Строительно монтажные работы это закон

С 01 мая 2022 г. введён запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении строительных договоров (контрактов), заключённых в рамках Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ

Федеральным законом от 01.05.2022 г. № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ были внесены изменения в часть 1 статьи 8.3 ГрК РФ, согласно которым с 01.05.2022 г. введён запрет на применение сметных нормативов и цен строительных ресурсов при исполнении указанных в части 1 статьи 8.3 ГрК РФ строительных договоров (контрактов), заключённых в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной и Закона № 223-ФЗ о закупках (пояснение: в старой редакции этой нормы предусматривалось, что сметные нормативы при исполнении договоров (контрактов) не применяются, если иное не предусмотрено самими договорами (контрактами), а теперь действует полный запрет на применение сметных нормативов при исполнении таких строительных договоров (контрактов)).

Сметные нормативы и цены строительных ресурсов с 01.05.2022 г. применяются исключительно для формирования сметной стоимости строительства, используемой при формировании начальной (максимальной) цены договора (контракта) (пояснение: в отношении видов строительных работ и договоров (контрактов), предусмотренных ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ).

Лукашенко: Судьи слишком много нарушают закон в последнее время

Отменена обязательность членства в саморегулируемой организации для участников закупки строительных работ, если цена договора (контракта) не превышает 10 млн. рублей.

Государственные услуги

Контакты
Адрес: 355035, г. Ставрополь, ул.Спартака,2
Телефон: (8652) 74-71-75

Источник

Административная ответственность в строительстве

Строительство — это многогранная, сложная деятельность. В процесс строительства вовлекаются многочисленные субъекты. Между ними возникают разнообразные общественные отношения, урегулированные нормами различных отраслей права — административного, трудового, финансового, земельного, гражданского, хозяйственного и иных.

Эти отношения возникают не одновременно и не в равной степени для участников процесса строительства. Одни отношения возникают на стадии выделения участка под строительство, другие — на стадии возведения объекта, третьи — на стадии ввода объекта в эксплуатацию. Соответственно участники общественных отношений в данной сфере могут выступать в качестве заказчиков, инвесторов, соинвесторов, застройщиков, подрядчиков, регистрирующих органов и др. Между ними возникают правоотношения по поводу заключения договоров на строительство объектов, поставку стройматериалов, трудовых договоров или договоров подряда с работниками, получения разрешения на строительство, осуществления контрольно-надзорных мероприятий и т. д.

Технология строительства. Строительно-монтажные работы. 3 лекция

Понятие административной ответственности определяется в юридической литературе, преимущественно в теории административного права, и имеет разное толкование. В словаре по административному праву под административной ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности физических и юридических лиц, установленный законодательными актами в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций, охраны природных ресурсов, общественного порядка, всех форм собственности, безопасности, а также порядка осуществления государственной власти.

Что же касается вопроса, связанного с основанием административной ответственности, то действующее законодательство в ст. 4.1. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) довольно четко определяет: «Административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение». Поэтому никакие мысли, взгляды и убеждения, если они не связаны с совершением правонарушения, не могут повлечь за собой административную ответственность, так как она наступает только за конкретное действие или бездействие, предусмотренное КоАП.

Читайте также:  Типовой договор на монтажные работы образец

Состав же правонарушения представляет собой законодательное описание противоправного деяния. При оформлении составов законодатель всегда исходит из сущности и содержания проступка, что выражается в формулировках составов.

Административная ответственность наступает лишь при наличии оснований. Можно выделить три основания, наличие которых обязательно для наступления любой юридической ответственности:

— нормативное — систему норм административного права, регулирующих ее;

— фактические — деяния субъектов, нарушающие правовые предписания, охраняемые административными санкциями (административные правонарушения);

— процессуальные — акты компетентных субъектов о наложении конкретных административных взысканий на виновных лиц.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Следовательно, для наступления административной ответственности в строительстве необходимо наличие системы норм административного права, регулирующих ответственность.

Фактическим основанием административной ответственности является административное правонарушение — противоправное, виновное деяние физического или юридического лица, главным признаком которого является наказуемость, т. е. предусмотренность нормами Особенной части КоАП. В настоящей статье нашей задачей является выявление составов административных правонарушений в строительстве, предусмотренных КоАП.

В Особенной части КоАП содержится специальная глава (глава 21) «Административные правонарушения в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, благоустройства и пользования жилыми помещениями», в которой выделен ряд составов об административной ответственности в строительстве, к которым можно отнести:

— отступление от утвержденного архитектурного проекта (статья 21.1);

— самовольное внесение изменений в утвержденный строительный проект или отступление от него (статья 21.2);

— нарушение требований технических нормативных правовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (статья 21.3);

— нарушение требований проектной документации при проведении строительно-монтажных работ (статья 21.4);

— подписание документов, содержащих сведения, не соответствующие фактическим состоянию или качеству строительно-монтажных работ, строительных материалов, изделий или конструкций (статья 21.5);

— нарушение порядка приемки в эксплуатацию объектов строительства (очереди строительства, пускового комплекса) (статья 21.6);

— завышение объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ (статья 21.7);

— ненадлежащее выполнение работ, повлекшее завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат (статья 21.8);

— нарушение порядка представления информации об авариях зданий и сооружений и их расследования (статья 21.9);

— нарушение требований к содержанию строительной площадки (статья 21.11);

— самовольное строительство (статья 21.12);

— нарушение архитектурного решения фасада здания или сооружения (статья 21.13);

— нарушение правил благоустройства и содержания населенных пунктов (статья 21.14);

— нарушение правил пользования жилыми помещениями (статья 21.16);

— нарушение порядка проведения подрядных торгов при заключении договоров на строительство объектов (статья 21.17);

— нарушение законодательства в сфере строительства (статья 21.19).

Основная статья, которая, по нашему мнению, предусматривает наиболее общий состав административного правонарушения, введена в КоАП Законом Республики Беларусь от 28.12.2009 № 98-З. Это статья 21.19 КоАП «Нарушение законодательства в сфере строительства». Объективной стороной состава административного правонарушения является строительство, включая реконструкцию, ремонт, реставрацию, благоустройство объекта (очереди строительства, пускового комплекса), а также выполнение видов, этапов, комплексов строительно-монтажных работ без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке.

Диспозиция данной нормы является бланкетной, т. е. для квалификации административного правонарушения необходимо обращаться к обширному законодательству в сфере строительства, которое составляют довольно разнообразные акты как по субъекту, их издавшему, так и по юридической силе. Все они объединены тем, что обеспечивают регулирование строительной деятельности. Однако представляется, что диспозиция статьи 21.19 КоАП не в полной мере соответствует ее чрезвычайно широкому названию. К нарушениям законодательства в сфере строительства вполне можно отнести и иные составы, предусмотренные как статьями главы 21 КоАП, так и некоторыми иными, упоминавшимися нами выше.

Читайте также:  Прайс лист на монтажные работы деревянного дома

Для обоснования данного тезиса необходимо обратиться к сущности и содержанию строительства.

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» под строительством понимается деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.

Несколько более развернутое определение рассматриваемого термина содержится в Конвенции Международной организации труда от 20 июня 1988 г. № 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве». Для целей названной конвенции установлено, что термин «строительство» охватывает:

— строительные работы, включая земляные работы и возведение, конструктивные изменения, реставрационные работы, капитальный и текущий ремонт (включая чистку и покраску) и снос всех видов зданий или построек;

— гражданское строительство, включая земляные работы и возведение, конструктивные изменения, капитальный и текущий ремонт и снос, например, аэропортов, доков, гаваней, внутренних водных путей, плотин, защитных сооружений по берегам рек и морей и вблизи зон обвалов, автомобильных дорог и шоссе, железных дорог, мостов, тоннелей, виадуков и объектов, связанных с предоставлением услуг, таких как коммуникации, дренаж, канализация, водоснабжение и энергоснабжение;

— монтаж и демонтаж зданий и конструкций из элементов заводского производства, а также производство сборных элементов на строительной площадке.

Как следует из текста ст. 21.19 КоАП, административная ответственность наступает за нарушение законодательства в сфере строительства, если оно велось без наличия проектно-сметной документации, разработанной в установленном порядке, либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке.

Под проектной документацией на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта понимаются взаимоувязанные проектные документы, служащие основой для возведения, реконструкции, реставрации, ремонта, благоустройства объекта и представляющие собой обоснование инвестирования в строительство и (или) архитектурный проект, строительный проект в соответствии с выбранными заказчиком, застройщиком стадиями проектирования.

Сметная документация определяет стоимость возведения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта, благоустройства объекта.

Таким образом, проектно-сметная документация включает в себя целый ряд разделов. В частности, для архитектурного проекта строительства объектов жилищно-гражданского назначения требуется: общая пояснительная записка; генеральный план (квартала, микрорайона, градостроительного комплекса или очереди строительства, группы или отдельно стоящих жилых и общественных зданий); архитектурно-строительные решения; технологические решения; решения по инженерному оборудованию; экологический паспорт объекта и др. Каждый из этих пунктов состоит из множества подпунктов и представляет собой значительный массив информации. Перечисленные акты устанавливают требования не только к организации строительства, но и к обеспечению безопасных условий труда, санитарно-гигиенические, экологические требования и т. д. В связи с этим возникает вопрос о конкуренции ст. 21.19 КоАП с другими нормами данного Кодекса.

Например, ст. 9.17 КоАП устанавливает административную ответственность за нарушения правил по охране труда, которые, безусловно, встречаются в сфере строительства и зачастую связаны с ведением строительных работ без проектно-сметной документации либо по проектно-сметной документации, не прошедшей обязательную государственную экспертизу, либо по проектно-сметной документации, не утвержденной в установленном порядке. То есть в данном случае налицо конкуренция двух норм — статьи 21.19 КоАП и статьи 9.17 КоАП, и, соответственно, статья 9.17 будет являться специальной по отношению к статье 21.19.

Специальной нормой по отношению к ст. 21.19 КоАП, по нашему мнению, является также статья 20.8 КоАП, предусматривающая нарушение правил и норм безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте систем газоснабжения, магистральных газопроводов, нефтепроводов, нефтепродукто-

Читайте также:  Порядок начисления ндс при строительно монтажных работах

В определенной степени с данной нормой конкурируют статьи 23.41 КоАП «Самовольное занятие земельного участка», статья 15.10 КоАП «Нарушение порядка использования земли и требований по ее охране» и др.

Такие примеры можно продолжить. Представляется, что подавляющее большинство нарушений, так или иначе затрагивающих строительную сферу, — это «нарушения законодательства в сфере строительства», что подтверждает неудачность названия статьи 21.19 КоАП и позволяет сделать вывод, что составы административных правонарушений в строительстве по объекту противоправного посягательства можно разделить на две группы: 1 группа — общественные отношения, урегулированные непосредственно строительным законодательством; 2 группа — общественные отношения, урегулированные другими отраслями и институтами права, но возникающие в связи с осуществлением строительства. В свою очередь по объему эти нормы делятся на общие и специальные.

Изложенное позволяет сделать следующие выводы:

1) для наступления административной ответственности в строительстве необходимо наличие системы норм административного права, регулирующих ответственность. Представляется, что в эту систему должны входить нормы Особенной части КоАП, предусматривающие административную ответственность за конкретные деяния, нарушающие требования нормативных правовых актов в области строительства, а также нормы ПИКоАП, устанавливающие административно-правовой статус субъектов административной юрисдикции, права и обязанности участников административного процесса, процессуальные нормы, определяющие порядок осуществления административного процесса. В этой совокупности норм выделяются общие, единые для административного процесса по всем делам об административных правонарушениях, и специальные, относящиеся непосредственно к административной ответственности в строительстве;

2) составы административных правонарушений в строительстве предусмотрены статьями нескольких глав КоАП. Наряду с нормами главы 21 КоАП, в которой предпринята попытка сгруппировать эти нормы, сфера строительства так или иначе затронута в 12, 15, 18, 20, 22, 23 главах;

3) нормы КоАП, устанавливающие административную ответственность за нарушения обязательных требований в сфере строительства, зачастую конкурируют друг с другом, что создает значительные проблемы квалификации административных правонарушений.

С. А. Парменов,
начальник управления внешнеэкономической деятельности Минстройархитектуры

Источник
Рейтинг
Загрузка ...