Стоимость объекта строительства это
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 1 октября 2021 года N 707/пр
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации С.Г.Музыченко.
в Министерстве юстиции
31 декабря 2021 года,
регистрационный N 66751
УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства
строительства
и жилищно-коммунального
хозяйства Российской Федерации
от 1 октября 2021 года N 707/пр
Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации
I. Общие положения
1. Методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации (далее — Методика) устанавливает порядок определения сметной стоимости работ по подготовке проектной и (или) рабочей документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее соответственно — стоимость проектных работ, проектная и (или) рабочая документация для строительства, строительство) на основании сметных нормативов на работы по подготовке проектной и (или) рабочей документации — методик определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации (далее — МНЗ на проектные работы), а также порядок разработки МНЗ на проектные работы.
2. Порядок разработки МНЗ на проектные работы приведен в главах II-VI Методики. Порядок определении стоимости проектных работ с применением МНЗ на проектные работы приведен в главах VII-X Методики.
3. Положения глав VII-X Методики применяются при определении стоимости проектных работ, выполняемых для осуществления строительства на территории Российской Федерации, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также стоимости проектных работ капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счёт средств специализированной некоммерческой организации, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, и в иных случаях, если это предусмотрено федеральным законом или договором, с использованием МНЗ на проектные работы.
Стоимость проектных работ с применением МНЗ на проектные работы определяется как в объеме разработки всех разделов проектной документации, так и при определении стоимости подготовки отдельных разделов проектной документации, требование о необходимости разработки которых установлено статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2021, N 27, ст.5103).
4. Основным методом определения стоимости проектных работ по подготовке проектной и (или) рабочей документации для строительства с использованием МНЗ на проектные работы является метод определения стоимости проектных работ в зависимости от основных технико-экономических показателей проектируемого объекта строительства, характеризующих трудоемкость комплекса проектных работ (далее — натуральные показатели).
Для определения стоимости работ по подготовке проектной и (или) рабочей документации в зависимости от натуральных показателей в составе МНЗ на проектные работы разрабатываются параметры цены проектных работ в порядке, установленном в главах II-VI Методики.
В случае отсутствия в МНЗ на проектные работы необходимых параметров цены проектных работ, разработанных в зависимости от натуральных показателей, или в случае невозможности определения зависимости стоимости проектных работ от натуральных показателей проектируемого объекта строительства применяется метод определения стоимости проектных работ в зависимости от показателей стоимости строительства объекта с применением нормативов цены проектных работ.
Нормативы цены проектных работ, отражающие зависимость стоимости проектных работ от стоимости строительства, разрабатываются в порядке, установленном главой IV Методики.
5. При разработке МНЗ на проектные работы выбор метода его разработки (в зависимости от натуральных показателей или от показателей стоимости строительства) осуществляется и обосновывается разработчиком МНЗ на проектные работы, определяемым в соответствии планом утверждения (актуализации) сметных нормативов, который формируется в соответствии с пунктом 4 Порядка утверждения сметных нормативов, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 января 2020 г. N 2/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 февраля 2020 г., регистрационный N 57527) (далее — план утверждения (актуализации) сметных нормативов), и согласовывается заказчиком разработки МНЗ на проектные работы. Обоснование метода разработки МНЗ на проектные работы приводится в пояснительной записке, прилагаемой к проекту разработанного МНЗ на проектные работы.
6. Сведения о МНЗ на проектные работы, разработанных и утвержденных в соответствии с Методикой, включаются в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24 октября 2017 г. N 1470/пр (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 мая 2018 г., регистрационный N 51079) (далее — ФРСН).
II. Общие указания по разработке МНЗ на проектные работы
7. МНЗ на проектные работы разрабатываются в соответствии с требованиями к содержанию проектной документации, определяемыми действующими на дату представления на утверждение МНЗ на проектные работы стандартами, применяемыми при разработке проектной документации, требованиями нормативных правовых актов и технических документов, регламентирующих вопросы архитектурно-строительного проектирования и безопасной эксплуатации объектов капитального строительства.
8. При разработке МНЗ на проектные работы используется перечень условных обозначений и сокращений, предназначенный для применения при разработке МНЗ на проектные работы, приведенный в приложении N 1 к Методике.
9. Разрабатываемые цены МНЗ на проектные работы учитывают стоимость разработки разделов проектной документации на строительство объектов капитального строительства, предусмотренных Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст.744; 2021, N 16, ст.2787) (далее — Положение N 87).
10. В качестве исходных данных для разработки цены МНЗ на проектные работы используются следующие данные по объектам капитального строительства, выбранным из числа аналогичных объектов капитального строительства по принципу их совокупного соответствия функциональному назначению, архитектурным и конструктивным решениям и аналогичным техническим характеристикам, принятым для включаемого в состав МНЗ на проектные работы объекта капитального строительства (далее — объекты-представители):
а) сметная документация, включая сводку затрат (при наличии), сводный сметный расчет стоимости строительства (далее — ССР), объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат;
б) сметные расчеты (сметы) на работы по подготовке проектной и (или) рабочей документации;
в) проектная документация, имеющая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации о ее соответствии результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2018, N 32, ст.5135), за исключением случаев проведения экспертизы проектной документации в соответствии с пунктом 1 части 3.3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2018, N 32, ст.5135), и о достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в случаях, установленных частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2020, N 31, ст.5023);
г) рабочая документация;
д) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;
е) задание на проектирование.
Выбор объектов-представителей осуществляется разработчиком МНЗ на проектные работы, определенным планом утверждения (актуализации) сметных нормативов, и согласовывается заказчиком разработки МНЗ на проектные работы.
11. По объектам, сметная стоимость строительства которых не подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации либо не подлежала такой проверке на момент подготовки сметной документации по объекту-представителю, в качестве исходных данных для разработки МНЗ на проектные работы используется проектная документация, утвержденная в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2019, N 26, ст.3317).
12. Для объектов капитального строительства, в отношении которых согласно части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст.16; 2011, N 49, ст.7015) не требуется проведение государственной экспертизы проектной документации, в качестве исходных данных при разработке МНЗ на проектные работы используется проектная документация, утвержденная в соответствии с частью 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом проектная документация в соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации должна иметь положительное заключение о достоверности определения сметной стоимости строительства объекта капитального строительства.
13. При разработке МНЗ на проектные работы не используется проектная документация, разработанная для строительства объектов капитального строительства в районах развития опасных геологических процессов и грунтов с особыми свойствами, а также на подрабатываемых территориях, за исключением случаев, когда МНЗ на проектные работы разрабатываются для определения стоимости проектной документации на производство работ и (или) проектирование объектов для строительства в указанных в настоящем пункте условиях.
14. Разработка МНЗ на проектные работы осуществляется в соответствии с положениями настоящей главы Методики по номенклатуре, определенной планом утверждения (актуализации) сметных нормативов.
15. При разработке МНЗ на проектные работы необходимо руководствоваться следующими условиями:
а) параметры и нормативы цены проектных работ разрабатываются в текущем уровне цен по состоянию на 1 января года разработки МНЗ на проектные работы;
б) в случаях, когда год разработки и год утверждения МНЗ на проектные работы не совпадают, дополнительно выполняется пересчет параметров и (или) нормативов цены проектных работ, включенных в такие МНЗ на проектные работы, в текущий уровень цен с применением к ним коэффициента изменения сметной стоимости проектных работ, рассчитанного как отношение индексов изменения сметной стоимости проектных работ для строительства, информация о которых размещена в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, созданной и эксплуатируемой в соответствии с Положением о федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2016 г. N 959 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 40, ст.5741; 2020, N 48, ст.7765) (далее соответственно — индекс изменения сметной стоимости проектных работ, ФГИС ЦС), действующих на 1 января года, в котором утверждается разработанная редакция МНЗ на проектные работы к соответствующим индексам изменения сметной стоимости проектных работ, действовавшим на 1 января года разработки МНЗ на проектные работы;
г) параметры и нормативы цены проектных работ разрабатываются на весь объем проектных работ, включающий подготовку проектной и (или) рабочей документации. Для отдельных разделов проектной документации, по которым подготовка рабочей документации не требуется, параметры и нормативы цены проектных работ разрабатываются на объем работ, включающий подготовку только проектной документации;
д) при наличии факторов, усложняющих или упрощающих проектирование объекта строительства, в составе МНЗ на проектные работы предусматриваются корректирующие коэффициенты, разрабатываемые в соответствии с пунктами 78-81 Методики, представляющие собой числовые показатели, отражающие изменение трудоемкости выполнения проектных работ при наличии усложняющего или упрощающего фактора. Цена проектных работ, определяемая с учетом корректирующих коэффициентов, является основой для расчета стоимости проектных работ;
е) в случаях, если подготовка иной технической документации предусмотрена нормативными правовыми актами или техническими документами, регламентирующими вопросы архитектурно-строительного проектирования, в МНЗ на проектные работы учитывается стоимость подготовки такой документации;
ж) для раздельного определения стоимости проектных работ в составе МНЗ на проектные работы разрабатывается и приводится распределение цены проектных работ по видам документации (проектная документация, рабочая документация, иная техническая документация (при наличии), предназначенная для строительства);
з) в состав МНЗ на проектные работы включаются перечень разделов проектной документации и соответствующих комплектов рабочей документации, и перечень основных проектных работ, стоимость разработки которых учтена ценами МНЗ на проектные работы, либо указывается ссылка на нормативные правовые акты и технические документы, регламентирующие вопросы архитектурно-строительного проектирования объектов, для которых выполняется разработка МНЗ на проектные работы (далее — технические документы архитектурно-строительного проектирования объектов);
и) в составе МНЗ на проектные работы разрабатываются таблицы относительной стоимости проектных работ по разделам проектной документации и соответствующим комплектам рабочей документации или по видам выполняемых проектных работ (составных частей комплекса проектных работ), за исключением случаев разработки МНЗ на проектные работы, предназначенных для определения стоимости отдельных разделов проектной документации;
к) в МНЗ на проектные работы включается перечень дополнительных проектных работ, сопутствующих работ и расходов, стоимость разработки которых не учтена ценами МНЗ на проектные работы (при наличии). При этом дополнительные проектные работы, относящиеся к функциям заказчика и выполняемые проектной организацией по его поручению, выделяются в отдельный пункт;
л) перечень разделов проектной документации по работам, учитываемым и не учитываемым параметрами и нормативами цены проектных работ, определяется в соответствии с требованиями Положения N 87;
м) при определении перечня разделов рабочей документации и перечня проектных работ, учитываемых и не учитываемых параметрами и нормативами цены проектных работ, следует руководствоваться требованиями к содержанию рабочей документации, определяемыми стандартами, применяемыми при разработке рабочей документации, а также требованиями нормативных правовых актов и технических документов архитектурно-строительного проектирования объектов, для которых выполняется разработка МНЗ на проектные работы (государственные стандарты, своды правил, строительные нормы, действующие на дату представления МНЗ на проектные работы на утверждение (далее соответственно — ГОСТ, СП).
16. В состав МНЗ на проектные работы при их разработке включаются следующие главы:
а) «Общие положения»;
б) «Способы определения стоимости проектных работ»;
в) «Параметры и (или) нормативы цены проектных работ»;
г) «Корректирующие коэффициенты», учитывающие усложняющие (например, опасные природные процессы и явления, сложные природные условия, (пункты 12, 22 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010 N 1, ст.5) (далее — Федеральный закон N 384-ФЗ), а также проектирование объектов капитального строительства с установкой импортного основного технологического оборудования, применяемого в Российской Федерации впервые) или упрощающие (отсутствие необходимости выполнения какого-то вида или раздела проектных работ) факторы и условия проектирования (при наличии);
Уточненный перечень глав устанавливается заказчиком разработки сметного норматива в техническом задании на разработку МНЗ на проектные работы.
17. В главе «Общие положения» МНЗ на проектные работы приводятся:
а) область применения МНЗ на проектные работы;
б) наименование вида объектов строительства (зданий, сооружений, систем) и (или) раздела проектной документации, и (или) вида проектных работ, для определения стоимости которых применяется МНЗ на проектные работы;
в) перечень видов объектов строительства и (или) проектных работ, для которых разработаны параметры и нормативы цены проектных работ;
ИсточникСметная стоимость строительства: судебная практика
Причинами некорректной сметной оценки стоимости строительства (строительно-монтажных работ, ремонтных работ, сопутствующих работ) чаще всего являются ненадлежащие результаты работы при составлении локально-сметных расчетов.
В свою очередь, некорректные результаты являются следствием целого ряда причин. Это и неактуальные проектные решения, неверное или необоснованное применение расценок и нормативов, а также технические ошибки.
Отдельным направлением необходимо выделить некорректно определенную и зафиксированную стоимость строительства, когда ее основой является неверно определенная и зафиксированная стоимость объекта капитального строительства.
В любом случае, неверно определенная и зафиксированная оценка стоимости строительства является причиной для возникновения спорных ситуаций, которые также необходимо разделить по направлениям:
- споры, связанные с необоснованным завышением сметной стоимости строительства;
- споры, связанные с необоснованным занижением сметной стоимости строительства.
Споры, связанные с необоснованным завышением сметной стоимости строительства
Фактическая стоимость работ априори ниже установленной в контракте. Подрядчика обязывают вернуть (зачастую в бюджет) часть полученных средств, по исполненным уже договорам подряда, ввиду того, что их цена превышает фактическую стоимость выполненных работ. При этом, работы уже выполнены, но, контролирующие органы установили перерасход бюджетных средств, ввиду того, что фактическая стоимость выполненных работ существенно ниже той, которая установлена в контракте. Подрядчику направляется предписание об обязательном возврате денежных средств в сумме равной разнице между начальной (по контракту) стоимостью выполненных работ и фактической (установленной позднее) стоимостью выполненных работ.
Разумеется, если подрядчик не согласен с такими выводами и предписанием, необходимо инициализация судебного разбирательства. Предметом доказывания является конгруэнтность стоимости работ, фактической и установленной в контракте. При этом, если все же разница есть, то целесообразно ее компенсировать дополнительными работами, которые могли быть выполнены по контракту, приведя соответствующие доказательства.
Анализ судебной практики показывает, что если зафиксирована разница между оплаченной стоимостью работ (завышенной) и их фактической стоимостью, то подрядчика обяжут эту разницу вернуть. Поэтому существенное значение приобретает подготовка к тому, чтобы эту разницу уменьшить стоимостью работ, которые не были предусмотрены контрактом, но были выполнены. То есть на стадии выполнения работ, ведь именно тогда становится очевидно, что их стоимость завышена, требуется особое внимание уделять согласованию допработ, пусть даже и без перспектив их оплаты.
Также в ряде случаев целесообразно проводить экспертизу стоимости работ, разумеется, если есть уверенность, что их фактическая стоимость превышает ту, что зафиксирована в актах выполненных работ, или ее полная стоимость позволяет перекрыть разницу, которую обязывают вернуть, в рамках зафиксированного «превышения сметной стоимости».
Спорные ситуации, связанные с тем, что в ходе работ необходимо проводить перерасчеты
Ввиду того, что в начальных локальных сметных расчетах содержатся неточности, применены неверные коэффициенты или расценки, стоимость работ по контракту классифицируется как необоснованно завышенной.
Самая распространенная ситуация, к примеру, когда в локальных сметных расценках использованы некорректные расценки, также весьма часто встречаются превышения допустимых лимитов на накладные расходы, используются неверные региональные или т.н. «зимние» коэффициенты. При этом такие ошибки допускают или заказчик отдельно, или стороны совместно. Потом, при перерасчете, выясняется, что стоимость работ завышена, разницу подрядчик должен вернуть заказчику.
Действия подрядчика при его несогласии и неготовности возвращать полученные за работу денежные средства аналогичны тем, что приведены выше. Важно грамотно обосновать то, что несмотря на стоимостные разногласия, достигнута главная цель контракта, надлежащее состояние объекта, что по сути является целью работ.
Как правило, в судебных спорах по данным направлениям подрядчики являются ответчиками. В рамках достижения своих целей в суд необходимо предоставлять не только доказательства выполненных работ, с надлежащим разъяснением того, что основная цель достигнута. Обязательными к предоставлению является результаты экспертной оценки стоимости выполненных работ, то есть той суммы, которая отражает фактическую стоимость выполненных работ, включающая также в себя стоимость работ, которые контрактом не были предусмотрены. Именно разница между этой суммой и размером полученной оплаты является суммой, необходимой к возврату. Очевидно, что если результаты экспертной оценки стоимости выполненных работ включают в себя выполненные работы, которые контрактом не были предусмотрены, то эта разница существенно уменьшится, в некоторых случаях даже полностью нивелируется.
Споры, связанные с необоснованным занижением сметной стоимости строительства
Объем работ по контракту превышает цену контракта, явно или неявно, что невозможно было установить до подписания контракта.
Идентификаторов много, это и «обрезанные» группы расценок, или отказ, необоснованный от включения в сметы целых блоков необходимых работ, к примеру, подготовительных. Результат един, подрядчик должен выполнить объем работ больше, иногда намного больше, чем это предусмотрено контрактом.
Стоимость материалов, используемых в ходе работ по контракту превышает цену контракта, явно или неявно.
Аналогично предыдущему пункту, особенность может состоять в том, что использована информация о материалах, которые уже сняты с производства и их стоимость априори неактуальна.
Сознательное занижение сметной стоимости работ для «попадания в лимиты финансирования».
Является компиляцией двух предыдущих пунктов.
Неверная оценка состояния объекта (участка) и работ по его ремонту (строительству).
Изначально неверная оценка объема и содержания работ на объекте. С даты проведения изысканий, фиксирующих состояние объекта до даты выполнения работ, состояние объекта могло значительно ухудшиться, соответственно, объем работ, первоначальных, является явно недостаточным.
В данном случае требуется руководствоваться принципом необходимости достижения конечного результата, разумеется с тем, чтобы компенсировать подрядчику его расходы на проведение работ, не предусмотренных контрактом.
Как правило, данные ситуации (факты) возникают (обнаруживаются) еще в ходе работ по контракту. Подрядчику требуется грамотно и своевременно согласовывать выполнение дополнительных работ, не предусмотренных первоначальной технической или сметной документацией.
Основной объем спорных ситуаций зафиксирован как раз тогда, когда согласование дополнительных работ или не проводилось, или было проведено с нарушениями правил и порядка, установленного для таких процедур. И заказчики в таких случаях считают себя вправе отказывать в оплате таких работ.
Разумеется, что своевременно и грамотно проведенная процедура экспертной оценки стоимости выполненных работ, в том числе и дополнительных, существенно усиливает позиции подрядчика в суде.
Важно понимать, что если стороны согласовали проведение допработ, меняя их объем, это допустимо, но если вместе с объемом меняется и характер работ, то необходимо привлечение проектной организации, для корректировки проектных решений. Если же подрядчик «пропустил» данный шаг, то в случае отказа отплачивать допработы, при обращении в суд, отсутствие согласованных проектных решений (откорректированных) может является основанием не только для отказа заказчика отплачивать допработы, но и для отказа в приемки и оплате основного комплекса работ, как работ, выполненных с отступлением от проектных решений, утвержденных обеими сторонами.
ИсточникЛекция «Состав и структура сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ».
учебно-методический материал
Лекция «Состав и структура сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лекция «Состав и структура сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ». | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лекция: Состав и структура сметной стоимости строительства и строительно-монтажных работ.
Сметная стоимость строительства — это сумма денежных средств, необходимых для осуществления строительства и определяемых сметными расчетами на основе проектных данных и сметно-норматнвиой базы.
В соответствии с технологической структурой инвестиций в основной капитал и практикой работы подрядных организаций сметная стоимость строительства (реконструкции, капитального ремонта) формируется из следующих частей:
— стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
— стоимость работ по монтажу оборудования (монтажные работы);
— стоимость оборудования, мебели, инвентаря;
Строительные работы в целом подразделяются на общестроительные и специальные.
К общестроительным работам относят земляные, каменные, бетонные, монтаж строительных конструкций, устройство полов, кровель, а также отделочные работы. Специальными работами считаются буровзрывные, санитарно-технические, электротехнические и некоторые другие работы.
В сметном деле под монтажными работами понимаются работы по установке (монтажу) оборудования и прокладке устройств, связанных с оборудованием, монтажу технологических металлоконструкций, конструктивно относящихся к оборудованию, и другие монтажные работы.
Стоимость оборудования, мебели и инвентаря включает стоимость их приобретения (изготовления) и доставки на приобъектный склад всего комплекса в целом.
К прочим затратам относят расходы, не вошедшие в стоимость предыдущих затрат: отвод земельного участка, разбивка основных осей зданий и сооружений, средства на организацию и проведение подрядных торгов (тендеров), проектно- изыскательские работы, технический и авторский надзор, экспертиза проектной документации, прочие затраты по основной деятельности подрядных организаций, включаемые в стоимость подрядных работ.
Рекомендуемый перечень основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства, дан в приложении 8 МДС 81-35.2004. В сводной смете есть глава 9, которая так и называется: «Прочие работы и затраты».
Элементы сметной стоимости строительства в приведенной выше последовательности показываются в соответствующих графах 4-7 объектной сметы и сводного сметного расчета стоимости строительства.
Теперь о структуре. В экономике под ней понимается процентное соотношение отдельных составляющих к общему итогу.
Структура сметной стоимости строительной продукции различна в зависимости от видов строительства.
В целом структура сметной стоимости строительства за последние годы примерно следующая: стоимость строительных работ 63%, стоимость монтажных работ 4,5%, стоимость оборудования, мебели и инвентаря 18%, стоимость прочих затрат 14,5%. Итого 100%
Как мы видим, наибольшую долго в структуре сметной стоимости строительства занимает стоимость строительных работ. В деле совершенствования технологической структуры капитальных вложении (инвестиций) такое положение считается неудовлетворительным.
В условиях рыночной экономики и научно-технического прогресса следует увеличивать долю затрат на новое оборудование за счет снижения издержек производства по другим составляющим, в первую очередь себестоимости строительных работ, как наиболее пассивной части в данной структуре. Для этого есть немалые резервы, в том числе совершенствование сметного дела и повышение квалификации инженеров-сметчиков.
Сметная стоимость как строительных (ремонтно-строительных), так и монтажных работ (Ссмр) по методам расчета и экономическому содержанию в основном состоит из прямых затрат (ПЗ), накладных расходов (HP) и сметной прибыли (СП):
Ссмр = ПЗ + HP + СП.
При выполнении отдельного комплекса работ в локальной смете могут учитываться и другие (лимитированные) затраты, а также НДС.
Прямые затраты непосредственно (напрямую) связаны с выполнением определенного объема работ. Поэтому их величина определяется прямым счетом и зависит от объемов работ, необходимых ресурсов, сметных норм и цен на ресурсы.
В сумму прямых затрат входят:
МАТ- стоимость строительных материалов, деталей и конструкций (далее — материалы);
ОЗП — затраты на оплату труда рабочих-строителей;
ЭМ — расходы па эксплуатацию строительных машин и механизмов, включая
оплату труда рабочих-машинистов ЗПМ.
Отсюда вытекает формула прямых затрат:
ПЗ= МАТ + ОЗП + ЭМ
Уточним некоторые детали.
Прежде всего вспомним, что прямые затраты на единицу измерения работы называются единичной расценкой и приводятся в сборниках ФБР, ТЕР и др. Далее отметим, что оплата труда рабочих в составе прямых затрат с 1992 г. учитывает все расходы на оплату труда производственных рабочих, непосредственно занятых на строительных работах, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера и за неотработанное время в соответствии с трудовым законодательством (то есть дополнительная заработная плата).
Заработная плата рабочих, выполняющих некапитальные работы (возведение и разборка временных не титульных зданий и сооружений, благоустройство строительных площадок, подготовка объектов к сдаче в эксплуатацию и т. п.) учитывается в составе накладных расходов.
В сметную стоимость материалов входят затраты не только на их приобретение, но и расходы, связанные с предварительной заготовкой некоторых материалов и конечной доставкой на строительную площадку.
Стоимость эксплуатации машин включает затраты, предусмотренные сметными нормами и расценками (амортизационные отчисления, стоимость горюче-смазочных материалов и др., а также оплата труда рабочих, управляющих машинами).
Единичные расценки приводятся в сборниках ФЕР и ТЕР. В ФЕР они составлены «закрытыми», то есть с учетом стоимости материалов, наиболее типичных для выполнения данного вида работ. В сборниках ТЕР расценки, как правило, являются «открытыми», без учета стоимости основных материалов (песок, щебень, растворы, бетоны, сборные бетонные, железобетонные изделия и др.), стоимость которых дополнительно расценивается в локальных сметах.
Накладные расходы в составе себестоимости работ (сверх прямых затрат) предназначены для компенсации расходов строительных организаций иа обслуживание, организацию и управление строительством (административно-хозяйственные расходы и др.). Величина их определяется косвенным методом в процентах от фонда оплаты труда рабочих в составе прямых затрат.
Прямые затраты и накладные расходы в сумме образуют сметную себестоимость работ (С/С):
Сметная прибыль СП (раньше — плановые накопления) — это нормативная (га-рантированная) прибыль подрядной организации в составе сметной стоимости строительной продукции, необходимая для покрытия расходов строительной организации на развитие производства, социальной сферы и материальное стимулирование работников.
Источник