Изменение требований к подготовке акта обследования: важна дата сноса объекта капитального строительства
Нередко возникают случаи, когда необходимо снести старое, не пригодное для эксплуатации здание или незавершенное строение для того, чтобы использовать земельный участок, на котором были расположены старые объекты, по-новому. Для этого необходимо не только провести работы по сносу здания, но и снять его с кадастрового учета в Едином государственном реестре недвижимости.
Прежде всего необходимо подготовить заключение по техническому состоянию объекта. Документом, который содержит это заключение, является акт обследования объекта недвижимости.
Акт обследования подтверждает факт того, что объект недвижимого имущества перестал существовать.
На заметку. К акту также могут быть приложены и другие документы, которые подтверждают уничтожение недвижимости.
Подготовка акта обследования – это первая стадия снятия объекта с государственного кадастрового учета. Этот документ изготавливается кадастровым инженером и должен соответствовать требованиям к его подготовке, которые установлены Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861.
Неэмпирические методы расчета
С 20 июля 2019 года вступил в силу Приказ Минэкономразвития России «О внесении изменений в требования к подготовке акта обследования, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. № 861, и требования к подготовке технического плана и состав содержащихся в нем сведений, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953»(от 26.03.2019 № 166).
Приказ содержит следующие изменения требований к подготовке акта обследования объекта.
Если объект капитального строительства прекратил существование после 4 августа 2018 года в результате сноса, в реквизит «Перечень документов, использованных при подготовке акта обследования» также вносятся сведения об уведомлении о завершении сноса объекта капитального строительства и о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального района по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства.
На заметку. Копия уведомления о завершении сноса включается в состав приложения акта обследования.
Застройщик или технический заказчик обязан подать уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства, а также о завершении сноса этого объекта не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ и не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта капитального строительства соответственно (п.п. 9, 12 ст. 55.31 Градостроительного кодекса РФ).
К сведению. Формы этих уведомлений утверждены Приказом Минстроя России «Об утверждении форм уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства и уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства» (от 24.01.2019 N 34/пр).
При отсутствии в акте обследования уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства и информации о направлении такого уведомления в орган местного самоуправления государственный регистратор Управления Росреестра по Пермскому краю примет решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета вне зависимости от даты подготовки акта обследования (п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Юг-Эксперт Обследование конструкций зданий и сооружений
Если снос объектов недвижимости был осуществлен до 4 августа 2018 года (до даты вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 340-ФЗ), наличие уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства не является обязательным. В том числе оно может отсутствовать в составе приложения к акту обследования.
ИсточникРезультаты и материалы обследования объекта капитального строительства при сносе пример
(введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
1. Снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.
2. Условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение не более чем десяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче таких условий от застройщика, исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения устанавливается Правительством Российской Федерации.
3. В процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.
4. Работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о сносе объектов капитального строительства, заключенным с лицами, не являющимися застройщиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружения, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
5. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, может выполнять работы по договорам подряда на осуществление сноса в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает одного миллиона рублей.
6. Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства для выполнения работ по сносу объектов капитального строительства:
1) государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе государственных и муниципальных казенных предприятий, государственных и муниципальных учреждений в случае заключения ими договоров подряда на осуществление сноса с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
2) коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на осуществление сноса с указанными предприятиями, учреждениями, а также с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, которые предусмотрены пунктом 1 настоящей части и в ведении которых находятся указанные предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных предприятий, учреждений, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
3) юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями (за исключением юридических лиц, предусмотренных пунктом 1 настоящей части), в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на осуществление сноса в установленных сферах деятельности (в областях, для целей осуществления деятельности в которых созданы такие юридические лица), а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на осуществление сноса с указанными юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных юридических лиц;
4) юридических лиц, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения указанными юридическими лицами договоров подряда на осуществление сноса с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в установленных сферах деятельности которых указанные юридические лица осуществляют уставную деятельность, или в случае выполнения указанными юридическими лицами функций технического заказчика от имени этих федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также коммерческих организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля указанных юридических лиц составляет более пятидесяти процентов, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров строительного подряда с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами или в случае выполнения такими коммерческими организациями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц;
5) лиц, осуществляющих снос объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса.
7. Лицом, осуществляющим снос объекта капитального строительства (далее — лицо, осуществляющее снос), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на осуществление сноса. Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.
8. Застройщик вправе осуществлять снос объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на осуществление сноса.
Уведомлять о начале работ по сносу не требуется, если работы по сносу объекта капитального строительства, не связанному со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства на месте снесенного объекта, начаты до 04.08.2018 (ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ).
9. В целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения объекта капитального строительства или в случае, если объект капитального строительства расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства не позднее чем за семь рабочих дней до начала выполнения работ по сносу объекта капитального строительства. Указанное уведомление должно содержать следующие сведения:
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика или технического заказчика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о праве застройщика на объект капитального строительства, подлежащий сносу, а также сведения о наличии прав иных лиц на объект капитального строительства, подлежащий сносу (при наличии таких лиц);
6) сведения о решении суда или органа местного самоуправления о сносе объекта капитального строительства либо о наличии обязательства по сносу самовольной постройки в соответствии с земельным законодательством (при наличии таких решения либо обязательства);
7) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком или техническим заказчиком.
9.1. Подача уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства наряду со способами, предусмотренными частью 9 настоящей статьи, может осуществляться:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
10. К уведомлению о планируемом сносе объекта капитального строительства, за исключением объектов, указанных в пунктах 1 — 3 части 17 статьи 51 настоящего Кодекса, прилагаются следующие документы:
1) результаты и материалы обследования объекта капитального строительства;
2) проект организации работ по сносу объекта капитального строительства.
11. Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления проводит проверку наличия документов, указанных в части 10 настоящей статьи, обеспечивает размещение этих уведомления и документов в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет о таком размещении орган регионального государственного строительного надзора. В случае непредставления документов, указанных в части 10 настоящей статьи, данный орган местного самоуправления запрашивает их у заявителя.
12. Застройщик или технический заказчик не позднее семи рабочих дней после завершения сноса объекта капитального строительства подает на бумажном носителе посредством личного обращения в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором располагался снесенный объект капитального строительства, или в случае, если такой земельный участок находится на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в соответствующий орган местного самоуправления посредством почтового отправления уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства.
(в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12.1. Подача уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства наряду со способами, предусмотренными частью 12 настоящей статьи, может осуществляться:
1) с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг;
2) с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.
(часть 12.1 введена Федеральным законом от 01.07.2021 N 275-ФЗ)
13. Формы уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства, уведомления о завершении сноса объекта капитального строительства утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
14. Орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства, в течение семи рабочих дней со дня поступления этого уведомления обеспечивает размещение этого уведомления в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности и уведомляет об этом орган регионального государственного строительного надзора.
Источниксостав обследований для проекта сноса здания (ПОД)
по МДС 12-46.2008 для разработки проекта сноса (ПОД ) (т.е. решение о сносе уже принято заказчиком)требуется обследование общего технического состояния.
Понятно,что оно д.б. иным,чем по ГОСТ 53778 -2010 , подскажите, в каких документах есть требования к такому обследованию?
действительно, почему иным?
Это желание пока только Заказчика. А Вы должны доказать в органах
1) что действительно необходим снос
2) что снос не повредит соседним строениям
3) и иногда при сложных схемах зданий требуют детального обследования (если вы выдернете 1 колонну, то завалится ли все здание и куда)
4) еще обследование требует демонтажная организация, что бы определить объемы демонтажа и с чем имеет она дело.
Т.е все по ГОСТ 53778 -2010
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
МДС 12-46.2008 Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ
5.1. Исходными материалами (данными) для составления проекта служат: задание заказчика на разработку проекта организации работ; разделы проекта строительства объекта капитального строительства (архивный экземпляр); генеральный план; конструктивные и объемно-планировочные решения; смета на снос (демонтаж) объекта капитального строительства; ситуационный план размещения объекта капитального строительства с указанием (при наличии) расположения пунктов утилизации отходов и полигонов для их захоронения; план транспортной инфраструктуры района; перечень зданий и сооружений объекта капитального строительства, подлежащих сносу (демонтажу); перечень и план размещения демонтируемого технологического оборудования, его габаритные размеры и массы, условия демонтажа и транспортирования; данные об источниках и порядке временного обеспечения работ по сносу (демонтажу) водой, электроэнергией, паром и т.п.; данные о наличии и возможности использования средств механизации заказчика для выполнения работ по сносу (демонтажу). |
Я то уже подумал, где я мог пропустить такую интересную фишку.
Хорошо, если есть исполнительная документация.
Бывает и её нет.
Необходимо использовать последний ?акт о осмотре здания?.
Уверен, что в эксплуатационной документации такой должен быть.
Осмотры должны по нормам проводиться то ли ежегодно, то ли ежесезонно. Или период определяется в эксплуатационной документации (вроде бы так).
Затребуйте её.
2) что снос не повредит соседним строениям
3) и иногда при сложных схемах зданий требуют детального обследования (если вы выдернете 1 колонну, то завалится ли все здание и куда)
этого тоже не надо — здания одноэтажные,их снос не меняет НДС грунта (а что еще — не могу представить),здания сносятся целиком
4) еще обследование требует демонтажная организация, что бы определить объемы демонтажа и с чем имеет она дело.
А вот это и есть цель такого обследования — разработка ПОД (проекта организации сноса (демонтажа) . Вот про энто я и спрашивал.
5.7. В переченьмероприятий по выведению из эксплуатации зданий, строений и сооружений (по п. 5.6, в) включают: — обследование их общего технического состояния с целью получения исходных данных дляразработки проекта организации работ на снос (демонтаж); |
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
А вот это и есть цель такого обследования — разработка ПОД (проекта организации сноса (демонтажа) . Вот про энто я и спрашивал.
На основании исполнительной документации, эксплуатационной документации и раздела КР.
Здание обязаны были сохранить в идеальном состоянии. Теоретически.
Возвращаюсь в исходную точку
1.Обследования для ПОР нужны (п.5.7 МДС 12-46.2008)
2.Их состав отличается от «обычных» обследований в случае,если решение о сносе принято заказчиком и обоснование сноса не требуется.
3.Интуитивно состав отчета по таким обследованиям понятен.
4.Вопрос — где-нить этот состав встречался? Пример такого состава можно выложить?
Возвращаюсь в исходную точку
3.Интуитивно состав отчета по таким обследованиям понятен.
4.Вопрос — где-нить этот состав встречался? Пример такого состава можно выложить?
Нормативных требований к такому обследованию нет. По госту м.б. как комплексное обследование, так и нет. Тут зависит от целей. Объем такого обследования д.б. достаточен для разработки ПОД.
Для определения объемов работ — обмерные работы (габаритные размеры, сечения).
Для экологов понадобятся виды материалов (отходов) после разборки: кирпич, бетон, металл, рубероид и пр. т.е. нужны будут вскрытия.
Для принятия решений по сносу в каких-то сложных случаях может понадобится состояние конструкций, но это маловероятно т.к. щас сносят все автоматизированно.
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
Извиняюсь, согласен. Опять пропустил.
Тогда по логике. ПОД родился в 2008 году с постановлением №87. За 3 года состав обследования сделать наверняка не успели.
Извиняюсь, согласен. Опять пропустил.
Тогда по логике. ПОД родился в 2008 году с постановлением №87. За 3 года состав обследования сделать наверняка не успели.
Да и не нужно нормативно прописывать каждый чих. Иначе у нас нормотворцев и норм будет польше, чем проектировщиков.
ГосТ допускает коплексное (полное) обследование и нет.
В данном случае цель обследования — получение исх данных для разработки ПОД. Специалисты по ПОД должны сформулировать что именно им нужно и все (выше я примерный перечень написал).
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
Для ПОДа всегда интересно именно техническое состояние несущих конструкций.
Чтобы при расчётах, например, посчитать оставшуюся на пару часов одну колонну на ветер.
Т. е. % несущей способности.
Но это делает обследование полным.
Мне почему-то всегда казалось, что несущая способность должна обеспечиваться эксплуатацией объекта.
Неужели можно эксплуатировать при снижении несущей способности, не зная об этом %е снижения ?
Ведь после регулярных осмотров по факту подозрения снижения несущей способности проводятся обследования.
Если эксплуататор не провёл обследование, то он по идее гарантирует этим что несущая способность 100% по исполнительной документации !?
Как вам такая логика ?
Прям как патологоанатом
Да что там интересного покойнеги в основном.
Чтобы при расчётах, например, посчитать оставшуюся на пару часов одну колонну на ветер.
Т. е. % несущей способности.
Но это делает обследование полным.
Т.е. заставлять заказчика делать полное обследование покойнека. Я конечно не против, особенно , если у него скопилось много ненужной наличности и он не знает куда ее деть
Как вариан в ПОДе строчку прописать типа «Устойчивость конструкций на время демонтажа обеспечить конструктивными мероприятиями»
Мне почему-то всегда казалось, что несущая способность должна обеспечиваться эксплуатацией объекта.
Неужели можно эксплуатировать при снижении несущей способности, не зная об этом %е снижения ?
Ведь после регулярных осмотров по факту подозрения снижения несущей способности проводятся обследования.
Если эксплуататор не провёл обследование, то он по идее гарантирует этим что несущая способность 100% по исполнительной документации !?
Как вам такая логика ?
Техническое обследование зданий и сооружений
Если эксплуататор не провёл обследование, то он по идее гарантирует этим что несущая способность 100% по исполнительной документации !?
Как вам такая логика ?
Это большое заблуждение. Обязанность «эксплуататора» — обеспечить соответствие состояния здания требованиям Техрегламента о безопасности зданий. Если опустить все цитаты и ссылки взаимосвязанных законов и нормативов, то означает это следующее:
Обследование не реже чем раз в 10 лет и поддержание состояния здания в ЛЮБОМ техническом состоянии без угрозы безопсности людям. Например, в работсоспособном эксплуатируется без ограничений, при ограниченно работоспособном эксплуатируется при условии контроля состояния, при аварийном не эксплуатируется, доступ людей ограничен.
Даже если обследование не выполнялось это ничего не значит и ни о чем не свидетельствует — по техрегламенту предусмотрены только два вида обязательного контроля — эксплуатационный (эксплуататором) и государственный (если это предусмотрено законом). Т.е. собственник вправе ухудшать ТС своего здания так как ему захочется, он только не имеет права допускать что бы здание создавало угрозу безопасности. Без обследования это так же возможно, например путем подтверждения соответствия параметров и характеристик проекту и нормам (или несоответствия с осуществлением компенсирующих мероприятий) путем эксплуатационного контроля. Последние изменения Градостроительного кодекса дополнительно вводят обязанность эксплуататоров иметь правила эксплуатации и одназначно устанавливают его ответственность (или собственника) за вред причененный кому-либо в случае необеспечения безопасности здания, с выплатой не только возмещений, но и компенсаций 1-3 млн. в одни руки.
Источник