Когда разрешается строить без разрешения на строительство и можно ли начать строительство до получения разрешения
Когда мы говорим о возможности какого-то действия, то желательно всегда понимать на сколько это действие законно и какие последствия могут возникнуть по ходу реализации задуманного. После выяснения последствий возникает желание разобраться, как можно все-таки начать действие, и иметь минимальные риски при его реализации. Поскольку я занимаюсь организацией строительных проектов, то Вы уже догадались, что речь идет о начале строительства объекта до момента получения разрешения на строительство. Эта статья в первую очередь адресована застройщикам, которые в основном являются только инвесторами строительного проекта, но при этом несут персональную ответственность за процессы, происходящие на их земельном участке. Поэтому постараюсь при изложении своих мыслей быть понятным и непрофессиональной аудитории, объясняя по ходу изложения некоторые термины и определения.
Сразу же хочу пояснить кто такой застройщик. Понятие — застройщик четко определено Градостроительным кодексом РФ, как физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта. То есть застройщик – это лицо, которому на праве собственности или любом другом законном праве (например, аренды) принадлежит земельный участок, на котором он осуществляет строительство объекта.
Разрешение на строительство для ИЖС
Принятая в 2004 году редакция Градостроительного кодекса определила единый алгоритм действий по реализации строительного процесса любого объекта независимо от его функционального назначения. Только выполняя определенные Градостроительным кодексом процедуры, возведенный объект будет соответствовать требованиям законодательства в области промышленной, экологической, технической и пожарной безопасности. Таким образом, государство обеспечивает безопасность своих граждан, поскольку построенный в соответствии с определенными законом процедурами объект не может нанести ущерба безопасности граждан при его эксплуатации. Этот тезис является ключевым при поиске путей решения вопроса, поставленного настоящей статьей — можно ли начать строительство объекта до получения разрешения на строительство.
Принятие решения застройщиком о начале строительства без разрешения часто вызвано в большинстве случаев вполне логичными причинами:
- отсутствие времени в связи с необходимостью срочной реализации бизнес-проекта;
- отсутствие финансовой возможности привлечь на начальном этапе специалистов в этой области;
- реже, незнанием требований законодательства о необходимости легального осуществления строительства.
Однако, застройщик должен знать, что Кодексом РФ об административных правонарушениях (статья 9.5.) предусматривается за различные нарушения установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства и ввода его в эксплуатацию не только штраф, накладываемый на юридических лиц, в размере до одного миллиона рублей, но и возможность приостановления деятельности организации на срок до девяноста суток.
Куда более тяжелые последствия могут возникнуть при обращении в суд органов государственной власти с иском к застройщику о признании возведенного объекта — незаконной постройкой. В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса РФ: самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Чаще всего такие иски заканчиваются решением суда о сносе объекта, причем за счет средств застройщика.
Сразу же имеет смысл разделить различные ситуации, которые имеют различные процедурные реализации строительных проектов. Сначала рассмотрим случаи, при которых вообще не требуются разрешения на строительство.
Статья 51 Градостроительного кодекса определяет перечень таких объектов:
- строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
- строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
- строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
- иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Точности ради, следует отметить, что я привел не все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, но я выбрал те, которые имеют непосредственное отношение и представляют интерес по вопросу разбираемой нами темы.
Начнем по порядку, так как кажущаяся на первый взгляд конкретность законодательства не является на самом деле таковой в связи с отсутствием в ряде случаев четких критериев.
Случай 1: строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
Тут все предельно ясно и понятно. Ясно что, ясно где, но не случай основного контингента читателей этой статьи. Предполагаю, что основной круг читателей интересует размещение объектов складского и производственного назначения.
Случай 2: строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других). Вот это уже тот случай когда может возникнуть при определенном качестве, планируемого к строительству объекта, попытка застройщика «подтянуть» свой объект под описанные критерии, чтобы на законных основаниях не получать разрешение на строительство. Например здание небольшое по размерам, одноэтажное, из сборных конструкций и не требует существенных затрат на строительство, казалось бы — ну чем не подходящее под критерий «и других». Однако, не все так просто оказывается при более тщательном рассмотрении этого варианта.
В соответствии с определением, которое дает Градостроительный кодекс: объект капитального строительства — здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек. К ранее перечисленным киоскам и навесам и опять же других подобных им, добавляются еще временные постройки.
Вот и все, что дает законодательство, раскрывая смысл своей нормы. Я считаю, что в этом случае, рассуждая логически, для определения такого типа объектов, которые не требуют разрешения на строительство из-за не относимости к объектам капитального строительства, можно применить критерий объекта недвижимости, который раскрывает Гражданский кодекс. То есть, если планируемый к строительству объект после возведения будет обладать признаками объекта недвижимости: прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, то он однозначно является объектом капитального строительства. Как говорится, на то она и недвижимость, что не обладает временными, то есть краткосрочными задачами использования, так же как и не обладает возможностью легкого переноса или перевозки. То есть вернулись опять к киоску.
Если у Вас есть сомнения — является ли планируемое к строительству сооружение объектом капитального строительства или наоборот есть соблазн выдать его за таковой, рекомендую учитывать, что возможно доказывать это придется Вам еще и в суде по иску государственных органов власти. Вероятность вашего успеха, при малейших отклонениях от «навеса» или «киоска», из-за отсутствия четкого определения таковых объектов, ничтожна мала. Последствия признания судом построенного объекта самовольной постройкой я приводил выше.
Иногда существуют утвержденные регламенты местных органов власти, определяющих процедуру разрешения размещения временных объектов, навесов, киосков и других. Ну действительно не получать же разрешение на строительство, предварительно разработав проектную документацию на летний навес у кафе. Однако, предостерегаю Вас о том, что если даже Вам удасться «уговорить» и получить, допустим, на здание склада такое разрешение, то это совсем не значит, что у суда при обращении в него искового заявления от прокуратуры к застройщику, инициированного в свою очередь заявлением органа государственного строительного надзора, будут основания увидеть в построенном Вами здании склада киоск.
Не стоит также забывать при обсуждении этого варианта реализации возведения объекта без получения разрешения строительства, о виде разрешенного использования земельного участка. То есть противозаконно строить, пусть даже временный, объект торговли на земельном участке, предназначенном для производственных целей. Вид разрешенного использования земельного участка указан в кадастровом паспорте земельного участка или выписке из него, свидетельстве на право собственности земельным участком, договоре аренды земельного участка, также можно его увидеть в свободном доступе на публичной кадастровой карте Росреестра (rosreestr.ru).
Случай 3: строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Это уже случай вполне возможный к реализации при профессиональном подходе и правильном алгоритме реализации. Но он применим только при наличии уже на участке введенных в эксплуатацию объектов, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка.
Основная тонкость тут заключается в том, что новый объект должен иметь объективные признаки обеспечения основных объектов при их эксплуатации, при этом опять в законодательстве отсутствуют критерии отнесения объектов капитального строительства к вспомогательным. Например, построен и введен в эксплуатацию складской комплекс и планируемое к строительству здание контрольно-пропускного пункта вполне подходит под определение объекта вспомогательного использования. А вот наоборот точно не пройдет: построено и введено в эксплуатацию здание контрольно-пропускного пункта, а здание склада возвести без разрешения на строительство, выдавая его за объект вспомогательного использования. Практике известен случай, когда удалось ввести в эксплуатацию и зарегистрировать газопровод, как объект вспомогательного использования для производственной площадки.
Но и с этими вспомогательными объектами необходимо будет позаниматься, так как зарегистрировать их как объект недвижимости, после окончания строительства, сразу в Росреестре (регистрационной палате) скорее всего не удасться. Сложность заключается в отсутствии в Федеральном Законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перечня подаваемых документов для регистрации вновь возведенных объектов вспомогательного использования.
То есть одним законом возведение таких объектов предусматривается, а процедуры их государственной регистрации другим законом не определены. В этом случае государственный регистратор в Росреестре отказывает в регистрации, так как он не является специалистом в области строительства для определения качества объекта капитального строительства. И это законно и логично, так как его функция проводить регистрацию на основании документов, определенных законодательством, которые в отношении объектов капитального строительства вспомогательного использования не определены и критериев отнесения к таковым тоже отсутствуют. Соответственно, получив отказ, необходимо его обжаловать в судебном порядке. Подать исковое заявление о признании построенного объекта, обладающим признаками вспомогательного использования, с необходимостью его государственной регистрации.
Таким образом, судья будет решать возможность признания объекта вспомогательным и самое главное в этом процессе будет представление правильной с точки зрения законодательства организационной, проектной и строительной исполнительной документации, обосновывающую Вашу позицию.
Случай 4: иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.
Эта норма Градостроительного кодекса говорит о том, что субъекты Российской Федерации своими региональными законодательными актами могут определять перечень объектов капитального строительства, не требующих получения разрешения на строительство. В Московской области в октябре 2014 года, по моему мнению, произошла революция с появлением Закона Московской области № 124/2014-ОЗ от 10.10.2014 года. Он определил для части объектов электросетевого хозяйства, линейно-кабельных сооружений связи и кабельных линий электросвязи, сетей газораспределения и газопотребления, возводимых на территории Московской области, отсутствие необходимости получать разрешение на строительство. В первую очередь этот закон направлен на упрощение администрирования при осуществлении строительства крупными сетевыми организациями Московской области: ГУП МО «Мособлгаз», ПАО «МОЭСК» и им подобными, но и другим застройщикам он, несомненно, упростил бюрократические мытарства при правильном его использовании. К сожалению, это пока единственный перечень объектов на территории Московской области, не требующих получения разрешения на строительство, определенный региональным законодательством.
Мы разобрали все случаи, при которых не требуется разрешение на строительство, и выяснили, что не так уж много возможности для маневра. Но даже при принятии застройщиком решения о начале строительства без разрешения, в рассмотренных выше случаях, обязательно необходим грамотный профессиональный подход для реализации задуманного с высокой степенью надежности, для достижения желаемого результата на каждом этапе реализации.
Теперь рассмотрим случай, когда разрешение на строительство получать необходимо, но застройщику необходимо начать строительство по какой-либо причине ранее.
Иногда можно услышать мнение, что допускается до получения разрешения на строительство производство подготовительных работ. На момент написания статьи это не соответствует истине. Такие изменения в законодательство вводились только для строительства олимпийских объектов в г. Сочи. В настоящее время нет возможности начала строительства до момента получения разрешения на строительство.
Но стоит отметить, что в настоящее время проходит межведомственные экспертизы, перед внесением в Государственную Думу, законопроект о внесении изменений в Градостроительный кодекс, который в случае принятия позволит начать производить внутриплощадочные и внеплощадочные подготовительные работы по перечню, который определит Минстрой РФ. Начало производства подготовительных работ будет производиться по решению застройщика в уведомительном порядке, с предоставлением определенного перечня документов. Принципиальным в этом законопроекте является то, что на момент начала производства подготовительных работ у застройщика в наличии должны быть утвержденные документы по планировке территории: градостроительный план земельного участка или проект планировки территории, в случае строительства линейного объекта, а также подготовленная проектная документация. Таким образом, выигрыш по времени получится только в случае строительства объекта, для которого требуется прохождение экспертизы проектной документации, которая с учетом администрирования занимает 50-70 дней, и времени администрирования на получение разрешения на строительство после получения положительного заключения экспертизы – от 10 до 30 дней. Для объектов, для которых не требуется прохождение экспертизы проектной документации, выигрыш по времени составит только максимум месяц, сколько обычно занимает время на компоновку уже готовой документации для сдачи и непосредственно само получение разрешения на строительство.
Следует отметить, что для проведения инженерных изысканий на земельном участке, результаты которых необходимы для подготовки проектной документации, не требуется разрешение на строительство, а это тоже занимает время. В обязательном порядке необходимо проведение инженерно-геодезических изысканий, инженерно-экологических изысканий, инженерно-геологических изысканий. Необходимость проведения других инженерных изысканий определяет проектировщик.
30.11.2015 Руководитель ООО «Организация строительства» Трофимов Роман Юрьевич.
ИсточникРазрешение на строительство многоквартирного жилого дома: правила оформления
Возведение объекта нельзя начинать, если не получено специальное разрешение. Это документ, подтверждающий полное соответствие между градостроительным планом по земельному участку, и проектной документацией на тот или иной объект. Без разрешения у застройщиков просто не будет права осуществлять само строительство. То же касается проведения реконструкции, ремонтных работ.
Какие этапы входят в сам процесс строительства
Строительство домов должно вестись в определенном порядке. Это касается не только частных, но и городских построек.
Строительство от и до
- Начинается все с выбора земельного участка, который обладает соответствующими характеристиками. Наличие развитой инфраструктуры для многоквартирных домов становится обязательным требованием. Как и телефонная связь, коммуникации.
- На втором этапе утверждается градостроительный план. Если участок не густо заселен многоэтажными зданиями, разрешение получить гораздо легче.
- Третий этап включает работы по топографии и геологии. Топографическая съемка проводится для получения максимально точных координат будущего объекта. А изучение геологии позволит получить информацию, которая касается характеристик грунта.
- Следующий шаг связан с проектированием объекта. Профессионализм проектировщика определяет, насколько комфортным будет уровень проживания в новых квартирах.
- Наконец, последним идет само строительство, которое само включает ряд работ.
- Остается только заняться благоустройством территории.
Какие органы отвечают за выдачу документов
Только представители местных органов исполнительной власти наделяются правами по выдаче документов. Такую же функцию могут выполнять органы местного самоуправления. Разрешения выдаются не только на конкретные проекты, но и на каждые его этапы в отдельности.
Общие правила, связанные с выдачей
Получение разрешения невозможно без создания заявления, адресованного уполномоченному органу. К нему прикладывают целый пакет документов.
- правоустанавливающие бумаги
- градостроительный план, оформленный на конкретный участок
- набор материалов, входящих в документацию проектного характера. Обязательным становится наличие так называемых пояснительных записок. Документация должна отражать всю информацию, привязанную к архитектурным решениям
- в государственной экспертизе выносят отдельное решение по той или иной проектной документации. Но ее проводят лишь в нескольких случаях, установленных на государственном уровне
- специальное разрешение на отклонение от определенных параметров
- согласие правообладателей на реконструкцию, если возникает такая необходимость
Само разрешение выдается на абсолютно бесплатной основе. Потратиться придется лишь на оформление других бумаг, входящих в комплект. Сумма затрат определяется индивидуально, для каждого из случаев. Часто определяется на региональном уровне.
Что еще нужно сделать?
Сначала заявитель должен обратиться в отдел архитектуры и градостроительства по тому или иному конкретному району. Предварительно рекомендуется заняться получением копии градостроительного плана вместе с выпиской из кадастрового паспорта по земельному участку.
В местных органах власти выдаются разрешения, сохраняющие свое действие на протяжении десяти лет. Документ разрешается продлить, если за это время по какой-то причине строительство не было завершено.
О проектной документации
Составление проекта дома
Она становится обязательным требованием для всех, кто планирует возвести многоэтажный дом. Без этого проверяющие органы просто не выдают само разрешение.
Этого не обязательно делать лишь в том случае, если строится один дом максимум в три этажа, где будет проживать одна семья. Но застройщики могут подготовить разрешения по собственной инициативе.
Специальных требований для малоэтажного строительства не предусмотрено. Органы власти имеют право и отказать в выдаче разрешения, если проектная документация отсутствует. Даже если речь идет об обычном доме в два этажа.
О строительстве на землях сельхозназначения
Строительство запрещается проводить на землях, которые подвергаются мелиорации. Или если участок используется в производстве продукции сельхозназначения. Исключением становятся лишь небольшие постройки, предназначенные для проживания в любое время года.
Для решения вопроса в данном случае тоже обращаются к органам местной власти. Отдельно стоит узнать, возможна ли смена одной категории земли на другую. Главное – доказать в случае необходимости, что здание возводится только для поддержания хозяйства. Даже если оно многоэтажное.
Доступны три возможных варианта для решения проблемы:
- дача на землях, созданных для такого строительства
- «нежилые» помещения
- коттеджи на территориях, которые выделены под крестьянско-фермерские хозяйства
Обязательно надо доказать, что хозяйство существует. И что оно относится к разновидностям, требующим постоянного проживания человека. Иначе нельзя будет возвести капитальные постройки для постоянного проживания.
Второе важное требование – земля с территорией минимум в три гектара.
Отклонение от предельных параметров в разрешенном строительстве
Это разрешение необходимо тем, кто и возводит объекты с отклонениями от стандартных характеристик. Заявление на получение документов нужно направить Комиссии по вопросам застройки, Землеустройства. В каждом городе действует свой собственный орган.
На получение всех документов уходит не более 3-6 месяцев. Специалисты в уполномоченном органе сами выносят решение по поводу того, можно ли давать документ.
Когда срок действия разрешения прекращается
Иногда государственные органы принимают решение о прекращении строительства того или иного объекта. Причин у таких решений существует множество. Есть несколько нюансов, характерных именно для данной ситуации.
Когда разрешение теряет силу
- Решение принимают не позднее, чем за месяц. Не стоит переживать. Если разрешения выдаются, отзывают их лишь в крайнем случае.
- Этого не должно произойти с гражданами, которые своевременно выполнили каждое из требований.
Главное – ответственно отнестись к сбору всей необходимой документации. Самая вероятная причина отказов – отсутствие тех или иных бумаг. Или представление сведений, которые не соответствуют действительности.
- В случае получения отказа обратно возвращаются все документы в полном комплекте, если у заявителя не возникает возражений в связи с данной процедурой. Если возражения имеются, то вопрос решается в судебном порядке.
- После этого заявитель сам принимает решение о том, как ему поступить.
Есть ли другие особенности у многоквартирных зданий
Застройщики собирают пакет документов не только до того, как им выдали разрешение. После получения документа они также должны представить дополнительные сведения, связанные с тем или иным объектом. Это:
- Схема территории земли, которая предполагает указание на каждый из объектов строительства для внесения данной информации в общую систему обеспечения деятельности подразделения по градостроительству.
- Информация о разделах, из которых состоит проектная документация. На каждый из разделов требуется по одной копии документа.
- Копия результата исследований инженерно-технического характера. Такой документ присутствует в одном варианте.
- Данные по сетям инженерной и технической направленности.
- Данные о том, какую площадь занимает здание.
Можно нарушать требования, но тогда здание просто не будет полноценно функционировать. Даже если его удастся возвести. Из-за чего застройщики понесут лишь огромные расходы.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Источник