С чего начиналось строительство всех древних городов

Содержание

Представьте себе дельту реки. Широкую равнину из пойменных наносов и болот с отдельными сухими островами, небольшими возвышенностями, на которых расположены камышовые хижины, рядом с ними причалы для лодок и огороженные пастбища для овец и коз. Затем климат постепенно меняется. Всё реже становятся ежегодные наводнения, болота высыхают, пойма превращается в пахотные земли.

На них возделывают ячмень и пшеницу, проводят оросительные каналы, быки тянут тяжёлые плуги, появляются сельские общины. Некоторые деревни объединяются в большие сообщества, где и концентрируется экономическая жизнь округи, поощряемая цетрализованным распределением водных ресурсов. Начинается отток людей из деревень. А в больших поселениях строятся храмы и дворцы, возникают рынки, насыпные валы и стены защищают от врагов.

Так начинается история самой успешной формы сосуществования людей — города. И так произошло это в третьем тысячелетии до нашей эры в пойме низовьев рек Тигра и Евфрата, где обитали люди, которых соседи называли шумерами. И самым большим городом шумеров стал Урук.

Путешествие к началу времён

Древний город Урук, чьи развалины ныне находятся на территории современной мухафазы Мутанна в Ираке, процветал в 3 тысячелетии до нашей эры в Южном Двуречье. В нём проживало почти шесть тысяч горожан. Население являлось представителями 4 народностей, каждый из которых имел свой язык и традиции.

Считают, что Урук стал первым городским поселением в Южной Месопотамии. О его статусе ярко свидетельствовала мощная стена вокруг него. В те времена подобное укрепление подтверждало статус населённого пункта. Во время археологических исследований были обнаружены архитектурные памятники, датируемые 4 тысячелетием до нашей эры. Они представляли собой: колонны с мозаичной отделкой; так называемое «Красное здание» (предположительно место собрания старейшин); расположенный на прямоугольной основе «Белый храм»; датируемый примерно 170 годом до нашей эры храм Ану-Антум; множество скульптурных изваяний; возведённый в 15 столетии до нашей эры храм царя Караиндаша.

В начале 3 тысячелетия до нашей эры Урук представлял собой центр культа Ану — бога неба и богини Инанны. На его территории процветало земледелие. Древние предания гласят, что кирпичные стены, окружающие город в те времена, были воздвигнуты по указу легендарного царя Гильгамеше. На протяжении своего существования Урук вёл войны с соседними городами-государствами.

По окончании 24 столетия до нашей эры город завоевал Саргон Древний. Стены были разрушены, а территория Урука вошла в состав государства Аккада. В последствии город сумел сохранить свое значение. Он по-прежнему оставался религиозным, ремесленным и торговым центром. О тех временах свидетельствуют руины храма, возведённого при царе Караиндаше, остатки дворца парфянских царей.

На протяжении столетий пустынный климат и частые военные конфликты разрушили Урук — древнейший город мира. Теперь его территорию занимает посёлок Варка. В 65 километрах от него находится Насирия, в 30 — крупный населённый пункт Эс-Самава. Постоянные раскопки древнего города-государства стали производится с начала 20 столетия немецкими археологами.

Самые Удивительные Древние Технологии

Всё начинается с Гильгамеша.

«Посмотри на его стены, их охват непрерывен, как нить!/ Оцени их убранство, которое никто не сможет повторить!/ Проверь фундамент, осмотри кладку!/ Разве она не из кирпича обожённого семью мудрецами/ Основание её не заложено ль ими !»

Настояший Гильгамеш, вероятно властитель одной из первых королевских династий Урука, был примерно 1000 лет как мёртв, когда его дела были впервые зафиксированы в письменах примерно во втором тысячелетии до н.э. И тем не менее, в эпосе про Гильгамеша, который в Месопотамии и Вавилоне играл столь же важную роль, как и Гомер в Греции, как в капле воды отражаются все грани создания Урука.

Путь от картинки к клинописи: ранние глиняные таблички с расчётами о производстве зерновых, около 3 000 до н.э.

Например путеществие по торговым делам, совершённое Гильгамешем и его спутником Энкиду в Кедровые горы Ливана, где они побеждают лесного царя Хумбабу (в ранних изложениях эпоса он остаётся в живых и становится торговым партнёром обоих друзей). Или соблазнение (Гильгамеша) богиней любви Инанной-Иштар: «Приди, Гильгамеш, ты должен стать моим супругом, о подари мне своё изобилие!» * И, наконец, стена длиной 9 километров, окружающая метрополию, выросшую вокруг священного храма Иштар, которая во времена расцвета насчитывала 80 000 жителей, самый большой известный нам город того времени.

Для того, чтобы слепить миллионы глиняных кирпичей, из которых построены валы и храмы, чтобы обжечь разноцветные изразцы и глиняные палочки, которыми они раскрашивались, нужно было привлекать рабочих и заботиться о них. Экспортные товары Урука, в первую очередь шерсть и зерно, которые обменивались на драгоценные камни из Ирана и Аравии, кедровую древесину из Сирии и на медь из Загросских гор (Иран), требовали составления списков и прейскурантов, как и обозначения собственников. Вскоре простых штампов и печатей, которыми маркировали свои товары шумерские купцы, стало недостаточно.

«Бросовая» (одноразовая) керамика, использовавшаяся в качестве посуды строителями храма. Такие «горшочки» в массовом количестве были найдены на «мусорном холме» в Уруке

Так зарождает система учёта из клиновидных значков, которые царапались тростниковыми палочками на влажных глиняных табличках, впоследствии подвергаемых обжигу. Клинопись. Первые письменные слова в истории человечества были не о богах или героях, а о пивном рационе строительных подсобных рабочих и распределении зерна между работниками храма. Одна из клинописных табличек из третьего тысячелетия до н.э., которую можно увидеть в Берлине, перечисляет 58 различных наименований свиньи. Табличка была вероятно чем-то вроде азбуки, так как одновременно с письменностью возникло и место, где ей обучали: школа.

И сегодня мы считаем по-шумерски

Старейшая арифметическая задача мира, найденная в Уруке, является расчётом площадей. Однако жрецы храма богини Иштар выдавливали на глиняных табличках также и лунные и звёздные циклы, магические формулы и указания по выращиванию растений. Шумерская система счисления базировалась на цифрах 6 и 10 постоянно сменяющих друг друга. ** И сегодня в минуте не сто, а шесть раз по десять секунд, один час содержит 60 минут, а один день четыре раза по 6 часов. Наше время датируется с началом времён.

Период расцвета Урукской культуры, как называют археологи фазу основания шумерских городов, однако начал клониться к закату уже в эпоху Гильгамеша. Сначала Урук попал под влияние соседей, таких как Ур и Киш, а потом и всё Шумерское царство оказалось во владычестве чужой аккадской династии, чтобы после краткого периода самостоятельности вновь перейти к новым правителям из могущественного Вавилона. Во втором тысячелетии до н.э. постепенно из повседневного употребления исчез шумерский язык, оставшись лишь языком учёных, как латинский в Средние века. ***

Коллос из Урука: монументальная фигура «героя с 6-ю локонами», которого считают представлением Гильгамеша, из коллекции музея Передней Азии в Берлине

В первом дохристианском тысячелетии, под властью персидских великих царей и потомков того полководца Селевка, который служил Александру Македонскому и после смерти последнего принял под свою длань азиатскую часть гигантской распавшейся империи, Урук пережил сенсационный период необычайного позднего расцвета. Именно тогда возникли все гигантские постройки, храмовый комплекс «Бит Реш» с Зиккуратом (многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры) в честь великого бога Ану, который потеснил свою соперницу богиню Иштар, а также комплекс ступенчатых храмов в древнем культовом районе Э-Ана, где богиню по-прежнему почитали.

Знаки власти: печать в виде валика и отпечаток в виде главного жреца, кормящего стадо, 4 000 до н.э.

Теперь Урук (он же Эрех) вошёл и в библейский мир. В первой книге Моисея он появляется в качестве места, откуда Нимрод, правнук Ноя, начинает свои завоевательные походы. «Первый получивший власть на Земле», говорится о нём в Ветхом Завете. Gочти такими же словами описывает своих героев и эпос о Гильгамеше.

В конце запустелая колыбель культуры

Клинописные записи Урука оканчиваются 108 годом до н.э. Парфянцы завоевали Месопотамию, древняя система каналов пришла в упадок, колыбель культуры опустела и превратилась в степь. Но ещё сто лет спустя географ Страбон хвалил мудрость астрологов Орхоя, так называли Урук греки. И лишь в позднюю античность город окончательно исчез, как и большинство мест Месопотамии. Древние знания исполнили свою миссию.

Они приносят свои дары: детали гипсового слепка знаменитой «Вазы из Урука», оригинал которой находится в музее Багдада

Всё это продолжалось четыре тысячелетия. В Пергамском музее историю можно пройти за час. Исчезнет временное измерение истории, но не пространственное. Кураторы удачно разделили экспозицию на разделы, в которых мифы, экономика, архитектура и религия Урука нашли своё место.

Наконец, это ещё и картины, которые сохраняются в памяти — окрылённая богиня Иштар, герой с «шестью завитками», встречающий нас у входа, лев из бронзы, корабль из глины. Фигуры, в которых взаимопроникают мир земной и мир потусторонний. «Гильгамеш! Куда ты стремишься?», спрашивает старый мудрец в конце эпоса. «Вечной жизни, что ищешь, не найдешь ты! (…) Днем и ночью да будешь ты весел /Праздник справляй ежедневно /Днем и ночью играй и пляши ты! / Только в этом дело человека!»

Археологические раскопки там, где когда-то располагался мегаполис Урук. Это место находится в 30-ти километрах к востоку от города Самава

Урук не является местом сенсационных находок. На первый взгляд он несравним с такими городами как Пергам ( античный город в исторической области Мизия на западе Малой Азии, бывший центр влиятельного государства династии Атталидов. Основан в XII в. до н. э. выходцами из материковой Греции.

В 283—133 до н. э. являлся одним из крупнейших экономических и культурных центров эллинистического мира, прим. перев.) или Гиза. Так самый запоминающийся экспонат выставки о месопотамском мегаполисе — это находка, которая лишь частично имеет отношение к Уруку. Копия статуи колосса не только не происходит из раскопок города, но и, в противоречие пояснительной записке, не является изображением его властителя царя Гильгамеша.

Тем не менее, скульптура высотой 5,25 метров по крайней мере больше бросается в глаза, чем цилиндрическая печать, маски и терракотовые барельефы. Потому и встречает посетителей Пергамского музея, пришедших на выставку «Урук — пятитысячелетняя метрополия», этот гипсовый бородатый «шестилоконовый Герой», чей оригинал стоит в парижском Лувре. В качестве мифической фигуры он имеет отдалённое сродство с гером эпоса Гильгамешем, стремящимся к бессмертию шумерским рубакой.

Маска, изображающая Хумбабу

Однако отсутствие сенсационных находок из Урука, который и сам раскопан едва ли на один процент, никоим образом не отрицает того факта, что местечко в южном Ираке можно смело отнести к самым значительным археологическим городам мира. Здесь писались ключевые сцены культурной истории.

От самого города, окончательно покинутого в 4 столетии н.э., остался только пыльный холм с остатками поселения посреди месопотамской пустыни. Однако ранее именно в Уруке мировая литература отпраздновала своё рождение вместе с эпосом о Гильгамеше. Здесь из пиктограмм и символов развивалась клинопись. Место это — центр экономики и управления — стал зародышем бюрократии. И ещё за 5 000 лет до первого пивного фестиваля «Октоберфест» здесь уже варили пиво.

Экспедиционный сезон 1929/1930

Сто лет назад немецкие археологи начали исследование холма. Были раскопаны святилища, в том числе и храмовый и управленческий комплекс, площадью более 35.000 квадратных метров. Был обнаружен зиккурат — высокий храм богини любви и войны Иштар и храм Ану. И было установлено, что легендарная девятикилометровая городская стена, построенная Гильгамешем, все ещё тянется заметным валом вокруг бывшего мегаполиса.

С 1996 года исследования в Уруке ведутся Немецким Археологическим Институтом, под руководством директоров отдела Востока Маргарете ван Эсс и Рикадо Эйхмана. Учёным уже удалось реконструировать и оценить значение города, который был заселён на протяжении четырёх с половиной тысяч лет. Из небольшого поселения возник надрегиональный центр, площадью 5,5 квадратных километров. Как показывают геофизические исследования и спутниковые снимки с высоким разрешением, город был прорезан водными путями и каналами.

Спутниковый снимок и нанесённая компьютерная реконструкция

Те, кто планировал город, сделали отводы от близкого тогда Евфрата, превратив Урук в судоходный. На пассажирских тростниковых лодках и грузовых плотах, горожане могли из предместий попасть в центр — такой вид «Амстердама в песках». И в окрестностях по сей день можно найти следы инфраструктуры, которая снабжала когда-то 50.000 жителей — каналы, фруктовые сады, финиковые рощи.

Читайте также:  Профессия архитектура строительства после 9 класса

Находка статуи «главного жреца» в сосуде

На моделях и пространственных трёхмерных реконструкциях берлинская выставка показывает, как Урук в целом, и его отдельные строения могли бы выглядеть, а также сравнивает город и его предместья со структурой современных мегаполисов, таких как Гонконг, например. Из-за военных неурядиц раскопки в последние десять лет заморожены. Маргарете ван Эсс надеется, что может в этом году дело пойдёт. В регионе уже спокойно, только очередные выборы принесут беспорядки, и потому министерство иностранных дел по-прежнему предостерегает от путешествий в Ирак. «Но мы хотим поехать туда безусловно не из-за любви к приключениям и авантюрам», говорит ван Эсс.

Момент реконструкции древнешумерской головы

Время не терпит — раскопанные строения необходимо консервировать. «Эррозия моментально разрушит всё», сокрушается ван Эсс. Кроме того, Институт поддерживает кандидатуру города Урук на внесение в список культурного наследия ЮНЕСКО. Одно из предписаний, сооружений защитной буферной зоны вокруг города. Однако спутниковые снимки показывают, что это будет непросто. «Всё ближе и ближе подходят поля», говорит ван Эсс. Как минимум внешним следам мегаполиса уже грозит судьба вспаханных крестьянами полей.

Фотография археологического памятника культуры Урук. 2010

Однако, вот например археолог и антрополог Гарвардского университета Джейсон Ур (Jason Ur) подверг сомнению статус городов-государств Древней Месопотамии. В своем исследовании, опубликованном в Cambridge Archaeological Journal, ученый сделал вывод о том, что Урук, Тель-Брак и подобные им образования представляют собой скорее большие деревни или агломерации нескольких деревень, нежели полноценные города.

Джейсон Ур утверждает, что воссозданная историками картина общественного устройства городов-государств Месопотамии IV тысячелетия до нашей эры неверна: приписываемые месопотамским городам изменения (переход от общинной структуры общества к классовой, а также возникновение бюрократии — людей, профессионально занимающихся управлением города), на самом деле к тому времени еще не произошли.

Если говорить о самом древнем городе, который был непрерывно заселен до наших дней, то это конечно же ИЕРИХОН, я вам так же уже рассказывал про самый древний город в России (или например вот еще спорный АРКАИМ) и самый старый город Европы. Давайте не забудем и про самое старое сооружение в мире

Источник: masterok.livejournal.com

Древнерусские города

Древнерусские города

В древнерусских летописях термином «город» («град») обозначали укреплённое поселение или крепость, где размещались княжеский двор и дружина князя. В настоящее время общепринятым является определение древнерусского города как постоянного укреплённого поселения восточных славян, ставшего административным, торгово-ремесленным и культурным центром.

По признанию специалистов, систематизация древнерусских городов ввиду их многообразия является условной, но она помогает перейти к частным деталям описания города, истории его возникновения и развития.

Этапы развития городов на Руси

Как правило, города возникали в стратегически важных точках: вблизи от водных маршрутов и на пересечении торговых путей. Для строительства города важно было присутствие ландшафтной защиты в виде холмов, гор и лесов и наличие строительных материалов, которые поставляли леса. Выдающийся советский историк М.Н. Тихомиров (1893-1965) утверждал, что города строились преимущественно в развитых сельскохозяйственных областях: город нуждался в сельскохозяйственной продукции, а селу требовались изделия городских ремесленников.

В хронологии истории древнерусских городов выделяют три периода.

  • Первый период, названный протогородом (предгородом), охватывает длительный период: от времени существования племенных или межплеменных союзов, когда возникали укреплённые центры, до середины X столетия, времени развития первых городов.
  • Второй период – раннегородской, длившийся от середины X века до середины XII века, характеризуется увеличением числа городов, когда Русь превратилась в «страну городов».
  • Третий период – время бурного развития городов – начался с середины XII века, временно оборвался во время монгольского нашествия и продолжился при восстановлении Руси.

Образование городов не было однообразным процессом – варианты зависели от исторических предпосылок. Города возникали вокруг укреплений, вырастали из волостных центров или из погостов (места сбора дани). В некоторых княжествах города строились по велению князей, с самого основания.

Имеющиеся археологические данные и изучение письменных источников позволили выявить основные пути становления городов. По мнению известного советского историка Б.А. Рыбакова (1908-2001), появление укреплённых поселений с двором князя или его наместника, с наличием княжеских дружинников, с осуществлением функций управления само по себе не являлось условиями образования города.

Населённый пункт становился городом, когда в нём концентрировались и перерабатывались накопленные богатства (дань и продукты, полученные при отработке) – так формировалась экономическая основа развития городов. Вывод Б.А. Рыбакова подтверждается археологическими и летописными данными: рост городов ускорялся при приобретении ими статуса стольного города, куда стекалась основная часть богатств, и замедлялся, если город терял столичное значение. Например, Рязань, Владимир на Клязьме, Смоленск, Галич, ставшие столицами княжеств во второй половине XII века, росли очень быстро, в то время как Суздаль, Звенигород, Переяславль, утратившие столичные функции, замедлили темпы своего развития.

Процесс развития городов и связи между ними с середины X века отменил «полюдье» – процедуру сбора дани с подвластных киевскому князю территорий. Полюдье делилось на два периода: зимой княжеские дружинники объезжали города и посёлки и собирали дань; летом собранные по дани продукты и изделия вывозились на внешние рынки, где в обмен можно было приобрести заморские товары. Полюдье враждебно встречалось населением и было рискованным делом для дружинников из-за отсутствия безопасности на дорогах. Рост числа городов, стабильное развитие ремесленного дела, укрепление торговых связей между городами и княжествами, забота князей о безопасности дорог сделали полюдье ненужным.

В социальном плане двумя градообразующими силами являлись князья и бояре, с одной стороны, купцы и ремесленники, с другой. Обе составляющие не могли существовать друг без друга в условиях города: верхушке общества нужны были товары ремесленников и купцов, а ремесленники и купцы должны были учитывать спрос со стороны платежеспособного населения. Примерно до середины XII века ремесленники работали на заказ, используя сырьё заказчика, в последующее время они перешли к изготовлению товара на рынок. Производство ремесленников дифференцировалось, стало более разнообразным, рынок сбыта расширился за счёт сельского населения – это отчётливо прослеживается в ассортименте археологических находок. Ремесленники превратились в экономически устойчивую группу.

Первые древнерусские города и их функции

Установить точные даты появления первых городов невозможно, так как это было не одномоментное событие. Датировка возникновения городов проводится по их первому упоминанию в летописях и подтверждается археологическими находками.

Исходя из летописных свидетельств, первые города на Руси возникли в IX веке в густонаселённых местах в Среднем Поднепровье и на юго-западных и северо-западных территориях. Это были Киев, Полоцк, Новгород, Ладога, Белоозеро. В X веке известны уже 14 городов: к первым городам добавились Вышгород, Белгород, Переяславль и другие. В список городов XI века археологами включены Новгород Северский, Волынь, Витебск, Суздаль, Рязань.

К признакам полноценного города относились наличие административных центров управления – княжеских дворов; присутствие военной силы в лице княжеских дружинников; возникновение и развитие важных для города социальных групп (торговцев и ремесленников) и наличие дворов и усадеб. Такими факторами в полной мере обладали Киев и Новгород: помимо того, что они имели укрепления и в них были расположены княжеские дворы, там имелись улицы и переулки, образующие кварталы.

Города стали духовными центрами: в X веке в Киеве была возведена Десятинная церковь, в Новгороде – Софийский собор. В городах, несмотря на сохранившиеся связи с селом, шёл процесс обособления ремесла от сельского хозяйства. Наиболее быстрыми темпами развивалось гончарное производство с преобладанием гончарной керамики над лепной. Обнаружение при археологических раскопках денежных и вещевых кладов свидетельствует о бурном развитии торговли, как с другими княжествами, так и с другими странами.

Отмечен быстрый рост Киева: его площадь к середине XI века увеличилась в восемь раз; число каменных храмов и дворцов удвоилось.

К Киеву и Новгороду по степени развития приближались Полоцк, Витебск, Ладога, Белоозеро, где возводились каменные здания и совершенствовалась планировка городов.

Важнейшей особенностью древнерусских городов IX-XI веков являлось образование городской общины. Летописи упоминают об активности горожан при выборе веры в Киеве, об участии новгородского городского ополчения в борьбе князя Ярослава со Святополком, о вече в Белгороде, где горожане решали вопрос о борьбе с печенегами.

Основной функцией древнерусских городов являлось управление – князья или их наместники в городах обладали властью, позволяющую им регулировать жизнь населения на обширных территориях. Функция управления сочеталась с функцией защиты: в городах, первоначально построенных как оборонительные укреплённые центры, размещалась княжеская дружина и формировалось ополчение. По мере развития городов, которые становились центрами культурной и религиозной жизни, города приняли на себя функцию формирования культурного слоя и идеологии на Руси.

Рост городов в XII – первой половине XIII века

В первой половине XII века список городов увеличился примерно в четыре раза по сравнению с IX-X веками. К числу активно развивающихся новых городов относились Чернигов и Переяславль – оба города стали столицами самостоятельных княжеств, быстро увеличивающих свои территории. В Чернигове были возведены каменные Спасский и Борисоглебский соборы; в Переяславле построены новые жилые кварталы.

Тенденции к росту и расширению территории отмечены у городов, которые в XII веке стали независимыми от Киева: это Новгород Северский, Перемышль, Гродно, Друцк, Звенигород. Менялся статус пригородов крупных городов – пригороды стали превращаться в города. Например, в Черниговском княжестве городами стали Любич и Путивль, в Новгородском княжестве – Псков и Руса. Окончательный переход бывших пригородов и областных центров в статус городов происходил, когда новые города становились центром ремесленной, хозяйственной и культурной жизни края.

Значительное увеличение числа городов наблюдалось во второй половине XII века-первой половине XIII века, когда началась эпоха феодальной раздробленности древнерусских княжеств. Новым явлением явилось возникновение городов на ранее неосвоенных территориях: в Поволжье, в бассейне реки Оки, по течению рек Двина и Десна, в смоленских землях и на Северо-Востоке Руси.

По данным археологов, к середине XIII века на Руси существовало около 150 городов; из них к наиболее развитым городам относились 74 населённых пункта, из которых 45 являлись столицами княжеств. Косвенно данные о наличии городов, имевших прочные корни развития и способность к самовосстановлению, подтверждаются археологами и историками, изучавшими последствия нашествия Батыя на Русь. Многие малые города не сумели восстановиться; развитые города с трудом, но смогли преодолеть последствия трагедии. Из столиц только Рязань уступила место стольного града Переяславлю, остальные выжили и восстановили своё могущество.

Внутренняя планировка городов и расселение жителей. Дворы и усадьбы

Развитие города вширь зависело от местности, где город был расположен: равнинная и холмистая местности требовали разных подходов к планировке города. Для древнейших и наиболее развитых городов Руси была характерна линейно-поперечная планировка.

Основанием для такой планировки являлось наличие реки, вдоль которой первоначально создавался город, и присутствие нескольких центров управления. Примером линейно-поперечной планировки является расположение улиц и кварталов в Киеве. По мнению учёных, в Киеве существовал определённый план строительства и расширения города: в качестве ориентира был выбран Днепр – вдоль него или перпендикулярно ему располагались сквозные магистрали. Три центра города – резиденция митрополита, княжеский двор, окружённый вечевой площадью, и гавань с торгом – были связаны магистралями так, чтобы из любого места города был выход к его центру.

Подобный принцип планировки – создание системы улиц, соединённых сквозными магистралями, прослеживается в Новгороде, в Смоленске, в Пскове и во Владимире на Клязьме. Особенностью Новгорода являлось его расположение по обе стороны реки Волхов и разделение городских центров рекой. Для соединения центров через Волхов был возведён Великий мост. При росте городских территорий главные улицы продлевались.

В малых городах (Минск, Торопец, Ярополч Залесский) главная улица проходила вдоль оборонительной стены; второстепенные улицы отходили от главной, пересекая город по диаметру. При такой планировке все жители города имели свободный выход на улицу и к воротам города.

Иная планировка была у городов, образовавшихся в местах слияния двух рек, например, в Москве или в Пскове – там применялась радиально-кольцевая планировка. На образовавшемся треугольном мысе располагался центр – укреплённый детинец (кремль). Здесь же, на довольно ограниченной территории, находился княжеский двор, собор и торг. Улицы веером расходились от детинца: расширение территории шло в радиальном направлении, улицы кольцом окружали старый центр.

Археологам удалось установить неоднозначную роль кремлей-детинцев: в некоторых городах (Чернигов, Переяславль, Галич и другие) в детинцах располагались только княжеские и епископские резиденции; в других (Киев) – только княжеский двор, в третьих (Новгород) – только епископская резиденция. В малых городах в детинцах размещался воинский гарнизон.

Большую часть города занимали дворы и усадьбы – один из важных признаков города. Огороженные заборами и частоколами, дворы находились в полной собственности их хозяев и являлись ячейками, из которых складывался город.

Изучение археологами следов оград у домов привело к интересным выводам: местоположение оград не менялось на протяжении многих лет; в случае стихийных или военных бедствий уничтожившиеся заборы устанавливались на прежнем месте. Это свидетельствует об устойчивом характере владения дворами: фактически они превратились в частную собственность, которая передавалась из поколения в поколение. Учёные предполагают, что это накладывало на хозяина усадьбы определённые обязанности, например, военные или отработочные (строительство дорог или мощение улиц). В Новгороде на улицах рядом с настилом мостовой обнаружены вбитые в землю колышки – предполагают, что так обозначались границы участков по уборке мостовых, закреплённых за разными хозяевами. В свою очередь, обязанности означали право хозяина участвовать в жизни города, что укрепляло городскую общину.

Многолетние археологические работы в Новгороде позволили представить общий вид городских усадеб. На обширных участках, площадью до 2000 квадратных метров, располагались хозяйские хоромы и большое число хозяйственных построек; на малых участках размером примерно 450 квадратных метров имелись 2-3 постройки. Очевидно, что большие усадьбы принадлежали боярам: там обнаружены остатки домов для челяди, ремесленных мастерских, хозяйственных построек и бань. Это подтверждено найденными берестяными грамотами, текст которых говорит о том, что большим участком владели крупные землевладельцы, занимавшие важные государственные посты.

На малых земельных участках, принадлежавших небогатым горожанам, кроме дома размещались амбар, хлев и баня.

Усадьбы, исследованные археологами в Суздале и Рязани, были схожи с новгородскими.

Расселение городских жителей не было однотипным и равномерным: каждый город исторически складывался при разных условиях, расширение города тоже происходило по разным планам и не имело чётко выраженной социальной направленности. Представители знати жили не только в детинце.

Например, в Киеве, в Верхнем городе, жили как представители высших слоёв общества (князья и бояре), так и купеческо-ремесленное население. Там же располагался еврейский квартал. На Подоле, считавшемся районом торговцев и ремесленников, археологи обнаружили и дома боярской знати. На Южном городище в Рязани дома знати располагались рядом с домами ремесленников. Такая чересполосица мешала консолидации рядовых горожан и усиливала влияние бояр на соседние усадьбы.

Население городов Древней Руси

Определить численность населения древнерусских городов довольно трудно: письменные источники дают мало сведений, а археологические изыскания позволяют определить только примерные данные. В основу решения проблемы положили данные по количеству усадеб и расположенных там жилых домов и исторические демографические сведения по средней численности семьи в этот период (6 человек). Полученные результаты показали, что население Киева перед монгольским нашествием составляло 37-45 тысяч человек, Новгорода – 30-35 тысяч, в других столицах княжеств проживало 20-30 тысяч человек.

Таким образом, изучение вопроса о становлении и развитии русских городов подтвердило мнение учёных о том, что города на Руси появились самостоятельно, на местной исторической почве, а не под влиянием внешнего воздействия.

Источник: mednolit.com

Как возникали и строились города
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Цели:создать условия для формирования представлений учащихся о постройках старинных городов и их значении в жизни славян, для знакомства с древнерусскими городами, способствовать развивать наглядно-образного, логического мышления, воображения, речи, творческих способностей; содействовать воспитанию бережного отношения к культурному наследию наших предков, осуществлению межпредметных связей.

Оборудование: иллюстрации, ноутбук, видеопроектор для показа презентации, учебник, карточки с заданиями.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Терновская основная общеобразовательная школа

Яковлевского района Белгородской области»

Открытый урок окружающего мира в 4 классе

по программе «Начальная школа XXI века»

« Как возникали и строились города».

учитель начальных классов

Абакумова Лариса Борисовна

2013- 2014 учебный год

Открытый урок окружающего мира в 4 классе по программе «Начальная школа XXI века»

Тема: « Как возникали и строились города».

Цели: создать условия для формирования представлений учащихся о постройках старинных городов и их значении в жизни славян, для знакомства с древнерусскими городами, способствовать развивать наглядно-образного, логического мышления, воображения, речи, творческих способностей; содействовать воспитанию бережного отношения к культурному наследию наших предков, осуществлению межпредметных связей.

Оборудование: иллюстрации, ноутбук, видеопроектор для показа презентации, учебник, карточки с заданиями.

1. Организационный момент (психологический настрой).

Учитель: Поприветствуйте улыбкой гостей, друг друга.

Учитель: — Настроенье каково?

Дети: – Во! (показывают, у кого какое настроение)

Перед вами красные листочки. Напишите, чего вы опасаетесь, что вас тревожит. Прикрепите эти листочки на доску.

А на жёлтом – что вы ожидаете от урока. Прикрепите на доску.

-А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и почувствуйте друг друга. Вы – вместе, вы — команда! Откройте глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, настройтесь на рабочий лад и … в добрый путь!

Учитель читает стихотворение:

Перед нами протекает времени река,
Полноводна, глубока и широка.
Время движется, меняется, течёт,
К изученью нас истории влечёт.

-Начинаем урок окружающего мира.

2. Этап подготовки учащихся.

а)Дифференцированная работа: 1 команда работает по карточкам, отгадывая загадку и разгадывая ребус, 2, 3, 4 команды разгадывают кроссворд.

Карточка для команды №1

Это что за богатырь
Раздается ввысь и вширь
И всегда, во мгле ночей,
Миллионы жжет огней? (город)

̓ ̓ о г о р о д (город)

Задания для 2,3, 4 команд – проверка домашнего задания по теме: «Рельеф Росии»

Кроссворд — отгадки виды рельефа земной поверхности

  1. В жарком лете я стою,

Шапкой зиму достаю. (Гора.)

2) Тает снег – и я расту,

Но расту не в высоту,

А в глубину и в ширину.

Полю хлебному я враг,

А зовут меня … (овраг).

3) Далеко, конца не видно,

4) Участок суши в море или океане, окруженный водой. ( Остров)

5) Участок земли в реке, в озере, в море, в океане. ( Дно)

Проверка заданий для 1 команды : дети читают загадку, называют слово- отгадку, сверяют с иллюстрациями с — отгадками, находящимися на доске, проводят самооценку.

— Какое слово было загадано? (Город).

— В каком числе стоит это слово? ( В единственном числе.)

-Поставьте слово «город» во множественное число. ( Города)

-Это слово будет ключевым, главным словом в названии темы нашего урока.

б) Тема, постановка целей урока.

Читайте также:  Снип ііі 4 80 техника безопасности в строительстве чем заменен

Определение темы урока — работа в парах: собрать из «рассыпанных» слов, напечатанных на листочках, название темы урока.

Тема: « Как возникали и строились города» — самопроверка (сравнить с темой на доске). Листочки с темой урока, прикрепленные к доске, переворачиваются. Дети сравнивают тему урока.

Постановка целей урока:

— Хотели бы вы узнать о городах на уроке? О каких городах вам хочется узнать больше: о современных или древних? Почему?

-Давайте поставим цели урока.

-Узнать о том, как возникали, строились древние города, кто в них жил, чем там занимались люди, как назывались эти города, чем знамениты эти города и т.д.

в) лексическая работа со словом «город».

— Ребята, как вы думаете, от каких слов произошло слово «город»?

-Сравним свои ответы с ответом Литовченко Кати , которая провела небольшое исследование происхождения и значения слова «город».

— Я решила найти информацию о значении слова « город» в Интернете и посмотреть его значение в « Словаре русского языка» С.Ожегова.

-Вот, что я узнала из Интернета.

-Слово «город» произошло от слов городить, ограда, огораживать, огород, городище — место, где в древности стоял город.

-В словаре дано следующее значение слова.

Город — это крупный населенный пункт, торговый, административный, промышленный центр».

-Подберите к слову «город» родственные, однокоренные слова. ( Городской, городок. (Городище, пригород, пригородный).

г) работа в группах — выяснение смысла высказывания Виктора Гюго

-Прочитайте высказывание на доске.

-Как вы понимаете слова французского писателя Виктора Гюго:

«Вселенная без города – это словно тело без головы». (Обсуждение в группах- 1 мин., ответы детей).

-Виктор Гюго , размышляя о значении города , писал о том, что необходимо место, которое бы играло роль мозга. Значит, город – это главный хозяйственный центр жизни людей.

Да, действительно, города в Древней Руси являлись центрами всей жизни государства.

3. Этап усвоения новых знаний.

1) самостоятельная работа по учебнику

–Я предлагаю вам прочитать небольшой текст в учебнике. Страницу вы узнаете, решив пример: 800:20 -1=39- на доске листок с примером.

Ученики самостоятельно работают с текстом в учебнике и выполняют задание в рубрике «Выскажем предположение». ( Ответ-1,2,3 высказывания).

После того, как дети выбрали ответы, они читают рубрику «Обрати внимание» на с.41 , выполняя самопроверку, самооценку.

2) Физкультминутка для глаз

1.Часто, часто поморгай,( 5 раз)

После глазки закрывай.

Сосчитай так до пяти

И сначала все начни. ( Всего 2 раза)

2.Руку держим пред собой,

Не мотая головой,

Пальцем водим вверх и вниз,

Вправо- влево и поищем глазками жёлтый круг в классе,

А теперь нашли глазками зеленый треугольник.

3.Нарисуй круги глазами

Для начала только вправо (3 раза),

После влево раза три.

Теперь коричневый прямоугольник глазками теперь нашли.

И, наконец, поищем синий квадрат.

3)сообщения о древнерусских городах

— Ваши одноклассники подготовили для вас небольшие, но интересные сообщения о древнерусских городах.

а) сообщение ученицы (Кожуховой В.) о возникновение городов в Древней Руси.

— Западные соседи называли Русь страной городов. (Слайд 1)

-Чтобы начать наш разговор о городах, нужно узнать, а как появились города?

У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирали подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека. Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость.

Со стороны незащищённой от реки, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома.

Славяне жили в поселениях, окружённых крепкими бревенчатыми стенами и глубокими широкими рвами. Такие огороженные посёлки были надёжными убежищами от нападений врагов и диких зверей.

Такие посёлки — крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», « огораживать».

— Итак, подведем итог сказанному:

— Что представлял собой древнерусский город? ( Ответы детей)
-От какого слова произошло слово город? («городить», «огораживать»).

— Для чего город обносился стеной? (Для защиты горожан).

-Сделаем вывод: ( Слайд 3)

Древнерусский город- это, прежде всего, укрепленное, то есть огороженное от внезапных нападений поселение. В этом и заключалось его первоначальное отличие от сельской местности .

б) сообщение №2 ( Шайхутдинов Н.)

-Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался

кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати, возвышалась главная городская церковь.

-За пределами кремля был посад — место, где жили ремесленники, купцы и другой городской люд. Шумно и оживлённо было на главной торговой площади.

-Проведем лексическую работу.

-Скажите, пожалуйста, а кто такие ремесленники? ( Ремесленники – люди, матера, занимающиеся каким – либо делом: гончарное дело, кузнечное дело и т. д.) – показ иллюстрации на слайде № 7

— Кто такие купцы? ( Купцы- люди, занимающиеся торговлей.)- показ иллюстрации на слайде № 8.

— Зачем в древнерусских городах строили кремль? ( В Древней Руси было много княжеств, которые воевали между собой. Южные соседи тоже совершали набеги на славянские поселения, поэтому и строили кремль – крепость, который защищал центр города от набегов врагов.)

-Итак, подведем итог :

-Назовите основные части древнерусского города. ( Посад, кремль). Самоконтроль — слайд № 9

4. Этап закрепления знаний.

-Сейчас, ребята, мы совершим небольшую экскурсию в картинную галерею, чтобы наиболее полно и ясно представить себе образы различных древнерусских городов. ( Слайды № 10-21)

-Московский Кремль — слайд № 10- Грановитая палата — чудо Московского Кремля, парадный зал, где богатые люди отмечали важные события, происходящие в стране.

– Ребята, кто из вас знает, что это за памятник?

– Верно, это знаменитая «Царь-пушка». Она установлена на лафете-специальном приспособлении, опоре (станке), на котором крепится «Царь-пушка», а возле нее лежат ядра.

(Новая информация для детей: отлита она была мастером Андреем Чоховым более четырехсот лет назад).

«Царь-пушка» эта, ребята не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки.

— Так почему же пушку назвали Царь – пушкой.

Есть две версии. Первая – это из-за её больших размеров, вторая — из-за выгравированного изображения последнего царя из рода Рюриковичей — Фёдора Ивановича верхом на коне.

– Неподалеку от «Царь-пушки», находится другой памятник. Кто знает, что это?

– Верно, это знаменитый «Царь-колокол». Нет на целом свете колокола больше его. Он весит 200 тонн. Отлили его великие русские мастера: отец и сын Маторины.

У «Царь-колокола» трагическая судьба. В него так ни разу и не звонили, потому что во время пожара от него отвалился большой кусок.

Никто сегодня не собирается стрелять из «Царь-пушки» или звонить в «Царь-колокол». Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых русских мастерах.

5. Этап применения знаний.

1 команда работает над объяснением смысла пословиц :

1 . В бою за Отчизну и смерть красна.

2. Чужая сторона прибавит ума.

3. Если не нашёл счастья дома, не обретёшь и на чужбине.

-Определите тему пословиц. ( О Родине).

2 команда — творческая работа — придумать свои пословицы и поговорки о городах и Родине.

6.Этап обобщения и систематизации знаний.

— О чём вы сегодня узнали?

— Что нового для себя открыли?

-Понравился ли вам урок?

— Что вам показалось трудным, непонятным?

— О чём вам захотелось узнать больше?

— Зачем нам нужно знать историю своей страны? ( Ответы детей: каждый гражданин должен знать историю своей страны, своего народа, гордиться историческими памятниками и уважать достижения своих предков.)

7. Этап информации о домашнем задании.

Учебник: с.40-46-прочитать. С.41- поработать над проектом,

8. Этап подведения итогов урока.

Оценивание работы детей на уроке.

9. Этап рефлексии.

-Мне хотелось бы узнать, какие эмоции, впечатления вы получили от урока.

Оправдались ли ваши ожидания и опасения? Если опасения были напрасны, снимите красные листочки с доски.

-Получили ли вы от урока то, чего ожидали?

2. История Московского кремля.

(Рассказ учителя с показом репродукций картин А. М. Васнецова)

Учитель: Первая Московская крепость была построена основателем Москвы Юрием Долгоруким в 1156 году. После нашествия Батыя в 1238 году Москва сожжена дотла. Трудно шло восстановление города. Особенно интенсивно, быстро строилась Москва при Иване Калите. При нём кремль был построен из огромных дубовых брёвен.

— Кто такой Иван Калита? Почему у него было такое прозвище?

— Как вы думаете, что давало князю Ивану возможность возродить Москву и построить мощную крепость? (Был богат и большие средства направлял на строительство).

Учитель: Кроме кремля Калита велел поставить несколько белокаменных храмов. Кремль был построен чрезвычайно быстро: всего за несколько

месяцев – зиму 1339 – 40 года.

— Сколько лет простоял деревянный кремль Ивана Калиты, если его внук Дмитрий Донской в 1367 году начал строительство нового кремля.

1367 — 1340=27 (лет)

Учитель: Дмитрий Донской приказал строить кремлёвские стены из белого камня, который добывали неподалёку от Москвы. Белокаменный кремль был очень красив. Глядя на него, люди чувствовали силу и мощь Москвы. С этих пор Москву стали называть белокаменной.

Но время неумолимо. Не щадит оно ни людей, ни камень.

— Сколько лет простоял белокаменный кремль Дмитрия Донского, если он был построен в 1367 году, а в 1484 году при Иване III началось строительство нового кремля из красного кирпича?

4. Кремль Ивана III.

(Рассказ на основе материала учебного пособия)

Учитель: Итак, решили делать кремль из красного кирпича, так как он прочнее и долговечнее белого. Для строительства пригласили самых лучших и известных итальянских инженеров. Русские мастера вместе с итальянцами начали строить сначала башни. Всего их было построено 18. Затем их соединили стеной.

Высота стен от 5 до 19 метров в зависимости от рельефа местности. Башни выдвинуты впереди стен, чтобы с них можно было вести обстрел не только впереди лежащей местности, но и вдоль стен. Толщина стен составляла 4,5 метра. Такую стену не пробьёшь ни бревном, ни пушечным ядром. Создавая кремль, строители заботились не только об обороне, но и о том, чтобы крепость украшала город.

Особое изящество стенам придают зубцы. Это и декоративное и защитное сооружение. Каждый зубец имеет в высоту от 2 до 2,5 метров, их толщина – 65-70 см. Они защищали обороняющихся от вражеских стрел, пуль и ядер. Всего на кремлёвских стенах 1054 зубца.

Для большей неприступности кремль был окружён водой. С двух сторон – реками Москвой и Неглинной, а с третьей – широким рвом, который соединял эти обе реки. Теперь на его месте – Красная площадь.

В центре кремля построили высокую сигнальную башню, которую назвали Иван Великий. На её вершине находилась дозорная площадка. В любое время года и суток караульщики смотрели, не показался ли за рекой неприятель. Как только появлялась опасность, начинали бить в колокола. Через несколько минут над городом поднимался тревожный колокольный звон всех церквей – набат.

Горожане прятали добро в укромные места и бежали в кремль под защиту неприступных стен. Стража разводила подъёмные мосты над реками и рвом и наглухо запирала кремлёвские ворота.

Войско выходило навстречу врагу, чтобы не допустить его в город.

— Определите, сколько лет стоит кремль Ивана III, если его строительство завершилось в 1494 году?

Сообщение ученика о возникновение городов в Древней Руси.
Чтобы начать наш разговор о городах, нужно узнать, а как появились города? У славян было много врагов, и для защиты от них они строили крепости. Сначала выбирают подходящее место для крепости, где сама природа бы помогала защититься от врагов. Таким местом обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги их можно увидеть издалека.

Кроме того река с трёх сторон надёжно защищала крепость. Со стороны не защищённой рекой, выкапывали ров( широкую и глубокую канаву), заполняли её водой. Получался рукотворный остров. На нём и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали глубокий земляной вал, а на валу ставили глубокую, крепкую ограду из плотно прилегающий к друг другу заострённых дубовых брёвен.
Хорошо защищённую крепость врагам было взять трудно, для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.
Такие посёлки- крепости со временем стали называть городами, от слов «городить», « огораживать». Центр древнего русского города был обычно укреплен и назывался кремлём. Внутри располагались княжеский дворец и дома знати. Возвышалась главная городская церковь. За пределами кремля жили ремесленники, купцы и другой городской люд.
Сообщение ученика о Древнем Киеве.
Много прекрасных городов стояло на Руси. Но краше всех — Киев, стольный град Великих князей.
Рассказывают, что в древние времена жило на этой земле племя полян. Любили поляне и за землей следить, и дома строить. И выделялись среди них трое братьев– Кий, Щек и Хорив да сестра их Лыбедь. Облюбовали братья самое красивое место на днепровских холмах и заложили на нем город. По имени старшего брата назвали его Киевом.
Хорошее место для поселения выбрали братья: все торговые пути и речные и сухопутные – через него проходили. Но городу постоянно угрожали печенеги, поэтому город защищали валы, рвы стены, башни. Весь город был окружен крепкими бревенчатыми стенами. Попасть в город можно было только через Софийские ворота. В городе были построены церкви, каменные дворцы.

Значительно изменился город в 11 веке.
Киевом управлял князь. А расцвел город при князе Ярославе, прозванном Мудрым.
Самой первой была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Эта церковь еще известна как Десятинная, потому что князь Владимир повелел всем жителям отдавать на ее строительство и украшение десятую часть от своего дохода. Стены церкви покрыты фресками.
Главный храм города – Софийский собор, построенный при князе Ярославе Мудром. 13 куполов венчают огромное сооружение, построенное греческими мастерами. Внутри храма великолепие фресок и мозаик. Даже под ногами сверкают узоры мозаичного ковра. В этом соборе не только молились, но и торжественно вступали на престол, начиная править княжеством.

Здесь же помещались и одна из первых библиотек на Руси. Следующий памятник архитектуры– Золотые ворота главные ворота Киева. Они окованы листами позолоченной меди и украшены резьбой. Такое богатство восхищало въезжающих гостей.
Археологи установили, что на территории Киева поселения людей существовали еще в Каменном веке. Киев был основан примерно в 6-7 веках как центр восточнославянского племени полян. В русских летописях город Киев упоминается в 860 году.
Киев – “мать городов русских”
Сообщение учащегося о Древне Новгороде.
Ещё один из крупнейших городов того времени – это Новгород. Почему же он носит такое название. На берегу Ильмень-озера, там, где берет начало река Волхов, в далекие времена возникло первое поселение. Потом жители облюбовали новое место. Так и возник город, который стали называть Новым.
Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город был, как бы разделен речкой Волхов на две стороны: софийская сторона и торговая сторона. На софийской стороне были расположены монастыри: Никольский, Зверин, Духов и Кремль.

А на торговой стороне располагались торговая площадьи Павлов монастырь.
Новгородская республика управлялась по-особенному. Здесь тоже был князь, но главную роль играло народное вече. Вече– это собрание богатых новгородских жителей, которое решало все важные вопросы. На вече выбирали посадника и решали, какого пригласить князя, там же могли принять решение об его изгнании из города, если князь не понравился новгородцам.

На вече принимались важные законы и обсуждались вопросы войны и мира. Вече возглавлял посадник, который вместе с князем и судил, и собирал налоги, и принимал решения о войне и мире, распоряжался городской казной.
Посреди Вечевой площади Новгорода стоял колокол. Купили его в далеком Риме. Когда нужно было собрать народ, били в этот колокол, и люди, услышав звон спешили на площадь. Звук разносился далеко, и был он такой особенный, что жители легко отличали его от звона церковных колоколов.
На левом берегу возвышался красавец Кремль. Здесь совершались важные события в жизни Новгорода.
За стенами Новгородского Кремля блестели на солнце золотые купола собора, названного, как и в Киеве, в честь святой Софии. Собор построен в середине 11века. Он был главным храмом, символом Новгорода. “Где святая София, там и Новгород”, говорили в те времена новгородцы
Сообщение учащегося о находках археологов в Древнем Новгороде.
Город Новгород известен в истории с 859 года. Удивительная жизнь Древнего Новгорода открылась благодаря находкам археологов. Например стало известно, что ходили новгородцы по деревянным мостовым. Во время раскопок одной из древних улиц Новгорода было обнаружено 28 «этажей» сосновых мостовых. Их настилали с X – XV век – 500 лет
Выдающимся открытием археологов стали берестяные грамоты. Древние новгородцы писали на бересте – берёзовой коре. Буквы выцарапывали специальными заострёнными палочками – писалами. Берестяными посланиями обменивались родственники, друзья. На бересте вели деловые расчёты. После прочтения ненужные грамоты выбрасывали.

Через сотни лет берестяная почта донесла до нас имена некоторых новгородцев. Один из них – маленький новгородец Онфим – учился грамоте. Его берестяные школьные тетрадки исписаны буквами, слогами и целыми предложениями. Наверное он был непоседой и озорником, любил шалить и отвлекался от занятий, делал на бересте смешные рисунки.
Народное название Новгорода – “господин Великий Новгород”
3. Вспомним о Москве

Вот так, среди дремучих лесов, на высоком холме при слиянии двух рек когда-то родился и наш город.
Основал его князь. Кто знает, как его звали? Правильно, князь Юрий Долгорукий. «Быть на этом месте граду, а называться он будет по имени реки Москвы».

Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.

Первую деревянную крепость на холме через много-много лет построили по приказу князя Даниила Невского.
Вот она, молодая Москва, — небольшой деревянный город — крепость среди бескрайних просторов.

В башнях узкие бойницы,
На стене растет трава.
Вместо каменной столицы
Деревянная Москва.
Вместо площади — болото,
Темный лес сбегает с гор,
Боровицкие ворота
Здесь выходят прямо в бор.

Как вы думаете, жили в те времена вы, я, ваши мамы и папы, ваши бабушки и дедушки? Нет. Почему?
Хотя гора времени и стала меньше, она все еще очень отличается от наших горсточек.
Как вы думаете, хорошей ли защитой городу была деревянная крепость?
Какие же у нее были недостатки?

Как в засушливое лето
Загорится что-то где-то,
Дым закрутится седой
В слободе, за слободой.
Тын за тыном, дом за домом,
По лачугам, по хоромам
Запылает вся Москва,
Как в печи горят дрова…

Читайте также:  Расчет норма часа в строительстве

Да, много раз горел московский деревянный Кремль, но каждый раз восстанавливали его или отстраивали заново, и долгие-долгие годы служил он препятствием для врага.
Но однажды пришло время серьезно призадуматься: что прочнее и надежнее дерева? Из чего новую крепость строить?
Камень прочнее и надежнее дерева, да и не горит он. Дружно взялись москвичи за дело.

На дороге, близ Коломны,
День-деньской народ снует:
Для Кремля с каменоломни
Возят камень целый год.
И былой стене на смену
Строят каменную стену.
Там, где бор дремучий, дикий
Песнь отшельника внимал,
Белокаменный великий
Вырос Кремль и засиял!

Построили его по указу князя Дмитрия Донского, который тогда правил Москвой.
Как вы думаете, в те времена жили ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Нет. Почему?
Да, действительно, гора времени еще слишком велика.
Простоял белокаменный московский Кремль 100 лет. Что же могло случиться с ним через столько лет?
По приказу царя Ивана III строят новый Кремль из красного кирпича.
Лучшие архитекторы, каменщики и плотники возводили его в течение 10 лет.
Жили в те времена вы, я, ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. Нет. Почему?
Да, гора времени еще сильно отличается от наших горсточек.
А краснокирпичный Кремль стоит и по сей день. Как вы думаете, сколько же лет стоит он. В этой горке осталось больше 500 спичек. Нашему Кремлю 500 с лишним лет.
Год назад мы с вами побывали в Кремле и видели, как выглядит он снаружи. Скоро мы отправимся на экскурсию внутрь Кремля и познакомимся с некоторыми его архитектурными сооружениями.
Кремль менялся все эти 1000 лет, а вместе с ним менялась и Москва — разрасталась и хорошела! С кремлевского холма мы сможем полюбоваться видами Москвы.

Урок окружающего мира «»Золотые ворота» в Древнюю Русь». 3-й класс

  • Кармакова Татьяна Афанасьевна , заместитель директора по УВР

Учитель читает стихотворение:

Перед нами протекает времени река,
Полноводна, глубока и широка.
Время движется, меняется, течёт,
К изученью нас истории влечёт.

— Начинаем урок окружающего мира.

— Соедините начало и окончание предложения:

(Дети подходят к доске и соединяют начало и конец стрелочками).

— Как мы путешествуем на уроке? (путешествуем по «Реке времени».)

— Каким образом мы по ней путешествуем? Объясните.

— Какой период мы сейчас изучаем? (времена Древней Руси).

— Какие это века? (IX-XIII века).

— Что вы понимаете под словом «культура»? (предположения детей).

— Давайте прочитаем в «Толковом словарике» в конце учебника. («Культура — это все достижения человечества, всё то полезное и красивое, что было сделано человеком, а не природой.»)

— А что такое «памятники»? От какого слова образовалось это слово? (от слова «память». Слушаем предположения).

— А теперь попробуйте объяснить словосочетание «памятники культуры». (Ученики высказывают предположения). Читаем в словарике.

— Предположите, что могло окружать жителей Древней Руси в их повседневном труде и отдыхе? (посуда, мебель, одежда, песни, танцы, сказки).

— Где были распространены эти памятники культуры — в городах или деревнях? (И в городах, и в деревнях.)

— Посмотрите на карту Древней Руси. Много ли было городов в Древней Руси? (нет, их было мало).

— Действительно, как подсчитали учёные, в городах в то время жили 2-3 человека из 100. Сегодня, например, в современных городах России живёт 64 человека из 100.

На доске появляется запись:

«Культура распространена и в городах, и в деревнях, но городов в Древней Руси было мало».

— Известно, что иностранцы называли Русь «Гардарика», что переводится как «страна городов».

На доске появляется запись:

«Древняя Русь — страна городов.»

— Посмотрите на доску: какое вы заметили противоречие? (Городов было мало, но Русь называли страной городов.)

— Какой возникает вопрос?

Ученики с помощью учителя формулируют основной вопрос (проблему) урока: Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?

Проблема урока фиксируется на доске.

— Вот на этот вопрос мы и будем сегодня искать ответ.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

— Чтобы решить поставленную проблему, давайте воспользуемся приёмом «знаем — не знаем» и заполним таблицу.

В левую колонку таблицы внесём всё, что мы можем сказать о городах, опираясь на ваши знания. В правую — то, что нам необходимо выяснить для решения проблемы. А помогут нам иллюстрации.

В ходе рассматривания иллюстраций и беседы заполняется таблица (по столбикам).

Что мы знаем о городах Древней Руси?

Что не знаем о городах Древней Руси?

были огорожены стенами с башнями и воротами;

много богатых домов, торговая площадь;

храмы украшали иконами, фресками, мозаикой;

в городах была распространена письменность.

Кто жил в городе?

Кто и для чего приезжал в город?

Чем городская жизнь не похожа на деревенскую?

— Как вы думаете, люди каких занятий и профессий жили в древнерусских городах постоянно? (дети высказывают предположения).

— Давайте проверим предположения с помощью текста учебника на с.33 (от слов «Иностранцы приезжали:» до слов «об искусных мастерах».)

— Кто упоминается? (купцы, ремесленники, священники).

— Кто такие купцы ? ремесленники ? Прочитайте в толковом словаре.

— Зная, кем были жители древнерусских городов, можно предположить, кто к ним приезжал и зачем.

— А теперь представьте: всё, о чём вы сейчас говорили, происходило в городе сразу, одновременно. Попробуйте объяснить фразу: «В деревнях жизнь текла, а в городах кипела».

(В город съезжалось много народу, который толпился у храмов, около княжеских палат, на торговой площади.)

По мере ответов в правой колонке знаки вопросов убираются, ставится двоеточие, записываются ключевые слова:

к п.1 князь, дружина, купцы, ремесленники, священники, монахи

к п.2 ищут работу, торгуют, собирают дань и т.д.

к п.3 жизнь кипела!

— Какие памятники культуры дошли до нас со времён Древней Руси? (изделия ремесленников, храмы, книги, иконы).

— Какая особенность была у древнерусских книг? (они были рукописные).

— Прочитайте текст в учебнике (с.36-37, от слов «Во времена Древней Руси:» до слов «:яркая культура.»

— Кто такие монахи?

— О чем они писали в летописи?

— Что же мы узнали нового о городах Древней Руси?

Ответы детей обобщаются в виде таблицы:

— Мы на все вопросы в таблице ответили?

«Прогулка по зимнему лесу»
Мы пришли в зимний лес.
Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес!
Дети удивленно разводят руками.
Справа — березка в шубке стоит,
Отводят правую руку в сторону, прослеживают движение взглядом.
Слева от нас елка глядит.
Отводят левую руку в сторону, прослеживают движение взглядом.
В небе снежинки кружатся,
На землю красиво ложатся.
Выполняются вращательные движения руками над головой.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Прыжки на месте.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Наклоны вперед — «волк ищет добычу».
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Дети приседают, прячась.
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму и проспит.
Имитация сна.
Пролетают снегири,
Как красивы все они!
Имитация движений птиц в полете.
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.

Выражение решения проблемы.

— Давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока. Напомните его. (Почему Древнюю Русь называли «страной городов»?)

— Чтобы дать полный ответ на главный вопрос урока, поработайте в группе. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

Работа в 4 группах.

В Древней Руси крупные ___________ отличались от других укреплённых селений тем, что в них жили правители, торговцы и мастеровые люди.

В древнерусских городах в первую очередь строился________________, который защищал центр города от набегов врагов.

За пределами кремля был ___________ — место, где жили ___________________, то есть мастера, которые ковали из железа инструменты и оружие, лепили из глины красивую посуду, шили одежду, строили дома, церкви. Там же жили и _____________, которые торговали, и другой городской люд.

Применение нового знания.

(Задание на слайде).

— Посмотрите на таблицу. В ней указаны названия городов и год первого упоминания об этих городах. Давайте определим века.

Источник: nsportal.ru

Устройство городов Древнего Мира: некоторые аспекты

В рамках этой статьи мы попытаемся дать описание городу 20-21 веков. Известно, что в то время значительная часть всего населения (до 45%) жила в городах. При этом городов было сравнительно немного — в настоящий момент известны два в Европе, пять в Америке и четыре в Азии. В дальнейшем доля городского населения непрерывно уменьшалась, пока наконец не дошла до 2% в 2956 году. На этом уровне она остается и сейчас.

Строительство
Исследованный нами город был относительно невелик — там проживало не более 25-30 миллионов людей.
Логично предположить, что города Древнего Мира сначала целиком проектировались, а потом строились строго в соответствии с планами. При этом застройка проводилась в три этапа:
1. Создание структуры. Наиболее распространены были два типа городской застройки: решетчатый и радиально-кольцевой.
В городах первого типа основные улицы закладывались прямыми и пересекались только под прямым углом, образовывая своего рода решетку.
В городах второго типа улицы расходились лучами из центральной точки. Кроме того, существовали улицы-кольца, соединяющие улицы-лучи.
При создании первоначального плана города проектировалась только основная структура.

2. Дополнение структуры. В пустующие сектора или квадраты карты города добавлялись небольшие улицы и переулки неправильной формы, конструировались тупики, подворотни, дворы, лестницы и т.п.

3. Нарушение структуры. Произвольным образом выбирались отрезки «основных» улиц и сносилась, а на их месте продолжались неправильные улицы и переулки, разбивались дворы и сады. Практически все улицы делили на несколько частей, некоторые из которых утоньшались, некоторые — утолщались. Суть всех этих нарушений сводилась к тому, чтобы в каждое место из любого другого места можно было попасть одним и только одним путем.

Насчет дальнейших изменений города нет полной ясности. Часть исследователей (Павлов, Пирс) считает, что город консервировался, и внести в его устройство любого рода изменения было практически невозможно. Другие специалисты (Моррис, Сводеш) придерживаются прямо противоположного мнения: город менялся каждый день и каждую ночь, улицы переносились с места на места, исчезали строения и переулки, появлялись новые. К сожалению, сейчас мы не располагаем достаточным материалом для того, чтобы поддержать или опровергнуть одну из этих точек зрения. Нет, однако, никаких сомнений, что глобально город строился один раз и не достраивался потом.

Такое сложное устройство города и строительство его «за раз» обусловлены главным образом искусственностью этого объекта. Города в Древнем Мире использовали люди, занятые прикладными или теоретическими дисциплинами. Жители городов занимались главным образом «чистой» наукой, аналитикой, искусствами, а также управляли информационными сетями и системами передачи информации.

Кроме того, в городах, конечно, находилось некоторое количество персонала, обслуживающего инфраструктуру, и работники необходимых служб. Для того чтобы успешно заниматься своей деятельностью и избежать психических отклонений (на почве большого количества работы и долгого пребывания внутри искусственно созданного объекта), города и строили как лабиринты. Во-первых, каждому жителю постоянно приходилось напрягать память и смекалку, так что у него неизбежно появлялась необходимость отвлечься от работы или учебы, а во-вторых, таким образом жизнь в городе становилась менее искусственной и детерминированной.

Адреса
Каждая улица города получала несколько названий, не менее трех. При этом единственным соблюдавшимся правилом было правило о непрерывности отрезка улицы под определенным названием. Все остальное было разрешено: называть стороны улицы разными именами, делить улицу на любое количество отрезков, у каждого из которых свое название, и т.п.
У мостов, пространств под арками, площадей, проходных дворов, туннелей, путепроводов, эстакад и т.п. были отдельные названия.

Городские дома получали номера. Номер присваивался исходя из количества домов на данной улице, площади, дворе и т.п. Количество номеров на одном доме не регламентировалось, очевидно, однако, что каждый дом имел как минимум два номера.
Перенумерованные дома расставлялись в произвольном порядке.
Каждый дом мог иметь несколько корпусов. В таком случае его номер удлинялся, потому что корпусам присваивались собственные номера, которые записывались через знак «/» от номеров основного корпуса.

Территориальное деление
При раскопках были найдены документы об административно-территориальном делении города. Они легли в основу гипотезы о делении городов на круги и являются вполне убедительным доказательством того, что после строительства города любых форм и размеров разделялись на правильные круги. В городах радиально-кольцевой структуры сначала очерчивался центральный круг, к нему примыкали еще восемь, следующее кольцо состояло уже из двадцати четырех и так далее. Города решетчатого типа были устроены проще — круги выстраивались ровными линиями, так что каждый круг (кроме крайних) соприкасался с четырьмя другими.

На земле между двумя кругами был только один переход. Существовала еще система подземных коммуникаций, которая до сих пор достаточно мало изучена. Мы предполагаем, что она использовалась для спортивных соревнований, а не для межкругового сообщения (см. также работу «Городские виды спорта в Древнем мире» // Доклады академии наук, М., 3968, №3).

Каждый круг имел свою специфику. Существовали сугубо жилые или рабочие круги, круги смешанного типа, крупным компаниям и университетам принадлежали собственные круги, иногда несколько — для рабочей деятельности и для проживания сотрудников.

Остается еще межкруговое пространство — весьма интересный городской феномен. Вполне вероятно, что были и цивилизованные межкруговые районы, благоустроенные и занятые под парки, концертные залы, торговые центры или принадлежавшие богатым компаниям. Но в основном, межкруговые районы представляли собой настоящий лабиринт.

Предполагается, что там не размещали улиц, а только дворы, переулки, подворотни и лестницы. Дома межрайонного пространства не имели адресов.

Там никто не жил, по крайней мере, постоянно (согласно закону «о прописке», выдержавшему много редакций и изменений и известному также как закон «о регистрации», в городе могли находиться только жители, имеющие постоянное место проживания в рамках одного из городских кругов). Таким образом, это были места не для жизни, а для времяпрепровождения. При этом жизнь в городе была настолько сложна и насыщенна, что у горожан не должно было оставаться много свободного времени. И тем не менее, найдены свидетельства того, что межкруговые зоны круглые сутки были переполнены.

Официально межкруговые районы не принадлежали никому, на практике же в каждом районе господствовало определенное культурное течение — какое-нибудь из популярных течений 20-21 веков. Описание этих течений, конечно же, заслуживает отдельной статьи, и здесь мы ограничимся только несколькими общими замечаниями, относящимися к нашей теме.
По версии В. Вавилова, основным критерием принадлежности горожанина к тому или иному течению были звуки. И. Павлов (в статье «Звук Древности») поддерживает эту версию, уточняя, однако, что важно не восприятие звуков древними людьми, а воспроизведение. Среди основных звуковых группировок оба исследователя называют рэпперов (от древнеангл. rap — удар, стук; предполагается, что излюбленной «музыкой» рэпперов была игра на барабанах и там-тамах), рокеров (от древнерусского — рок; рокеры предпочитали мелодии из высоких, тонких и чистых тонов, называя свою «музыку» «музыкой судьбы» или «музыкой сфер»), рейверов (от древнеангл. rave — шум, рев моря; предполагается, что рейверы были поклонниками «музыки» природы) и другие.
Кроме этого, существовало множество группировок, придерживающихся определенного образа жизни, стиля, научного или политического направления.

И. Мичурин в своей книге «Древний Мир: стиль жизни и жизнь стиля» предполагает, что практически каждый житель Древнего города склонялся к тому или иному течению. Он также подчеркивает, что существовали и смежные течения, получившиеся в результате скрещивания существующих.
Представители разных течений враждовали друг с другом, можно предположить, что иногда происходили столкновения (это ясно еще и потому, что в городах Древности жили только творческие, увлекающиеся, а часто и не вполне здоровые психически люди). Однако принадлежность к любым течениям проявлялась только на территории межкруговых районов.

Экзамены
Все высшие учебные заведения Древнего Мира находились в городах. На остальной территории были только школы. Если выпускники школ хотели получить городское образование, то помимо экзаменов по специальности, необходимо было сдать экзамены на умение жить в городских условиях.
Городские экзамены состояли из трех частей:
1. Управление транспортными средствами (зонтик, провода, тарелки).
2. Ориентировка в пространстве.
3. Поведение в критических ситуациях.
Помимо основных трех дисциплин читались вспомогательные курсы: «Соседи», «Устройство дома», «Поведение в торговом центре» и т.п., всего 18 курсов. По ним абитуриент обязан был сдать зачеты.

Городские испытания проводились уже после вступительных. Базовыми являлись экзамены на управление транспортом. Суммарный курс взаимодействия с тремя основными транспортными средствами занимал около четырех месяцев и включал в себя множество промежуточных зачетов. Подробнее о древнем транспорте см. статью»Городские способы передвижения в Древнем Мире» // Доклады академии наук, М., 3968, №5.

Ориентировка в пространстве
После описания древней городской структуры понятно, что курс городской ориентировки был самым сложным и самым важным. Он читался абитуриентам, успешно сдавшим на права вождения тремя видами транспорта. Подготовка, приобретенная при обучении передвижению по городу, несколько облегчала задачу.
Для того чтобы стать горожанином, достаточно было сдать основной курс пространственной ориентировки. Он гарантировал, что человек, прослушавший его, сможет найти основные объекты в нескольких кругах (как правило, в том, где располагался ВУЗ, в который хотел поступать абитуриент и в соседних). На протяжении 5-7 лет обучения в ВУЗе, наряду с другими предметами, студенты изучали расширенный курс ориентировки. Через два семестра они получали право свободно перемещаться по всем кругам города, а через пять семестров им разрешался вход в межкруговое пространство.
На пространственной ориентировке студентов учили определять количество домов на улице, различать дома разных типов, угадывать начало и конец улицы, предполагать, где может находиться то или иное заведение, правилам ходьбы по дворам, скверам и переулкам. В ходе раскопок был обнаружен вкладыш к диплому об окончании студенткой некоего ВУЗа в 2003 году. Когда этот документ будет расшифрован, мы сможем представить полный список предметов, изучавшихся на ориентировке в пространстве.

Поведение в критических ситуациях
Это достаточно простой предмет, курс обучения которому занимал не более двух недель. Не подлежит сомнению, что в Древнем городе могло возникнуть множество критических ситуаций, однако мы не обладаем точными сведениями о том, каких именно, так же, как и о путях их преодоления.

В заключение отметим, что к экзаменам допускались только абитуриенты, выдержавшие экзамены по специальности. Это связано главным образом с тем, что обучение правилам жизни в городе было довольно дорогостоящим. Полный курс городского обучения занимал 8 месяцев, на это время потенциальным горожанам предоставлялись общежития за городской чертой.

Хочется также сказать, что в настоящее время трудно получить адекватное представление об устройстве Древнего Города. В чем-то городская жизнь была, конечно, сложна и неестественна, однако во многом Древние Города гораздо проще, чем современные формы жизнеустройства.

Источник: bakri.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...