Распорядительный акт местных органов власти по объекту строительства
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
5.1) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений;
Лекция 3
6) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений;
9) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
10) принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
11) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами (далее — приведение в соответствие с установленными требованиями), в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:
Подъемные сооружения. Часть №1.
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов;
3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;
4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;
5.1) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях;
6) ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных районов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
7) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;
3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;
4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;
5.1) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов;
6) ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
7) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
8) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
9) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов;
10) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
11) принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
12) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судебная практика и законодательство — Градостроительный кодекс РФ. Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования (части 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 части 3 статьи 8, части 4 статьи 51 Градостроительного кодекса, подпункта 26 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится выдача разрешений на строительство, реконструкцию и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно положениям статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8, пункту 2 части 1 статьи 18 и части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, утверждение которого относится к полномочиям представительного органа местного самоуправления поселения.
Утверждение и внесение изменений в правила землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты (пункт 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ).
Согласно частям 1, 4 статьи 7 и пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 4 статьи 3, пунктам 1 и 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ) утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки городского округа относится к вопросам местного значения, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 32, статьи 33 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки, внесение в них изменений относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительным органом местного самоуправления городского округа принимаются муниципальные правовые акты.
Утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности (пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ и часть 1 статьи 11 ЗК РФ).
Утверждение правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности (пункт 3 части 1 статьи 8 ГрК РФ и часть 1 статьи 11 ЗК РФ).
мониторинг цен строительных ресурсов — сбор информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, применяемых для определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Таким образом, исходя из положений статей 222 (пункт 1) и 263 (пункт 1) ГК РФ, а также статей 7 (пункт 2) и 40 (подпункт 2 пункта 1) ЗК РФ, статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ возведенный М.А.Н. жилой дом признан судебной коллегией по административным делам Московского областного суда самовольной постройкой.
2. Информацию по форме N 1-разрешение «Сведения о выданных разрешениях на строительство и разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию» предоставляют органы местного самоуправления муниципальных образований: поселений, муниципальных районов, городских округов. Согласно статье 8 Градостроительного кодекса указанные органы местного самоуправления наделены полномочиями по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, расположенных на их территориях.
1. Информацию по форме N 1-разрешение «Сведения о выданных разрешениях на строительство и разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию» предоставляют органы местного самоуправления муниципальных образований: поселений, муниципальных районов, городских округов. Согласно статье 8 Градостроительного кодекса указанные органы местного самоуправления наделены полномочиями по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, расположенных на их территориях.
В целях реализации положений статей 8 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2005, N 1 (часть I), ст. 16; 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3128; 02.01.2006, N 1, ст. 10; 02.01.2006, N 1, ст. 21; 05.06.2006, N 23, ст. 2380; 31.07.2006, N 31 (ч. I), ст. 3442; 11.12.2006, N 50, ст.
5279; 25.12.2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 01.01.2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 21.05.2007, N 21, ст.
2455; 30.07.2007, N 31, ст. 4012) и подпункта «г» пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 25, ст. 2725) приказываю:
Необходимо также отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает только порядок определения границ земельных участков, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям, где запрещена розничная продажа алкогольной продукции. Однако непосредственное определение границ таких земельных участков осуществляется решениями органов местного самоуправления с использованием их полномочий в области градостроительной деятельности, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Определяя особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Градостроительный кодекс Российской Федерации устанавливает, что в случае, если законами данных субъектов Российской Федерации полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами данных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», полномочия, установленные частью 3 статьи 8 данного Кодекса (полномочия органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности), осуществляются органами государственной власти данных субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 63); наделение органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга отдельными полномочиями в области градостроительной деятельности осуществляется соответственно законами субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (часть 5 статьи 63).
2. Информацию по форме N 1-разрешение «Сведения о выданных разрешениях на строительство и разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию» представляют органы местного самоуправления муниципальных образований: поселений; муниципальных районов; городских округов. Согласно статьи 8 Градостроительного кодекса указанные органы местного самоуправления наделены полномочиями по выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов, расположенных на их территориях.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений. Статьей 8 Кодекса определены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, к которым в том числе относятся:
В целях реализации положений статей 8 и 56 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 03.01.2005, N 1 (часть I), ст. 16; 25.07.2005, N 30 (ч. II), ст. 3128; 02.01.2006, N 1, ст. 10; 02.01.2006, N 1, ст. 21; 05.06.2006, N 23, ст. 2380; 31.07.2006, N 31 (ч.
I), ст. 3442; 11.12.2006, N 50, ст. 5279; 25.12.2006, N 52 (ч. I), ст. 5498; 01.01.2007, N 1 (ч. I), ст. 21; 21.05.2007, N 21, ст.
2455; 30.07.2007, N 31, ст. 4012) и подпунктов 5а), 5б) и 5в) Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2006 года N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 25, ст. 2725) приказываю:
ИсточникСтатья 8 ГрК РФ. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности (действующая редакция)
1. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений;
5.1) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений;
6) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений;
9) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
10) принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
11) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами (далее — приведение в соответствие с установленными требованиями), в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципальных районов;
3) утверждение правил землепользования и застройки соответствующих межселенных территорий;
4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях;
5.1) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на соответствующих межселенных территориях;
6) ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях муниципальных районов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
7) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов;
3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов;
4) утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов;
5.1) направление уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 настоящего Кодекса, при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях городских округов;
6) ведение государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности в части, касающейся осуществления градостроительной деятельности на территориях городских округов, и предоставление сведений, документов и материалов, содержащихся в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности;
7) утратил силу. — Федеральный закон от 30.12.2020 N 494-ФЗ;
8) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
9) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры городских округов;
10) заключение договоров о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
11) принятие решений о комплексном развитии территорий в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
12) принятие решения о сносе самовольной постройки либо решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Комментарий к ст. 8 ГрК РФ
1. Комментируемая статья устанавливает полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности. Полномочия органов местного самоуправления в названной сфере предопределяются сущностью местного самоуправления, заключающейся в том, что местное самоуправление есть самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Как свидетельствует практика, чаще всего и более всего вопросы местного значения (в том числе и в области градостроительной деятельности) решаются именно органами местного самоуправления, прежде всего, исполнительно-распорядительными органами (местными администрациями, возглавляемыми, как правило, главами муниципальных образований) и представительными органами муниципальных образований.
Общей правовой (законодательной) основой осуществления органами местного самоуправления своих полномочий являются Конституция РФ (ст. ст. 12, 130 — 133), конституции и уставы субъектов РФ. Базовым законодательным актом, определяющим вопросы местного значения и сами полномочия органов местного самоуправления, является ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
В ст. 14 (п. 20 и др.), ст. 15 (п. 15), ст. 16 (п.
26 и др.) данного Закона закреплены вопросы местного значения, имеющие непосредственное отношение к градостроительству: в них со ссылками на ГрК РФ идет речь об утверждении генеральных планов, правил землепользования и застройки, выдаче разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства или реконструкции объектов капитального строительства, утверждении местных нормативов градостроительного проектирования и решении других подобных вопросов соответственно в городских и сельских поселениях, муниципальных районах (т.е. на межселенных территориях), городских округах.
Общие полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения закреплены в ст. 17 названного Федерального закона. В ней перечислены лишь некоторые из многочисленных полномочий, которые приходится осуществлять органам местного самоуправления. В п. 1.1 данной статьи сказано, что по вопросам, отнесенным в соответствии со ст. ст. 14, 15 и 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Соответственно, полномочия органов местного самоуправления указанных муниципальных образований в сфере градостроительной деятельности определены в таком федеральном законе, как ГрК РФ (комментируемая ст. 8 и др.).
2. Судя по содержанию комментируемой статьи, полномочия органов местного самоуправления распределены на три вида с учетом трех основных категорий муниципальных образований — поселений (городских и сельских), муниципальных районов и городских округов. В то же время анализ содержания конкретных полномочий показывает, что некоторые из них адресованы представительному органу местного самоуправления (утверждение правил землепользования и застройки, принятие решений о развитии расстроенных территорий и др.), но большинство других — исполнительно-распорядительному органу (местной администрации) либо непосредственно главе муниципального образования, которые осуществляют свои полномочия в текущем режиме.
В ряде других статей ГрК РФ закреплены конкретные полномочия того или иного органа местного самоуправления. Так, например, в ч. 1 ст. 32 ГрК РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления (равно как и схема территориального планирования муниципального района — ч. 1 ст. 20 ГрК РФ). Согласно ч. 2 ст.
24 ГрК РФ решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа. Полномочия органа местного самоуправления по проверке проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения (городского округа), схемам территориального планирования муниципальных районов, предусмотренные в ч. 9 ст. 31 ГрК РФ, наиболее вероятно, могут и должны осуществляться как местной администрацией, так и представительным органом муниципального образования.
3. Распределение полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности произведено по трем разновидностям муниципальных образований, что, однако, не мешает заметить наличие среди них единых (одинаковых по форме и содержанию) полномочий для всех органов местного самоуправления (см., например, первые пять пунктов во всех трех частях комментируемой статьи). Соответственно, подобные полномочия приходится осуществлять в процессе своей деятельности органам местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.
Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные последними тремя пунктами ч. ч. 1 и 3 комментируемой статьи, закреплены для органов местного самоуправления поселений (городских и сельских) и городских округов. Для муниципальных районов в силу специфики их положения подобные полномочия не характерны. Имеются в виду полномочия:
— о принятии решений о развитии застроенных территорий;
— о проведении осмотра зданий и сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания, выдаче рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в установленных ГрК РФ случаях;
— о разработке и утверждении программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры.
Что касается полномочий по ведению информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, то они предусмотрены в ч. ч. 2 и 3 комментируемой статьи почему-то только для органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
4. Помимо комментируемой статьи о полномочиях органов местного самоуправления говорится в ряде других статей ГрК РФ, в числе которых есть производные от указанных полномочий либо уточняющие или дополняющие их (например, ст. 9 (п. п. 1, 6), ст. 12 (п. п. 5, 6, 7), ст. 16 (п. п. 3, 5), ст. 18 (п. п. 2, 6), ст. 19 (п. п. 1, 2, 4), ст. 20 (п. п. 1 — 8), ст. 21 (п. п. 8, 9), 24 (п. 1), ст.
28 (п. 9), ст. 31 (п. п. 10, 11), ст. 33 (п. п. 2, 5), ст. 39 (п. п. 2, 8), ст. 40 (п. 6), ст. 45 (п. п. 14 — 16), ст. 48 (п.
9), ст. 57 (п. п. 2, 6, 8), ст. 62 (п. 4) и др.
Так, согласно ч. 2 ст. 18 ГрК РФ состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований и иные связанные с ними вопросы разрешаются (устанавливаются) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (естественно, принятыми в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ). В соответствии со ст. 20 ГрК РФ схема территориального планирования муниципального района (в том числе внесение изменений в такую схему), утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального района.
5. Кроме непосредственных полномочий органов местного самоуправления, указанных в комментируемой статье, органы местного самоуправления согласно ряду статей ГрК РФ могут участвовать в реализации полномочий в области градостроительной деятельности, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации либо органами государственной власти субъектов РФ (через специальные процедуры согласования, совместной подготовки документов, учета ранее принятых решений и др.).
Так, согласно ч. 5 ст. 12 и ч. 3 ст. 15 ГрК РФ органы местного самоуправления рассматривают проект схемы территориального планирования РФ и субъектов РФ (например, при намечаемом планировании строительства объекта федерального значения — железнодорожной магистрали необходимо учитывать положения генеральных планов поселений либо иных муниципальных образований).
Совместная с органами государственной власти (а также с органами местного самоуправления других муниципальных образований) подготовка документов территориального планирования предусматривается для органов местного самоуправления ст. 27 ГрК РФ. Осуществление такой деятельности для органов местного самоуправления городского округа может быть обусловлено, например, построением очистных сооружений с размещением их на территории другого (соседнего) муниципального образования. При подготовке генерального плана и правил землепользования и застройки органы местного самоуправления неизбежно должны учитывать запреты и ограничения, установленные федеральными законами, например, в части установленных размеров санитарно-защитных, охранных и иных зон с особым режимом.
6. Кроме того, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрена передача органам местного самоуправления осуществления части государственных полномочий, в том числе в области градостроительной деятельности (ст. ст. 19 — 21). Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РФ осуществляется федеральными законами, отдельными государственными полномочиями субъектов РФ — законами субъектов РФ. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Осуществление указанных полномочий будет происходить под контролем государственных органов при финансировании из федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
Отв. ред Н.Н. Мельников «КОММЕНТАРИЙ К ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. № 190-ФЗ»
МЕЛЬНИКОВ Н.Н., АМЕЛИН Р.В., БОРИСОВ А.А., ВОРОБЬЕВ Н.И., ВОРОБЬЕВА Л.В., ИВАНОВ А.В., МАЙБОРОДА В.А., МАКАРОВ О.В., НАЧИЧКО Ж.А., ПОВАРОВ Ю.С., БЕЛЯЕВ М.А., ГЕМПИК Е.А., КАЛИНИН А.А., КОНОВАЛЬЧИКОВА С.С., КОТУХОВ С.А., СУЛТАНОВ Р.С., 2017
ИсточникМуниципальные правовые акты, регламентирующие полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства: значение и пределы императивности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РФ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / INSTITUTIONS OF LOCAL GOVERNMENT / THE TOWN-PLANNING CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION / THE CHARTER OF MUNICIPAL FORMATION / POWERS OF INSTITUTIONS OF LOCAL GOVERNMENT IN BUILDING SPHERE OF JUSTICE / BUILDING NORMS AND RULES
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Иванова Елена Сергеевна
В публикации автор уточняет федеральную и региональную нормативно-правовую базу, регламентирующую полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства. О важности строительной сферы в развитии муниципального образования свидетельствует тот факт, что на публичные слушания должны выноситься: проект правил застройки; проекты планировки территорий, а также вопросы предоставления разрешений на объекты капитального строительства, отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Иванова Елена Сергеевна
Правовые механизмы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с субъектами экономической деятельности в инвестиционной сфере при осуществлении капитальных вложений
Изменения в законодательстве о градостроительной деятельности в части регулирования вопросов планировки территории
Полномочия органов местного самоуправления в развитии застроенной территории поселения и городского округа (правовой аспект)
The municipal legal certificates regulating powers of local governments in sphere of building: value and imperativeness limits
In the publication the author specifies the federal and regional нормативно-legal base regulating powers of institutions of local government in sphere of construction. That fact testifies to importance of building sphere in development of municipal formation, that on public hearings should be born: the project corrected buildings; projects of a lay-out of territories; questions of granting of sanctions to objects of capital construction; questions of a deviation from limiting parameters of the resolved construction; questions of reconstruction of objects of capital construction.
Текст научной работы на тему «Муниципальные правовые акты, регламентирующие полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства: значение и пределы императивности»
Муниципальные правовые акты, регламентирующие полномочия органов местного самоуправления в сфере строительства: значение и пределы императивности
Характерным показателем социально-экономического развития любой территории, и прежде всего муниципального образования, является объем и качество строительства различных объектов. В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями) [1], а также в Градостроительном кодексе РФ (ГСК РФ) [2] содержится несколько положений, определяющих полномочия органов местного самоуправления в строительной сфере.
Так, применительно к муниципальному образованию в виде городского округа к числу вопросов местного значения отнесены: организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (п. 6. ч. 1. ст. 16); утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа; выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории городского округа (п. 26, 26.1 ч. 1 ст. 16).
О важности строительной сферы в развитии муниципального образования свидетельствует тот факт, что согласно ст. 28 В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на публичные слушания должны выноситься: проект правил застройки; проекты планировки территорий; вопросы предоставления разрешений на объекты капитального строительства; вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства; вопросы реконструкции объектов капитального строительства.
При этом базовое регулирование строительной деятельностьи осуществляется нормами ГСК РФ. В этом документе регулируются и соответствующие полномочия органов местного самоуправления. Так, в ст. 8 ГСК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; 3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов; 4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов. Аналогично решаются вопросы и в отношении других видов муниципальных образований.
Более подробно полномочия органов местного самоуправления регулируются в уставах муниципальных образований и издаваемых в развитие соответствующих норм других нормативно-правовых актов местного самоуправления, и именно эти акты на местах играют важную роль в развитии строительной сферы, поскольку учитывают специфику каждого муниципального образования. Так, согласно ст. 51 Устава Краснодара [3] администрация муниципального образования город Краснодар в области строительства: 1) готовит документы территориального планирования муниципального образования город Краснодар; 2) разрабатывает местные нормативы градостроительного проектирования муниципального образования город Краснодар; 3) готовит документацию по планировке территории муниципального образования город Краснодар; 4) выдает разрешения на строительство на территории муниципального образования город Краснодар; 5) выдает разрешения на ввод объектов в эксплуатацию на территории муниципального образования город Краснодар; 6) внедряет информационные системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования город Краснодар.
Вместе с тем практика показывает, что реализация полномочий муниципальных образований в сфере строительства сталкивается с определенными сложностями. Речь идет, прежде всего, о принятии
соответствующих нормативно-правовых актов в этой сфере. Так, несмотря на то, что уже прошло почти пять лет с момента принятия ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в большинстве муниципальных образований отсутствуют генеральные планы развития, разработанные с учетом требований как этого закона, так и ГСК РФ. Существенные сложности вызывает также разработка и принятие Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании [5]. Так, в Краснодаре, проект такого документа после почти двухлетнего обсуждения был принят в начале 2007 г. Однако вышеназванный документ оказался недоработанным, и теперь он вновь пересматривается.
Важнейшим полномочием органов местного самоуправления в строительной сфере является выдача разрешений на строительство (ст. 51 ГСК РФ). В целях его реализации также нужно принять ряд актов.
В частности, 23 марта 2006 г. городской Думой Краснодара были утверждены Правила производства подготовительных работ при строительстве или реконструкции объектов недвижимости, находящихся на территории муниципального образования город Краснодар [4]. Эти правила устанавливают единый порядок подготовки строительных площадок к началу ведения строительных работ по возведению или реконструкции объектов недвижимости, требования к обустройству и содержанию мест производства работ и прилегающих территорий.
Здесь указывается, в частности, что с целью обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности выполнение подготовительных работ на период строительства, реконструкции, комплексного капитального ремонта объектов недвижимости на территории муниципального образования город Краснодар разрешается только при наличии ордера, выдаваемого Департаментом строительства администрации муниципального образования город Краснодар в порядке, установленном настоящими Правилами. Необходимо получение ордера при выполнении следующих видов работ: ведение земляных работ по планировке участка, не связанных с устройством фундаментов; постановка ограждения; снос строений; завоз материалов на участок; возведение временных подсобных строений, кроме жилых; устройство временных коммуникаций: водопровода, канализации, электроэнергии, газа, телефона и пр.; расчистку завалов.
Производство работ должно осуществляться с соблюдением действующих строительных норм и правил (СНиП), государственных стандартов, правил технической эксплуатации, охраны труда, безопасности. Городская Дума Краснодара определила, что производство подготовительных работ может осуществляться при наличии у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок, подтверждающих право пользования земельным участком. Для получения ордера на производство подготовительных работ застройщик подает в Департамент строительства администрации муниципального образования город Краснодар заявление по установленному образцу. Департамент обязан проверить представляемую застройщиком информацию. Ордер на производство работ должен храниться на стройплощадке и предъявляться по первому требованию органов, наделенных правом контроля действующим законодательством.
Далее в Правилах указываются конкретные требования по подготовке, обустройству и содержанию строительных площадок (в частности, предписывается: закрыть фасады зданий и сооружений, выходящих на улицы, магистрали и площади, навесным декоративно-сетчатым ограждением; разместить на территории бытовые и подсобные помещения для рабочих и служащих в соответствии с нормативными требованиями, временные здания и сооружения производственного и складского назначения в соответствии с проектной документацией; оборудовать места для складирования материалов, конструкций изделий и инвентаря, а также места для установки строительной техники; установить бункер-накопитель для сбора строительного мусора или выгородить для этих целей специальную площадку, биотуалет или стационарный туалет с подключением в городскую канализацию и др.).
На наш взгляд, решая эти и многие другие чисто технические вопросы, органы местного самоуправления Краснодара вышли за пределы возможной императивности, то есть за пределы своих полномочий, поскольку данные требования определяются СНиПами и другими нормами федерального значения, и муниципалитет не может их изменить; дублировать же эти технические нормы в муниципальном правовом акте вряд ли целесообразно.
соответствующим образом скорректировать ч. 3 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
1. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
2. Градостроительный кодекс РФ // http://www. roskodeks.ru
3. Устав города Краснодара от 19 июля 2003 г. (с изм. от 27 мая 2004 г., 26 мая 2005 г., 21 декабря 2006 г., 18 сентября 2007 г., 19 июня 2008 г.) // http://www.krd.ru
4. Правила производства подготовительных работ при строительстве или реконструкции объектов недвижимости, находящихся на территории муниципального образования город Краснодар. Краснодар, 2006.
5. Правила землепользования и застройки в муниципальном образовании. Краснодар, 2007.
Источник