Сп как переводится в строительстве

Каким образом приводить наименование сводов правил при ссылках на них в общих указаниях в рабочей документации и в ссылочных и нормативных документах в проектной документации?

Например: СП 16.13330.2011 «СНиП II-23-81* «Стальные конструкции» (приведено в Перечне. утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521) или СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*» (приведено на обложке документа)?

Согласно Приложению Г.4 ГОСТ Р 21.1101-2013 [1]: «…В ведомости ссылочных и прилагаемых документов указывают: в графе «Обозначение» — обозначение документа и, при необходимости, наименование или различительный индекс организации, выпустившей документ; в графе «Наименование» — наименование документа в точном соответствии с наименованием, указанным на титульном листе или в основной надписи; в графе «Примечание» — дополнительные сведения, в том числе о внесенных изменениях в записанные документы, входящие в состав рабочей документации. Для документов в электронной форме указывают, при необходимости, идентификатор файла (файлов). ».

ЧТО ТАКОЕ #СП ? СУТЬ #СП ! КАК ПОПАСТЬ В #СП ? (ЧИТАЙ ОПИСАНИЕ)

Данный порядок, по нашему мнению, применим и к нормативным ссылкам указываемых на листах рабочей и проектной документации, т. е. указывать необходимо следующим образом: СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП II-23-81*».

Внесение других данных при ссылках на нормативные документы не регламентировано.

Источник www.normacs.info

О рекомендательном характере СП, СНиП и ГОСТ

Граждане, обратившиеся к нам часто говорят, что при возникновении конфликта с бригадой строителей из-за качества выполняемых работ, строители указывают на то, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер и не обязательны для применения.

Аннотация

В статье предпринимается попытка исследовать обязательный или рекомендательный характер носят СП, СНиПы и ГОСТы, регламентирующие работы по строительству, монтажу инженерных систем, отделочным работам.

Исследуемые нормативные правовые и технические акты приведены по состоянию на 17 марта 2020 г.

Резюме

Вопрос о рекомендательном характере СП, СНиПов ГОСТов не имеет однозначного разрешения:

1. Если эти нормативные технические акты исследуются в целях получения информации и т.п., то обязательны к применению только те, которые указаны в Приказе Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, [6]. Остальные нормативные технические акты носят рекомендательный характер и применяются на добровольной основе (закон О техническом регулировании) [4], ст. 1, п.1.

2. Если потребителем заключен договор на выполнение каких-либо работ (строительство, монтаж инженерных систем, отделка помещений и т.п.) и договор этот составлен в соответствии с действующим законодательством:

  • Гражданский кодекс [1],ст. 721;
  • Закон о защите прав потребителей [2], ст. 7.

В договоре прямо указываются нормативные технические акты, которым должны соответствовать выполняемые работы. В этом случае, в рамках заключенного договора, СП СНиПы ГОСТы носят обязательный характер.

Списание материалов в 1С 8.3 — пошаговая инструкция

В Интернете вы можете найти множество материалов на эту тему. Эта статья выражает позицию нашей экспертной компании.

Как правило, те, кто утверждает, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, обосновывают это:

  1. Указом президента № 763 от 23.05.1996 [5], где в п.10 говориться, что нормативные правовые акты, не прошедшие регистрацию, не действуют.
  2. Перечнем стандартов и сводов правил [7], где указаны нормативы, обязательные к применению.

По первому доводу

Чтобы проверить первый довод строителей, выясним, что означает термин нормативные правовые акты из п. 10 Указа [5]. Пленум Верховного суда [8] в п. 2 разъясняет, что эти нормы носят правовой, а не технический характер и регулируют общественные отношения. Далее в п. 23 Пленум Верховного суда прямо указывает на разделение нормативов на нормативные правовые акты, технические нормы и др.

Таким, образом, п. 10 Указа [5] на который ссылаются строители относится к правовым актам, а не к техническим нормам СНиП, СП(своды правил), ГОСТ и т.п.

Для полноты исследования и установления предпосылок для этого довода нужно вспомнить, что закон «О техническом регулировании» [4] который разделил технические нормативы на обязательные и применяемые на добровольной основе, был принят в 2002 году. В этот период Министерство юстиции отказало в регистрации нескольким СНиПам.

Если обратиться к действующему на тот момент Приказ Минюста РФ от 14.07.1999 N 217, [9], то в ст. 15 п. г) прямо указано, что технические акты не подлежат представлению на государственную регистрацию. В действующем на момент написания статьи Постановлении Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 [10], ст. 10 прямо указано, что государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, носящие правовой, а не технический характер.

В тоже время в ходе исследования документом для написания этой статьи так и не удалось разрешить вопрос: почему в период 2002 -2003 г.г. СНиПы подавались на государственную регистрацию Госстроем, и почему в этом было отказано Минюстом.

Читайте также:  Какие профессии связаны с строительством

Например, если рассматривать СП 71.13330.2017 «СНиП 3.04.01-87 Изоляционные и отделочные покрытия», в котором содержаться требования к отделочным работам, то в Государственном реестре сводов правил [12], он указан как актуальный. В банке данных Министерства юстиции [11], нет приказа об утверждении и введение в действие этого СП.

По второму доводу

Второй довод строителей, о перечне стандартов, обязательных к применению, относится, как правило, к отделочным работам и работам по монтажу и наладке инженерных систем. Действительно, эти работы не влияют на безопасность. Исключение составляют, например, работы, по монтажу трубопроводов горячей воды, эксплуатируемые под давлением. А также монтаж инженерных систем и оборудования, аварии на которых опасны для граждан.

Внимательный читатель может возразить, например, про безопасность облицовочных работ. Если речь идет об облицовке плиткой фасада многоэтажного здания, то при некачественном исполнении работ, отвалившаяся плитка представляет опасность для граждан.

Однако эта статья призвана не искать противоречия и нестыковки в законодательстве и технических нормативах, а высказать и обосновать позицию эксперта, а также разъяснить ее заинтересованным сторонам.

Что касается отделочных работ, условно не влияющих на безопасность, технические нормативы, содержащие требования, к производству этих работ, и не должны находиться в перечне [7], на который ссылаются строители.

Если принять казалось бы обоснованный тезис о необязательности СНиПов ГОСТов и т.п., то получается что отделочные работы и монтаж инженерных систем можно производить как угодно, как пожелает бригада строителей, с ненадлежащим качеством?

Это не так. Обратимся к закону «О техническом регулировании» [4] и закону «О стандартизации в Российской Федерации [3].

Суть стандартизации, определенная в ст. 2, п.14 закона [3] и выражается деятельности, направленной «на достижение упорядоченности в отношении объектов стандартизации».

Т.к. стандартизация распространяется не на все объекты, а только на объекты стандартизации, нужно определить относятся ли к таким объектам отделочные работы в жилом помещении, которые производит бригада строителей. В законе [3] указано, что к объектам стандартизации относятся продукция (работы, услуги) ст. 2, п. 6 .

Принцип по которому обеспечивается стандартизация для строительных, монтажных или отделочных работ заключается в «установлении в документах по стандартизации требований, обеспечивающих возможность контроля за их выполнением» (ст. 4, п.6 закона [3])

Для эффективного отстаивания своих интересов и обоснования претензий потребителю полезно знать, почему к выполнению строительных, монтажных или отделочных работ (даже если они не влияют на безопасность), вообще выдвигаются требования.

На этот вопрос отвечает п. 4 ст. 4 закона [3], делается это для того, чтобы результаты выполненных для потребителя работ соответствовали «современному уровню развития науки, техники и технологий, передовому отечественному и зарубежному опыту». Таким образом, стандартизация обеспечивает современный уровень работ и услуг и его развитие (улучшение).

Где указаны требования к выполняемым строительным, монтажным и отделочным работам, т.е. на языке закона [3], к объектам стандартизации? Ответ на это дает п. 1 ст.2 –в документе по стандартизации.

СНиПы, которые в настоящее время актуализированы в своды правил (СП), согласно ст. 14, п. 4 относятся к одному из видов документов по стандартизации.

Свод правил как актуализированная редакция СНиП, имеет характерные черты, определенные в ст. 2, п. 12 закона [3]. Это документ, утвержденный установленным образом, и в нем содержаться требования к процессам, т.е. в нашем случае к выполняемым работам. Этим СП (ранее СНиП) отличаются от ГОСТ, которые определяют требования не только к процессам (работам) но и к их результатам, т.е. к изделиям, материалам и т.д. [13] п.4.1.1 .

Т.к. о понятии свода правил (СП) содержится ссылка на технический регламент, для полноты нашего исследования необходимо рассмотреть и этот документ. Сведения о нем содержаться в законе «О техническом регулировании» [4], ст.2 .

Отличие технического регламента от свода правил состоит в объектах, которые они регулируют. Технический регламент не распространяется на отделочные работы, рассматриваемые в качестве примера отношений между потребителем и исполнителем в этой статье.

Исследование документов, относящихся в технической составляющей темы о рекомендательном характере СНиПов и ГОСТов показало, что документов этих много, разобраться в них обычному гражданину-потребителю не просто. Кроме того, не на все вопросы удалось получить обоснованный ответ.

Целесообразнее и проще воспользоваться в спорной ситуации, или с целью предупреждения возникновения спора правовой составляющей исследуемой темы. Рассматриваемые в качестве примера строительные, монтажные и отделочные работы, выполняемые для потребителя, выполняются на основании заключенного между сторонами договора.

Согласно ГК РФ [1], могут заключаться разные формы договоров:

  • Договор подряда (ст.702);
  • Договор бытового подряда (ст. 730);
  • Договор строительного подряда (ст. 740);
  • Договор возмездного оказания услуг (ст. 779).

Потребителю целесообразно проконсультироваться с юристом, какой вид договор в его случае наиболее полно защищает его права.

Рекомендуется прямо указать в договоре, каким требованиям (с указанием нормативных документов) должны соответствовать те или иные работы проводимые исполнителем для потребителя.

В этом случае довод строителей, что СНиПы и ГОСТы носят рекомендательный характер, будут не обоснованы. СП(СНиПы) и ГОСТы, указанные в договоре, носят обязательный характер для работ, выполняемых по этому договору.

Читайте также:  Какие части разделов документации в строительстве

Закон о защите прав потребителей [2] в ст. 4 защищает право потребителя на соответствие выполняемых работ, оказываемых услуги установленным требованиям СП, СНиПов, ГОСТов.

В ходе написания статьи были исследованы следующие документы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
  2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
  3. Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации».
  4. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
  5. Указ Президента РФ от 23.05.1996 N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».
  6. Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства».
  7. Постановление Правительства РФ от 26.12.2014 N 1521 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
  9. Приказ Минюста РФ от 14.07.1999 N 217 «Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
  10. Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
  11. Банк данных «Нормативно-правовые акты, зарегистрированные в Министерстве юстиции Российской Федерации».
  12. Государственный реестр сводов правил Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве.
  13. ГОСТ 1.1-2002 Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Термины и определения.
  1. 15. Не подлежат представлению на государственную регистрацию: г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно — квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;

127562, г. Москва, Алтуфьевское ш. д. 32

Мы в соцсетях:

Источник stroexpert.ru

Про здания, строения, сооружения как объекты технического нормирования

С введением Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» были установлены такие понятия и их определения как «здание» и «сооружение» частями 6 и 23 статьи 2 соответственно.

d518ebc1a25c6c132f7a619c897f0797.jpg

Выдержки из Федерального закона:

здание – результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

сооружение – результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов;

Кроме понятий, используемых непосредственно в Федеральном законе также принято использовать законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности и законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности как это указано в статье 2 настоящего документа.

По интересующей нас теме Градостроительный кодекс РФ (ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ частью 10 статья 1 ввел понятие «объект капитального строительства», где объектом нормирования уже являются: «здание», «строение», «сооружение».

Выдержка из ГрК РФ:

объект капитального строительства – здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее — объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек;

строительство – создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства);

Анализ положений Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (ТРоПБ) вносил еще больше вопросов по «строениям» и «сооружениям» до внесения изменения Федеральным законом Российской Федерации от 10 июля 2012 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»», который исключил по тексту – слово «строение» и исключил понятие «строение». Так например ранее в статье 1: а) в части 1 слова «зданиям, сооружениям и строениям,» заменить словами «зданиям и сооружениям,». Исходя из этого можно утверждать о том, что «строения» не являются объектом пожарного нормирования. Таким образом, ТРоПБ распространяется только на «здания» и «сооружения».

В настоящий момент из представленных выше федеральных актов ни один не содержит понятия и его определения – «строение». Возникает вопрос на каком основании субъект права должен производить оценку соответствия для «строений» в части технического нормирования?

В советском техническом нормировании встречалась формулировка по тексту документов «хозяйственная постройка» или «постройка», она встречается и в действующих нормативных технических документах – СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства»

Читайте также:  Порядок проведения торгов при предоставлении земельных участков для строительства

Выдержка из СП 30-102:

5.3.5 «Постройки для содержания скота и птицы допускается пристраивать только к усадебным одно-двухквартирным домам….»

СП 53.13330.2011 Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*

Выдержка из СП 53.13330:

6.4 На садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения, в том числе — теплицы, летняя кухня, баня (сауна), душ, навес или гараж для автомобилей.

СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*

Выдержка из СП 42.13330:

5.11 В сельских населенных пунктах следует предусматривать преимущественно жилые дома усадебного и коттеджного типов, допускаются многоквартирные малоэтажные жилые дома, блокированные жилые дома с земельными участками при домах (квартирах) (приложение Д).

Для жителей многоквартирных жилых домов хозяйственные постройки для скота и птицы могут выделяться за пределами жилой зоны; при многоквартирных домах допускается устройство встроенных или отдельно стоящих коллективных подземных хранилищ сельскохозяйственных продуктов, площадь которых определяется региональными градостроительными нормативами, а при их отсутствии — заданием на проектирование.

Обращает на себя внимание и тот факт, что данный пункт является обязательным к исполнению при разработке проектной документации на основании постановления Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. N 1521 (в ред. ПП №1033) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Выдержка из ПП №1521 (с изм.1):

30. СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Разделы 1 (пункт 1.1), 4, 5 (за исключением пунктов 5.4, 5.7), 6 (за исключением пункта 6.3), 8 (пункты 8.2-8.6, 8.8, 8.9, 8.12-8.20, 8.24-8.26), 9, 10 (пункты 10.1-10.5), 11 (пункты 11.1-11.24, 11.25 (таблица 10, за исключением примечания 4), 11.26, 11.27), 12(за исключением пункта 12.33), 13, 14.

Само по себе употребление слова «строения» или «жилого строения» гораздо чаще можно встретить в вопросах нормы права, но не технической нормы. Так, Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» введено понятие «жилое строение» (66-ФЗ).

Выдержка 66-ФЗ:

дачный земельный участок – земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем ихозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);

Следует отметить, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. N 13-П абзац второй статьи 1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им исключается возможность регистрации граждан по месту жительства в принадлежащих им на праве собственностижилых строениях, которые пригодны для постоянного проживания и расположены на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г. N 7-П абзац второй статьи 1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той части, в какой им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов. Исходя из данных представлений «жилое строение» фактически тождественно «зданию» (грубое сравнение). При этом, «жилое строение» не фигурирует в Жилищном кодексе Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ в связи с этим не относится к объектам жилищных прав (ч.1 ст.16 ЖК РФ).

Если рассматривать размещения объекта капитального строительства с позиции классификации видов разрешенного использования земельных участков, как это принято в земельном и градостроительном законодательстве, то наши «строения» или «хозяйственные постройки» должны зависеть от назначений земли. В российском законодательстве данные требования закреплены в приказе Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014 г. N 540 (в ред. от 30 сентября 2015 №709) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» (далее Приказ).

Так в Приказе содержится упоминание о «некапитальное жилое строение» и «хозяйственное строение» для ведения: Огородничества (поз.13.1); ведения Садоводчества (поз.13.2); ведения Дачного хозяйства (поз.13.3).

Должна прослеживаться общая концепция по правоприменению понятия «строение» и производных этого понятия в законодательных актах и нормативных технических документах Российской Федерации. До внесения соответствующих изменений в действующее законодательство требуется официальные разъяснения профильных федеральных органов исполнительной власти в виде информационных писем.

Дополнительно предлагаю ознакомиться с официальной позицией федеральных органов исполнительной власти по понятию «строение», а именно:

Руководитель Технического отдела, Архитектор
А.Е.Блиндер ( nroyvaqre(dkx)znvy.eh )
ООО «Девелопмент-проект», г. Краснодар

Источник ardexpert.ru
Рейтинг
Загрузка ...