воды — дорогу строили без предварительной сметы и даже без финансового плана. До 1953 года в условиях вечной мерзлоты было уложено 848 км путей. Но что это были за пути: постоянные обвалы, сход поездов, обрушенные мосты.

Из-за плохого качества поезда на некоторых участках шли со скоростью 15 км. в час. Дорога была брошена спустя три недели после смерти вождя народов. Она обошлась стране приблизительно в 2 млрд. рублей. Сколько уложили человеческих жизней, история умалчивает. Но на ее строительстве работали около 120 тысяч заключенных.

И смертность была очень высокой даже по гулаговским нормам.

Главный Туркменский канал

Протяженность этого водного пути, соединяющего Каспийское и Аральское море, должна была составить более 1200 километров. Ширина канала — более 100 метров, глубина — 6—7 метров. К весне 1953 года в Каракумлаге (подразделение ГУЛАГа, строившее канал) находилось свыше 12 тысяч человек.

В декабре 1950 года заключенные заложили новый город Тахиаташ на одноименной излучине реки Амударьи. Построили обводной канал, теплоэлектроцентраль, электроподстанцию и еще целый ряд более мелких объектов. Но когда умер Сталин, дальнейшее строительство прекратилось. Приказ отдал Берия — «эффективный менеджер» решил, что это слишком дорогая затея.

Объёмы строительства при Сталине и после него.

Вместо него стали строить Каракумский канал( он уже давно стал символом советского не профессионализма и безответственного отношения к природе). Сегодня специалисты считают: если бы Главный Туркменский был построен, Аральскому морю ничего бы не угрожало.

Дворец Советов

В 1931 году по приказу Сталина объявили конкурс на строительство Дворца Советов – гигантского высотного административного здания для проведения сессий Верховного Совета и массовых демонстраций. Дворец должен был стать самым высоким зданием в мире и символизировать победу социализма.

В конкурсе принимали участие выдающие зарубежные и советские архитекторы: Гропиус, Корбюзье, Щусев, Алабян, Щуко. В результате победил проект Бориса Иофана. Согласно его проекту, стоэтажный дворец должен был устремиться ввысь на 420 метров, его должна была венчать стометровая статуя Ленина. Фактически все здание должно было стать пьедесталом для гигантского памятника.

Строительство началось в 1937 году и должно было закончиться в 1942 году. Для суперсовременного здания придумали множество технических новинок: создали специальную марку стали – ДС. Для упрочнения стен котлована, придумали «битумизацию» грунта — закачивали битум в специальные скважины. Эта технология использовалась в СССР впервые.

Строительство довели до высоты семи подземных этажей, и тут началась война. Стройматериалы, предназначавшиеся для дворца, пошли на военные нужды. А после войны строительство решили не возобновлять.

Сколько денег было угрохано на строительство, неизвестно. Но очень много! А уж про уничтоженный храм Христа Спасителя и другие разрушенный центр Москвы и и говорить не приходится.

Источник: politika-v-rashke.ru

Проект строительства при сталине

Дворец техники

В 1933 году был объявлен конкурс на лучший проект Дворца техники. Самым ярким и интересным стал проект архитекторов А. Самойлова и Б. Ефимовича, которые ровнялись не на ушедший в прошлое конструктивизм, а на «технократический» характер объекта проектирования. Их проект – это комплекс научно-технических учреждений, лабораторий, испытательных комплексов, который планировалось возвести на берегу Москвы-реки как символ технического прогресса и индустриализма. По неопределенным причинам проект реализован не был

Здание Аэрофлота

Здание Аэрофлота

По проекту главного архитектора Москвы Д.Н. Чечулина строительство «Аэрофлота» запланировали на площади около Белорусского вокзала в 1934 году. Здание представляло собой крупномасштабный монумент героической советской авиации с фигурами летчиков-героев, с полюбившимися в то время арками. Проект так и не был воплощен, но частично его концепцию можно наблюдать в современном Доме Правительства.

Дом книги

Дом книги

Образцом традиционного для начала 30-х годов монументального здания мог стать Дом книги по проекту И.А. Голосова, работающего в стиле конструктивизма и символического романтизма. По проекту здание должно было устремляться ввысь, иметь классические формы и скульптурные украшения. В объекте культурного значения должны были располагаться ОГИЗ, музыкальные издательства, художественные мастерские, музей книги, залы экспозиций и докладов, а также огромный книжный магазин. Но Дом книги построен не был

Жилой дом на площади Восстания

Жилой дом на площади Восстания

В 1947 году архитекторы В. Олтаржевский и И. Кузнецов готовят проект жилого дома на площади Восстания, в котором уделяют огромное значение конструкциям и многообразным видам инженерно-технического оснащения, не забывая при этом о торжественных монументальных формах. Но проекту не суждено было осуществиться. На площади Восстания вырос другой дом под руководством архитекторов М. Посохина и А. Мндоянца.

Дворец Советов

Дворец Советов

Работа над грандиозным архитектурным проектом велась в 1930-е и в 1950-е годы. Дворец Советов планировали сделать центральной девятой и главной сталинской высоткой. С 1937 года началось строительство, но по окончании войны все силы были брошены на восстановление страны, и проект был заморожен. Сейчас на этом месте находится «новый» Храм Христа Спасителя, который визуально повторяет стан «старого» храма, разрушенного специально для постройки Дворца Советов в 1931 году.

«Арка Героев». Монумент героическим защитникам Москвы

«Арка Героев». Монумент героическим защитникам Москвы

В октябре 1942 года был объявлен конкурс на проект памятника героям ВОВ, т.к. именно в тот момент был разгар военных действий в центральной России. В конкурсную комиссию поступило более 90 работ. Все проекты были представлены на всеобщее обозрение в течение трех выставок в 1943 году. Автором «Арки Героев» был архитектор Л.Н.

Павлов, предложивший установить свой памятник на Красной площади. Но по ряду обстоятельств монумент не был сооружен.

Высотное здание в Зарядье

Высотное здание в Зарядье

Еще одной «сталинской» высоткой должно было стать административное здание в Зарядье. 32-этажный небоскреб, заложенный в день восьмисотлетия Москвы, не был завершен: во-первых, из-за того, что известное постановление 1955 года осудило «излишества и украшательства в архитектуре, а, во-вторых, помешала смерть Сталина. Все возведенные конструкции были демонтированы, и в 1964-1967 годах на оставшемся фундаменте была построена гостиница «Россия» по проекту Д. Чечулина.

Гостиница Моссовета (Гостиница «Москва»)

Гостиница Моссовета (Гостиница «Москва»)

Закрытым конкурсом в 1931 году Моссовет выбирал проект самой благоустроенной и огромной гостиницы на 1000 номеров. Из 6 участвующих в конкурсе проектов лучшей была признана работа молодых архитекторов Л. Савельва и О. Стапрана.

Здание располагалось на пересечении улицы Горького, главной магистрали столицы, и «Аллеей Ильича», которая вела к Дворцу Советов, поэтому имело огромное значение в градостроительном отношении. Однако проекту не суждено было осуществиться, т.к. имел очевидное противоречие со сложившимся исторически обликом района. Для внесения изменений был приглашен А. Щусев, который добавил лаконичный декор в стиле неоклассицизма. В таком виде и можно увидеть гостиницу «Москва» сейчас.

Источник: m.fishki.net

Мегапроекты Сталина, которые скрыли и уничтожили после его ухода

Со смертью Сталина изменилась политика и путь развития всей страны. Были закрыты грандиозные проекты, которые должны были в короткий срок преобразовать огромную державу, укрепить ее мощь, идеологию и экономику. Но со смертью вождя страна отказалась от интенсивного развития, скатившись в застой и придя к развалу. О возможности такого развития событий Иосиф Сталин говорил еще в 1937 и даже 1951 году.

Застой идеологии и её непонимание

Вопрос идеологии всегда волновал Иосифа Сталина, он говорил, что страна не выживет, если не найдет единую идеологию для своего дальнейшего развития. По мнению Сталина, можно было преодолеть все: разруху, ошибки в экономике, но идеологическая пустота непременно вела к краху государства и дискредитации проекта под названием «Социализм».

В 50-е годы в аппарате ЦК появились 3 структурные единицы по вопросам философии, истории, экономики, права, естественных и технических наук. Руководил одним из этих отделов член Президиума ЦК Д.И. Чесноков. Позже он рассказывал, что Сталин поставил перед ними конкретную задачу – сделать оценку текущих процессов в мире и создать свою идеологию, отвечающую интересам страны. Научные деятели должны были освежить теорию, без которой, как считал Сталин, государство не выживет.

Также было решено перевести экономику на научную основу и готовить специалистов, знающих политэкономию. Сталин был убежден, что, если страна не успеет подготовить новые кадры хозяйственников и руководителей, за плечами которых будут научные знания, то погибнет. Это нормальный исторический процесс.

Однако со смертью Сталина планы по созданию научной теории были закрыты, а отделы, созданные Сталиным, — расформированы. Руководство страны продолжило использовать догмы основ марксизма-ленинизма, закрыв для страны возможность развиваться в нужном направлении.

В марте 1947 года, по инициативе политбюро ЦК ВКП(Б), были созданы особые органы, которые появились при министерствах и ведомствах, с целью реагирования на «антипатриотические, антигосударственные и антиобщественные действия», совершенные руководящими и партийными чиновниками в высших властных структурах. Это касалось тех проступков, которые не попадали под уголовную ответственность.

В первую очередь такие суды были организованы при Министерстве здравоохранения, торговли и финансов. Действие этих судов не распространялось на рядовых граждан и даже на власти областного значения, они были направлены только на контроль за деятельностью чиновников министерств. В первый год существования судов было проведено 82 заседания.

Остановка строительства Трансполярной магистрали

Железнодорожное сообщение по этой транспортной магистрали должно было обеспечить России стабильное присутствие военных на Востоке страны. Такая необходимость существовала из-за нарастающей угрозы новой войны. Военно-морскую базу предполагалось построить на Енисее в районе Игарки. Также эта магистраль помогла бы включить Северные и Восточные регионы страны в общую экономическую систему, обеспечив свободный доступ к природным ресурсам.

Строительство Трансполярной магистрали было начато в 1947 году. В нем приняло участие 80 тысяч человек. За пять лет работы по строительству магистрали были почти полностью завершены. Оставался участок между населенными пунктами Пур и Новый Уренгой.

Смерть Сталина стала смертью для магистрали. Работы были приостановлены, а потом дорогу стратегического значения просто забросили, выбросив на ветер миллионы, и закрыв доступ к освоению огромных территорий.

Руководство страны периодически возвращается к этому проекту. Особенно актуальным он стал после двухтысячного года, когда страна взялась за восстановление экономики. Но нехватка финансирования отодвигает реализацию некогда задуманного.

Президент страны Владимир Путин в 2018 году пообещал вернуться к этому проекту, так как в планах государства намечен рост экономики и развитие Северных регионов, а без Трансполярной магистрали трудно осуществить задуманное. Президент отметил, что планы по строительству этой дороги сильно пугают западных партнеров России.

Тоннель на Сахалин

Строительство этого тоннеля и железнодорожных путей, которые должны были соединить материковую часть России с островом Сахалин, шло три года. За это время было уложено 120 км железнодорожного полотна, прорыты шахты и обустроены дамбы и пирсы.

Читайте также:  Как найти заказы на строительство и ремонт

Это строительство имело как стратегическое, так и народнохозяйственное значение. Его завершение позволило бы обходится без паромных переправ, которые не могли обеспечить переброску войск в случае военной агрессии, и не удовлетворяли растущие потребности развивающегося региона.

Казалось, что власть, пришедшую после Сталина, не интересует не укрепление обороноспособности страны, не перспективы развития Дальневосточного региона и Камчатки.

Сегодня строительство тоннеля остается актуальной проблемой. Его реализация тормозится все тем же неустойчивым финансовым положением страны, в котором она оказалась после развала СССР и принятием санкций. Но, похоже, что руки дойдут и к этому заброшенному проекту.

Сворачивание планов по защите природы и модернизации сельского хозяйства

Речь идет о Постановлении Совета министров СССР и ЦК ВКП(б) от октября 1948 года. Когда было принято решение о комплексных мерах по интенсификации развития экономики. Они включали в себя посадку лесных насаждений в степной зоне страны, для сдерживания суховеев и сохранения почв.

Планировалось высадить более четырёх миллионов гектаров леса и создать полезащитные полосы длиной свыше пяти тысяч километров. Также, предусматривалось создание прудов и водоемов, и посев трав. Все это должно было повысить урожайность и способствовать развитию животноводства.

По этой программе было предусмотрено за 15 лет отвоевать у степей 120 миллионов гектаров для сельскохозяйственных нужд.

Предусматривалось улучшение методов обработки полей, вводилась практика чёрного пара, зяби и лущение стерни. Планировалось производить посевы отборными семенами, дающими высокий урожай в определенной местности. Вводилась культура обработки полей минеральными удобрениями.

Были предусмотрены дополнительные финансовые вложения в сельскохозяйственную отрасль. Планировалось полное обеспечение хозяйств новой техникой. Механизированные станции при колхозах и совхозах должны были обеспечивать наладку и обслуживание технических средств.

Реализация этих планов дала результат уже в первый год. Урожайность зерновых повысилась на 30%, овощей – на 70%, трав – до 200%. Была создана стабильная кормовая база для развития животноводства. Повысилась роль МТС. К 1960 году планировалось полностью покрыть потребность страны в сельскохозяйственной продукции и выйти на стабильные экспортные поставки.

Осуществлялось стабильное ежегодное понижение цен, начавшееся ещё с 1937 года.

После смерти Сталина реализация плана была прекращена, лесные посадки стали вырубаться. Была прекращена деятельность 570 лесозащитных станций. Были закрыты МТС, а сельхозтехника массово переброшена на целину – проект Хрущева, который оказался абсолютно провальным.

Политика снижения цен и индивидуальное предпринимательство

Введенное Сталиным исчисление произведенной продукции в тоннах, метрах и других конкретных единицах измерения, было заменено на стоимость произведенного товара, что уничтожило возможность видеть реальный рост и понижать себестоимость товаров.

Были закрыты артели. Из экономики выбросили 140 тысяч предприятий, процветавших при Сталине Они обеспечивали людей самыми необходимыми предметами быта. В артелях трудилось почти 6 миллионов человек.

До 1953 года стоимость патента на предпринимательство была доступной и люди с удовольствием реализовывали свои таланты и способности, изготовляя одежду, обувь, мебель, игрушки, бытовую технику, патефоны и т.д. Никита Хрущёв и его последователи практически уничтожили индивидуальное предпринимательство. В стране начался товарный дефицит.

Бездолларовая зона торговли

Создание бездолларовой зоны торговли было инициировано Советским Союзом в 1952 году.

Тогда в Москве состоялся Международный экономический форум, где были представлены 49 стран. В ходе дискуссии все пришли к выводу, что бездолларовая торговая зона абсолютно необходима. Интересно что эту идею подержал даже шахский Иран

Это решение начало реализовываться в 1953 году, когда в Маниле по инициативе Советского Союза состоялось обсуждение по созданию бездолларовой зоны. Все сделки должны были осуществляться за рубли. Для начала в эту зону должны были войти страны Азии и Океании. В этом же году планировались подобные встречи в Буэнос-Айресе и Аддис-Абебе.

Многие страны готовы были покупать в СССР за рубли трактора, оснастку для нефтедобычи, машины и оборудование. Перечень был достаточно длинным.

Программа помощи семьям

По инициативе Иосифа Сталина в стране началась борьба за большую семью, где традиционно для России воспитывалось бы не менее пятерых детей. Была увеличена материальная помощь при родах. Государство обратило внимание на малообеспеченные семьи, установив для них государственные выплаты. Увеличилось количество родильных домов, детских садов и яслей, были запрещены аборты.

Внесены дополнения в законодательство, усиленно уголовное наказание за отказ платить алименты.

Все это дало свои плоды уже в 1953 году, когда была почти восстановлена численность населения, существовавшая до войны.

Список проектов, которые оказались похоронены вместе со Сталиным, можно продолжать ещё долго.

Многие планы и достижения Иосифа Сталина наследники уничтожали. что-то скрывали. Некоторые масштабнейшие мегапроекты, которые все же были реализованы после смерти Сталина, Никита Хрущев и его последователи просто приписали себе.

Источник: matveychev-oleg.livejournal.com

Великие стройки коммунизма и Сталинский план преобразования природы.

Со словосочетанием «Великие стройки коммунизма» знакомы практически все, однако что имелось в виду изначально? И что значит «Сталинский план преобразования природы».

Начать следует со Сталинского плана преобразования природы.

Осень 1948 года, через 3 года после окончания Великой Отечественной войны, Совет Министров СССР принял постановление «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». В печати указанный документ назвали «Сталинским планом преобразования природы».

Рассчитан план на период 1949—1965 годы. В чем его суть?

В степных и лесостепных районах европейской части СССР (Поволжье, Западный Казахстан, Северный Кавказ, Украина) часто повторялись засухи и суховеи.

Однако там же можно получать отличные урожаи – там много солнца и тепла.

Только не хватает воды.

Использовать травопольную систему земледелия (В.В. Докучаева, П.А. Костычева и В.Р. Вильямса).

Суть которой заключается в:

  • а) посадка защитных лесных полос на водоразделах, по границам полей севооборотов, по склонам балок и оврагов, по берегам рек и озер, вокруг прудов и водоемов, а также облесение и закрепление песков;
  • б) правильная организация территории с введением травопольных полевых и кормовых севооборотов и рациональным использованием земельных угодий;
  • в) правильная система обработки почвы, ухода за посевами и, прежде всего, широкое применение черных паров, зяби и лущения стерни;
  • г) правильнаясистема применения органических и минеральных удобрений;
  • д) посевотборными семенами приспособленных к местным условиям высокоурожайных сортов;
  • е) развитие орошения на базе использования вод местного стока путем строительства прудов и водоемов.

Это на местном уровне. А что же государство?

В соответствии с этим планом предстояло посадить лесные полосы, чтобы преградить дорогу суховеям и изменить климат на площади 120.000.000 гектаров, равной территориям Англии, Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов вместе взятых. Центральное место в плане занимало полезащитное лесоразведение и орошение.

Всего планировалось высадить более 4.000.000 га леса и создать государственные полезащитные полосы длиной свыше 5300 км. Эти полосы должны были предохранять поля от жарких юго-восточных ветров — суховеев.

Помимо государственных лесных защитных полос, высаживались лесополосы местного значения по периметру отдельных полей, по склонам оврагов, вдоль уже существующих и вновь создаваемых водоёмов, на песках (с целью их закрепления).

План предусматривал также внедрение травопольной системы земледелия. Согласно этой системе, часть пашни в севооборотах засевалась многолетними бобовыми и мятликовыми травами.

Травы служили кормовой базой животноводства и естественным средством восстановления плодородия почв (бобовые же).

Созданные лесополосы и водоёмы должны были существенно разнообразить флору и фауну СССР. Таким образом, план совмещал в себе задачи охраны окружающей среды и получения высоких устойчивых урожаев.

Для проработки и реализации плана был создан институт «Агролеспроект» (ныне Росгипролес). По его проектам лесами покрылись четыре крупных водораздела бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России.

Общая протяжённость крупных государственных полезащитных полос превышала 5.300 км. В этих полосах было посажено 2,3 млн га леса.

Одновременно с устройством системы полезащитных лесонасаждений была начата большая программа по созданию оросительных систем. В СССР было создано около 4 тыс. водохранилищ, вмещающих 1200 км 3 воды

Следующим шагом и были «Великие стройки коммунизма».

Коричневые стрелки – суховеи, зеленые полосы – лесополосы, красные прерывистые линии – каналы, красные звезды – будущие гидроэлектростанции…

Вопрос был в том, где взять воду. Тепло и солнце уже имеется!

Вода тоже есть, но в виде бесцельно утекающих в моря рек (Волга, Днепр, Дон, Амударья).

Идея в том, чтобы воды этих рек задержать дамбами, тем самым обводняя территории, пустить по каналам давая воду для орошения, заставить крутить турбины и давать электричество!

Те самые «Великие стройки коммунизма».

Перечислим по пальцам, что относилась к Великим стройкам коммунизма:

Гидроэлектростанции:

— Каховская ГЭС. Создавала водохранилище для питания Южно-Украинского, и Северо-Крымского каналов.

— Цимлянская ГЭС. Создавало водохранилище поднимающее уровень воды для пользования Волго-Донским каналом и его энергообеспечение, обеспечение судоходности Дона, питания оросительных каналов.

— Куйбышевская ГЭС. Для электроснабжения. 2-я по мощности в мире на тот момент.

— Сталинградская ГЭС. Для электроснабжения (1-я по мощности в мире на тот момент.), а также орошения, создания условий для Сталинградского магистрального самотечного канала.

— Тахиаташская ГЭС. Перенаправляла воды Амударьи по Главному Туркменскому каналу, электроснабжение.

— Южно-Украинский канал. Оросительный

— Северо-Крымский канал. Оросительный, водоснабжение полуострова пресной водой.

— Волго-Донский канал (Волго-Дон). Транспортный (соединение Каспия с остальными морями).

— Главный Туркменский канал. Оросительный, транспортный (соединение Арала с Каспием). На канале планировались 2 ГЭС.

Если кому интересно немного статистики:

Общая мощность построенных в рамках общего плана гидроэлектростанций составила более 4 млн кВт. Куйбышевская и Сталинградская ГЭС на период строительства были крупнейшими по мощности ГЭС в мире и превосходили самые большие на тот период гидроэлектростанции США (Гранд-Кули и Плотина Гувера).

Гидроэлектростанция

Установленная мощность, тыс. кВт

Выработка в средний по водности год, млрд. квт·ч

Сроки сооружения

Каховская ГЭС на Днепре

Цимлянская ГЭС на Дону

Тахиаташская ГЭС на Аму-Дарье и две ГЭС на Главном Туркменском канале

ГЭС обеспечивала энергетику, орошение и обводнение, водный транспорт, водоснабжение и др. Значительная часть электроэнергии ГЭС была направлена на орошение и электрификацию сельского хозяйства.

База орошения и обводнения

Протяженность магистральных каналов, км

Площадь орошаемых земель, млн. га

Площадь обводняемых земель, млн. га

Главный Туркменский канал от Аму-Дарьи до Красноводска и оросительные системы в районах низовьев Аму-Дарьи, Западной Туркмении и пустыни Кара-Кум

Каховская ГЭС, Южно-Украинский и Северо-Крымский каналы и оросительные системы в районах юга Украины и Северного Крыма

Волго-Донской судоходный канал и оросительные системы в прилегающих районах

Итого

6.05

22.2

Пробежимся коротенько по этим стройкам.

Цимлянская ГЭС.

Цимлянская ГЭС — гидроэлектростанция на реке Дон в Ростовской области, у городов Волгодонска и Цимлянска. Построена в 1949—1954 годах в рамках программы сооружения Волго-Донского судоходного пути.

Имеет важное экономическое значение, обеспечивая крупнотоннажное судоходство на нижнем Дону, функционирование Волго-Донского судоходного канала, орошение больших массивов засушливых земель, водоснабжение, защиту от наводнений и выработку электроэнергии.

Волго-Донской канал.

Волго-Донской судоходный канал имени В. И. Ленина (Волго-Донской канал) — канал длиной 101 км, соединяющий реки Волгу и Дон в месте их максимального сближения на волгодонском перешейке. Звено единой глубоководной транспортной системы европейской части России.

Глубоководная транспортная система европейской части России – это красный пунктир.

Первую попытку соединить Волгу и Дон в месте их наибольшего сближения историки относят к середине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, направил 22 000 солдат вверх по Дону с целью прорыть канал между двумя реками. Неудачно.

Вторая известная попытка предпринималась в годы правления Петра I. Неудачно.

До Революции 1917 года было создано свыше 30 проектов соединения Волги с Доном. Однако ни одному из них не суждено было реализоваться: сопротивление оказывали частные владельцы железных дорог. Кроме того, даже если бы канал был построен, движение судов по нему могло быть лишь в весеннее время, когда реки были полноводными.

31 мая 1952 года между 1-м и 2-м шлюзами слились воды Волги и Дона. С 1 июня по каналу уже началось движение судов. 27 июля 1952 года каналу было присвоено имя Владимира Ленина. Тогда же у первого шлюза (со стороны Волги) был открыт памятник Иосифу Сталину (позднее снесён, на постаменте установлен памятник Ленину).

Куйбышевская (ныне Жигулёвская) ГЭС.

Жигулёвская ГЭС (ранее Куйбышевская ГЭС, а с 1958 г. — Волжская ГЭС имени Ленина) — гидроэлектростанция на реке Волге в Самарской области, в городе Жигулёвск.

Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС. Вторая по мощности гидроэлектростанция в Европе.

Строительство ГЭС началось в 1950 году, закончилось в 1957 году. Особенностью геологического строения гидроузла является резкое различие берегов Волги. Высокий обрывистый правый берег сложен трещиноватыми верхнекаменноугольными известняково-доломитовыми породами. Левый коренной берег долины сложен песками с прослоями и линзами суглинков.

Помимо выработки электроэнергии, обеспечивает крупнотоннажное судоходство, водоснабжение, защиту от наводнений. Водохранилище Жигулёвской ГЭС является основным регулирующим водохранилищем Волжско-Камского каскада.

Читайте также:  Срок действия разрешения на строительство сохраняется

Сталинградская (ныне Волжская) ГЭС.

Волжская ГЭС (ранее Сталинградская/Волгоградская ГЭС, Волжская ГЭС имени XXII съезда КПСС) — гидроэлектростанция на реке Волга в Волгоградской области.

Первая по мощности гидроэлектростанция в Европе.

Входит в Волжско-Камский каскад ГЭС, являясь его самой нижней ступенью. В 1961 г. крупнейшая в мире гидроэлектростанция. Была воздвигнута в рекордно короткие сроки. Первый грунт в котловане для будущей гидроэлектростанции был вынут в 1952 г. А в декабре 1958 года уже был пущен первый гидроагрегат. Мировая практика сооружения электростанций не знала подобных объемов и темпов работ.

Впервые в мировой практике советские специалисты обосновали возможность сооружения крупных гидроузлов на нескальных основаниях.

Каховская ГЭС.

Каховская ГЭС — шестая (нижняя и последняя) ступень каскада днепровских гидроэлектростанций на территории Украины (город Новая Каховка, Херсонская область), построенная на реке Днепр.

Строительство начато в сентябре 1950 года, в октябре 1956 года введён последний гидроагрегат.

Каховский канал.

Каховский канал — центральный оросительный и главный магистральный канал юга Украины.

Был открыт 26 октября 1979 года. Протяжённость канала 130 километров, берёт своё начало из Каховского водохранилища. Вода из Каховского водохранилища насосами (запитка от Каховской ГЭС) поднимается на 25 метров и далее самотеком проходит по территории Херсонской и Запорожской областей.

Водой канала снабжаются четыре оросительные системы:

  • Каховская
  • Приазовская
  • Серогозская
  • Чаплынская.

Канал используется для орошения 326 000 га в двух областях Украины.

Северо-Крымский канал

Оросительно-обводнительный канал длиной 402 км, построенный (более 10 лет шли исследовательские и проектно-изыскательские работы) в 1961—1971 годах для обеспечения водой маловодных и засушливых территорий Херсонской и Крымской областей Украинской ССР с забором воды из Каховского водохранилища, заполненного в 1955—1958 годах. При открытии был известен как Северо-Крымский канал имени Ленинского комсомола Украины.

До 80 % днепровской воды СКК, поступавшей в Крым, использовалось для нужд сельского хозяйства (из них 60 % — на обеспечение выращивания риса) и промышленного прудового рыбоводства; около 20 % днепровской воды СКК подавалось в водохранилища — источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и сельских населённых пунктов Крыма.

С 2014 года подача днепровской воды в Крым прекращена.

Главный Туркменский канал

На переднем плане – шагающий экскаватор.

Канал предполагалось провести от реки Амударьи до Красноводска по древнему высохшему руслу Узбоя для развития хлопководства, освоения новых земель в Каракалпакии и в Каракумах, а также для судоходства от Волги до Амударьи. Строился в 1950—1953 годах, затем строительство было прекращено.

Канал должен был стать вторым по длине каналом в мире. Его протяженность предполагалась более 1200 километров, начиная от мыса Тахиаташ, в 10 км от Нукуса до Красноводска.

По трассе канала планировалась система плотин, шлюзов, водохранилища, три гидроэлектростанции общей мощностью 100 тыс. кВт, отводных каналов и трубопроводов длиной свыше 1 тысячи километров. В начале канала строилась огромная плотина в Тахиаташе, которая должна была сочетаться с гидроэлектростанцией.

25 % стока Амударьи должно было отводиться в новый канал, Аральское море должно было снизить уровень, а земли, возникшие при отступлении моря, предполагалось использовать в сельском хозяйстве, засолённость низовий Амударьи по расчётам должна была снизиться. Проектировалось построить вокруг канала 10 тысяч километров магистральных и распределительных каналов, 2 тысячи водоёмов, 3 ГЭС по 100 тысяч киловатт. Ширина канала должна была быть более ста метров, глубина — 6—7 метров. Планировалось использование десяти тысяч самосвалов, бульдозеров, экскаваторов. Строительство предполагалось закончить к 1957 году.

В декабре 1950 года был заложен новый город Тахиаташ у мыса Тахиаташ, на котором ранее стояло до того два укрытия от непогоды для бурлаков. 15 июня 1952 года была открыта железная дорога Чарджоу — Ходжейли и проведена ветка до Тахиаташа. Создавалась инфраструктура для развития стройки, организовывались изыскательные экспедиции, подключалась авиация.

После смерти Сталина, по предложению Лаврентия Берия, строительство канала было приостановлено 25 марта 1953 года, а затем и прекращено.

C 1954 года началось строительство Каракумского канала.

Синий – не построенный Главный Туркменский канал, красный — построенный Каракумский канал.

Каракумский канал — канал, построенный в СССР для водообеспеченности южных и юго-западных районов Туркмении протяжённостью 1445 км. В современной Туркмении также используется название Каракум-река. Вода в канале идёт самотёком. По нему на протяжении 450 км осуществляется судоходство.

Первая очередь канала (Амударья — Мургаб) длиной 400 км была построена в 1959 году. Введение её в строй позволило довести площадь орошаемых земель до 100 тысяч га.

Вторая очередь канала (Мары — Теджен) длиной 138 км завершена в 1960 году. Это позволило оросить в Тедженском оазисе свыше 70 тысяч га.

Третья очередь канала (Теджен — Ашхабад) длиной 260 км завершена в 1962 году. В 1967 году канал был доведён до Геок-тепе. Ввод третьей очереди позволил дополнительно оросить около 100 тысяч га.

С 1971 году началось сооружение четвёртой очереди канала. Далее канал протянут до города Берекета. Следующий отрезок канала идёт в субтропические районы юго-западной Туркмении до Этрека длиной 270 км, другая ветвь канала идёт к Небит-Дагу. Строительство канала было официально завершено в 1988 году.

Канал отбирает около 45 % вод Амударьи, что является немаловажным фактором в проблеме Аральского моря. Около четверти, поступающей в канал воды теряется в самом русле, в результате фильтрации через земляное дно.

Почему, провели Каракумский канал, а не Главный Туркменский канал я не знаю.

Но предположения у меня есть. Тахиаташская ГЭС должна была находиться в Узбекистане! А какой туркменбаши согласится отдавать такой важный объект соседу? Коль сам не съем, то и вам не дам.

Во-вторых, какой туркменбаши откажется попасть в Книгу Рекордов Гиннеса за самый большой фонтанный комплекс в своей столице?

А то, что Арал высох, то это проблемы соседей узбеков, да казахов.

А то, что связность территории СССР от наличия этого канала не увеличивается, то это проблемы Москвы.

А Москве, лишние воспоминания о товарище Сталине не к чему…

А как вообще стоить канал? Вы думали орды заключенных каналоармейцев тачками таскают землю? Огорчу – это малоэффективно. Быстрее и качественнее вот так:

Скреперы создают обваловку будущего канала.

Экскаватор – копает. Шагающий – копает помногу.

Земснаряд – углубляет и расширяет канал.

К чему все эти картинки? Ну, во-первых, интересно. А во-вторых, Вы доверите все эти машины заключенным.

Стоит сказать пару слов о лагерях.

Тема эта крайне благодатна для бесплодных дискуссий. Однако следует указать на некоторые умолчания.

Первое. В стране строящее светлое будущее, где все люди братья были заключенные. Да. И хотя это «разрыв шаблона», но что есть, то есть. Кстати их было не намного больше, чем в современной России.

Cтолько же сколько в современной Туркмении.

Второе. Современное общество относится к заключенным по принципу «с глаз долой — из сердца вон». Если их никто не видит, то их и нет. А при товарище Сталине считалось, что человек должен служить обществу. Вот и пускай работает на благо общества…

Третье. Советские лагеря пытаются сравнивать с английскими или немецкими. Но это типичная попытка сравнить «теплое с мягким». Советские лагеря – строительные, они от коммунистической идеи про «трудовые армии». Английские и немецкие – концентрационные.

Их основная идея – быстрое избавление от лишнего поголовья третьесортного населения. Только англичане не заморачивались инфраструктурой, а немцы пытались приспособить кое-кого к труду на благо Рейха.

Если совсем просто, то из советского лагеря можно было ухитрится выйти досрочно с медалькой за трудовые заслуги, то из немецкого – только ногами вперед в виде удобрения и куска мыла. Так-то!

И последнее. Заключенные тоже люди и их труд во благо достоин уважения. Такие вещи как Салехард-Игарка и т.п. — просто пример бесхозяйственности, и заключенные в это не виноваты.

Остался вопрос для чего использовать электроэнергию?

Лампочки, станки, электропечи понятно, но что такое электротрактор? Представьте тракторное шасси с электромотором и длинным проводом, таскающим плуги. Представили? Так вот это он!

«Сталинский план преобразования природы».

После смертью Сталина (05.03.1953) многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоёмов для разведения рыбы были заброшены, созданные в 1949—1955 годах 570 лесозащитных станций были ликвидированы. (Тут интересные фотки).

Почему это произошло? Не знаю. Могу лишь предполагать.

План претворялся уже 5 лет, быстрых эффектов не давал, а средства тянул. После смерти Сталина руководителям нужен был популизм для масс, причем не связанный с именем Сталина…

«Великие стройки коммунизма»:

Южно-Украинский канал. Строился долго. Функционирует.

Северо-Крымский канал. Перекрыт в 2014. Без комментариев.

Волго-Дон – недогружен, вроде как из-за обмеления…

Главный Туркменский канал – не построен. А Арал высох…

С электростанциями проще – они были понятнее для товарищей из правительства.

Куйбышевская ГЭС и Сталинградская ГЭС работают. Принадлежат «РусГидро».

Цимлянская ГЭС работает, принадлежит «Лукойл-Экоэнерго».

Электротракторов наклепали аж 32 штуки… И забыли о них.

Через 10 лет, несмотря на распашку целины, в 1963 СССР впервые после войны, продав 600 тонн золота из резервов, закупил около 13 млн. тонн хлеба за границей.

Использовались иллюстрации «Техника — молодежи», марки 1948-1953 годов.

Источник: aftershock.news

moscowwalks.ru

Призраки генплана 1935 года. Следы нереализованных идей

00

Гуляя по Москве, во многих местах можно встретить следы сталинского генерального плана реконструкции Москвы 1935 года. Можно наткнуться на реализованные фрагменты, а можно увидеть и то, что так и не удалось воплотить по замыслу 1930-х. Генеральный план был поистине титаническим, сталинские градостроители хотели построить совершенно новый город на месте старой Москвы. Старая планировка категорически отрицалась, узкие и кривые московские улицы хотели выпрямить и расширить раза в три-четыре, а также пробить много новых проспектов и застроить всю Москву новыми, сталинскими домами. Реализовать план в полной мере, к счастью или к сожалению, помешала война.

При этом многие районы и улицы до сих пор несут следы грандиозного плана. Давайте прогуляемся по Москве, приглядимся и посмотрим, что было сделано, и как все замышлялось —>

После утверждения генплана в 1935 году фактически сразу приступили к его реализации, начав с центральных площадей и улиц Москвы. Первым делом расчистили Манежную площадь, Охотный Ряд, построив там гостиницу «Москва» и здание Госплана (ныне — Госдума), дальше взялись за главную улицу Москвы, Тверскую. Её решено было спрямить и расширить в три раза, застроив новыми домами.

Часть замысла реализовали до войны, но закончили уже в конце 1940-х годов. В это же время реконструировали Садовое кольцо, расчистили его от «садов», закатали в асфальт и начали обстраивать «сталинками». В конце 1930-х годов заменили почти все мосты на Москве-реке и Водоотводном канале (см.нашу отдельную публикацию про мосты Москвы).

Но полностью реализоваться генеральному плану было не суждено, прежде всего помешала война. После неё было не до этого, хотя красные линии 1935 года действовали вплоть до 1970-х годов. Все дома, которые появлялись после войны, возводили с учётом будущего расширения улиц и пробивки новых проспектов.

Из целых проектов реализовано было немногое, например проспект Калинина (Новый Арбат), который пробили уже в 1960-е годы. И даже Новокировский проспект (проспект Сахарова), появившийся уже в конце 1970-х, это тоже замысел 1935 года. Кроме этого, реконструировали ряд набережных Москвы-реки. Но больше в Москве следов именно нереализованных проектов генплана.

Их можно встретить по всему центру города, это может быть сталинский дом парадного вида посреди двора, который так и не дождался своего проспекта, выходы домов с Садового кольца с заделом под расширение улиц, широкий мост, ведущий на узкую улицу, проспект-призрак с домами, между которыми не шумная магистраль, а зелень и тихая трамвайная улочка, петляющая между старыми домишками. За примерами далеко ходить не надо, их можно увидеть на той же Тверской, в районе Лубянки, на Новокузнецкой или Таганке. Попробуем разобраться, где и какие следы остались от нереализованного полностью генплана, заодно окинем взглядом и то, что успели осуществить.

Общий план реконструкции центра:

генплан

Так, например, могла бы выглядеть Лубянка

лубянка

Итак, поехали. Вскакиваем в новый Mercedes-Benz GLA и начинаем наше путешествие по нереализованной фантастической сталинской Москве

DSC_6351

Пост длинный, поэтому для отдыха можно прерываться и пробовать отыскать эту машину на каждой второй фото этой публикации.

Для начала из реализованного:

01

Тверская площадь. Именно так должна была выглядеть вся Москва по замыслу сталинских градостроителей. Причем, дом слева в основе дореволюционный, это перестроенная гостиница «Дрезден», а красное здание мэрии — бывший дом генерал-губернатора ещё 18 века, передвинутый на рельсах на 13 метров при расширении Тверской и надстроенный. Так что при реализации генплана наиболее крепкие и крупные дома сохраняли, надстраивали и одевали в сталинские фасады.

02

С Тверской передвинули во дворы десяток домов, самый большой из них — Саввинское подворье, шедевр неорусского стиля. С двумя внутренними дворами его задвинули во двор, причем при таких передвижках жильцов не отселяли, подключали временные коммуникации и фактически за ночь передвигали (при этом, работы по подготовке передвижки могли продолжаться не один месяц).

Читайте также:  Строительство дома из полистиролбетона плюсы и минусы

Сталинский город мечты на картине Юрия Пименова «Новая Москва» (1937 г.):

000000

И этот же вид в наше время:

03

Абсолютно также, увы, не сфотографируешь — движение сейчас здесь одностороннее и в противоположную сторону, только если из люка камеру высунуть.

Это вид с Театрального проезда на полностью реконструированный Охотный Ряд. На месте торговых рядов и прилегающей застройки возвели гостиницу «Москва», а напротив снесли два выдающихся памятника архитектуры 17 века — палат Василия Голицына и церкви Параскевы Пятницы, построив на их месте здание Госплана, сейчас это Госдума.

Набережные Москвы-реки
За реконструкцию застройки набережных принялись уже после войны, почти полностью обновили Космодамианскую (между Устьинским и Краснохолмским мостами). В основном же реконструкция коснулась набережных за Садовым кольцом — Фрунзенской, Ростовской, Смоленской, Тараса Шевченко, Краснохолмской.

04

Реконструированный Бородинский мост и застройка набережной Тараса Шевченко.

05

Ростовская набережная. В сталинское время успели возвести только центральную часть «Дома архитектора», причём проектировавший здание Щусев сделал полукруглый выступ, чтобы сохранить церковь, стоящую по переулку. И боковые крылья дома построили только в 1960-е годы, церковь при этом снесли, но ещё долго сохранялась старая застройка на склоне вдоль набережной перед большими новыми домами.

При этом уже после смерти Сталина проект сильно урезали и в изначальном виде он должен был быть примерно таким:

08_big

Следы нереализованных проектов.

По генплану 1935 года планировали замкнуть Бульварное кольцо, пробить его в Замоскворечье. Для начала в 1930-е построили новый и широкий Большой Устьинский мост, начали ломать застройку по трассе пробиваемого проспекта, и началась война. А после войны вновь взялись за прокладку проспекта только в середине 1950-х годов, построили три здания по красным линиям проспекта, и на этом реализация проекта остановилась.

06

Вид с Водоотводного канала на Садовнический проезд. Хорошо видны красные линии предполагаемого продолжения Бульварного кольца. Два дома стоят напротив друг друга, слева – жилой дом, справа – административное здание, сегодня – Министерство экономического развития. Их построили в конце 1950-х годов, но проспект здесь так и не прошёл, вместо него – деревья, узкий Садовнический проезд с трамвайной линией, петляющий между недоломанной старой застройкой. Всё это должно было стать проезжей частью проспекта.

07

Линию жилого дома с предыдущей фотографии продолжает чуть дальше сталинский «Радиодом», построенный тоже в конце 1950-х. Освещённая солнцем сторона дома должна была стоять по красной линии прокладываемого кольца. В кадре справа, по линии Большой Татарской улицы виден двухэтажный старый дом, который не успели снести при пробивке проспекта.

На пути проспекта стояла церковь Параскевы Пятницы, давшая имя Пятницкой улице. Её снесли, и в 1943 году возвели на этом месте вестибюль станции метро Новокузнецкая, который должен был стоять на углу пробиваемого кольца и расширенной Пятницкой улицы.

08

Вид по трассе предполагаемого проспекта от вестибюля Новокузнецкой в сторону Водоотводного канала. За деревьями в левой части кадра виднеется высокое здание Минэкономразвития, про которое я уже говорил выше. Интересно, что даже в 1960-е годы ещё не оставляли попытки проложить бульварное кольцо в Замоскворечье.

Здание министерства хотели продлить до точки съёмки, т.е до вестибюля метро, да ещё и повернуть по Пятницкой улице, встроив выход из метро в угол здания. Но, к счастью, этого не произошло, иначе был бы убит образ старой Пятницкой улицы. И теперь эти места вдоль трамвайной линии – довольно хаотичные в плане застройки – сочетание недоломанной старой застройки, и нереализованной полностью новой. Получился проспект-призрак, заросший деревьями будто в пост-апокалиптическом фильме.

09

Наложение проектных линий бульварного кольца и расширенной Большой Ордынки на современную карту. Красным показаны дома, которые реализовали в рамках генплана 1935 года, оранжевым – запланированные ещё по плану середины 1920-х «Новая Москва».

К счастью, на линии Пятницкой улицы пробивка остановилась, и дальше сохранились целые старые кварталы Замоскворечья, но один дом в этих местах всё-таки построили – дом Писателей у Третьяковской галереи, в 1937 году. Там, где должно было пройти бульварное кольцо, до сих пор узкий Ордынский тупик и скверик с фонтаном. Недалеко от него, со значительным отступом от красной линии Большой Ордынки стоит громадное здание Росатома:

10

В советское время тут располагалось Министерство среднего машиностроения, которое занималось атомными делами и созданием ядерного вооружения. Здание строили в середине 1950-х годов по линии расширения Большой Ордынки, которая должна была стать частью широченной магистрали «Север-Юг».

Расшириться Ордынка должна была раза в четыре, с правой стороны отступ к новой красной линии предполагался такой же, как перед Росатомом. Из проекта расширения Ордынки это почти единственное, что было реализовано. Дальше есть ещё дом 50, построенный в 1963 году с тем же отступом – это уже восьмиэтажная хрущёвская коробка. И конечно же, важный след расширения этой улицы – Москворецкие мосты, которые гораздо шире, чем узкая Ордынка, и спроектированы были как-раз под крупную магистраль.

11

Широкий Малый Москворецкий мост и узкая Большая Ордынка.

Кроме этих примеров в Замоскворечье ещё остались следы попытки расширения Новокузнецкой улицы.

12

Вид с Садового кольца на Новокузнецкую улицу, видна существующая ширина и предполагаемая по генплану. Садовое кольцо в этой части подверглось реконструкции, и мы видим задел для расширения улицы, которое откладывали на потом.

Уже в 1970-е годы по новой красной линии возвели дом, известный всем по фильму «Иван Васильевич меняет профессию», именно тут находилась квартира Шурика, на балкон этого дома вышел царь и сказал: «Лепота!». Дом за конфигурацию стен прозвали «гармошкой» или «пьяным домом»:

13

На этом попытки расширения Новокузнецкой улицы закончились.

На противоположном берегу Москвы-реки один из значительных проектов – создание Малого полукольца по трассе переулков: Большого Знаменского, Крестовоздвиженского, Большого Кисловского, Газетного, Камергерского, Кузнецкого моста, Фуркасовского, Большого Златоустинского и Большого Спасоглинищевского. Задумано полукольцо было ещё в 1920-е годы, и кое-что в то время даже построили. После принятия генплана 1935 года реализация продолжилась, но возведено было по этому проекту немного зданий.

14

В Газетном переулке после войны построили помпезное здание в стиле сталинского классицизма. До Большой Никитской не довели, разница красных линий хорошо видна на фотографиях:

15

Дальше по пути кольца – заделы с Тверской улицы, особенно заметные в начале Камергерского переулка:

16

Застройка идёт «ступеньками», на углу Тверской «сталинки» конца 1930-х, видна предполагаемая ширина полукольца, а дальше справа – конструктивистский дом конца 1920-х, это ещё по предыдущему генплану, по которому планировалась меньшая ширина улицы. И уже дальше ещё один прыжок – старая красная линия с исторической застройкой.

17

На углу Тверской и Газетного переулка дом построили уже после войны, в конце 1940-х годов, и здесь тоже видна разница линий, стеклянное офисное здание 1990-х годов стоит по линии 19 века. Если бы кольцо удалось полностью реализовать, телеграф, стоящий слева, оказался бы выступающим за красную линию, так как он строился ещё до принятия генплана 1920-х годов и не был рассчитан под расширение переулка. Если, конечно, его не снесли бы вообще.

18

Попытки расширить Газетный и Камергерский переулки.

Следующие следы этой магистрали можно найти в районе пересечения с Лубянкой.

19

Вид с Большой Лубянки по трассе полукольца на расширенный Фуркасовский переулок. Это кусочек, реализованный ещё до принятия генплана 1935 года, слева — до общества «Динамо», 1931 г. , справа — один из корпусов НКВД-КГБ, того же времени. И только дальше, по новой красной линии справа, корпус уже 1940-х годов.

20

Вид на этот же участок со стороны Мясницкой. Слева — послевоенный корпус КГБ, обрезавший старую трассу Малой Лубянки. Заметьте, какой акцент на угол, торчащий сейчас в переулок и двор. Этот угол должен был оформлять перекрёсток полукольца и Новокировского проспекта, который должен был дойти до Лубянской площади. Но за пробивку этой магистрали взялись только в 1970-е годы, снесли кварталы Домниковки, проложив трассу от трёх вокзалов до бульварного кольца. Однако, ряд зданий по его линиям были построены ещё в 1930-е годы:

21

Например, здание Центросоюза по проекту Ле Корбюзье.

21_1

Кое-что, помимо корпуса КГБ, было построено по линии так и не проложенной части проспекта:

22

Это дом 17 строение 2 по Мясницкой улице, затерянная во дворах сталинка парадного вида. Фасад, который видно в кадре, должен был выходить на проезжую часть проспекта.
Интересующие нас дома можно найти на улице Земляной Вал, поскольку её должны были пересечь две новых магистрали.

23

Во-первых, планировали проложить проспект от Варварских ворот, прямиком в Лефортово, на месте кварталов Ивановской горки и улицы Воронцово Поле.

24

Вид с Земляного Вала на улицу Воронцово Поле. В кадре видно, как должен был пройти проспект в сторону Китай-города.

25

Аналогичная ситуация несколькими кварталами севернее, там Садовое кольцо должна была пересекать магистраль от Покровских ворот до железной дороги.

26

Вид от Большого Казённого переулка. Тут построили четыре угловых дома, между двумя из них скверик за забором, и оставшийся дореволюционный дом.

27

Как видно по плану, по линиям проектируемой улицы построили ещё три дома, один из них — дом НКВД у Покровских ворот, конца 1930-х.

Магистраль завода имени Сталина.

28

В районе Таганки ситуация, похожая на Новокировский проспект, тут пробивали «Магистраль завода имени Сталина», которая должна была пройти от Яузских ворот до окраин Москвы, района Автозаводской. Основную часть пробили в 1970-е годы, по трассе улицы Большие Каменщики, через кварталы Крутицких переулков, и дальше по Симоновскому валу. Участок от Яузы до Таганской площади остался нереализованным. Тем не менее, два дома по его красной линии возвели:

29

Слева две громадных «сталинки», явно несоразмерных узкой Гончарной улице. Ближайший дом построен в конце 1930-х годов, дальний — уже в начале 1950-х.

30

И по этой же линии стоит крыло высотки на Котельнической набережной, корпус В.
Магистраль Проспект Мира – Белорусский вокзал

Ещё одна невоплощённая магистраль должна была соединить Проспект Мира и Белорусский вокзал.

31

Начали строить от Проспекта Мира, сейчас это выглядит вот так:

32

На месте предполагаемого проспекта сейчас скверик, а дом построили угловым, причём его главный величественный фасад должен был выходить на проектируемую магистраль, а сейчас смотрит во двор:

33

В результате этой перепланировке кусок Калмыкова переулка был упразднён и превращён во двор этой «сталинки», но ряд домов с уличными фасадами сохранился:

34

Следующий след — угловой дом на Самотёчной улице, хорошо видно направление красной линии:

35

Дальше по пути проспекта-призрака трудно выявить какие-то следы, но если провести прямую линию, то всё становится понятным.

36

Здание в детском парке — чётко по красной линии.

Дальше — две школы, магистраль должна была пройти аккурат между ними. На плане их хорошо видно, в кадре — одна из них:

37

И уже за Новослободской улицей — три дома уже самого конца 1950-х годов:

38

Кстати, кое-что есть далеко за пределами центра Москвы, на севере — Коптевский бульвар, который значительно шире остальных бульваров этого района. Тут тоже хотели проложить магистраль, но на это раз — водную. Судоходный канал, который должен был соединить Химкинское водохранилище с Яузой, так и не прорыли, позже воду пустили в Яузу через коллектор и реку Лихоборку. Но ещё в 1950-е годы от строительства канала не отказывались, и при строительстве нового района Коптево, зарезервировали широкую полосу земли на бульваре.

39

Широкий Коптевский бульвар, на фото не видно даже высокой окружающей застройки.

40

И в завершение пара примеров того, что не было доделано полностью по генплану — на Тверской улице до сих пор остались некоторые дореволюционные дома, например Театр Ермоловой, бывший пассаж:

41

На Новом Арбате между башнями и «книжками», до сих пор сохраняется старая застройка прилегающих улиц и переулков:

42

Волхонку, проезжую часть которой пытались увеличить в 1970-е годы, сломав целый ряд домов, так и не расширили до конца, образовав «бутылочное горлышко».

43

Так что, блуждая по Москве, на каждом шагу можно наткнуться на следы сталинского генплана и порой они встречаются в совершенно неожиданных местах, и если изучить генплан, всё встаёт на свои места, и многим странностям находятся объяснения.

DSC_6187

Спасибо компании Daimler за предоставленный Mercedes-Benz GLA, обзор которого с еще одной московской историей будет чуть позже в блоге редактора.

Также может быть интересно

Эта запись была опубликована в Вторник, июля 29, 2014 в 17:14 в теме: ГОРОД, Советская архитектура. Вы можете подписаться на комментарии к этой записи по RSS 2.0. .

Источник: moscowwalks.ru

Рейтинг
Загрузка ...