Строительство без экспертизы проекта ответственность

При осуществлении надзора за исполнением требований градостроительного и строительного законодательства часто выявляются факты злоупотребления застройщиками правом возведения объектов капитального строительства без проведения экспертизы.
Так, под видом жилых домов не более 3 этажей строятся многоквартирные 4 — 5-этажные дома без проведения экспертизы проектной документации и без проведения государственного строительного надзора в период строительства объекта.
Возможность осуществления таких действий возникла в результате отсутствия в действующем законодательстве положений, регулирующих вопросы осуществления надзора за соблюдением строительных норм при возведении некоторых видов объектов капитального строительства.
Процедура прохождения экспертизы проектной документации объектов капитального строительства предусмотрена действующим градостроительным законодательством с целью обеспечения безопасности строящихся объектов для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, объектов инфраструктуры, имущества.

Экспертиза проектной документации: почему не стоит работать в этой сфере


Статьей 49 Градостроительного кодекса РФ установлено, что застройщик или технический заказчик обязан провести государственную или негосударственную экспертизу проектной документации объекта капитального строительства.
В то же время при возведении определенных видов объектов капитального строительства застройщики освобождены от обязанности направлять проектную документацию на экспертизу.
В перечень объектов капитального строительства, при строительстве которых не требуется проведения экспертизы проектной документации, входят многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.
Застройщики используют возможность строительства цокольного этажа и мансарды, которые не включаются в этажность, учитываемую при отнесении объекта к видам, при возведении которых требуется проведение экспертизы проектной документации. При этом цокольный этаж и мансарда оборудуются под эксплуатацию в качестве жилых или офисных помещений.
Установить факт возведения многоэтажного объекта капитального строительства без проведения экспертизы проектной документации в этом случае можно только после строительства объекта.
Так, на территории г. Костромы многократно выявлялись факты возведения многоквартирных 4 — 5-этажных жилых домов под видом объектов капитального строительства с количеством этажей не более 3, без проведения экспертизы проектной документации. В указанных объектах площадь цокольного этажа оборудовалась под офисные помещения, мансардного — под квартиры.
Возведение многоэтажных объектов капитального строительства под видом жилых домов с этажностью не более 3 этажей позволяет застройщикам не только избежать процедуры проведения экспертизы проектной документации, но и избежать осуществления строительного надзора во время строительства объекта, поскольку градостроительным законодательством (ст. 54 Градостроительного кодекса РФ) предусмотрено проведение государственного строительного надзора только в отношении объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе.

Тема: «Экспертиза проектной документации»


Органы, уполномоченные на проведение государственного строительного надзора, фактически лишены права его проведения в отношении указанных объектов.
В этой ситуации у застройщика появляется возможность возведения объектов, не отвечающих требованиям безопасности (например, в целях экономии средств на возведение объекта, снижения себестоимости и т.д.), что может привести к возникновению угрозы для жизни и здоровья людей, объектов инфраструктуры, имущества. Их строительство нарушает права владельцев соседних земельных участков и строений (освещенность, пользование стоянками автомобилей, детскими площадками и пр.), увеличивает нагрузку на инженерные сети (водопровод, канализацию).
Наличие в действующем законодательстве нормы об обязанности проведения строительного контроля в период строительства объекта (ст. 53 Градостроительного кодекса РФ) не решает проблемы, поскольку строительный контроль осуществляется самим застройщиком и поэтому не снимает опасности возведения им объекта, не отвечающего требованиям безопасности.
Следует отметить, что даже в случае проведения строительной экспертизы впоследствии (например, при признании действий застройщика незаконными в судебном порядке) невозможно установить в полном объеме соответствие объекта требованиям безопасности, поскольку недостатки могут быть скрытыми и их выявление возможно только во время проведения строительных работ.
Представляется возможным решить эту проблему путем законодательного закрепления обязанности проведения строительного надзора (или контроля) в период строительства объектов за саморегулируемыми организациями строителей.
Институт саморегулирования введен Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с целью замены недостаточно эффективной системы лицензирования строительной деятельности и повышения качества строительства зданий и сооружений за счет создания механизмов обеспечения имущественной ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями осуществляемых работ.
Саморегулируемые организации осуществляют выдачу допуска застройщикам на выполнение работ по инженерным изысканиям, проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, влияющих на безопасность объектов капитального строительства.
Перечень этих работ определен Приказом Минрегиона России от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» и включает работы, без проведения которых фактически невозможно возведение любых объектов капитального строительства.
Таким образом, практически все строительные организации, осуществляющие возведение объектов капитального строительства, проходят процедуру получения допуска для проведения указанных работ в саморегулируемых организациях, в которых они состоят.
Наличие механизма регулирования строительной деятельности путем функционирования саморегулируемых организаций строителей позволяет решить проблему необходимости осуществления строительного надзора за объектами, возведение которых не требует проведения экспертизы проектной документации.
Так, представляется целесообразным введение в действующее законодательство норм, устанавливающих обязанность саморегулируемых организаций по проведению строительного надзора за объектами, возводимыми строительными организациями, являющимися их членами, не подлежащими государственному строительному надзору.
В рассматриваемом случае гл. 6.1 Градостроительного кодекса РФ необходимо дополнить статьей, устанавливающей обязанность саморегулируемой организации проводить строительный надзор и порядок его проведения.
Применение этого механизма позволяет не только решить вопрос осуществления строительного надзора за рассматриваемыми объектами, но и повысить ответственность саморегулируемых организаций за деятельность строительных организаций, являющихся их членами.
Предлагаемый вариант статьи:
«Статья 55.14.1 Строительный надзор за выполнением работ и строительных материалов в процессе строительства объектов, не подлежащих государственному строительному надзору
1. Саморегулируемой организацией проводится контроль соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, осуществляемых ее членами на объектах, не подлежащих государственному строительному надзору.
2. Контроль соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется в отношении всех работ, входящих в перечень, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства.
3. Проведение проверок саморегулируемой организацией в рамках полномочий, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном документами саморегулируемой организации».
Часть 1 статьи 55.5 целесообразно дополнить п. 4 следующего содержания: «порядок проведения контроля соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства объектов, не подлежащих государственному строительному надзору».

Читайте также:  Проект строительства промышленной теплицы

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

  • Вся Россия
    +7 800 6007951

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Целью законопроекта является защита прав заемщиков по договору потребительского кредита (займа). В соответствии с указанной целью, законопроект направлен на совершенствование порядка расчета полной стоимости потребительского кредита, касающегося максимально точной оценки расходов заемщика, которые связанны с получением потребительского кредита.

В связи с тем, что деятельность платежных агентов сконцентрирована в социально значимых сегментах рынка платежных услуг, законопроектом устанавливаются расширенные требования к лицам, осуществляющим деятельность по приему платежей физических лиц. Также Банк России наделяется полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за деятельностью операторов по приему платежей.

Целью законопроекта является недопущение заключения сделок, влекущих отчуждение собственниками общего долевого имущества, в результате которых не выделенная в натуре доля в праве на неделимый объект собственности переходит к посторонним лицам в нарушение прав и законных интересов совладельцев.

Законопроект обращен на урегулирование отношений, связанных с открытием счетов эскроу. В целях исключения давления со стороны застройщика на участников строительства и урегулирования отношений предлагается уточнить в Законе № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве. » норму о сроке условного депонирования.

Целью законопроекта является создание правовой базы для деятельности информсистемы информационных ресурсов агропромышленного комплекса, которая дозволит обеспечить перевод в электронный вид, убыстрение процессов получения и увеличение эффективности мер госпомощи в сфере сельхозпроизводства, также сокращение издержек сельскохозяйственных производителей товаров на представление отчетности и её перевод в электронный вид.

Источник: lexandbusiness.ru

Рейтинг
Загрузка ...