Ремонт здания будет являться ремонтом объекта капитального строительства

Текущий и капитальный ремонт ОС в бюджетных, казенных и автономных учреждениях

• Разграничение текущего и капитального ремонта
• Документальное оформление ремонта ОС
• Создаем резерв на текущий или капитальный ремонт ОС
• Статьи КОСГУ и коды КВР на расходы на текущий и капитальный ремонт ОС
• Как в налоговом учете отразить расходы, если они понесены за счет средств субсидий или лимитов (ассигнований)
• Как отразить расходы, если они понесены за счет собственных доходов
• Расходы, понесенные за счет средств субсидий и собственных доходов одновременно

Ирина Пугачёва,

Главный бухгалтер группы компаний «Ваш Консультант»

vk facebook ok

Самостоятельный ремонт наружной стены трехэтажного здания. 11 этапов ремонта. #234

Основные средства нужно периодически ремонтировать. Часто этот ремонт незначительный, но иногда нужно провести существенный ремонт, например, пристроить часть здания. В этой статье разберем, какой ремонт основных средств относить к текущему, какой — к капитальному, а также как их отразить в учете учреждения.

Отличия текущего и капитального ремонта

Текущий ремонт — это поддержание основного средства в рабочем состоянии, устранение неисправностей и замена отдельных изношенных деталей, узлов. По своей сути текущий ремонт является предупредительным.

Назовем некоторые работы, которые относят к текущему ремонту, по видам основных средств:

  • здания, сооружения — работы по поддержанию параметров устойчивости, надежности, исправности строительных конструкций, систем и сетей инженерно-технического обеспечения, а также их элементов (ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ);
  • оборудование (например, компьютеры, оргтехника) — работы по поддержанию в работоспособном состоянии, восстановлению или замене отдельных частей, деталей (кроме корпусных и базовых).

Капитальный ремонт — это проведение работ с объектом по замене и (или) восстановлению (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ):

  • его строительных конструкций или элементов этих конструкций (кроме несущих);
  • систем и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов;
  • замена отдельных элементов несущих конструкций на аналогичные, а также восстановление этих элементов.

К капитальному ремонту относят восстановление утраченных технических характеристик объекта в целом. При этом в отличие от реконструкции его основные технико-экономические показатели не меняются (Письмо Минстроя России от 27.02.2018 N 7026-АС/08).

Приведем некоторые работы, которые относят к капитальному ремонту, по видам основных средств:

1) здания, сооружения (п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ):

Серия 1. Понятия — ремонты и пример приобретения оборудования в рамках капитального ремонта здания.

  • замена или восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций;
  • замена или восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов;
  • замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или улучшающие, а также восстановление указанных элементов;

2) транспортные средства — работы по полной разборке автомобиля на агрегаты, а агрегатов — на детали, слесарно-механические, сварочные, медницкие, обойные, малярные и другие необходимые работы с заменой всех без исключения изношенных или поврежденных деталей новыми или отремонтированными;

3) оборудование (например, компьютеры, оргтехника) — работы по частичной разборке, ремонту базовых, корпусных деталей, узлов, замена старых деталей на новые, установка, сборка, регулировка и испытание.

После того, как мы определились с видом ремонта, нужно правильно оформить передачу объекта в ремонт и сам ремонт ОС.

Документальное оформление ремонта ОС

При передаче основного средства в ремонт рекомендуем оформить:

  • акт приема-передачи по форме, разработанной учреждением самостоятельно и утвержденной им в своей учетной политике. Акт должен содержать все обязательные реквизиты, которые установлены п. 25 Федерального стандарта N 256н, — при передаче сторонней организации;
  • накладную на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов (ф. 0504102) — при передаче в структурное подразделение учреждения.

В общем случае при передаче основного средства в ремонт бухгалтерские записи по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 101 00 000 не оформляются (п. 27 Инструкции N 157н). Но если основное средство вы передаете в ремонт по накладной (ф. 0504102), то рекомендуем оформить такую передачу как внутреннее перемещение и отразить в бухгалтерском (бюджетном) учете на счете 0 101 00 000.

Расходы на проведение текущего или капитального ремонта основных средств должны быть обоснованы и документально подтверждены (ч. 1 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, п. 23 Федерального стандарта N 256н). Документы на проведение работ по текущему или капитальному ремонту оформляйте одинаково. Необходимость проведения текущего или капитального ремонта может быть подтверждена следующими документами:

  • дефектной ведомостью;
  • актом о выявленных дефектах оборудования;
  • актом осмотра основных средств.

Эти документы не относятся к первичным учетным документам, но, по нашему мнению, их можно приложить к первичному учетному документу при необходимости. Например, если дефектная ведомость является частью документа, подтверждающего расходы по ремонту (объемы выполненных работ), вы вправе установить порядок ее составления и формирования в учетной политике (Письмо Минфина России от 14.01.2019 N 02-07-10/868). Считаем, что такой подход применим не только к дефектной ведомости, но и ко всем указанным видам актов.

Читайте также:  Объект комплексного строительства это
Персональный информационный портал
Страница регистрации

Вам выслано письмо для подтверждения регистрации в системе. После выполнения этого действия вы можете продолжить работу в системе

Завершение ремонта оформите актом приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103). Запись о проведенном ремонте основного средства внесите (п. 27 Инструкции N 157н, Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухучета):

  • в инвентарную карточку учета нефинансовых активов (ф. 0504031);
  • в инвентарную карточку группового учета нефинансовых активов (ф. 0504032).

Создаем резерв на текущий или капитальный ремонт ОС

В бухгалтерском (бюджетном) учете резерв на текущий, капитальный ремонт основных средств создают на основе оценочных значений. Порядок и методы формирования оценочного значения установите в своей учетной политике (Письмо Минфина России от 20.05.2015 N 02-07-07/28998). Например, резерв можно формировать ежемесячно в размере 1/12 от сметной стоимости ремонтных работ за год. При сформированном резерве предстоящих расходов на ремонт основных средств расходы на ремонт производите за счет суммы созданного резерва (п. 302.1 Инструкции N 157н). Формирование резерва отразите следующими бухгалтерскими записями:

1 Применяются соответствующие код группы и код вида синтетического счета.

2 Применяется соответствующий код вида синтетического счета, если он утвержден в учетной политике.

В налоговом учете резерв вправе формировать учреждение, которое создано не менее трех лет назад (Письмо Минфина России от 17.01.2007 N 03-03-06/1/9). Вы можете создать резерв:

  • на текущий ремонт;
  • особо сложный и дорогой вид капитального ремонта.

Отчисления в резерв определите исходя из совокупной стоимости основных средств. Норматив отчислений утвердите самостоятельно в учетной политике для целей налогообложения (п. 2 ст. 324 НК РФ). Определите предельную сумму отчислений в резерв исходя из периодичности проведения ремонта и его сметной стоимости.

Предельная сумма резерва не может превышать среднюю величину фактических расходов на ремонт за последние три года. Меньшая из сумм и будет являться основой для определения отчислений в резерв. Если по основным средствам будет проведен капитальный ремонт, определите сумму дополнительных отчислений в резерв. Эту сумму возьмите исходя из общей стоимости ремонта по таким объектам и разделите на количество лет, в течение которых происходит ремонт. Ее следует прибавить к сумме отчислений в резерв (Письмо Минфина России от 22.06.2011 N 03-03-06/1/369).

Статьи КОСГУ и коды КВР на расходы на текущий и капитальный ремонт ОС

Расходы на проведение текущего или капитального ремонта отнесите на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (п. 10.2.5 Порядка N 209н, Письмо Минфина России от 28.05.2019 N 02-05-10/39353). Код вида расходов для отражения затрат выбирайте в зависимости от типа ремонта. Если проводите:

  • текущий ремонт — то относите расходы на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (п. 48.2.4.4 Порядка N 85н);
  • капитальный ремонт — выбирайте код вида расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» (п. 48.2.4.3 Порядка N 85н, Письмо Минфина России от 28.05.2019 N 02-05-10/39353).

Разъяснения Минфина России даны в отношении применения Порядка N 132н, однако считаем их актуальными и для Порядка N 85н. Дополнительно обратите внимание, что казенные учреждения при проведении ремонта компьютерного оборудования в установленных случаях могут применять КВР 242 «Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий» или КВР 246 «Закупка товаров, работ, услуг в целях создания, развития, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем» (п. п. 48.2.4.2, 48.2.4.6 Порядка N 85н).

Как в бухгалтерском (бюджетном) учете отразить расходы

Расчеты по оплате контрактов (договоров) на выполнение работ и услуг по содержанию имущества учитывайте на счете 0 302 25 000. В стоимость основного средства, являющегося комплексом конструктивно-сочлененных предметов, в случаях, предусмотренных учетной политикой (в том числе при проведении капитального ремонта), включайте затраты по замене его составных частей.

Включайте их в стоимость только при условии, что составные части являются активом согласно критериям признания основных средств (п. п. 19, 27 Федерального стандарта N 257н). Стоимость отремонтированного объекта скорректируйте на стоимость заменяемых (выбывающих) частей.

При этом остаточную стоимость замененной (выбывшей) части основных средств отнесите на финансовый результат текущего периода вне зависимости от того, самортизирована эта часть отдельно или нет. Обязательное условие — нужно документально подтвердить стоимостную оценку части объекта, которая подлежит замене.

Если определить остаточную стоимость замененной части невозможно, такая величина может быть эквивалентна затратам на ее замену (п. п. 27, 50 Федерального стандарта N 257н). В случае когда определить стоимость замененной части невозможно или в результате замены не создан самостоятельный объект, удовлетворяющий критериям актива, корректировать стоимость ремонтируемого объекта не нужно (п.

27 Федерального стандарта N 257н, Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 257н, Письмо Минфина России от 25.05.2018 N 02-06-10/35540). Если при проведении ремонта создан самостоятельный актив, при условии соблюдения критериев признания основных средств примите его к учету в составе нефинансовых активов.

Читайте также:  Пример проекта консервации объекта незавершенного строительства

Затраты на создание такого актива признайте в стоимости основного средства. В этом случае учтенная ранее в стоимости сумма затрат на создание аналогичного актива при проведении ремонта (модернизации, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) подлежит списанию в расходы текущего года с учетом накопленной амортизации (п. 28 Федерального стандарта N 257н, Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 257н). Не включайте в стоимость основного средства расходы на осуществление текущего (капитального) ремонта основных средств, в результате которых не создаются активы, например затраты по ремонту помещения: по покраске, побелке, замене окон, дверей, иных аналогичных работ. Относите такие затраты в расходы текущего финансового года без отнесения на увеличение стоимости основного средства (Методические рекомендации по применению Федерального стандарта N 257н).

Источник

О сметах на ремонт в учреждении

Обязательно ли для государственного бюджетного учреждения наличие сметы на проведение капитального ремонта зданий (сооружений), кто должен этим заниматься и что для этого требуется, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Игорь Котыло и Аркадий Серков.

Игорь Котыло

Аркадий Серков

Является ли обязательным наличие сметы на проведение работ по текущему, капитальному ремонту зданий (сооружений) в федеральном государственном бюджетном учреждении, или достаточно иметь дефектные ведомости на виды выполняемых ремонтных работ? Может ли главный инженер (или иной сотрудник отдела учреждения) сам составлять сметы на выполнение ремонтных работ, или это должны делать сметчики, специалисты, имеющие свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией? Имеет ли при этом значение источник финансирования ремонтных работ: бюджетные или внебюджетные средства?

Прежде отметим, что ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) указывает, что законодательство РФ о размещении заказов, состоящее в первую очередь из этого Закона, основывается на положениях Гражданского кодекса РФ. При этом ч.ч. 1, 2 ст. 9 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что под контрактом понимается договор, заключаемый заказчиком в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Отсюда следует, что к контракту применяются положения Гражданского кодекса РФ, если Законом N 94-ФЗ не предусмотрено иного. В частности, к государственным и муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ применяются нормы параграфа 5 главы 37 ГК РФ, и ко всем контрактам применяются также общие положения о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ), если иное не установлено правилами Гражданского кодекса РФ об этом виде договора (п. 2 ст. 702 ГК РФ).

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 424 ГК РФ, исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Только в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Законодательством регулирования работ по договору подряда в целом, равно как и по отдельным видам этого договора, в том числе строительного подряда, не предусмотрено.

Цена работ по договору подряда, согласно п. 3 ст. 709 ГК РФ, может быть определена путем составления сметы. То есть, обратим внимание, смета — это только расчет, обоснование цены по договору подряда, составление которого по общему правилу не обязательно. Какой-либо иной функции смета не несет.

По договору строительного подряда, по которому выполняются строительство, реконструкция, а также капитальный ремонт здания, сооружения или иного объекта (п. 2 ст. 740 ГК РФ), составление сметы обязательно (п. 1 ст. 743 ГК РФ).

В силу вышеупомянутого п. 3 ст. 709 ГК РФ в случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком (в контексте п. 1 ст. 424 ГК РФ «подтверждение сметы» следует расценивать именно как форму достижения взаимного согласия, соглашения сторон). Как видим, законодательство предполагает, что составление сметы осуществляется, как правило, именно подрядчиком. Вместе с тем приведенная норма не исключает составления сметы заказчиком, по своему смыслу она регулирует только один частный случай — когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной именно подрядчиком.

Составления сметы по контракту касается только одна норма Закона N 94-ФЗ, причем только косвенно: согласно ст. 19.1 этого закона для установления начальной (максимальной) цены контракта (далее — НМЦК) заказчик, уполномоченный орган вправе или принять в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, из различных (практически любых) источников, или осуществить свои расчеты НМЦК. Представляется очевидным, что по договору строительного подряда расчет НМЦК и будет являться сметой. Заметим, что НМЦК может быть установлена только при размещении заказа путем торгов или запроса котировок, необходимости обоснования цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, Законом N 94-ФЗ не установлено.

Вместе с тем Законом N 94-ФЗ установлен особый порядок определения цены контракта, заключаемого по результатам торгов и запроса котировок: она определяется предложением участника размещения заказа, с которым заключается контракт, отраженным в заявке на участие в торгах или котировочной заявке (смотрите, например, ч. 3 ст. 29, ч. 3 ст. 38, ч. 10 ст. 41.12, ч. 8 ст.

Читайте также:  Когда компания завершает строительство или реконструкцию объектов инвестиционной собственности

47 Закона N 94-ФЗ). (Порядок определения цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, Законом N 94-ФЗ не установлен). При этом представляется очевидным, что поскольку только участник размещения заказа, с которым заключается контракт, может знать все нюансы формирования предложенной им цены, то и представить смету, то есть расчет этой цены, тем более может только он и такой расчет не может зависеть от расчета НМЦК.

Соответственно, следует руководствоваться вышеприведенными общими нормами Гражданского кодекса РФ: цена определяется соглашением сторон и может быть (по договору строительного подряда — должна быть) определена путем составления сметы, в том числе составления сметы подрядчиком, при условии утверждения ее заказчиком.

Необходимость получения для составления сметы лицензии, свидетельства о допуске к такому виду работ или какого-либо иного разрешительного документа законодательством не предусмотрена. Безусловно, смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, согласно п. 11 ч. 12 ст.

48 Градостроительного кодекса РФ (далее — ГрК РФ), входит в состав соответствующей проектной документации. Но следует учитывать, что в силу ч. 2 ст.

48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта. Очевидно, что смета к таким материалам не относится.

Повторимся: из п. 3 ст. 709, п. 1 ст. 743, п. 1 ст. 746 ГК РФ следует, что составление сметы является только способом определения цены, то есть проведением экономических расчетов.

Соответственно, к собственно работам по проектированию объектов капитального строительства составление сметы не относится. В составе проектной документации смета должна рассматриваться как дополнительный документ, разработанный на основе собственно проектных документов. Поэтому требования о наличии допуска к выполнению проектных работ на составление сметы не распространяются. Подтверждение этому можно найти и в том, что п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ говорит о смете на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов, то есть смета не является обязательной частью любой проектной документации.

Требований о какой-либо обязательной проверке, экспертизе смет, как составленных заказчиком для обоснования НМЦК, так и составленных подрядчиком, какими-либо органами или организациями, помимо самого заказчика, законодательство не содержит.

Более того, поскольку, как указывалось выше, цены на подрядные работы не регулируются, правоприменительная практика исходит из того, что механизм ценообразования каждого хозяйствующего субъекта известен только ему, и сметные нормативы, утверждаемые различными органами власти, обязательной силы не имеют (смотрите, например, письма Минрегионразвития РФ от 07.05.2008 N 11089-СМ/08, Минэкономразвития РФ от 17.04.2008 N Д05-1378, постановление ФАС Московского округа от 18.09.2008 N КГ-А41/8488-08). Соответственно, какая-либо экспертиза, в смысле сверки сметы с образцом, невозможна ввиду отсутствия такового образца. Проверка сметы возможна только с позиции соответствия ее составу работ, при этом, как представляется, такую проверку должен проводить в первую очередь заказчик, лучше других осведомленный о своих потребностях в работе. Если у заказчика отсутствуют соответствующие технические специалисты, такая проверка может быть выполнена и сторонней организацией.

Заметим, что ситуация должна измениться с 1 января 2014 года со вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Статьей 22 этого Закона по-новому урегулирован порядок определения НМЦК.

Согласно ч. 1 этой статьи НМЦК и в предусмотренных этим Законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения одного или нескольких перечисленных в этой части методов. В их числе и проектно-сметный метод, который заключается, в том числе в определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства (ч.

9 ст. 22 указанного Закона). В этой связи возникает возможность проверки (экспертизы) сметы на предмет её соответствия упомянутым, государственным элементным сметным нормам, хотя обязанности её проведения законом не устанавливается (но она может быть введена подзаконными актами, в том числе — в рамках административного управления). Также, отметим, не вводится ни обязанности подрядчиков, с которыми будут заключать контракты по итогам сметных процедур, составлять сметы по указанным нормам, ни обязанности заказчика проводить экспертизу таких смет с привлечением каких-либо специализированных организаций (хотя, безусловно, заказчик имеет право это сделать, поскольку ограничений на это законом также не установлено).

С текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, можно ознакомиться в справочной правовой системе ГАРАНТ.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...