Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время. (ВЗАМЕН (НДЗ-91 Приложение к СНиП 4.07-91 и НДЗ-84 Приложение к СНиП IV-7-82).).
Государственный комитет Российской Федерации
по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГСН 81-05-02-2001
СБОРНИК СМЕТНЫХ НОРМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ
ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ СТРОИТЕЛЬНО МОНТАЖНЫХ РАБОТ
В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ
Утверждены и введены в действие с 1 июня 2001 года
постановлением Госстроя России от 19 июня 2001 № 62
РАЗРАБОТАНЫ Центральным научно-исследовательским институтом экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС) Госстроя России (Матвеев М.Ю.- отв. исполнитель, Солин А.А., Каширова Е.В).
РАССМОТРЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве Госстроя России (редакционная комиссия в составе: Степанов В.А.- руководитель, Шанин Г.А., Белов А.В., Дорожкина Е.Н).
ГРАНД-Смета. Часть 06. Работа с ресурсами
ВНЕСЕНЫ Управлением ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе Госстроя России.
ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 июня 2001 г. Постановлением Госстроя России от 19 июня 2001 г. № 62.
ВЗАМЕН Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ-91 Приложение к СНиП 4.07-91 и НДЗ-84 Приложение к СНиП IV -7-82).
Настоящий Сборник сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время разработан в соответствии с Постановлением Госстроя России от 11.02.98 № 18-15 «О переходе на новую сметно-нормативную базу ценообразования в строительстве» и применяется для определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.
Сметные нормы, приведенные в Сборнике, обязательны для всех предприятий и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, осуществляющих капитальное строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней, и целевых внебюджетных фондов, а также целевых фондов федеральных и региональных министерств и ведомств.
Для строек, финансирование которых осуществляется за счет собственных средств предприятий, организаций и физических лиц, нормы Сборника носят рекомендательный характер.
Замечания и предложения по настоящему Сборнику сметных норм направлять по адресу:
117943, г. Москва, ГСП, В-331, пр-т Вернадского, д.29, Центральный научно-исследовательский институт экономики и управления в строительстве (ЦНИИЭУС) Госстроя России.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Нормы настоящего сборника предназначены для определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ (СМР) в зимнее время.
2. Сборник состоит из двух разделов: раздел I «сметные нормы по видам строительства»; раздел II – «сметные нормы дополнительных затрат по конструкциям и видам работ».
Сметные Нормативные Базы Что это такое
Нормы раздела I используются при составлении сметной документации и определения сметного лимита на дополнительные затраты, связанные с производством работ в зимнее время, а также для расчетов за выполненные работы между заказчиком и исполнителем.
Нормы раздела II применяются при осуществлении расчетов за выполненные строительные и монтажные работы между генподрядными и субподрядными организациями независимо от ведомственной принадлежности.
3. Нормы дополнительных затрат определены в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ, выполненных при положительной температуре окружающей среды.
4. Сметными нормами, за исключением оговоренных случаев, учтены все дополнительные затраты, связанные с усложнением производства работ в зимнее время. К ним относятся доплаты рабочим при работе на открытом воздухе и в неотапливаемых помещениях, а также затраты, связанные с изменением технологии производства отдельных строительных работ, с повышенным расходом строительных материалов, дополнительные затраты на эксплуатацию строительных машин (повышенный расход горюче-смазочных материалов, снижение производительности труда машинистов и т.п.), на рыхление мерзлых грунтов и др.
5. Нормы дополнительных затрат (в дальнейшем НДЗ) дифференцированы по температурным зонам в зависимости от температурных условий зимнего периода (табл.1).
6. Температурная зона и продолжительность расчетного зимнего периода для каждой конкретной стройки определяются в соответствии с территориальным делением, приведенным в приложении к сборнику, независимо от фактической температуры наружного воздуха при производстве работ.
Показатели средних из среднемесячных отрицательных
температур зимнего периода, °С
7. В местностях, расположенных южнее I температурной зоны, дополнительные затраты, вызываемые специфическими условиями производства работ в зимнее время года, могут возмещаться организациям, производящим работы, по нормам, установленным для I зоны за рабочие дни со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже 0°С. При этом сумма дополнительных затрат, исчисленная на весь объем выполненных работ, уменьшается пропорционально отношению числа рабочих дней со среднесуточной температурой наружного воздуха ниже 0°С к общему числу календарных рабочих дней за период выполнения всего объема работ. Количество рабочих дней с отрицательной температурой принимается на основе данных метеорологической службы, а при ее отсутствии в данной местности — на основе данных заказчика и подрядчика.
8. Нормами раздела I не учтены затраты:
а) на временное отопление вне пределов установленного отопительного периода для устранения повышенной влажности конструкций или обрабатываемых поверхностей при производстве отделочных и других специальных работ, в соответствии с требованиями технических условий. Указанные затраты следует определять в порядке, предусмотренном главой 2 раздела II настоящего сборника с учетом необходимого срока временного отопления на основе расчета, выполненного проектной организацией;
б) по очистке от снега находящихся в ведении строительства подъездных безрельсовых дорог от магистралей к строительным площадкам, а также по первоначальной очистке от снега площади застройки объектов строительства (с учетом организации рабочей зоны), начинаемых в зимний период;
в) по снегоборьбе 1 в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также в сельских местностях, расположенных в пределах IV, V и VI температурных зон.
1 Снегоборьба – работы по ликвидации снежных заносов, вызванных стихийными явлениями (метель, буран, пурга).
Лимит затрат на снегоборьбу в сводных сметных расчетах стоимости строительства может определяться на основе отчетных данных по другим стройкам в этих районах. При отсутствии указанных данных лимит затрат на эти цели предусматривается в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ по итогу глав 1-8 сводного сметного расчета стоимости строительства (табл.2).
Расчеты заказчика с подрядной организацией при производстве работ по снегоборьбе, подтвержденных справками гидрометеорологической службы, следует производить на основании соответствующих норм Сборника ГЭСН № 1 «Земляные работы» .
9. Дополнительные затраты при реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий определяются по нормам раздела I от сметной стоимости строительно-монтажных работ, исчисленной в соответствии с проектом.
10. В местностях, подверженных воздействию ветров скоростью более 10 м/с, к сумме дополнительных затрат, исчисленных по нормам сборника, заказчиком могут осуществляться доплаты, в виде коэффициентов, при количестве ветреных дней в зимний период:
Основанием для оплаты дополнительных затрат, связанных с воздействием ветров скоростью более 10 м/с в зимний период, являются данные действующего Справочника по климату или справки местных органов гидрометеорологической службы.
Лимит затрат по снегоборьбе, % от сметной стоимости строительно-монтажных работ
РАЗДЕЛ I. СМЕТНЫЕ НОРМЫ ПО ВИДАМ СТРОИТЕЛЬСТВА
Техническая часть
1. Дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время по отдельным видам строительства следует определять по нормам табл.4 данного сборника, установленным в процентах от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогу глав 1-8 сводного сметного расчета стоимости строительства.
Нормы на строительство тоннелей и метрополитенов в табл.4 определены в процентах от сметной стоимости основных работ (без обслуживающих процессов) по главам 2-7 сводного сметного расчета стоимости строительства. При этом дополнительные затраты при производстве остальных работ в зимнее время следует определять дополнительно по нормам табл.4:
п. 3.1. (Строительство дорог: Освоение трассы и подготовка территории строительства) — на работы по подготовке территории строительства (глава 1 сводного сметного расчета стоимости строительства);
п. 7. (Строительство производственных и служебных зданий эксплуатации: Железнодорожного транспорта) — на временные здания и сооружения (глава 8 сводного сметного расчета стоимости строительства).
2. В нормах учтены все виды дополнительных затрат, вызываемых производством работ в зимний период, а также временное отопление зданий, законченных вчерне.
Под зданиями, законченными вчерне, подразумеваются здания с возведенными стенами, верхним покрытием и заполнением всех проемов.
3. Нормы настоящего раздела являются среднегодовыми и при расчетах за выполненные строительно-монтажные работы применяются независимо от фактического времени года, в течение которого осуществляется строительство.
4. В нормах приняты средние значения удельного веса продолжительности зимнего времени в году (табл.3).
Удельный вес зимнего периода в году (в среднем)
5. Продолжительность зимнего периода на отдельных частях территории, отнесенной к определенной температурной зоне, может отличаться от среднезональной, в связи с этим к сумме дополнительных затрат, исчисленной по среднезимним нормам настоящего раздела, следует применять коэффициенты, приведенные в приложении к настоящему сборнику.
6. Для жилых и общественных зданий дополнительные затраты при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время следует принимать по нормам табл.4 п.11. независимо от вида строительства в целом.
7. Нормы дополнительных затрат, приведенные в табл.4 п.п. 1.28. (Склады и хранилища), 1.29.(Элеваторы из сборного железобетона), 1.30. (Элеваторы из монолитного железобетона), 2.(Предприятия энергетического строительства), 3.(Строительство дорог), 8.(Строительство зданий и сооружений связи), 13.(Строительство наружных трубопроводов) и 14.4. (Посадка и пересадка деревьев), применяют в тех случаях, когда эти работы предусмотрены самостоятельной проектно-сметной документацией.
В остальных случаях для указанных работ необходимо применять нормы табл.4 по соответствующим видам промышленного, жилищно-гражданского, сельскохозяйственного, водохозяйственного и прочих видов строительства.
8. При применении норм настоящего раздела для определения дополнительных затрат в местностях, расположенных южнее I температурной зоны, сумма дополнительных затрат, исчисленная в порядке, предусмотренном п.7 технической части общих положений, умножается на коэффициент 4,3, определяющий отношение длительности года в днях к продолжительности зимнего периода в I температурной зоне.
9. Для видов строительства, не предусмотренных в табл.4, допускается применение норм дополнительных затрат для аналогичных видов строительства.
Также допускается использование соответствующих норм раздела II с применением коэффициентов, учитывающими удельный вес продолжительности зимнего периода в году (см. табл.3).
10. В сводных сметных расчетах стоимости строительства промышленных узлов дополнительные затраты, связанные с производством строительно-монтажных работ в зимнее время, определяются по соответствующим нормам табл.4, установленным по отраслям промышленности, исходя из стоимости строительно-монтажных работ по каждому строящемуся предприятию в промышленном узле.
Отрасли промышленности определяются по «Общероссийскому классификатору отраслей народного хозяйства» (ОКОНХ).
Дополнительные затраты, связанные с производством строительно-монтажных работ в зимнее время, при строительстве общих для группы предприятий промышленного узла объектов вспомогательных производств и хозяйств, подъездных автомобильных и железных дорог, сетей энергоснабжения, водоснабжения, канализации и других определяются для каждого такого объекта по соответствующим нормам табл.4.
11. Сметные нормы дополнительных затрат на строительство объектов шахтной поверхности рудников цветной и черной металлургии следует определять по норме, установленной для предприятий угольной промышленности.
12. Нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время, связанных с возведением жилых и общественных зданий, объектов коммунального хозяйства из монолитного железобетона, определяются в соответствии с указаниями п.9 технической части раздела I настоящего сборника.
13. Сметные нормы дополнительных затрат в зимнее время на строительство жилых зданий, приведенные в табл. 4, п.п. 11.1.-11.3. (Жилые здания крупнопанельные, объемно-блочные, кирпичные и деревянные), установлены для жилых зданий, в проектах которых не учитываются наружные инженерные сети, внутриквартальная планировка и проезды, благоустройство, озеленение и т.п.
Сметные нормы дополнительных затрат в зимнее время на строительство жилых зданий, в проектах которых учтены наружные инженерные сети, внутриквартальная планировка и проезды, благоустройство, озеленение и т.п., определяются по соответствующим нормам табл. 4 (п.п. 11.1.-11.3.) с использованием коэффициентов, учитывающих тип здания, а именно:
крупнопанельные, объемно-блочные и деревянные
кирпичные и из блоков
14. При необходимости могут разрабатываться сметные нормы дополнительных затрат в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Госстроем России, и вводимыми в действие после их экспертизы и регистрации Госстроем России или уполномоченным им органом.
Источник: www.rmnt.ru
Сметные нормы дополнительных затрат по видам строительства
× Deprecated function: Array and string offset access syntax with curly braces is deprecated in include_once() (line 20 of /var/www/cl263669/data/www/abk-63.ru/includes/file.phar.inc).
Для определения сметной стоимости объектов строительства в настоящее время используется сметно-нормативная база ценообразования, в основном сформированная и принятая в 2001 году. Обновленная классификация сметных нормативов появилась в 2015 году.
Основным документом, содержащим описание системы сметного нормирования, является Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ (МДС 81-35.2004).
Изучение системы ценообразования в строительстве опирается на понятие «сметные нормативы». «Сметные нормативы — это обобщенное название комплекса сметных норм, расценок и цен, объединенных в отдельные сборники» (п. 2.1.2 МДС 81-35.2004). Сметные нормативы служат основной для определения сметной стоимости строительства.
Сметные нормативы подразделяются на следующие виды:
государственные сметные нормативы — ГСН;
отраслевые сметные нормативы — ОСН;
территориальные сметные нормативы — ТСН;
фирменные сметные нормативы — ФСН;
индивидуальные сметные нормативы — ИСН.
Государственные, производственно-отраслевые, территориальные, фирменные и индивидуальные сметные нормативы образуют систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
К государственным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав 8 группы подгрупп 81, 82 и 83 «Документы по экономике».
К отраслевым сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли.
К территориальным сметным нормативам относятся сметные нормативы, введенные для строительства, осуществляемого на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Территориальные сметные нормативы предназначены для организаций, осуществляющих строительство или капитальный ремонт на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, независимо от их ведомственной подчиненности и источников финансирования выполняемых работ.
К фирменным сметным нормативам или собственной нормативной базе пользователя относятся сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности конкретной организации — производителя работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах государственного, отраслевого или территориального уровня с учетом особенностей и специализации подрядной организации.
В случае отсутствия в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проекте технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиком (инвестором) в составе проекта (рабочего проекта). Индивидуальные сметные нормы и расценки разрабатываются с учетом конкретных условий производства работ со всеми усложняющими факторами.
Применение фирменных и индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого производится с привлечением средств федерального бюджета, рекомендуется после их согласования с соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области строительства.
При применении индивидуальных сметных норм и расценок начисление на них повышающих коэффициентов, приведенных в приложении № 1, не производится.
Сметные нормативы подразделяются на элементные и укрупненные.
К элементным сметным нормативам относятся государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и индивидуальные элементные сметные нормы, а также нормы по видам работ.
К укрупненным сметным нормативам относятся:
сметные нормативы, выраженные в процентах, в том числе:
нормативы накладных расходов;
нормативы сметной прибыли;
сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время;
сметные нормы затрат на строительство временных зданий и сооружений;
индексы изменения стоимости строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ, устанавливаемые к базовому уровню цен;
укрупненные сметные нормативы и показатели, в том числе:
укрупненные показатели базисной стоимости строительства (УПБС);
укрупненные показатели базисной стоимости по видам работ (УПБС ВР);
сборники показателей стоимости на виды работ (сборники ПВР);
укрупненные ресурсные нормативы (УРН) и укрупненные показатели ресурсов (УПР) по отдельным видам строительства;
укрупненные показатели сметной стоимости (УПСС);
прейскуранты на потребительскую единицу строительной продукции (ППЕ);
прейскуранты на строительство зданий и сооружений;
сметные нормы затрат на оборудование и инвентарь общественных и административных зданий (НИАЗ);
сметные нормы затрат на инструмент и инвентарь производственных зданий (НИПЗ);
показатели по объектам аналогам;
и другие нормативы.
С целью достижения повышения точности сметных расчетов при составлении сметной документации на основе укрупненных сметных нормативов возможно применение поправок, учитывающих:
изменения технического уровня и социального прогресса за период от времени окончания строительства объекта-аналога до времени проектирования и строительства нового объекта;
нестандартные инженерно-геологические условия, влияющие на проектные решения по основаниям и фундаментам зданий сооружений;
региональные колебания цен на материально-технические ресурсы;
различия в архитектурно-планировочных и конструктивных решениях;
Структуру системы сметного нормирования определена приказом Минстроя России №413/пр от 8 июня 2015 г. приложением которого является Классификация сметных нормативов.
Классификация сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников
Форма отражения затрат производственных ресурсов
Обобщенный классификатор норматива
Раздел I. Государственные сметные нормативы
1.1. Элементные сметные нормативы
Государственные элементные сметные нормы на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы
База для разработки стоимостных сметных нормативов и стоимостных сметных показателей при использовании ресурсного метода
Нормативы приводятся в натуральных показателях
ГЭСН 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Федеральные сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции
Предназначены для формирования федеральных единичных расценок, учета в сметной документации
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ФССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Федеральные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств
Предназначены для формирования федеральных единичных расценок, учета в сметной документации
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ФСЭМ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Федеральные сметные цены на оборудование
Предназначены для учета в сметной документации
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ФССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Федеральные сметные цены на перевозки грузов для строительства
Сборник сметных цен на перевозки грузов для строительства предназначен для оценки в сметах затрат на перевозки грузов, а также для разработки сметных цен на строительные материалы
Нормативы приводятся в натуральных и в стоимостных показателях
ФССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Федеральные единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы
Предназначены для определения прямых затрат в локальных сметах при подготовке сметной документации и для разработки укрупненных сметных нормативов
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ФЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Справочники базовых цен на инженерные изыскания в строительстве
Предназначены для определения стоимости инженерных изысканий при проектировании объектов капитального строительства
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
СБЦИ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Справочники базовых цен на обмерные работы, обследование зданий и сооружений
Предназначены для определения стоимости работ по обмерным работам и обследованию зданий и сооружений
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
СБЦО 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Предназначены для определения стоимости проектирования объектов капитального строительства
Нормативы приводятся в процентных и стоимостных показателях
СБЦП 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
1.2. Укрупненные сметные нормативы
Укрупненные нормативы цены строительства
Предназначены для планирования затрат на проектирование, строительство объектов капитального строительства
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
НДС 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Укрупненные нормативы цены конструктивных решений
Предназначены для определения сметной стоимости конструктивных решений объектов капитального строительства
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
НЦКР 81-ТН-НЧ-ГГГТ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
1.3. Методические документы в строительстве
Методические документы, регламентирующие процедуру разработки государственных сметных нормативов в строительстве
Предназначены для определения порядка разработки государственных сметных нормативов в строительстве
Содержат текстовую (описательную) часть, примеры расчетов, формы таблиц
МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НМ — номер методики, ГГГГ — год издания
Методические документы, регламентирующие процедуру применения государственных сметных нормативов в строительстве
Предназначены для определения порядка применения государственных сметных нормативов в строительстве
Содержат текстовую (описательную) часть, примеры расчетов, формы таблиц
МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НМ — номер методики, ГГГГ — год издания
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве
Предназначены для определения накладных расходов в локальных сметах (расчетах) при подготовке сметной документации
Нормативы приводятся в процентах
МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НМ — номер методики, ГГГГ — год издания
Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве
Предназначены для определения сметной прибыли в локальных сметах (расчетах) при подготовке проектной документации
Нормативы приводятся в процентах
МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НМ — номер методики, ГГГГ — год издания
Сметные нормы на временные здания и сооружения
Предназначены для определения затрат на строительство временных зданий и сооружений в сводном сметном расчете
Нормативы приводятся в процентах
МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НМ — номер методики, ГГГГ — год издания
Сметные нормы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время
Предназначены для определения дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время в сводном сметном расчете
Нормативы приводятся в процентах
МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НМ — номер методики, ГГГГ — год издания
Сметные нормативы для учета прочих работ и затрат в составе сводного сметного расчета
Предназначены для определения затрат на прочие работы и затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства
Нормативы приводятся в процентах или стоимостных показателях
МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НМ — номер методики, ГГГГ — год базисного уровня цен
Методические рекомендации по заполнению форм сметной документации
Предназначены для установления порядка заполнения форм сметной документации
Нормативы приводятся в графической, текстовой и табличной формах
МДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НМ — номер методики, ГГГГ — год базисного уровня цен
Раздел 2. Отраслевые сметные нормативы (сметные нормативы по отраслям и видам строительства)
2.1. Отраслевые элементные сметные нормативы
Отраслевые сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции
Предназначены для формирования отраслевых единичных расценок, учета в сметной документации
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ОССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Отраслевые сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств
Предназначены для формирования отраслевых единичных расценок, учета в сметной документации
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ОСЭМ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Отраслевые сметные цены на оборудование
Предназначены для учета в сметной документации
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ОССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Отраслевые единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы
Предназначены для определения прямых затрат в локальных сметах при подготовке сметной документации и для разработки укрупненных сметных нормативов
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ОЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Отраслевые элементные сметные нормы на строительные и специальные строительные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы
База для разработки отраслевых единичных расценок и для использования при применении ресурсного метода
Нормативы приводятся в натуральных показателях
ОЭСН 81 -ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
2.2. Отраслевые укрупненные сметные нормативы
Укрупненные нормативы цены строительства
Предназначены для планирования затрат на проектирование, строительство объектов капитального строительства
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ОНЦС 80-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Укрупненные нормативы цены конструктивных решений
Предназначены для определения сметной стоимости конструктивных решений объектов капитального строительства
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ОНЦКР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
2.3. Отраслевые методические документы в строительстве
Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве
Предназначены для определения накладных расходов в локальных сметах (расчетах) при подготовке сметной документации
Нормативы приводятся в процентах
ОМДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НМ — номер методики, ГГГГ — год издания
Сметные нормативы для учета прочих работ и затрат в составе сводного сметного расчета
Предназначены для определения затрат на прочие работы и затраты, включаемые в сводный сметный расчет стоимости строительства
Нормативы приводятся в процентах или стоимостных показателях
ОМДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НМ — номер методики, ГГГГ — год базисного уровня цен
Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве
Предназначены для определения сметной прибыли в локальных сметах (расчетах) при подготовке проектной документации
Нормативы приводятся в процентах
ОМДС 81-ТН-НМ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НМ — номер методики, ГГГГ — год издания
Раздел 3. Территориальные сметные нормативы
3.1. Территориальные элементные сметные нормативы
Территориальные сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции
Предназначены для формирования территориальных единичных расценок, учета в сметной документации
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ТССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен, КС — код субъекта
Территориальные сметные расценки на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств
Предназначены для формирования территориальных единичных расценок, учета в сметной документации
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ТСЭМ 8-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен, КС — код субъекта
Территориальные сметные цены на оборудование
Предназначены для учета в сметной документации
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ТССЦ 81 -ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен, КС — код субъекта
Территориальные сметные цены на перевозки грузов для строительства
Предназначены дня оценки в сметах затрат на перевозки грузов, а также для разработки сметных цен на строительные материалы
Нормативы приводятся в натуральных и в стоимостных показателях
ТССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен, КС — код субъекта
Территориальные единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пуско-наладочные работы
Предназначены для определения прямых затрат в локальных сметах при подготовке сметной документации и для разработки укрупненных сметных нормативов
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ТЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ-КС, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен, КС — код субъекта
3.2. Территориальные укрупненные сметные нормативы
Укрупненные нормативы цены строительства
Предназначены для планирования затрат на проектирование, строительство объектов капитального строительства
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ТНЦС 80-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Укрупненные нормативы цены конструктивных решений
Предназначены для определения сметной стоимости конструктивных решений объектов капитального строительства
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ТНЦКР 81-ТН-НЧ-ГГГГ,где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Раздел 4. Индивидуальные сметные нормативы
4.1. Индивидуальные элементные сметные нормативы
Индивидуальные элементные сметные нормы на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно- реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования, на пусконаладочные работы
База для разработки индивидуальных единичных расценок и для использования при применении ресурсного метода
Нормативы приводятся в натуральных показателях
ИЭСН 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Индивидуальные единичные расценки на строительные и специальные работы, на ремонтно-строительные работы, на ремонтно-реставрационные работы, на монтаж оборудования, на капитальный ремонт оборудования на пусконаладочные работы
Предназначены для определения прямых затрат в локальных сметах и в объектных сметах при подготовке проектной документации и для калькуляции укрупненных сметных нормативов
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ИЕР 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
Индивидуальные сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции
Предназначены для формирования индивидуальных единичных расценок, учета в сметной документации
Нормативы приводятся в стоимостных показателях
ИССЦ 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год базисного уровня цен
4.2. Индивидуальные методические документы в строительстве
Индивидуальные сметные нормативы для учета отдельных видов работ и затрат
Предназначены для учета отдельных видов работ и затрат, предусматриваемых в сметной документации
Нормативы приводятся в процентах или стоимостных показателях
ИМДС 81-ТН-НЧ-ГГГГ, где ТН — код типа норматива, НЧ — номер части, ГГГГ — год издания
Раздел 5. Индексы изменения сметной стоимости строительства
Прогнозные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индексы изменения сметной стоимости оборудования
Предназначены для формирования начальной (максимальной) цены закупок при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета
Индексы выражаются в безразмерных величинах с двумя значащими цифрами после запятой
Индивидуальные индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости пусконаладочных работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости проектных и изыскательских работ, индивидуальные индексы изменения сметной стоимости прочих работ и затрат, а также индивидуальные индексы изменения сметной стоимости оборудования
Предназначены для формирования начальной (максимальной) цены закупок при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере для объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета.
Индексы выражаются в безразмерных величинах с двумя значащими цифрами после запятой
Раздел 6. Информационные и разъяснительные документы
Информационные и разъяснительные письма по вопросам ценообразования в строительстве
Предназначены для учета при разработке сметной документации, при подготовке конкурсной документации, общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере дня объектов капитального строительства, для разъяснения применения сметных нормативов, а также положений методических документов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов
Информация о всех этих нормативах включается в Федеральный реестр сметных нормативов, публикуемый на сайте Минстроя РФ.
Элементные сметные нормативы состоят из государственных и индивидуальных элементных сметных норм, расценок и цен (в том числе по видам работ). Элементные сметные нормы делятся по источнику происхождения на государственные, отраслевые, территориальные и индивидуальные. Структура элементных сметных норм состоит из 4 разделов:
1. Затраты труда рабочих-строителей (в человеко-часах) с указанием требований к уровню квалификации (средний разряд рабочих).
2. Затраты труда машинистов (в человеко-часах).
3. Время эксплуатации машин и механизмов (в машино-часах).
4. Перечень и нормы расхода материалов (в физических единицах, установленных соответствующей таблицей ГЭСН).
Государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) предназначены для определения потребности в материально- технических (норма расходования материалов и нормативная продолжительность эксплуатации машин) и трудовых ресурсах (затраты труда), необходимых для выполнения строительно-монтажных, ремонтно-строительных, монтажных и пусконаладочных работ, а также для выполнения работ при реконструкции предприятий. ГЭСН не содержат значений стоимости, а измеряются в натуральных показателях.
Государственные элементные сметные нормы ГЭСН-2001 входят в состав межотраслевой системы документов в строительстве. В состав государственных элементных сметных норм входят:
- сборники государственных элементных сметных норм на строительные и специальные строительные работы (ГЭСН);
- сборники государственных элементных сметных норм на ремонтно-строительные работы (ГЭСНр);
- сборники государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования (ГЭСНм);
- сборники Государственных элементных сметных норм на пусконаладочные работы (ГЭСНп);
- сборники Государственных элементных сметных норм на капитальный ремонт оборудования (ГЭСНмр).
Для превращения элементного сметного норматива в стоимостной показатель (единичную расценку) используется система нормативных цен. Нормативные цены устанавливаются на строительные материалы, конструкции и изделия, стоимость трудовых ресурсов (норма оплаты труда) в зависимости от специальности и уровня квалификации, а также стоимость эксплуатации строительных машин с выделением расходов на оплату труда машинистов.
Порядок вычисления единичной расценки (прямых затрат) в строительстве приводился ранее в разделе 1.1 Самоучителя. Сумма расходов на материалы, оплату труда рабочих-строителей и эксплуатацию машин называется прямыми затратами или единичной расценкой на выполнение строительно-монтажных работ. Значения единичных расценок объединяется в сборники федерального (ФЕР) или регионального (ТЕР) уровней.
Необходимо обратить внимание на несколько иное построение сметных нормативов, используемых при вычислении стоимости проектных работ (в том числе стоимости разработки сметной документации). В отличие от элементных сметных нормативов и единичных расценок на выполнение строительных работ, сметная стоимость проектирования определяется на основании нормативов, установленных в зависимости от технических характеристик объектов строительства или по укрупненным сметным нормативам (процент от сметной стоимости строительства зданий или сооружений).
Значения укрупненного сметного норматива и технических характеристик объектов строительства для которых приводятся элементные сметные нормативы, объединены в систему Справочников базовых цен на проектные работы для строительства (СБЦП). Особенность сметных нормативов для определения стоимости проектных работ состоит в следующем:
— нормативное значение цены не требует прибавления значений накладных расходов, сметной прибыли, прочих и непредвиденных затраты;
- отсутствуют нормы расходов и цена на используемые материалы, машины и оплату труда проектировщиков;
- приводятся нормы на разработку отдельно проектной и рабочей документации для строительства;
- приводится распределение сметной стоимости по видам проектных работ в соответствии с нормативами соответствующих справочников.
Структура справочников базовых цен на проектные работы для строительства соответствует структуре системы сметного нормирования в строительстве. Справочники, вошедшие в раздел 1 представляют собой структуру промышленного строительства. Структура раздела 1 может приниматься за основу при формировании или уточнении структуры промышленного строительства.
Государственные элементные сметные нормативы имеют важное значение при разработке организационно-технологической документации для строительства. К наиболее значимым представителям организационно-технологической документации принято относить проект организации строительства (ПОС) и проект производства работ (ППР). Не останавливаясь на деталях разработки указанных документов, в настоящем разделе приводятся некоторые части, проектирование которых невозможно выполнить без использования сборников ГЭСН.
В соответствии с требованиями норм, регламентирующих разработку ППР, элементные сметные нормативы используются для решения следующих задач:
Источник: abk-63.ru