Соглашение о строительстве инженерных сетей

Заключая договор ресурсоснабжения МКД, управляющие организации, ТСЖ, ЖСК не всегда уделяют должное внимание вопросу согласования границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности подводящих к дому инженерных сетей. Они просто подписывают соответствующий акт разграничения в редакции, предлагаемой РСО. В результате этого упущения впоследствии они вынуждены нести затраты по содержанию и ремонту внешних коммуникаций (например, это гидравлические испытания участков теплотрасс, прочистка канализационных засоров, ремонт трубопроводов), а также нередко сталкиваются с настойчивыми требованиями РСО о компенсации теплопотерь (электропотерь), возникающих на внешних отрезках инженерных сетей. Какие нормы действующего законодательства необходимо учитывать при согласовании границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности и как управляющему соблюсти свои интересы?

Нормы права

Договор на поставку коммунального ресурса в МКД в силу п. 1 ст. 426 ГК РФ обладает признаками публичного договора, условия которого, в том числе условия по определению границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, на основании п. 4 ст. 426 и п. 1 ст. 422 ГК РФ должны соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), регулирующим данные правоотношения.

Тема: Проектирование объекта на участке с инженерными сетями


В соответствии с п. 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения :
— граница балансовой принадлежности — линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения, на ином законном основании;
— граница эксплуатационной ответственности — линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.
———————————
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644.

Ранее схожие понятия были приведены в Правилах пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ .
———————————
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167.

Согласно п. п. 31, 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения к договору холодного водоснабжения, договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе по водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе по водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента. В случае если подача воды абоненту осуществляется по бесхозяйным сетям, переданным в эксплуатацию организации водопроводно-канализационного хозяйства, граница эксплуатационной ответственности последней устанавливается по границе бесхозяйных сетей, переданных в ее эксплуатацию.

Договор о строительстве дома — на что обратить внимание?


В соответствии с п. 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения :
— граница балансовой принадлежности — линия раздела элементов систем теплоснабжения по признаку собственности или иному законному основанию;
— граница эксплуатационной ответственности — линия раздела элементов системы теплоснабжения по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации тех или иных элементов систем теплоснабжения, устанавливаемая соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.
———————————
Утверждена Приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285.

Аналогичные положения содержатся в п. 14 Организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации МДС 41-3.2000 : при отсутствии соглашения границей эксплуатационной ответственности признается граница балансовой принадлежности .
———————————
Утверждены Приказом Госстроя России от 21.04.2000 N 92.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.01.2014 N А73-10137/2013.

Границы балансовой принадлежности

При определении границ балансовой принадлежности необходимо руководствоваться нормами ЖК РФ и Правилами содержания общего имущества .
———————————
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491.

В силу п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в МКД принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в МКД, в том числе:
— земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома и расположенные на указанном земельном участке объекты;
— помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, например межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в этом доме оборудование (технические подвалы);
— механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Правилами содержания общего имущества конкретизирован состав общего имущества в МКД. Согласно п. п. 5, 6, 7 Правил в него входят:
— внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также из механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях;
— внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также из другого оборудования, расположенного в этой системе;
— внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета (далее — ОПУ) тепловой энергии, а также из другого оборудования, расположенного на этих сетях;
— внутридомовая система электроснабжения, которая состоит из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, ОПУ электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов МКД, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также из другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно абз. 2 п. 2 новых Правил предоставления коммунальных услуг внутридомовые инженерные системы (далее — ВИС), являющиеся общим имуществом собственников помещений в МКД, — это инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальных услуг по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
———————————
Утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

На основании абз. 3 п. 2 новых Правил предоставления коммунальных услуг ВИС в жилом доме включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Очевидны различия: ВИС МКД не включают инженерные сети, расположенные в границах земельного участка, на котором он расположен, в то время как ВИС жилого дома (домовладения) — включают.
Пункт 8 Правил содержания общего имущества предусматривает, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены МКД.
Исходя из системного толкования п. п. 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества тепловые, водопроводные, канализационные сети, обеспечивающие не только внутридомовую систему отопления (водоснабжения, водоотведения), но и систему за ее пределами, не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в МКД .
———————————
Постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2013 N А52-1836/2013, от 12.02.2013 N А05-8688/2012, ФАС УО от 13.06.2013 N Ф09-3558/13, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013 N А57-19897/12, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2013 N 17АП-1804/2013-ГК, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2013 N А33-8615/2012, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 N А68-4905/2012.

В отношении транзитных сетей отметим, что внешняя граница стены МКД не может являться границей таких сетей, поскольку в силу п. 8 Правил содержания общего имущества она является границей только тех сетей, которые входят в состав общего имущества в МКД. Очевидно, что сети, обслуживающие более одного дома и проходящие транзитом по подвалу МКД, не могут быть отнесены к общему имуществу собственников (Постановления ФАС ПО от 22.04.2013 N А65-19356/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2013 N А65-21090/2012).

Ключевой вывод. Граница балансовой принадлежности инженерных сетей предопределена признаком собственности или иным законным основанием для владения сетями . В МКД границей балансовой принадлежности является внешняя граница стены дома, изменить ее можно только законодательно.
———————————
Определение ВАС РФ от 21.11.2013 N ВАС-15836/13.

Границы эксплуатационной ответственности

В зеркальной ситуации, когда ОПУ оборудован на внешних сетях, за пределами МКД, также нет оснований для определения границы эксплуатационной ответственности по месту соединения прибора с соответствующей инженерной сетью, ведь в п. 8 Правил содержания общего имущества сказано: . с сетью, входящей в МКД. Кроме того, как отмечено в Постановлении ФАС ВСО от 10.12.2013 N А33-2842/2013, ОПУ подлежит установке на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД. Приборы учета, расположенные на внешних сетях (в тепловой камере колодца, в трансформаторной подстанции, в теплопункте), к общему имуществу собственников помещений не относятся. Поэтому в рассматриваемой ситуации граница эксплуатационной ответственности определяется так же, как и в предыдущем случае, — по внешней границе стены МКД.
Заметим, что РСО, пытаясь переложить на абонента затраты по содержанию внешних инженерных сетей, порой предлагает весьма изобретательные решения — например, заключение договора аренды наружных сетей (в роли арендатора выступает ТСЖ). Оплата ТСЖ затрат по содержанию сетей, ему не принадлежащих, не находящихся в зоне его балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, сверх установленных тарифов на коммунальный ресурс противоречит действующему законодательству (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2013 N 17АП-4317/2013-АК). Суд указал, что РСО не вправе требовать от ТСЖ внесения арендной платы за пользование тепловой трассой, а также самостоятельно определять стоимость услуг по транспортировке тепловой энергии. Арбитры пришли к выводу, что договор аренды в отношении тепловой сети является ничтожной сделкой, поскольку не соответствует требованиям Закона о теплоснабжении .
———————————
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ.

В процессе согласования границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности в соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества УК (ТСЖ, ЖСК) сталкиваются с определенным противодействием РСО и рядом приводимых ею контраргументов, которым мы уделим некоторое внимание.

Аргументы и факты

Бесхозяйные сети. В первую очередь остановимся на доводе о том, что наружные сети (например, от границы дома до колодца тепловой камеры) не передавались РСО в обслуживание ОМСУ, не передавались РСО на правах аренды, не числятся в хозяйственном ведении. Здесь необходимо исходить из следующего: нахождение спорного участка сетей не в собственности обеих сторон спора не накладывает обязательств по его эксплуатации на абонента. Напротив, как отмечено в Определении ВАС РФ от 13.02.2014 N ВАС-562/14, законодательство (в данном случае — о водоснабжении) предоставляет организации водопроводно-канализационного хозяйства возможность урегулировать правоотношения по транспортировке воды и (или) сточных вод с владельцем сетей или использовать их как бесхозяйные (п. 5 ст. 8 Закона о водоснабжении и водоотведении ).
———————————
Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ.

Читайте также:  Списаны затраты на строительство

Затраты на обслуживание сетей не включены в тариф РСО. Данное обстоятельство, по мнению судей, не может служить основанием для возложения обязанностей по содержанию спорных участков сетей на ТСЖ (ЖСК, УК) (Постановление ФАС УО от 02.09.2013 N Ф09-8700/13). Кроме того, РСО имеет возможность обратиться к регулятору с тем, чтобы экономически обоснованные расходы расчетного периода, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов, были учтены в полном объеме в периоде, следующем за периодом документального подтверждения указанных расходов (Постановление ФАС СКО от 07.06.2013 N А53-20255/2012).
———————————
Пункт 13 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 N 1075.

ВИС в границах земельного участка. Нередко суды принимают во внимание п. 2 Правил содержания общего имущества, в котором сказано, что в состав общего имущества включаются в том числе объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства МКД, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен дом. Они делают вывод, что принципиально важно выяснить место расположения спорных сетей — на землях общего пользования или в границах земельного участка, отведенного для МКД .
———————————
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.05.2013 N А66-5117/2012.

Ключевой вывод. Распространенная ошибка управляющих при обращении в ОМСУ с целью признания муниципальной собственностью внешних инженерных сетей — называть себя балансодержателем, указывать, что сети числятся на балансе ТСЖ (ЖСК) с момента передачи их застройщиком, просить принять эти сети у ТСЖ (ЖСК). Правильно — обратиться с запросом о проведении технической инвентаризации и постановке на учет бесхозяйного имущества.

Между тем есть и такие прецеденты, когда наружные сети признаются общим имуществом собственников помещений в МКД на том основании, что стоимость спорных сетей включалась застройщиком в сметы строительства МКД и, соответственно, в стоимость квартир и оплачена дольщиками. Такую аргументацию приводит, например, Арбитражный суд Вологодской области в Решении от 24.01.2014 N А13-5922/2013. В итоге он делает вывод: тепловые сети от тепловой камеры колодца до стены дома относятся к общему имуществу собственников квартир и, как следствие, к балансовой и эксплуатационной ответственности ТСЖ.

Инженерные сети, входящие в состав общего имущества собственников помещений, ограничиваются внешней стеной МКД. Граница эксплуатационной ответственности сетей может быть установлена соглашением между собственниками помещений и РСО (исполнителем коммунальных услуг).

При отсутствии соглашения и наличии ОПУ граница эксплуатационной ответственности — это место соединения прибора учета и инженерной сети, входящей в дом. В тех случаях, когда узел учета не оборудован на внешней стене МКД, а смещен в ту или иную сторону, граница эксплуатационной ответственности определяется по границе балансовой принадлежности (по внешней стене МКД). Таким же образом определяется граница ответственности при отсутствии соглашения и отсутствии ОПУ. В отдельных судебных актах встречается мнение о том, что граница эксплуатационной ответственности может быть изменена условиями договора ресурсоснабжения между управляющим и РСО (с приложениями к нему в виде актов разграничения ответственности), однако слабость этой позиции — фактическая подмена соглашения собственников с РСО (исполнителем коммунальных услуг), о котором идет речь в п. 8 Правил содержания общего имущества, договором ресурсоснабжения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Источник: lexandbusiness.ru

Передача инженерных сетей на городской баланс

Нередко при строительстве многоквартирного дома застройщику приходится заниматься и прокладкой инженерных сетей. Как учитывать такие объекты? Каков порядок передачи сетей муниципальным властям? Практическую ситуацию комментирует Александр Юрьевич Дементьев, генеральный директор ООО «Аудит-Эскорт».

Строительство ведется с обременениями

Рассмотрим следующую ситуацию. Организация (заказчик-застройщик) построила дом на средства дольщиков. В стоимость 1 кв. м входит и стоимость тепло- и электросетей. Организация должна эти сети передать городу на баланс. Все затраты (в том числе по сетям) включены в себестоимость дома. Как их учитывать – отдельным объектом?

И как отразить передачу в бухгалтерском и налоговом учете?

Использование средств дольщиков

Согласно статье 18 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ, средства дольщиков можно направить на строительство систем инженерного обеспечения только в том случае, если это предусмотрено соответствующей проектной документацией для подключения дома к действующим сетям.

Кроме того, за счет средств дольщиков могут возмещаться затраты в связи с заключением на основании законодательства о градостроительной деятельности договора о развитии застроенной территории и исполнением обязательств по этому договору (за исключением расходов на строительство и (или) реконструкцию объектов социальной инфраструктуры). Это возможно, если строительство (создание) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется на земельных участках, предоставленных застройщику в силу указанного договора и находящихся в границах такой застроенной территории.

Во всех остальных случаях включение затрат на строительство сетей в стоимость строительства дома является неправомерным.

Учет объектов

Допустим, что в рассматриваемом случае стоимость сетей обоснованно может быть включена в стоимость строительства дома.

Поскольку речь идет об обособленных капитальных объектах, учет затрат на их строительство должен вестись отдельно от учета затрат на сооружение жилого дома. Значит, на счете 08 будут отражены расходы на строительство таких объектов, которые сформируют их окончательную стоимость.

Правовые основания для передачи данных объектов на баланс городу должны определяться из условий заключенных инвестконтрактов.

Передача инженерных сетей возможна на безвозмездной основе (городские власти никак не финансируют расходы в связи с их строительством) либо в счет встречного предоставления (администрацией выполняются определенные обязательства, за что она и получает эти объекты).

Безвозмездная передача

В этом случае обязанность передать городу данные объекты должна быть зафиксирована и в договорах участия в долевом строительстве.

Дело в том, что объекты сооружались за счет средств дольщиков, следовательно, именно они, как инвесторы, вправе определять судьбу результата строительства за счет средств, которые они передали. Для застройщика такая формальность лишней не будет.

В бухгалтерском учете стоимость передаваемых сетей относится с кредита счета 08 (субсчет «Затраты по строительству сетей») в дебет 08 (субсчет «Затраты по строительству жилого дома»). Суммы НДС, предъявленные поставщиками и подрядчиками при строительстве сетей, к вычету не принимаются и также относятся на стоимость строительства дома.

Для целей обложения НДС последствий такой передачи, по мнению автора, не возникает. Ведь в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ налогом облагается безвозмездная передача права собственности на товары (работы, услуги). Застройщик не являлся собственником передаваемых объектов, поэтому оснований для начисления налога нет. Не отражается такая передача и в налоговом учете для целей обложения налогом на прибыль.

Встречное предоставление города

Характер безвозмездности передаваемых объектов здесь явно не очевиден. Но и встречное предоставление города никак не отражается в учете застройщика, поскольку никакими документами исполненные городом обязательства не фиксируются.

Бухгалтерский и налоговый учет такой же, как и в первом случае.

Затраты учтены необоснованно

Если же стоимость строительства сетей отнесена в стоимость строительства дома необоснованно, то такие затраты застройщик должен списать за счет собственных источников. Варианта два.

1. Данные расходы списываются в дебет счета 20 (в себестоимость услуг застройщика) и учитываются для целей обложения налогом на прибыль как расходы, экономически обоснованные и связанные с деятельностью, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ). Такое решение может быть принято после анализа условий заключенных контрактов, когда у организации есть уверенность, что она сможет его обосновать.

2. Если у организации нет аргументов в пользу экономической обоснованности данных расходов и невозможно доказать их связь с деятельностью, направленной на получение дохода, то тогда расходы списываются застройщиком в дебет счета 91 без учета для целей налогообложения прибыли.

Важно запомнить

Возможность правомерного возложения на застройщиков обязанности по сооружению инженерных сетей с целью их последующей безвозмездной передачи в государственную (муниципальную) собственность ограничена. Она законодательно закреплена только в рамках правоотношений, устанавливаемых между органами местной власти и застройщиками по вопросу развития застроенных территорий и только в рамках соответствующего договора, заключаемого согласно статье 46.2 Градостроительного кодекса РФ (письмо Минфина России от 16 ноября 2009 г. № 03-03-06/1/758).

Источник: www.audit-it.ru

Вычет НДС при строительстве объектов инфраструктуры

Организация занимается строительством жилого коттеджного поселка, при этом в результате строительства организация наряду с коттеджами стоит административные здания и объекты инфраструктуры. С органами местного самоуправления заключено соглашение о передаче в будущем объектов инфраструктуры на безвозмездной основе в адрес этих органов. Кроме того, часть объектов инфраструктуры, возможно, останется в собственности организации.

Вправе ли в такой ситуации организация принять НДС, относящийся к объектам инфраструктуры, к вычету в какой момент и при каких условиях?

О чем говорят нормы налогового законодательства?

В соответствии с пп.1 п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются следующие операции по реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

При этом не признается объектом налогообложения по НДС передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) (пп.2 п.2 ст.146 НК РФ).

На основании пп.22 п.3 ст.149 НК РФ реализация жилых домов, жилых помещений, а также долей в них не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ.

Согласно п.1 ст.171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного НДС на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Право на применение вычета по НДС возникает при соблюдении следующих условий (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ):

1. Товары (работы, услуги), имущественные права приобретены для операций, облагаемых НДС,

2. Товары (работы, услуги), имущественные права оприходованы (приняты к учету),

3. Имеются надлежаще оформленный счет-фактура поставщика (подрядчика) и соответствующие первичные документы.

Пунктом 4 ст.170 НК РФ определено, что суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции:

  • учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в соответствии с п.2 ст.170 НК РФ — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость;
  • принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость;
  • принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), — по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных п.4.1 ст.170 НК РФ.
Читайте также:  Реестр документов в области инженерных изысканий проектирования строительства и сноса это

Что показывает практика?

В рассматриваемой ситуации организация занимается строительством жилого коттеджного поселка, а также строит административные здания, то есть у нее есть необлагаемые и облагаемые НДС операции. Кроме того, она строит объекты инфраструктуры. С органами местного самоуправления заключено соглашение о передаче в будущем объектов инфраструктуры на безвозмездной основе в адрес этих органов.

Как показывает практика, в подобных ситуациях налоговые органы отказывают налогоплательщикам в принятии вычета по НДС по товарам (работам, услугам), связанным со строительством инженерных сетей.

Основанием для отказа служат нормы пп.2 п.2 ст.146 и пп.22 п.3 ст.149 НК РФ:

— инженерные сети (либо их часть) являются составной частью жилых домов, поэтому используются в деятельности, освобожденной от налогообложения НДС (пп.22 п.3 ст.149 НК РФ),

— наличие заключенного между организацией и органами местного самоуправления соглашения, содержащего положения о возможности (обязанности) налогоплательщика безвозмездно передать в адрес указанных органов объекты инфраструктуры после завершения их строительства.

Официальной позиции по данному вопросу нет.

Суды в подобных ситуациях встают на сторону налогоплательщиков.

По мнению судов, объекты инфраструктуры не являются частью жилых домов и вместе не реализуются. Они являются самостоятельным объектом основных средств. В связи с этим применение вычета по НДС правомерно (Постановления ФАС Московского округа от 16.07.2010 N КА-А40/7326-10 по делу N А40-96735/09-112-708, от 30.11.2009 N КА-А40/12294-09 по делу N А40-32243/09-109-98, от 25.11.2009 N КА-А40/12462-09 по делу N А40-29736/09-151-123, от 23.11.2009 N КА-А40/12336-09 по делу N А40-33566/09-127-164 и др.).

В одном из споров налоговый орган отказал налогоплательщику в вычете по работам, связанным со строительством инженерных сетей и котельной, стоимость которых не участвовала в распределении затрат. Как указал в своем решении ФАС Северо-Кавказского округа (Постановление от 16.07.2014 по делу N А32-9021/2013), расходы на строительство инженерных сетей выделены в отдельную смету.

Указанные объекты учитываются на балансе общества как самостоятельные объекты основных средств. Соответствующие объекты инженерной инфраструктуры могут использоваться в деятельности, облагаемой НДС. Суд сделал вывод о правомерном предъявлении обществом к вычету НДС по работам (товарам, услугам), связанным со строительством инженерных сетей и котельной.

Также АС Северо-Кавказского округа в Постановлении от 30.04.2015 N Ф08-2027/2015 по делу N А32-43553/2013 не согласился с выводами инспекции о неправомерном вычете НДС по расходам на строительство наружных инженерных сетей многофункционального комплекса и котельной, на основании того, что внешние инженерные сети и отдельно стоящая котельная не являются самостоятельными объектами основных средств, расходы на строительство указанных объектов являются капитальными затратами на строительство жилых домов, подлежащими распределению.

Руководствуясь нормами НК РФ и исходя из учетной политики общества, суды установили, что учет затрат на создание инвестиционного объекта общество вело по дебету счета 08 «Капитальные вложения». Все произведенные обществом расходы делились на затраты, включаемые в стоимость строительства каждого конкретного объекта по прямому признаку (прямые затраты), и расходы, подлежащие распределению между всеми строительными объектами.

К распределяемым расходам относились: прочие капитальные затраты, текущие затраты (общехозяйственные). Прочие капитальные расходы распределялись в момент ввода первого объекта строительства. Расчет производился пропорционально площади каждого объекта в общей площади стройки или пропорционально потребляемым мощностям. Текущие затраты распределялись по окончании каждого отчетного периода пропорционально прямым затратам на строительство каждого объекта в общей сумме прямых затрат.

При определении удельного веса расходов на строительство жилых домов в общих прямых затратах на строительство многофункционального комплекса общество исходило из того, что затраты на строительство внешних и внутренних инженерных сетей являлись прямыми расходами на строительство многофункционального комплекса, а не распределяемыми капитальными затратами, относящимися непосредственно к жилым домам. Обществом выполнялись работы, связанные со строительством внешних сетей и сооружений, составляющих самостоятельные объекты недвижимости и находятся вне жилых объектов, входящих в многофункциональный комплекс. Объекты инженерной инфраструктуры не являлись частью жилых домов и не реализовывались вместе с жилыми домами, а учитывались на балансе общества как самостоятельные объекты основных средств.

Поэтому суд признал правомерным применение вычета по НДС, сделав вывод о том, что расходы общества, связанные с прокладкой наружных сетей, не относятся на увеличение первоначальной стоимости жилых домов и приводят к созданию отдельных инвентарных объектов основных средств.

Пятнадцатый ААС в Постановлении от 23.04.2014г. № 15-АП-20502/2013 отметил, что наличие или отсутствие инфраструктуры влияет на рыночную цену жилого комплекса, однако сами работы по строительству инженерных сетей и инфраструктуры не участвуют в создании и реализации самих жилых домов.

ФАС Московского округа рассматривал спор, в котором по условию договора организация передала в собственность г. Москвы жилые помещения и инженерные коммуникации. Такая передача была обязательным условием для строительства и получения прав на административный деловой комплекс. Административный деловой центр налогоплательщик использовал для осуществления облагаемых НДС операций — сдачи в аренду офисных помещений, оказания услуг по содержанию помещений, сдачи в аренду автостоянок, что подтверждается имеющимися в материалах дела счетами-фактурами и бухгалтерской справкой. Следовательно, как указал суд, организация правомерно заявила вычет НДС по работам, связанным со строительством переданных городу жилых помещений и инженерных коммуникаций (Постановление от 22.06.2011 N А40-36961/10-90-262).

АС Уральского округа в Постановлении от 11.11.2016 N Ф09-9885/16 по делу N А60-61701/2015 рассмотрел дело, по которому налоговый орган отказал налогоплательщику в применении вычета по НДС, поскольку объекты инфраструктуры строились обществом в целях обязательной передачи органам исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления (или по их указаниям иным лицам), при этом нормативно установлено, что такая передача может быть исключительно безвозмездной.

По мнению инспекции, никаких доказательств реальности намерений общества заключить договоры с коммерческими организациями либо принятия мер для передачи (реализации) объектов инфраструктуры в ходе проверки не было представлено, в отчетности по НДС налогоплательщик не отразил ни выручку от реализации объектов инфраструктуры, ни восстановление ранее примененных вычетов.

Налогоплательщиком не были соблюдены условия, необходимые для применения налоговых вычетов, при этом обществом заявлены к возмещению суммы НДС в доле затрат по имуществу, которое не достроено, не оприходовано и не реализовано; доказательств надлежащего учета объекта строительства «Инфраструктура» как основного средства на счете 01, затрат по строительству объекта строительства «Инфраструктура» на счете 08, иного надлежащего бухгалтерского (налогового) учета объекта строительства «Инфраструктура» (его стоимости) обществом в ходе налоговой проверки и в судебных заседаниях не было представлено.

Налоговый орган отметил, что большая часть работ и товаров, приобретенная в соответствии с договорами, представленными обществом, может быть отнесена как к операциям, подлежащим обложению НДС, так и к операциям, не облагаемым НДС, однако раздельный учет таких затрат налогоплательщиком не велся; из представленных документов не следует, что работы осуществлены до точки разграничения балансовой принадлежности объектов инженерной инфраструктуры, то есть они могли быть осуществлены как на придомовом земельном участке, так и на земле общего пользования, следовательно, устройство инженерных сетей и внутренней инфраструктуры поселка неотделимы от построенных на этой территории жилых домов, создаются для использования только на территории данного поселка и для жилых домов поселка. Из имеющихся документов не представляется возможным установить, что затраты на строительство инфраструктуры поселка выделены в отдельную смету, а не распределяются на капитальные затраты, относящиеся непосредственно к жилым домам; денежные средства от реализации домов физическим лицам не поступают отдельно на строительство объектов инфраструктуры и строительство жилых домов, то есть оплата объектов жилой недвижимости осуществляется в целом; разграничение по поступившим денежным средствам не предусмотрено в учетной политике налогоплательщика.

Как указала инспекция, поскольку при совершении операций, не признаваемых объектом налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, так и операций, освобожденных от налогообложения, указанный налог в бюджет не поступает, получение его из бюджета в форме налогового вычета противоречит положениям ст. 170, 171, 172 НК РФ.

Однако, суд встал на сторону организации указав следующее:

Положения гл. 21 НК РФ не связывают право на получение вычетов с моментом дальнейшей реализации (использования) товаров и результатов работ (услуг). По смыслу положений ст. 171, 172 НК РФ право налогоплательщика на применение налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам, услугам) не ставится в зависимость от использования данных товаров либо результатов работ (услуг) для осуществления налогооблагаемой деятельности в периоде их приобретения, равно как и от начала использования товаров либо результатов работ (услуг) в такой деятельности. Соответственно определяющим моментом в данном случае служит назначение приобретенных товаров (работ, услуг) и потенциальная возможность их использования в облагаемой НДС деятельности.

Работы по подрядным договорам были приняты обществом по актам приема выполненных работ к учету с отражением на счете бухгалтерского учета 08.03 «Строительство объектов основных средств». Вся первичная документация по сделкам, на основании которых был предъявлен к возмещению НДС, в том числе акты приемки выполненных работ, счета-фактуры и справки о стоимости выполненных работ и затрат налогоплательщиком были представлены.

Учетная политика общества предусматривает раздельный учет доходов, расходов в разрезе следующих объектов: строительство и продажа объектов «Жилье», строительство и продажа объектов «Коммерческие», строительство и последующая передача (продажа или использование) объектов «Инфраструктура», осуществление деятельности на основании договоров простого товарищества (совместной деятельности), предоставление займов и совершение операций с ценными бумагами. В учетной политике разрешены вопросы расчета лимита для распределения НДС, определения пропорции распределения НДС, определены операции, по которым НДС подлежит распределению, отсутствует входящий НДС, НДС включается в стоимость товаров (работ, услуг) — в отношении объектов «Жилье».

Согласно чертежам, приложенным к каждому подрядному договору, работы производились на внутрипоселковом участке общего пользования с кадастровым номером 66:41:0000000:81236, тогда как придомовые участки имеют иные кадастровые номера. Стоимость домов формируют водопроводные, газопроводные и теплопроводные устройства, а также устройства канализации, начиная с вводного вентиля или тройника у зданий в зависимости от мест присоединения подводящего трубопровода. Работы по созданию инфраструктуры, по которым заявлены вычеты по НДС, выполнены с целью обеспечения возможности технологического присоединения домов к сетям инженерно-технического обеспечения: электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение и не могут быть признаны работами по строительству жилых домов, реализация которых не является налогооблагаемой операцией.

Инженерная инфраструктура возводимого налогоплательщиком жилого комплекса представляет собой самостоятельный объект основных средств, который в силу своего назначения может использоваться в предпринимательской деятельности и являться источником получения прибыли при оказании возмездных услуг по передаче теплового ресурса, то есть участвовать в операциях, облагаемых НДС.

Также суд указал, что решение вопроса о возможности принятия налогоплательщиком к вычетам сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), не может быть обусловлено намерениями и планами налогоплательщика об использовании товаров или результатов работ (услуг) в облагаемой либо необлагаемой НДС деятельности; право на применение налоговых вычетов должно определяться объективными, а не субъективными критериями. Каких-либо доказательств, подтверждающих передачу объектов инженерной инфраструктуры органам исполнительной власти субъекта РФ и/или местного самоуправления (или по их указаниям иным лицам), налоговым органом не представлено.

При указанных обстоятельствах суд, установив, что обществом были представлены все документы, подтверждающие его право на вычет по НДС, пришел к выводу, что налогоплательщик правомерно включил НДС, уплаченный подрядчикам при строительстве инженерной инфраструктуры, в состав налоговых вычетов, а в случае передачи объектов в муниципальную собственность организация будет обязана восстановить указанные суммы налога на основании пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Другой спор возник по вопросу применения налоговых вычетов по НДС со стоимости подрядных работ, выполненных при строительстве объектов инженерной и транспортной инфраструктуры возводимого организацией коттеджного поселка. По мнению ИФНС внешние (внутрипоселковые) инженерные сети являются частью жилых домов и затраты включаются в стоимость одного квадратного метра жилья.

Читайте также:  Виды лестниц в строительстве

Поскольку реализация жилых домов освобождена от обложения НДС (пп. 22 п. 3 ст. 149 НК РФ), суммы НДС к вычету не принимаются. АС Поволжского округа в Постановлении от 21.09.2016 N Ф06-12556/2016 по делу N А55-26706/2015 встав на сторону организации, исходил из следующего.

Решение вопроса о возможности принятия налогоплательщиком к вычетам сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг), не может быть обусловлено намерениями и планами налогоплательщика об использовании товаров или результатов работ (услуг) в облагаемой либо необлагаемой налогом на добавленную стоимость деятельности, поскольку право на применение налоговых вычетов по налогу должно определяться объективными, а не субъективными критериями.

Вывод о необлагаемом НДС характере операции по безвозмездной передаче можно будет сделать только в момент завершения строительства и передачи налогоплательщиком соответствующих объектов органам местного самоуправления (специализированным организациям) на основании специального решения.

Инженерно-транспортная инфраструктура является самостоятельным объектом гражданского оборота и не следует судьбе жилого дома. При приобретении жилого дома покупатели не приобретают права собственности на объекты инженерно-транспортной инфраструктуры, расположенные на территории общего пользования. Поскольку работы, НДС по которым предъявлен обществом к возмещению, не являются непосредственно работами по строительству жилого дома, а относятся к объектам инфраструктуры, налог принимается к вычету на общих основаниях в соответствии с положениями ст.171 и 172 НК РФ.

Суд отклонил довод инспекции о том, что поскольку построенные объекты инфраструктуры учтены на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», то есть оно не принято на 01 счет, соответственно, отсутствует право на возмещение сумм налога.

По мнению суда, учет недвижимого имущества на счете «08 «Вложения во внеоборотные активы» не имеет правового значения для определения периода возникновения права на применение налоговых вычетов по НДС, поскольку положения гл. 21 НК РФ не ставят в зависимость право налогоплательщика на налоговые вычеты от того, на каком счете учитывается приобретенное недвижимое имущество.

В Постановлении Десятого ААС от 16.04.2015 г. N 10АП-19427/2014 по делу N А41-64184/14 также рассматривался отказ в применении вычета по НДС налоговым органом, который ссылался на пп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Однако суд пришел к выводу, что объекта обложения НДС при передаче инженерных сетей и внешних коммуникаций эксплуатационным организациям не возникает только в том случае, если есть решение органов государственной власти или органов местного самоуправления о передаче таких объектов специализированным организациям, использующим или эксплуатирующим их по назначению. Под таким решением может пониматься наличие в инвестиционном контракте с городскими властями условия о передаче по окончании строительства инженерных коммуникаций эксплуатирующим организациям. Таким образом, только в момент завершения строительства и передачи соответствующих объектов органам власти или специальным организациям на основании специального решения можно сделать вывод о необлагаемом характере операций по созданию имущества, подлежащего передаче.

При этом в данном споре указанные условия отсутствовали (объекты не созданы, решения о передаче конкретного имущества не приняты). Поэтому доводы налогового органа являются необоснованными и не соответствующими действующему законодательству.

Аналогичная позиция изложена в Постановлении АС Московского округа от 19.03.2015 г. по делу № А41-33643/14.

В Постановлении 18 ААС от 21.03.2013 г. № 18АП-1205/2013 по делу № А07-22548/2011 суд пришел к выводу, что до момента передачи обществом построенных им за свой счет, как инвестора, инженерных сетей органам государственной власти или местного самоуправления налогоплательщик вправе заявить вычет по затратам на строительство этих коммуникаций.

Вывод

Таким образом, с учетом сложившейся арбитражной практики налогоплательщик вправе применить вычет по НДС, относящийся к объектам инфраструктуры.

Суммы НДС на объекте капитального строительства принимаются к вычету по мере приемки самих работ или этапа работ вне зависимости от даты окончания строительства и ввода объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Воспользоваться своим правом на вычет налогоплательщик может в течение трех лет после принятия на учет приобретенных на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав (п. 1.1 ст. 172 НК РФ).

По мнению судов, право на применение вычетов по НДС не связано с дальнейшей судьбой строящихся объектов. Если спорные объекты инфраструктуры приняты к учету, числятся на балансе налогоплательщика, имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры и первичные документы, и нет доказательств, подтверждающих передачу инженерных коммуникаций в государственную или муниципальную собственность, принятие сумм НДС к вычету правомерно.

В случае если объекты в дальнейшем будут безвозмездно переданы в государственную или муниципальную собственность, необходимо учитывать следующее. Даже наличие в соглашениях с органами местного самоуправления условий о передаче объектов инфраструктуры не является основанием для отказа в применении налоговых вычетов по НДС, поскольку в соответствие с пп.2 п.3 ст.170 НК РФ суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению если товары, работы, услуги, объекты основных средств начинают использоваться в деятельности, не облагаемой НДС (освобожденной от налогообложения). То есть даже если налогоплательщик и осуществит в будущем безвозмездную передачу объектов инфраструктуры органам местного самоуправления, заявленный ранее к вычету НДС будет подлежать восстановлению и уплате в бюджет.

При этом также следует отметить, что в некоторых случаях передача объектов органам местного самоуправления по своей сути не является безвозмездной. Возмездный характер такой передачи признает и Минфин России (Письмо от 01.12.2015 N 03-03-06/4/69955). Ведомство указывает, что передача объектов инженерной и социальной сферы в государственную или муниципальную собственность не является безвозмездной передачей, так как строительство указанных объектов обусловлено наличием требований законодательства и производится в целях реализации договоров по строительству и продаже жилого фонда.

Ирина Разумова, ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения ООО «ИК Ю-Софт» — Региональный центр сети Консультант Плюс

Источник: www.klerk.ru

Монтаж инженерных сетей

Инженерные сети

Договор на прокладку инженерных коммуникаций заключается на стадии проектирования объекта, на его реализацию может понадобиться до 40% от всей сметной суммы. Сети состоят из всех наружных и внутренних коммуникаций, системы водоснабжения, водоотведения, монтажа слаботочных сетей и систем канализации.

Проведение инженерных сетей

Строительство инженерных сетей требует учета десятков параметров, а также строгого соответствия ГОСТу и СНиПам. Мы занимаемся прокладкой инженерных систем как для организаций, так и для частного сектора.

Вступление

Инженерные сети – это комплекс элементов, необходимых для полноценной работы объектов различного назначения. Не иначе инженерные коммуникации превращают строительное сооружение в жилой дом, бизнес-центр, промышленное предприятие. Инженерным сетям необходимо уделить внимание еще на стадии проектирования объекта, от этого будет зависеть комфортные условия работы, проживание людей.

С помощью инженерных сетей обеспечивается создание комфортных условий для людей, живущих или работающих в здании: возможность для подключения техники и оборудования, обеспечения безопасности. Обустройство инженерно-технических сетей, которые могут быть как наружными, так и внутренними, относится к обязательным этапам строительства. Данные работы, включая благоустройство потенциального сооружения, должны выполняться только профильными организациями, штат которых состоит из опытных специалистов.

Технология

Для оснащения здания инженерными коммуникациями необходим монтаж внутренних и внешних инженерно-технических сетей. Внешние сети предназначены для обеспечения подачи в дом различных ресурсов, ответственность внутренних сетей распространяется на внутридомовое распределение. Соблюдение технологии устройства инженерных сетей напрямую влияет на эффективность, долговечность и надежность будущих коммуникаций, на расходы, связанные с их эксплуатацией.

Монтаж инженерных сетей

По ГОСТУ инженерных сетей осуществляется проектирование и монтаж оборудования и трубопроводов в самом объекте, а также вне пределов здания, соединяя их либо с автономным источником, либо с сетями общего пользования.

Виды работ, выполняемые по инженерным сетям:

  • Напорный водопровод;
  • Бытовая канализация;
  • Ливнёвая канализация;
  • Дренажная система.

Среди основных аспектов, обеспечивающих бесперебойную эксплуатацию дома, выделяется снабжение его водой надлежащего качества и необходимого объема, а также канализация и дренажная система.

Любой дом нуждается в хозяйственно-питьевом, а сооружение — в промышленном водоснабжении, причем достаточными объемами воды. Кроме того, требуется обеспечение помещений противопожарным водоснабжением.

Этапы

Смета инженерных сетей

На первом этапе составляется сметная документация. Задача выполняется в течение нескольких часов после вашего звонка.

Согласование

Производится согласование сводного плана инженерных сетей совместно с внесением корректировок. Осуществляется в течение 1-2 дня.

Выезд на объект

Этап необходим для осмотра объекта и подписания договора. Осуществляется в течение 3-4 дня.

Поставка материалов

В рамках данного этапа обеспечиваются вопросы, связанные со снабжением материалов и их доставкой на объект. Осуществляется в течение 5-6 дня.

Монтажные работы

Выполняется комплекс задач, связанных с установкой и проверкой работоспособности систем. Для реализации требуется около 7-8 дней.

Сдача-приемка

На этом этапе подписывается акт выполненных работ, завершается он окончательным расчетом по договору.

Проектирование

Обеспечение качественного проектирования инженерных систем, выполненного профессионалами, является залогом успеха, связанного с дальнейшей реализацией проекта. Лишь на основании проектной документации можно добиться своевременного монтажа коммуникаций, с обеспечением нужного запаса надежности и соответствия стандартам.

Наша компания специализируется на проектировании инженерных сетей, соответствующих различным объектам. Как разработкой технической документации, так и расчётами, занимаются опытные инженеры. Бригады готовы к выполнению всех работ, связанных с монтажом и подключением, поэтому нашим клиентам можно обойтись без привлечения сторонних организаций.

Монтаж

Прокладка инженерных сетей осуществляется в соответствии с подготовленным и согласованным уполномоченными инстанциями проектом. Наши мастера обладают всеми необходимыми допусками, чтобы заниматься монтажными работами повышенной опасности, поэтому можем заниматься как гражданскими, так и крупными промышленными объектами.

Подключение инженерных сетей состоит из следующих этапов:

  • Изучения специфики объекта;
  • Подготовки магистрали;
  • Подключения оборудования;
  • Пробного пуска.

Акт освидетельствования инженерных сетей является результатом оценки, соответствующей общему состоянию объекта, обусловленной функционирующими коммуникациями. Данный документ требуется для подведения итога оформленных итогов проведенных работ.

Обслуживание

Квалифицированное обслуживание инженерных сетей должно осуществляться согласно графику, что является обязательном условием их функционирования. В ходе работ осуществляется устранение мелких дефектов, а также обеспечивается предотвращение более серьезных аварий. Мы позаботимся о регулярном обследовании коммуникаций, выполнении текущих сервисных процедур, важных для бесперебойной эксплуатации объекта.

Ремонт

Ремонт инженерных сетей

Ремонт инженерных систем может понадобиться при нарушении правил эксплуатации, игнорировании сервисного обслуживания, естественном износе составляющих. Наши специалисты знакомы со всеми способами восстановления сетей и возвращения комфорта пользования объектом.

Документы

В договоре на прокладку инженерных коммуникаций должен содержаться весь комплекс планируемых работ, со сроками исполнения, требуемыми материалами, сметой работ. Подписанный подрядчиком и заказчиком договор является основным документом, на основании которого осуществляются все этапы его реализации. Он пополняется необходимыми приложениями, начиная с калькуляции и завершая актом сдачи-приемки готовых сетей.

Стоимость наружных инженерных сетей зависит от ряда параметров, общего объема, сложности работ, удаленности объекта, цены материалов и оборудования, прочих индивидуальных показателей, определяемых в подписанном договоре.

Тендер

Мы участвуем в тендерах по инженерным сетям. Наши преимущества заключаются в оптимальном соотношении стоимости работ и достижения качественного результата под ключ.

Источник: vektorgidro.ru

Рейтинг
Загрузка ...