Роль княгини ольги в государственном строительстве

Княгиня Ольга была первой женщиной-правительницей в истории русского государства. О происхождении княгини из летописей нам ничего неизвестно, за исключением поздних сведений Степенной книги, сообщающей, что умерла она в возрасте $80$ лет. Если допустить, что эти сведения верны, то родилась Ольга в конце $IX$ века.

Точнее вычислить вряд ли представляется возможным, поскольку некоторые источники утверждают, что на момент заключения брака Ольге было $13$ лет, но в таком случае получается, что Святослав родился, когда ей было за $50$. Ранняя хронология русских летописей абсолютно условна. Некоторые исследователи, например Рыбаков Б.А. считают, что Ольга родилась в конце $20$-х годов $X$ века, эта точка зрения представляется наиболее вероятной, поскольку в таком случае старшего сына Ольга родила, будучи еще молодой, и все события, в которых фигурирует княгиня, описывают молодую и активную женщину.

По данным Повести временных лет, княгиня происходила родом из Пскова. Имен родителей не сохранилось, но согласно мнению исследователей, она скорее всего имела варяжское происхождение. В то же время Иоакимовская летопись, спорная с точки зрения достоверности, утверждает, что Ольга была знатного славянского происхождения, из рода Гостомысла, имя ее было Прекраса, а Ольгой ее назвал Олег.

История от первого лица — Святая княгиня Ольга: Киевская Русь в эпоху феминизма

Святая великая княгиня Ольга. Бруни Н.А.

Рисунок 1. Святая великая княгиня Ольга. Бруни Н.А.

Повесть временных лет сообщает, что Игорь с Ольгой поженились в $903$ году, что, опять же, маловероятно, если учесть, что Святослав родился в $942$ году. Вероятно для того, чтобы как-то сгладить эту очевидную нестыковку, поздние источники – Устюжская и Новгородская по списку Дубровского П.П. летописи – сделали Ольгу десятилетней на момент вступления в брак.

Готовые работы на аналогичную тему

Новгородская первая летопись содержит данные древнейшего свода, который не отражен в Повести временных лет. В этой летописи свадьба Игоря и Ольги никак не датирована, что означает, что у первых русских летописцев данных о годе свадьбы просто не было. Таким образом, возможно, что $903$ год появился при написании Повести временных лет просто для механического упорядочения хронологии.

Кроме того, после сообщения о свадьбе имя Ольги появляется только через $40$ лет – огромнейший промежуток. Упоминание Ольги есть в договоре Игоря с Византией $944$ года.

Месть древлянам

В $945$ году (опять же, условная дата), князь Игорь был убит древлянами, возмутившимися неоднократными поборами князя. По летописной хронологии Святославу было только $3$ года, и правителем стала его мать, княгиня Ольга. Это означает, что дружина Игоря признала ее как законного представителя наследника.

Князь древлян Мал после убийства Игоря начал свататься к Ольге. Этот факт вносит дополнительную долю сомнения в то, что брак князя Игоря и Ольги мог быть заключен в $903$ году, в таком возрасте она не была уже завидной невестой.

Княгиня Ольга // История древней Руси // ОГОНЬ!!!

Летописи сообщают, что Ольга совершила четыре акта возмездия за убийство супруга.

Итак, Мал отправил к Ольге сватов. Двадцать человек, прибывшие в Киев, прямо в ладье были заживо закопаны в землю. После этого княгиня попросила прислать к ней из уважения знатных сватов, это посольство было сожжено в бане.

Языческая традиция предполагала выполнение ритуала тризны по покойнику. Ольга отправилась с дружиной в древлянские земли. Во время тризны она опоила древлян и повелела их убить. Летопись приводит цифру в пять тысяч убитых.

В следующем году княгиня отправилась с крупным войском в полномасштабный поход на древлян. Согласно сведениям Новгородской первой летописи, киевские войска одержали в битве верх. После этого княгиня прошла по земле древлян, устанавливая новые налоги, и возвратилась в Киев. А по данным Повести временных лет Ольга с войском приступили к осажденному Искоростеню, столице древлян.

Осада не приносила результатов, и тогда княгиня распорядилась привязать к птичьим лапам зажженную серой паклю. Так город сгорел.

Правление княгини Ольги, визиты в Византию и крещение

После мести Ольга продолжала править Древнерусским государством, фактически даже после того, как Святослав вступил в наследство, потому что он большую часть времени проводил в походах.

После расправы над древлянами княгиня Ольга посетила новгородские земли. Там была, вероятно, проведена реформа дани. Княгиня установила систему погостов, определенных центров для сбора дани тиунами, специально назначенными лицами. Кроме того, размеры и сроки уплаты полюдья также были упорядочены.

Многие исследователи подвергают сомнению факт путешествия Ольги в Новгород. Возможно, что после мести над древлянами, ее путь лежал дальше на запад, на Волынь. Дело в том, что подчинение этих земель открывало возможности для контроля международных торговых путей.

Сухопутный путь «из немец в хазары» позволял через Киев, Краков, Прагу и Регенсбург связать булгар с рынками сбыта товаров Древней Руси в Баварском Подунавье. А также Древнерусское государство могло контролировать водный путь по Бугу, пользовавшийся большим спросом. С именем Ольги связано начало каменного строительства в Древнерусском государстве. Вообще она старательно подходила к благоустройству как Киева, так и подвластных ему территорий.

Повесть временных лет сообщает, что в $955$ году княгиня Ольга приняла крещение в столице Византии. В крещении ее имя стало Елена. Обстоятельства крещения до конца не известны. Сообщается, что ее крестили лично император Константин Порфирородный и патриарх Феофилакт. Через два года она прибыла в Константинополь с большим посольством.

Этот визит известен по сочинению Константина Порфирородного «О церемониях».

Примечательно, что император Византии назвал Ольгу «архонтиссой Руси», это означает «правительница». Цели визита указаны не были, но Повесть временных лет косвенно указывает, что затем Ольга холодно приняла византийских послов, вероятно, желаемые договоренности не были достигнуты.

Точной даты начала правления Святослава нет, сообщается в Повести временных лет о военном походе 964 года. По сообщению Продолжателя Регинона в $959$ году Ольга считалась еще правительницей Древней Руси.

В $968$ году Ольга с детьми Святослава пережила первый набег печенегов на Русь, запершись в Киеве. Святослав в то время находился в походе, но спешно возвратился и снял с города осаду.

Византийские источники упоминают только один приезд Ольги, который был описан Константином Порфирородным в труде «О церемониях». Любопытно, что у него указан не год, а две даты приемов княгини: $9$ сентября и $18$ октября. Это соответствует только $946$ и $957$ годам. При этом император не говорит ничего о крещении княгини.

В сопровождающих княгиню людях император называет священника Григория, некоторые исследователи в этой связи делают вывод, что Ольга уже была крещеной. Но в таком случае странно, что Константин называет ее не Еленой, а языческим именем Ольга.

Наиболее достоверными считаются сведения Продолжателя Регинона, потому что под этим именем писал Адальберт Магдебургский, побывавший в Киеве в $961$ году. Продолжатель утверждает, что княгиня была крещена осенью $957$ года Романом II, соправителем и сыном Константина Порфирородного и патриархом Полиевктом.

В $969$ году Ольга умерла, похоронена княгиня была, как и положено, христианскому обряду.

Источник: spravochnick.ru

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга — была регентом при сыне и правила Великой Русью с 945 года по 960 год, после смерти её мужа Игоря Рюриковича. Является первой правительницей, которая приняла христианство. Церковь признала её равноапостольной святой Руссой православной церкви.

Княгиня Ольга является первой женщиной – правительницей Руси, она была регентом при малолетнем сыне Святославе, после убийства её мужа Игоря Рюриковича древлянами. За время своего правления она не вела боевых действий, все вопросы по внешней политике старалась решать переговорами.

Ольгу больше интересовала внутренняя политика подвластных ей земель, в решении которых она несомненно преуспела. Когда её сын Святослав вырос, и часто стал отлучаться из Киева находясь в походах, она продолжала править Русью. Посещая Константинополь в 957 году, она приняла крещение, а затем стала укреплять христианство среди племён. Насаждение новой религии Ольга продвигала достаточно агрессивно, были сожжены и разрушены славянские капища, а на их месте она велела устанавливать кресты. Древнеславянские боги были низвергнуты именно ею.

Детство и юность

Кто были её родители и точная дата рождения великой княгини неизвестна. Существует не одна версия этих событий. В Степенной книге XVII указано, что что смерть княгини наступила в восемьдесят лет. Отсюда можно сделать заключение, что дата её рождения это конец IX века. Если принять за основу «Архангелогородского летописца», то получается, что она вышла замуж в десятилетнем возрасте.

Исследователи продолжают исследования её жизни, у них возникают споры по поводу даты рождения. Цифры разнятся, начиная с 893 года и до 928 года. На сегодняшний день принято считать датой рождения 920 год, но как мы понимаем это тоже приблизительная дата.

В древней летописи «Повесть временных лет» говорится, что местом рождения Ольги была деревня Выбуты, которая находилась в псковской области. Так же имеются сведения, что она была незнатных кровей, а её родители были из крестьян.

Но существуют и другие версии, например, что она являлась дочерью Вещего Олега, который в это время правил Русью. Согласно этой версии, он принял решении о женитьбе Игоря Рюриковича на Ольге, когда они подрастут.

Княгиня Ольга

Есть и другая легенда, где происхождение Ольги скандинавское. Археологи подтверждали, что в те времена на псковской земле действительно жили предки викингов. Её имя предположительно звучало как Helga. Ещё в 1888 году архимандрит Леонид выдвинул предположение, что она имеет болгарское происхождение, а родилась не в Пскове, а в городе Плиска, что в то время был столицей Болгарии.

Он указывал, что был не верно сделан перевод с древнеславянского. Но так или иначе вплоть до 945 года письменных упоминаний о Ольги нет.

Правление

После смерти мужа, Ольга становится полноправной правительницей. Дружина Игоря признала её права. Своё правление она начала с мести древлянам. Историки обозначили, что их было четыре.

Первая месть

Древляне, по традиции которая существовала у восточных славян в те времена, когда победитель претендовал на всё имущество побеждённого, прислали к Ольги сватов, в количестве около 20 человек. Они передали Ольге предложение стать женой их князя Мала. Они ей поведали, что её муж как волк разорял их княжества, а их князь справедливый, он бережёт «Деревскую землю» и хочет объединить все земли и тогда их государство будет самым могущественным.

Княгиня Ольга

Она приняла незваных посланников достаточно любезно, и сказала им, что примет их завтра, и пусть они не идут к ней пешком, а попросят отнести их на ладье к терему Ольги. За ночь в княжеском дворе была выкопана большая яма, в которую и скинули посланников вместе с ладьёй. Затем княгиня велела их закопать заживо.

Читайте также:  Как заработать на строительстве коттеджа

Вторая месть

А затем княгиня отправляет послание к Малу, в котором просит прислать ей более достойных и сильных сватов, «лучших мужей». Мал соглашается с её просьбой и присылает в Киев самых благородных представителей древлян.

Княгиня Ольга

Под предлогом, что им нужно вымыться перед разговором с княгиней, их всех запирают в бане, а затем и заживо сжигают.

Третья месть

Ольга направляет к древлянам своих посланников со словами: «Вот уже иду к вам, приготовьте меды многие в городе, где убили мужа моего, да поплачусь на могиле его и сотворю тризну по своем муже». По прибытии она велит насыпать большой холм на месте убийства мужа, и затевает похоронный пир.

Княгиня Ольга

Древлян стал интересовать вопрос, где их сваты, которые дважды отправлялись в Киев. На что они получили заверения, что те скоро вернуться, вместе с её дружиной. Опоив древлян, Ольга приказывает своим людям убить их всех. В летописях указывается, что было убито более 5000 древлян, при чем основная часть была из самых знатных представителей древлянских племён.

Затем Ольга возвращается в Киев. По прибытию на родину она сразу отдаёт приказ о сборе войска, для военного похода на древлянские земли. Ей необходимо подавить начавшееся восстания.

Четвёртая месть

Собрав войско, в 946 году она вместе со своим сыном отправилась на древлян. Но несмотря на кровавые события на тризне древляне смогли собрать достаточно много воинов, и дать отпор киевлянам. Но их войска были значительно слабее, и в сражении они потерпели поражение. И вскоре им пришлось отступить и укрыться в своих городах.

Княгиня Ольга отправляется по направлению к столице древлян Искоростеня, вблизи которого и был убил её муж. Остальные города уже были осаждены её войсками. Древляне уже знали крутой нрав княгини. Они понимали, что на её милость рассчитывать им нельзя, поэтому сопротивление было отчаянное. Войска Ольги несколько раз пытались взять штурмом столицу противника, но каждый раз их атаки были отбиты, и тогда она решает покорить древлян хитростью.

Княгиня Ольга

Она отправляет к ним посланника со словами, о том, что все города их уже взяты, и готовы платить ей дань. Древляне ответили, что готовы на заключение мира, но боятся её мести. На что предприимчивая Ольга ответила, что она уже отомстила, и больше мстить не собирается, а хочет только получить с них дань и вернуться в Киев. Осаждённые люди ей ответили, что у них нечем оплатить. Ольга притворилась великодушной и дала такой ответ: «Если ныне у вас нет ни меда, ни шкуры, я не хочу тягости налагать, как муж мой возложил на вас, но мало требую, дайте мне от двора по три голубя и по три воробья, и этим я буду довольна».

Уставшие от боевых действий люди обрадовались такому повороту событий. Они увидели возможность прекращения осады, и поверили Ольги, передав ей требуемых птиц.

А вечером она приказала привязывать к лапкам птиц сухую траву, а затем перед тем как отпустить их поджечь. Город запылал практически мгновенно. Защитники Искоростеня выбегали из объятого пламенем города за его стены, где тут же были схвачены киевлянами.

Большинство старейшин были убиты, многих она раздала своим людям в качестве рабов, а остальным сохранила жизнь, обязав их платить ей дань, которая составляла 2/3 для самого Киева и 1/3 для Вышгорода. Затем она посетила и все оставшиеся земли древлян, облагая их новым оброком.

Реформы

Во время военных походов Святослава, княгиня правила страной «железной рукой». Она внедрила много реформ. После победы над дремлянами она начинает строительство домов из камня. Ольга хорошо помнила, как пылала столица ненавистного врага. Одним из первых каменных строений стал её дом, а затем и городской дворец.

Княгиня Ольга

Создала центры для торговли и обмена, так она наладила сбор подати. При этом было строго установлено время, периодичность и размер дани. Каждому княжеству был назначен налог, который прозвали «полюдья». Все земли, бывшие в подчинении у Киева были обязаны платить, в каждом таком княжестве был назначен тиун — княжеский подчинённый, он был ответственен за приём и учёт подати, а также в его обязанность входила и доставки натуральных продуктов в столицу.

Собственно говоря, она провела налоговую реформу. Теперь не нужно было князю объезжать свои территории собирая подати, теперь данники самим её доставляли. Мёд, меха и различные ресурсы потекли в столицу Руси, а риск восстания недовольных снизился.

Принятие христианства

Между 949 и 955 года Ольга отправляется в Константинополь. Она преследовала сразу несколько целей в этом путешествии. Показать военное могущество Руси, дипломатическая миссия и конечно религиозное паломничество. Ольга наотрез отказалась принимать крещение в Киеве, в котором имелась церковь, она опасалась бунта местных жителей.

Вместе с ней в Константинополь отправилось около ста человек. Свита состояла из торговых людей, приближённых к правительнице знатных особ, переводчики, русские князья, священник. Историки также высказывали мнение что с ней отправилось не менее 1000 человек, вместе с охраной. А, следовательно, в гавань города вошла целая русская флотилия.

Княгиня Ольга

Принимал правительницу сам император Константин. После беседы с ней он сказал: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей». На что она ответила: «Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам — иначе не крещусь».

Крещение самим императором, конечно, добавило ей политического веса. Торговый союз с Византией, который был одним из каналов дохода киевских князей, стал более выгодный для «крёстной дочери императора». При крещении ей было дано имя Елена. Но в истории она осталась княгиней Ольгой.

По возвращению на родину, везя с собой книги и иконы Ольга первым делам хотела крестить своего единственного сына Святослава. Но он оказался непримиримым противником христианства. Дружинники поддерживали своего правителя. Святослав, отказавшийся от крещения, однако никому не запрещал сменить веру.

Его дружинники не принимали новую религию, и более того, они убеждали князя в том, что она может ослабить государство. Но Святослав не стал перечить матери.

Княгиня Ольга во времена своего правления выстроила не один десяток храмов и монастырей. Так же она совершила поездку на северные территории, с целью крещения желающих. Но её действия нельзя назвать гуманными. Она уничтожала все языческие символы.

За всё время Ольга так и не смогла обратить в христианство всю страну. Новая вера так и не стала основной. Так же ей пришлось отказаться от своих походов. Она поселилась в Киеве и занялась воспитанием внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Крестить их она не решилась, но веру им свою она привила.

Они позднее продолжат становление Руси на путь христианства.

Личная жизнь

Согласно легендам и предположениям историков брак между Ольгой и Игорем имеет несколько версий. По одной они детьми были обручены Вещим Олегом, но есть и другая история. Когда Игорь охотился, он на переправе через реку встретил Ольгу, которая была одета в мужскую одежду и была перевозчиком. Девушку в ней он сразу разглядел, и она ему приглянулась. Игорь попытался сблизиться с прекрасной незнакомкой, но получил решительный отказ.

Позднее, когда пришло время обзавестись ему женой он вспомнил о ней велел её найти и привезти к нему.

Достоверно известно лишь то, что после смерти мужа она больше не была в официальном браке. На предложение императора Константина стать его женой она отказала, сказав: «Как же меня хочешь взять, окрестив сам и нареча себе дщерью? У христиан же такого закона нету, как сам знаешь».

Смерть

Княгиня Ольга умерла в 969 году. Её смерть не была насильственной, она скончалась от старости. В 968 году во время первого нападения на Русь печенегов она находилась в осажденном Киеве, вместе с внуками. Святослав в это время был в военном походе, вернувшись он разгромил врага, и снял осаду. Вновь собиравшись в дорогу, Святослава остановила Ольга и сказала, что она уже стара, и попросила его остаться в городе.

И всего спустя три дня великая княгиня умерла. Ольга была похоронена по-христиански, её тело было погребено в землю.

Её внук Владимир Святославович в 1007 году перенёс её мощи в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. В XIII веке состоялась её официальная канонизация и Ольгу стали почитать как равноапостольную святую. В Пскове есть мост и часовня, которые названы в её честь. Так же в родном городе ей поставили два памятника.

Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Источник: biographe.ru

О́ЛЬГА

О́ЛЬГА (в кре­ще­нии Еле­на) (? – 969, Ки­ев), ки­ев­ская кня­ги­ня, пра­ви­тель­ни­ца Др.-рус. гос-ва (не ра­нее 944 – не ра­нее 959); рус. свя­тая. Же­на ки­ев­ско­го кн. Иго­ря , мать ки­ев­ско­го кн. Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча . Со­глас­но пре­да­нию, за­фик­си­ро­ван­но­му в на­чаль­ном ле­то­пи­са­нии, О. про­ис­хо­ди­ла из Пско­ва.

Ле­то­пис­ную да­ту бра­ка О. (903) нель­зя при­знать сколь­ко-ни­будь ве­ро­ят­ной, ни да­же прав­до­по­доб­ной и сле­ду­ет сдви­нуть бли­же к 930-м – 940-м гг. По­сле убий­ст­ва древ­ля­на­ми кн. Иго­ря О. воз­гла­ви­ла управ­ле­ние Др.-рус. гос-вом, про­явив се­бя дея­тель­ным и даль­но­вид­ным по­ли­ти­ком. Осн. со­бы­тия её прав­ле­ния с боль­шей или мень­шей оп­ре­де­лён­но­стью вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся по пре­да­ни­ям, во­шед­шим в на­чаль­ное ки­ев­ское ле­то­пи­са­ние 11 в. (не­смот­ря на яв­ную эпич. и агио­гра­фич. сти­ли­за­цию), и совр. прав­ле­нию О. за­ру­беж­ным (ви­зант., ла­тин­ским) ис­точ­ни­кам.

Источник: bigenc.ru

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга – жена великого русского князя Игоря Рюриковича, мать Святослава Игоревича, правила Русью с 945 по 960 годы. При рождении девушке дали имя Хельга, муж назвал ее собственным именем, но женской версией, а при крещении стала называться Елена. Ольга известна тем, что первой из правителей Древнерусского государства добровольно приняла христианство.

Портрет княгини Ольги

Портрет княгини Ольги

Про княгиню Ольгу сняты десятки фильмов, сериалов. Ее портреты есть в российских художественных галереях, по старинным летописям и найденным мощам ученые постарались воссоздать фотопортрет женщины. В родном Пскове есть мост, набережная и часовня имени Ольги и два её памятника.

Детство и юность

Точная дата рождения Ольги не сохранилась, но в Степенной книге XVII века говорится, что умерла княгиня в восемьдесят лет, а значит, родилась она в конце IX века. Если верить «Архангелогородскому летописцу», то девушка вышла замуж, когда ей было десять лет. Историки до сих пор спорят по поводу года рождения княгини – начиная от 893 и заканчивая 928 годом. Официальной версией признан 920-й, но это примерный год рождения.

Княгиня Ольга в молодости

Княгиня Ольга в молодости

Древнейшая летопись «Повесть временных лет», описывая биографию княгини Ольги, указывает, что она родилась в деревне Выбуты, Псков. Имена родителей не известны, т.к. они были крестьянами, а не особами знатных кровей.

Читайте также:  Рмп это в строительстве

Повесть конца XV века гласит, что Ольга была дочерью Вещего Олега, который правил Русью, пока не подрастет Игорь, сына Рюрика. Он же, согласно легендам, и поженил Игоря и Ольгу. Но эта версия происхождения княгини не подтверждена.

Правление

В момент, когда древляне убили мужа Ольги, Игоря, их сыну Святославу было всего три года. Женщина была вынуждена взять власть в свои руки, пока сын не вырастет. Первое, что сделала княгиня – отомстила древлянам.

Они сразу после убийства Игоря прислали к Ольге сватов, которые уговаривали ее выйти замуж за их князя – Мала. Так древляне хотели объединить земли и стать самым большим и могущественным государством того времени.

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря

Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря

Первых сватов Ольга закопала живьем вместе с ладьей, убедившись, что они понимают, что их смерть страшнее смерти Игоря. Малу же княгиня отправила сообщение, что достойна лучших сватов из сильнейших мужей страны. Князь согласился, и этих сватов женщина закрыла в бане и сожгла живьем, пока они мылись для встречи с ней.

Позже княгиня приехала с малочисленной дружиной к древлянам, чтобы по традиции справить тризну на могиле супруга. Во время тризны Ольга опоила древлян и велела солдатам рубить их. В летописях указывается, что древляне тогда потеряли пять тысяч бойцов.

В 946 году княгиня Ольга пошла в открытый бой на землю древлян. Она захватила их столицу и после долгой осады, применив хитрость (с помощью птиц, к лапам которых были привязаны зажигательные смеси), сожгла весь город. Часть древлян погибла в сражении, остальные покорились и согласились платить дань Руси.

«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Ф.А. Бруни, 1839 год

«Мщение Ольги против идолов древлянских», художник Ф.А. Бруни, 1839 год

Так как выросший сын Ольги большинство времени проводил в военных походах, власть над страной была в руках княгини. Она провела много реформ, включая создание центров торговли и обмена, которые позволили проще собирать подать.

Благодаря княгине на Руси зародилось каменное строительство. Посмотрев на то, как легко горят деревянные крепости древлян, свои дома она решила построить из камня. Первыми каменными зданиями в стране стали городской дворец и загородный дом правительницы.

Ольга установила точный размер налогов с каждого княжества, дату их выплаты и периодичность. Назывались они тогда «полюдья». Все подвластные Киеву земли были обязаны его платить, и в каждой административной единице государства был назначен княжеский администратор — тиун.

Княгиня Ольга

Княгиня Ольга

В 955 году княгиня решила принять христианство и крестилась. Согласно одним источникам, она крестилась в Константинополе, где ее лично крестил император Константин VII. Во время крещения женщина приняла имя Елена, но в истории по-прежнему больше известна как княгиня Ольга.

Она вернулась в Киев с иконами и церковными книгами. Первым делом мать захотела крестить своего единственного сына Святослава, но тот лишь насмехался над теми, кто принимал христианство, но никому не запрещал.

За время правления Ольга построила десятки храмов, включая монастырь в родном Пскове. Княгиня лично отправилась на север страны, чтобы крестить всех желающих. Там она уничтожала все языческие символы и ставила христианские.

Святая княгиня Ольга

Святая княгиня Ольга

Дружинники с опаской и неприязнью отнеслись к новой религии. Они всячески подчеркивали свою языческую веру, старались убедить князя Святослава в том, что христианство ослабит государство и его необходимо запретить, но он не хотел перечить матери.

Ольга так и не смогла сделать христианство основной религией. Дружинники победили, и княгине пришлось прекратить свои походы, закрывшись в Киеве. Она воспитывала сыновей Святослава в христианской вере, но не решилась крестить, опасаясь гнева сына и возможного убийства внуков. Она тайно держала при себе священника, чтобы не давать повода для новых гонений людей христианской веры.

Храм княгини Ольги в Киеве

Храм княгини Ольги в Киеве

В истории нет точной даты, когда княгиня передала бразды правления государством своему сыну Святославу. Он часто был в военных походах, поэтому, несмотря на официальный титул, страной правила Ольга. Позже княгиня отдала сыну власть на севере страны. А, предположительно, к 960 году он стал правящим князем всей Руси.

Влияние Ольги будет ощущаться во время правления ее внуков Ярополка Святославича и Владимира Святославича. Они оба были воспитаны бабушкой, с младенчества привыкли к христианской вере и продолжили становление Руси на путь христианства.

Личная жизнь

Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег женил Ольгу и Игоря, когда те были ещё детьми. Также в повести говорится, что свадьба была в 903 году, но, согласно другим источникам, Ольга ещё даже не родилась тогда, поэтому точной даты свадьбы нет.

Княгиня Ольга и Игорь Рюрикович

Княгиня Ольга и Игорь Рюрикович

Существует легенда, что пара познакомилась на переправе под Псковом, когда девушка была перевозчиком на лодке (она переоделась в мужскую одежду – это была работа только для мужчин). Игорь заметил молодую красавицу и тут же стал приставать, на что получил отпор. Когда пришло время жениться – он вспомнил ту своенравную девушку и приказал разыскать её.

Если верить летописям, описывающим события тех времен, то князь Игорь погиб в 945 году от рук древлян. Ольга пришла к власти, пока подрастет ее сын. Больше замуж она не выходила, о связях с другими мужчинами в летописях не упоминается.

Смерть

Ольга умерла от болезней и старости, а не была убита, как многие правители того времени. В летописях значится, что княгиня умерла в 969 году. В 968-ом печенеги впервые совершили набег на русские земли, и Святослав отправился на войну. Княгиня Ольга с внуками заперлась в Киеве. Когда сын вернулся с войны, он снял осаду и захотел сразу же уехать из города.

Памятник княгине Ольге в Киеве

Памятник княгине Ольге в Киеве

Мать остановила его, предупредив, что сильно больна и чувствует приближение собственной смерти. Она оказалась права, спустя 3 дня после этих слов княгиня Ольга умерла. Ее похоронили по христианским обычаям, в земле.

В 1007 году внук княгини — Владимир I Святославич — перенес мощи всех святых, включая останки Ольги, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Официальная канонизация княгини состоялась в середине XIII века, хотя чудеса ее мощам приписывали задолго до этого, почитали как святую и звали равноапостольной.

Источник: 24smi.org

Реферат на тему: Княгиня Ольга и её роль в истории Руси

Реферат на тему: Княгиня Ольга и её роль в истории Руси

Нет женщины в русской истории более невероятной, чем наша первая правительница, княгиня Ольга. Его облик до нас не дошел, и мы можем составить о нем собственное представление только по свидетельствам его деяний и по описаниям, сохранившимся в древнерусских рукописях. Что это такое, княгиня Ольга, и из каких рукописных источников вы можете почерпнуть эти сведения?

В этой работе я постараюсь подробно описать княгиню Ольгу, используя различные источники, но в основном опираясь на данные «Повести временных лет».

Главная задача моей работы-полностью освятить весь вопрос. Я также подробно опишу царствование Великой княгини, ее происхождение, брак, крещение и последующую смерть и беатификацию.

Происхождение и брак

«Повесть временных лет» сообщает нам, что Ольга родом из Пскова. В житии Великой княгини говорится, что » Святая великая княгиня Ольга родилась в стране Плесков, в веси зовомыя Выбуто. У них нет отца, и потому мать некрещеная от варяжского языка; и род не князь, не великий человек,а простой человек. Об имени твоего отца и матери, о написании нигдж-экспресса.

По образу Бяше святая тиха и кротка, любима всеми и мудра в мире». Ее варяжское происхождение подтверждается ее именем, которое на древнескандинавском звучит как Хельга.

Существуют и другие версии его происхождения, например болгарская версия. Согласно этой версии, в своем послании Новый Владимирский летописец перевел имя Плескова не как Псков, а как Плиска – болгарская столица того времени.

Существует также версия, что Ольга якобы была Вещим Олегом. Об этом нам сообщает Типографская летопись, датируемая концом XV века.

Когда Игорь подрос. и привезли ему жену из Пскова, по имени Ольга.» В браке родился единственный сын Святослав, который впоследствии стал князем.

Месть древлянам

Ольга начала свое царствование с наказания убийц своего мужа Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.

Древляне, гордясь убийством Игоря как победой и презирая молодого Святослава, задумали править Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге. Двадцать знаменитых древлянских послов в лодке отплыли в Киев. Ольга приняла их с любовью. На другой день, приказав вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.

Тогда Ольга послала своего гонца к Малу, чтобы тот прислал ей более известных мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей топили баню, а потом их всех запирали там и сжигали.

Ольга объявила о своей готовности приехать к древлянам, чтобы заключить брак с Малом. Правитель отправился в город Искоростень, где умер Игорь, оросил его могилу слезами и совершил резню. После этого древляне начали веселый пир. Уходя, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян легли у могилы Игоря.

В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала большое войско и выступила против своих врагов, которые были наказаны хитростью, но еще не силой. Маленький Святослав начал битву. Копье, брошенное во врага слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд подбодрили воинов примером юного богатыря восклицанием: «Друзья! Встанем же за князя!» И они бросились в бой.

Древляне бежали с поля и укрылись в городах, главным из которых был Искоростень. Тут Ольга прибегла к новому изобретению. Древляне предложили ей выкуп: мед и звериные шкуры. Но киевский правитель был «щедр». Она просила у жителей Искоростеня по три воробья и по голубю с каждого двора вместо выкупа. Горожане с радостью выполнили просьбу Ольги и стали ждать отъезда киевлян.

Но вдруг вечером вспыхнул весь город, начались массовые пожары. Оказывается, хитрая Ольга приказала привязать к ногам птиц зажженный трут с корой и отпустить их на волю. Птицы вернулись в свои гнезда с огнем.

Перепуганные жители хотели бежать, но все они попали в руки Ольгиных воинов. Некоторые из старейшин были приговорены к смерти, другие были взяты в рабство, а остальные должны были платить дань.

Ольга и ее сын Святослав путешествовали по всей Древлянской земле, облагая народ данью в пользу казны. Но жители самого Искоростеня платили треть дани лично Ольге, ее собственному наследству, Вышгороду, основанному, возможно, Олегом и отданному Ольге как невесте или жене князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра.

Управление

Хотя историки не выделяют правление Ольги в частности, но ее мудрые поступки заслужили ей большую похвалу, потому что она достойно представляла Россию во всех внешних сношениях и умело управляла страной.

Вероятно, с помощью боярина Асмуда – воспитателя Святослава(сына Ольги и Игоря), и Свенельда – воеводы, Ольга смогла овладеть кормильцем государства.

Читайте также:  Образец договора строительство гаражей

В 947 году Ольга отправилась в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве. Княгиня посетила новгородские земли. Она разделила Россию на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила следы своей доверчивой мудрости.

Через 150 лет народ с благодарностью вспоминал это благодетельное путешествие Ольги, а во времена Нестора псковичи хранили ее сани как драгоценную вещь. Вполне вероятно, что княгиня, родившаяся в Пскове, даровала жителям этого города привилегии. Но в соседнем городе Изборске, который облагается налогом, жизнь как-то угасла, и он утратил былую славу. Установив внутренний порядок, Ольга вернулась в Киев, к своему сыну Святославу. Там она прожила в тишине и покое несколько лет.

Установив внутренний порядок государства, Ольга вернулась к молодому Святославу, в Киев, и прожила там несколько лет в мирном спокойствии, наслаждаясь любовью своего благодарного сына и не менее благодарных людей. — Здесь, по преданию Нестора, кончаются дела ее правления; но здесь начинается эпоха ее славы в нашей Церковной истории.

Уверенный в мудрости своей матери, Святослав даже в зрелом возрасте оставил ее внутреннее правление, постоянно занимаясь войнами.

Поездка в Царьград и крещение Ольги

В 948 году она передала главное управление своему сыну, а сама стала готовиться к отъезду в Грецию под видом государственных дел, но на самом деле ее намерение было совсем иным: ибо она достаточно познала святость и истину христианской веры, желая просветиться там святым крещением. И в 955 году. Она отправилась туда по воде на кораблях со значительным двором своей свиты и другими известными дворянами. По прибытии в Константинополь она была встречена со славой и почестями.

Царь Константин удивился ее уму и пригласил ее царствовать в Константинополе. Ольга ответила: «Я язычница; если ты хочешь крестить меня, то крестись сам-иначе я не буду креститься.»

После проявления ревности к святой вере, через местного Патриарха Фотия, под его духовным руководством, было подготовлено все необходимое знание закона и обрядов христианской веры. Введенный в православное греческое исповедание христианской веры патриархом Фотием со многими священнослужителями и в присутствии императора Константина VI Порфирогенита.

При крещении Ольгу назвали Еленой. В это время ей было более 60 лет.

После крещения царь сказал ей: «Я хочу взять тебя в жены.» Она ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда ты сам крестил меня и назвал дочерью? А христианам этого делать нельзя – вы сами знаете.» И царь сказал ей: «Ты перехитрила меня, Ольга.» И Он сделал ей множество подарков. Эта же блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть лучшего в этом мире, и нашла драгоценную жемчужину-Христа…Ольга часто говорила: «Я познала Бога, сын мой, и радуюсь»

Ольга, воспламененная ревностью к своей новой вере, поспешила открыть сыну заблуждение язычества; но молодой, гордый Святослав не захотел слушать ее наставлений. Напрасно эта добродетельная мать говорила о счастье бытия

Христианка, о том покое, которым наслаждалась ее душа с тех пор, как узнала ее.

Истинный Бог. Святослав ответил ей: «Могу ли я один принять новый Закон, чтобы дружина моя смеялась надо мной?» Напрасно Ольга внушала ему, что его пример склонит весь народ к христианству. Юноша был непоколебим в своем мнении и следовал обрядам язычества; он никому не запрещал креститься, но выражал презрение к христианам и с досадой отвергал все верования своей матери, которая, не переставая нежно любить его, должна была наконец замолчать и вверить Богу судьбу русского народа и сына.

Она просветила многих на Руси познанием истинного Бога и своим крещением Святым Духом.

Смерть и святость

Ольга умерла в 969 году.

Ольга умерла, и сын ее, и внуки ее, и весь народ плакал о ней великим плачем, и несли ее, и похоронили ее в избранном месте, но Ольга завещала не совершать за нее отпевания, так как с ней был священник – он похоронил блаженную Ольгу.

Ее похоронили в Киеве по христианскому обряду, по ее завещанию, возле Аскольдовой могилы в Вышгороде. А в 999 году, через 30 лет после ее погребения, гроб ее был поднят, и в нем находились мощи и нетленные одежды, которые ее внук, великий князь Владимир Святославич, со всей честью и благоговением были перенесены во вновь построенную соборную десятинную церковь, в то время как в Греческой и греко-русской церквах она была канонизирована как святая и равноапостольная, с празднованием ее памяти и упокоения ежегодно 11 июля. Она прожила от рождения до брака 19, в браке 42, и во вдовстве до крещения 10, от крещения до смерти 14, и только 85 лет.

Это был предвестник христианства был священным среди язычников. Она омылась в святой купели, и сбросила греховные одежды первого человека Адама, и надела нового Адама, то есть Христа.

Житие Великой Святой княгини Ольги говорит нам следующее:

И потому, спустя много лет после преставления святой, внук ее, благоверный князь Владимир, вспомнил мощи своей святой жены, и пришел на встречу с самим Митрополитом и со всем святым собором и с Фимианом, и раскопал землю, и нашел драгоценные мощи своей святой жены, княгини Ольги Цилы, и нерушимо пребывающей. Они и прославили Бога, и в мощах его, и положили в церкви Пресвятой Богородицы, в гробнице каменного человека; и на вершине гробницы того честного окна было создано: И вы увидите блаженные вещи, лежащие там и умирающие

не вовлеченный, но сияющий, как солнце. И те, кто притти с верою к гробу Святому: и окошко его, как на гробе светя, само собою опрокинется, и увидят прекрасное тело и укрывают многих, принимают исцеление паскудне; а другим, кто не с верою приходим к честному ковчегу сватья, не открывают окна гроба, и не видят Святого и честного тела ее, но только гроб видяху Святаго.

В 1547 году Ольга была канонизирована как равноапостольная святая. В христианской истории только пять других святых женщин удостоились этой чести.

Заключение

В своей работе я рассмотрел все исторически известные аспекты жизни и царствования княгини Ольги, от вариаций происхождения княгини до ее смерти. В истории России было мало женщин, которые стояли во главе государства. Ольга — одна из них.

Ольга стала женой Игоря менее чем за 15 лет. Ее муж, князь Игорь, умер, когда единственному наследнику престола было всего три года. Она должна была взять бразды правления в свои женские руки. Фактически я должна была стать регентшей для своего маленького сына Святослава после убийства мужа, хотя в истории Русского государства института регентства не существовало.

Во время правления Мудрой княгини не было войн, она правила миром, за исключением эпизода, связанного с местью древлян за смерть ее мужа. После событий в Древлянской земле она установила размеры дани-уроков и места ее сбора-погосты, чтобы избежать военных конфликтов из-за хозяйственных споров.

Ольга даже после смерти мужа оставалась ему беспрекословно верна, что подробно описано в «Повести временных лет» в эпизоде, связанном с поездкой княгини в Царьград и ее крещением. Ольга первая обратилась в христианство. Это важный для нас момент, так как при последующем выборе религии для Руси, которая заменила бы языческую, внук княгини – Владимир Святославович, прозванный Явно Солнечным, выбрал христианство. Помимо всего прочего, Владимир аргументировал в оправдание своего выбора тем, что его бабушка выбрала христианство, а это неплохой знак.

Важно, что Ольга канонизирована как равноапостольная святая. Ее имя рано становится крестильным именем, в частности, у чехов. Память Ольги празднуется православными церквами русской традиции 11 июля по юлианскому календарю; католическими и другими западными церквами — 24 июля по григорианскому календарю. Почитается как покровительница вдов и новообращенных христиан.

Ольгу стали чтить как святую, вероятно, уже в царствование ее внука Владимира. Во время его правления ее мощи были перенесены в церковь. Описаны также чудеса, совершаемые останками Ольги(описанные преподобным Иаковом в XI веке).

Основные сведения о жизни Ольги, признанные достоверными, содержатся в «Повести временных лет», Житии из Степной книги, агиографическом труде преподобного Иакова «Память и хвала князю Володимеру Русскому» и труде Константина Порфирогенита «О церемониях византийского двора». Другие источники дают дополнительную информацию об Ольге, но их достоверность не может быть точно определена.

Ольга правила 12 лет, затем передав власть в руки своего подросшего сына, но фактически продолжала править, так как Святослав Игоревич постоянно находился на военных завоеваниях и не думал о внутренних делах государства. В целом ее правление было спокойным. Она умерла в 969 году в Киеве, оставив о себе добрую память.

Вот как Николай Михайлович Карамзин подводит итог рассказу об Ольге в своем многотомном труде » История государства Российского»:

Отомстив древлянам, она сумела сохранить тишину в своей стране и мир с чужеземцами до совершеннолетия Святослава; деятельностью великого человека она установила порядок в обширном и новом государстве; она не писала, может быть, законов, но давала уставы, самые простые и нужные людям в юности гражданских обществ. Уверенный в ее мудрости, Святослав, даже в свои мужественные годы, оставил ей, кажется, внутреннее правительство, постоянно занимавшееся войнами, которые удаляли его от столицы. — При Ольге Россия прославилась в самых отдаленных странах Европы. Немецкие летописцы говорят о ее посольстве к императору Оттону I в Германию. Может быть, русская княгиня, узнав о славе и победах оттонов, хотела, чтобы он знал и о славе ее народа, и предложила ему дружеский союз через своих послов. — Наконец, став ревностной христианкой, Ольга — по словам Нестора, дневник и луна спасения-послужила убедительным примером для Владимира и подготовила к торжеству истинной Веры в нашем отечестве.

— Легенда назвала Ольгу хитрой, церковь-Святой, историю — Мудрой . великие князья воевали еще до Ольгиных времен, она управляла государством.»

Список литературы

  1. История Русской Церкви. Макария, архиепископа Харьковского. Том I-Санкт-Петербург: Типография Юлия Андр. Бокрама, 1868. — с. 276-278
  2. Полное собрание русских летописей. — М., 1962, т. 1 Повесть временных лет-с. 34-64
  3. Н. Л. Волковский «Пантеон русских государей» / Н. Л. Волковский-Издательство Полигон, Санкт-Петербург, 2003-с. 32-35
  4. Карамзин Н. М. «История государства Российского», Т. 1, ч. 7/Н. М. Карамзин-М.: Изд-во АСТ, 2003-с. 653-655
  5. Б. Г. Пашков » Рус. Россия. Российская империя. Хроника правления и событий 862-1917 гг.», Издательство «Центрком», Москва, 1997, с. 31-34

При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org

Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи

Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей

Telegram и логотип telegram являются товарными знаками корпорации Telegram FZ-LLC.

Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.

Источник: www.evkova.org

Рейтинг
Загрузка ...