5.11. Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах технических и охранных зон метрополитена
5.11.1. В соответствии с Правилами использования технических и охранных зон метрополитена в городе Москве, утвержденными приказом по комитету по архитектуре и градостроительству города Москвы от 13.03.2006 г. N 52, на территории города Москвы установлены границы технических и охранных зон метрополитена, отображенные на соответствующей тематической карте 6.5.13 раздела 6 настоящих Правил.
— техническая зона метрополитена для строительства — в целях последующего строительства участков линий метрополитена, для размещения электродепо и других наземных сооружений при строительстве объектов метрополитена;
— техническая зона метрополитена для эксплуатации — в целях обеспечения нормального функционирования объекта (входа и выхода пассажиров, подъезда и размещения специализированных машин, оборудования и материалов в период ремонтных работ метрополитена, предотвращение вибродинамического воздействия при строительных и реконструктивных работах, проводимых городом);
Строительство новых и реконструкция старых станций метро.
— охранная зона метрополитена — часть городской территории, расположенная над (под) действующими сооружениями метрополитена, а также в непосредственной близости от них в установленных параметрах. Охранные зоны устанавливаются в целях предотвращения нежелательного воздействия внешних факторов на объекты метрополитена и объектов метрополитена на прилегающие к ним территории.
5.11.3. В границах технических и охранных зон метрополитена действуют следующие ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На территории технических зон, установленных для обеспечения строительства наземных объектов метрополитена и участков линий метрополитена мелкого заложения, возведение капитальных зданий и сооружений, строительство и прокладка инженерных сооружений и коммуникаций, посадка деревьев до окончания строительства сооружений метрополитена не допускается. Пересечение территории технических зон инженерными сооружениями и коммуникациями (путепроводами, мостами, трубопроводами и т.п.), посадку кустарника и устройство газонов на территории технической зоны, а также застройку территории шириной 30 м с обеих сторон от границ технической зоны следует производить на основании заключения уполномоченных контролирующих организаций.
На территории технических зон, установленных для обеспечения строительства участков линий метрополитена глубокого заложения, а также на территории шириной 30 м, прилегающей с обеих сторон к границам технической зоны, возведение капитальных зданий и сооружений, строительство и прокладку инженерных сооружений и коммуникаций, посадку деревьев, пересечение территории технических зон инженерными сооружениями и коммуникациями (путепроводами, мостами, трубопроводами и т.п.) следует производить на основании заключения уполномоченных контролирующих организаций.
Реконструкция метро Святошино- западный переход
Использование территории технических зон эксплуатируемых линий метрополитена для размещения нового строительства, реконструкции, прокладки подземных инженерных коммуникаций следует осуществлять на основании градостроительного плана земельного участка, утвержденного в установленном порядке.
Проектирование планировки и застройки на территории данной зоны необходимо вести с обязательным учетом технических условий эксплуатации или строительства метрополитена.
Территории технической зоны, непосредственно прилегающие к наземным участкам трассы и наземным объектам эксплуатируемого метрополитена, должны быть оборудованы закрытыми системами дождевой канализации и обеспечивать возможность проезда специализированного транспорта (пожарных машин, машин скорой помощи, ремонтной техники). При использовании территории технической зоны под элементы улично-дорожной сети необходимо выполнение защитных ограждений от наезда автотранспорта на ограждающие конструкции метрополитена. Расстояние от ограждающих конструкций метрополитена до посадок кустарника должно составлять не менее 1,5 м, до древесных посадок — не менее 10 м.
На участке территории шириной 25 метров, прилегающей к наземным вестибюлям или выходам из подземных (надземных) вестибюлей метрополитена, в целях предотвращения террористической деятельности не допускается размещение объектов обслуживания (торговли, игорного бизнеса, общественного питания) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 21.09.2004 N 636-ПП «Об упорядочении использования территории метрополитена и 25 метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений метрополитена».
На территории, прилегающей к наземным вестибюлям, выходам из подземных (надземных) вестибюлей метрополитена, необходимо предусматривать возможность подъезда и беспрепятственного маркирования специализированного автотранспорта оперативных и аварийных служб города.
У наземных (надземных) станций метрополитена для обеспечения реконструкции, связанной с увеличением их размеров, необходимо предусматривать свободное от капитальной застройки пространство шириной 20 м и длиной не менее 60 м в каждую сторону.
Расстояние от наземных вентиляционных киосков и установок тоннельной вентиляции до магистральных улиц и дорог, открытых и закрытых стоянок автотранспорта, торговых мест и окон зданий и сооружений должно быть не менее 25 м. В условиях стесненной городской застройки киоски вентиляционных установок, работающих в режиме эксплуатации на выброс, разрешается размещать на расстоянии менее 25 м от проезжей части дорог.
Проектирование планировки и застройки на территории вблизи линий и объектов метрополитена необходимо вести на основании расчетов уровней шума и вибрации с осуществлением застройщиком защитных мероприятий, обеспечивающих нормативно допустимые уровни воздействия упомянутых факторов.
Шумозащитную зону от электродепо (с ремонтной базой) следует принимать согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
На территории охранных зон с обозначением МЛ при оформлении ГПЗУ требуется получение заключений уполномоченных контролирующих организаций, при осуществлении следующих видов деятельности:
— проектирование и строительство объектов водоснабжения и водопользования (бассейнов, коллекторов, водозаборных скважин, водосборников), осуществлении деятельности, связанной с искусственным водопонижением и движением воды;
— проектирование и строительство топливно-заправочных комплексов (ТЗК), складов ГСМ, нефтепроводов, нефтеперерабатывающих предприятий, городских очистных сооружений, производственных коммуникаций.
Проектирование планировки и застройки на территории данной зоны необходимо вести с обязательным учетом технических условий эксплуатации или строительства метрополитена.
— размещение ТЗК с применением конструктивных приемов и строительных материалов, предотвращающих попадание нефтепродуктов в грунт;
— складирование бытовых отходов в специально оборудованных для этой цели местах с применением конструктивных приемов и строительных материалов, предотвращающих попадание в грунт талых вод и продуктов распада;
Расстояние от наземных вентиляционных киосков и установок тоннельной вентиляции метрополитена до ТЗК, складов нефти и нефтепродуктов, горючих газов, лесоматериалов, газо- и нефтепродуктов, объектов нефтеперерабатывающей и химической промышленности следует принимать не менее 100 м.
Охранные зоны с обозначением М.2 устанавливаются на территориях, опасных и потенциально опасных в проявлении карстово-суффозионных явлений и процессов, прилегающих к действующим, проектируемым и строящимся линиям и объектам метрополитена.
Проектирование планировки и застройки на территории данной зоны необходимо вести с обязательным проведением инженерно-геологических изысканий и учетом технических условий эксплуатации или строительства метрополитена.
Наземные и надземные участки землепользования объектов метрополитена не разрешается пересекать городскими инженерными сооружениями без заключения уполномоченных контролирующих организаций.
Размещение автостоянок под надземными сооружениями метрополитена следует согласовывать с Государственной противопожарной службой города Москвы.
Документация по проектированию (строительству) объектов, размещаемых на территории технических к охранных зон метрополитена и требующих получения заключений контролирующих организаций, согласно требованиям Раздела 6 данного документа, должна рассматриваться ОПС ГУП «Мосгоргсотрест», а также:
— при размещении объекта на территории прохождения эксплуатируемого метрополитена — уполномоченной организацией, осуществляющей эксплуатацию Московского метрополитена;
— при размещении объекта на территории прохождения проектируемого и строящегося метрополитена — уполномоченными организациями, осуществляющими проектирование Московского метрополитена и разработку Генсхемы метрополитена.
По решению эксплуатирующей организации документация может быть направлена в организацию, осуществляющую проектирование, а оттуда (по решению проектной организации) — в специализированные организации для получения заключения о возможном влиянии нового строительства на сооружения метрополитена.
Примечание: 1. Уполномоченной организацией, осуществляющей эксплуатацию Московского метрополитена в настоящее время, является ГУП «Московский Метрополитен».
2. Уполномоченными организациями, осуществляющими проектирование Московского метрополитена в настоящее время, являются ОАО «Метрогипротранс», ГУП НИиПИ Генплана Москвы.
Документация по проектированию линий метрополитена в зоне жилой и общественной застройки должна рассматриваться уполномоченной организацией, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор в городе Москве.
Документация по проектированию (строительству) объектов, размещаемых на территории, установленной по фактору сверхнормативного воздействия шума и вибрации от линии метрополитена, должна рассматриваться уполномоченной организацией, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор в городе Москве и уполномоченной организацией, осуществляющей эксплуатацию (проектирование) Московского метрополитена.
Примечание. Уполномоченной организацией, осуществляющей санитарно-эпидемиологический надзор в городе Москве в настоящее время, является Территориальное управление Роспотребнадзора по городу Москве.
Строительные работы по возведению зданий и сооружений в технических зонах, а также работы, связанные с искусственным водопонижением и движением воды на территориях охранных зон М.1 и М.2, следует производить при техническом надзоре уполномоченных организаций, осуществляющих эксплуатацию Московского метрополитена.
На территориях, прилегающих к линиям и сооружениям метрополитена проведение инженерно-геологических и буровых работ следует выполнять в соответствии с «Правилами подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в г. Москве», а также с соблюдением ряда дополнительных ограничений в пределах охранной зоны, изложенных ниже:
Разрешение на проведение инженерно-геологических и буровых работ в данной охранной зоне выдается после согласования производителем работ инженерно-топографического плана с проектным положением горных выработок масштаба 1:500, технического задания и программы производства работ. Согласование производится:
— при производстве работ в охранной зоне действующих линий метрополитена — организацией, осуществляющей эксплуатацию Московского метрополитена;
— при производстве работ в охранной зоне строящихся и реконструируемых линий метрополитена — организацией, осуществляющей проектирование и строительство Московского метрополитена.
Ведение инженерно-геологических, буровых работ в охранной зоне эксплуатируемого метрополитена производится в следующем порядке:
1) работы в охранной зоне шириной от 15 до 40 метров от сооружений метрополитена следует производить в присутствии соответствующих служб организации, осуществляющей эксплуатацию Московского метрополитена, для чего производитель работ должен уведомить эти службы о производстве работ не позднее, чем за три дня до их начала;
2) работы в охранной зоне шириной от 5 до 15 м от сооружений метрополитена разрешается проводить после издания совместного приказа с уполномоченной организацией, осуществляющей эксплуатацию Московского метрополитена;
3) при производстве работ в охранной зоне шириной до 5 м от сооружений метрополитена следует производить вынос в натуру габаритов подземных сооружений метрополитена организацией, имеющей лицензию на специальные маркшейдерские работы. Вынос в натуру местоположения горных выработок проводить с учетом положения сооружений метрополитена.
ИсточникПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА
С 2011 года «Мосинжпроект» выступает генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком новых линий и станций московского метрополитена. За это время в столице «Мосинжпроектом» построено и введено в эксплуатацию более 125 км линий метро, 61 станция и 11 электродепо.
Речь идет о продлении существующих радиальных линий (например, Люблинско-Дмитровской) и строительстве новых радиусов (Солнцевский радиус Калининско-Солнцевской линии, Некрасовская линия), а также отдельных станций (так, была достроена законсервированная более 40 лет назад станция «Спартак» Таганско-Краснопресненской ветки).
Центральным объектом программы развития метро является Большая кольцевая линия (БКЛ) – самый масштабный и амбициозный проект отечественного метростроения. Строительство нового кольца, которое объединит периферийные районы столицы, позволит сэкономить для горожан время в пути и разгрузит действующие участки и станции метро. По своей протяженности – 70 км – БКЛ станет самой длинной кольцевой линией метро в мире!
В настоящее время «Мосинжпроект» ведет проектирование и строительство на всех участках БКЛ. 22 станции уже открыты для пассажиров.
В рамках реализации программы метростроения «Мосинжпроект» координирует работу лучших строительных компаний, обеспечивает безопасность строительного производства и использует самые передовые технологические решения. На строительстве метро задействованы современные тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК), включая щиты большого диаметра – 10-метровые ТПМК, предназначенные для возведения двухпутных тоннелей.
18 марта 2020 года судьей Guinness World Records («Гиннесс. Мировые рекорды») в Москве был зафиксирован мировой рекорд по самому большому количеству тоннелепроходческих комплексов – 23 ТПМК, работающих одновременно на одном проекте – в рамках Программы развития московского метрополитена.
Для создания уникальных проектов новых станций метрополитена «Мосинжпроектом» по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина была возобновлена практика проведения открытых международных конкурсов на разработку архитектурного облика строящихся станций. За прошедшие годы проведено пять таких конкурсов, на которых определены концепции дизайна для 11 станций московского метрополитена.
Для обеспечения качественной и безопасной работы новых линий и станций подземки «Мосинжпроект» ведет работу по строительству новых и реконструкции действующих электродепо, в которых проводится текущий и капитальный ремонт вагонов метро, а также ночной отстой и мойка поездов, создаются необходимые условия для работы и отдыха сотрудников депо.
В рамках реализации Программы развития транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) Москвы «Мосинжпроект» ведет работу по созданию ТПУ на базе строящихся станций метро, обеспечивая технологическую часть ТПУ (пересадка между разными видами транспорта, увязка проекта с улично-дорожной сетью и близлежащей застройкой) и комплексное благоустройство территории. В портфеле проектов группы компаний «Мосинжпроект» – реализация крупнейшего транспортно-пересадочного узла Москвы – ТПУ «Нижегородская», который объединил две линии метро, Московское центральное кольцо, Московскую железную дорогу и наземный общественный транспорт.
Источник