Письмо ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 25.10.2019 N 01-01-15/15626-НБ
ФАУ «Главгосэкспертиза России» (далее — Учреждение), рассмотрев по поручению Минстроя России от 06.10.2019 N 37450-ИТ/09 обращение, сообщает следующее.
Определение сметной стоимости по объектам, финансируемым в порядке, установленном частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов (далее — ФРСН), и сметных цен строительных ресурсов.
В соответствии с пунктом 30 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления), или с применением ресурсного метода определения стоимости строительства. Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 01.01.2000.
Расчет стоимости перевозок строительных грузов в сметной программе. Часть 1.
Индексы изменения сметной стоимости строительства (далее — Индексы) рассчитываются в соответствии с Методикой расчета индексов изменения сметной стоимости строительства, утвержденной приказом Минстроя России от 05.06.2019 N 326/пр (далее — Методика) на основе ресурсно-технологических моделей.
Информация об Индексах, включаемых в ФРСН согласно Порядку формирования и ведения ФРСН, утвержденному приказом Минстроя России от 24.10.2017 N 1470/пр, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее — ФГИС ЦС) в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1452 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2019 N 604.
В соответствии с Общими положениями к сборникам федеральных сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве (ФССЦ-2001), утвержденным приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1039/пр, сметные цены на материалы, изделия и конструкции учитывают данные о средневзвешенных отпускных ценах, применяемых в строительстве, все расходы, связанные с приобретением материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также стоимость их перевозки автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров с учетом массы брутто.
Согласно пункту 6 Общих положений ФССЦ-2001 затраты на доставку материалов, изделий, конструкций и оборудования не учитывают использование перевалочных баз и складов. В случае, когда перевозка осуществляется с использованием промежуточных баз (складов), сметная стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования определяется в соответствии с методическими документами, включенными в ФРСН.
В соответствии с разделом 3 Методики сметная стоимость строительных ресурсов формируется с учетом затрат, связанных с приобретением, заготовительно-складскими расходами и стоимостью перевозки материальных ресурсов автомобильным транспортом на расстояние до 30 километров (если иное расстояние перевозки не указано в общих частях сборников сметных цен, включенных в ФРСН) с учетом массы брутто в пределах субъекта Российской Федерации (или частей территории субъекта Российской Федерации).
Калькуляция транспортных расходов и стоимости материалов
В связи с изложенным транспортные затраты на перевозку строительных ресурсов на расстояние до 30 километров в пределах субъекта Российской Федерации учтены Индексами.
Расчет дополнительных затрат при перевозке грузов для строительства на расстояние свыше 30 километров в пределах субъекта Российской Федерации по месту расположения объекта строительства производится на основании транспортных схем в составе проекта организации строительства, проектных данных о массе материалов, изделий и конструкций, используемых при выполнении строительно-монтажных (ремонтно-строительных) работ, с применением Федеральных сметных цен на перевозку грузов для строительства (ФССЦпг-2001), утвержденных приказом Минстроя России от 30.12.2016 N 1039/пр, дифференцированных по классам грузов и типам перевозок, приведенных в сметных ценах на перевозку грузов для строительства. При этом заготовительно-складские расходы на дополнительные транспортные затраты не начисляются.
Заместитель начальника
Н.В.БОГОМОЛОВА
+7 (499) 703-46-71 — для жителей Москвы и Московской области
+7 (812) 309-95-68 — для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области
Как проводится расчет затрат на перевозку грузов
Себестоимость перевозки грузов рассчитывается с учетом положений, озвученных в инструкции по составу, учету и калькулированию затрат, утвержденной Минтрансом 29 августа 1995 г. Законодатель в инструкции определил перечень учитываемых в бухгалтерии затрат на транспортировку. К ним относятся трудовые и материальные траты, расходы на обеспечение воспроизводства основных средств, охрану окружающей среды и имущественных активов, уплату обязательных платежей и счетов контрагентов.
Порядок расчета затрат на перевозку груза
В калькуляции затраты на перевозку грузов детализируются по таким группам:
- Расходы, которые напрямую связаны с процессом перевозки: оформление страхового полиса, поддержание технической исправности транспортного средства, соответствие утвержденному уровню качества услуги, затраты на выполнение требования сохранности перевозимых ценностей и следования по маршруту в соответствии с утвержденным графиком.
- Плата за пользование природными ресурсами (если такой факт имеет место).
- Расходные операции, связанные с вводом в эксплуатацию нового транспортного средства для перевозок (регистрация, обкатка, регулировка систем автомобиля).
Вопрос: Как отразить в учете организации-экспедитора оказание клиенту услуг по организации перевозки груза на условиях 100%-ной предоплаты, если согласно договору транспортной экспедиции экспедитор обязан заключить от своего имени за счет клиента договор перевозки груза с перевозчиком?
Стоимость перевозимого груза равна 500 000 руб. Вознаграждение экспедитора за организацию перевозки составляет 18 000 руб. (в том числе НДС 3 000 руб.) и перечисляется экспедитору авансом одновременно с денежными средствами на предоплату услуг по перевозке груза (после заключения договора с перевозчиком).
Услуги по организации перевозки груза оказаны клиенту в отчетном периоде, следующем за периодом получения предоплаты. Стоимость услуг перевозчика (провозная плата) составляет 47 200 руб. (в том числе НДС). Экспедитор представляет клиенту отчет о фактически понесенных расходах. Факт оказания услуг экспедиции подтверждается соответствующим актом.
Иные затраты экспедитора на организацию перевозки покрываются за счет вознаграждения и отдельно клиентом не возмещаются. Фактическая себестоимость услуг по организации перевозки (невозмещаемые затраты, связанные с оказанием услуг: заработная плата персоналу, отчисления на заработную плату) составила 5000 руб. и равна сумме расходов на оказание услуг, признанных в налоговом учете на момент подписания акта.
Организация-экспедитор применяет метод начисления в налоговом учете.
Посмотреть ответ
ВАЖНО! Если в процессе подготовки транспортного средства к вводу в эксплуатацию были выявлены дефекты заводской сборки или обработки материалов, недочеты устраняются за счет фирмы-изготовителя.
Расчет цены услуг по перевозке ценностей должен основываться на размере себестоимости. Калькуляция производится с учетом особенностей эксплуатации транспортных средств, которые имеются на предприятии. Цены на топливо закладываются текущие, расстояние просчитывается с максимальной точностью. К полученному расчетному показателю себестоимости прибавляется желаемый уровень рентабельности. Это будет цена перевозки для контрагентов, рассчитанная за каждый километр движения.
Какие условия договора перевозки груза автомобильным транспортом являются существенными?
Бухгалтерский и налоговый учет затрат на перевозку
Расходы на доставку материальных ценностей могут учитываться по двум схемам:
- перевозка осуществлялась собственными силами;
- услуга была оказана третьими лицами на договорных основаниях за фиксированную плату.
При наличии у компании собственных транспортных средств, которые можно задействовать в перевозке грузов, организация учитывает их по одной из методик:
- в случае с большим автопарком создается отдельное подразделение;
- в ситуациях с небольшим числом транспортных средств отдельная служба не выделяется в структуре предприятия, учет ведется по каждой машине.
В первом варианте в бухгалтерском учете затраты будут относиться на счет 23, предназначенный для расходов вспомогательных производств. При отсутствии отдельного транспортного отделения бухгалтерия применяет счет 26, введя к нему субсчет для автотранспорта. В последнем случае затраты будут относиться к общехозяйственному типу.
На указанные счета списываются расходы на:
- топливо, масла;
- амортизационные отчисления;
- прохождение техосмотра;
- проведение ремонта;
- выплачиваемую водителям зарплату с начислениями взносов на нее;
- оплату труда персонала, задействованного в обслуживании транспортного средства (механики, диагностики, электрики, бухгалтер, экономист).
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Транспортные расходы должны выделяться в бухгалтерском учете в отдельную статью затрат и накапливаться обособленно от других расходных оборотов. Такая норма необходима для сопоставления данных бухгалтерского и налогового учета и создания основы для ведения управленческого учета.
Используемый в учете счет для аккумулирования затрат на транспортировку надо утвердить в локальном акте предприятия – учетной политике. Такие расходы носят характер косвенных затрат. Их распределяют по видам изготавливаемой продукции или на их сумму уменьшают выручку от продаж в текущем периоде напрямую.
Порядок признания и отражения в налоговом учете транспортных затрат регламентируется положениями ст. 254 НК РФ. Расходы принимаются в учете в текущем периоде. По материальным ценностям, которые перевозятся внутри предприятия и были приобретены у сторонних организаций, расходы на доставку включаются в стоимость запасов.
Требования к документальному подтверждению операций по доставке грузов оговариваются п. 1 ст. 9 закона № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. и НК РФ в п. 1 ст. 252. Для фиксации уровня расходов на топливо для задействованных в перевозках транспортных средств используется бланк путевого листа. При перевозке ценностей оформляют ТТН или заполняют транспортную накладную.
Затраты на перевозку сторонними организациями
При отсутствии необходимости или возможности создания собственного автопарка для перевозок допускается заказ услуг у сторонних предприятий на основе заключенного договора. Расходы в бухгалтерском учете отражаются с использованием счетов 60 и 20. Счет 60 кредитуется и означает возникновение задолженности перед контрагентом, который доставил грузы.
Счет 20 отвечает за отнесение стоимости услуги на расходы основного производства. Вместо 20 счета могут быть задействованы счета 25, 26, 15, 16. На выбор счета влияет специфика деятельности организации и положений учетной политики.
В налоговом учете расходы на доставку груза третьими лицами относятся к материальным затратам и носят производственный характер. Алгоритм признания их в учете должен прописываться в учетной политике. В этом локальном акте предприятия устанавливают дату возникновения расходов по одному из критериев:
- день окончательного расчета за услугу, который обозначается в подписанном между компанией и транспортной организацией договоре;
- дата, когда заказчику услуг были предъявлены документы для проведения расчетов;
- последний день налогового периода, являющегося отчетным.
Комплект документации будет состоять из соглашения с контрагентом на перевозку груза и бланков, подтверждающих факт реализации услуги. Норма регламентируется Правилами перевозки, утвержденными правительственным постановлением под №272 от 15 апреля 2011 г. Обязательным элементом будет оформление транспортной накладной. Бланк заполняется лицом, выступающим в качестве грузоотправителя. Документ составляется в трех экземплярах.
ЗАПОМНИТЕ! На грузы, перевозимые одним транспортным средством, может быть подготовлена одна транспортная накладная. Если партию грузов распределили между двумя и более автомобилями, то оформлять надо накладные по каждому транспортному средству.
Устав автомобильного транспорта, утвержденный законом от 8 ноября 2007 года №259-ФЗ, предписывает перевозчикам не принимать ценности, которые необходимо перевезти, без оформленной и подписанной транспортной накладной (п. 3 ст. 8). Письмо от 11.11.2011 №03-03-06/1/744 дает пояснения к набору документации, формируемому при заказе услуги перевозки грузов у третьих лиц.
К договору и транспортной накладной рекомендовано прикладывать товарно-транспортную накладную. Она составляется в 4 экземплярах. Четвертый бланк нужен для того, чтобы он был возвращен грузоотправителю после произведенной доставки. Этот документ должен служить основанием для учета транспортных услуг и проведения расчетов за них.
ИсточникV. Особенности определения сметной стоимости оплаты
труда, эксплуатации машин и механизмов, материальных
ресурсов и оборудования при разработке локальных сметных
расчетов (смет) ресурсно-индексным методом
93. Размер средств на оплату труда рабочих (ОТтек) определяется в текущем уровне цен на основании сметных норм, данных об объемах работ, принятых в проектной и (или) иной технической документации и размещенных в ФГИС ЦС сметных цен на затраты труда по формуле (1) и в соответствии с положениями, указанными в пунктах 79 и 80 Методики.
94. Сметная стоимость эксплуатации машин и механизмов (ЭММтек) определяется в текущем уровне цен на основании данных о составе, времени эксплуатации и размещенных в ФГИС ЦС сметных ценах на эксплуатацию машин и механизмов по формуле (2) с учетом положений, изложенных в пунктах 81 — 84 Методики.
95. При отсутствии данных по отдельным строительным машинам и механизмам в ФГИС ЦС сметная цена их эксплуатации в текущем уровне рассчитывается как произведение сметной цены таких машин и механизмов в базисном уровне цен и индексов к группам аналогичных машин и механизмов.
96. Сметная стоимость материальных ресурсов (Мтек), а также оборудования определяется в текущем уровне цен на основании данных об их перечне, количестве и размещенных в ФГИС ЦС сметных ценах по формуле (4) и в соответствии с положениями, указанными в пунктах 85 — 89 Методики.
97. При отсутствии данных по стоимости отдельных материальных ресурсов и оборудования в ФГИС ЦС их сметная цена в текущем уровне цен рассчитывается как произведение сметной цены таких ресурсов в базисном уровне цен и индексов к группам аналогичных материальных ресурсов.
98. При отсутствии сметных цен по отдельным материальным ресурсам и оборудованию в ФГИС ЦС и ФССЦ (ТССЦ), их сметная цена формируется на основании расчета в соответствии с положениями пунктов 90 — 92 Методики.
VI. Особенности определения в локальных сметных
расчетах (сметах) сметных затрат на оборудование
99. При определении сметной стоимости строительства к стоимости оборудования относятся затраты на приобретение:
а) технологических линий, станков, установок, аппаратов, машин, механизмов, приборов и других устройств, совершающих различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля;
б) санитарно-технического оборудования, связанного с обеспечением работы технологического оборудования и технологических процессов;
в) поставляемых в комплекте с основным оборудованием обвязочных трубопроводов, трубопроводной арматуры, металлических конструкций, мерных участков кабелей с разделанными концами;
г) первоначального фонда инструмента, технологической оснастки и инвентаря, необходимых для эксплуатации вводимых в действие предприятий, зданий и сооружений;
д) транспортных средств, относящихся к подвижному составу транспортного хозяйства предприятий производственного назначения, используемых для перемещения грузов в ходе обслуживания технологических процессов переработки, выпуска продукции (подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, автомобильные транспортные средства и прочие транспортные средства);
100. При формировании сметной стоимости в локальных сметных расчетах (сметах) отдельно выделяется сметная стоимость:
101. К инженерному оборудованию в локальных сметных расчетах (сметах) относится оборудование, несущее функциональную нагрузку в здании или сооружении и обеспечивающее заданные параметры эксплуатации объекта капитального строительства: подъемно-транспортное оборудование (лифты, эскалаторы, траволаторы и другое оборудование), оборудование систем инженерно-технического обеспечения, другое оборудование.
102. К технологическому оборудованию в локальных сметных расчетах (сметах) относится функциональное оборудование, используемое в технологических процессах переработки, выпуска продукции предприятий производственного назначения. Для объектов непроизводственного назначения к технологическому оборудованию относится оборудование, используемое для оказания услуг (медицинское оборудование, мультимедийное обучающее и развивающее оборудование и другое оборудование).
103. В локальные сметные расчеты (сметы) включается стоимость транспортных средств, относящихся к подвижному составу транспортного хозяйства предприятий производственного назначения, используемых для перемещения грузов в ходе обслуживания технологических процессов переработки, выпуска продукции (подвижной состав для перевозки грузов по железнодорожным путям, автомобильные транспортные средства и прочие транспортные средства). Перечень транспортных средств, подлежащих учету в сметной стоимости строительства, определяется заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда заказчиком является главный распорядитель бюджетных средств).
104. При определении сметной стоимости строительства не учитывается стоимость транспортных средств, не связанных с технологией производства и не участвующих в технологических процессах переработки, выпуска продукции, в том числе:
а) для объектов железнодорожного транспорта: подвижной железнодорожный состав (локомотивы, вагоны всех модификаций), в том числе и вагоны для строящихся и действующих метрополитенов, контейнеры, краны на железнодорожном ходу, передвижные тяговые подстанции и ремонтные единицы, путевые машины и механизмы;
б) для объектов воздушного транспорта: самолеты, вертолеты, двигатели к ним, авиационное оборудование пассажирского и грузового воздушного транспорта;
в) для объектов морского транспорта и внутреннего водного транспорта: морские суда и суда внутреннего водного транспорта всех наименований, контейнеры, паромы, плавучие доки и краны, землесосы и земснаряды, спасательные плавсредства и шлюпки, такелаж, электронавигационное оборудование;
д) для объектов автомобильного транспорта: грузовые и легковые автомобили, автобусы, автоприцепы, подвижной состав для объединенных железнодорожно-автомобильных предприятий, машины дорожного хозяйства;
ж) для объектов коммунального хозяйства: трамваи, автобусы, троллейбусы, машины для очистки и поливки улиц, а также другие машины коммунального хозяйства;
з) для объектов строительства: строительные машины, механизмы и транспортные средства строительных и монтажных организаций;
и) для объектов сельского хозяйства, а также по сельскохозяйственным предприятиям и организациям, входящим в состав других отраслей: тракторы, комбайны и другие посевные, почвообрабатывающие и уборочные машины, транспортные средства сельскохозяйственных предприятий и организаций;
к) для объектов связи: автомашины и другие транспортные средства для перевозки почты, почтовые железнодорожные вагоны;
105. В локальных сметных расчетах (сметах) на основании проектной документации учитываются затраты на приобретение производственного и хозяйственного инвентаря, лабораторного оборудования, инструмента для осуществления технологических процессов, предназначенных для первоначального оснащения строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства и их функциональной эксплуатацией.
Необходимость учета в сметной документации затрат на приобретение лабораторного оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря, в том числе мебели и инструмента, указывается в задании на проектирование.
106. К производственному инвентарю производственных зданий и помещений строящегося (реконструируемого) предприятия относятся предметы, способствующие осуществлению производственного процесса (рабочие столы, стулья для оснащения рабочих мест, верстаки, стеллажи, шкафы для хранения материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, поддоны, инвентарь для осуществления мер по охране труда и другое).
107. К хозяйственному инвентарю строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства относятся предметы хозяйственного и служебного назначения, необходимые для обеспечения нормальных условий труда (офисная мебель, противопожарный инвентарь, персональные компьютеры, печатающие устройства, модемы и другая многофункциональная, копировальная и вычислительная техника).
108. К инструменту, необходимому для осуществления технологических процессов на строящемся (реконструируемом) предприятии, относятся технические средства, приспособления, обладающие индивидуальными (уникальными) свойствами и предназначенные для обеспечения условий изготовления (выпуска) конкретных видов продукции.
109. К лабораторному оборудованию относятся измерительные приборы, специальное оборудование для проведения экспериментов, испытаний, исследований, анализа (микроскопы, весы, анализаторы, прессы и другое лабораторное оборудование).
Источник