Штраф за незаконное строительство на своем участке в рк

В Республике Казахстан признаются и равным образом защищаются государственная и частная собственность, но защита проводится, не в должной мере. Субъекты архитектурной, градостроительной и строительной деятельности продолжают осуществлять захват земельных участков, которые принадлежат государству, строить производственные, жилые, хозяйственные и иные объекты для собственных нужд. Вопросы самовольной постройки в Республике Казахстан является актуальным, поскольку они существенно затрагивают как государственные интересы, общественные, так и частные интересы. Нарушения норм и требований (условий, правил, ограничений), установленных законодательством об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, допущенные ее субъектами, влекут ответственность, предусмотренную законами Республики Казахстан.

К указанным нарушениям относятся п.п.1п.1ст.17 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» от 16 июля 2001 года № 242 «самовольное строительство, равно как и изменение архитектурного облика, перепланировка (переоборудование, перепрофилирование) зданий, отдельных помещений и (или) частей здания». Согласно п.1ст.244 Гражданского кодекса Республики Казахстан «самовольной постройкой являются жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданные на не сформированной в земельные участки земле, принадлежащей государству, на земельном участке, который не принадлежит лицу, осуществившему постройку, а также созданные без получения на это разрешений, необходимых в соответствии с земельным законодательством Республики Казахстан, законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан и иным законодательством Республики Казахстан».

Какой штраф за незаконную предпринимательскую деятельность

Признаками самовольной постройки являются:

  • строительство объекта на земельном участке, который не соответствует целевому назначению и не принадлежит застройщику.
  • строительство объекта без получения на это разрешений местных исполнительных органов. Все указанные признаки указывают на правонарушение для признания пристройки незаконной. В случае вынесения постановления судом с применением дополнительной санкции по ст.237 КоАП РК о сносе незаконно возведенного или возводимого строения. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи ст.244 Гражданского кодекса Республики Казахстан (общая часть) введен вдействие постановлением Верховного Совета Республики Казахстан от 27 декабря 1994 года.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Данное недвижимое имущество государственной регистрации не подлежит.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, нарушает п.2 ст.68 Закона Республики Казахстан «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан от 16 июля 2001 года № 242. Который предусматривает, что «заказчик, имеющий намерение осуществить строительство объекта, обязан в соответствии с земельным законодательством получить в местных исполнительных органах районов (городов) решение о предоставлении соответствующего права на землю. Исключением для данного правила является строительство на принадлежащих заказчику на праве собственности индивидуальных приусадебных, дачных, садовых и огороднических участках временных строений, хозяйственно-бытовых построек и элементов благоустройства. Также жилых и бытовых помещений для сезонных работ и отгонного животноводства на участках (территориях), используемых заказчиком на праве землепользования».

ШТРАФ!!! Как узаконить вырубку деревьев на участке? Зачем нужен дендроплан и порубочный билет?

В случае выявления факта незаконного строительства органами государственного архитектурно-строительного контроля составляется протокол об административном правонарушении по статье 237 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 30 января 2001 года № 155 (далее — КоАП РК) и направляется для рассмотрения в суд. Статьей 237 КоАП РК предусмотрена административная ответственность за незаконное строительство «производственных, жилых, хозяйственных, гидротехнических (водохозяйственных) или бытовых объектов без соответствующего права на землю, в виде штрафа на физических лиц в размере от десяти до пятнадцати. На должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от десяти до пятидесяти, на юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от ста до двухсот месячных расчетных показателей с принудительным сносом незаконно возведенного или возводимого строения либо без такового». Лицо, осуществившее самовольную постройку зная, о том, что можно узаконить постройку, которая была возведена с нарушением законодательства Республики Казахстан и о том, что практика применения санкции показывает, что большинство административных дел, рассмотрено не применяя дополнительных санкций по ст. 237 КоАП РК.

Читайте также:  Образец акта на строительство здания

Без принудительного сноса, незаконно возведенного, или возводимого строения продолжают строить производственные, жилые, хозяйственные, гидротехнические (водохозяйственные) или бытовые объекты без соответствующего права на землю. Лицо, осуществившее самовольную постройку, надеется оплатить небольшой штраф, с последующей легализацией, так как п.3 ст.244Гражданского кодекса Республики Казахстан установлено, « что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, осуществившим постройку на не принадлежащем ему земельном участке, при условии, что данный участок будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под размещение возведенной постройки.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом также за лицом, в законном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенным судом».

Субъект архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, осуществивший самовольную постройку ставит перед фактом ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства» соответствующей административно-территориальной единицы овозведенном строении и просят предоставления соответствующего права на землю, на объект, который возведен самовольно. Суд может принять альтернативное решение согласно п.4 ст.244 Гражданского кодекса Республики Казахстан предусматривающей, « что с учетом социально-экономической целесообразности самовольная постройка, возведенная лицом на земельных участках (не сформированной в земельные участки земле), принадлежащих государству и не находящихся в землепользовании, передается в коммунальную собственность с возмещением расходов на постройку в размере, определенным судом.

При осуществлении самовольной постройки на земельном участке, находящемся в землепользовании государственных землепользователей, с учетом социальноэкономической целесообразности самовольная постройка передается в коммунальную собственность с возмещением расходов на постройку в размере, определенном судом, из бюджетных средств».

Для того чтобы законно возвести строение необходимо решение структурного подразделения соответствующих местных исполнительных органов, осуществляющих функции в сфере архитектуры и градостроительства о предоставлении соответствующего права на землю, которое выдаётся по письменному заявлению заинтересованного физического или юридического лица (заявителя), имеющего намерение осуществить строительство либо произвести реконструкцию (перепланировку, переоборудование) помещений (отдельных частей) существующих зданий. Учитывая что «при разработке градостроительной документации, проектировании и застройке населенных пунктов должна предусматриваться единая система транспортных коммуникаций и уличнодорожной сети, взаимоувязанная с планировочной структурой населенного пункта и обеспечивающая связь со всеми его функциональными зонами (включая пригородные зоны).

Также объектами внешнего транспорта» и иных нормативно-правовых актов в сфере архитектурной, градостроительной и строительной деятельности местные исполнительные органы выдают решения об отводе земельного участка под строительство. В случае установления судом, что сохранение постройки повлечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан, то право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанными лицами.

То есть, чтобы вынести постановление с применением санкции по ст. 237КоАП РК с принудительным сносом незаконно возведенного или возводимого строения не имеет значения нарушение п.6 Постановление Правительства Республики Казахстан от 6 мая 2008 года № 425 «О некоторых мерах по упрощению порядка оформления и выдачи исходных материалов (данных) и разрешительных документов для строительства объектов» основанием будет являться п.3 (абзац 3)ст.244 ГК РК, где установлено «если сохранение постройки повлечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан».

Таким образом, как показывает практика применения санкции, чтобы вынести постановление, не применяя санкцию по ст.237 без принудительного сноса, незаконно возведенного или возводимого строения, суд должен установить факты которые указывают, что сохранение постройки не повлечет нарушения прав и охраняемых законом интересов других лиц либо будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан», а основанием вынесения постановления «о взыскании штрафа» (без сноса строения) будет являться строительство без соответствующего права на землю.

Субъектами архитектурной, градостроительной и строительной деятельности заинтересованным в принудительном сносе незаконно возведенного или возводимого строения при рассмотрении административного дела необходимо доказывать, что сохранение постройки повлечет нарушения их прав и законных интересов, а такжеохраняемых законом интересов других лиц либо будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

Лица, которые считают, что их права и законные интересы нарушены незаконным строительством, вправе обратиться в территориальные органы государственного архитектурно-строительного контроля, либо в судебные органы в порядке искового производства. Данные меры будут действенным правовым механизмом против захвата земельных участков, а также увеличит доходную часть государственного бюджета.

Читайте также:  Виды фундаментов под колонны применяемые в строительстве

Источник: articlekz.com

Об усилении ответственности за самовольный захват домов, квартир, садовых (дачных) домиков и иных помещений, а также за самовольный захват земли и самовольное строительство

В целях усиления борьбы с фактами самовольного захвата домов, квартир, земельных участков, самовольного строительства, иными самоуправными действиями, ущемляющими жилищные и имущественные права граждан, государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций, Верховный Совет Казахской Советской Социалистической Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Установить, что самовольный захват домов, квартир, садовых (дачных) домиков и иных помещений, а равно самовольный захват земли и производство на ней работ по возведению жилых домов и иных сооружений, самовольная распашка и засев захваченных земельных участков, причинившие существенный вред государственным или общественным интересам либо правам и охраняемым законом интересам граждан, влекут уголовную ответственность в виде исправительных работ на срок до двух лет или штрафа в размере до одной тысячи рублей с конфискацией незаконно возведенного строения и выращенного урожая.
Те же действия, соединенные с насилием, либо с угрозой применения насилия, или совершенные путем взлома помещений, или повторно, или группой лиц, или повлекшие значительный ущерб либо иные тяжкие последствия, влекут уголовную ответственность в виде лишения свободы на срок до трех лет или штрафа в размере до трех тысяч рублей.
По делам о преступлениях, предусмотренных настоящей статьей, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел.
Самовольное строительство гражданами хозяйственных и бытовых строений и сооружений или самовольное занятие земельных участков влекут административную ответственность в виде исправительных работ на срок от одного до двух месяцев или штрафа в размере до пятисот рублей со сносом незаконно возведенных строений и сооружений за счет виновного.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящей статьей, рассматриваются народными судьями районных (городских) судов Казахской ССР, а протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными на то должностными лицами инспекции архитектурно-строительного контроля Государственного комитета Казахской ССР по делам строительства, исполкомов местных Советов народных депутатов и органов внутренних дел.
III. Настоящий Закон вступает в силу с момента его опубликования.

Президент
Казахской Советской Социалистической
Республики

Источник: adilet.zan.kz

Узаконение строительства и перепланировок

Статьи: Узаконение строительства и перепланировок

Если самовольная постройка (перепланировка, пристройка) уже имеется, то сначала нарушитель несёт административную ответственность за нарушения в строительстве, а потом решается вопрос о возможности узаконения.

Сегодня мы расскажем, в каком порядке, на каких законных основаниях и в каких случаях можно получить право собственности на самовольно построенную или изменённую недвижимость.

Перепланировки, пристройки

Перепланировка квартиры или частного дома, а также сооружение пристроек к ним, не согласованные с Управлением архитектуры и градостроительства г. Алматы (УАиГ), признаются самовольными. Это препятствует, в частности, совершению сделок с этими жилыми объектами, а также их газификации.

Чтобы узаконить несогласованную перепланировку или пристройку, нужно обратиться в Управление архитектурно-строительного контроля по г. Алматы (УГАСК) по адресу: пр. Достык, 85. Сначала через районный ЦОН заказывается приезд техника из Центра по недвижимости (ЦПН).

Через некоторое время в ЦОНе заказчику выдаётся новый техплан и заключение об изменениях технических характеристик объекта недвижимости. Затем нужно собрать и сдать в УГАСК следующие документы: техпаспорт, топосъёмку, расположение относительно красных линий, справку из адресного бюро, нотариально заверенное согласие соседей, чьи интересы затронуты. При увеличении отапливаемой площади после перепланировки необходима справка из АО «Алматинские тепловые сети». Также часто необходимо заключение о сейсмостойкости. План сейсмоусиления (если он нужен по заключению) заказывается в конструкторском бюро, а для производства работ обращаются в строительную компанию, имеющую лицензию.

Штрафы

Затем юридический отдел УГАСК оформляет материал об административном нарушении и определяет размер штрафа. Незаконное переоборудование и перепланировка жилых и нежилых помещений в жилом доме без архитектурно-строительного проекта и разрешения органа по архитектуре и градостроительству влекут штраф на физических лиц в размере от 5 до 10 месячных расчётных показателей (МРП). За те же действия, если они повлекли или могли повлечь потерю прочности здания, на физических лиц налагается штраф от 20 до 25 МРП.

За незаконное строительство производственных, жилых, хозяйственных, гидротехнических (водохозяйственных) или бытовых объектов без лицензии, разрешения, полученных в установленном порядке, с физических лиц взыскивается штраф от 10 до 15 МРП, с должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, — в размере от 10 до 50 МРП, с юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от 100 до 200 МРП с принудительным сносом незаконно возведённого или возводимого строения либо без такового.

Читайте также:  Альтернативные издержки строительства нового магазина это тест

Строительство (реконструкция, реставрация, расширение, техническое перевооружение, модернизация, капитальный ремонт) объектов и их комплексов без проектной документации для физических лиц влечёт штраф в размере 60 МРП, должностных лиц, индивидуальных предпринимателей — в размере 80 МРП, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере 190 МРП, юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере 280 МРП. За повторное нарушение или неустранение нарушения, повлекшего административное взыскание, предусмотрены гораздо более крупные штрафы.

Эксплуатация (проживание, оказание услуг, производство продукции с целью получения доходов) с законченным строительством, но не введённых в установленном порядке в эксплуатацию объектов, их отдельных частей (например, после перепланировки без разрешения), для физических лиц влечёт штраф в размере от 5 до 10 МРП, для должностных лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства или некоммерческими организациями, — в размере от 10 до 50 МРП, для юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, — в размере от 50 до 100 МРП.

После уплаты штрафов (обычно по нескольким статьям) нарушитель опять должен собрать документы и сдать их в УГАСК. Это ещё несколько этапов согласований с различными инстанциями: подготовка архитектурно-планировочного задания (АПЗ) в Управлении архитектуры и градостроительства, создание проекта (задним числом), получение заключения по нему, получение акта ввода объекта в эксплуатацию, согласование с коммунальными службами. В заключение осуществляется регистрация недвижимости в ЦОНе.

Самовольные постройки

Процесс узаконения самовольных построек тоже начинается в УГАСК и аналогичен вышеизложенному порядку, но вопрос о возможности признания права собственности на них решается в суде. Законодательство предусматривает ситуацию, в которой можно приобрести право собственности на самовольную постройку. При этом закон допускает возникновение права собственности на самовольную постройку только как исключение из общих правил и порядка приобретения права собственности. Статья 244 Гражданского кодекса РК определяет самовольную постройку как жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведённом для этих целей, в порядке, установленном законодательством, а также созданное без получения на это необходимых разрешений.

Когда постройка возведена лицом на не принадлежащем ему земельном участке (ЗУ), который находится в государственной собственности и является свободным от прав на него физических или юридических лиц, то истцу следует предоставить суду доказательства, свидетельствующие о возможности предоставления ему акиматом ЗУ для использования в целях, соответствующих назначению этой постройки. Если самовольная постройка возведена на ЗУ, принадлежащем другому физическому или юридическому лицу, то право собственности на неё может быть признано за застройщиком при условии перехода к нему соответствующего права на ЗУ (или его часть).

Однако во всех рассматриваемых случаях не может быть изменено, в том числе судом, разрешённое использование ЗУ (целевое назначение), занятого самовольной постройкой. Если использование ЗУ под самовольной постройкой не будет соответствовать разрешённому использованию и будет отказано в изменении целевого назначения, требование о признании права собственности на неё судом не может быть удовлетворено.

В судебном порядке может быть признано право собственности на постройку, возведённую лицом, не имеющим права на ЗУ, за лицом, являющимся правообладателем данного ЗУ. В этом случае закон не предусматривает никаких гарантий такому застройщику, кроме возможности получения компенсации расходов на постройку, определяемую судом. При этом самовольная постройка может быть сохранена только в случае интереса к ней правообладателя на ЗУ. Если самовольная постройка, возведённая на ЗУ, принадлежащем государству, имеет значение для акимата, такая постройка также может быть передана в коммунальную собственность с возмещением расходов на её возведение.

Суду предоставляются заключения различных инстанций, подтверждающие соответствие самовольно созданного строения требованиям строительных норм и правил (СНиП), нормам пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности. В качестве доказательств того, что постройка не нарушает права третьих лиц, возможно, потребуется письменное согласие соседних собственников.

Предстоит доказать, что постройка возведена на деньги истца, и у третьих лиц нет на неё прав. Решение суда зависит от обстоятельств каждого дела. Право собственности на постройку регистрируется на основании положительного решения суда. Процесс узаконения перепланировки, пристроек, самовольного строительства занимает в среднем до полугода.

Источник: krisha.kz

Рейтинг
Загрузка ...