Регистрация права собственности без разрешения на строительство

Содержание

Самостроем является незаконное возведение объекта, если на это отсутствовало разрешение или необходимые согласования, либо строительство нарушило режим пользования участком, требования безопасности. С 2021 года порядок узаконивания и сноса самостроя был существенно изменен, так как вступил в силу Федеральный закон № 339-ФЗ. Легализовать незаконную постройку стало проще, однако все равно придется проходить административную или судебную процедуру.

Получите расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен — здесь

Что такое самострой, как легализовать самострой, как получить разрешение на реконструкцию или строительства и варианты решения вопроса через суд — подробнее в статье.

Что такое самострой в2021 году

Законом № 339-ФЗ (скачать 339-ФЗ)были внесены важные изменения в ГК РФ и ГрК РФ. Прежде всего, законодатель ввел официальное правовое определение самовольной постройки, устранил возможные разночтения закона. Для отдельных видов правоотношений Закон № 339-ФЗ имеет обратную силу.

Как электронно оформить право собственности, не выходя из дома

Юридически

Закон № 339-ФЗ внес изменения в статью 222 ГК РФ (скачать ГК Градостроительный кодекс) в части юридического определения самостроя. К самовольным постройкам относятся здания, сооружения или иные строение, если они:

Уважаемые КЛИЕНТЫ!

Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров — звоните по телефонам:

8 Москва (наш адрес)

8 Санкт-Петербург (наш адрес)

Все консультации бесплатны.

  • возведены на непредоставленном, т.е. чужом участке;
  • размещены на земле, у которой разрешенные виды использования не допускают строительства;
  • построены без обязательных разрешений и согласований, которые требовались законом;
  • возведены с нарушением строительных правил и норм.

Важно, что перечисленные нарушения уже должны были существовать на момент начала строительства и сохраняться на дату выявления самостроя. Также закон указывает, что нельзя считать постройку самовольной, если на момент ее возведения собственник не знал и не должен был знать о каких-либо ограничениях.

Приоритетным способом узаконивания самостроя теперь является обращение в суд, что сокращает риск волокиты и незаконных решений чиновников. Однако местные власти обязаны предпринимать меры и оказывать содействие в устранении нарушений, чтобы устранить основания для сноса. Для этого создаются межведомственные комиссии по предотвращению и узакониванию самовольного строительства.

Образец незаконной пристройки в плане БТИ

Простыми словами

Самострой – это практически любой объект, возведенный там, где строительство было запрещено или ограничено. На законном основании можно строить частные или многоквартирные дома, нежилые объекты, если соблюдены следующие условия:

✅Регистрация дома через суд. Как оформить дом в собственность без разрешения на строительство?

  • заранее получен участок из муниципального или государственного фонда, либо приобретен в собственность, иное законное владение (например, землю под застройку могут выдать по аренде с последующим оформлением в собственность);
  • если разрешенное использование земли, указанное в документах, позволяет возведение построек (например, на землях сельхозназначения запрещено практически любое строительство);
  • если владелец участка прошел необходимые согласования и получил разрешения (например, наиболее сложной процедурой является оформление разрешения для строительства многоквартирных домов);
  • если при разработке проектной документации, согласованиях и строительстве были соблюдены обязательные нормы и правила;
  • если строительные работы не привели к нарушению законных интересов других лиц (например, не перекрыли доступ естественного освещения в соседний дом).

Самостроем является незаконное возведение на чужом участке, муниципальных и государственных территориях, в том числе при частичном пересечении границы таких земель.

Комментарий специалиста. Закон № 339-ФЗ дал собственникам дополнительные гарантии для защиты своих прав. Теперь снос самостроя допускается, если нарушитель не выполнит требования государственных инспекторов, либо устранение замечаний будет невозможно. Кроме того, снести незаконную постройку на частной земле практически невозможно, если она не угрожает жизни и здоровью граждан, имуществу или окружающей среде. Подробнее о нюансах легализации самостроя вам расскажут специалисты нашей компании.

Чем грозит возведение самовольной постройки по ГК РФ

Любое домовладение имеет технический план, на котором отображены все постройки, возведенные на земельном участке, начиная от жилого дома и оканчивая гаражом. Если владелец при сооружении очередного объекта не согласует его возведение, возможны следующие последствия:

  • постройкой нельзя будет пользоваться по назначению;
  • объект невозможно будет подарить, завещать либо продать;
  • возможен снос самовольной постройки на основании решения суда;
  • по требованию органов местной администрации сооружение необходимо будет привести в соответствие с нормами ГК РФ;
  • расходы по сносу либо реконструкции будут возложены на владельца;
  • наложение административного штрафа в размере от 2-х до 5-ти тысяч рублей.

Важно! В силу ст.222 ГК РФ не будет являться самостроем объект, если собственник земельного участка не знал об ограничениях, наложенных на землю.

Какие бывают пути легализации самостроя?

Если на самовольную постройку уже зарегистрировано право собственности, правообладатель может столкнуться с требованиями об устранении нарушений – сносе дополнительных этажей, уменьшением площади объекта и т.д. В предписании будет указан срок на его исполнение. Если требование не будет выполнено, к собственнику могут предъявлять иск о сносе самостроя за его счет.

Если на незаконно возведенный объект не зарегистрированы права, признать их можно только через суд или в административном порядке. Для этого необходимо располагать проектной документацией, обратиться в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство.

Официальное получения разрешения на реконструкцию или строительство

Для возведения и реконструкции ОКС нужно получать разрешение в муниципальных органах. Для этого применяются нормы ГрК РФ, местных Административных регламентов. Например, на территории столицы документы будут рассматривать специалисты Комитета государственного строительного надзора, а процедура пройдет по Постановлению № 145-ПП.

Для получения разрешения нужно заказать проектную документацию, пройти экспертизу проекта. В комплект документов также входит ГПЗУ, правоустанавливающие документы на участок. Если к параметрам и требованиям безопасности не возникнет претензий, можно зарегистрировать право собственности по разрешению на строительство и на ввод в эксплуатацию.

Как узаконить самовольную постройку

Право собственности на самовольную постройку возникает только после получения разрешительных документов или согласования в органах местного самоуправления и внесения соответствующих правок в технический план. Для того чтобы узаконить объект можно пойти двумя путями:

  1. Обратиться в суд.
  2. Согласовать возведение в администрации, но только если нет спорных вопросов и жалоб от соседей.

Важно! В силу п.17 ст.51 ГК РФ на строительство гаража на садовом участке не требуется разрешительных документов, если постройка возводиться не с целью осуществления предпринимательской деятельности.

Подробнее: получение разрешения на реконструкцию/строительство

Процесс получения разрешений на строительство детализирован в ГрК РФ, Постановлением Правительства Москвы № 234-ПП (скачать 234-pp-sed).

ГПЗУ, технические условия

На начальном этапе согласований нужно получить ГПЗУ и техусловия на подключение к инженерным сетям. ГПЗУ в столице выдает Москомархитектура. Этот документ содержит подробное описание характеристик и ограничений участка, параметров разрешенного строительства. Техусловия выдаются ресурсоснабжающими организациями для подтверждения точек подключения, возможности присоединить объект к сетям.

Проведение обследования самостроя

Чтобы подготовить проектную документацию, проводится обследование незаконной постройки, определение ее фактических характеристик. Обычно это делает сама проектная организация, так как ей предстоит учесть все строительные нормы и правила в готовом проекте. При обследовании используются методы визуального осмотра, инструментальной диагностики конструкций, расчеты допустимых нагрузок. Также будет проверяться, не нарушает ли самострой общий правила застройки на данной территории, интересы владельцев соседних объектов.

Разработка проектов реконструкции/строительства

Разрешения на строительство или реконструкцию выдаются на основании проекта, подготовленного проектной организацией. В этом документе проектировщик должен подтвердить, что состояние объекта и выполненные работы отвечает всем показателям безопасности. Проект содержит все необходимые расчеты, схемы, обоснования безопасности.

Прохождение экспертизы проекта

Проектная документация должна пройти экспертизу безопасности. Проводить такую проверку могут государственные и негосударственные экспертные организации. Экспертное заключение вместе с проектом передается в органы госстройнадзора для получения разрешения на строительство.

Получение АГР (если строительство или при реконструкции затрагиваются фасады)

Фасады объектов должны соответствовать единым архитектурно-художественным требованиям, действующим в населенном пункте. Чтобы подтвердить соответствие незаконной постройки таким требованиям, необходимо разработать архитектурно-градостроительное решение (АГР), получить свидетельство об его утверждении. В Москве такой документ оформляется Москомархитектура.

Пример буклета АГР

Получение разрешения на строительство

В органах строительного надзора рассматривают проект, положительное экспертное заключение, ГПЗУ, иные документы. Если заявитель подтвердит, что незаконная постройка отвечает нормам безопасности, построена на легально предоставленном участке, выдается разрешение на строительство.

Получение разрешения на ввод

Так как объект уже фактически возведен, сразу после выдачи разрешения на строительство можно обращаться за официальным вводом его в эксплуатацию. Для этого также нужно обращаться в органы стройнадзора, передавать ранее полученную документацию. После фактического обследования будет выдано разрешение на ввод в эксплуатацию. С этим документом можно заказывать техплан, обращаться в Росреестр на кадастровый учет и регистрацию права собственности.

Как узаконить, легализовать самострой, если объект попал в списки приложений 819 ППМ?

Постановление Правительства Москвы №819 от 11.12.2013 г. — ключевой документ, регламентирующий борьбу с самовольными постройками на территории столицы. В 819 ППМ, помимо прочего, приводится перечень сооружений, признанных самостроями. В последней редакции постановления, в приложениях указаны более 350 объектов, подлежащих сносу.

Что нужно знать, если вы намерены бороться за свой объект и не дать его снести?

  • снос самовольных построек возможен только по решению суда, если у вас оформлено право собственности (мы можем помочь с эти нерешенным вопросом);
  • сносят или частично демонтируют объекты по решению указу Префектуры (если право не оформлено) или можно это сделать своими силами, т.к. это выгодней;
  • собственник здания имеет право предпринимать меры для легализации самостроя — на это отводится срок от 6 месяцев до 3 лет. Главное инициировать эту процедуру вовремя (в течении месяца после получения протокола инспектора ГИНа) и не чинить себе препятствий пытаясь скандалить или угрожать сотрудникам Государственной инспекции по недвижимости и т.д.;
  • органы власти обязаны уведомить собственника объекта недвижимости о принятии решения о сносе объекта, но мы не позволим вам понести такие расходы, если вы обратитесь к нам за решением вопроса;
  • если собственника объекта найти не удалось, информацию о предстоящем сносе постройки публикуют в СМИ;
  • снести или узаконить самострой имеет право тот, кто его возвел, а также правообладатель земельного участка, на котором расположена самовольная постройка. Это власти могут сделать силами Префектуры или Управы района, но счет за демонтажные услуги обычно выше, чем если это сделать добровольно.

Как правило, владельцы недвижимости в Москве предпочитают не демонтировать, а узаконить свои объекты, ведь снос таких зданий означает значительные финансовые потери. В этом случае первоочередной задачей становится исключение объекта из 819 ППМ.

Есть несколько способов добиться этого:

  • подать судебный иск о признании незаконным включения объекта в список самовольных построек, но даже если вы выиграете суд и объект будет признан возведенным с необходимыми документами — исключить его из 819 ППМ и снять все ограничения на регистрационные действия будет сложно, ведь городские ведомства просто так не признают объекты самостроем;
  • узаконить самострой, оплатив штраф и получив положительное решение Градостроительной земельной комиссии в виде выписки из протокола заседания ГЗК.

Долго читать описание? Позвоните по номеру +7 мы сразу ответим на все вопросы.Пишите запрос на почту [email protected] с понятно описанной сутью вопроса или задачи, мы ответим.

Легализация через гос инспекцию комиссии по самостроям

Вопросами выявления самовольных построек в Москве занимается Городская комиссия. Она вправе выдавать предписание об устранении нарушений, либо оформлять документы на снос самостроя. Если незаконно возведенный объект находится на муниципальной земле, Комиссия может обращаться в суд с иском.

Получение всех документов, говорящих о допустимости самостроя – ГПЗУ, документы на землю

Узаконить объект можно по собственной инициативе, либо при исполнении предписаний Комиссии по самовольным постройкам. В любом случае, нужно собрать стандартный комплект документов, подтверждающих права на участок и отсутствие у него ограничений на строительство. Для обращения в Комиссию потребуется ГПЗУ, выписка ЕГРН о праве собственности, договор на аренду или иное законного владения. указанные документы должны подтверждать, что вид использования земли позволяет возводить здания.

Разбираемся в понятиях

Самовольной постройкой является здание или сооружение, возведенное на земельном участке без соответствующих разрешительных документов либо с нарушением градостроительных норм. Ведь не достаточно построить тот же гараж в пределах своего домовладения, нужно еще и расположить его так, чтобы соблюсти нормы СНиПа по расположению всех построек по отношению друг к другу и к соседскому участку.

Также в рамках ст.222 ГК РФ самовольной постройкой в 2019/2020 году будет признано сооружение, если:

  • оно возведено на чужом земельном участке без соответствующего разрешения, что актуально для земли, полученной в аренду;
  • если земельный участок по своему предназначению не относится к категории земель, отведенных под возведение построек.

При разрешении вопроса о необходимости в разрешительных документах следует учитывать и тип постройки.

Так в силу ст.1 Градостроительного кодекса РФ постройки могут быть:

  • капитальными, то есть возведенными на углубленном фундаменте;
  • некапитальными, без фундамента, не более 20 м.кв., возведенными временно.

При постройке любого объекта на фундаменте, разрешительные документы необходимы, за некоторым исключением. Если речь идет о временной постройке, к примеру, о том же сарае для хранения сена, согласование с местными органами самоуправления не требуется.

Однако даже при возведении простенького сооружения необходимо принимать во внимание нормы СНиПа №53.13330.2011, которыми предусмотрены расстояния не только для жилого дома либо гаража, но и для хозяйственных построек и даже для кустарников в пределах одного двора.

Легализация через суд

В судебном порядке можно добиться признания прав на объект недвижимости, либо оспорить решения муниципальных ведомств и комиссии. При положительном решении суда его можно представить в Росреестр для регистрации прав и постановки объекта на кадастровый учет.

Сбор документов – ГПЗУ, документы на землю

Так как обязательным условием для легализации самостроя через суд является подтверждение прав на землю, необходимо получить договор аренда или выписку ЕГРН. Также истец должен получить ГПЗУ, что подтвердить отсутствие ограничений на строительство и его допустимые параметры. Срок действия ГПЗУ составляет не более трех лет с момента выдачи.

Проведение экспертизы построенного объекта на соответствие нормам

До обращения в суд нужно соблюсти стандартный порядок обследования, проектирования и экспертизы незаконной постройки. Эти сделает проектная организация по заявке собственника. Как указывалось выше, документы должны подтверждать, что при строительстве были соблюдены обязательные нормы и правила. Помощь в обследовании и экспертизы самостроя вы можете получить в ]Смарт Вэй[/anchor].

Подача документов в Стройнадзор и получение отказа

Чтобы обжаловать через суд решение органов строительного надзора, нужно обратиться с заявлением по административной процедуре для оформления разрешения на строительство. Если вынесет незаконный или формальный отказ, можно обращаться с иском в суд. В решении должностные лица стройнадзора обязаны обосновать свой отказ со ссылками на закон.

Читайте также:  Работы по строительству земляного полотна объемы которых на каждом километре примерно одинаковы

Подача документов в суд, сопровождение судебного разбирательства

Исковое заявление подается в суд по месту нахождения спорного объекта. В зависимости от обстоятельств, иск подается:

  • о признании права собственности;
  • об обжаловании незаконного решения госстройнадзора и признании права собственности.

Помимо документов, использованных при административном согласовании самостроя, можно привлечь к участию в суде специалистов и экспертов, заявить ходатайство о назначении строительной экспертизы. Обратившись в ]Смарт Вэй[/anchor], мы получите помощь опытных юристов и иных специалистов, которые пройдут все стадии судебного разбирательства.

Решение суда о признании права собственности нужно представить в Росреестр или МФЦ. После внесения записи в ЕГРН самовольно возведенная постройка будет узаконена с возможностью ее использования и продажи.

Последовательность действий узаконить самострой

Когда постройка уже возведена, остается лишь выбирать, каким именно способом удастся урегулировать проблему самостроя:

  • более простой вариант – административный порядок согласования;
  • при возникших затруднениях – через исковое заявление в суд.

Второй вариант процедуры – более затратный и сложный, применяется только тогда, когда вариант упрощенного согласования с администрацией не получился.

Обращаем внимание на Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ, согласно которого в ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка» были внесены изменения.

Право на легализацию

Перед тем, как определиться с порядком действий, следует оценить свои шансы на успех, исходя из установленных правил оформления самостроя.

Чтобы узаконить дом без разрешения на строительство, предстоит решить вопросы:

  • Право на землю. Отсутствие разрешительной документации не исключает возможность легализации самовольной постройки, но делает ее сложнее. Претендовать на узаконивание прав на недвижимость, необходимо являться собственником земли, либо арендовать ее на определенных условиях.
  • Соответствие типа постройки целевому назначению земли (например, жилой дом – на участке под ИЖС).
  • Характеристики объекта. Постройка должна отвечать ограничениям, установленными в рамках плана территории, разрешительных бумаг.
  • Соблюдение интересов и прав других лиц, гарантия отсутствия предпосылок, угрожающих благополучию граждан.
  • Оформление права на недвижимость по доброй воле.

Объект нуждается в предварительной постановке на учет. Это позволит в дальнейшем обращаться в суд, если легализация в упрощенном порядке оказалась невозможной.

Скачайте Иск о признании права собственности на самовольную постройку. Образец (22,1 KiB, 6 037 hits)

Исковое заявление о признании права собственности на объект недвижимости. Бланк (21,4 KiB, 3 502 hits)

Упрощенное оформление

Дальнейший порядок действий зависит от конкретных обстоятельств застройки и типа объекта. Для построек с нежилыми помещениями, возведенными на территории садоводческого товарищества, алгоритм действий следующий:

  1. Заказ техплана через кадастровую службу. Подготовка технического плана инженером – платная процедура, требующая затрат.
  2. Оплата пошлины за регистрацию собственности (можно воспользоваться терминалом МФЦ или любым другим банкоматом).
  3. Подача заявления на регистрацию права собственности через сотрудника МФЦ. К заявлению прикладывают подготовленный техплан.
  4. В течение ближайшей пары недель рассматривается вопрос о допустимости регистрации и далее заявителю выдают подтверждающий право собственности документ.
  • Где и как получить кадастровый паспорт земельного участка?

Если появились сомнения в соблюдении правил строительства или есть нарекания к проводимой процедуре, Росреестр вправе отказать в регистрации. Тогда собственник решает проблему через суд.

Если объект недвижимости – постройка на собственном участке ИЖС или ЛПХ (личное подсобное хозяйство), чтобы получить техплан, кадастровый инженер должен получить от владельца согласованное разрешение на постройку.

Если разрешение на строительство отсутствует

В Пензе снесена постройка Михайловской обители. penzanews.ru

При самовольной застройке разрешения на строительство не имеется. Значит собственнику предстоит посетить МФЦ для подачи запроса о предоставлении ГПЗУ градостроительного плана на землю. После получения ГПЗУ готовится схема участка с определением местоположения объекта строительства. Снова обращаются в МФЦ для согласования строительства с приложением к заявлению ГПЗУ и подготовленной схемой участка.

Разрешение на строительство дает право на выполнение строительных работ и легализацию объекта. С разрешением на строительство обращаются с просьбой подготовить технический план, на основании которого далее регистрируют постройку.

Если в процессе получения разрешения, подготовки техплана или регистрации получен отказ, следующим этапом, как узаконить самострой, станет судебное разбирательство.

Судебное согласование

Так как незаконных построек в Москве и области (например, дачных домов) довольно много, рекомендуется следить за тем, чтобы в процессе строительства неукоснительно соблюдались нормативы и требования по закону. Иначе не избежать негативных последствий вплоть до полной потери недвижимости.

Обращению в суд всегда предшествует попытка легализации в административном порядке. Обойти досудебный порядок согласования постройки невозможно. Только получив отказ на любом из этапов легализации человек получает право на рассмотрение дела в суде.

Исковое заявление о признании права на собственность составляется согласно общих норм ГПК РФ.

Скачайте Иск о признании права собственности на самовольную постройку. Образец (22,1 KiB, 6 037 hits)

Исковое заявление о признании права собственности на объект недвижимости. Бланк (21,4 KiB, 3 502 hits)

Основные требования к иску:

  1. Указание, на каких основаниях гражданин возвел постройку на рассматриваемом участке земли (частная собственность или долгосрочная аренда). В подтверждение слов ссылаются на прилагаемую копию документа – выписку ЕГРН, дополненную кадастровым планом.
  2. Описание вида объекта недвижимости, установленного в техплане.
  3. В тексте искового заявления указывают лицо, построившее объект и время строительства (если работы велись подрядчиками – прилагают копию договора с ними, если строительство велось своими силами – чеки, квитанции о покупке материалов).
  4. Так как обращению в суд предшествует отказ в согласовании, указывают, кто именно отклонил просьбу в выдаче разрешения (прилагают копию отказного письма) и приводят обоснования, вынудившие отказать.

В силу того, что предыдущее согласование проводилось с муниципальными структурами, ответчиком по иску указывают именно его.

  • Инструкция по оформлению дома в собственность: пошаговое описание

После подготовки иска предстоит вычислить, сколько стоит оплата пошлины за рассмотрение дела в суде. Не установлено единой суммы пошлины, так как она рассчитывается по стоимости неузаконенного объекта. Чтобы правильно рассчитать сумму, обращаются за экспертным заключением к оценщикам недвижимости.

Как свидетельствует судебная практика, результат рассмотрения дела полностью зависит от аргументации исковых требований со ссылками на законодательство и прилагаемой документации.

Скачайте и ознакомьтесь: Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ «Самовольная постройка» (72,6 KiB, 3 983 hits)

Подготовленный пакет бумаг для суда включает:

  • копии заявления и приложений, подготовленные для сторон процесса;
  • оценочное заключение, на основании которого рассчитывалась государственная пошлина;
  • бумаги, свидетельствующие о принадлежности земли конкретному собственнику;
  • техплан, иное документальное подтверждение о наличии самостроя на участке;
  • справки, свидетельствующие об отсутствии нарушений СНиПов и угроз жизни и здоровью окружающих;
  • документ, подтверждающий факт того, что возведение объекта не вызвало ущемления прав других граждан;
  • бумаги о предварительной работе по согласованию и ответах из муниципальных органов (с согласованием или отказом);
  • оплаченная квитанция госпошлины.

Место подачи иска выбирают, исходя из общих правил:

  • в регионе расположения спорного объекта;
  • в мировом суде при стоимости имущества менее 50 тысяч рублей;
  • в районном суде при превышении стоимости объекта 50 тысяч рублей.

После заслушивания сторон, их позиции и доводов, судья выносит решение. При положительном вердикте собственник вместе со вступившим в силу постановлением обращается в МФЦ или напрямую в отделение Росреестра для регистрации собственности.

При регистрации прилагают новый пакет документации:

  • заявление с просьбой зарегистрировать объект собственности;
  • квитанцию об оплате регистрационной пошлины;
  • паспорт заявителя;
  • судебное решение, в котором указано, что оно вступило в силу;
  • техпаспорт объекта легализации.

Незаконный самострой – ответственность и штрафы

Ответственность за незаконную постройку наступает в виде обязанности снести ее за счет собственника, а также по ст. 9.5 КоАП РФ. Нарушителю грозит штраф, размер которого зависит от статуса собственника:

  • для частных лиц – от 2 до 2.5 тыс. руб.;
  • для ИП – от 20 до 50 тыс. руб.;
  • для предприятий – от 500 тыс. руб. до 1 млн. руб.

Аналогичные штраф наступают при эксплуатации самостроя без получения разрешения на ввод. Также предпринимателям и организациям грозит приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Выводы

Под самостроем понимается незаконное возведение или реконструкция объекта без прав на участок, при отсутствии разрешений и согласований, при нарушении строительных норм и правил. Узаконить самострой можно в административном или судебном порядке, в том числе путем исполнения предписаний Комиссии по выявлению и предотвращения незаконного строительства.

Получите расчет стоимости этой услуги с помощью нашего калькулятора цен — здесь

В ]Смарт Вэй[/anchor] вы получите полный комплекс услуг по легализации незаконных построек, от получения документов до сопровождения судебного разбирательства. Звоните, по всем возникшим вопросам вы можете получить бесплатную консультацию!

Условия легализации самовольной застройки

Оформление права на незаконные постройки – процесс, который регулируется нормами Градостроительного кодекса и ФЗ № 340 от 03.08.2018 г. Согласно законодательству узаконивание самостроя допускается при соблюдении следующих условий:

  1. Застройщик может документально подтвердить свои права на землю. Поэтому перед началом процедуры нужно позаботиться об официальном оформлении прав на участок. Если права имеются – необходимо получить выписку из ЕГРП.
  2. Строительные работы были выполнены в точном соответствии с нормативами. Соответствующие документы выдаются в БТИ, а также архитектурном отделе при администрации.
  3. У надзорных и контролирующих органов нет претензий к постройке.
  4. Рассматриваемый объект не является предметом судебных споров, не нарушает права посторонних лиц и не угрожает жизни людей. Подтвердить тот факт, что постройка никому не мешает, помогут письменные объяснения соседей.

До 1 марта 2021 года закон допускал возможность легализации незаконных построек в упрощенном порядке. Если сооружение соответствовало перечисленным выше требованиям, землевладельцу было достаточно собрать комплект документов и сдать их в органы местного самоуправления. Это был так называемый переходный период, в течение которого действовала программа «дачной амнистии» для владельцев домов в СНТ. Собственникам, которые упустили момент и не смогли вступить в свои права до указанной даты, необходимо обращаться в суд.

Источник: vhl55.ru

Регистрация права собственности на дом по завершении строительства

Мне принадлежит участок земли (присвоен кадастровый номер) для целей ИЖС и объект незавершенного строительства — дом (присвоен кадастровый номер) в Мытищинском районе Московской области. Готовясь к регистрации права собственности на дом после завершения строительства по упрощенной процедуре (в соответствии с законом № 93-ФЗ 2006 года) в Росреестре, я от работника МОБТИ по Мытищинскому р-ну узнал, что в Мытищинском р-не завершить регистрацию права собственности на дом как на объект недвижимости в Росреестре мне не дадут без разрешения на строительство.

Иначе говоря, при подаче заявления в МФЦ документы обещали не принять, если в пакет не входит разрешение на строительство. Данный отказ, по моему мнению, нарушает мои права, установленные в соответствии с законом № 93-ФЗ, поскольку я хочу зарегистрировать право собственности на дом, построенный мною на моем участке земли, выделенном для ИЖС.

Поскольку дом уже построен, то получается, что Росреестр требует разрешения на строительство «задним числом». Кроме этого, как такое требование согласуется с тем, что разрешение должно быть выдано без предварительного утверждения проекта в отделе архитектуры? Официального отказа с мотивировкой пока не получил, но ожидаю, чтобы подавать в суд.

Хочу узнать: 1. Законно ли требование Росреестра предоставить разрешение на строительство, если в соответствии с законом № 93-ФЗ мне достаточно подать декларацию о наличии объекта? 2. Какие юридические шаги предпринять, если я действительно столкнусь с отказом в приеме документов в МФЦ либо получу письменный отказ при возврате документов? Как, по каким основаниям и на кого (МФЦ, Росреестр или конкретного чиновника, написавшего отказ) подавать в суд в случае отказа в приеме документов или при получении отказа из Росреестра?

Основанием для государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства, созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, являются: заявление, разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (кадастровый план земельного участка).

Указанные документы определены п. 1 ст 16, п. 1 и 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

До 1 марта 2018 г. разрешение на ввод такого объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию не запрашивается, и правоустанавливающий документ на земельный участок является единственным основанием для государственной регистрации прав на такой объект индивидуального жилищного строительства, п.4 ст.25.3 вышеуказанного Федерального закона.

Представление правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Федеральным законом порядке (п.1 ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Исходя из положений п. 3 ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, декларация об объекте недвижимого имущества подтверждает факт создания объекта недвижимого имущества на предназначенном для ведения дачного хозяйства или садоводства земельном участке либо факт создания гаража или иного объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством РФ выдача разрешения на строительство).

Разрешение на строительство предоставляется, если объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства.

Истребование у заявителя разрешения на строительство индивидуального жилого дома, когда такой дом не является объектом незавершенного строительства, государственная регистрация права на который осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 25.3 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не допускается. Данный вывод содержится в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр) от 02.11.2015 № 14-исх/15646-ГЕ/15.При этом отсутствие этого документа не может являться основанием для приостановления государственной регистрации прав на такой объект недвижимого имущества или для отказа в данной государственной регистрации.

Необходимо отметить, что согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» отказ в приеме документов, представленных для государственной регистрации прав, не допускается.

Таким образом, территориальный орган Росреестр не имеет право отказать в приеме документов при непредоставлении разрешения на строительство на вновь построенный дом, который относится к объектам индивидуального жилищного строительства. Документы не должны иметь дефектов.

В случае отказа должностным лицом территориального органа Росреестра в принятии документов заявитель может обратиться в суд на неправомерные действия территориального органа Росреестра.

Следует учитывать, что если объект, заявленный как объект индивидуального жилищного строительства, является, по сути, многоквартирным домом и этот факт подтвердится при проведении правовой экспертизы представленных документов, территориальный орган Росреестр откажет в государственной регистрации права.

Пример из судебной практики — апелляционное определение Новосибирского областного суда от 10.06.2014 по делу № 33-4847-2014, определение Ленинградского областного суда от 04.10.2012 № 33-4568/2012.

Отказ в государственной регистрации прав территориальным органом Росреестра может быть обжалован заинтересованным лицом в суд в соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Заявление о государственной регистрации прав может быть представлено заявителем лично через многофункциональный центр.

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

Исходя из положений п. 2 ч. 2 ст. 12, п. 7 ст. 14 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», структура административного регламента включает в себя разделы, в том числе раздел, устанавливающий стандарт предоставления этой услуги, который содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Следовательно, многофункциональный центр может отказать в приеме документов на государственную регистрацию права на основании соответствующего административного регламента.

Заявитель может обжаловать отказ в приеме документов в досудебном порядке (п. 4 ст. 11.1 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Требования к порядку подачи и рассмотрения жалоб содержаться в ст. 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Отказ в приеме документов многофункциональным центром можно обжаловать в суде в порядке, установленным Кодексом административного судопроизводства РФ.

Можно отказаться от обжалования и обратиться с документами на государственную регистрацию прав непосредственно в территориальный отдел Росреестра.

Источник: pravo.rg.ru

Как узаконить самовольную постройку

Надо ли оформлять самовольную постройку? Обязательно. Иначе могут возникнуть серьезные проблемы. Даже дом, доставшийся по наследству, построенный на собственном земельном участке, но не узаконенный государством, может причинить массу хлопот.

В лихие девяностые люди решали «квартирный вопрос» всеми доступными средствами – самовольное строительство стало одной из черт российской действительности. Но с 2006 года государство объявило войну самострою. Для владельцев капитального жилья стал актуальным вопрос, как узаконить самовольные постройки, чтобы избежать их сноса. И сегодня большую ошибку совершают те застройщики, которые во избежание бумажной волокиты решают сначала построить дом, а потом оформить на него документы. Легализация самовольной постройки сопряжена с дополнительными расходами и не всегда заканчивается благоприятно для собственника недвижимости.

Читайте также:  Право на налоговые вычеты на строительство дома

Но обо всем по порядку.

Снос по суду

Что такое самострой

Прежде всего, заметим, что самостроем может считаться только капитальное строение с фундаментом , прочно связанное с землей – его нельзя разобрать и перенести в другое место. Официальный термин — объект капитального строительства, или ОКС. Помимо жилья сюда относятся подсобные помещения: гаражи, бани, сараи, склады, торговые палатки и т. д. Гражданский Кодекс РФ (ред. от 9.03.21) относит эти здания к самострою, если по отношению к ним справедливо ХОТЯ БЫ ОДНО из четырех условий. А именно, они построены:

  • на земле, не оформленной надлежащим образом в собственность или в аренду;
  • на земле, целевое назначение которой не допускает подобных строений;
  • без разрешения на строительство или согласования с компетентными органами;
  • с нарушением градостроительных норм.

Вердикт государства по отношению к таким строениям один: владелец НЕ ИМЕЕТ ПРАВА пользоваться самостроем: проживать, дарить, оставлять в наследство, продавать. (п.2, ст.222). Подписанный Президентом 3.08. 2018 г. закон о правилах сноса самостроя (№340-ФЗ), дает самовольным постройкам шанс на выживание.

Если дом возведен без разрешения на строительство, но по техническим характеристикам соответствует градостроительным нормам, суд может признать право собственности на данный самострой. Земельный участок при этом должен быть правильно оформлен, а постройка — соответствовать виду разрешенного использования земли. Срок для приведения самостроя к требуемым техническим характеристикам – от 6 месяцев до трех лет. Так государство дает застройщикам возможность легализовать самовольную постройку – в противном случае её ожидает снос (п.3, ст.222 ГК РФ).

Санкции за самовольное строительство

Приступив к строительству без уведомления/разрешения муниципалитета, застройщик должен быть готов выплатить штраф за незаконное строительство.

КоАП РФ определяет размеры штрафных санкций:

  • 2-5 тыс. рублей для физлиц;
  • 20-50 тыс. рублей для должностных лиц;
  • 500 тыс. – 1 млн. рублей для юридических лиц.

С такими же суммами придется расстаться владельцу незаконной постройки, если он вселился в неё, эксплуатирует возведенный объект, но не спешит зарегистрировать его (ст. 9.5).

Строительство на неоформленном в собственность или аренду участке расценивается как самозахват и карается штрафом, начисляемым в процентах от кадастровой стоимости земли.

Самовольная постройка НЕ подлежит легализации, если:

  • находится на земле, не принадлежащей застройщику;
  • не отвечает целевому назначению и ВРИ (виду разрешенного использования) участка;
  • нарушает градостроительные нормы;
  • создает угрозу безопасности окружающих;
  • нарушает права владельцев соседних участков.

В таких случаях суд выносит решение о сносе строения на средства застройщика. Срок для демонтажа самостроя – от 3-х до 12 месяцев. Не подчиняясь решению о сносе строения, его владелец рискует потерять и землю, на которой оно возведено (п.4, ст.222).

Снос дома

Но если, будучи собственником земельного участка, он сумеет вовремя привести самовольную постройку в соответствие с законными параметрами, у него появится шанс легализовать самострой.

Легализация самостроя в административном порядке

Для того, чтобы узаконить самовольную постройку, единого алгоритма действий нет – этот процесс зависит от многих факторов:

  • находится ли участок в собственности застройщика, пользуется ли он им на основании арендного договора или строение возведено на незаконно занятой земле;
  • соответствует ли здание ВРИ земельного участка;
  • есть ли техническая документация на здание;

Существует 2 пути регистрации права собственности на самовольную постройку: в административном порядке и через суд.

Собственники законно оформленных земельных участков могут зарегистрировать уже построенный дом в упрощенном порядке, воспользовавшись продленной до марта 2026 года «дачной амнистией».

Оформление самостроя на садовых участках

ОКС и дачные домики на садовых участках оформляются по упрощенной схеме — следует:

  • обратиться к кадастровому инженеру, с его помощью заполнить декларацию на строение и заказать технический план;
  • через МФЦ поставить собственность на кадастровый учет, предоставив документы о правах на землю и технический план дома;
  • зарегистрировать недвижимость и приступить к уплате ежегодного налога (чего, собственно, и добивается государство от законопослушных граждан).

Согласование постройки

В цену вопроса входит расчет за кадастровые работы по созданию технического плана и оплата государственной пошлины.

Обратите внимание: участки с видом разрешенного использования «огородничество» не предназначены для капитального строительства. Узаконить на них жилой дом удастся только после изменения ВРИ, путем обращения в местную администрацию.

Если же такой участок принадлежит к категории земель «сельхозназначения» (находится за пределами населенного пункта), сделать это будет особенно трудно.

Регистрация самостроя на участках ИЖС и ЛПХ

Оформить в упрощенном порядке самострой на участках ИЖС и ЛПХ гораздо сложнее. Придется преодолеть все этапы «хождения по мукам», собрать разрешительные визы, которыми пренебрег застройщик в начале строительства.

  1. Сначала нужно получить уведомление/разрешение местной администрации на соответствие планируемой постройки градостроительным нормам – это придется оформлять задним числом. Ведь дом уже возведен, и не всякий муниципальный орган согласится на выдачу такого документа. Если же строительство уже начато, но еще не закончено, по правилам, введенным с 4.08 2018 г., местная администрация имеет право выдать уведомление о соответствии задним числом (№340-ФЗ). Необходимые документы для получения разрешения местных органов власти: проект строения, обязательные резолюции всех экспертов, ГПЗУ.
  2. Второй шаг – заказать технический план дома. Кадастровый инженер возьмется за работу только при наличии разрешительного уведомления от местной администрации.
  3. Наконец, необходимо получить еще одно уведомление от муниципалитета – о соответствии готовой постройки первоначальному плану. Для этого нужны заключения СЭС, ОГПН, водоканала, газовиков и электриков. Придется заказать экспертизу, подтверждающую безопасность строения для окружающих, завизировать факт, что соседи не имеют претензий к объекту. Получив акт о вводе дома в эксплуатацию, можно обращаться в МФЦ с просьбой о постановке дома на кадастровый учет с последующим оформлением прав на собственность.

Строительство разрешено

Если муниципалитет отказывает в выдаче разрешительных документов, или Росреестр не дает согласия на регистрацию, владельцу самостроя придется обратиться в суд.

Как узаконить самовольную постройку, если земля муниципальная

Объекты на муниципальной земле считаются самостроем в следующих случаях:

  • ОКС построены самозахватом – без акта купли-продажи или арендного договора на землю;
  • Нарушены ВРИ, ограничительные условия на ЗУ: (вместо торговой палатки, например, построен гостевой дом);
  • Объект построен без разрешительных документов исполнительной власти.

Легализация таких построек возможна только в судебном порядке после того, как будут оформлены земельные отношения между застройщиком и муниципалитетом.

Легализация самостроя через суд

В суд застройщик имеет право обратиться только после безуспешных попыток узаконить владение административным путем: либо муниципалитет отказал в выдаче уведомления, либо Росреестр – в постановке строения на учет. Эти структуры будут выступать ответчиками в судебном разбирательстве.

В исковом заявлении должно быть указано:

  • на какой земле была возведена постройка – на собственном участке или на арендованном; какова категория земли и ВРИ;
  • описание объекта по техплану;
  • лицо, занимавшееся строительством;
  • какие попытки были сделаны для легализации строения, и чем они закончились;
  • кто является ответчиком по иску.

Легализация самостроя через суд

Исковое заявление завершается просьбой к суду разрешить регистрацию самовольной постройки и передачу её в собственность владельца земельного участка. Суд может принять одно из двух решений: либо узаконить самовольную постройку, либо обязать снести её. Решение суда об узаконивании самостроя зависит от того, насколько требования истца будут подтверждены ссылками на законодательные акты и на предоставленные документы. Иск будет удовлетворен, если документально будет доказано:

  • у застройщика было законное право строить данный объект на земельном участке;
  • постройка соответствовала всем правилам землепользования и параметрам строительства, определенным на момент судебного разбирательства;
  • строение не угрожает жизни и здоровью людей и не ущемляет права соседей.

Обратите внимание. В ходе судебного разбирательства важно доказать тот факт, что застройщик принимал меры по своевременной легализации строительства, но получал отказы уполномоченных органов.

Положительный вердикт суда служит достаточным основанием для регистрации собственности.

Отказ в удовлетворении иска означает, что самострой подлежит сносу. Такое решение вправе принять и органы местной власти – если строение возведено самовольно на муниципальной земле и угрожает здоровью и жизни окружающих (п.4, ст. 222 ГК РФ). Но если самострой расположен на частной земле, решение о сносе принимает только суд. Демонтажу подлежат:

  • строения, возведённые на муниципальной земле с нарушением ВРИ и ограничений по эксплуатации ЗУ;
  • постройки, которые не могут быть приведены в соответствие с установленными требованиями;
  • объекты, которые нарушают права соседей и создают угрозу для окружающих.

Шанс на сохранение здания или компенсацию затрат на его строительство может дать положение ГК РФ о том, что самостроем не является объект, на момент возведения которого застройщик не знал/не мог знать об ограничениях на его земельном участке. Ограничивающие обстоятельства (объявление территории природоохранительной/культурной/рекреационной зоной, начало строительства автомагистрали, проведение ЛЭП, газопровода и т. д.) появились уже в разгар строительных работ. В таком случае (по решению суда, конечно!) муниципалитет должен компенсировать владельцу стоимость снесенной постройки.

Пакет документов для судебного разбирательства

В пакет документов, прилагаемых к иску, входят:

  • оценка стоимости строения – для расчета госпошлины;
  • копии бумаг по земельной собственности или договора аренды; постройки;
  • заключение экспертов о соответствии СНиПам, об отсутствии угрозы для окружающих;
  • справки о том, что постройка не ущемляет права соседей по участку;
  • копии писем, подтверждающих отказ органов местной власти выдать разрешение о строительстве/отказ Росреестра в постановке объекта на кадастровый учет;
  • договор с подрядчиком о строительстве/чеки на финансовые затраты по возведению объекта;
  • квитанция об оплате госпошлины.

Пакет документов

Если самострой возведен с нарушением ВРИ земельного участка, придется добиваться изменения вида разрешенного использования или дополнительного разрешения конкретно по участку, арендовать или покупать землю. Важно также, чтобы земля и ОКС на ней принадлежали одному лицу. При наличии других собственников ЗУ легализация самостроя будет затруднена.

В доказательство того, что строение приведено в соответствие с техническими требованиями, прилагают акты обследования и экспертные заключения всех уполномоченных органов: по архитектуре и градостроительству, пожарной безопасности, санитарному надзору, экологических служб и. т. д. Для экономии нервов и времени проще заказать экспертную процедуру в проектной организации, которая и соберет всю необходимую документацию вплоть до согласования постройки с владельцами соседних участков. Отсутствие проблем по земле и по техническим параметрам – главные аргументы для вынесения судом положительного вердикта по иску узаконивания самостроя. И наоборот, отсутствие какого-либо документа может затормозить решение вопроса, а то и вовсе послужить основанием для отказа в легализации.

После того как суд вынес вердикт об узаконивании, оформление дома в собственность не составит труда. Остается обратиться в МФЦ или напрямую в Росреестр с пакетом документов:

  • паспорт владельца недвижимости;
  • заявление о регистрации ОКС;
  • квитанция по уплате пошлины;
  • судебное заключение;
  • технический паспорт постройки.

После внесения данных об объекте в ЕГРН и регистрации станет возможной его эксплуатация и распоряжения по усмотрению собственника.

Заключение

Закон, принятый 3.08.2018 г., смягчил жесткость государственной политики по отношению к самострою – теперь есть шанс легализовать его как в административном порядке, так и через суд. Этим обязательно стоит воспользоваться, чтобы избежать риска штрафов и потери постройки.

Если у вас остались вопросы, задайте их по бесплатным телефонам горячей линии:

Источник: mfcgos.ru

Стройки без разрешения. Как узаконить старый объект нежилой недвижимости, на который отсутствуют документы

Часто спрашивают, как поступить, если Администрация пугает штрафом за отсутствие Разрешения на строительство(РнС) индивидуального жилого дома и при этом же сама не хочет РнС выдавать?

Чтобы по 100500 раз не повторяться, я решил кратко изложить где тут собака зарыта.
Пойдем по порядку:
1. Есть такая статья в КоАП РФ 9.5
Статья 9.5. Нарушение установленного порядка строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, ввода его в эксплуатацию
1. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство, —
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей ; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.

Последствия в случае противоправных действий против защиты населения

Отдельный дом после продажи долго пуст, потому что новый покупатель не найден, не приводит автоматически к распаду запаса. Однако в правовой системе для этой конкретной функции по-прежнему нет единого положения. Если владельцы совершают несанкционированные изменения или адаптации к зданию, защита запаса истекает автоматически. Затем компетентные органы обязаны действовать против этого действия с санкциями или предписаниями. Возможные штрафы за незаконные действия против защиты запасов.

Т.е. прочитав эту статью, мы как бы видим, что если нет разрешения, то будь готов раскошелиться, особенно когда ты начинаешь администрацию тыкать палочкой.

2. Дальше пытаемся понять, кто именно должен привлекать к административной ответственности по ст.9.5 КоАП РФ
Статья 23.56. КоАП Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора
1. Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора , рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 9.5 , частью 3 статьи 9.16 настоящего Кодекса.

Совет: бесплатная первоначальная оценка в сфере строительства и недвижимости

Прежде чем строить недвижимость или приобретать здание или собственность, владельцам необходимо иметь дело с правовой ситуацией и, в частности, с защитой собственности. Кроме того, правовое разрешение на строительство является ключом к успешному строительному проекту. Юридическая поддержка также полезна в целях изменения использования здания во избежание возможных различий со строительным надзорным органом.

У вас есть вопросы о защите собственности? Мы предлагаем вам возможность бесплатной первоначальной оценки нашим юристом в строительном законодательстве. Просто кратко опишите дело или вопрос о защите акций и получите от нашего адвоката такую ​​же бесплатную телефонную оценку. адвокат берет на себя.

И вроде бы все понятно, только вот есть одно но!

Смотрим документ, который называется: Постановление Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 (ред. от 20.07.2013) «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» (вместе с » Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации «)

3. Так где тут “собака зарыта”.
И все вроде бы в положении правильно указано. Надзорный орган может проверять наличие РнС у застройщика(б,п.4) и привлекать к административной ответственности(е,п24).
Но если посмотреть внимательнее, то мы увидим, что надзорный орган может осуществлять государственный строительный надзор только при строительстве объектов капитального строительства, если проектная документация на их строительство подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы.

Независимо от того, дом или сарай, который строит без официального разрешения, который вскоре может получить почту от местного органа власти. Это может быть не только дорого, но даже привести к тому, что зимний сад, построенный за большие деньги, должен быть снова снесен.

Является ли случай типичным для Хамминкельна?

После долгого спора между властями и владельцем, четыре незаконно построенных дома для отдыха должны быть снесены. Но когда происходит такое действие? Это правда, что черные строятся регулярно по всей Германии.

Какие здания подлежат утверждению

«Любой желающий построить или отремонтировать — будь то зимний сад, сарай или расширение дома, должен всегда получать разрешение на строительство», — советует адвокат. Причина в том, что часто отдельные решения должны приниматься в отдельных случаях. Сам строитель не может поэтому окончательно оценить ситуацию, даже если у него есть юридическая основа.

В этой части Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации по сути повторяет положения ст.54 Градостроительного кодекса РФ.

Резюме:
Если вы строите индивидуальный жилой дом, то привлечь вас за отсутствие Разрешения на строительство не может ни Администрация района/сельсовета, ни надзорный орган, просто потому, что самим же законом не предусмотрена обязанность осуществлять государственную экспертизу для проектной документации, более того проекта может вообще не быть.
Если вас пытаются запугать, можете смело послать их куда подальше.

В принципе, однако, вы можете сказать, что вам всегда нужно подавать заявки на гаражи и навесы. «Прежде чем зимний сад будет построен в 99 процентах случаев, размер зависит от сарая», — говорит Гюйскенс. На самом деле здания, имеющие прочную основу, должны быть одобрены.

Читайте также:  Уголовная ответственность долевое строительство

«Речь идет о статических проблемах, поэтому здание не является риском развала, нужно ли его бетонировать или быть на нормальной земле, и эти вещи должны быть надлежащим образом проверены архитектором». Также очень строгие офисы с минимальным расстоянием до соседа, которое должно составлять три метра. Сарай, который превышает площадь в три-четыре метра и высотой более 2, 50 метров, должен быть одобрен властями. Подлежит утверждению только конверсия перечисленных зданий.

P.S.
Ну и какая бочка меда без ложки дегтя?)
Не знаю как и почему, но одну тётю все таки привлекли по ст.9.5.КоАП РФ.
Творческий потенциал районных судов дано известен и стоит только наедятся, что это какой-то казус, и что, скорее всего, судебная защита у тетя была слабая, как и её доказательства. И вообще, она не на то ссылалась и обл суд правильно отклонил её доводы.
Но по существу, решение все же безграмотное.

Изменилось ли это положение, когда здание находится в течение многих лет?

Даже если дом или гараж обнаружены только через 15 лет, эти годы не делают его законным. Строительный юрист говорит: Если здание официально законно, тогда владелец здания может потребовать разрешение на строительство через несколько лет, но если здание не соответствует закону, то есть оно незаконно, то ничего не меняется, независимо от того, как долго он уже стоит.

Как власти вообще обнаруживают черное здание?

В основном случайно. Особенно в сельских районах черные здания часто остаются неоткрытыми в течение многих лет, а затем агентство проходит мимо, сосед сетует, или здание падает через Интернет, а затем процесс внезапно начинается, — говорит Гюйскенс. Иногда также используются аэрофотоснимки.

Многим руководителям предприятий, созданных на базе старых советских организаций, известна проблема нелегализованных древних построек. Ну например, стоит на Вашей территории некий стародавний склад или зернохранилище, и нет у Вас на него ни одной бумажки. Т. е. зарегистрировать право собственности в установленном порядке Вы возможности не имеете. Особенно часто такая ситуация встречается у бывших колхозов, которые вообще не затруднялись в свое время получать разрешения на строительство или вводить объекты в эксплуатацию.

Что происходит, когда черное здание обнаружено?

«Во-первых, власти посылают письмо со слушанием», — говорит Гюйскенс. За этим следует экзамен, который часто официально не объявляется, но может также произойти из соседних помещений. Если строительство незаконно, запрос на удаление не выполняется, но если налагается штраф, и если ничего не происходит, строительный отдел выполняет так называемую операцию замены, а это означает, что здание разрывается сам, — говорит адвокат. В принципе, строительство или преобразование здания без необходимого разрешения рассматривается как административное правонарушение и может быть оштрафовано на сумму до € 000.

Очень долгое время такие объекты фактически приравнивались к самовольным постройкам и узаканивались на основании ст. 222 ГК РФ. Потом законодательство и судебная практика по признанию прав на «самоволки» сильно ужесточились, и многие постройки так и остались без собственников (а собственники — без построек).
Однако в конце 2012 года на сайте Высшего Арбитражного Суда было опубликовано весьма интересное Постановление Президиума ВАС от 25.09.2012 N 5698/12 по делу N А41-9398/11 . Данным постановлением Высший суд фактически открыл дорогу для узаканивания таких объектов, запустив своеобразную «амнистию» для нежилых строений. Эта статья фактически является толкованием данного постановления и может не совсем соответствовать тайным мыслям высоких судей, но тут уж ничего не поделаешь: чужая душа — потемки.
Итак, что же пишет нам ВАС. В деле, проанализированном надзорной инстанцией, рассмотрена следующая ситуация: сельскохозяйственная организация (ООО «Агротехсервис»), являющаяся правопреемником сельскохозяйственного товарищества, обратилась в арбитражный суд с иском о признании права собственности на объекты недвижимости, как на самовольные постройки, на основании статьи 222 ГК РФ.

Данные постройки были возведены правопредшественником истца (сельскохозяйственным товариществом) в 1993 году на земельном участке, отведенном данному товариществу в 1991 году под строительство производственной базы. При этом постройки возводились хозспособом за счет собственных средств товарищества, разрешение на строительство не выдавалось, в эксплуатацию объекты не вводились. В 1994 году земля под этими объектами предоставлена в постоянное (бессрочное) пользование уже истцу. Впоследствии истец неоднократно пытался ввести в эксплуатацию уже построенные объекты в административном порядке, но сделать этого не смог в связи с отсутствием разрешения на строительство.
Первые две инстанции иск удовлетворили, но окружной суд отменил их судебные акты и прекратил производство по делу в связи с тем, что ранее Общество уже пыталось признать право собственности на эти постройки, но ему было отказано из-за того, что на момент рассмотрения предыдущего иска не был использован административный порядок ввода в эксплуатацию. Однако, Президиум ВАС пересмотрел решение и удовлетворил иск, обосновав свою позицию следующим.
1.Суд указал, что «здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками… Поэтому иск общества «Агротехсервис» о признании права собственности на созданные им объекты недвижимости как на самовольные постройки … не являлся надлежащим способом защиты». При этом ВАС указал на то, что квалифицировать отношения суд мог и самостоятельно, т. е. выбор неверного способа защиты права в этой ситуации не должен был послужить причиной отказа в иске, поскольку требования сформулированы все-таки верно.
2.Кроме того, суд указал, что по объектам, построенным до введения в действие Градостроительного Кодекса РФ 2004 года для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми на момент создания этих объектов.
Для нежилых объектов, построенных до 01.01.1995 года, нормативными актами регулирующими строительство и возникновение права собственности были:

Не все строительные проекты требуют одобрения. То, что многие граждане не знают: многие проекты освобождаются от разрешения на строительство или освобождаются от разрешения. С новым Законом о строительстве Гессен был значительно расширен каталог проектов без разрешения на строительство. 60 проектов были вновь освобождены от требования о разрешении, но обязательство по уведомлению с муниципалитетом почти всегда требуется. Просто начать с недвижимости со зданием, до сих пор не разрешено.

Кроме того, в определенных случаях исполнение требуется специализированной компанией. В этом случае Совет также обеспокоен тем, что он интересуется муниципалитетом или районным зданием. Однако для всего этого применим важный принцип: даже если проект не подлежит разрешению на строительство, может потребоваться другое разрешение, например, охрана природы, водное право или право на сохранение защиты памятника!

  • Закон РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 «О собственности в РСФСР», которым установлено, что гражданин или организация получают право собственности на имущество, полученное ими по не противоречащим закону основаниям, в частности в результате нового строительства. Отметим, что названная норма распространяется и на объекты, построенные до 1990 года. Т. е. если объект построен до 1990 года (до появления понятия частной собственности на недвижимость) на законных основаниях, то с 1990 года право на него все равно возникает.
  • Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22.05.1940 N 390 «О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках», которым установлено, что разрешение на строительство выдается городскими и поселковыми исполнительными комитетами. При этом, ВАС указал, что если после окончания строительства администрация города (поселка) так или иначе выразила свое согласие на размещение спорного объекта, например, предоставив землю под его эксплуатацию, то это означает санкционирование осуществленного ранее строительства.
  • Порядок, установленный постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 «О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов». Однако суд отметил, что данный порядок распространялся на те объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам. т. е. на объекты, построенные хозспособом, документы на ввод в эксплуаптацию не должны были выдаваться.

Итак, что же нужно для узаконения нежилых объектов, построенных хозспособом до 01.01.1995 года. Внятно и полноценно суд на этот вопрос так и не ответил, однако из анализа постановления хочется сделать ряд выводов:

Прежде чем принимать решение о разрешении на строительство без разрешения, вы должны обратиться к строительному подрядчику, знакомому со строительным законодательством или ответственным органом надзора за зданием. Исключением являются ограждения и подпорные стены. Также разрешено выдавать разрешения на перечисленные здания или другие установленные законом требования. Если у вас есть какие-либо сомнения, пожалуйста, свяжитесь с офисом округа до начала действия.

Там вы получите информацию по всем вопросам законодательства о строительстве. Зимний сад нелегко построить на дому. Для этого существуют разные рекомендации. То, что вам нужно рассмотреть, чтобы получить разрешение на строительство зимнего сада, было успешно получено.

  • Во-первых, нужны землеотводные документы, поскольку во все времена строить можно было только на той земле, которая отведена застройщику, иначе говорить о законности строения не возможно. Желательно, чтобы на момент строительства землеотвод уже был. Отметим, что по вопросу об обязательности предоставления в суд землеотводных документов Президиум прямо не пишет, но в рассмотренном деле земля предоставлялась. Если проанализировать судебную практику, которая уже возникла на основании данного Постановления Президbума, то во всех случаях удовлетворения иска вопрос по земле тоже рассмотрен (Постановление ФАС Уральского округа от 01.02.2013 N Ф09-13491/12 по делу N А76-5924/2012; Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2013 по делу N А19-16039/2012; Постановление 18ААС №18АП-9128/2013 от 16.09.2013 по делу № А07-20863/2012). Отметим, что в делах о признании прав на объекты недвижимости по приобретательной давности на основании ст. 234 ГК РФ, суды лояльнее относятся к землеотводному вопросу и не всегда делают на этом акцент, однако, по Челябинскому региону положительных решений по этой статье очень мало (отказы мотивируются другими причинами, о чем мы, возможно, тоже в ближайшее время напишем).
  • Во-вторых, требуются документы о строительстве хозяйственным способом до 01.01.1995г.. Такими документами, думаю, вполне могут быть собственные (внутрихозяйственные) акты ввода в эксплуатацию или приказы о вводе в эксплуатацию, бухгалтерские карточки учета основных средств, накладные на получение стройматериалов, платежные поручения или подрядные договоры (если сохранились), проектная документация (хотя бы частично, если разрабатывалась). В каждом случае, думаю, следует порыться в закромах и подойти к вопросу творчески. Главное, что акт приемки Госкомиссией не обязателен.
  • В-третьих, разрешение на строительство (если есть). Если его нет, то оно может быть заменено любым документом подтверждающим согласие уполномоченного органа на размещение данного объекта. Можно предположить, что документ об отведении земельного участка сам по себе заменяет разрешение на строительство, поскольку выдает разрешение и отводит землю обычно один и тот же орган, однако прямо об этом в постановлении Президиума не сказано. Отметим, что в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2013 по делу N А19-16039/2012, принятом на основании рассматриваемого постановления Президиума, разрешение на строительство указано, как обязательный документ, хотя эта позиция не соответствует позиции Высшего суда)

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.04.2013 по делу N А19-16039/2012 (выдержка):
«Таким образом, исходя из заявленных исковых требований с учетом толкования вышеназванных норм права … а также разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, истец в рамках рассмотрения настоящего дела … должен подтвердить наличие у него права на предъявление подобного иска, … доказать законность оснований возникновения у истца права собственности на недвижимость (представить доказательства, подтверждающие право на строительство и факт создания нового объекта недвижимости: доказательства предоставления кооперативу земельного участка для строительства овощехранилища в установленном законом порядке, выдачи предусмотренного действующим законодательством разрешения на строительство объекта, осуществления строительства объекта кооперативом на денежные средства его членов)».

Как определяется зимний сад?

В. определяет оранжерею, так что он является зданием или расширение, которое в основном сформировано из прозрачного материала, который проводится с помощью опорной конструкции, и в котором множество лиц может присутствовать на постоянной основе. Большие расширения с окнами, которые имеют фиксированную крышу, не подпадают под категорию зимнего сада. Зимний сад можно также нагреть! Важно помнить о том, что здание граничит с стеной и что оно может бросить вызов ветру, дождю и снегу зимой.

  • Постоянное место жительства людей.
  • Одностороннее здание.
  • Могут нагреваться.
  • Устойчивость к ветру, дождю, снегу.
  • В-четвертых, если объект Вы строили не сами, а правопредшественник Вашей организации, то необходимо предоставить документы о правопреемстве.
  • В-пятых, Президиум заикнулся о предоставлении документов, касающихся безопасности построенных объектов: «Документы, позволяющие суду сделать вывод о том, что созданные объекты недвижимости не угрожают общественным интересам, жизни и здоровью людей обществом «Агротехсервис» от компетентных органов получены, представлены и судами нижестоящих инстанций исследованы». Обычно такие документы предоставляются при рассмотрении дел именно о признании прав на «самоволки», поэтому подход ВАС вызывает удивление. Однако, Высший суд, видимо решил, перестраховаться, поскольку безопасность все-таки дело важное. Правда, в других решениях, написанных на основании Постановления Президиума, этот момент вообще не упоминается.

П роцедура узаконения старых нежилых построек, как вывод из Постановления Президиума. Выбор способа защиты права.
Административный порядок . В целом позиция Президиума относительно таких построек сводится к тому, что право собственности на них возникает не в силу признания его судом, а в силу законности строительства на основании Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 «О собственности в РСФСР». Таким образом, право является ранее возникшим, т. е. в соответствии со ст. 6 Федерального Закона 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государтсвенной регистрации прав на недвижимое имущество…» должно быть зарегистрировано Росреестром без решения суда о признании права собственности.
Судебный порядок – как обжалование отказа Росреестра.
В случае отказа в регистрации, такой отказ может быть обжалован в соответствии с главой 24 АПК РФ.
Исковой порядок — предъявление иска о признании права собственности
Однако, в самом постановлении Президиума рассмотрена ситуация, когда удовлетворен именно иск о признании права собственности, а не заявление об оспаривании действий Росреестра. Это обстоятельство Президиум объясняет тем, что именно в рассматриваемом случае из-за наличия у истца отрицательного решения по предыдущему делу, он лишен возможности обратиться в регистрирующий орган для регистрации права собственности, поскольку постройка уже признана судом самовольной. В других же ситуациях, соблюдение досудебного порядка регистрации, пожалуй, обязательно. Такое мнение изложено Постановление ФАС Московского округа от 13.02.2013 по делу N А41-16281/12.
Есть, правда, в практике и другое понимание разъяснений ВАС. В частности, ФАС Уральского округа в постановлении от 01.02.2013 N Ф09-13491/12 по делу N А76-5924/2012, в подобной ситуации все же признал право собственности на постройку, проигнорировав указания ВАС о том, что способ восстановления права должен быть административным. В том же постановлении ФАС УрФО указал, что применять нормы о приобретательной давности в таких обстоятельствах недопустимо.

Это происходит по-разному в федеративных государствах, и их интересуют отдельные муниципалитеты. Если будет создана специализированная компания с зимним садом, опытный и авторитетный поставщик также попросит соответствующее одобрение. Некоторые фирмы даже предлагают своим клиентам возможность взять на себя этот процесс утверждения.

Если в округе нет никого, возможно, дружеский джентльмен или дружелюбная леди из местного строительного бюро посещают местное население. Многие муниципалитеты планируют построить свои собственные гаражи и, возможно, садовый павильон, но для этих зданий нет места — и это также может быть желательным зимним садом. Еще один аспект, который следует учитывать, заключается в том, могут ли соседи не нравиться создание зимнего сада. В этом случае полезно говорить в хорошем контакте с соседом и фиксировать определенные вещи в письменной форме.

В целом, можно констатировать, что вопросов все равно остается очень много, однако, если у Вас есть земля и хоть какие-нибудь старые документы о строительстве, попробовать узаконить постройку, безусловно, стоит. После выхода постановления Президиума это должно получиться.

Материал подготовили Татьяна Новокрещенова и Татьяна Скворцова.

Если есть уже споры, вам, возможно, придется столкнуться с дополнительными спорами. В целом, однако, можно утверждать, что прямое притеснение не возникает из зимнего сада. Как это часто бывает, в этой области существует множество юридических текстов. Конечно, невозможно детально перечислить эти детали.

В принципе, выращивание — это расширение уже существующего здания, в том числе, в зависимости от желаемого зимнего сада. Здание представляет собой автономное здание, которое обычно связано с вопросом о разрешении на строительство.

Любой, кто хочет быть уверенным в планировании и строительстве, независимо от того, должен ли он стоять в качестве продолжения дома или стоять отдельно посередине сада, должен поручить архитектора, потому что он это знает. Любой, кто прочитал все сочинения в конце, либо отклонит планирование и монтаж, либо, скорее, обратитесь к специалисту.

Источник: www.advokat-bukov.ru

Рейтинг
Загрузка ...