Состав и группировка затрат сметной стоимости строительства
Сметная стоимость строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений (в дальнейшем — строительство предприятий, зданий и сооружений) — сумма денежных средств, требующихся для его осуществления, определяемая в составе предпроектных проработок (обоснований инвестиций).
Сметная стоимость является основой для определения размера капитальных вложений, финансирования строительства, формирования договорных цен на строительную продукцию, расчетов за выполненные подрядные (строительно-монтажные, ремонтно-строительные) работы, оплаты расходов по приобретению оборудования и доставке его на стройки, а также возмещения других затрат за счет средств, предусмотренных сводным сметным расчетом. На основе сметной документации осуществляются также учет и отчетность, хозяйственный расчет и оценка деятельности строительно-монтажных (ремонтно-строительных) организаций и заказчиков. Исходя из сметной стоимости определяется в установленном порядке балансовая стоимость вводимых в действие основных фондов по построенным предприятиям, зданиям и сооружениям.
Ценообразование и сметное нормирование
Основанием для определения сметной стоимости строительства служат:
• исходные данные заказчика для разработки сметной документации; предпроектная и проектная документация, включая чертежи, ведомости объемов строительных и монтажных работ; спецификации и ведомости потребности оборудования; решения по организации и очередности строительства, принятые в проекте организации строительства (ПОС); пояснительные записки к проектным материалам, а на дополнительные работы — листы авторского надзора и акты на дополнительные работы, выявленные в период выполнения строительных и монтажных работ;
- • действующие сметные нормативы, а также отпускные цены и транспортные расходы на материалы, оборудование, мебель и инвентарь;
- • отдельные, относящиеся к соответствующей стройке решения органов государственной власти.
Если необходимые сметные нормативы отсутствуют в действующей сметно-нормативной базе или используются для специализированных строек (в том числе линейных), то в составе проекта могут разрабатываться индивидуальные сметные нормы.
В соответствии с технологической структурой капитальных вложений и сложившейся деятельностью организаций строительного комплекса сметная стоимость строительства подразделяется по следующим элементам:
- • строительные работы;
- • работы по монтажу оборудования (монтажные работы);
- • затраты на приобретение оборудования, мебели, приспособлений, производственного инвентаря;
- • прочие затраты.
При определении сметной стоимости строительства к строительным работам относятся:
- • общестроительные — земляные, свайные, столярные, бетонные, железобетонные, штукатурные, кровельные, малярные, кладочные, облицовочные, стекольные;
- • по монтажу бетонных, железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, входящих в состав зданий и сооружений;
- • специальные — строительные работы по устройству оснований, фундаментов, опорных конструкций под оборудование, по обмуровке и футеровке котлов, печей, изоляционные;
- • специальные строительные — по устройству внутренних водопровода, канализации, отопления, вентиляции, газификации и т. п., а также по устройству внешних водоснабжения, канализации, теплофикации и других инженерных сетей и устройств;
- • по озеленению и благоустройству территории застройки, а также по озеленению и благоустройству городов и поселков;
- • по освоению, подготовке, планировке и осушению территорий застройки и связанные с ними работы по сносу строений, рубке леса, корчевке пней и т. п.;
- • мелиоративно-ирригационные, осушительные и т. п.;
- • водохозяйственно-оросительные каналы;
- • геологические и гидрогеологические (бурение, шурфование, откачка воды и другие работы, связанные со строительством зданий, сооружений);
- • по транспортному строительству (железные, автомобильные дороги, мосты, аэродромы).
К монтажным работам относятся:
Сметное нормирование в информационном моделировании
- • сборка и установка производственного, технологического, энергетического и прочего оборудования;
- • прокладка линий электроснабжения и сетей к электросиловым установкам, присоединение к электрическим сетям и подготовка к сдаче под наладку электрических машин;
- • прокладка технологических трубопроводов и устройство подводок к оборудованию сырья, полуфабрикатов, воды, воздуха, пара, охлаждающих и других жидкостей в объемах, предусмотренных сборниками сметных нормативов на монтаж оборудования;
- • монтаж и установка технологических металлоконструкций, обслуживающих площадок, лестниц и других устройств, конструктивно связанных с оборудованием;
- • прокладка и монтаж сетей связи, радиовещания, телевидения;
- • другие работы, предусмотренные в сборниках сметных нормативов на монтаж оборудования, в том числе на его демонтаж, осуществляемый при реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте действующих предприятий, зданий и сооружений.
Сметная стоимость строительно-монтажных работ включает прямые затраты, накладные расходы, сметную прибыль.
Прямые затраты непосредственно связаны с производством конкретных видов работ и конструктивных элементов и частей зданий и сооружений.
Прямые затраты включают:
- • затраты на строительные материалы, изделия и конструкции;
- • расходы на оплату труда рабочих, занятых на производстве строительно-монтажных работ;
- • затраты на эксплуатацию строительных машин, в т. ч. на оплату труда рабочих, управляющих машинами и механизмами.
Их величина определяется «прямым счетом» в зависимости от их объема и величины сметных затрат с использованием соответствующих единичных расценок.
В составе прямых затрат отдельными строками может учитываться разница в стоимости электроэнергии, получаемой от передвижных электростанций, по сравнению со стоимостью электроэнергии, отпускаемой энергосистемой России, и другие затраты.
Накладные расходы учитывают затраты строительномонтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.
Сметная прибыль — сумма средств, необходимых для покрытия общих расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства и социальной сферы и материальное стимулирование. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.
Относительный размер каждой группы затрат в сметной стоимости строительно-монтажных работ различен и зависит главным образом от назначения строительства. Усредненная структура сметной стоимости приведена в табл. 2.1.
Источник: ozlib.com
3. Сметное нормирование и система сметных норм.
Сметное нормирование — это система технических, организационных и экономических методов определения затрат времени, трудовых и материально-технических ресурсов на производство строительно-монтажных работ с целью разработки и обоснования сметных норм и нормативов.
Действующие системы ценообразования и сметного нормирования включают в себя государственные сметные нормативы и другие сметные нормативные документы необходимые для определения сметной стоимости объекта.
Сметным нормативом называется комплекс сметных норм, расценок и цен, объединяемых в отдельные сборники.
Под сметной нормой рассматривается совокупность ресурсов ( затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций), установленных на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ. Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества ресурсов min необходимых и достаточного для выполнения соответствующего вида работ, как основы для последнего перехода к стоимостным показателям. Виды: Государственные (ГСН), Отраслевые (строительство ж/д), Территориальные, Фирменные, Индивидуальные. Подразделяются на: 1.Элементные (относятся государственные сметные нормы, а так же нормы по видам работ). 2. Укрупненные (относятся сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе нормативы накладных расходов, нормативы сметной прибыли, сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время, сметные нормы затрат на строительство временных ЗиС).
Сметные нормативы: МДС 81-35.2004 , ГСН 81-05.01.2001, ГСН 81-05.02-2001, ФЕР-федеральные единичные расценки, ГЭСН-государственные элементные сборники нормативов, ТЕР итд.
4. Структура сметной стоимости строительства объекта недвижимости
Структурой сметной стоимости строительства (строительно-монтажных работ) называют распределение общей стоимости по группам затрат с указанием их удельного веса. По методам расчета и экономическому содержанию сметная стоимость строительно-монтажных работ (Ссмр ) слагается из затрат на строительное производство и сметную прибыль. Затраты на производство работ делятся на две группы: прямые затраты (Зп) и накладные затраты (Нн). Соответственно этому определению формула цены единицы строительной продукции (Ссмр.), или единичная сметная стоимость работ, может быть представлена в следующем виде:
Прямые затраты включают: оплату труда рабочих-строителей; стоимость материалов, деталей и конструкций; расходы на эксплуатацию строительных машин и механизмов.
К оплате труда рабочих относятся: все расходы по оплате труда производственных рабочих, занятых непосредственно на строительных работах, а также рабочих, осуществляющих перемещение материалов в рабочей зоне и от приобъектного склада до места укладки. Затраты на оплату труда рабочих, занятых управлением и обслуживанием строительных машин, включают в состав затрат на эксплуатацию этих машин. В стоимость материалов включаются затраты на приобретение материалов, полуфабрикатов, изделий, деталей и конструкций, необходимых для производства строительно-монтажных работ, а также затраты, связанные с заготовкой и доставкой их на приобъектные склады строительства. Расходы по эксплуатации строительных машин и оборудования определяются стоимостью машино-часа эксплуатации того или иного вида строительного оборудования.
Накладные расходы предусматриваются в сметах на строительство для покрытия собственных расходов строительной организации, связанных с организацией и управлением строительством, обеспечением необходимых производственно-хозяйственных условий для функционирования процесса строительного производства, организации и обслуживания строительно-монтажных работ. Накладные расходы становятся частью себестоимости строительно- монтажных работ. Исходя из условий накладные расходы подразделяются на четыре части.
1. Административно-хозяйственные расходы, включающие оплату труда инженерно-технических работников (ИТР) и младшего обслуживающего персонала(МОП); командировочные расходы, канцелярские и почтово-телеграфные расходы; оплата консультационных и аудиторских услуг; отчисления на социальные нужды работников управления; другие расходы, связанные с административно-хозяйственной деятельностью.
2. Расходы на обслуживание работников строительства, переподготовку кадров; отчисления на медицинское и социальное страхование строительных рабочих, охрану труда и технику безопасности, обеспечение санитарно-гигиенических и бытовых условий.
4. Прочие накладные расходы, включающие страхование имущества строительной организации, затраты на рекламу, предст
авительские расходы, платежи по кредитам банков и т.п.
Сметная прибыль — это отчисления денежных средств для покрытия расходов строительной организации на развитие производства и материальное стимулирование работников. (Сметная прибыль не относится к себестоимости работ.) Эти расходы включают: затраты на развитие производства, модернизацию оборудования, реконструкцию объектов основных фондов; частичное пополнение собственных оборотных средств; расходы на уплату налога на прибыль по установленной законом ставке; затраты на материальное стимулирование работников; оказание материальной помощи; затраты на развитие социальной сферы; проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха.
Сметную прибыль определяют по видам работ в % от средств на оплату труда рабочих и механизаторов.
Источник: studfile.net
Сметное нормирование в строительстве
Новая сметно-нормативная база позволяет формировать договорные цены на строительную продукцию, определять её сметную стоимость на разных этапах инвестиционного цикла, обеспечивает вариантный и гибкий подход к определению цены строительной продукции без чрезмерной централизации и жёсткой регламентации.
Сметно-нормативная база — это совокупность правовых, методических, нормативных документов, устанавливающих порядок определения стоимости строительства.
Действующая система ценообразования и сметного нормирования в строительстве включает в себя государственные сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Основным методическим документом является Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004 далее — Методика).
Методика принята и введена в действие с 9 марта 2004г. Взамен Свода правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01-94), Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-1.99), Указаний по применению ГЭСН 2001 на строительные и специальные строительные работы (МДС 81-28.2001), Указаний по применению ГЭСНм 2001 на монтаж оборудования (МДС 81-29.2001), Указаний по применению ГЭСНп 2001 на пусконаладочные работы (МДС 81-27.2001), , Общих указаний по применению ГЭСНр 2001 на ремонтно-строительные работы, Временных методических указаний по определению стоимости работ при строительстве и ремонте автодорог (МДС-30.2002).
В Методике даны общие сведения о системе о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства, порядок составления сметной документации и определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок.
Существенные изменения внесены Методикой в перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчёт стоимости строительства.
Не всё, что было отменено, есть в новой Методике (например «Порядок определения сметных затрат по оплате труда рабочих»).
Приняты также новые Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве )МДС 81-33.2004), введённые в действие с 12 января 2004 года. Методика исчисления сумм накладных расходов в процентах от фонда оплаты труда сохранилась, но изменены многие нормативы, как укрупнённые, так и по видам работ. Внесены изменения и в структуру накладных расходов по статьям затрат.
Постановлением Госстроя России от 28.02.2001 №15 приняты и введены в действие с 01.03.2001 Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001). Надо отметить введение нормативов сметной прибыли по видам строительных и монтажных работ в процентах от фонда оплаты труда .
В практической работе применяются Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций (МДС 83-1.99). Документ разработан в соответствии с решением Госстроя России от 24.02.99 №5 «О ходе выполнения работ по реформированию сметно-нормативной базы ценообразования в строительстве и ЖКХ». В Методических рекомендациях отражены практические предложения по оплате труда работников строительных организаций в соответствии с договорными ценами, сметами на строительство и договорами подряда. В них приводятся общая нормативно-расчётная база определения средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и организации заработанной платы в строительно-монтажных и ремонтно-строительных организациях , методы определения размера средств на оплату труда, характеристика систем и форм оплаты труда, принципы разработки и применения единой тарифной сетки для оплаты труда работников любой строительной организации с конкретными примерами.
Ценным является материал приложений к МДС 83-1.99 (перечень работ с тяжёлыми и вредными, особо тяжёлыми и особо вредными условиями труда, районные коэффициенты к заработанной плате работников по регионам РФ).
Методические указания по разработке сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (МДС 83-3.99). Они разработаны структурными подразделениями Госстроя России во главе с Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве, приняты и введены в действие с 01.01.2000 постановлением Госстроя России от 17.12.99 №81. В них подробно, с примерами расчётов, освещены все вопросы разработки сметных норм и расценок в расчёте на 1маш.ч эксплуатации строительных машин и механизмов. На основе произведённого в МДС 83-3.99 методического материала можно решать любые вопросы, касающиеся затрат машинного времени в маш.-час и стоимости эксплуатации машин в расчёте на 1 маш.-час, включая оплату труда рабочих, управляющих машинами (руб.).
В новой структуре федеральных органов исполнительной власти Госстрой России с 01.12.2004 вошёл в состав Министерства регионального развития РФ в качестве Федерального агентства по строительству и ЖКХ (в настоящее время называется Рострой России). Вопросами ценообразования и нормирования в строительстве занимается соответствующий департамент, а по регионам Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) и Комитеты по строительству при администрациях регионов.
Основным нормативным документом в строительстве является СНиП (Строительные нормы и правила) в 5 частях:
Часть 1 — «Организация, управление, экономика».
Часть 2 — «Нормы проектирования».
Часть 3 — «Организация, производство и приемка работ».
Часть 4 — «Сметные нормы».
Часть 5 — «Нормы затрат материальных и трудовых ресурсов».
Действующая система ценообразования и сметного нормирования включает ч.4 «Сметные нормы» и «Государственные федеральные сметные нормативы» (ГФСН), а также другие сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, цен и расценок, объединяемых в отдельные сборники. Вместе с определёнными правилами и методическими положениями, содержащими в себе необходимые требования, как основы определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений, расширения и технического перевооружения предприятий любой формы собственности.
Отдельная сметная норма — совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин , потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ.
Главной функцией сметных норм является определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ, как основы для последующего перехода к стоимостным показателям.
Сметные нормы широко используются и при разработке проектов организаций строительства (ПОС) и проектов производства работ (ППР).
Сметными нормами предусмотрено производство работ в нормальных условиях. При выполнении работ в особых условиях к сметным нормам применяются соответствующие коэффициенты, приводимые как в приложении 1 МДС 81-35.2004, так и в общих указаниях к сборникам нормативов.
Суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов даёт единичную расценку — стоимость прямых затрат на измеритель работы.
По уровню применения:
- — государственные (федеральные) (ГФСН 81);
- — производственно-отраслевые (ПОСН 81);
- — территориальные (ТСН 81);
- — фирменные (собственная нормативная база пользователя) (ФСН 81).
К государственным федеральным сметным нормативам (ГФСН-81) относятся сметные нормативы, вводимые в действие Госстроем России (Рис.3.4). Они применяются при определении стоимости строительства, осуществляемого в различных отраслях народного хозяйства Российской Федерации. К этим нормативам относятся, введенные в действие Госстроем России до 01.01.95, сборники ресурсных сметных нормативов (РСН) и сборники сметных нормативов СНиП часть 4, а также новые, введенные в действие Госстроем РФ с 01.01.2001 г., Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001), Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001), Государственные элементные сметные нормы на монтажные работы (ГЭСНм-2001), Государственные элементные сметные нормы на пусконаладочные работы (ГЭСНп-2001), Федеральные сборники единичных расценок на ремонтно-строительные работы (ФЕРр-2001), Федеральные сборники единичных расценок на общестроительные работы (ФЕР-2001), Территориальные единичные расценки (ТЕР-2001), Территориальные единичные расценки на ремонтные работы (ТЕРр-2001).
Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001) и Государственные элементные сметные нормы на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр-2001) предназначены для определения потребности в ресурсах (затраты труда рабочих, строительные машины, материалы) при выполнении строительных и ремонтных работ в промышленном и гражданском строительстве и составлению сметных расчетов (смет) ресурсным методом. Они отражают среднеотраслевые затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, технологию и организацию по видам строительных и ремонтных работ и являются исходными нормативами для разработки единичных расценок, индивидуальных и укрупненных норм (расценок). ГЭСН обязательны для применения всеми предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, их принадлежности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и целевых внебюджетных фондов, а для строек, финансируемых за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, являются рекомендательным материалом.
К производственно-отраслевым сметным нормативам (ПОСН-81) относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления для производственного строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли и, как правило, в отдельных районах (угольных бассейнах, объединениях, отдельных стройках и т.п.), для которых они разработаны (Рис.3.2.). Нормативы, подлежащие применению организациями нескольких министерств и органов государственного управления, утверждаются по согласованию с Госстроем России. Указанные нормативы не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их.
К территориальным сметным нормативам (ТСН-81) (Рис.3.3) относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для строительства, осуществляемого на территории соответствующего региона. Эти нормативы не должны противоречить государственным федеральным сметным нормативам или дублировать их.
В 2000 году выпущены Территориальные элементные сметные нормы и единичные расценки на ремонтно-строительные работы (ТЭСНиЕРр-2001) и Территориальные элементные сметные нормы и единичные расценки на общестроительные работы (ТЭСНиЕР-2001) для базового региона Российской Федерации — Московской области. Они предназначены для нормативного определения сметной стоимости прямых затрат, состава и потребности ресурсов на строительные и ремонтные работы, а также внутрипостроечное перемещение строительных материалов, деталей и конструкций от приобъектного склада до места укладки в дело на объектах строительства и ремонта зданий и сооружений.
В 2001 году «Территориальные элементные сметные нормы и единичные расценки на ремонтно-строительные работы» (ТЭСНиЕРр-2001) и «Территориальные элементные сметные нормы и единичные расценки на общестроительные работы» (ТЭСНиЕР-2001) были переименованы в «Государственные элементные сметные нормы, привязанные к условиям определенного региона (Московской области), и территориальные единичные расценки на общестроительные работы» (ГЭСНП и ТЕР-2001) и «Государственные элементные сметные нормы, привязанные к условиям определенного региона (Московской области), и территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы» (ГЭСНП и ТЕРр-2001).
Сборники (ГЭСНП и ТЕР-2001 и ГЭСНП и ТЕРр-2001) являются обязательными при составлении сметной документации и расчетов за выполненные строительные и ремонтно-строительные работы на строительных объектах, финансируемых за счет средств федерального и территориального бюджетов всех уровней и целевых внебюджетных фондов. Сборники отражают среднеотраслевой территориальный уровень затрат по принятой технике, технологии и организации всех видов строительных и ремонтных работ. Они могут применяться для определения сметной стоимости строительных и ремонтно-строительных работ всеми заказчиками и подрядчиками, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
ГЭСНП и ТЕР-2001 и ГЭСНП и ТЕРр-2001 разработаны на основе:
ГЭСН-2001 и ГЭСНр-2001, утвержденных Постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 г. №77;
заработной платы рабочих-строителей и машинистов, принятой по данным государственной статистической отчетности в строительстве и капитальном ремонте по Московской области на 01.01.2000 г. в размере 1600 рублей в месяц (1 чел-час — 9.62 рубля) при ставке рабочего-строителя четвертого разряда и среднемесячном количестве рабочих часов 166.25;
средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции в базисном уровне цен по Московской области на 01.01.2000 г.;
средних сметных цен на эксплуатацию строительных машин и механизмов в базисном уровне цен по Московской области на 01.01.2000 г.
К фирменным сметным нормативам (ФСН-81) или собственной нормативной базе пользователя относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной фирмы — исполнителя работ. Эта нормативная база, как правило, основывается на нормативах государственного федерального, производственно- отраслевого, территориального уровня или банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов конкретной фирмой.
По степени укрупнения все сметные нормативы подразделяются на две группы:
элементные сметные нормы «ЭСН» и единичные расценки «ЕР»;
укрупнённые сметные нормы и показатели «УСН» и «УСП».
Элементные сметные нормативы (ЭСН) содержат норматив расхода ресурсов в натуральном или денежном выражении для определения сметной стоимости отдельной конструкции или единицы отдельного вида работ. ЭСНы являются первичными сметными нормативами. Они разрабатываются на все виды строительных работ, и на их основе разрабатываются единичные расценки в базисном уровне цен на строительные конструкции и работы, предназначенные для определения прямых сметных затрат. В ЭСН установлены нормативные показатели затрат труда рабочих, потребности в строительных машинах, материалах, изделиях и конструкциях, рассчитанные на единицу определенного вида строительных конструкций и работ. Потребность в ресурсах в ЭСН определяется:
по затратам труда рабочих, на основе действующих норм на строительно-монтажные работы;
по эксплуатации строительных машин, на основе производственных норм исходя из технической производительности машин, принятой в технологических картах;
по материалам, на основе производственных норм расхода материалов
по конструкциям, на основе спецификации к рабочим чертежам.
По структуре и степени укрупнения:
шифр 1 — элементные сметные нормы и цены базисного уровня на виды ресурсов;
шифр 2 — элементные сметные нормы и расценки на строительные работы;
шифр 3 — ресурсные сметные нормы на монтажные и специальные строительные работы;
шифр 4 — элементные сметные нормы и расценки на ремонтно-строительные работы.
шифр 5 — сметные нормативы, выраженные в процентах;
шифр 6 — укрупненные показатели базисной стоимости (УПБС);
шифр 7 — укрупненные показатели по видам работ (сборники ПВР и сборник УПБС ВР);
шифр 8 — укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПP) по отдельным видам строительства;
шифр 9 — укрупненные показатели стоимости строительства (УПСС), укрупненные сметные нормы (УСН) на здания, сооружения, конструкции и виды работ, прейскуранты на строительство зданий и сооружений (ПРЗС), укрупненные расценки (УР).
Полный шифр государственных федеральных сметных нормативов состоит из букв «ГФСН», шифра «81», означающего принадлежность к сметным нормативам, шифра от «1» до «9», означающего его структуру и степень укрупнения, порядкового номера сборника, а две последние цифры — год утверждения данного вида норматива. Например, «ГФСН 81-2-12-01» означает, что это государственный федеральный сметный норматив ГФСН 81 на строительные работы (12 — — соответствующий их вид, приводимый в названии сборника). введен в действие в 2001 г.
Аналогично производится шифровка производственно-отраслевых сметных нормативов (с шифром «ПОСН 81» и с добавлением наименования отрасли или вида строительства), территориальных сметных нормативов (с шифром «ТСН 81 » и с добавлением наименования территории) и фирменных сметных нормативов (с шифром «ФСН 81» и с добавлением наименования фирмы).
Укрупнённые сметные нормативы и показатели предназначены для определения простым и доступным образом стоимости объектов и работ исходя из конструктивных и других параметров зданий и сооружений или укрупненных единиц объемов работ.
К укрупненным сметным нормативам УСН относятся:
1. Сметные нормативы, выраженные в процентах (шифр 5), в том числе:
нормативы накладных расходов;
нормативы сметной прибыли;
сметные нормы дополнительных затрат при производстве работ в зимнее время;
сметные нормы на строительство временных зданий и сооружений;
нормы резерва средств на непредвиденные работы и затраты;
2. Укрупненные сметные нормативы и показатели (шифры 6, 7, 8, 9), в том числе:
укрупненные показатели базисной стоимости строительства зданий и сооружений (УПБС на строительство зданий и сооружений);
укрупненные показатели базисной стоимости на виды работ (УПБС ВР);
сборники показателей стоимости на виды работ (ПВР);
укрупнённые ресурсные нормативы (УРН);
укрупнённые показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства.
Методы определения сметной стоимости строительной продукции в условиях рыночных отношений
В новой нормативно-сметной базе 2001 г. для осуществления договорных отношений между участниками инвестиционной деятельности и определения сметной стоимости строительной продукции заложены следующие условия:
возможность формирования договорных цен на строительную продукцию;
самостоятельность субъектов инвестиционной деятельности с соблюдением принципа равноправия участников инвестиционного процесса, обоюдного согласия сторон в определении цены строительной продукции;
определение стоимости строительной продукции на разных этапах инвестиционного цикла;
обеспечение полного набора сметных нормативов как укрупненных, так и элементных для более широкого выбора соответствующей нормативной базы при расчете затрат;
вариантный и гибкий подход к определению цены строительной продукции без чрезмерной централизации и жесткой регламентации;
рекомендательный характер Федеральной нормативно-сметной базы (ГФСН) для учета отраслевых, территориальных и местных условий осуществления строительства и отражения этих особенностей в сметных нормативах на этих уровнях.
Такой подход дает возможность быть в ключе общей ценовой политики Российской Федерации, соблюсти специфику строительной отрасли, определять стоимость строительной продукции с учетом местных условий, природных, географических и экономических факторов.
Формирование цены на строительную продукцию осуществляется с одновременным участием нескольких независимых субъектов инвестиционной деятельности — инвестор, заказчик, проектировщик и подрядчик, причем каждый со своими целями и задачами.
Основной задачей инвестора и заказчика является проектирование и строительство объекта в наиболее сжатые сроки, при минимальных затратах, что даст более быстрый доход. Главной задачей проектировщика и заказчика является рентабельность процесса производства строительной продукции за счет удорожания строительной продукции или за счет строительного прогресса. Это накладывает особые условия при определении цены строительной продукции, а противоречия решаются с применением определенных стимуляторов в процессе составления контракта и определении договорной цены.
Оценка стоимости строительной продукции осуществляется заказчиком и подрядчиком на равноправной основе в порядке заключения договора или подписания контракта. При подготовке инвестиционных предложений для оценки стоимости строительства на стадии ТЭО и на предпроектной стадии по заказу инвестора рекомендуется составлять инвесторские сметы (расчеты, калькуляция издержек). При подготовке к заключению договора подряда на капитальное строительство на основе разосланной инвестором тендерной документации рекомендуется составлять — сметы подрядчика
Сметы инвестора и подрядчика могут составляться на альтернативной основе различными методами, выбор которых зависит от договорных условий и общей экономической ситуации, в частности, ресурсным, ресурсно-индексным, базисно-индексным, базисно-компенсационным методами и аналоговым (применения банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов),.
Ресурсный метод определения стоимости — это калькулирование ресурсов (элементов затрат) в текущих (прогнозных) ценах и тарифах, необходимых для реализации проектного решения. Калькулирование ведется на основе выраженной в натуральных измерителях потребности в материалах, изделиях, конструкциях, данных о расстояниях и способах их доставки на место строительства, расхода энергоносителей на технологические цели, времени эксплуатации строительных машин и их состава, затрат труда рабочих. Указанные ресурсы выделяются из состава проектных материалов, нормативных и других источников. Ресурсный метод позволяет определить сметную стоимость строительной продукции на любой момент времени, в том числе учитывать дополнительные затраты на ресурсы в ходе осуществления строительства.
Ресурсно-индексный метод — это сочетание ресурсного метода с системой индексов на ресурсы, используемые в строительстве.
Базисно-индексный метод определения стоимости основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определённой в базисном уровне.
Приведение в уровень текущих (прогнозных) цен производится путём перемножения базисной стоимости по строкам сметы и каждому из элементов технологической структуры капитальных вложений на соответствующий индекс по отрасли, территории, региону, виду работ с последующим суммированием итогов сметного документа по соответствующим графам.
Базисно-компенсационный метод — это суммирование стоимости работ и затрат, исчисленных в базисном уровне цен, и дополнительных затрат, связанных с изменениями цен и тарифов на потребляемые в строительстве ресурсы (материальные, технические, энергетические, трудовые, оборудование, инвентарь, услуги и пр.) и уточнением этих расчетов в процессе проектирования в зависимости от реальных изменений.
Повременный метод предполагает расчёт стоимости по ценам за единицу рабочего времени и применяется в основном для незначительных по объёму работ, например, ремонтных или при бытовом подряде.
Аналоговый — может использоваться при наличии банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов, аналогичных проектируемым или построенным в данный момент.
Стоимость строительства в сметной документации инвестора целесообразно проводить в двух уровнях:
в базисном (постоянном) уровне цен, определяемом на основе действующих сметных норм и цен;
в текущем или прогнозном уровне, определяемом на основе цен, сложившихся ко времени составления смет или прогнозируемых к периоду осуществления проекта.
Сметная документация составляется с учетом информации о текущем изменении цен на применяемые в строительстве ресурсы. Поэтому, для определения стоимости строительной продукции, предусмотренной рабочим проектом на различных стадиях инвестиционного процесса, необходимо использовать систему текущих и прогнозных индексов, дифференцированных по элементам структуры капитальных вложений.
Индекс — это относительный показатель, который характеризует отношение текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, зависящие от изменения сложных экономических явлений, элементы которых не поддаются непосредственному суммированию. Индексы выражаются в безразмерных величинах, чаще всего, с двумя значащими цифрами после запятой. Индексы формируются на основе данных статистической отчетности по регионам и разрабатываются как в целом на стоимость подрядных работ, так и на стоимость потребляемых ресурсов или статей затрат.
Расчётная цена в текущем уровне (Ц р т.у.) определяется по формуле:
где: Ip — индекс цен на определённый ресурс;
Цб — цена на базисном уровне
До наступления стабилизации экономической ситуации и завершения формирования рыночных структур и ценообразования, из всех возможных методов определения сметной стоимости приоритетное значение имеют ресурсный и ресурсно-индексный методы.
Источник: vuzlit.com
Сметное нормирование и система сметных норм
То, что отражение в сметах указанных факторов совпало по времени с введением новых сметных норм и цен, не должно служить препятствием для дифференцированного определения и оценки при пересчете смет размеров изменения стоимости строительства из-за условий ценообразования и отдельно из-за прочих факторов, не связанных непосредственно с переходом на новые сметные нормы и цены.
В процессе пересчета смет по единичным расценкам и сметным ценам затраты, относящиеся к этим факторам, должны быть выделены в результатах пересчета и оценены по отраслям и направлениям отраслей. Это не только позволяет осуществить переход на новые сметные нормы и цены без потерь для государственного бюджета, но и способствует достоверной оценке при этом объемов капитальных вложений, подрядных работ и рентабельности в капитальном строительстве. Обоснованную оценку получают также показатели, характеризующие изменение уровня сметной стоимости строек в результате повышения технического уровня предприятий, зданий и сооружений, их качества, улучшения эксплуатационных характеристик и внедрение других достижений научно-технического прогресса.
Соблюдение этого принципиального методического требования способствовало тому, что результаты прямого пересчета смет по нормам и ценам 1984 г. — в отличие от пересчета смет в 1956 и 1969 гг. — совпали или оказались достаточно близкими к величинам прогнозных индексов, что позволило осуществить переход на новые сметные нормы и цены без потерь для государственного бюджета.
1. Сметное нормирование и система сметных норм
Сметное нормирование — это система технических, организационных и экономических методов определения затрат времени, трудовых и материально-технических ресурсов на производство строительно-монтажных работ с целью разработки и обоснования сметных норм и нормативов.
Сметной нормой называют совокупность затрат труда работников строительства, времени работы строительных машин и механизмов, строительных материалов, изделий и конструкций, Установленных на принятый измеритель строительных, монтажных или других работ.
Сметным нормативом называется комплекс сметных норм, расценок и цен, представленный отдельным сборником, содержащий в себе требования по выполнению строительно-монтажных Работ, сметную стоимость строительства зданий и сооружений.
Сметные нормы являются первичным нормативным документом и служат для разработки единичных сметных стоимостей — единичных расценок. Эти нормы приведены в ч. IV СНиП «Сметные нормы и правила» и отражают:
Определение сметной стоимости строительства (2)
. строительной организации. На основе ведомостей объемов работ (дефектных ведомостей) на производство строительных и ремонтно-строительных работ составлена локальная, объектная сметы, сводный сметный расчет стоимости строительства и определена договорная цена на .
- данные о затратах труда, в человеко-днях;
- основную заработную плату строительных рабочих, в рублях;
- нормы времени основных строительных машин и механизмов, в машино-часах;
- затраты на эксплуатацию вспомогательных машин и механизмов, в рублях;
- нормы расхода материалов, полуфабрикатов, деталей и конструкций в натуральном выражении, в кубических метрах, штуках, тоннах;
- расход второстепенных материалов, в рублях.
- затраты труда определены исходя из средней продолжительности рабочего дня 6,82 ч.
При выполнении строительных работ, монтаже оборудования и строительных конструкций затраты труда, заработная плата рабочих, монтажников и затраты машинного времени определяются в таблицах ЭСН на основании сборников Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР).
При этом элементными сметными нормами, кроме расхода машинного времени основных строительных машин, учитываются затраты машинного времени прочих механизмов (сварочных аппаратов, вибраторов и т.д.), переведенные в эксплуатационные расходы (в рублях).
Количество бетона и раствора для омоноличивания стыков устанавливается на основе производственных норм расхода материалов и технологических карт производства работ. Расход прочих материалов (щитов опалубки для омоноличивания стыков балок, проволоки, электродов и т.д.) из-за их незначительного количества усреднен и приводится в рублях.
К каждой таблице элементных сметных норм дается описание состава работ, учтенного в нормах. Отдельные таблицы сметных норм сгруппированы по видам работ и конструкциям в главы. В каждой главе имеется техническая часть, в которой даны указания по применению норм и правил определения объемов работ.
В связи с тем, что нормы ч. IV СНиП содержат элементные данные о затратах трудовых и материально-технических ресурсов на строительно-монтажные работы, они применяются только для составления единичных расценок и укрупненных сметных норм, определения потребности в ресурсах на строительство зданий и сооружений. Непосредственно для составления смет элементные сметные нормы ч. IV СНиП не используются и применяются как справочный материал.
Элементные сметные нормы учитывают среднеотраслевой технологический уровень строительного производства, влияние специфических условий производства работ, предусмотренных проектом организации строительства и производства работ, которые учитываются соответствующими коэффициентами, приведенными в технических частях сборников ЭСН. V Единичной расценкой называется сметный норматив, устанавливающий размер прямых затрат, т.е. без учета накладных расходов и плановых накоплений, в денежном выражении на единицу того или иного конструктивного элемента или вида работ. (Единичная расценка предназначена для составления смет по рабочим чертежам.) В единичной расценке в стоимостной форме учтены все затраты на выполнение полного комплекса работ, предусмотренного элементными сметными нормами.
Сметные нормативы подразделяются на: федеральные (общереспубликанские); ведомственные (отраслевые); региональные (местные) и собственную нормативную базу пользователя.
Укрупненные сметные нормы. Определение сметной стоимости строительства на основе единичных расценок требует большого объема исходных данных о местных условиях строительства, конструктивных решениях сооружений, методах производства работ, применяемых механизмах и других сведений, которые могут быть получены из подробно составленного проекта основных сооружений, проекта производства работ и организации строительства. Как правило, на предварительных стадиях проектирования при сопоставлении нескольких вариантов проектных решений такие сведения в полном объеме отсутствуют. Кроме того, определение сметной стоимости по единичным расценкам требует больших затрат инженерного труда. Поэтому для упрощения сметных расчетов на ранних стадиях проектирования разработаны и применяются укрупненные сметные нормы.
Проект производства работ строительство экспозиционного центра в г. Минске
. раза. 2. Выбор средств производства работ В данном проекте предполагается выполнять опалубливание конструкций . строительстве. Часть 2. Строительное производство». 4. Типовых технологических карт. 5. Карт трудовых процессов. 6. Область применения техкарты монолитный фасад строительство стена 1. В состав работ, . с ограждением на консолях, закреплeнных на опалубке или на контрфорсах ужесточения .
Наиболее широкое распространение укрупненные сметные нормы (УСН) имеют в жилищно-гражданском и промышленном строительстве, для которых разработаны специальные сборники УСН. Для гидротехнического и гидроэнергетического строительства разработаны сборники УСН ГЭС. Сборники УСН для промышленного и гражданского строительства подразделяются на две группы. Первая состоит из УСН на здания и сооружения в целом и предназначается для определения сметной стоимости зданий и сооружений, возводимых по типовым и повторно применяемым проектам. Во вторую группу входят УСН на конструктивные части зданий и отдельные виды работ. Они предназначаются для составления смет на здания и сооружения, строящиеся по индивидуальным проектам, предусматривающим применение типовых решений узлов и
В массовом жилищно-гражданском строительстве, где сооружение объектов осуществляется на основе типовых проектов, при составлении смет широко используются прейскуранты на строительство зданий и сооружений. В отличие от УСН прейскуранты могут быть использованы как для определения сметной стоимости на ранних стадиях проектирования, при разработке проектов, так и для составления смет по рабочим чертежам. Прейскуранты на строительство жилых домов разрабатываются на 1 м2 площади домов; школьные здания, детские учреждения, больницы, кинотеатры и другие объекты социального и культурно-бытового назначения разрабатываются на количество мест посещаемости; отдельные производственные здания и сооружения — на единицу мощности; линейные объекты — линии электропередачи, объекты транспортного строительства — на единицу длины и др.
Введение в практику строительства цен за конечную продукцию строительного производства взамен многочисленных расценок на отдельные виды работ значительно упрощает процесс составления сметной документации, а главное, упрощает взаиморасчеты между заказчиком и подрядчиком за выполненные работы, повышает качество сметной документации, максимально сближает фактическую и расчетную стоимости строительства.
В гидротехническом строительстве применение твердых укрупненных цен встречает объективные трудности из-за индивидуального характера сооружений, а также из-за значительного влияния на ценообразование местных условий. Однако, несмотря на эти трудности, и в гидротехническом строительстве метод укрупненных сметных нормативов также находит применение, но только на ранних стадиях проектирования, где используются укрупненные показатели стоимости (УПС).
Укрупненным показателем сметной стоимости строительства называют среднюю стоимость укрупненных единиц объемов строительных и монтажных работ или отдельных частей зданий и сооружений. УПС позволяют быстро рассчитать сметную стоимость работ перемножением ее величины на объем работ или объем зданий и сооружений. При этом не требуется составление подробных проектов производства работ и калькулирование стоимости материалов.
Укрупненные показатели сметной стоимости на отдельные виды работ и конструкций гидротехнических сооружений в УПС даны для условий базисного района (Московская обл.).
Для определения стоимости в конкретных условиях строительства базисные цены привязываются к местным условиям путем введения специальных коэффициентов к зарплате и тарифам на перевозки, которые, как правило, приводятся в общей части сборника УПС.
сметный нормирование строительство затраты
2.Сметный расчет, .1 Сводный сметный расчет стоимости строительства
В данном разделе нам необходимо проанализировать деятельность предприятия по капитальному ремонту здания, исходя из данных представленных в приложении А, Б.
Используя локальную смету, составим структуру стоимости капитального ремонта и сводный сметный расчет.
Стоимость, определяемая локальными сметными расчетами (сметами), может включать в себя прямые затраты, накладные расходы и сметную прибыль.
Прямые затраты учитывают стоимость ресурсов, необходимых для выполнения работ: материальных (материалов, изделий, конструкций, оборудования, мебели, инвентаря); технических (эксплуатации строительных машин и механизмов).
Накладные расходы учитывают затраты строительно-монтажных организаций, связанные с созданием общих условий производства, его обслуживанием, организацией и управлением.
Сметная прибыль включает в себя сумму средств, необходимых для покрытия отдельных (общих) расходов строительно-монтажных организаций на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование.
Источник: drprom.ru