Производственная безопасность при строительстве

за техническое состояние машин, инструмента, технологической оснастки, включая средства защиты, — на организацию (лицо), на балансе (в собственности) которой они находятся, а при их передаче во временное пользование (аренду) — на организацию (лицо), определенную договором;

за выполнение требований безопасного производства работ — на организации, выполняющие работы, в штате которых состоят работающие или которыми привлекаются к работе.

3. При производстве работ на территории строительной площадки и участков работ с привлечением субподрядчиков (включая граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью), генеральный подрядчик обязан:

разработать совместно с привлекаемыми субподрядчиками план мероприятий, обеспечивающих безопасные условия работы, обязательные для всех организаций и лиц, участвующих в строительстве;

осуществлять выполнение запланированных за ним мероприятий и координацию действия субподрядчиков в части выполнения мероприятий по безопасности строительства на закрепленных за ними участках работ;

4 НС+Требования безопасности при проведении земляных работ

при заключении договоров подряда предусматривать взаимную ответственность сторон за выполнение мероприятий по обеспечению безопасных условий труда на территории строительной площадки и участках работ.

  • 4. Перед началом выполнения строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия (организации) и жилого микрорайона заказчик, генеральный подрядчик с участием субподрядчиков и представитель организации, эксплуатирующей эти объекты, обязаны оформить акт-допуск. Ответственность за соблюдение мероприятий, предусмотренных актом-допуском, несут руководители строительно-монтажных организаций и действующего предприятия.
  • 5. Перед началом работ в местах, где имеется или может возникнуть производственная опасность (вне связи с характером выполняемой работы) ответственному исполнителю работ необходимо выдавать наряд-допуск на производство работ повышенной опасности.
  • 6. Перечень работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск, должен быть составлен на основе примерного перечня работ, а также местных условий и особенностей строительства, и утвержден главным инженером строительно-монтажной организации. Наряд-допуск должен быть выдан инженерно-техническим работником из числа лиц, уполномоченных на это приказом руководителя строительно-монтажной организации. При выполнении работ на территории действующего предприятия наряд-допуск должен быть подписан, кроме того, соответствующим должностным лицом действующего предприятия.
  • 7. Наряд-допуск выдаётся на срок, необходимый для выполнения заданного объёма работ. В случае изменения условий производства работ наряд-допуск анулируется и возобновление работ разрешается только после выдачи нового наряда-допуска.

Лицо, выдавшее наряд-допуск на производство работ, обязано осуществлять контроль за выполнением мероприятий по обеспечению безопасности труда ответственным руководителем работ.

Управление качеством и безопасностью на пищевом производстве

  • 8. Рабочие, руководители, специалисты и служащие строительных организаций (независимо от форм собственности этих организаций) должны быть обеспечены спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты с учётом вида работы и степени риска в количестве не ниже норм, установленных законодательством, или действующими нормами, или выше этих норм в соответствии с заключенным коллективным договором или тарифным соглашением.
  • 9. Все лица, находящиеся на строительной площадке, обязаны носить защитные каски по ГОСТ 12.4.087-84. Рабочие и инженерно-технические работники без защитных касок и других необходимых средств индивидуальной защиты к выполнению работ не допускаются.
  • 10. Выдача, хранение и пользование спецодеждой, спец.обувью и другими средствами индивидуальной защиты должны осуществляться в соответствии с действующими нормами и инструкциями.
  • 11. Рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на строительных объектах, должны быть обеспечены санитарно-бытовыми помещениями (гардеробными, сушилками для одежды и обуви, душевыми, помещениями для приема пищи, отдыха и обогрева, комнатами гигиены женщин и туалетами) в соответствии с действующими нормами.

Подготовка к эксплуатации санитарно-бытовых помещений и устройств для работающих на строительной площадке должна быть закончена до начала основных строительно-монтажных работ.

При реконструкции действующих предприятий санитарно-бытовые помещения следует устраивать с учётом санитарных требований, соблюдение которых обязательно при осуществлении производственных процессов реконструируемого предприятия.

  • 12. На каждом объекте строительства необходимо выделять помещения или места для размещения аптечек с медикаментами, носилок, фиксирующих шин и других средств для оказания первой помощи пострадавшим.
  • 13. Все работающие на строительной площадке должны быть обеспечены питьевой водой, качество которой должно соответствовать санитарным требованиям. Питьевые установки следует располагать на расстоянии не более 75 м по горизонтали и 10 м по вертикали от рабочих мест.
  • 14. Руководители организаций обязаны обеспечить на строительной площадке и рабочих местах необходимые условия для выполнения подчиненными им рабочими и служащими требований правил, и инструкций по охране труда. При возникновении угрозы безопасности лицо, назначенное приказом по организации руководителем работ, обязано прекратить работы и принять меры по устранению опасности, а при необходимости обеспечить эвакуацию людей в безопасное место.

Допуск посторонних лиц, а также работников в нетрезвом состоянии на территорию строительной площадки, на рабочие места, в производственные и санитарно-бытовые помещения запрещается.

  • 15. Руководители генподрядной строительной организации должны обеспечить своевременное оповещение всех своих подразделений и субподрядных организаций, работающих на подконтрольных объектах, о резких переменах погоды (пурге, ураганном ветре, грозе, снегопаде и т.п.).
  • 16. Линейные инженерно-технические работники (мастера, производители работ, старшие производители работ, участковые механики и другие инженерно-технические работники) по списку должностей, утвержденному руководителем организации, обязаны периодически, не реже одного раза в год, проходить проверку знания ими правил техники безопасности и производственной санитарии с учётом характера выполняемых работ. Внеплановая проверка проводится при переводе работника на другую должность, а также по требованию органов государственного надзора и технической инспекции труда.

Проверку знаний осуществляет комиссия, назначенная руководителем строительно-монтажной организации, с оформлением записи в журнале регистрации и в удостоверении. Удостоверения выдаются под расписку.

При неудовлетворительном знании правил техники безопасности и производственной санитарии работникам не следует поручать руководство производством работ до повторной проверки.

Руководители организаций должны быть аттестованы на знание норм и правил техники безопасности в экспертных комиссиях, организованных территориальными органами государственной экспертизы условий труда.

17. Перед допуском к работе вновь привлекаемых рабочих руководитель организации обязан обеспечить их обучение и проведение инструктажа по безопасности труда в соответствии с ГОСТ 12.0.004-90, а также обеспечить рабочих инструкциями по охране труда (под расписку) , требования которых они обязаны выполнять в процессе трудовой деятельности.

Повторный инструктаж по безопасности труда необходимо проводить для всех рабочих не реже одного раза в три месяца.

При выполнении строительно-монтажных работ на территории действующего предприятия инструктаж следует проводить с привлечением работников службы охраны труда (техники безопасности) предприятия или администрации цеха, на территории которого проводятся работы.

18. Вновь привлекаемые рабочие, ранее не обученные безопасным методам производства работ по профессиям, указанным при приёме на работу, в течение месяца со дня зачисления на работу должны быть обучены безопасным методам производства работ. Рабочие, к которым предъявляются дополнительные требования по безопасности труда, должны быть обучены до начала работ.

До прохождения обучения рабочие к самостоятельному выполнению работ (без наблюдения со стороны опытных рабочих, назначенных с их согласия администрацией) не допускаются.

После окончания обучения, а в дальнейшем ежегодно или при переходе из одной организации в другую следует проводить проверку знаний рабочими безопасных методов труда в объёме программ, утвержденных главным инженером организации, в которую зачислены указанные рабочие.

Проверка знаний должна проводиться комиссией, назначенной приказом руководителя строительно-монтажной организации. Проверку необходимо оформлять записью в журнале и в удостоверении. Удостоверения выдаются под расписку.

Персонал организации (лица), производящий обслуживание машин, оборудования, установок и работы, подконтрольные органам государственного надзора России, допускается к работе в соответствии с требованиями этих органов надзора.

19. При работе учащихся профессионально-технических и технических училищ, средних специальных учебных заведений, а также студентов вузов во время прохождения ими производственной практики или работы студенческих строительных отрядов администрация строительно-монтажной организации обязана:

установить усиленный надзор за выполнением на месте работ требований правил техники безопасности и производственной санитарии, назначив инженерно-технического работника, ответственного за безопасное ведение работ;

не допускать использования указанных лиц на работах, не предусмотренных договором между строительно-монтажной организацией и учебным заведением (студенческим строительным отрядом) или входящих в перечень особо опасных работ, согласованный с соответствующим отраслевым центральным комитетом профсоюза;

обучить указанных лиц до их направления на рабочие места безопасным методам и приемам производства работ по типовым программам для рабочих в соответствии с профессиями, указанными в приказе о зачислении на работу, а при выдаче производственного задания обеспечить инструктаж каждого по безопасности труда;

обеспечить санитарно-бытовое обслуживание указанных лиц и выдачу им бесплатной спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты.

  • 20. Рабочие и линейные инженерно-технические работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, должны проходить медицинский осмотр в порядке и в сроки, установленные Минздравом России, а выполняющие работы на территории действующего предприятия, кроме того, в порядке, установленном для лиц, работающих на данном предприятии.
  • 21 Руководители организаций обязаны соблюдать ограничения в применении труда женщин, установленные законодательством или действующими нормами. В случае привлечения женщин для выполнения работ, связанных с подъёмом и перемещением грузов вручную, следует руководствоваться нормами переноски тяжести, утвержденными Минтрудом России.
  • 22 Организации, разрабатывающие и утверждающие проекты производства работ (ППР), должны предусматривать в них решения по безопасности труда. Осуществление работ без ППР, содержащих указанные решения, не допускается.
  • 23 Применяемые при производстве строительно-монтажных работ машины, оборудование и технологическая оснастка по своим техническим характеристикам должны соответствовать условиям безопасного выполнения работ.
  • 24 При производстве работ запрещается использование полимерных материалов и изделий с взрывоопасными и токсичными свойствами без ознакомления с инструкциями по их применению, утвержденными в установленном порядке.

Импортные полимерные материалы и изделия допускается применять только по согласованию с органами Госкомсанэпидемнадзора России.

Инструктаж по безопасности труда.

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на:

  • 1) вводный;
  • 2) первичный на рабочем месте;
  • 3) повторный;
  • 4) внеплановый;
  • 5)целевой.
  • 1) Вводный инструктаж.

Вводный инструктаж по безопасности труда проводят со всеми вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы по данной профессии или должности, с временными работниками, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ в учебных лабораториях, мастерских, участках, полигонах.

Вводный инструктаж на предприятии проводит инженер по охране труда или лицо, на которое приказом по предприятию возложены эти обязанности.

Вводный инструктаж проводят в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий (плакатов, натурных экспонатов, макетов, моделей, кинофильмов, диафильмов, видеофильмов и т.п.).

Вводный инструктаж проводят по программе, разработанной отделом (бюро, инженером) охраны труда с учётом требований стандартов ССБТ, правил, норм и инструкций по охране труда, а также всех особенностей производства, утверждённой руководителем (главным инженером) предприятия. Продолжительность инструктажа устанавливается в соответствии с утверждённой программой.

О проведении вводного инструктажа делают запись в журнале регистрации вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приёме на работу. Наряду с журналом может быть использована личная карточка прохождения обучения.

Вновь поступивший на работу руководитель и специалист, кроме вводного инструктажа, должен быть ознакомлен вышестоящим должностным лицом:

с состоянием условий труда и производственной обстановкой на вверенном ему объекте, участке;

с состоянием средств защиты рабочих от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

с производственным травматизмом и профзаболеваемостью;

с необходимыми мероприятиями по улучшению условий и охране труда, а также с руководящими материалами и должностными обязанностями по охране труда.

Не позднее одного месяца со дня вступления в должность они проходят проверку знаний. Результаты проверки оформляют протоколом.

2) Первичный инструктаж на рабочем месте.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят:

со всеми вновь принятыми на предприятие из одного подразделения в другое;

с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками;

со строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории действующего предприятия;

со студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят по программам, разработанным и утвержденным руководителями производственных и структурных подразделений предприятия для отдельных профессий или видов работ с учётом требований стандартов ССБТ, соответствующих правил, норм, и инструкций по охране труда, производственных инструкций и другой технической документации. Программы согласовывают с отделом (бюро, инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом подразделения, предприятия.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводят с каждым работником или учащимся индивидуально, с практическим показом безопасных приёмов и методов труда. Первичный инструктаж возможен с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование, и в пределах общего рабочего места.

Все рабочие, в том числе выпускники профтехучилищ, учебно-производственных (курсовых) комбинатов, после первичного инструктажа на рабочем месте должны в течение первых 2 — 14 смен (в зависимости от характера работы, квалификации работника) пройти стажировку под руководством лиц, назначенных приказом (распоряжением, решением) по цеху (участку, кооперативу и т.п.).

Рабочие допускаются к самостоятельной работе после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов работы.

3) Повторный инструктаж.

Повторный инструктаж проходят все рабочие независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы не реже одного раза в полугодие.

Предприятиями, организациями по согласованию с профсоюзными комитетами и соответствующими местными органами государственного надзора для некоторых категорий работников может быть установлен более продолжительный (до 1 года) срок проведения повторного инструктажа.

Повторный инструктаж проводят индивидуально или с группой работников, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объёме.

4) Внеплановый инструктаж.

Внеплановый инструктаж проводят:

  • 1) при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;
  • 2) при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений и инструмента, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;
  • 3) при нарушении работающими и учащимися требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;
  • 4) по требованию органов надзора;
  • 5) при перерывах в работе — для работ, к которым предъявляют дополнительные (повышенные) требования безопасности труда более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — 60 дней.

5) Целевой инструктаж.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, выгрузка, уборка территории, разовые работы вне предприятия, цеха и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсии на предприятии, организации массовых мероприятий с учащимися (экскурсии, походы, спортивные соревнования и др.).

Читайте также:  Что такое рг в строительстве

Первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой проводит непосредственный руководитель работ (мастер, инструктор производственного обучения, преподаватель).

Инструктажи на рабочем месте завершаются проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы. Знания проверяет работник, проводивший инструктаж.

Лица, показавшие неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускаются и обязаны вновь пройти инструктаж.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуске к работе работник, проводивший инструктаж, делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего. При регистрации внепланового инструктажа указывают причину его проведения.

Источник: vuzlit.com

Свод правил охраны труда и техники безопасности на производстве

2. Нормативные ссылки

В настоящем документе использованы ссылки на нормативные правовые акты, приведенные в приложении А.

3. Общие положения

3.1. Проекты организации строительства (ПОС) и проекты производства работ (ППР) разрабатываются с учетом требований охраны труда и промышленной безопасности.

Выполнение работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов, а также строительстве, реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов осуществляется на основе решений по охране труда и промышленной безопасности, разрабатываемых в составе организационно-технологической документации (ПОС, ППР и др.).

3.2. Руководящими и справочными материалами для учета требований, а также разработки решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР являются:

требования нормативных правовых и нормативно-технических актов, содержащих государственные требования охраны труда и промышленной безопасности;

типовые решения по безопасности труда, справочные пособия и каталоги технологической оснастки и средств защиты работающих;

инструкции заводов — изготовителей машин, оборудования, оснастки, применяемых в процессе работ;

ранее разработанная документация по организации строительства и производству работ.

3.3. Для обеспечения безопасных условий работ при строительстве объекта до начала выполнения основных работ в ПОС и ППР предусматривается выполнение подготовительных работ.

В частности, до начала строительства объекта должны быть выполнены следующие общеплощадочные подготовительные работы:

ограждение территории стройплощадки;

размещения санитарно-бытовых зданий, производственных и административных зданий и сооружений за пределами опасных зон;

устройство временных автомобильных дорог, прокладка сетей временного электроснабжения, освещения, водопровода;

освобождение строительной площадки для строительства объекта (расчистка территории, снос строений), планировка территории, водоотвод и перекладка коммуникаций;

устройство крановых путей, монтаж крана, устройство площадки для складирования строительных материалов и конструкций.

Выполнение основных работ на объекте разрешается при условии необходимой подготовки строительной площадки.

3.4. Безопасность решений при строительстве объекта в ПОС и ППР обеспечивается за счет выполнения следующих условий:

сокращения объемов работ, выполняемых в условиях действия опасных и вредных производственных факторов за счет применения новых проектных решений, обеспечивающих возможность применения более безопасных методов выполнения работ;

определения безопасной последовательности выполнения работ, а также необходимых условий для обеспечения безопасности при совмещении работ в пространстве и во времени;

выбора и размещения строительных машин и средств механизации с учетом обеспечения безопасных условий работы;

оснащения рабочих мест необходимой технологической оснасткой и средствами малой механизации;

выбора безопасных методов и приемов выполнения работ;

разработки решений по охране труда и промышленной безопасности при выполнении работ в условиях действия опасных и вредных производственных факторов при строительстве, реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов.

4.2. ПОС разрабатывается генеральной проектной организацией с привлечением специализированных проектных организаций, имеющих лицензию на данный вид деятельности.

ПОС разрабатывается в составе проектной документации на полный объем строительства для увязки решений по организации строительства с принятыми в рабочем проекте объемно-планировочными и конструктивными решениями проектируемых зданий и сооружений.

4.3. На стадии разработки ПОС проводятся все необходимые согласования, связанные со строительством объекта.

Принятые в ПОС решения по учету требований охраны труда и промышленной безопасности служат основой для определения сметной стоимости строительства и утверждаются заказчиком.

4.4. Исходными данными для учета требований охраны труда и промышленной безопасности в ПОС являются:

объемно-планировочные и конструктивные решения зданий и сооружений с разбивкой здания или сооружения на отдельные блоки (секции);

условия возведения объекта, требующие совмещения производства работ в пространстве и во времени, что вызывает необходимость применения особых мер по защите окружающей среды или строителей;

данные по обеспечению строительства энергетическими ресурсами, водой и т.д.;

сведения об условиях обеспечения работников санитарно-бытовыми помещениями;

особые условия строительства, связанные со строительством, реконструкцией и эксплуатацией опасных производственных объектов;

имеющийся опыт возведения подобных объектов.

4.5. Учет требований охраны труда и промышленной безопасности осуществляется при подготовке следующих видов документации в составе ПОС:

а) календарном плане, в котором определяются сроки и очередность проведения подготовительных мероприятий и строительства объекта с выделением работ, выполняемых в условиях действия опасных и вредных производственных факторов или связанных со строительством, реконструкцией и эксплуатацией опасных производственных объектов;

б) строительном генеральном плане (стройгенплане) с размещением строящихся зданий и сооружений, существующих и подлежащих сносу строений, существующих и перекладываемых коммуникаций, размещением временных зданий и сооружений, временных и постоянных дорог, мест для подключения временных коммуникаций, размещения опасных производственных объектов, расположенные вблизи стройплощадки объекты, требующие применения защитных мероприятий;

в) технологических схемах, определяющих последовательность и совмещение работ при возведении зданий и сооружений с учетом обеспечения безопасности производства работ;

г) решениях по охране труда и промышленной безопасности при выполнении работ в условиях действия потенциально опасных производственных факторов и эксплуатации опасных производственных объектов;

д) пояснительной записке, содержащей необходимые обоснования и расчеты для принятых решений.

4.6. Для строительства особо сложных зданий и сооружений в составе ПОС разрабатываются с учетом требований безопасности труда рабочие чертежи на специальное оборудование, приспособления и оснастку, в том числе:

специальная опалубка (несъемная, скользящая);

крепления стенок котлованов и траншей;

оснастка для строительства подземных сооружений способом «стена в грунте», прокладка подземных трубопроводов;

защитные устройства при строительстве, реконструкции и эксплуатации опасных производственных объектов вблизи существующих зданий.

4.7. При реконструкции действующих промышленных предприятий, зданий и сооружений дополнительно к требованиям, изложенным в п.п.4.4, 4.5, необходимо:

определение состава работ, выполняемых в период, не связанный с остановкой действующего производства, и работ, связанных с частичной или полной его остановкой;

определение очередности и порядка совмещенного выполнения строительных работ с эксплуатацией опасных производственных объектов, с указанием участков работ, где работы ведутся с выполнением особых мероприятий по защите строителей и работников действующего производства.

4.8. ППР на строительство новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, зданий и сооружений разрабатываются генеральными подрядными строительно-монтажными организациями. На отдельные виды общестроительных, монтажных и специальных строительных работ ППР разрабатывают организации, выполняющие эти работы.

По заказу строительных организаций ППР могут разрабатываться специализированными организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.

4.9. В зависимости от сроков строительства и объемов работ по решению строительной организации ППР разрабатывается на строительство объекта в целом или отдельных его частей.

На строительство особо сложных объектов (или их частей) ППР может разрабатываться в составе проектной документации, при включении его заказчиком в перечень проектных работ.

4.10. ППР утверждается руководителем организации, выполняющей работы, и передается на строительную площадку за 2 месяца до начала выполнения предусмотренных там работ.

ППР на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующего предприятия, здания и сооружения согласовывается с организацией заказчиком.

4.11. Исходными данными для разработки решений в ППР являются:

проект организации строительства;

необходимая рабочая документация;

материалы и результаты технического обследования подлежащих реконструкции эксплуатируемых зданий и сооружений, а также требования к выполнению строительных работ в условиях действующего производства;

существующая в организации база механизации;

особые условия строительства, связанные с возникновением зон постоянно действующих и потенциально действующих опасных производственных факторов.

4.12. Учет требований безопасности труда осуществляется при подготовке в ППР следующих видов документации:

а) календарном плане производства работ, в котором устанавливается последовательность выполнения работ, с выделением работ, связанных со строительством, эксплуатацией и реконструкцией опасных производственных объектов, а также указанием производства совмещенных работ;

б) стройгенпланах, разрабатываемых на подготовительный и основной периоды строительства с расположением: ограждения стройплощадки и участков работ; строящихся и эксплуатируемых зданий и сооружений; месторасположения подземных коммуникаций; опасных зон вблизи строящихся зданий, мест строительства, реконструкции и эксплуатации опасных производственных объектов, мест работы экскаваторов и другой строительной техники; мест установки грузоподъемных кранов и других строительных машин, а также зоны ограничения их работы; мест размещения санитарно-бытовых и производственных зданий и сооружений; мест складирования строительных материалов и конструкций; автомобильных дорог и проходов работников; мест установки пожарных гидрантов, щитов с противопожарным инвентарем, мест курения;

в) технологических картах (схемах) (с использованием соответствующей типовой документации) на выполнение отдельных видов работ, результатом которых являются законченные конструктивные элементы, а также части здания, сооружения, содержащих план и разрез той части здания, где будут выполняться работы, а также схемы организации стройплощадки и рабочих мест с указанием: требований по подготовке места работы и выполнению предшествующих работ, обеспечивающих необходимый фронт и безопасные условия выполнения работ; методов и последовательности производства работ с разбивкой здания на захватки (ярусы), определением необходимых средств механизации и технологической оснастки, определением способов подачи и мест хранения материалов, конструкций и изделий;

г) решениях по охране труда и промышленной безопасности при выполнении работ в условиях действия опасных производственных факторов и эксплуатации опасных производственных объектов;

д) пояснительной записке, содержащей необходимые обоснования и расчеты для выполнения работ.

5.1. К разработке проектных решений по охране труда и промышленной безопасности в ПОС и ППР необходимо привлекать специалистов, имеющих опыт производственной работы и прошедших обучение и проверку знаний по охране труда и промышленной безопасности в установленном порядке.

Указанные лица несут установленную законом ответственность за соответствие разрабатываемых решений требованиям охраны труда.

СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования», принятый и введенный в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 80, зарегистрированный Минюстом России 9 августа 2001 года, регистрационный N 2862;

СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство», принятый и введенный в действие постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 123, зарегистрированный Минюстом России 18 октября 2002 года, регистрационный N 3880;

ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 N 98 (в государственной регистрации не нуждаются согласно письму Минюста России от 17.08.2000 N 6884-ЭР);

другими нормативными правовыми актами, указанными в приложении А.

5.3. Решения по охране труда и промышленной безопасности могут приводиться в составе документации, указанной в 5-м разделе, или в виде отдельных конкретных решений. В качестве обоснования для разработки указанных решений рекомендуется приводить соответствующие нормы и правила охраны труда и промышленной безопасности.

5.4. При разработке решений по охране труда необходимо выявить зоны действия опасных производственных факторов, связанных с технологией и условиями производства работ. При этом опасные зоны, связанные с применением грузоподъемных кранов, должны определяться в ПОС, а остальные в ППР.

Производственные и санитарно-бытовые помещения необходимо размещать на стройгенплане за пределами опасных зон.

5.5. При размещении на строительной площадке башенных кранов, когда в опасные зоны, расположенные вблизи строящихся зданий, а также мест перемещения грузов кранами, границы которых определяются согласно СНиП 12-03, попадают транспортные или пешеходные пути, санитарно-бытовые или производственные здания и сооружения, другие места временного или постоянного нахождения работников и других лиц на территории строительной площадки или жилые, общественные здания, транспортные магистрали за ее пределами, необходимо предусматривать решения по безопасности труда, исключающие возможность возникновения там опасных зон, включая:

оснащение башенных кранов средствами для искусственного ограничения зоны их работы;

применение вблизи строящегося здания защитных экранов.

5.6. При организации рабочих мест в зонах возможного действия опасных или вредных производственных факторов необходимо предусматривать решения по охране труда, в том числе:

размещении их вблизи перепада по высоте 1,3 м и более, вблизи строящегося здания, в местах перемещения краном груза, расположении по одной вертикали, в котлованах и траншеях, где возможно выделение вредного газа, вблизи электроустановок;

выполнении работ с применением грузоподъемных кранов и транспортных средств в зоне ЛЭП, вблизи котлованов и траншей.

5.7. При строительстве, реконструкции или эксплуатации опасных производственных объектов в ПОС и ППР предусматриваются решения по промышленной безопасности, в том числе при:

производстве работ грузоподъемными кранами и подъемниками;

производстве буровзрывных работ;

строительстве подземных сооружений.

5.8. При расположении рабочих мест вблизи перепада по высоте 1,3 м и более технологические карты должны содержать решения по предупреждению падения человека с высоты, которые связаны с определением конструкции и места установки необходимых средств коллективной защиты — защитных (страховочных или сигнальных) ограждений, а также средств подмащивания и лестниц для подъема на рабочие места.

В связи с тем, что применяемые ограждения являются временными и перемещаются вместе с рабочими местами, они делаются, как правило, инвентарными. При их отсутствии ограждения должны изготавливаться по месту из лесоматериала или металла.

В целях сокращения размеров ограждаемых участков необходимо предусматривать первоочередное устройство постоянных ограждающих конструкций (стен, панелей, ограждений балконов, лестничных маршей и площадок), а также установку лестничных маршей.

В отдельных случаях, предусмотренных СНиП 12-03, работы могут выполняться с применением предохранительного пояса для строителей, соответствующего требованиям государственных стандартов и имеющего сертификат аттестации. В этом случае в технологической карте должны быть указаны места и способы крепления предохранительного пояса.

При выборе способа крепления предохранительного пояса следует учитывать зону работы. В случае, если зона работы ограничена и не требует частого перемещения, предохранительный пояс может крепиться к элементам конструкций. В случае, если зона работы значительна и требует свободного перемещения работника, предохранительный пояс следует применять в комплекте со страховочным устройством.

5.9. Основными критериями, определяющими выбор необходимого типа средства подмащивания, классификация и общие технические требования которых определены государственными стандартами, являются месторасположение зоны работ, трудоемкость работ, а также максимальная нагрузка от работников, материалов, инструмента.

В зависимости от размеров зоны работы может возникнуть необходимость перемещения работающих по горизонтали, вертикали или по горизонтали и вертикали. В первом случае следует применять переставные (с массой до 15 кг) или передвижные подмости. Во втором случае подъемные подмости — люльки. При необходимости перемещения зоны работы по вертикали и горизонтали в случае значительной трудоемкости работ необходимо применять стоечные леса, а при незначительной трудоемкости — подъемники.

При необходимости расположения на подмостях материалов и оборудования необходимо указать максимально допустимую нагрузку и характер ее распределения.

5.10. Для защиты людей от падающих предметов небольшой массы применяются защитные настилы или козырьки.

В соответствии с требованиями СНиП 12-03 и других строительных норм и правил защитные козырьки должны устраиваться при возведении кирпичных зданий, а защитные настилы — при выполнении работ по одной вертикали.

Читайте также:  Кто в администрации отвечает за строительство

5.11. В целях предупреждения падения перемещаемых краном строительных конструкций и материалов, а также их падения в процессе монтажа или при складировании в технологических картах следует указать:

средства контейнеризации или тара для применения штучных и сыпучих материалов, а также бетона или раствора, предупреждающие падение груза при его перемещении и обеспечивающие удобства подачи к месту работ;

способы строповки и грузозахватные приспособления (грузовые стропы, траверсы и монтажные захваты), обеспечивающие подачу элементов конструкций при монтаже и складировании в положении, близком к проектному;

порядок и способы складирования конструкций и оборудования;

способы временного и окончательного закрепления конструкций при монтаже.

5.12. При разработке грунта и производстве работ в котлованах и траншеях необходимо предусматривать меры по предотвращению обрушения грунта. Для этого, исходя из требований строительных норм и правил, необходимо в ППР с учетом геологических и гидрогеологических условий участка работ и нагрузки от строительных машин и складируемых материалов определить крутизну откосов выемки или указать проект крепления стенок траншеи.

В ППР необходимо определить места установки ограждений выемок, переходных мостиков и лестничных маршей для прохода людей через выемку и спуска в котлован, а также предусматривать меры безопасности при разработке грунта в местах пересечения траншей подземными коммуникациями.

5.13. При выполнении отделочных или антикоррозионных работ в закрытых помещениях с применением материалов с вредными или пожароопасными свойствами в соответствии с требованиями СНиП 12-03 и других строительных норм и правил необходимо в ППР предусматривать применение естественной или искусственной вентиляции, а также применение работниками средств индивидуальной защиты.

В местах применения окрасочных составов, образующих взрывоопасные пары, следует предусматривать решения, соответствующие ППБ-01.

5.14. В целях обеспечения электробезопасности в соответствии с требованиями СНиП 12-03 в ППР необходимо предусматривать:

указания по устройству временных электроустановок, выбору трасс и определению напряжения временных силовых и осветительных электросетей, месторасположению вводно-распределительных систем и приборов;

указания по заземлению металлических частей крановых путей и металлоконструкций грузоподъемных кранов, другого оборудования с электроприводом, металлических строительных лесов, металлических ограждений токоведущих частей;

дополнительные меры безопасности при производстве работ в действующих установках.

5.15. При выполнении работ с применением мобильных строительных машин и транспортных средств исходя из требований СНиП 12-03 необходимо предусматривать:

определение на стройгенплане путей перемещения и мест установки мобильных машин на территории стройплощадки и местонахождения создаваемых ими опасных зон;

места установки машин и транспортных средств вблизи выемок и траншей, которые должны определяться с учетом обеспечения устойчивости откосов и крепления выемок;

определение специальных мер безопасности при выполнении работ с применением машин и транспортных средств в охранной зоне линии электропередачи.

5.16. При производстве работ грузоподъемными кранами или подъемниками исходя из требований ПБ 10-382 и других правил безопасности в ППР должны быть заложены решения по выполнению следующих требований охраны труда и промышленной безопасности:

устанавливаемые краны или подъемники должны соответствовать условиям строительно-монтажных работ по грузоподъемности, высоте подъема и вылету;

при установке кранов или подъемников необходимо соблюдать безопасные расстояния от сетей и воздушных линий электропередачи, мест движения городского транспорта и пешеходов, а также безопасные расстояния приближения к строениям и местам складирования строительных конструкций, деталей и материалов;

обеспечение безопасной совместной работы нескольких кранов на одном пути, на параллельных путях;

указаны подъездные пути и места складирования грузов, порядок и габариты их складирования;

мероприятия по безопасному производству работ с учетом конкретных условий на участке, где установлен кран или подъемник;

соответствующий требованиям государственных стандартов проект кранового пути при перемещении крана по крановым путям.

5.17. При выполнении горных работ и строительстве подземных сооружений исходя из требований правил безопасности в ППР должны быть следующие решения по выполнению требований промышленной безопасности:

определены способы разработки породы, а также временного и постоянного крепления подземных выработок, с учетом геологических и гидрогеологических условий участка работ;

выбраны средства механизации для разработки, погрузки и транспортирования породы, средства для доставки материалов и конструкций, средства механизации для сооружения постоянной крепи;

определены схемы и составлены проекты вентиляции подземных выработок;

определены схемы и составлены проекты откачки воды;

разработаны мероприятия по предупреждению аварий;

разработаны мероприятия по обеспечению целостности и сохранности подземных и надземных коммуникаций и сооружений.

Приложение А. Перечень нормативных правовых актов, на которые имеются ссылки в настоящем Своде правил

1. СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования». Принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 23.07.2001 N 80. Зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2001 года, регистрационный N 2862.

2. СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство». Принят и введен в действие постановлением Госстроя России от 17.09.2002 N 123. Зарегистрирован Минюстом России 18 октября 2002 года, регистрационный N 3880.

3. ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 N 98. Не нуждаются в государственной регистрации согласно письму Минюста России от 17.08.2000 N 6884-ЭР.

4. ПБ 13-407-01 «Единые правила безопасности при взрывных работах». Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 30.01.2001 N 3. Зарегистрированы Минюстом России 07.06.2001, регистрационный N 2743.

5. ПБ 03-428-02 «Правила безопасности при строительстве подземных сооружений». Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 01.11.2001 N 49. В государственной регистрации не нуждаются согласно письму Минюста России от 24.12.2001 N 12467-ЮД.

6. ППБ 01-93 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Утверждены МВД России 14 декабря 1993 года с изм. и доп. Зарегистрированы Минюстом России 27.12.93, регистрациооный N 445.

Источник: centr-zakon.ru

Безопасность труда в строительном комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАБОТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ РИСКИ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ТРАВМАТИЗМ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТОДАТЕЛЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / EMPLOYER’S LIABILITY / WORKPLACE SAFETY IN CONSTRUCTION / STATE POLICY IN AREA OF WORK SAFETY / PRODUCTION JOBS / OCCUPATIONAL SAFETY HAZARDS / OCCUPATIONAL TRAUMATISM / SMALL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кофанов А. В.

Рассмотрено положение дел в охране труда работников в строительной отрасли России в последние годы. Приведены статистические данные по количеству пострадавших, в т.ч. со смертельным исходом, анализ статистики и экспертные оценки, характеризующие основные факторы и причины травматизма на строительных объектах, рекомендации экспертов и меры органов государственной власти по сокращению числа несчастных случаев на производстве, особенно при выполнении строительных работ.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кофанов А. В.

WORKPLACE SAFETY IN RUSSIA CONSTRUCTION COMPLEX

The situation in the work safety of employees in the Russia construction sector in recent years is considered. Statistics on the number of casualties, including fatalities, statistical analysis and expert judgements that are characterized the pacing factors and causes of accidents at construction projects, expert advice and actions of governmental authorities to reduce the number of industrial accidents, especially runtime building activities, are given.

Текст научной работы на тему «Безопасность труда в строительном комплексе России»

УДК 69:658.3 А.В. Кофанов

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

Рассмотрено положение дел в охране труда работников в строительной отрасли России в последние годы. Приведены статистические данные по количеству пострадавших, в т.ч. со смертельным исходом, анализ статистики и экспертные оценки, характеризующие основные факторы и причины травматизма на строительных объектах, рекомендации экспертов и меры органов государственной власти по сокращению числа несчастных случаев на производстве, особенно при выполнении строительных работ.

Ключевые слова: безопасность труда в строительстве, государственная политика в области охраны труда, производственные работы, профессиональные риски, производственный травматизм, ответственность работодателя, предприятия малого бизнеса.

UDK 69:658.3 A.V. Kofanov

WORKPLACE SAFETY IN RUSSIA CONSTRUCTION COMPLEX

The situation in the work safety of employees in the Russia construction sector in recent years is considered. Statistics on the number of casualties, including fatalities, statistical analysis and expert judgements that are characterized the pacing factors and causes of accidents at construction projects, expert advice and actions of governmental authorities to reduce the number of industrial accidents, especially runtime building activities, are given.

Key words: workplace safety in construction, state policy in area of work safety, production jobs, occupational safety hazards, occupational traumatism, employer’s liability, small enterprises.

Проблема безопасности труда является одной из старейших и наименее изжитых в условиях индустриального развития различных стран мира. Она все еще актуальна, хотя ей постоянно уделяется внимание не только со стороны СМИ, но и научных кругов, а также официальных государственных ведомств и служб, занимающихся контролем и сбором статистической информации о происшествиях на производстве, повлекших увечья или гибель работников. И государственная власть, и общественность обеспокоены сложившимся состоянием системы безопасного труда и недостаточностью усилий по ее оптимизации.

Давно выделена в самостоятельное направление и реализуется на регулярной основе государственная политика в области условий и охраны труда в РФ. В ее рамках происходит периодическое обновление нормативноправовой базы, совершенствование организационных и технических органов и институтов, отвечающих за мониторинг и инспектирование производственной сферы в рамках выявления нарушений в сфере трудового законодательства, связанных с отклонениями в охране труда.

Одна из последних мер, предпринятых российским государством в преддверии финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг., — разработка и утверждение плана дополнительных мероприятий по обеспечению в 2007—2008 гг. надзора и контроля по соблюдению законодательства об охране труда в организациях России, который предусматривает проведение комплексной работы с участием различных государственных структур.

Многие охранные мероприятия затрагивают сферу строительства, поскольку строительная отрасль в России, хотя и не является лидером по смертности занятых работников, тем не менее, входит в пятерку отраслей, связанных с повышенными профессиональными рисками, и относится к ря-

ду производственных процессов, характеризующихся повышенной опасностью для непосредственных исполнителей рабочих операций.

Разные источники отмечают общее снижение числа увечий и смертей работников, начиная с 2002 г., даже с учетом роста объемов производства строительной отрасли, который привел к некоторому увеличению показателей производственного травматизма. Но необходимо помнить, что понижающийся тренд отмечается на фоне далеко не полного статистического охвата, и явно заниженных общих цифр, полученных по разным годам.

Например, данные профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов за 1995—2002 гг. показывают, что общее количество пострадавших от несчастных случаев на производстве в строительной отрасли РФ в 2002 г. по сравнению с 1995 г. уменьшилось на 50,1 %, а по сравнению с 2001 г. — на 9,7 %.

Количество пострадавших со смертельным исходом в целом по отрасли в 2002 г. по сравнению с 1995 г. уменьшилось на 3,5 %, а по сравнению с

Относительное количество пострадавших со смертельным исходом в

2002 г. по сравнению с 1995 г. увеличилось на 22,3 %, а по сравнению с 2001 г. на 1,9 %. В табл. 1 показаны изменения в 2002 г. по сравнению с 2001 г. показателей по основным видам происшествий, повлекших смертельные увечья.

Вид происшествия Число случаев Увеличение/

2001 г. 2002 г. уменьшение, %

Падение с высоты 360 411 + 14,1

Обрушение, обвалы материалов и земли 153 175 + 14,3

Поражение электрическим током 69 80 +15,9

В табл. 2 отражено изменение показателей смертельных увечий за

2002 г. в зависимости от причин производственных смертей.

Причина Число случаев Увеличение/

2001 г. 2002 г. уменьшение, %

Неудовлетворительная организация производства работ 272 244 -10,2

Нарушение трудовой и производственной дисциплины 165 142 -13,9

Недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда 1130 140 +7,7

Неприменение средств коллективной защиты 51 80 +56,8

Согласно официальной статистике, с 2000 по 2005 гг. относительный коэффициент частоты несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на 1000 работающих в строительстве увеличился на 13,4 % и составляет 0,32, что более чем в 2 раза превышает средний показатель по отраслям экономики России. Причем в абсолютном выражении общее количество несчастных случаев со смертельным исходом в строительном комплексе достигает пятой части всех несчастных случаев со смертельным исходом в РФ [ 1 ]. По другим оценкам, на долю российского строительства приходится до 35 % несчастных случаев в промышленности.

С учетом уменьшения показателей увечий и смертности в других отраслях показатель для строительства продолжает оставаться довольно высоким даже при отмечаемом официально улучшении ситуации.

Улучшение оказывается скорее мнимым, поскольку сведения о значительной части травматических событий остаются за рамками отчетов официальной статистики. Это объясняется, с одной стороны, существенным снижением эффективности системы охраны труда в строительстве, с другой — избытком рабочей силы, прежде всего, лиц низкого уровня квалификации, нетребовательности к условиям труда. При этом руководители строительных организаций, в частности, коммерческих строительных и ремонтностроительных фирм, артелей и бригад, закладывают в расходную часть недостаточный объем затрат бюджета на обучение, инструктаж, обеспечение спецодеждой и иными средствами защиты, а также на принятие эффективных трудоохранных мер.

Высокий уровень производственного травматизма в строительном комплексе свидетельствует о большом количестве грубых нарушений законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда.

Среди главных причин эксперты обычно отмечают неудовлетворительную организацию производства работ — 26,7 %, недостатки в организации обучения и проверки знаний по охране труда — 11,9 %, нарушение трудовой и производственной дисциплины, включая алкогольное опьянение пострадавшего, — 10,6 % [2].

Основными факторами, приводящими в отрасли к травматизму со смертельным исходом, являются падение пострадавших с высоты — порядка 30 %, воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и т.п. — 20 [3].

Особым фактором опасности признаны технологические риски. Современные строительные площадки представляют собой высокомеханизированное производство, в ходе которого применяются десятки видов специализированной строительной техники. Использование машин регламентируется различными предписаниями. Это, например, правила размещения и парковки специальной техники на строительной площадке, разрешенные маневры и т.д.

Но ради ускорения работ и уменьшения затрат существующие предписания игнорируются. Порой отсутствуют даже необходимые специально оборудованные внутриплощадочные дороги с хорошо заметными предупредительными сигналами и надписями с указанием мест разрешенных проездов и проходов или различные ограждения, защищающие от движущихся частей механизмов.

Часты примеры эксплуатации технического оборудования или инфраструктуры, находящейся в неисправном или сильно изношенном состоянии, например, крановые пути, которые требуют постоянного ремонта или замены. Опасность представляет также бездействующее, но подсоединенное к сети питания оборудование или аппараты. На некоторых объектах эксплуатируемое оборудование даже не заземляется.

Как показывает статистический анализ, на поражение электрическим током на российских стройках в 2009 г. пришлось более 20 % несчастных случаев, 7 % из которых закончились летальным исходом [4].

Для защиты строителей от возможных несчастных случаев, связанных с поражением электрическим током, все временные установки и сети, находящиеся под напряжением, необходимо оснастить изолированными проводами. Они должны быть подвешены на высоте не менее 2,4 м над рабочими местами, 3,5 м над проходами и 5 м над проездами. При этом подобные установки должны быть снабжены предупреждающими надписями и знаками. К работе с пневматическими и электрифицированными инструментами допускаются только лица, полностью овладевшие правилами эксплуатации и прошедшие необходимое производственное обучение [4].

Читайте также:  Где тренировать строительство в фортнайт

Согласно исследовательским данным, причиной 60 % аварий с участием специального оборудования и машин на строительной площадке является физическая усталость работников. Более того, по статистике, в 30 % случаев дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом также виновато истощение сил операторов [4].

Таким образом, ведущую роль в увеличении числа травм играет человеческий фактор: низкая производственная дисциплина, нарушение правил и инструкций вследствие халатности или самоуверенности, и слабый контроль, проявляющийся в допуске к работе необученных лиц или лиц без средств индивидуальной защиты, а также физическая усталость.

Психологи, исследующие трудовые ритмы, установили, что большинство водителей тяжелой строительной техники с середины рабочего дня начинают испытывать чувство тревоги, а также сталкиваются с последствиями так называемых циркадных ритмов, оказывающих влияние на деятельность мышц. Кроме того, установлено, что температура тела человека в период между 2-м и 6-м часами рабочего дня существенно понижается, что в сочетание с физической усталостью, особенно в случае, если смена длится 12 ч, а также снижением внимания и общего времени реакции, может привести к несчастным случаям [4].

В ряде случаев имеет место перегруженность ИТР, обеспечивающих контроль проведения производственных работ и осмотр оборудования, излишними поручениями, отвлекающими их от основных обязанностей.

Основными причинами производственного травматизма, по выводам ЦК профсоюза работников строительства и промышленности стройматериалов России, являются: 1) отсутствие надзора со стороны ИТР за правильным и безопасным ведением работ — до 30 % случаев; 2) эксплуатация неисправного оборудования — до 23 %; 3) грубое нарушение правил техники безопасности — до 16 %; 4) нарушение технологических регламентов, отсутствие проектов организации строительства, проектов производства работ и другой документации или их некачественная разработка — до 14 % случаев. Причинами травматизма являются также выполнение работ лицами, не прошедшими должный инструктаж и обучение, конструктивные недостатки машин и механизмов, отсутствие защитного оборудования и технических средств, отсутствие средств индивидуальной защиты или их неиспользование. При всем этом многообразии причин несчастных случаев их объединяет то, что общим условием произошедшего являются нарушения правил безопасности при ведении строительных работ. Несмотря на непредвзятость профсоюзных лидеров, статистику профсоюзов также нельзя считать достаточно полной именно из-за отсутствия профсоюзных организаций во многих строительных компаниях, особенно малых. Тем не менее, она объективнее отражает сложившееся положение дел.

Как показывают исследования, уровень смертельного травматизма на предприятиях, имеющих профсоюзные ячейки, гораздо ниже, чем в тех, где профорганизации отсутствуют. В 2002 г. в Калужской области это соотношение составляло 17 : 1 (т.е. в семнадцать раз меньше там, где действует профсоюзная ячейка). В Нижегородской области — 23 : 2 (в двенадцать раз). В Красноярском крае — 25 : 2, в Ставропольском крае — 11 : 0, в Тюменской области — 18 : 2, в Новосибирской области — 20 : 2, в Республике Татарстан — 27 : 5, в Воронежской области — 11 : 2. Всего в 40 субъектах РФ разница составила 400 случаев. Это составляет 36,5 % от всех строительных организаций РФ [5].

Приходится констатировать, что данные, приведенные из различных источников, не отражают в полной мере всей сложившейся ситуации. Это данные, полученные из отчетов по годовой форме Федерального государственного статистического наблюдения «№ 7 — травматизм». Они значительно занижены, так как не учитывают статистику производственных смертей во всех без исключения малых строительных фирмах [6].

Дело в том, что по указанной форме ежегодно обязаны отчитываться только все крупные и средние строительные компании. А малые организации предоставляют сведения на выборочной основе по перечню, установленному одним из органов Госкомстата (Федеральным государственным статистическим наблюдением) в зависимости от выделяемых средств [6].

Между тем, наиболее высокий уровень производственного травматизма зарегистрирован именно в строительных организациях малого бизнеса. Это объясняется равнодушием руководителей фирм к нормам Трудового кодекса, а также к модернизации, ремонту и замене морально и физически устаревших машин и оборудования.

В 2009 г. в отрасли насчитывалось свыше 130 тыс. организаций, из них 90 % (порядка 117 тыс.) относились к среднему и малому бизнесу, и только незначительное их количество входило в объединения, где налажен ведомственный контроль безопасного производства работ.

По ФЗ №209 к предприятиям малого бизнеса в России относятся организации, где занято до 100 работников [7].

В строительной отрасли трудится около 8 % экономически активного населения страны, а до 2009 г. средний ежегодный прирост занятых в отрасли составлял более 200 тыс. чел. [3]. Если эти цифры верны, то очевидно, что официальные органы не владеют информацией об условиях труда 11,7 млн чел., предположительно занятых в малом строительном бизнесе.

Осознавая скрытый от официальной статистики массив данных, исходя только из учтенного числа происшествий, авторы министерского доклада за 2008 г. констатируют, что общее положение с условиями и охраной труда в организациях малого бизнеса «остается неудовлетворительным» [8]. Это относится, в т. ч. к малым строительным организациям.

Хотя «коэффициент частоты несчастных случаев на производстве (в расчете на 1000 работающих) в организациях малого бизнеса в 2008 г. несколько снизился, коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом в 2008 г. в 2,4 раза превысил среднее значение данного показателя в целом по России» [3].

При осуществлении мероприятий по надзору и контролю в 2008 г. выяснилось, что руководители и специалисты малых предприятий не проходят обучение и проверку знаний по охране труда. В должностных инструкциях отсутствуют обязанности по охране труда; инструктажи по охране труда проводятся с нарушениями сроков, отсутствуют планы инструктажей, не разрабатываются инструкции по охране труда; обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты производится с нарушениями сроков и норм выдачи; не проводится аттестация рабочих мест по условиям труда.

Часты случаи приема на работу граждан, не имеющих профессиональной подготовки по выполняемой работе. Они приступают к выполнению работ без проведения инструктажа и обучения навыкам безопасного труда.

Не очень достоверные данные о положении дел с охраной труда в организациях малого бизнеса дают социологические исследования, проводимые государственными или общественными службами и центрами. Изучение общественного мнения во многом зависит от принятых классификато-

ров, например, учета опасных профессий в целом, или только опасных гражданских профессий.

Как показывают результаты опросов, работодатели и специалисты малых предприятий зачастую некомпетентны в вопросах охраны и безопасности труда, не проявляют инициативы по повышению своих знаний в этой области. У работодателей отсутствует необходимая информация о действующих нормативных правовых актах по охране труда. Большая часть нарушений связана с отсутствием служб охраны труда, практики возложения на конкретное должностное лицо обязанностей по организации работы по охране труда. Причины высокого уровня производственного травматизма и неблагоприятных условий труда на малых предприятиях, по мнению опрошенных руководителей данных предприятий, определяются двумя основными факторами: неудовлетворительным финансовым состоянием малого предпринимательства и неразвитостью системы управления охраной труда в части адаптации существующих процедур к особенностям осуществления деятельности субъектами малого предпринимательства.

Определенную роль играет действие Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», когда размер страхового тарифа для конкретного предприятия и возврат 20 % в средств из фонда социального страхования, выделяемых на профилактику заводского травматизма, напрямую зависят от количества увечий и летальных случаев [9, 10]. Поэтому работодатели предпочитают скрывать данные по травматизму от проверяющих инстанций.

Обеспечение безопасных условий трудовой деятельности становится все более актуальной задачей в связи с предстоящим вступлением России в ВТО, одним из условий которого является приведение российских нормативов по охране труда в строительстве в соответствие с международными стандартами, например, с Конвенцией 1981 г. № 155 о безопасности и гигиене труда, МОТ-СУ ОТ 2001 [11].

Итак, можно констатировать, что основной массив несчастных случаев со смертельным исходом выпадает на предприятия малого строительного бизнеса, где происходит не только основной прирост травматизма работников, но и опережающий прирост производственных смертей.

Международные и отечественные эксперты считают, что проблему недостаточного контроля над безопасностью труда можно решить в России только на государственном уровне.

Следует отметить, что Министерством здравоохранения и социального развития РФ взята новая идеология в области охраны труда. Ее суть — «переход от реагирования на уже произошедшие несчастные случаи к их предупреждению» [12]. Это означает реализацию комплекса превентивных мер, направленных на сохранение здоровья работников, действующую на основе формируемой системы управления профессиональными рисками и предусматривает:

создание системы оценки качества каждого рабочего места;

немедленное принятие мер по снижению (или полному исключению) риска жизни и здоровью работников путем обучения рабочих безопасным методам работы и обеспечения рабочих эффективными современными средствами защиты;

совершенствование страховых механизмов с целью повышения экономической и финансовой заинтересованности работодателей в постоянном улучшении условий труда работников;

совершенствование системы административных стимулов, обязывающих работодателей строго соблюдать требования охраны труда;

создание и развитие современной системы медико-профилактического обслуживания работников [12].

По мнению официальных лиц, «реализация данных мероприятий позволит повысить качество рабочих мест, осуществить поэтапное сокращение рабочих мест с вредными условиями труда и привлечь тем самым в базовые отрасли экономики высококвалифицированные трудовые ресурсы» [12]. В частности, согласно приказу Минздравсоцразвития № 342н от 26 апреля 2011 г. «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», вновь утвержденный Порядок вводится в действие с 1 сентября 2011 г. Таким образом, аттестация рабочих мест по новым правилам ожидается более требовательной и жесткой [13].

Пока многие предпринимаемые государством меры оказываются малоэффективными. Дело в том, что российское законодательство по охране труда все еще не отвечает международным стандартам, разработанным МОТ и ориентирующим работодателей на повышение культуры труда рядовых работников и социальной ответственности управленческих структур. Кроме того, инспекторы Роструда и сотрудники Госкомстата пока не в состоянии эффективно контролировать малый бизнес. В целом проверки и анализ отчетности проводятся формально и избирательно, обходя своим вниманием наиболее темные закоулки частного предпринимательства.

1. Зайниев А. Опасная работа / Труд. № 074 от 28 апреля 2009 г. Режим доступа: http://www.trud.ru/nomer/2009_074. Дата обращения: 23.06.11.

2. Балакин А., Ягодин В. Можем и должны обеспечить безопасность в строительстве // Строительная газета. № 32 от 24.08.2005. Режим доступа: http://www.stroi.naura.ru/d27/ dr4939m0rr5302.html. Дата обращения: 26.08.11.

4. Безопасность на стройке — превыше всего? / Информационно-аналитический портал b2b-rent.ru. Режим доступа: http://dst.b2b-rent.ru/articles/event/23.

5. Штульман А. Меры по предотвращению несчастных случаев на столичных стройках доказали свою эффективность / Сайт Департамента градостроительной политики города Москвы. Режим доступа: http://dgs.mos.ru/d17dr580732m1.html. Дата посещения 26.09.2011.

6. Постановление Г осударственного Комитета РФ по статистике от 2 сентября 2003 г. № 81 «Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за травматизмом на производстве и профессиональных заболеваний на 2004 год».

7. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

9. Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

10. Федеральный закон Российской Федерации от 19 мая 2010 г. №90-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»».

11. Охрана труда: современные нормативно-организационные требования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.znakcomplect.ru/safety1.php.

12. Тезисы доклада заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Александра Сафонова на конференции к Всемирному Дню охраны труда. Режим доступа: http://www.hsac.ru/articles/doklad_zamministra_safonova_na_ encii_k_vsemirnomu_dnyu_ohrany_truda.

13. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 г. № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

1. Zainiyev A. Opasnaya rabota [Hazardous activity]. Trad. № 074 on April 28, 2009. Available at: http://www.trud.ru/nomer/2009_074.

2. Balakin A., Yagodin V. Mozhem i dolzhny obespechit bezopasnost v stroitelstve [Can and must provide security in construction]. Stroitelnaya gazeta. № 32 on July 24, 2005. Available at: http://www.stroi.mura. ru/d27/dr493 9m0rr5302. html.

4. Bezopasnost na stroike — prevyshe vsego [Is safety on site above all]? Informatsionno-analiticheskii portal b2b-rent.ru. Available at: http://dst.b2b-rent.ru/articles/event/23.

5. Shtulman A. Mery po predotvrashcheniyu neschastnykh sluchayev na stolichnykh stroykakh dokazali svoyu effektivnost [Preventive actions of casualties at capital construction sites are proved to be effective]. Sait Departamenta gradostroitelnoi politiki goroda Moskvy. Available at: http://dgs.mos.ru/d17dr580732m1.html.

6. Postanovleniye Gosudarstvennogo Komiteta RF po statistike ot 2 sentyabrya 2003 № 81 “Ob utverzhdenii statisticheskogo instrumentariya dlya organizatsii statisticheskogo nablyudeniya za travmatizmom na proizvodstve i professionalnykh zabolevani na 2004 god» [Resolution of the Russian Federation State Committee on statistics on September 2, 2003 № 81 “On the approval of statistical tools for organization of statistical observation for injuries and occupational diseases for 2004”].

7. Federalnyy zakon Rossiiskoy Federatsii ot 24 iyulya 2007 g. № 209-FZ “O razvitii malogo i srednego predprinimatelstva v Rossiiskoy Federatsii» [Federal Law of the Russian Federation on July 24, 2007 № 209-FL “Concerning the development of small and medium-sized business in the Russian Federation”].

9. Federalnyy zakon Rossiiskoy Federatsii ot 24 iyulya 1998 g. № 125-FZ “Ob obyazatelnom sotsialnom srtakhovanii ot neschastnykh sluchayev na proizvodstve i professionalnykh zabolevaniy» [Federal Law of the Russian Federation on July 24, 1998 № 125-FL “On compulsory social insurance against industrial accidents and occupational illnesses”].

10. Federalnyy zakon Rossiiskoy Federatsii ot 19 maya 2010 g. № 90-FZ “O vnesenii izmeneniy v statyu 12 Federalnogo zakona “Ob obyazatelnom sotsialnom strakhovanii ot neschastnykh sluchayev na proizvodstve i professionalnykh zabolevaniy»» [Federal Law of the Russian Federation on May 19, 2010 № 90-FL “Concerning the introduction of an amendment to article 12 of Federal Law “On compulsory social insurance against industrial accidents and occupational illnesses””].

11. Okhrana truda: sovremennyye normativno-organizatsionnyye trebovaniya [Work safety: modern regulatory and organizational requirements]. Available at: http://www.znakcomplect.ru/safety1.php.

12. Tezisy doklada zamestitelya ministra zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiiskoy Federatsii Alexandra Safonova na konferentsii k Vsemirnomy Dnyu okhrany truda [Theses of Deputy Minister of Health Care and Social Development of the Russian Federation Alexandr Safonov at the conference for the World Day for Safety and Health at Work]. Available at: http://www.hsac.ru/articles/doklad_zamministra_safonova_na_konferencii_k_vsemirnomu_dnyu_oh-rany_truda.

13. Prikaz Ministerstva zdravookhraneniya i sotsialnogo razvitiya Rossiiskoy Federatsii ot 26 aprelya 2011 g. № 342n “Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya attestatsii rabochikh mestpo usloviyam truda » [Order of Ministry of Healthcare and Social Development of the Russian Federation on April 26, 2011 № 342n “On passage of the procedure for conducting appraisal of work stations by working conditions”].

Поступила в редакцию в августе 2011 г.

Источник: cyberleninka.ru

Рейтинг
Загрузка ...