Задача школы – дать маленькому человеку дорогу в жизнь. Здесь важно непросто поскорее закончить период взросления и внушить необходимый минимум знаний. Здесь важно – подарить возможность насладиться периодом детства, вынести правильные жизненные уроки и стать успешной и социально интегрированной личностью. Все помнят архитектуру СССР. Нагромождение бетона и прямых линий,
Школа как объект строительства
ЗДАНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Educational institution buildings. Design rules
Дата введения 2017-02-18
Предисловие
Сведения о своде правил
1 ИСПОЛНИТЕЛИ — Открытое акционерное общество «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования» (ОАО «МНИИТЭП»), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (ФГАУ «НЦЗД» Минздрава России), Центральный научно-исследовательский институт строительных конструкций имени В.А.Кучеренко (ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»
3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет
ВНЕСЕНЫ: Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. N 1714/пр c 26.06.2018; Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 сентября 2018 г. N 622/пр c 26.03.2019; Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) от 22 ноября 2019 г. N 713/пр c 23.05.2020
Изменения N 1, 2, 3 внесены изготовителем базы данных по тексту М.: Стандартинформ, 2018 год; М.: Стандартинформ, 2020 год
Введение
Настоящий свод правил разработан в целях создания пространственной среды зданий общеобразовательных учреждений, обеспечивающей современный уровень обучения, безопасные условия пребывания обучающихся и удобные условия пребывания персонала.
Работа выполнена авторским коллективом: ОАО «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования» (д-р техн. наук В.В.Гурьев, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова (ответ. исполнитель темы), канд. физ.-мат. наук В.М.Дорофеев, канд. архит. Б.В.Дмитриев, канд. экон. наук Ю.В.Герасименко, А.В.Кузилин, В.Ф.Совинкин, И.Ю.Спиридонов, Т.В.Крюкова, А.Н.Добровольский, Е.В.Хаимова-Малькова), НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков (д-р мед. наук В.Р.Кучма, д-р мед. наук М.И.Степанова, канд. мед. наук Б.З.Воронова), ЦНИИСК им.В.А.Кучеренко (д-р техн. наук Ю.В.Кривцов, канд. техн. наук В.В.Пивоваров, П.П.Колесников), Департамент градостроительной политики г.Москвы (канд. архит. С.И.Яхкинд).
Изменение N 2 к СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» разработано авторским коллективом АО «Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования» (А.В.Макаров — руководитель разработки, А.Ю.Солодова — ответственный исполнитель темы, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина).
Изменение N 3 выполнено авторским коллективом АО ЦНИИПромзданий (руководители темы, ответственные исполнители — д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, канд. экон. наук Е.А.Лепешкина, А.Ю.Солодова).
1 Область применения
1.1 Настоящий свод правил устанавливает на территории Российской Федерации требования к размещению и организации сети зданий и комплексов общеобразовательных организаций, к участку территории, функциональным группам, составу и площадям помещений, объемно-планировочным решениям, освещению, инженерному оборудованию.
1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование вновь строящихся, реконструируемых зданий и комплексов общеобразовательных организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также учебных и общешкольных помещений школ-интернатов.
1.3 Настоящий свод правил не распространяется на спальные корпуса общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для проживания обучающихся в интернате.
2 Нормативные ссылки
В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 24940-2016 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности
ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения
ГОСТ 30247.1-94 Конструкции строительные. Методы испытаний на огнестойкость. Несущие и ограждающие конструкции
ГОСТ 30494-2011 Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях
ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния
ГОСТ Р 50571.28-2006 (МЭК 60364-7-710:2002) Электроустановки зданий. Часть 7-710. Требования к специальным электроустановкам. Электроустановки медицинских помещений
ГОСТ Р 51844-2009 Техника пожарная. Шкафы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний
ГОСТ Р 53307-2009 Конструкции строительные. Противопожарные двери и ворота. Метод испытаний на огнестойкость
СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1)
СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1)
СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах. Требования пожарной безопасности
СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям
СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования (с изменением N 1)
СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)
СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности (с изменением N 1)
СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (с изменением N 1)
СП 14.13330.2014 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах»
СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии»
СП 30.13330.2016 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий»
СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»
СП 50.13330.2012 «СНиП 23-02-2003 Тепловая защита зданий»
СП 52.13330.2016 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»
СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»
СП 60.13330.2016 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха»
СП 113.13330.2016 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей»
СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменениями N 1, 2)
СП 132.13330.2011 Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования
СП 133.13330.2012 Сети проводного радиовещания и оповещения в зданиях и сооружениях. Нормы проектирования (с изменением N 1)
СП 134.13330.2012 Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования (с изменением N 1)
СП 140.13330.2012 Городская среда. Правила проектирования для маломобильных групп населения (с изменением N 1)
СП 252.1325800.2016 Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования
СП 255.1325800.2016 Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения
СП 310.1325800.2017 Бассейны для плавания. Правила проектирования
СП 332.1325800.2017 Спортивные сооружения. Правила проектирования
СанПиН 2.1.2.1188-03 Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий
СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы
СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций
СанПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях
СанПиН 2.4.5.2409-08 Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования
Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.
3 Термины, определения и сокращения
3.1 В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 групповые занятия: Занятия с разделением класса на группы.
3.1.2 дежурное отопление: Обогревание помещений с переменным тепловым режимом: установление в нерабочий период суток, в дни отдыха и праздников пониженной температуры воздуха.
3.1.2а зрительный зал (здесь): Зальное помещение с выделенным местом для проведения мероприятий (сценой, эстрадой) с оборудованными местами для зрителей.
Источникобеспечению безопасной эксплуатации объекта капитального строительства », следует разрабатывать с учетом возможности использования раздела эксплуатирующими организациями в качестве отдельного документа или разработки на его основе инструкции о технической эксплуатации здания. SB. … 2 При строительстве зданий школ с уменьшенной наполняемостью классов площади основных частей участков определяют заданием на проектирование. 3 Участок территории СПШ принимают по заданию на проектирование с учетом сетевого обслуживания спортом обучающихся окружающих общеобразовательных школ . 4 В числителе приведена площадь на зону, в знаменателе — площадь на класс.
Проект строительства современной школы
Задача школы – дать маленькому человеку дорогу в жизнь. Здесь важно непросто поскорее закончить период взросления и внушить необходимый минимум знаний. Здесь важно – подарить возможность насладиться периодом детства, вынести правильные жизненные уроки и стать успешной и социально интегрированной личностью.
Все помнят архитектуру СССР. Нагромождение бетона и прямых линий, стандартно и унифицировано. Школа похожа на больницу, а больница — на административное здание.
Современные требования к зданиям школ несколько иные. Ведь развитие предполагает индивидуальность, для воспитания которой важно особое культурно-общественное пространство. Школа как раз и есть то место, которое ребенок осваивает с радостью и по своей воле, где он хочет находиться, учиться, развиваться и играть. Нет единого ответа, какой должна быть школа. Но есть разработанные стандарты возведения школьных зданий.
Требования к участку строительства
Идеально размещать здания школ вблизи парков, скверов и жилых массивов. Государственные нормативные акты запрещают строить обучающие заведения возле больших автомагистралей, железнодорожных и авиатранспортных узлов, метрополитена, автостоянок, заводов и предприятий.
- Территорию образовательного учреждения ограждают и озеленяют. Городские и сельские коммуникации не должны проходить сквозь нее.
- Школьный участок обязательно разбивают на зоны: отдыха, физкультурно-спортивную и хозяйственную.
- Уровень шума на участке не должен превышать санитарно-гигиенические нормы.
Стандарты строительства зданий
Государственные нормативные акты регламентируют список требований к самому помещению школы.
Проект разрабатывается исходя из прогнозируемого количества учащихся и типа заведения. На одного учащегося ребенка нужно не менее 2,5 м. кв. учебного места (фронтальное обучение) и 3,5 м. кв. при индивидуальных и групповых занятиях.
Усредненные показатели прочих характеристик:
- площадь классных комнат – от 50 м. кв.;
- высота потолка – от 3,6 метров.
Также все помещения должны иметь высокое природное освещение. Нормы строительства также предусматривают следующий список хозяйственных помещений:
- комнаты для занятий;
- спортивный;
- библиотечный комплекс с читальным залом;
- столовая;
- мастерские и компьютерные классы;
- концертный зал;
- медицинский пункт.
Способы строительства школьных комплексов.
Есть несколько типов строительства школьных комплексов: централизованное, павильонные и блочные.
- Централизованное школьное здание более компактно, экономично в плане затрат ресурсов. Это моноблок с примыкающим спортивным комплексом.
- Павильонная система – это серия отдельно стоящих зданий. Такой проект более дорогой (за счет коммуникаций и прочего). Но это правильное решение для зон с высокой сейсмической активностью или холмистым рельефом.
Презентация проекта детского сада в Пушкино:
Блочная система строительства. Описание, идеи, требования
В последнее время наиболее популярной есть блочная система строительства. Она предполагает наличие нескольких зданий (блоков), что объединены между собой переходами. Например:
- предполагается три (четыре) функциональных блока – учебные (боковые) и центральный, который планируется, как общая зона;
- в центральном блоке размещают просторный вестибюль, актовый зал, столовую и прочие общие помещения;
- учебные блоки могут иметь деление по возрастной группе (что соответствует европейской системе образования), или по другим критериям;
- каждый блок имеет отдельный выход на пришкольную территорию;
- экономически оправданным считается строительство в несколько этажей. Это позволяет сократить себестоимость проекта благодаря сокращению стоимости коммуникаций. Чаще всего встречаются трехэтажные здания. В черте города допустимо строить школу в четыре этажа;
- недопустимо размещать младшую школьную группу на верхних этажах. В то же время удобно размещать младших школьников в отдельном блоке. Здесь должны находиться классные комнаты, спальни, кабинет логопеда;
- чаще всего встречаются продольные комнаты с освещением на одной стороне. Но бывают и квадратные с двусторонним. Важно учитывать уровень солнечного света. Его не должно быть много, или мало. С южной стороны часто практикуют козырьки на окна, или регулируемые жалюзи.
- проект нынешней школы предполагает пандусы для детей с ограниченными возможностями, наличие нескольких подходов со стороны значительных микрорайонов, изоляцию двора в школе от парковочных мест, прочее.
Аргументы «за» и «против» блочной системы строительства. Преимущества эксплуатации
Неоспоримым плюсом блочной системы строительства есть возможность структурировать помещения по нужным параметрам. Это прекрасное решение для строительства школ, рассчитанных на большое количество учащихся, поскольку возводить здания более четырех этажей противоречит стандартам.
Но также есть и минусы. Например, такой проект потребует большую площадь. Коммуникации, как правило, обходятся дороже, чем при централизованной системе строительства. Также необходимо дублировать многие функциональные помещения. Например – гардеробные.
Стоимость проектирования. Сроки и бюджет строительства.
Строительство школы начитается с хорошего проекта. Стоимость проектирования составляет порядка 300-600 рублей за 1 метр квадратный. Статистика затрат предполагает, что 62-68% бюджета уходит на постройку собственно школьного корпуса без учета мебели, оборудования и инвентаря. Еще 10% стоит школьное оборудование и инвентарь. Благоустройство участка составляет порядка 10% (включая внешние коммуникации).
Срок строительства школы, как правило, составляет от четырех месяцев. Стоимость одного квадратного метра по итогам последнего года обходится от 60 000 рублей.
Рекомендации по расчетам коммуникаций.
Целевое назначение земельных участков может быть разное. Коммуникации уже могут быть подведены до оформления строительного подряда.
Соответственно нормативных актов, здания школ оборудуют хозяйственно-питьевым водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, вентиляцией, центральным отоплением и электрифицированы. Многие стандарты зависят от особенностей климатической зоны.
Источник32 школ ; 16 объектов здравоохранения. * с учетом объектов в стадии приемки. В 2022 году планируется ввести в эксплуатацию три объекта здравоохранения, 18 садиков и 8 школ . Назад. ВКонтакте. … Наряду со строительством жилья, в кварталах реновации будет продолжено возведение социальной инфраструктуры: школ , детских садов, поликлиник, физкультурно-оздоровительных комплексов. Для новоселов будет создаваться комфортная городская среда, включающая благоустроенные зеленые дворы, парки и зоны отдыха, объекты повседневного спроса в шаговой доступности, удобный общественный транспорт.
Развитие архитектуры школьных зданий в России и в мире
В статье представлена краткая история развития архитектуры школьных зданий. Описывается история появления школ, как самостоятельных отдельно стоящих зданий и переход к типовым проектам. Анализируется передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования школ. Рассматривается вопрос о возможности и рентабельности применения зарубежных проектов на территории России. Определены основные принципы создания современных российских школ.
Государственная светская общеобразовательная система появилась на территории России в XVIII веке. Именно в это время возникли представления о возведении школы как о самостоятельном виде общественного здания, были разработаны первые проекты училищ. В ХIX – начале ХХ века появились уже типовые проекты, в основу которых легло строительное нормирование, отвечавшее педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям. Первоначально гимназии состояли из помещений учебных классов, расположенных на втором этаже, вестибюля и квартир учителей на первом. В ХIХ веке состав помещений пополнился гимнастическими залами, кабинетами физики, химии, истории и рисунка. В начале ХХ века проектировались классы пения, библиотеки, актовые залы и медицинские кабинеты.
Развитие основного помещения – класса – началось с класса приходского училища площадью 120 м², который служил единым многофункциональным помещением, где обучались дети разных возрастов. С появлением науки об охране здоровья учащихся – школьной гигиены, площадь класса ограничилась 60-72 м² при глубине до 6-7,2 м с наполнением в 30 учащихся. Предлагалась предпочтительная схема зонирования здания с ориентацией учебных помещений на юг и юго-восток. В 1932-1934 годах в СССР были установлены единые требования к организации учебного процесса, что послужило основанием для разработки программ проектирования школьных зданий на 280, 400 и 800 мест. Типовые здания строились в 2-4 этажа, площадь учебных помещений составляла 60-65% (коэффициент эффективность использования площади Кэф = 0,6– 0,65), а вспомогательные – 35-40% от площади всего здания. Классно-урочная система с закреплением за классом отдельного помещения являлась основополагающей.
В 1950-1960 годах началось массовое строительство новых жилых микрорайонов, в которых возводились новые школы (табл. 1). Проекты зданий типа МЮ и 65-426/8 массово применялись в районах с пятиэтажной застройкой. Типовой проект У-76 применялся в районах с 9-ти и 12-ти этажной жилой застройкой (рис. 1). Общими отличительными особенностями школ советского периода являются: компактность общих компоновочных решений школьных зданий, повышенная этажность (до 6 этажей в ряде случаев), высокая наполняемость классов (30-40 учащихся) при небольшой общей площади [6, 8].
Рис. 1. Типовой проект пятиэтажного здания средней школы серии МЮ
Для повышения качества образовательной среды в 1992 году в Законе РФ «Об образовании» были установлены следующие социально-педагогические аспекты, влияющие на дальнейшее развитие учебно-материальной базы школы:
снижена наполняемость учебного класса с 40-30 до 25 учащихся;
введено дифференцированное обучение по направлениям в старшем звене школы, что предопределяет 3 ступени обучения вместо единой общеобразовательной школы;
предусмотрены новые групповые и индивидуальные активные формы обучения.
Эти принципы нашли отражение во введенных в 1996 году Московских городских строительных нормах (МГСН 4.06-96). В общем виде основные требования к зданиям школ этого периода можно сформулировать следующим образом:
вместо единой общеобразовательной школы установлена система общеобразовательных учреждений для различных градостроительных уровней, включающая широкую номенклатуру видов и типов учебных зданий (общеобразовательные школы, школы с профильным обучением I,II и III ступеней, гимназии, лицеи);
предложена широкая палитра по составу и площадям основных функциональных групп помещений общеобразовательных учреждений с учетом общего дифференцированного обучения старшего звена школы по различным направлениям профилизации;
увеличены расчетные показатели площади:
классов и учебных кабинетов с 1,4 до 2,5 м²/уч. (минимум);
библиотеки (с 60 до 200 м²);
мастерских с учетом изучения различных технологий (до 9-11,5 м²/уч.);
рекреационных помещений (с 1 до 2 м²/уч.);
учительских – с учетом организации для каждого преподавателя индивидуального рабочего места;
спортзалов – до 1,4 м²/уч.;
обеденного зала – до 1 м² на посадочное место;
зрительного зала – из расчета одновременной посадки до 60% учащихся;
в обязательный перечень включены отсутствующие ранее помещения:
практикумы по естественным наукам (по два помещения 50 м² на каждую дисциплину) и специализированные кабинеты для профильного обучения;
мелкие помещения для тихих игр, рабочие комнаты, комнаты индивидуальных занятий;
ресурсные центры – по 10-12 м² на учебную классную группу и т.д.
Таблица 1. Основные характеристики типовых проектов школьных зданий советского периода
Источникстроительство нескольких этажей считается экономически оправданным (благодаря этому можно сократить себестоимость строительного объекта путем сокращения стоимости коммуникаций), в черте города можно строить четырехэтажные школы ; младшую школьную группу не допустимо размещать на верхних этажах, ее удобно разместить в отдельном блоке (тут должны быть спальные комнаты, учебный класс и кабинет логопеда); наиболее популярными считаются продольные комнаты с…
Умная архитектура школьных зданий. Современные тенденции и перспективы
По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.
Возвращение к более-менее массовому строительству школ автоматически поднимает вопрос архитектуры современных школьных зданий. Хотя в обществе чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Да, учитель от Бога и «упакованный» компьюторный класс в каком-то сегменте дадут некоторый эффект. Но все же у современных систем преподавания мало приличного будущего в устаревших зданиях.
По мнению ряда экспертов — именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают — в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.
Отметим, что под «современной архитектурой школ» мы имеем в виду не чудненький фасад, а сложную структуру взаимодействия многогранных функции учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, их гармонию и общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей и талантов школьников.
Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.
Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?
В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.
Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.
Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.
Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.
Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.
При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.
Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.
Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.
Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.
Андрей Волков, ректор НИУ МГСУ так прокомментировал работу в этом направлении в своём интервью «Строительной газете»: «… Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Это определяет и экономическую эффективность проекта, потому что чем больше площадей мы задействуем для основной деятельности, тем эффективнее решение.
Должен быть реализован комплексный подход к проектированию, который заключается в учете различного рода национальных, социальных, территориальных, природно-климатических особенностей региона, в котором идет строительство.
Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу».
Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них — принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.
По замыслу разработчиков — минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель — 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока — базовые и дополнительные.
Базовые — это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули — это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.
Это вполне умещается в рамки мировых тенденций, которые отметила Полина Найданова, исследователь Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург). Так, в архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями.
Также исследователь отмечает ещё направление — школьное здание становится нерасторжимым единством с природным окружением. Взаимопроникновение касается не столько внешнего эффекта «вписывания» объема в природу, сколько «раскрытия» интерьера и всего комплекса здания изнутри на природу и включения элементов природы в его интерьер.
Важной частью школы становится активно задействованный в учебно-воспитательный процесс атриум. О нём разработчики новой школы из МГСУ также не забыли. Внутришкольное пространство, окружённое помещениями, образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности и служит местом встреч и проведения общих школьных мероприятий. В принципе, она же может рассматриваться как «Зона инноваций, или i-зона» (по формулировке Непорада В.И.). Это зона создания и обмена высокотехнологичными и творческими инновациями.
Андрей Волков резюмирует: «Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом. Существующий коэффициент эффективности рассчитывается из соотношения площадей, используемых непосредственно в образовательном процессе к общему количеству площадей. Как правило, в действующих школах этот коэффициент менее 0,5, тогда как в наш проект закладывается коэффициент, превышающий этот показатель. При этом мы имеем возможность снизить нормативную цену строительства. То есть стоимость строительно-монтажных работ при типовом проектировании станет прогнозируемо снижаться с одновременным повышением качества предлагаемых решений».
Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.
Меж тем, например, власти Москвы время напрасно не теряют. По заказу столичных властей разработан единый нормативный документ для проектирования общеобразовательных учреждений — «Свод правил «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», который уже вводит понятия «блочности» и «трасформации».
Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.
Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.
Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений — таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)
Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:
ИсточникСрок строительства школы , как правило, составляет от четырех месяцев . Стоимость одного квадратного метра по итогам последнего года обходится от 60 000 рублей. Рекомендации по расчетам коммуникаций. Целевое назначение земельных участков может быть разное. Коммуникации уже могут быть подведены до оформления строительного подряда. Соответственно нормативных актов, здания школ оборудуют хозяйственно-питьевым водопроводом, канализацией, горячим водоснабжением, вентиляцией, центральным отоплением и электрифицированы. Многие стандарты зависят от особенностей климатической зоны. Отопление школ , как правило, рассматривается от тепловых сетей и районных городских котельных.
Последние новости
В Зеленограде готовится к вводу школа на 300 мест.
Описание
Качество московского образования традиционно считается одним из лучших в стране. Это подтверждается результатами единого государственного экзамена (ЕГЭ) и участием школьников cтолицы во всероссийских предметных олимпиадах. Чтобы улучшить этот результат, в последние годы в Москве построено около ста зданий для учреждений образования.
Ранее наблюдалось неравномерное распределение школ и неприспособленность зданий к обучению детей с ограниченными физическими возможностями. Сейчас эти проблемы решены. Школы строятся во всех районах с учетом потребностей маломобильных учеников, а в уже возведенных зданиях устанавливают пандусы, информационные таблички и др.
С 2011 года в Москве возвели свыше 500 объектов образования – школ и детских садов. В планах на 2022-2024 годы – строительство еще порядка 160 новых зданий.
Гранит науки: какие школы строят в Москве
Так, осенью 2021 года свои двери для учеников открыл новый корпус школы № 338 им. Героя Советского Союза А.Ф. Авдеева в Новой Москве.
Здание из четырех блоков на 1,1 тыс. учеников возвели в поселке Коммунарка (поселение Сосенское) на ул. Сосенский Стан, д. 14. Его площадь составляет 23,2 тыс. кв. метров. Здесь созданы все условия для обучения и развития школьников с 1 по 11 классы.
«Это большая школа, оснащенная всем необходимым: здесь есть спортивный и актовый залы, современная лаборатория, медиакласс и многое другое. Надеюсь, что дети и педагоги по достоинству оценят ее», –
Первый блок школы включает две секции для учеников средних и старших классов. В нем разместились как универсальные кабинеты, так и специализированные: для занятий живописью, игр в шахматы, лего-конструирования, музыки и пения, технического творчества, черчения и рисования, домоводства, информационных технологий, робототехники. Кроме того, здесь расположена медицинская зона.
Во втором блоке для учащихся обустроили столовую, библиотеку с местами для проектной работы и книгохранилище. Там же разместились кабинеты информационных технологий, актовый зал, пространство для общественных мероприятий.
У третьего блока – отдельный вход, так как здесь будут учиться воспитанники начальной школы. Тут расположены два гардероба, кабинеты и зоны отдыха.
В четвертом блоке, спортивном, оборудовали два зала и зону альтернативной физкультуры.
- Новая Москва
- ТиНАО
- вопрос 1 Что такое Новая Москва
- вопрос 2 Метро в Новой Москве
- вопрос 3 Дороги ТиНАО
- вопрос 4 Недвижимость
- вопрос 5 Социальная инфраструктура
- вопрос 6 Точки роста
1 июля 2012 года территория Москвы увеличилась в 2,4 раза. К ней присоединили земли на юго-западе Подмосковья, образовались Троицкий и Новомосковский административные округа (ТиНАО), которые состоят из 21 муниципального образования. Это и есть Новая Москва.
На северо-востоке она граничит со старой территорией города, на юго-западе – с Калужской областью, с остальных сторон окружена Московской областью.
С 2012 года на присоединенных территориях открылось 8 станций метро. В 2016 году ввели в эксплуатацию «Румянцево» и «Саларьево» Сокольнической линии, в 2018-м открылись «Рассказовка» и «Говорово» Калининско-Солнцевской линии.
В июне 2019 года пассажиров приняли станции «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая» и «Коммунарка» красной ветки. С их запуском жители деревень Картмазово, Прокшино, поселка Коммунарка и других населенных пунктов Новой Москвы получили метро рядом с домом.
Калининско-Солнцевскую линию от « Рассказовки » продлевают до аэропорта Внуково. Также Троицкую (Коммунарскую) линию от станции «Коммунарка» продлят до Троицка.
До конца 2024 года на присоединенных территориях планируется построить еще шесть станций метро.
Плановые показатель ввода до 2027 года – еще шесть станций.
Вопрос транспортного обслуживания новых территорий был одним из самых острых. В результате реконструировали две основные магистрали ТиНАО – Киевское и Калужское шоссе, строятся дороги, создаются поперечные связки между радиальными направлениями.
Так, с 2012 года в Новой Москве и на прилегающих территориях было построено более 300 км дорог, возведено 59 эстакад, тоннелей и мостов, 39 пешеходных переходов.
В 2022-2024 годах в Троицком и Новомосковском округах планируется построить 185 км автомобильных дорог.
Таким образом, к концу 2024 года общая протяженность новых дорог в ТиНАО превысит 500 км.
Дороги в ТиНАО строятся с учетом современных требований к комфорту и безопасности. Все съезды имеют разгонные полосы.
До 2023 года появятся новые поперечные дорожные связки, дублирующие МКАД, а также большое количество важных для местных жителей трасс.
Дачные поселки и садовые некоммерческие товарищества (СНТ) занимают 6 тыс. га (около 4%) территории ТиНАО. Власти столицы активно развивают инфраструктуру садовых товариществ и сельских населенных пунктов – газифицируют поселки, проводят электричество, водопровод, канализацию и строят удобные подъездные дороги.
Если раньше покупатели квартир обычно выбирали между жилыми комплексами Подмосковья и Новой Москвы, то сейчас решение принимается в пользу ТиНАО, ведь вместе с квартирой горожане получают бонус в виде статуса столичного жителя.
Потенциальные покупатели выбирают тот или иной ЖК из-за действующих детсадов, школ, поликлиник. Большое внимание уделяется развитию дорожно-транспортной инфраструктуры – строятся и реконструируются дороги, прокладываются линии метро.
С 2012 года в Новой Москве построено и введено в эксплуатацию более 19 млн. кв. метров жилья.
На 2022 год запланирован ввод еще 3 млн кв. м квартир и частных домов.
Детские сады и школы строит в Новой Москве не только город, но и инвесторы. Столичные власти договорились с крупными застройщиками увеличивать в строящихся микрорайонах количество садиков и школ.
С 2012 года в Новой Москве построено и введено в эксплуатацию 90 социальных объектов:
66 дошкольных учебных заведений;
16 объектов здравоохранения.
* с учетом объектов в стадии приемки.
В 2022 году планируется ввести в эксплуатацию три объекта здравоохранения, 18 садиков и 8 школ.
Площадь новых территорий в полтора раза больше старой Москвы. Развивать их решили комплексно, для этого были определены 12 точек роста.
Каждая из них стала центром градостроительной активности – здесь строят жилье, развивают транспортную инфраструктуру, создают высокооплачиваемые рабочие места.
12 точек роста Новой Москвы:
- офисный парк в Румянцево;
- поселок Мосрентген;
- поселок Коммунарка;
- поселок Внуково;
- поселок Киевский;
- поселок Щапово;
- поселок Рогово;
- деревня Рязаново;
- деревня Ярцево;
- город Троицк;
- село Вороново;
- инновационный центр «Сколково».
Наиболее активно развиваются пять точек роста: АДЦ Коммунарка, офисный парк Comcity и ЖК Homecity, зона вблизи Внуково, зона рядом с ТПУ «Саларьево», Прокшино (реализация проекта ГК «А101»).
Помимо этого, новое образовательное учреждение появилось в Щербинке. Корпус школы № 2117 возвели за счет бюджета города на ул. 40 лет Октября, д. 5/1 на месте старого здания. Он рассчитан на учеников с 6 по 11 классы.
«ТиНАО – наиболее активно развивающаяся территория столицы. Параллельно со строительством нового жилья здесь ведется масштабная работа по развитию социальной инфраструктуры», –
Заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Помимо учебных классов, в четырехэтажном здании предусмотрены кабинеты для занятий по естественным наукам, совмещенные с зоной практикума по физике, химии и биологии.
Оборудованы кабинеты информационных технологий и технического черчения, моделирования и иностранного языка. Предусмотрена специальная аудитория для проведения лекций по естественно-научным предметам.
Источник7.1.13 Учебные секции старшей школы состоят из учебных кабинетов, закрепленных за этими учащимися или размещающимися в группе специализированных кабинетов, в зависимости от того, как функционирует школа : с закреплением классов-кабинетов за каждой учебной группой или без него. Для второго варианта не обязательна организация автономной секции. … №125/пр здания ОО, как объект капитального строительства , строятся по. техническому заданию утвержденной формы. Б.2 Техническое задание на проектирование разрабатывает заказчик.