✅ Проектирование общеобразовательных учреждений ✅ При проектировании общеобразовательных учреждений (школ, лицеев, гимназий)
Архитектура учебно-воспитательных зданий
Группа зданий учебно-воспитательного назначения включает: дошкольные учреждения общего типа и специализированные, оздоровительные и объединенные с начальной школой, общеобразовательные и специализированные школы и школы — интернаты, межшкольные учебно-производственные комбинаты, средние и высшие учебные заведения и пр.
Существуют государственные и частные учебно-воспитательные учреждения, в которых предусматривается весьма широкий диапазон педагогичесюгх, медицинских и других услуг. Размещаются эти учреждения, как правило, в отдельно стоящих специализированных зданиях, но также и в пристроенных к жилым зданиям (или встроенных) объемах. Ниже рассматриваются государственные (муниципальные) учреждения, размещаемые в отдельных зданиях.
Дошкольные учреждения
Они предоставляют педагогические и медицинские услуги по воспитанию, обучению, уходу и присмотру за детьми, а также методическую помощь родителям. Предназначены для групп детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет- детские ясли, а также от 3 до 6 (7) лет — детские сады. Расчетная вместимость здания яслей не должна превышать 10 групп (200 мест), здания детсада — 12 групп (240 мест). Вместимость помещений группы не должна быть менее 10 мест в дошкольных учреждениях общего типа и не менее 5-в малых дошкольных учреждениях.
Детские дошкольные учреждения — ясли и сады, — в условиях массового строительства, как правило, объединяются в одном, отдельно стоящем здании. Объемно-планировочная структура зданий детских дошкольных учреждений строится на основе функциональных связей между основными группами помещений (рис. 14.1).
В некоторых случаях, в частности в сельских населенных пунктах, детские ясли и сад объединяются с отделением общеобразовательной школы в составе учебно-воспитательного комплекса. Это способствует преемственности и цельности педагогического процесса, эффективности медицинского обслуживания детей, создает удобство для многодетных родителей (воспитание и обучение разновозрастных детей в одном месте).
Предусматриваются следующие типы дошкольных учреждений: дошкольные учреждения (ДУ) общего типа — от 4 до 10 детских групп, центр дошкольного воспитания (ЦДВ) — от 6 до 12 детеких групп (рис. 14.3), комплекс дошкольного воспитания (КДВ) — до 60 детских групп, учебно-воспитательный комплекс (УВК) — от 2 до 6 детских групп при школьном отделении не более 12 ученических классов, дошкольное учреждение с первыми классами а также малые дошкольные учреждения. По желанию родителей и решению администрации может быть изменен профиль дошкольного учреждения в целом или отдельных детских групп.
В зависимости от числа детских групп дошкольные учреждения подразделяют на здания малой — до 4 групп, средней — до 5 — 8 групп и большой вместимости — до 9 — 14 групп. При вместимости более 14 групп создаются комплексы зданий.
В качестве объектов массового строительства, размещаемых в отдельном здании рекомендуются: дошкольные учреждения общего типа на 4, 6, 8, 10 групп, центр дошкольного воспитания на 6, 8, 10, 12 детских групп, групповые отделения комплекса дошкольного воспитания на 2, 3, 4 группы. Комплекс дошкольного воспитания объединяет систему дошкольных учреждений (от 4 до 12), размещенных в отдельно стоящих и пристроенных к жилым домам зданиях. В составе комплекса проектируются также бассейн, зал-арена, помещения для детских кружков и секций, методические, административные, хозяйственные помещения. Учебно-воспитательный комплекс объединяет дошкольное отделение на 2, 3, 4, 6 групп и общеобразовательную школу I, I-II или I-II-III ступени.
Согласно требованиям действующих норм детские ясли — сады проектируют вместимостью 50, 95, 140, 190, 280 и 330 мест, соответственно на 2, 4, б, 8, 12 и 14 групп. Комплекс детских яслей — садов проектируется на 560-660 мест (на 24 — 28 групп). Средняя по России ориентировочная суммарная вместимость детских садов — яслей составляет 70-90 мест на 1000 жителей. Но этот показатель должен корректироваться для каждого населенного пункта, исходя из конкретной демографической ситуации и потребности в детских дошкольных учреждениях.
Градостроительная практика показала, что для жилого района с населением более 4000 жителей наиболее экономичны детские ясли — сады вместимостью 280 и 330 мест, менее 4000, — 140 и 190 мест. Здания, объединяющие детские ясли — сад и начальную общеобразовательную школу вместимостью (25+40) и (50+80) мест целесообразно проектировать в малых городах, небольших населенных пунктах(рис. 14.4).
Архитектурное решение зданий и комплексов принимается в соответствии с характером окружающей застройки: в малоэтажной(коттеджной, усадебной) застройке рекомендуется размещение малых дошкольных учреждений вместимостью 0,5-3 группы, в 3-7 этажной застройке — вместимостью 4-10 групп, в застройке в 7-9 и более этажей рекомендуются здания на 8-10 групп.
Размещаются детские дошкольные учреждения общего типа в жилой застройке равномерно, из условия радиуса обслуживания 300 м в городах и 500 м в сельских поселениях, предпочтительно на озелененной территории, объединяющей участки яслей — садов и общеобразовательной школы.
Площадь земельного участка, занимаемого детским дошкольным учреждением, зависит от вместимости и природно-климатических условий района строительства. Площадь территории на одно место принимается из расчета: для яслей — садов до 100 мест — 40 м 2 , от 100 до 500 мест — 35 м 2 , свыше 500 мест — 30 м 2 ; при строительстве в климатических подрайонах 1А, 1Б, 1Г, 1Д и ПА размеры участка могут быть уменьшены на 30-40%; при строительстве на рельефе с уклоном более 20% площадь участка допускается сократить на 15%.
Сформировалось три основных композиционных решения детского дошкольного учреждения; централизованный тип (единый объем, связи между группами помещений внутри здания), блокированные здания (связи между блоками по отапливаемому переходу), павильонный тип (связи по не отапливаемому крытому переходу или по открытому участку). Наиболее экономичен и удобен в эксплуатации централизованный тип двухэтажного здания, который и используется в массовом строительстве.
Объемно-планировочное решение детского дошкольного учреждения строится на основе трех базовых групп: помещения детской группы (раздевальная, приемная комната, игровая, групповая, спальня, туалеты, буфетные), общие помещения для всех детских групп (залы для музыкальных и гимнастических занятий с кладовой — инвентарной, методический кабинет, медицинская комната, процедурный кабинет с помещением для приготовления дезинфицирующих средств, изолятор) и административно-хозяйственные помещения (пищеблок, кабинет заведующего, хозяйственная кладовая и др.).
Главными помещениями являются групповые (в детских садах) и игровые (в яслях), к которым примыкают буфетная и туалет (в детских садах два помещения, — умывальная и уборная, в яслях — одно общее помещение). Входящие также в состав детских групп спальни отделяются от помещений групповых раздвижными перегородкам.
В составе площадей детских яслей — садов, проектируемых для суровых условий 1 климатического района, предусматриваются отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 1,8 м 2 на 1 место для яслей и 2 м 2 — для детских садов. Прогулочные веранды для детей ясельного и дошкольного возраста должны быть раздельными (рис. 14.5).
Размеры ванны в бассейнах принимаются не менее 3×6 м для одного детского дошкольного учреждения и не менее 6×10 м — для комплекса дошкольных учреждений.
Площадь зала принимается: для музыкальных занятий, — из расчета не менее 2 м 2 , для физкультурных занятий — 4 м 2 на одно место в дошкольной группе.
Планировочное решение детского сада — яслей предполагает создание своеобразных автономных комплексов- групповых ячеек, — включающих все помещения каждой группы и отдельный вход. Для ясельных групп отдельный вход предусматривается, как правило, для каждой группы. Для детского сада допускается один вход на четыре группы. Следует учесть, что из каждой групповой ячейки и прогулочной веранды должно быть не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов. Площади помещений групповой ячейки приведены в таблице 14.3.
В качестве дополнительных рекомендуется включить в состав групповой ячейки следующие помещения: игровую 12 м 2 , ванну-бассейн (с ванной 1,8х1,8 м и кабиной для переодевания) 12 м 2 , открытую террасу-солярий 12 м 2 , открытую террасу-манеж 12 м 2 , комнату сушки одежды 4 м 2 , комнату персонала с санузлом 8 м 2 .
Состав и площади специализированных, сопутствующих и служебно-бытовых помещений ДУ общего типа и ЦДВ приведены в таблице 14.4.
Этажность детских дошкольных учреждений зависит от степени огнестойкости здания и числа мест: здания 1, II и III степеней огнестойкости с числом мест до 150 возводят одно- или двухэтажными, здания I, II степеней и вместимостью до 350 мест — трехэтажными. Для последних нормами предусматриваются планировочные и конструктивные ограничения: на третьем этаже следует располагать помещения только старших групп, залы для музыкальных и физкультурных занятий, прогулочные веранды и служебно-бытовые помещения. Трехэтажное здание должно проектироваться не ниже II степени огнестойкости независимо от числа мест. Приведенные требования относятся к детским дошкольным учреждениям общего типа, здания специализированных учреждений должны иметь II степень огнестойкости и независимо от числа мест проектироваться не выше двух этажей.
Помещения длительного пребывания детей( групповые, игровые ) должны быть хорошо освещены естественным светом (К.Е.О.=1.5%), что обеспечивается при общей площади окон 1/4-1/5 от плошади пола этих помещений.
В климатических подрайонах 1А, 1Б и 1Г в приемных и раздевальных помещениях, в туалетах и моечных кухонной посуды допускается освещение вторым светом (через фрамуги, остекленные перегородки и т.п.). Буфетные, приемные изолятора и комнаты персонала могут не иметь естественного освещения.
Общеобразовательные учреждения
К ним относятся общеобразовательные школы I ступени (начальное образование, 14 классы), II ступени (основное образование, 5-9 классы) и III ступени образования (полное среднее образование, 10-11 или 9-11 классы), а также гимназии, лицеи и др. (рис. 14.6).
Назначение общеобразовательной школы — обучение и воспитание детей и подростков с 7 (6) до 17 (18) лет. Планируется переход на 12-летнее обучение. Вместимость школьного здания определяется количеством параллельных классов, В зависимости от этого различают одно-, двух-, трех-, четырех комплектные школы.
В составе микрорайона могут размещаться одно- трехкомплектные школы, — основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Последняя может размещаться и в жилом районе города. Школы являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объем школьных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объемы других объектов общественного назначения в микрорайоне. Значительные размеры здания школы, его объемно — пространственная композиция во многом формируют архитектуру окружающей застройки. В последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Весьма актуальны такие комплексы для районов Крайнего Севера (см. рис. 14.7, 14.8).
В микрорайонах с населением от 6 до 12 тыс. жителей строятся полные средние школы, с населением до 18 тыс. жителей — школьные комплексы с объединенными общешкольными помещениями (спортивными и актовыми залами и др.). Основным типом, принятым для условий современной городской застройки является школа на 33 класса (1266 учащихся), что отвечает сложившейся демографии и системе обучения (рис. 14.9).
В основу объемно — планировочной структуры современного школьного здания положен блочный принцип, базирующийся на четком функциональном зонировании всего объема здания. В результате, в соответствии с учебным процессом, возрастом учащихся, объединяются и группируются близкие по функциям помещения, формируются их блоки (рис. 14.10, 14.11, 14.12).
Высота современных школьных зданий принимается с учетом численности учащихся и степени огнестойкости: вместимостью до 270 учащихся и степенями огнестойкости HI а, V здание проектируется 1-этажным, IV степени огнестойкости — 2-этажным; вместимостью до 350 уч. и III 6 степенью огнестойкости — 2-этажным; до 1600 уч. и III степенью огнестойкости — 3-этажным. Здания 1, II степеней огнестойкости могут проектироваться 4-этажными. При этом, на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений — не более 25%. Блочная структура позволяет проектировать гардеробные и выходы на участок для отдельных возрастных групп. Это обеспечивает максимальное использование пришкольной территории для пребывания детей на свежем воздухе во время перемен.
Основными группами помещений общеобразовательной школы являются учебные и общешкольные.
В ряде случаев этот перечень может быть дополнен. Например, в школах — интернатах, в школах продленного дня (с длительным или круглосуточным пребыванием учащихся) предусматривается группа спальных помещений.
Учебная группа помещений включает: учебные классы по основам наук с соответствующими учебными кабинетами и лабораториями, специализированные кабинеты, помещения по трудовому обучению и профессиональной ориентации, библиотеку-информационный центр, рекреации, кабинеты школьной администрации, медицинские помещения, вестибюль с гардеробом.
Площадь основных учебных помещений следует принимать из расчета 24 учащихся в помещении.
Расчетные показатели площади основных учебных помещений следует принимать не менее: для учебного класса (кабинета) — 3 м 2 /уч, мастерских по изучению технологий и труда — 7,5 м 2 /уч., специализированных мастерских для профильного обучения — 9 м 2 /уч., кабинетов черчения и рисования — 2,4 м 2 /чел, актового зала — 0,22 м 2 /чел, спортивного зала — 0,9 м 2 /чел.
Библиотека проектируется из расчета 0,0035 м 2 /ед. фонда хранения и 2,4 м2/читательское место. На 10000 единиц хранения предусматривается 15 читательских мест. В полной средней школе с двумя параллельными потоками размещают библиотеку на 20000 ед. хранения и 30 читательских мест.
Административные помещения включают: кабинет директора площадью 16-25 м 2 , три кабинета заместителей, канцелярию и комнату технического персонала по 12 м 2 .
Медицинские помещения проектируются в составе трех кабинетов(включая медицинскую комнату, процедурную и кабинет зубного врача) площадью по 16-18 м 2 .
Кладовая уборочного инвентаря площадью 8 м 2 предусматривается на каждом этаже.
Площадь вестибюля с гардеробом принимается из расчета 0,35 м 2 /уч., рекреаций — 2 м 2 /уч. Рекреационные помещения располагаются при учебных помещениях на этажах в форме залов или уширенных (до 2,8 м) коридоров.
Санузлы для учащихся проектируют из расчета 0,15 м 2 /уч. При уборной для девочек предусматриваются кабины личной гигиены (1 на 70 девочек). Санузлы для персонала размещают отдельно.
Общешкольная группа помещений включает: центр досуга, зрительный зал с эстрадой и кинопроекционной, лекционную аудиторию, спортивные залы и бассейн с обслуживающими помещениями, кабинеты и студии для кружковой работы (художественного воспитания, технического творчества и др.) а также столовую с кухонным блоком, видео-кафе с буфетом.
Центр досуга (рекреационный центр) включает: зал-форум из расчета 1,5 м 2 /уч, вестибюль с гардеробом площадью 0,3-0,4 м 2 /посетителя, административные помещения площадью (16-24 м 2 )х4, медицинский кабинет 18 м 2 , комнату родителей 30 м 2 , комнаты инженерно-технического персонала 12 м 2 хЗ, санузлы из расчета 1 унитаз и 2 писсуара на 100 мужчин и 1 унитаз на 50 женщин. Предполагается посещение центра учащимися соседних школ а также местным населением. Использование этой группы помещений возможно на коммерческой основе, с предоставлением платных услуг.
Для общей физической подготовки, занятий гимнастикой, легкой атлетикой и другими видами спорта проектируются спортзалы размерами 12×15 м, 18×15 м высотой до низа выступающей конструкции 4,6-6,0 м, 24×15 (12) м высотой 6-7 м. 36(30)х18 м, 42×24 м высотой 7-8 м. Площадь пола спортзала назначается из расчета не менее 1,4 м 2 /уч, К спортзалу примыкают: тренерская с инвентарной 10-20 м 2 , кладовая хранения уборочного инвентаря 4 м 2 (одна на группу залов), раздевальные, душевые и уборные для занимающихся.
Бассейн проектируется с двумя ваннами- основной размерами 25,0×11,5 (и более) м и дополнительной -для обучения плаванию 10×6 м. Глубина воды(переменная, от наименьшей к наибольшей) соответственно 1,2-1,8 м и 0,60-0,85 м.
При спортзалах и бассейне предусматриваются раздевальные с душевыми для мальчиков и девочек. Раздевальные оборудуются одноярусными шкафами размером в плане 600×300 мм. При раздевальной проектируется уборная (1 унитаз и 1 умывальник). При бассейне предусматривается кабинет медсестры с лабораторией анализа воды (6+6) м 2 .
Зрительный зал проектируется из расчета не менее 0,7 м 2 /место с количеством мест не менее 60% учащихся. Киноаппаратная принимается площадью 27 м 2 . При зрительном зале следует разместить лекционную аудиторию на 2-3 учебных группы площадью 1 м 2 /место.
При проектировании здания школы все основные учебные помещения должны быть размещены в наземных этажах. Они должны быть хорошо изолированы от источников распространения шума и запахов.
Учебно-производственные помещения (комнаты ручного труда, учебные мастерские по обработке дерева и металла с примыкающей инструментальной кладовой, учебно-методические кабинеты по профессиональной ориентации) следует размещать на первом этаже.
Спортивные залы проектируют на первом этаже с самостоятельным выходом на участок.
Столовые в общеобразовательных школах проектируют, как правило, доготовоч-ного типа и рассчитывают на обслуживание всех учащихся в четыре посадки, т. е., на 25% вместимости школы.
Гардеробные верхней одежды проектируются централизованными (при вестибюле) или раздельными (по разновозрастным группам, поэтажно при рекреациях, по классам).
Кабинет директора и канцелярию следует располагать на первом этаже вблизи главного входа. Также при входе должна быть расположена комната технического персонала.
Условием создания полноценной гигиенической среды в учебных помещениях является обеспечение требуемого уровня естественного освещения и необходимой инсоляции. Это достигается правильной ориентацией окон учебных помещений по сторонам горизонта (см. табл. 14.5)
Наиболее полно отвечает этим требованиям объемно — планировочное решение школьного здания с односторонним размещением учебных классов и кабинетов. Возможно также двустороннее размещение углом, но совершенно недопустимо обращение окон на три-, четыре стороны горизонта, т. к. в этом случае любая ориентация фасада не сможет обеспечить требуемые параметры микроклимата и световой режим. Опыт эксплуатации школьных зданий показал, что наиболее эффективной с точки зрения обеспечения требуемого естественного освещения (К.Е.О 1,5-2,5%) в учебных помещениях является каркасно-панельная система здания с высотой этажа 3,3 м и глубиной класса до 6 м. Требуемый уровень освещения может быть достигнут также и при использовании конструктивной схемы с продольными или поперечными несущими стенами.
Другим важным условием обеспечения необходимого гигиенического режима в учебных и вспомогательных школьных помещениях, спальных комнатах школ — интернатов является осуществление их сквозного проветривания, что становится возможным только при односторонней застройке рекреаций. Поэтому планировка с размещением помещений по обе стороны рекреационных коридоров для школьного здания неприемлема.
Здания общеобразовательных школ размещаются на обособленных земельных участках, которые рассматриваются как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Участок разбивается на функциональные зоны: физкультурно-спортивную, отдыха, учебно-опытную, хозяйственную. В каждой зоне размещаются открытые площадки, оборудованные в соответствии с видом деятельности. Рекомендуется физкультурно-спортивную зону размещать вблизи блока общешкольных помещений, учебно-опытную — вблизи хозяйственной, которая должна иметь непосредственную связь с помещениями столовой; площадки отдыха размещаются вблизи учебных блоков в соответствии с дифференциацией детей по возрасту.
Площадь зон земельных участков принимается в зависимости от типа школы: для основной школы (9 классов) — физкультурно-спортивная 5444 м 2 , отдыха 480 м 2 , учебно-опытная 900 м 2 , хозяйственная 500 м 2 ; для средней полной школы (11 классов) — физкультурно-спортивная 5606 м 2 , отдыха 705 м 2 , учебно-опытная 1090 м 2 , хозяйственная 500 м 2 .
Хозяйственная зона должна иметь самостоятельный въезд, изолированный от входа учащихся на участок, от остальных зон ее следует отделять защитной полосой зеленых насаждений.
Участок школы должен быть озеленен. Общая площадь озеленения (включая все виды зеленых насаждений) должна составлять не менее 40% общей площади участка школы.
При строительстве школы на затесненных участках допускается устройство эксплуатируемой кровли, на которой размещают озелененные площадки отдыха. Площадки на кровле должны иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и вертикальными элементами ограждения с просветами не более 0,1 м. С эксплуатируемой кровли должно быть не менее двух эвакуационных выходов. Покрытие кровли и утеплитель должны быть несгораемыми.
Применение новых методов обучения с широким использованием компьютеров, телевидения, аудиосистем и пр. потребовало введения в состав школы новых помещений (технический центр, телестудия, пункт управления и др.), внесения изменений в традиционную объемно-планировочную структуру учебного здания. Примеры современных решений школьных зданий приведены на рис. 14.13, 14.14).
ИсточникШкола – это то место, которое ребенок осваивает с радостью, и где он хочет учиться, находиться и развиваться. Нет единых рекомендаций, какой должна быть современная школа , но есть разработанные строительные стандарты по возведению школьных учреждений. Ты эксперт в этой предметной области? … Идеальным вариантом для строительства школы будет размещение около скверов, парков и вблизи жилых массивов. В соответствии с государственными административными стандартами строить учебные заведения возле метрополитена, железнодорожных и авиатранспортных узлов, магистралей, предприятий, заводов и автостоянок запрещено.
Школа это какой объект строительства
Проектирование общеобразовательных учреждений – процесс творческий и ответственный. Направлен он на разработку оптимального решения в отношении будущего строительства.
Этапы строительства школ в России
Для того чтобы построить современную школу, требуется разработка грамотного проекта, а также получение специальных разрешений на его реализацию. Весь процесс состоит из следующих этапов:
- Формирование архитектурной концепции (учитываются пожелания заказчика, требования органов контроля, правила строительства).
- Проведение инженерных изысканий и сбор исходно-разрешительной документации.
- Разработка проекта.
- Подача документов в соответствующие согласовательные и разрешительные инстанции, включая экспертизу и стройнадзор для получения разрешения на строительство.
- Разработка рабочей документации.
- Старт строительства (в случае получения одобрения) или внесение изменений в документы (при первичных отрицательных заключениях).
- Осуществление технического и авторского надзора в процессе возведения образовательного сооружения.
По окончанию строительных работ, объект проверяется на соответствие требованиям, а также действующему своду правил.
Важные нюансы проектирования общеобразовательных учреждений
Нормы проектирования школ, дошкольных и других общеобразовательных учреждений представляют собой общий свод правил. Но есть отдельные нюансы, которые следует учитывать в процессе реализации проекта, а именно:
- Под застройку должен быть выделен участок, определенной площади и соответствующими характеристиками. Это обеспечивает возможность проведения занятий по физической культуре, распространяется на качество учебного процесса и т.д.
- При разработке настоящего проекта будущего сооружения учитывать не более 4 этажей. Также выделяются дополнительные блоки, где организовывается система питания учеников, занятия спортом, проведения массовых мероприятий.
- Особое внимание необходимо уделять коммуникациям. Особое внимание обеспечение вентиляции помещений. Кроме того, нужно создать правильное искусственное освещение, комфортное для обучающихся.
- В процессе разработки настоящей проектной документации нужно тщательно прорабатывать моменты, связанные с пожарной безопасностью. Будущее сооружение должно быть оснащено датчиками дыма и огня, тревожными кнопками, сигнализацией, специальными выходами.
В зависимости от того, на какой территории планируется строительство общеобразовательного объекта, проектирование детский садов и школ, а также иных подобных образовательных учреждений должно осуществляться согласно действующему своду правил.
Виды школьных комплексов
Под школой понимается не просто здание, где молодое поколение получает знания. Это место, где проводится существенная часть времени. В его стенах дети набираются жизненного опыта, обзаводятся знакомыми и друзьями. Каждое подобное учреждение имеет свои особенности, на основании которых выделяют:
- общеобразовательные школы (обучение осуществляется согласно государственным стандартам);
- школы-интернаты (учащиеся находятся на протяжении суток);
- учреждения специального назначения (с углубленным изучением дисциплин);
- образовательные объекты с эстетическим уклоном (школы искусств);
- учреждения для получения дополнительного образования;
- объекты для изменения состояния, здоровья (для учеников, которых есть некие физические или психические отклонения).
Общеобразовательные школы и школы интернаты, нормы проектирования которых достаточно схожи, могут иметь также общие принципы обучения. Потому их здания не имеют особых отличий.
Проектирование детской школы искусств требует учет дополнительных условий, в частности обустройство мастерских, наличия специального технологического оборудования, создания определенных условий в части освещения и вентиляции.
Блочный комплекс общеобразовательных учреждений
Согласно нынешним СП, проектирование общеобразовательных учреждений, включая дошкольные, осуществляется с учетом некоторых особенностей, в частности:
- этажности будущего здания;
- размещения помещений различного функционального назначения;
- деления сооружения на блоки и/или корпуса;
- высоты помещений;
- наличия лифтов.
Если объект будет вмещать до 3 тыс. учеников, рекомендуется использовать блочную систему. Так все подразделения (административные, аудиторные, спортивные и т.д.) будут находиться в одном здании, которое внутри поделено на части.
Также следуя СП проектирование школ и других подобных сооружений, их строительство может осуществляться по принципу деления на корпуса.
Отступление от типового проектирования общеобразовательных учреждений
Когда стартует проектирование школы нормы проектирования, свод которых утвержден законодательно, рекомендуют применение типовых решений. Они включают:
- наличие стандартного объема помещений в зависимости от количества дисциплин;
- соблюдение настоящих общепринятых санитарных правил;
- обеспечение противопожарных требований;
- обустройство обязательных отделений (библиотека, зал для спортивных мероприятий и т.д.).
Но настоящие реалии требуют изменений в разработке типовых проектов. Помещения обустраиваются с иными планировками, оснащаются современным оборудованием, а система безопасности работает согласно новейшим мировым требованиям. Кроме того, действующий набор типовых наработок существенно устарел, а тренды сегодня нацелены на индивидуализацию проектов.
Минстрою еще только предстоит утвердить свод правил для дошкольных и школьных объектов нового поколения. От этого также зависит проектирование капитального ремонта детских садов и школ. Сегодня оно также зачастую проводится с учетом устаревших требований или в обход им.
Современные принципы проектирования общеобразовательных учреждений
Проектирование детских садов, школ и других сооружений образовательного назначения, базируется на определенных принципах. Они корректировались под влиянием времени и изменений в плане требований.
Так в процессе, когда обустраивается актовый зал в школе, нормы планирования предполагают обеспечение конкретной площади и качественных характеристик. Должна присутствовать сцена, достаточно пространства для размещения сидячих мест, специальные условия в отношении пожарной безопасности.
Но свод базовых принципов претерпел изменений. Современные помещения в общеобразовательных центрах создаются с учетом:
- функциональной гибкости – возможность вносить изменения в функциональное назначение;
- способности обеспечивать максимальное использование площади – обустройство универсальных помещений;
- обеспечения доминирования общественных функций пространства – общие зоны способствуют комфортному нахождению учащихся, подчеркивают приоритеты в процессе обучения;
- мобильности – использование трансформируемой мебели, раздвижных перегородок и других атрибутов, позволяющих менять наполнение помещения;
- эстетичности – соблюдая СНиП школы, нормы проектирования которых требуют создания определенных условий, необходимо создавать так, чтоб их внешний вид радовал взгляд;
- деления пространства на общественное и приватное – обеспечивает возможность проведения индивидуальных занятий, наличие мест для уединения;
- создания структуры, способствующей познавательной активности – чем удобнее выполнены настоящие кабинеты в здании, тем комфортнее обучающемся в них находится.
Немаловажным выступает экологичность школьного или дошкольного объекта, а также акцент на укреплении социальной и культурной значимости. Это особенно важно, когда требуется проектирование развития системы детских школ искусств.
Нормы проектирования общеобразовательных учреждений и стоимость услуг
При соблюдении СП школы, нормы проектирования которых ныне действуют на территории РФ, характеризуются рядом особенностей. В частности, они обеспечивают:
- прочность здания;
- безопасность;
- долговечность;
- функциональность;
- эстетичность.
Но настоящих правил постепенно касаются изменения, поскольку они попадают под влияние новых мировых трендов и развитие технологий. Перед разработкой проекта, наша компания просит клиента определиться с общей концепцией объекта и функциональными особенностями здания.
Мы работаем в строительной сфере с 1962 года и знаем обо всех тонкостях данного процесса. Кроме того, нами учитываются внесения законодательных правок. СП школы нормы проектирования действующий дает основу для работы над объектом и его наполнением. Но заказчик дополняет перечень своими пожеланиями. Стоимость разработки проектных решений зависит от сложности работы, ее сроков и масштаба.
Кроме того, документация должна утверждаться в определенных инстанциях.
Компания «КТБ Железобетон» подскажет, на какие требования следует обратить особое внимание. С нами можно создать качественное общественное учреждение образовательного назначения.
ИсточникВ качестве объектов массового строительства , размещаемых в отдельном здании рекомендуются: дошкольные учреждения общего типа на 4, 6, 8, 10 групп, центр дошкольного воспитания на 6, 8, 10, 12 детских групп, групповые отделения комплекса дошкольного воспитания на 2, 3, 4 группы. Комплекс дошкольного воспитания объединяет систему дошкольных учреждений (от 4 до 12), размещенных в отдельно стоящих и пристроенных к жилым домам зданиях. … При строительстве школы на затесненных участках допускается устройство эксплуатируемой кровли, на которой размещают озелененные площадки отдыха.
Справочник назначения объектов
Практическая тренировка по тушению пожара первичными средствами пожаротушения для работников ведущей Строительной площадки Санкт-Петербурга.
Строительно-техническая экспертиза объемов и стоимости выполненных ремонтных работ в нежилом здании по адресу: г. Москва, ул. Озерная, д.46
Участие Генерального директора Экспертного центра «ИНДЕКС» в эксперименте по присоединению к электросетям.
Строительно-техническая экспертиза здания кафе, расположенного по адресу: Москва, Кожухово, мкрн. 2-3, корп. 27
Строительно-техническая экспертиза трассы для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии Формула-1 в городе Сочи.
Работа экспертов на объекте: ж/д станция Фруктовая участка Голутвин-Рязань Московской железной дороги
Строительно-техническая экспертиза объемов и стоимости выполненных ремонтных работ в нежилом здании по адресу: г.Москва, ул. Александра Солженицына, д.17, стр.9
Контакты:
Адрес: 119021, Москва, ул. Тимура Фрунзе, 16, стр. 3,
въезд со стороны Большого Чудова переулка
Телефоны:
+7 (495) 786-35-11
+7 (800) 777-79-63
+7 (495) 786-35-12
Все права защищены
ЭКСПЕРТИЗА СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЭКСКЛЮЗИВНО!
Дорогие и уважаемые наши Заказчики!
Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.
На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.
Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.
ИсточникОбщеобразовательные школы являются учебными и воспитательными учреждениями для детей и подростков в возрасте от 7 до 18 лет. Школьная сеть в городе организуется по принципу равномерного рассредоточенного расположения школ в пределах обслуживаемого жилого квартала или комплекса, а на межмагистральных территориях — на равном удалении от границы квартала, смежно с микрорайонным садом. Радиус обслуживания населения этими школами нормируется в пределах 750 м (ДБН 360, прилож.6.3., табл.1). Главным признаком классификации общеобразовательных школ является их назначение. По этому признаку они подразделяются на 3 типа
Каким объектом является по закону школа?
Школа это общественное место или режимный объект? Просьба сослаться на законы и указы(лучше несколько(если их больше 1 сушествуют))!
Здравствуйте, Бауров! Сразу замечу, что школа никак не может быть «режимным объектом», так как режимный согласно пункта 2 Указа Президента РФ от 24.01.1998 N 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне»-
«режимные объекты» — военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения, для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности;
Ну и к общественным местам нельзя школу отнести, так как школа в соответствии со ст. 2 ФЗ «Об образовании в РФ»- это образовательная организация, и не предназначена для свободного посещения всех без исклюбчения лиц, и в школе не могут появиться в любой момент посторонние лица ( а именно в этом основной признак общественного места), хотя замечу, что в законодательстве РФ юридического понятия «общественного места»-не закрпелено
образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
Уважаемые юристы! 1. Является ли нарушением законодательства РФ, каких-либо норм, положений и т.д., за исключением понятия коррупции (и без того ясно) следующий факт: совершенно случайно обнаружилось в публичном пространстве — в Фейсбуке в открытом доступе , что у старшего следователя подмосковного СО СК РФ, проводившего доследственную проверку по ч. 3 ст. 30 УК РФ, ч.1 ст. 105 УК РФ по поручению Бастрыкина А.И., в отношение гражданина — Х, это лицо и его адвокат находятся в друзьях у этого старшего следователя. Какие конкретно нарушены законы РФ, инструкции, положения и т.д. ? 2. Является ли нарушением законодательства РФ, ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», Кодекса адвокатской этики или каких-либо других законов, постановлений, инструкций следующий факт: у вышеуказанного адвоката обвиняемого по ч.1 ст. 105 УК РФ гражданина Х в открытом доступе в социальной сети Фейсбук находятся в друзьях: — вышеуказанный ст. следователь подмосковного СО СК РФ, ведущий дело; — помощники судей подмосковного города, где ведется дело и работает адвокат; — родственники судей по уголовным делам (с редкими фамилиями) того же подмосковного города; — сотрудники СУ МВД России «XXX» того же подмосковного города Какие конкретно нарушены законы РФ, инструкции, положения и т.д. ?
Добрый день! Интересует следующий вопрос, в школе скоро будет проверка по персональным данным. На какие пункты федерального закона об обработке персональных данных, можно опираться, чтобы можно было обрабатывать следующие данные: фамилия инициалы, цель визита. Данный регламент прохода в учреждения зафиксирован локальным актом по школе, о пропускном режиме. При проходе в здание, посетитель должен предъявить документ удостоверяющий личность , при этом записываются следующие данные: фамилия инициалы, цель визита. Имеем ли мы право собирать данные сведения с посетителя и на какие пункты можно опираться. Все эти мероприятия проводятся с целью обеспечения безопасности, по постановлению правительства 1006 (антитеррористическая защищённость образовательного учреждения).
Добрый день! Я пишу книгу. Хотелось бы узнать не нарушаю ли я какие-либо правила, законы, права на собственность или правообладатель, если использую в своей книге название реальных объектов с их кратким описанием в США,Париже, Южной Корее, например музеи, соборы, отели, Истманская школа искусств в Рочестере( США)?
В договоре аренды нежилого помещения есть пункты: 1.4. Арендодатель гарантирует, что Объект является нежилым помещением, свободным от всех прав третьих лиц на него, предметом спора не является, под арестом не состоит. 1.5. Арендодатель гарантирует, что Объект пригоден для эксплуатации по назначению, соответствует действующим в Российской Федерации СНиП и нормам безопасности. 1.6. Объект принадлежит Арендодателю на праве собственности. 1.7. Арендодатель гарантирует действительность своих прав. 4.5. В случае если сведения, указанные в пункте 1.4, 1.5, 1.6 и 1.7 настоящего Договора не соответствуют действительности, Арендодатель обязуется выплатить Арендатору неустойку в размере трехмесячной арендной платы, а также возместить причиненные убытки, при этом ответственность за нарушение действующего законодательства несет Арендодатель. У меня это помещение находится в залоге у банка. Будет-ли залог нарушением пункта 1.4, что может повлечь выплату неустойки по пункту 4.5?
ИсточникПоследние изменения и нововведения в строительную и проектную документацию, приказы, постановления и правки минстроя в разделе Новости Государственной экспертизы. … О необходимости указания сведений о функциональном назначении объекта капитального строительства в соответствии с классификатором. 17 августа 2020. Новости.
Строительство школы
Задача каждой школы – дать маленькому человеку дорогу во взрослую жизнь. Для школы важно не только дать необходимый минимум знаний, но и подарить возможность в полной мере насладиться детством, вынести правильные жизненные уроки и стать успешной социально-интегрированной личностью.
Всем известна архитектура СССР. Нагромождение прямых линий и бетона, все унифицировано и стандартно. Школы были похожи на больницы, а больницы – на административные здания. Нынешние требования к современным школам несколько другие. Ведь развитие – это всегда индивидуальность, для воспитания которой необходимо обеспечить гармоничное культурно-общественное пространство. Школа – это то место, которое ребенок осваивает с радостью, и где он хочет учиться, находиться и развиваться. Нет единых рекомендаций, какой должна быть современная школа, но есть разработанные строительные стандарты по возведению школьных учреждений.
Рисунок 1. Строительство современной школы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стандарты строительства школы: требования к участку и зданию
Идеальным вариантом для строительства школы будет размещение около скверов, парков и вблизи жилых массивов. В соответствии с государственными административными стандартами строить учебные заведения возле метрополитена, железнодорожных и авиатранспортных узлов, магистралей, предприятий, заводов и автостоянок запрещено.
Кроме этого территория, что отведена под строительство школы, должна соответствовать таким требованиям:
- Территорию будущей школы необходимо облагородить, оградить и озеленить. Сельские и городские коммуникации не должны проходить через нее.
- Школьная территория должна разбиваться на несколько зон: отдыха, хозяйственная и физкультурно-строительная.
- На школьном участке уровень шума не должен превышать установленные санитарно-гигиенические нормы.
Готовые работы на аналогичную тему
Кроме этого существуют стандарты строительства школьных зданий. Список требований к самому помещению школы регламентируют государственные нормативные акты. Разработка проекта осуществляется исходя из типа заведения и прогнозируемого количества учеников.
На одного учащегося должно отводиться не менее 2,5 квадратных метров учебного места и 3,5 квадратных метров при индивидуальных и групповых занятиях. Площадь классов должна быть не менее 50 квадратных метров. Высота потолков – от 3,5 метров.
Все школьные помещения должны иметь хорошее естественное освещение. Нормы строительства школы также должны предусматривать наличие следующих хозяйственных помещений:
- спортивный зал;
- комнаты для занятий;
- библиотека с читальным залом;
- столовая;
- компьютерные и мастерские классы;
- медицинский пункт;
- актовый зал.
Рисунок 2. План этажа школьного здания. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Способы строительства современных школ
На сегодняшний день существует несколько типов строительства школьных комплексов: павильонный, централизованный и блочный.
Павильонная система – это серия из отдельно стоящих сооружений и зданий. За счет коммуникаций такой проект является наиболее дорогим. Данный способ строительства идеально подходит для зон с холмистым рельефом или сейсмической активностью.
Школьные задания с централизованным типом строительства являются более компактными и экономичными в плане затрат ресурсов. Это моноблок, который оснащен примыкающим спортивным комплексом.
Наиболее популярным типом строительства школ в последнее время является блочная строительная система. Она предполагает наличие нескольких зданий, которые объединяются между собой при помощи переходов. Например:
- предполагается строительство нескольких функциональных блоков – учебных и центральных, которые будут объединяться в общую зону;
- в центральном блоке должен быть размещен актовый зал, просторный вестибюль, столовая и другие общие помещения;
- учебные блоки могут делиться по возрастной группе (это соответствует европейской системе образования) или же по другим критериям;
- каждый учебный блок должен иметь отдельный выход на школьную территорию;
- строительство нескольких этажей считается экономически оправданным (благодаря этому можно сократить себестоимость строительного объекта путем сокращения стоимости коммуникаций), в черте города можно строить четырехэтажные школы;
- младшую школьную группу не допустимо размещать на верхних этажах, ее удобно разместить в отдельном блоке (тут должны быть спальные комнаты, учебный класс и кабинет логопеда);
- наиболее популярными считаются продольные комнаты с односторонним освещением, но также встречаются и квадратные помещения с двусторонним освещением (при строительстве школы важно учитывать уровень солнечного света, он должен быть умеренным, с южной стороны здания на окнах необходимо разместить козырьки или регулируемые жалюзи);
- школа, которая построена при помощи блочной системы, предполагает наличие пандусов для детей с ограниченными возможностями, изоляцию двора в школе от парковочных мест, а также наличие нескольких подходов со стороны крупных микрорайонов.
Ощутимым преимуществом блочной системы строительства школы является возможность эффективно структурировать пространство по необходимым параметрам. Это отличное решение для строительства школ, которые рассчитаны на большое количество учеников, поскольку возводить сооружения более четырех этажей противоречит государственным стандартам строительства.
Однако у блочной системы строительства есть и недостатки. Такой проект нуждается в большой площади. Как правило, коммуникации тут обходятся дороже, нежели при централизованной системе строительства. Кроме этого необходимо дублировать некоторые функциональные помещения (например, гардеробные).
Если говорить о стоимости проектирования, сроках и бюджетах строительства школы, то необходимо отметить, что создание школьного учреждения начинается с разработки хорошего проекта. Стоимость проектирование в среднем составляет 400-600 рублей за один квадратный метр. В соответствии со статистическими данными, 65-68% бюджета строительства уходит именно на создание школьного корпуса без учета оборудования, мебели и инвентаря. Еще около 10% составляет стоимость инвентаря и оборудования. На благоустройство территории также приходится около 10% бюджета. Срок строительства школы в среднем составляет четыре месяца. Стоимость одного квадратного метра — от 60000 рублей.
Рекомендации по расчетам коммуникаций
Целевое назначений территорий, что отводится под строительство школы, может быть разное. Коммуникации уже могут подводиться до оформления строительного подряда. В соответствии с нормативными актами, здания школ необходимо оборудовать хозяйственно-питьевым водопроводом, вентиляцией, горячим водоснабжением и центральным отоплением.
Многие стандарты строительства напрямую зависят от особенностей климатической зоны:
- Как правило, отопление школ рассматривается от районных городских котельных и тепловых сетей. При отсутствии внешнего источника теплоснабжения и при условии соблюдения всех законодательных норм допускается обустройство местной котельной.
- Электроснабжение осуществляется двумя вводами. При проектировании необходимо учитывать наименьшую освещенность рабочей зоны, возможности отключения отдельных нагрузок, а также перегрузочные способности кабелей.
- Аварийное освещение при строительстве школы предусматривается в обязательном порядке. Его необходимо размещать в коридорах, вестибюлях, обеденных, спортивных и актовых залах, в рекреационных помещениях и мастерских классах.
Рекомендации по выбору строительных материалов
При строительстве школ стены должны изготавливаться из полносборных каркасно-панельных конструкций. Они должны быть долговечными и надежными в сочетании с высокой тепло- и шумоизоляцией. Крыша может быть изготовлена из профнастила, металлочерепицы и фальцевой кровли. Она должна соответствовать таким требованиям: теплоэффективность, водонепроницаемость, атмосферостойкость и прочность.
Пол может быть покрыт линолеумом или керамической плитой. Полы должны отвечать таким требованиям: высокая износостойкость, экологичность, травмобезопасность, на полу не должно быть трещин и неровностей. Покрытие пола должно иметь надежную фиксацию.
Стеновые панели могут быть из гипсовинила или гипсокартона. Поверхности стен должны быть матовыми и гладкими, а материалы – безопасными для здоровья учащихся, прочными и экологичными. Окна в современных школах изготавливаются из металлопластика, они должны быть теплоэффективными, надежными, а также соответствовать всем правилам безопасности.
Особое внимание при строительстве школы необходимо уделить пожарной безопасности. Противопожарные требования едины для всех учебных заведений не зависимо от их уровня и места расположения. К ним можно отнести:
Какие новые подходы применяются при проектировании школ
Архитектура современных школ несет не только эстетическую миссию в воспитании юного поколения. Школьный комплекс состоит из помещений различного целевого назначения. Их надежность и простота, а также комфортность при использовании играют важную роль.
Сегодня все большую популярность получают нетиповые проекты школ. Высокотехнологичные конструкторские решения, которые используются при строительстве школьных учреждений, максимально эффективно способствуют учебному процессу. Модульная строительная система предполагает наличие помещений-конструкторов. Она предусматривает внедрение элементов, которые можно с легкостью демонтировать. Например, спортивный зал можно разделить на три секции для занятия нескольких групп в одно и то же время.
Рисунок 3. Макет построения современного школьного учреждения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Стоимость таких проектов всегда выше затрат на возведение традиционных школ. Но важно помнить, что сам учебный процесс и подход к образованию значительно изменились в современной жизни. Поэтому школьные помещения должны соответствовать этим новшествам.
ИсточникОбъекты капитального строительства : A Объекты сельского и лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства: AA Объекты животноводства: AAA Объекты коневодства и верблюдоводства: AAAA Здание (сооружение) объектов содержания лошадей (верблюдов). Коды записям присваиваются по ГОСТ Р 58908.12-2020 (ИСО 81346-12:2018). Цитат нет. … здание спального корпуса школы -интерната, детского дома; здание дома для престарелых и инвалидов; исторические памятники: исторический памятник, идентифицированный в основном как жилой дом; здания кроме жилых и сооружения, расходы на улучшение земель: здания кроме жилых: здания производственные (электростанция, теплица и т.д.)