Довольно часто, мы видим или ездим по плохим автомобильных дорогах, сетуя на плохой асфальт или сезон, когда его укладывали. Но далеко не все знают, что дело не всегда в асфальте или погодных условиях. В таких строениях важным фактором является основа – подушка, на которую укладывают строительный слой материалов.
Недооценивать такую подушку ни в коем случае нельзя – те дороги, которые мы часто видим, как раз и построены с явным нарушением строительных требований и норм для возведения основания дороги. А уж потом будет укладываться асфальт, но речь не о нем.
Высокопрочные современные асфальтовые или бетонные покрытия дорог, аэродромных покрытий нуждаются именно в надежной неподвижной подушке – основания, которая выдерживает высокие нагрузки без деформации.
Что такое расклинцовка щебня?
Расклинцовка щебенки представляет собой строительную технологию, направленную на получение горизонтального полотна с максимальной степенью плотности, без пустот и подвижек отдельных фракций. Она используется прежде всего при возведении дорог и покрытий с высокой пропускной способностью, подготовке оснований под высотные здания и промышленные объекты, закладке взлетных полос и изготовлении других ответственных конструкций из ж/б. Качество трамбовки определяет их надежность и долговечность, для выполнения этих работ задействуется специальная техника.
Автомобильные дороги, лекция № 7
Технология расклинцовки, свойства и характеристики получаемой подушки
Суть метода заключается в заполнении слоя продуктов дробления гранита или гравия с размером частиц от 40 мм и выше более мелкими с целью улучшения его эксплуатационных характеристик. Расклинивание крупнофракционного щебня проводится с помощью дорожных катков или виброплит, число проходов зависит от плотности материала и требуемой степени уплотнения. Этот процесс выполняется поэтапно, на подготовительном особое внимание уделяется грунту, при высоком риске смещения или морозного пучения его застилают геотекстилем. Под будущим слоем засыпается и трамбуется 10 см песка.
Основу покрытия составляет щебень фракции 40-70 или 70-120, первый вариант чаще используется в частном строительстве, второй – в дорожном. Объем и размеры зерен для второго подбирают исходя из норм проекта, самые мелкие (5-10 мм) трамбуются последними. Работы ведут до получения ровной и неподвижной поверхности, к обязательным условиям этой технологии относят проверку качества уплотнения и смачивания слоев водой с целью снижения воздействий сил трения. В дорожном строительстве они заканчиваются укладкой асфальта, в частном – засыпкой тонкого слоя песка для защиты от загрязнения.
Получаемая основа характеризуется высокой плотностью, ударопрочностью, устойчивостью к весовым и динамическим нагрузкам, промерзанию и температурным перепадам. К ее однозначным эксплуатационным преимуществам относят независимость от погоды при проведении укладки или ремонта. В правильно выполненном покрытии отсутствуют подвижки, а степень уплотнения достигает максимального значения.
Визуальная проверка характеристик полотна, прошедшего расклинцовку, невозможна, для определения его параметров требуются динамические плотномеры. При необходимости на одном участке проводится до трех проходов катком с применением все более мелких фракций (но лишь при условии использования щебенки с маркой прочности выше М600).
Проверочные заключительные работы
Суть расклинцовки щебнем заключена в возведении неподвижной, прочной и надежной подушки, с высокой плотностью щебеночного слоя. Определить на глаз качество расклинцовки невозможно, для этого используется специальный прибор.
Работает он по принципу динамического зондирования – производятся насколько ударов по уложенному щебеночному слою, выявляется степень усадки. Если она соответствует существующим заявленным нормативам, работа считается выполнена. Такая проверка может быть как в процессе укладки слоя щебня, так и по окончанию работ.
По окончанию расклинцовки щебнем, рабочую поверхность засыпают небольшим слоем песка. Это особенно важно, если сразу не производится асфальтирование или бетонирование покрытия.
Стоимость расклинцовки
Нормы расходования зависят от фракций:
Размер фракций нижнего слоя, мм | Расход на 1 тыс.м2, м3 для расклинивания: | ||
5-10 | 10-20 | 20-40 | |
40-70 | 10 | 15 | Не применяется |
70-120 | 10 | 10 |
Ориентировочные расценки на сыпучие материалы с учетом размера их зерен:
Тип заполнителя | Фракции, мм | Минимальная цена за 1 м3, рубли |
Гранит | 5-10 | 3700 |
5-20 | 3300 | |
20-40 | 3150 | |
40-70 | 3070 | |
70-120 | 3500 | |
Гравий | 5-20 | 2970 |
20-40 | 2850 |
Средняя стоимость услуг при использовании заполнителя заказчика составляет 600 рублей/м2, в стандартный перечень входит засыпка и выравнивание катками крупных фракций (40-70 или 70-120) и трамбовка более мелких зерен (от 20-40 до 5-10). На величину расценок оказывает влияние удаленность закладываемого полотна или фундамента от основных магистралей, их общая протяженность или площадь, сложность участка и потребность в усилении грунта, планируемые нагрузки и климатические условия ведения работ. Значительная доля затрат приходится на гравий и щебень, при необходимости расклинивания трудноукладываемых разновидностей материал рекомендуется пропитать битумом или аналогичным органическим вяжущим, ориентировочный расход эмульсий на 1 м2 – 2,5-4 л.
Устройство щебёночных оснований методом заклинки
- •Федеральное агентство по образованию
- •Воронеж 2010 г федеральное агентство по образованию
- •Категория дороги по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •По дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Проезжая часть по дороге “Дон” Москва- Воронеж -Ростов-на- Дону- Новороссийск
- •Укрепление обочин (справа) по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Продольный уклон по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Радиусы кривых в плане по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Показатель ровности по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Коэффициент сцепления по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Площадки отдыха
- •Тротуары и пешеходные дорожки по дороге Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Разметка по дороге Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Освещение по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •Дорожные знаки по дороге “Дон” Москва- Воронеж- Ростов-на-Дону- Новороссийск
- •2. Организация и технология работ по строительному контролю и приемочной
- •2.1. Виды строительного контроля
- •Сооружение земляного полотна
- •Подготовка основания земляного полотна
- •Разработка выемок и возведение насыпей
- •Отделочные и укрепительные работы
- •Земляные работы в зимних условиях
- •Контроль качества работ
- •Контроль качества работ
- •Устройство щебёночных оснований методом заклинки
- •Контроль качества работ
- •Основания из щебёночно-песчанной смеси, обработанной цементом
- •Особенности устройства основания в два слоя
- •Контроль качества материалов конструкций
- •Контроль качества работ
- •Асфальтобетонные основания и покрытия, укладка асфальтобетонных смесей
- •Контроль качества работ
- •0 0С (по гост 11501-78*);
- •0 0С (по гост 11505-75);
- •3.1. Подготовительные работы.
- •3.2. Организация полевых работ.
- •3,75 Для дорог I…II категории;
- •3,5 Для дорог III категории;
- •3,0 Для дорог IV-V категории.
- •3.6. Визуальная оценка состояния дорожной одежды.
- •3.7. Оценка прочности дорожных одежд.
- •3.8. Определение состояния инженерного оборудования и обустройства (в т.Ч. Пересечения и ж/д переезды).
- •3.9. Определение интенсивности и состава транспортных потоков.
- •4.1 Расчет частного коэффициента Крс1.
- •Ведомость результатов определения Крс1
- •Ведомость результатов определения Крс2
- •Ведомость результатов определения Крс3
- •Ведомость результатов определения Крс4
- •Ведомость результатов определения Крс5
- •Ведомость результатов определения Крс6
- •Ведомость результатов определения Крс7
- •Ведомость результатов определения состояния дорожной одежды и Крс8
- •Ведомость результатов определения Крс9
- •Ведомость результатов определения Крс10
- •Ведомсть оценки комплексного показателя на характерных участках автомобильной дороги
- •Определение частного коэффициента Дд
- •Определение частных коэффициентов Дм1 – Дм7
- •Ведомость оценки показателя инженерного оборудования обустройства
- •Расчёт обоснование стоимости работ на 2015г. За 20.059 км обследования
- •Плановая калькуляция затрат на выполнение работ по диагностике федеральных автомобильных дорог в 2015 году
- •6. Экология
- •6.1. Загрязнение почвы придорожной полосы автотранспортными выбросами свинца Общие сведения
- •6.2. Методика оценки уровня загрязнения придорожных земель выбросами свинца автомобилями.
- •1. Эмиссия свинца определяется по формуле:
- •6.3. Средние эксплуатационные нормы расхода топлива на 1 км пути в литрах
- •6.4. Количество отложений свинца на поверхности земли для различных расстояний от кромки проезжей части определяется по формуле:
- •6.5. Определение количества свинца в почве:
- •Исходные данные:
- •Определяем эмиссию свинца для каждого участка
- •7.1. Общие указания по эксплуатации
- •7.2. Указание мер безопасности
- •7.3. Указание мер безопасности
- •Узел пкрс
- •7.4. Расчет экстренного торможения.
- •7.5. Технические данные передвижной дорожной лаборатории:
- •Отсюда расстояние видимости из условия обгона:
- •Функциональные возможности видеосистемы существенно выше возможностей любого существующего в настоящее время инструмента, предназначенного для обследования дорог и улиц
- •Сбор информации
- •Измерение расстояний видимости дороги в плане
Технология расклинцовки щебенки
Автолюбители знают, как приятно ездить по прямой трассе, когда не мешают ни ямки, ни кочки. Прочность и стойкость к механическим нагрузкам обеспечивает дорожному полотну своеобразная подушка из щебенки. Чтобы правильно утрамбовать сыпучий материал, специалисты пользуются расклинцовкой.
Верхний слой покрытия (асфальт или бетон) не может обеспечить достаточную прочность дорожному полотну. Незыблемой опорой служит камень, который уплотняет грунт и исключает подвижность. Но обычная укладка в любом случае оставляет свободные зазоры между зернами. Создать целостную основу позволяет расклинцовка, которая предусматривает использование различных фракций гравия.
Что представляет собой расклинцовка щебенки?
В любых строительных работах требуется сооружение качественной основы. Для надежного фундамента необходимо сделать подушку из щебня, что значительно повысит коэффициент плотности и прочности. Чтобы обеспечить устойчивость к серьезным нагрузкам, важно знать, что такое расклинцовка. Также гравий используется при строительстве автодорожного полотна, взлетных полос, насыпей, мостов. Чем лучше утрамбован щебень, тем качественнее уложится на него асфальтное покрытие или фундаментный раствор.
Главные понятия и технология
Суть заключается в том, что при укладке заполняют образующиеся пустоты путем засыпания фракций нескольких размеров, что придает основанию большую прочность. Процесс производится согласно следующей последовательности действий:
1. Срезают верхний слой почвы, при необходимости роют котлован. Грунт уплотняют, для гидроизоляции дно выкладывают геотекстилем.
2. Обустраивают песчаную подушку для улучшения дренажных свойств. Слой составляет от 20 до 50 см.
3. На первом этапе используют щебень фракции 40-70, реже – 70-120 мм, (что больше применимо для дорожных работ). Посредством утрамбовки специальными механизмами гравий уплотняют. Сверху укладывают сетку или отходы кирпича, бетона.
4. Для следующего подхода требуется материал фракцией 20-40, слой составляет 20 см. Подушку трамбуют с помощью катка или виброплиты не менее 5-6 раз. При этом после каждого действия основание поливают водой, чтобы избежать перегрева при трении зерен.
5. Производят выравнивание согласно заданным параметрам. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм) и укладывают тонким слоем.
Важные нюансы
Поэтапное засыпание щебня, сопровождаемое утрамбовкой с использованием специализированной строительной техники, проводится исключительно на базе точных расчетов. Без определения требуемого количества материала одной, второй, третьей фракции невозможно достичь высокой плотности и прочности основания.
Учитываются стандарты и особенности укладываемого дорожного покрытия, условия эксплуатации, особенности региона. Немаловажное значение имеет марка прочности исходного щебеночного материала. Если это щебень марки M600, достаточно проведения расклинцовки в один этап. Это касается материала, поставляемого разнофракционным, либо использования щебеночно-песчаной смеси.
Что такое расклинцовка щебня
Чтобы обеспечить прочность дорожного покрытия, недостаточно верхних слоев из асфальта и железобетона. Необходима хорошая основа. Ее укладывают таким образом, чтобы избежать образование пустот. Обычным способом это сделать нет возможности, так как отдельные частички гравия имеют разную конфигурацию.
Расклинцовка щебня — это процедура, созданная для устранения пустот между отдельными зернышками. Благодаря этой технике, частички укладываются в прочную, ровную подушку. С введением в действие «Санитарных норм и правил» (СНИП), эта процедура стала обязательной.
ГОСТ регулирует, какие фракции щебня подходят для клинцовки гравия другого диаметра. Основными считают фракции 40–80 и 80–120 мм. В качестве расклинивающего гравия, разрешают использовать камни диаметром 5–10 или 10–20 мм. Процент в расклинцовке материала, размером более 10 мм, составляет до 15%.
Последовательные этапы расклинцовки
Для проведения операции выбирают гравий разного размера. Материал засыпают постепенно, слой за слоем. А саму процедуру расклинцовки основания щебнем проводят в 3 этапа:
- подготовительный;
- собственно укладка;
- проверка.
Для достижения прочности дороги, одной расклинцовки недостаточно. Иногда делают процедуру 2–3 раза. Играют роль требования, которые предъявляют к устойчивости дорожного покрытия.
Подготовительная стадия
Прежде чем утрамбовать разнородные частицы, осуществляют подготовку грунта, на котором предполагается укладка гравия. Верхний слой почвы удаляют, при необходимости роют котлован. Делают уплотнение грунта.
Для предотвращения воздействия влаги на гравий, проводят гидроизоляцию. В этих целях используют специальный материал геотекстиль, который равномерно распределяют по локации будущей дороги.
После гидроизоляции, укладывают песчаную подушку. Ее толщина определяется еще на этапе проектирования дорожного покрытия. Она варьируется от 0,5 до 20 см.
Иногда гравий перед укладкой обрабатывают вяжущим веществом. На 1м2 дорожного полотна используют от 2 до 4 литров вещества.
Основные работы
После проведения подготовительных работ, переходят собственно к клинцеванию. Эта стадия самая трудоемкая, поэтому распределяется еще на 3 последовательных этапа.
В самом начале укладывают крупнофракционный гравий. Его диаметр варьируется от 20 до 70 мм. Реже используют большие частицы размером 80–120 мм. Слой щебня утрамбовывают. Сверху наносят бетон или сетку.
Иногда используют кирпичные остатки.
Второй этап — укладка камней среднего диаметра. Их размеры составляют от 20 до 40 мм. Для выкладывания необходимо специальное устройство для расклинцовки щебня — виброплита.
Конструкция щебеночной дороги
Конструктивно дорога из щебня представлена ровным слоем щебня, уложенного поверх почвенного покрова. В простейшем случае щебень уложен на расчищенной поверхности грунта, с которого снят верхний слой толщиной около 25-30 см. В других случаях под укладку щебня автогрейдерами или бульдозерами в грунте предварительно нарезается своеобразное корыто. Ширина проезжей части дороги составляет 5-6 метров (чтобы могли разъехаться две машины), но не должна превышать 10 м. Земельное полотно выровнено, утрамбовано и укатано с обеспечением необходимых уклонов.
После нанесения щебеночного покрытия дорога приобретает серповидный (см. ниже рис. а) или полукорытный (рис. б) профиль с поперечным уклоном проезжей части в пределах 30-40%.
Толщина слоя щебня варьируется от 16 до 30 см в зависимости от типа покрытия – однослойного или двухслойного.
Коэффициент уплотнения при расклинцовке
Основной показатель при проведении операции — коэффициент уплотнения (КУ). Продавец указывает его на упаковке щебня. КУ нужен для закупки правильного количества сырья, определения степени усадки. Массу необходимого щебня рассчитывают, перемножив между собой 3 величины: коэффициент укладки, удельный вес и объемы.
Чтобы понять приблизительный расход материала на площадь дорожного покрытия, пользуются таблицами. В ней указан диаметр щебня и объем, который тратится на 1000 м3 автострады.
Расклинцовка щебня — расход расклинивающих фракций щебня
Щебенка служит основанием для автодорожного полотна, взлетных полос, мостов. Каждый день готовая трасса будет испытывать колоссальные нагрузки. Чтобы она не разрушилась преждевременно, основание должно быть крайне прочным. Для максимального уплотнения дорожного основания применяют технологию расклинцовки — используют одновременно щебень различных фракций.
Расклинцовка щебня — это процесс трамбовки различных фракций щебня в слой однородной плотности.
Эта операция заключается в том, что слой щебня крупной фракции смешивается со щебнем мелких фракций, который заполняет пустоты между зернами. В результате можно достичь максимальной общей плотности.
Расход расклинивающих фракций щебня 40-70 и 70-120мм смотрите в таблице:
Свойства готовой подушки
Основание, полученное после расклинцовки материала, имеет хорошую плотность и устойчивость к разного рода нагрузкам. Оно надежно, и может использоваться в течении длительного времени, без дополнительного ремонта.
Правильно подготовленное полотно не подвержено влиянию температурного режима. Осуществлять работы по созданию или ремонту основы можно в любых погодных условиях. В результате расклинцовки материалом различных фракций удается устранить пустоты, возникающие между частями щебня одинакового размера.
Источник: beliekopani.ru
Технология расклинцовки щебенки
Дорожное полотно должно обладать максимальной устойчивостью к высоким постоянным нагрузкам. Это качество и определяет главное назначение данного покрытия.
Верхнего асфальтного или железобетонного слоя недостаточно, чтобы добиться максимальной прочности и длительной эксплуатации. Он должен иметь под собой надежную, а, главное, неподвижную опору, исключающую какие-либо подвижки. И поскольку щебень относится к сыпучим материалам, имеющим разную фракцию, обычная укладка не позволяет исключить пустоты.
Обеспечить плотность и отсутствие пространства между «зернами» и призвана расклинцовка. Эта применяемая в дорожном строительстве технология заключается в перераспределении щебня так, чтобы между отдельными элементами не осталось никаких пустот. Такая утрамбовка камней позволяет получить целостную подушку, которая обеспечивает максимально возможную прочность всего дорожного полотна.
Расклинцовка: суть технологии
Пустоты невозможно заполнить щебнем одинаковой фракции. Размеры зерен должны быть различными. Чтобы они распределялись равномерно, заполняли собой пространство, материал засыпают слоями, а саму расклинцовку проводят в несколько этапов:
- подготовка;
- укладка щебня;
- проверка.
Добиться максимальной плотности и ровности закладываемых камней позволяет задействование дорожных специальных катков. Количество расклинцовок может варьироваться от одного и до трех. Это зависит от того, какие требования износостойкости и прочности предъявляются к строительным дорожным работам, исходного материала.
Подготовительный этап
Щебеночное основание на ответственных участках не может быть уложено на неподготовленное основание. Чтобы обеспечить высокое качество расклинцовки проводят следующие работы:
- Срезают верхний слой грунта. Если существует такая необходимость, то выполняют рытье котлована. Проводят уплотнение почвы.
- Чтобы защитить щебень от пагубного воздействия влаги, обустраивают гидроизоляцию. Чаще всего применяют такой материал, как геотекстиль. Его выкладывают по всей площади будущего дорожного полотна.
- Укладывают песчаную подушку, которая улучшает дренажные свойства дорожного основания. Толщину этого слоя определяют на этапе проектирования. Она варьируется в пределах от 20 см до 0,5 м.
Когда подготовка завершена, переходят к основным работам.
Для устройства щебеночных оснований и покрытий методом заклинки необходимо сделать следующее: перед всей работой произвести уплотнение основной части щебня и тщательно распределить его по абсолютно всей площади основания (так называемое обжатие и взаимозаклинивание).
Затем распределить расклинивающий щебень методом двух- и трехразовой расклинцовки уплотняя каждую часть щебня. В основании можно произвести одноразовую расклинцовку. Если используется щебень из мягких осадочных пород (например, марки 600 и меньшей прочности), то можно выполнять работу и в один первый этап.
Последующее уплотнение для прочности покрытия желательно дополнить с помощью построечного транспорта вдоль покрытия. Как и на первом, так и на последующем этапе используются катки 16 тонные, и большие по весу с пневматическими шинами с давлением в них 0,6- 0,8 МПа.
Или катки прицепные 6-тонные и более тяжелые, а также самоходные гладковальцовые 10-тонные катки и комбинированные 16- тонные катки. Необходимо пройтись статическими катками 30 раз и больше, если потребуется, причем 10 раз первый раз и 20 раз во второй этап, комбинированными и вибрационными – 18 (6 и 12) и 12 (4 и соответственно и больше раз.
Покрытие из щебня с марками 600 и менее прочного, а также не достаточно пластичного (Пластичностью 2 и Пластичностью 3) необходимо уплотнять катками 16-тонными с пневматическими шинами проходя по покрытию 20 и больше раз или производить его с помощью виброплит. Поливая покрытие водой можно уменьшить трение в щебенке, а также ускорить взаимозаклинивание. Необходимо около 15- 25 л воды на каждый метр площади на самом первом этапе работ и 10- 12 л воды на метр покрытия – на этапе расклинивания толщи щебня. При выполнении второго этапа работ щебеночное покрытие расклинивается с помощью мелкого щебня, постепенным уменьшение его размеров. Если же щебень трудно уплотняется, то следует предварительно обработать его органическим материалом с вяжущими свойствами – 2-3 л на метр площади.
Когда работы по уплотнению выполнены, то необходимо распределить каменистые мелкие вулканические породы марок 800 и более прочных марок, а осадочные породы – марок 600 и более прочных. Использовать в следующем объеме: на 100 метров площади 1 м3 материала и пройтись катками в 4-6 раз. А затем тщательно поливать шлаковый слой водой (если он не достаточно хорошо лег) в течение как минимум 10-12 дней. Расход воды будет при этих работах около 2-2,5 л на метр площади.
Выполнение работы по устройству оснований из щебня
Адрес: 125599, г. Москва, ул. Ижорская, дом 8, стр. 2 Телефон: +7
Расклинцовка щебня
Осуществляется в несколько последовательных этапов:
Первый этап. Предполагает укладку щебня с фракцией 20-70 мм. Крупные камни в 70-120 мм используют гораздо реже. Чаще всего они применяются во время выполнения дорожных работ. Выложенный слой насыпного материала утрамбовывают, а сверху «застилают» сеткой или бетоном, отходами кирпича.
Второй этап. Заключается в укладывании фракции 20-40. Этот слой должен иметь толщину в 20 см, утрамбовываться виброплитой либо катком как минимум пять раз. Чтобы исключить перегрев при возникновении трения зерен, щебень каждый раз поливают водой.
Третий этап. На утрамбованное основание укладывают мелкую фракцию — камни размером от 5 до 20 мм. Таким образом, самые маленькие зерна щебня находятся наверху. Заключительный слой делается достаточно тонким.
Если в процессе выполнения работ используется трудноуплотняющийся щебень, перед расклинцовкой он подвергается обработке вяжущим органическим веществом. Его расход варьируется от 2,5 до 4 литров на квадратный метр.
Что представляет собой расклинцовка щебенки?
В любых строительных работах требуется сооружение качественной основы. Для надежного фундамента необходимо сделать подушку из щебня, что значительно повысит коэффициент плотности и прочности. Чтобы обеспечить устойчивость к серьезным нагрузкам, важно знать, что такое расклинцовка. Также гравий используется при строительстве автодорожного полотна, взлетных полос, насыпей, мостов. Чем лучше утрамбован щебень, тем качественнее уложится на него асфальтное покрытие или фундаментный раствор.
Главные понятия и технология
Суть заключается в том, что при укладке заполняют образующиеся пустоты путем засыпания фракций нескольких размеров, что придает основанию большую прочность. Процесс производится согласно следующей последовательности действий:
1. Срезают верхний слой почвы, при необходимости роют котлован. Грунт уплотняют, для гидроизоляции дно выкладывают геотекстилем.
2. Обустраивают песчаную подушку для улучшения дренажных свойств. Слой составляет от 20 до 50 см.
3. На первом этапе используют щебень фракции 40-70, реже – 70-120 мм, (что больше применимо для дорожных работ). Посредством утрамбовки специальными механизмами гравий уплотняют. Сверху укладывают сетку или отходы кирпича, бетона.
4. Для следующего подхода требуется материал фракцией 20-40, слой составляет 20 см. Подушку трамбуют с помощью катка или виброплиты не менее 5-6 раз. При этом после каждого действия основание поливают водой, чтобы избежать перегрева при трении зерен.
5. Производят выравнивание согласно заданным параметрам. После чего для расклинцовки выбирают мелкие камни (5-20 мм) и укладывают тонким слоем.
6. При использовании трудноуплотняемого щебня его обрабатывают органическим вяжущим веществом с расходом 3-4 л/м2.
7. Окончание утрамбовки определяют по прекращению волны перед воздействием на подушку и отсутствием заметной на глаз осадки и подвижности. Полученное основание засыпают песком, чтобы не допустить загрязнения. Для проверки качества используют специальный прибор, определяющий степень усадки посредством динамического зондирования.
8. В зависимости от требований, предъявляемых к прочности и износостойкости при проведении строительных и дорожных работ, варьируется количество расклинцовок: от одной до трех максимально.
В строительстве имеются определенные стандарты расхода гравия. На 1000 м2 основания требуется 15 м3 засыпки щебня 20-40, 10 м3 – 10-20 и столько же самого мелкого камня. Если применяется материал с прочностным показателем менее 600, технологию проводят в один этап. Для нормы расхода существуют свои правила, обусловленные количеством и качеством гравия. При этом, чем больше разбег между крайними цифрами в градации, тем ниже цена:
Размер основной фракции | Параметры расклинцовочного материала | Расход (м3) на 1000м2 | Стоимость 1000 кг гравия, рубли |
40-70 | 20-40 | 10 | 4 000 – 6 000 |
10-20 | 15 | 5 000 – 6 000 | |
5-10 | 10 | 5 000 – 7 000 | |
70-120 | 20-40 | 10 | 3 000 – 4 000 |
Для создания прочного и долговечного основания в строительстве дорог, возведении фундаментов требуется особая технология – расклинцовка щебня, которая предназначена для выдерживания больших нагрузок на покрытие. Средняя цена работы по Москве составляет 500 – 600 рублей за квадратный метр, при этом необходимо учитывать доставку и стоимость разных фракций.
Проверка расклинцовки
Суть технологии заключается в устройстве щебеночной подушки с высокой степенью плотности, прочности, надежности, без отсутствия каких-либо подвижек. Определить эти параметры с точностью при визуальном осмотре невозможно. Для этого используется специальный прибор.
Принцип работы такого устройства основан на динамическом зондировании. Несколько ударов, наносимых прибором, позволяют зафиксировать степень усадки. Если она соответствует заявленным требованиям, щебень, независимо от фракции, утрамбован качественно, можно продолжать укладку и уплотнение катком следующего слоя или завершать работы. Это зависит от того, сколько расклинцовок требуется сделать.
Чтобы защитить полученное основание из щебеночного материала от возможных загрязнений, его засыпают песком. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда между проведением расклинцовки и последующей укладкой дорожного полотна выжидается какой-то определенный промежуток времени.
Критерии качества укладки дороги из щебня
Технология заклинки обеспечивает достаточно высокую прочность дорожной конструкции, однако в процессе работ с использованием тяжелых катков возможны следующие дефекты:
- волнообразное покрытие, образованное вследствие высокой скорости движения катка или плохо утрамбованного грунтового основания;
- перекаты, образовавшиеся при излишних проходах по одному следу.
Качество уплотнения щебня на дороге оценивают несложными методами:
- при недостаточной укатке кусок щебня размером порядка 4 см, подложенный под валец катка, вминается. Если укатка прочная, то щебень под вальцом будет раздавлен;
- после прохода катка след вальцов отсутствует;
- если надавить ломом, как рычагом, на слой укатанного щебня, то покрытие должно подняться в радиусе около полуметра.
Важные нюансы
Поэтапное засыпание щебня, сопровождаемое утрамбовкой с использованием специализированной строительной техники, проводится исключительно на базе точных расчетов. Без определения требуемого количества материала одной, второй, третьей фракции невозможно достичь высокой плотности и прочности основания.
Учитываются стандарты и особенности укладываемого дорожного покрытия, условия эксплуатации, особенности региона. Немаловажное значение имеет марка прочности исходного щебеночного материала. Если это щебень марки M600, достаточно проведения расклинцовки в один этап. Это касается материала, поставляемого разнофракционным, либо использования щебеночно-песчаной смеси.
Расход щебенки при расклинцовке
Определяется ГОСТом 8267 и обозначает количество щебеночного материала различной фракции для укладки основания, равного одной тысячи квадратных метров. Если используется фракция 5-10, 10-20 и 20-40, потребуется порядка 10 кубических метров.
Аналогичный расход характерен и при использовании самой крупной фракции, размер зерен которой составляет от 70 до 120 мм. Отсутствие увеличения количества необходимого материала обусловлено величиной камня.
Наибольшее количество материала требуется на укладку первого слоя. Чтобы выложить основание в 1 тыс. кв. м., необходимо порядка 15 кубометров щебня с фракцией зерен 40-70 мм.
Конструкция щебеночной дороги
Конструктивно дорога из щебня представлена ровным слоем щебня, уложенного поверх почвенного покрова. В простейшем случае щебень уложен на расчищенной поверхности грунта, с которого снят верхний слой толщиной около 25-30 см. В других случаях под укладку щебня автогрейдерами или бульдозерами в грунте предварительно нарезается своеобразное корыто. Ширина проезжей части дороги составляет 5-6 метров (чтобы могли разъехаться две машины), но не должна превышать 10 м. Земельное полотно выровнено, утрамбовано и укатано с обеспечением необходимых уклонов.
После нанесения щебеночного покрытия дорога приобретает серповидный (см. ниже рис. а) или полукорытный (рис. б) профиль с поперечным уклоном проезжей части в пределах 30-40%.
Толщина слоя щебня варьируется от 16 до 30 см в зависимости от типа покрытия – однослойного или двухслойного.
Источник: sib-bastion.ru