Результаты обследования объекта капитального строительства это
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
от 11 марта 2021 года N 13-00176/21
[О порядке подготовки Акта обследования объекта недвижимости и необходимости включения в его состав сведений о направленных уведомлениях о планируемом сносе и о завершении сноса]
Вопрос: О порядке подготовки Акта обследования объекта недвижимости и необходимости включения в его состав сведений о направленных уведомлениях о планируемом сносе и о завершении сноса.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 N 861 утверждены Требования к подготовке Акта (далее — Требования). Согласно пункту 3 Требований Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
В случае отсутствия в приложении к Акту документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, в строке «Заключение кадастрового инженера» должна быть приведена причина их неиспользования.
Таким образом, Требования допускают подготовку Акта и при отсутствии таких документов, и данное обстоятельство не является нарушением Требований и основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
Обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 55.30 Градостроительного кодекса (ГрК РФ) основаниями для сноса являются:
решения собственника объекта капитального строительства или застройщика;
решения суда или органа местного самоуправления — в случаях, предусмотренных ГрК РФ, другими федеральными законами.
Согласно части 8 статьи 55.30 ГрК РФ положения главы 6.4 ГрК РФ не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Снос объекта капитального строительства (в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции иного объекта капитального строительства) осуществляется в порядке, установленном главой 6 ГрК РФ для строительства объектов капитального строительства.
Основанием для сноса в этом случае является проектная документация для строительства или реконструкции объекта капитального строительства, содержащая раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» (пункт 24 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, далее — Положение). При подготовке данного раздела проектной документации в качестве исходных данных используются в том числе акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства — в случае необходимости сноса (демонтажа); решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу — при необходимости сноса жилого дома подпункт «б» пункта 10 Положения). В указанном случае направление уведомлений о планируемом сносе и о завершении сноса ГрК РФ не предусмотрено.
Вместе с тем, использование при выполнении кадастровых работ и включение в приложение к Акту проектной документации объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства предусмотрено подпунктом 2 пункта 9 Требований.
В соответствии с частью 12 статьи 55.31 ГрК РФ застройщик или технический заказчик после завершения сноса объекта капитального строительства направляет уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства. С учетом этого документом, подтверждающим снос объекта капитального строительства, является только уведомление о завершении сноса.
Таким образом, с учетом положений пункта 9 Требований при выполнении кадастровых работ и подготовке Акта не предусмотрено применение иных документов, в том числе указанных в частях 2 и 3 статьи 55.30, части 9 статьи 55.31 ГрК РФ, соответственно включение их в приложение к Акту или представление в орган регистрации прав в ином порядке не требуется.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона N 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом N 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом N 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Начальник Управления законодательства
в сфере регистрации недвижимости
и кадастровой деятельности
Э.У.Галишин
Результаты и материалы обследования объекта капитального строительства
Подборка наиболее важных документов по запросу Результаты и материалы обследования объекта капитального строительства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Результаты и материалы обследования объекта капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 N 18АП-6259/2020, 18АП-15219/2018 по делу N А07-29548/2015
Требование: Об отмене определения об отказе в признании сделки недействительной, применении последствий ее недействительности.
Решение: Определение оставлено без изменения. Факт отсутствия объекта незавершенного строительства (а именно его сноса), принадлежавшего ООО «ГлавбашСыр», документально подтвержден актом обследования от 17.10.2016, представленного в материалы дела. Акт обследования был изготовлен 17.10.2016 кадастровым инженером Баймуратовой А.М.. По результатам обследования, кадастровым инженером было сделано заключение: «объект недвижимости с кадастровым номером 02:55:020534:669 прекратил свое существование. Объект незавершенного строительства снесен полностью». Ссылка подателя апелляционной жалобы на письмо-ответ СРО кадастровых инженеров, членом которой является Баймуратова А.М., сама по себе, не свидетельствует о безусловной недостоверности заключения кадастрового инженера, так как в данном письме указано лишь на отсутствие части сведений при составлении акта обследования. Между тем, как следует из самого текста того же письма, внесения кадастровым инженером в акт обследования от 17.10.2016 заведомо ложных сведений не установлено.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2020 N 05АП-3226/2020 по делу N А51-4867/2020
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ.
Решение: Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено. Что касается представленного в материалы дела заключения от 24.04.2020 N 0204-ТО по результатам обследования помещений первого и второго этажей в осях 1-16/А-Д части здания магазина, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. Калинина, д. 54, подготовленного ООО «Вектор Проджект» по заказу ООО «Гея», то таковое вышеуказанный вывод суда не опровергает и довод общества относительно проведения в здании капитального ремонта не подтверждает, учитывая, что задачей данного обследования являлось не установление вида проведенных на объекте строительных работ, а определение технического состояния и соответствия фактически выполненных строительно-монтажных работ требованиям действующих технических регламентов, СНиП, СП, ГОСТ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Результаты и материалы обследования объекта капитального строительства
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
«Документация по промышленной безопасности»
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020) Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Правовой статус блочно-модульной котельной: отдельные аспекты отраслевого законодательства
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022) Исчерпывающий перечень процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения и о правилах внесения в него изменений и ведения реестра описаний процедур, указанных в Исчерпывающем перечне процедур в сфере строительства сетей теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.04.2017 N 452, в разд. 4 определял процедуры, связанные с осуществлением строительства и реконструкции (п. п. 59 — 86), а в разд. 5 определял процедуры, связанные с предоставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, государственной регистрацией прав на построенный объект (п. п. 87 — 96). Каждая из обозначенных в разд. 4 и 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 также предполагала свою этапность. Так, разд. 4 предусматривал следующие процедуры: представление разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов электросетевого хозяйства; представление решения о согласовании осуществления действий в охранных зонах объектов по производству электрической энергии; представление разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода; представление разрешения на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети; представление разрешения на производство работ в охранной зоне геодезического пункта; представление согласия на производство работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи или линии радиофикации; представление разрешения на строительство; внесение изменений в разрешение на строительство (в том числе в связи с необходимостью продления срока действия разрешения на строительство); направление извещения о начале строительства; направление извещения о возникновении аварийной ситуации на объекте капитального строительства; направление извещения об обнаружении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия; направление извещения о сроках завершения работ, которые подлежат проверке; проведение проверок государственного строительного надзора; проведение проверок государственного экологического надзора; представление результатов экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов, назначенных органом государственного строительного надзора; направление извещения об устранении нарушений; заключение договора теплоснабжения строящегося (не введенного в эксплуатацию) объекта на период строительства; подписание акта комиссии о приемке теплоносителя для тепловых энергоустановок после пусконаладочных работ и комплексного опробования; представление акта проверки законченного строительством объекта капитального строительства при осуществлении государственного строительного надзора; подписание акта о готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей и оборудования подключаемого объекта к подаче тепловой энергии и теплоносителя; подписание акта о подключении объекта капитального строительства к системе теплоснабжения. Раздел 5 Исчерпывающего перечня процедур N 452 предусматривал следующие процедуры: представление технического плана объекта капитального строительства с инженерными сетями; представление заключения федерального государственного экологического надзора; представление заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; представление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, энергопринимающих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); предоставление временного разрешения, разрешения на допуск в эксплуатацию объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок органа федерального государственного энергетического надзора (применяется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации); заключение договора теплоснабжения; присвоение адреса объекту капитального строительства; государственный кадастровый учет объекта недвижимости; государственная регистрация права собственности на тепловую сеть.
Нормативные акты: Результаты и материалы обследования объекта капитального строительства
Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ
(ред. от 30.12.2021)
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» 4. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.
Приказ Ростехнадзора от 12.01.2007 N 7
«Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»
(вместе с «РД-11-05-2007. «)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.03.2007 N 9051) 8.6. Раздел 6 «Перечень исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства» заполняется уполномоченным представителем лица, осуществляющего строительство. В указанном разделе приводится перечень всех актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образов (проб) применяемых строительных материалов, результатов проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов в хронологическом порядке.
Результаты обследования объекта капитального строительства это
Письмо Росреестра от 11 марта 2021 г. № 13-00176/21 (включение в состав Акта обследования сведений о направлении уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства)
Письмо Росреестра от 11 марта 2021 г. № 13-00176/21 (включение в состав Акта обследования сведений о направлении уведомления о планируемом сносе объекта капитального строительства).
Вопрос: О порядке подготовки Акта обследования объекта недвижимости и необходимости включения в его состав сведений о направленных уведомлениях о планируемом сносе и о завершении сноса.
Ответ: Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено.
Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 № 861 утверждены Требования к подготовке Акта (далее – Требования). Согласно пункту 3 Требований Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений ЕГРН, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости.
В случае отсутствия в приложении к Акту документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости, в строке «Заключение кадастрового инженера» должна быть приведена причина их неиспользования.
Таким образом, Требования допускают подготовку Акта и при отсутствии таких документов, и данное обстоятельство не является нарушением Требований и основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета.
Обращаем внимание, что согласно части 1 статьи 55.30 Градостроительного кодекса (ГрК РФ) основаниями для сноса являются:
решения собственника объекта капитального строительства или застройщика;
решения суда или органа местного самоуправления – в случаях, предусмотренных ГрК РФ, другими федеральными законами.
Согласно части 8 статьи 55.30 ГрК РФ положения главы 6.4 ГрК РФ не распространяются на случаи сноса объекта капитального строительства в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Снос объекта капитального строительства (в целях строительства нового объекта капитального строительства, реконструкции иного объекта капитального строительства) осуществляется в порядке, установленном главой 6 ГрК РФ для строительства объектов капитального строительства.
Основанием для сноса в этом случае является проектная документация для строительства или реконструкции объекта капитального строительства, содержащая раздел 7 «Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства» (пункт 24 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, далее — Положение). При подготовке данного раздела проектной документации в качестве исходных данных используются в том числе акты (решения) собственника здания (сооружения, строения) о выведении из эксплуатации и ликвидации объекта капитального строительства — в случае необходимости сноса (демонтажа); решение органа местного самоуправления о признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу — при необходимости сноса жилого дома подпункт «б» пункта 10 Положения). В указанном случае направление уведомлений о планируемом сносе и о завершении сноса ГрК РФ не предусмотрено.
Вместе с тем, использование при выполнении кадастровых работ и включение в приложение к Акту проектной документации объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства предусмотрено подпунктом 2 пункта 9 Требований.
В соответствии с частью 12 статьи 55.31 ГрК РФ застройщик или технический заказчик после завершения сноса объекта капитального строительства направляет уведомление о завершении сноса объекта капитального строительства. С учетом этого документом, подтверждающим снос объекта капитального строительства, является только уведомление о завершении сноса.
Таким образом, с учетом положений пункта 9 Требований при выполнении кадастровых работ и подготовке Акта не предусмотрено применение иных документов, в том числе указанных в частях 2 и 3 статьи 55.30, части 9 статьи 55.31 ГрК РФ, соответственно включение их в приложение к Акту или представление в орган регистрации прав в ином порядке не требуется.
В соответствии с частью 5 статьи 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 Закона № 218-ФЗ и требованиям принятых в соответствии с Законом № 218-ФЗ нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено Законом № 218-ФЗ или иными федеральными законами.
Начальник Управления законодательства
в сфере регистрации недвижимости Э.У. Галишин
и кадастровой деятельности