Время от времени на новостных сайтах Минстроя России и СМИ появляются сообщения о принятии ТК 465 «Строительство» очередного национального стандарта на строительные материалы и изделия, идентичного европейскому стандарту ЕН. Общественность, не вдаваясь в детали, отмечала как хорошо, что мы движемся по европейскому пути. Профессионалы в кулуарах говорили о том, что принятые стандарты дублируются российскими стандартами и не затрагивают их интересы.
Но вот в ноябре 2017 года Ассоциация «Железобетон» подала в национальный орган по стандартизации (Росстандарт) апелляционную жалобу на отмену ГОСТ Р 57345-2016/ЕN 206-2013 «в связи с невозможностью его практической реализации на территории РФ и существенными противоречиями с действующими в России межгосударственными и национальными стандартами, а также сводами правил на бетоны».
В апелляции отмечалось перекрытие принятым стандартом областей применения 8 ГОСТ и 2 СП, который в свою очередь поддерживаются более 100 российскими стандартами. Особо отмечалось, что одновременное действие ГОСТ 18105-2010 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности», включенного в Перечень документов обязательного применения (постановление Правительства РФ № 1521) и ГОСТ Р 57345-2016/ЕN 206-2013 приведет к серьезным юридическим последствиям для строительных компаний и контролирующих органов. Причем четыре обязательных приложения к стандарту абсолютно не вписываются в действующую систему отечественных нормативных документов и могут применяться только после их отмены.
Строительство домов из полистиролбетона. Это выгоднее чем покупать. Это самый качественный материал
Отмечалось не только отсутствие 34 нормативных (обязательных) ссылочных стандартов, но даже их переводов. Указывалось, что стандарт устанавливает требования по сертификации бетона и его компонентов. Целый ряд разделов стандарта устанавливает требования по взаимодействию проектировщиков, заказчиков, подрядчиков и контролирующих организаций, которые не соответствуют градостроительному законодательству и отечественной практике. Вывод – введение данного стандарта «полностью разрушает сложившуюся систему технического регулирования и стандартизации в области бетона и железобетона».
********
Как же проходило разбирательство этой апелляции?
Начнем с того, что директор НИИЖБ им. А.А.Гвоздева АО НИЦ «Строительство» А.Н.Давидюк (автор стандарта) в своем письме в ТК 465 указал, что принятый стандарт ничего не разрушает, а только «дополняет на альтернативной основе существующую систему стандартов». Но чуть дальше он отметил, что в Евросоюзе приняты другие методы испытаний, поэтому необходимо проведение соответствующей НИР по сопоставлению методов.
И самое главное, он отметил, что прочность бетона по европейским методам испытаний по абсолютной величине выше, чем прочность бетона по российским стандартам. Цитирую автора стандарта: «Иными словами, проектная характеристика бетона по прочности на сжатие, назначенная по ГОСТ Р 57345-2016/ЕN 206-2013 будет переоценивать прочность бетона в реальной конструкции, что повлечет снижение надежности конкретного строительного объекта на стадии эксплуатации». Также в письме отмечалось, что в принятом стандарте вообще отсутствуют такие характеристики бетона, как водонепроницаемость и морозостойкость.
ЭТО ПРОИСХОДИТ ПРЯМО СЕЙЧАС! Строительство во всем мире может остановится
Вывод автора стандарта – «Прямое применение ГОСТ Р 57345-2016/ЕN 206-2013 в реальной практике производства бетона и проектирования железобетонных конструкций будет возможно после проведения НИР…». Вы думаете это окончательный вывод? Нет! Далее следует рекомендация отклонить апелляцию Ассоциации «Железобетон», т.к. Ассоциация должна содействовать повышению качества продукции через применение международных стандартов в отечественной практике, при этом «вопросы технического регулирования не являются согласно уставу предметом ее деятельности».
Как можно повышать качество бетона, не оспаривая стандарты, снижающие его качество и надежность, автор умалчивает. Но при этом директор НИИЖБ не забыл применить меры административного регулирования, запретив сотрудникам института и членам общественных формирований, в частности Ассоциации «Железобетон», участвовать в обсуждении апелляции (распоряжение от 19.01.2018 №1).
А ведь было кому запрещать — половина членов рабочей группы по разработке стандарта РГ 27.2 ТК 465 высказалась категорически против принятия стандарта (к.т.н. С.В.Эккель, ведущий научный сотрудник лаборатории «Технологии бетона» НИИЖБ, к.т.н. М.Н. Бруссер, руководитель ЦТС НИИЖБ, к.т.н. М.Я.
Якобсон, ведущий научный сотрудник лаборатории бетонов НИИЖБ, к.т.н., С.А.Подмазова). О каком соблюдении принципа консенсуса можно говорить, когда существенные замечания членов рабочей группы были просто проигнорированы?
Более того, в статье по данной тематике в журнале «Технология бетонов» (№ 9-10, 2017, авторы: А.Н.Давидюк и Ю.С.Волков) говорится о том, что «несколько неожиданно появился еще один документ европейского происхождения». Напомню, что это пишут авторы стандарта!
В статье говорится о том, что ГОСТ Р 57345-2016/ЕN 206-2013 введен «при наличии действующих российских стандартов», «в предисловии не указано каким образом соотносится этот документ с действующими отечественными стандартами», констатируют отсутствие ссылочных стандартов. Авторы статьи пишут «таким образом, практическое применение ГОСТ Р 57345-2016/ЕN 206-2013 оказывается замороженным с момента его утверждения», «появление стандарта в том виде, в каком он утвержден Росстандартом, вызывает массу недоуменных вопросов у всех специалистов отрасли по производству бетона». В статье также говорится об отсутствии ряда характеристик и переоценке прочности бетона в реальных конструкциях. Еще раз: это пишут именно разработчики этого самого « внезапного» стандарта!
Но если директор организации-разработчика стандарта узнает о нем после утверждения и выступает против этого стандарта, также, как и половина состава рабочей группы, созданной на базе НИИЖБ, то как проходили его разработка и утверждение?
Или мы обсуждаем «машинным» образом сделанный перевод стандарта, который не удосужились прочитать его авторы? Или авторы были «назначены» явочным путем при продавливании этого стандарта?
****
Автор данной статьи, будучи членом комиссии по апелляциям Росстандарта, присутствовал на заседаниях рабочей группы комиссии и самой комиссии. Абсурдность ситуации заключается в том, что со стороны Минстроя России защитниками стандарта выступали представители НИИЖБ, чьи цитаты против этого стандарта приведены выше.
В протоколе Рабочей группы комиссии по апелляциям было отмечено:
1. Невозможность проектирования железобетонных конструкций по сводам правил СП 63.13330, СП 28.13330, СП 14.13330, СП 20.13330 и др., входящим в утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 Перечень национальных стандартов и сводов правил обязательного применения в случае применения в данных документах ГОСТ Р 57345-2016/EN 206-2013 (в качестве поддерживающего стандарта) в связи с различными требованиями к основным нормируемым и контролируемым показателям качества бетона: классу по прочности на сжатие; классу по прочности на осевое растяжение; марке по морозостойкости; марке по водонепроницаемости; марке по средней плотности; марке по самонапряжению; пределу огнестойкости; по защите строительных конструкций от воздействия агрессивных сред и др.
2. Снижение надежности строительного объекта в результате переоценки прочности бетона в реальной конструкции с учетом разницы методик испытаний прочности бетона, схем контроля прочности бетона по каждому виду нормируемой прочности по ГОСТ 18105 и ГОСТ Р 57345-2016/EN 206-2013, различных требованиях к обеспечению долговечности бетона и конструкций во времени в ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 31384 и ГОСТ Р 57345-2016/EN 206-2013.
3.Отсутствие важнейших характеристик бетона в ГОСТ Р 57345-2016/EN 206-2013 (морозостойкость и водонепроницаемость).
4. Противоречия с действующими ГОСТ Р по терминологии, классификации, методам испытаний, требованиям к производителям сырья (щебень, песок, цемент, добавки), отсутствии необходимой испытательной базы.
5. Некачественный перевод стандарта ЕН 206, что противоречит требованиям основополагающего ГОСТ Р 1.7-2014.
6. Наличие в ГОСТ Р 57345-2016/EN 206-2013 требований, противоречащих градостроительному законодательству (в части требований по взаимодействию участников строительного рынка), законодательству по техническому регулированию и стандартизации, в том числе, в части односторонних обязательств по признанию европейских технических свидетельств, правил и результатов сертификации продукции и аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации, введение обязательной процедуры декларирования соответствия для бетона.
7. Отсутствие 78-ми зарегистрированных переводов стандартов, указанных в разделе «Нормативные ссылки» (44 документа) и «Библиография» (34 документа) ГОСТ Р 57345-2016/EN 206-2013, что противоречит положениям основополагающего ГОСТ Р 1.7-2014, а также затрудняет применение положений ГОСТ Р 57345-2016/EN 206-2013 ввиду отсутствия указанных переводов;
8. Нарушение правил достижения консенсуса в ТК 465 «Строительство», т.к. существенные замечания членов РГ не устранены и не рассмотрены в ТК 465, что является нарушением пункта 4 приказа Росстандарта от 05.05.2016 № 548.
*******
За время рассмотрения апелляции в Росстандарт поступило письмо президента НП «Союз производителей бетона» Д.Е.Пожарова от 22.01.2018 № 02/18, в котором также отмечаются проблемы применения указанного стандарта в бетонном производстве, «абсолютно не совместимого с российскими стандартами». В письме отмечено, что благодаря таким методам внедрения европейских стандартов «создана благоприятная почва для будущих обрушений, катастроф, хаоса и злоупотреблений».
Вспомним статью в отраслевом журнале «Строительство и на сайте АНСБ «Дома, прочные на две трети», в которой говорилось о причинах снижения прочности железобетонных конструкций по сравнению с проектной. Неужели к данным проблемам добавится снижение прочности конструкций на 30-40% за счет применения «гармонизированного» стандарта?
Что же произошло в итоге 5-месячного рассмотрения данной апелляции? Комиссия по апелляциям приняла 30 марта 2018 года решение приостановить действие ГОСТ Р 57345-2016/EN206-2013 до полного перевода ссылочных документов. Другое решение по отмене стандарта не было поддержано комиссией при голосовании с перевесом в один голос.
К сожалению, комиссия не рассмотрела по существу, как саму апелляцию, так и результаты ее рассмотрения на рабочей группе по стандартизации, созданной при комиссии по апелляциям (протокол от 23.01.2018 № 7). Было проигнорировано то, что принятый национальный стандарт ГОСТ Р 57345-2016/EN206-2013 содержит многочисленные противоречия (нарушения) с действующим законодательством о техническом регулировании (федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ, федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ), о стандартизации (федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ), градостроительным законодательством (федеральный закон от 22.07.2005 № 117-ФЗ), об аккредитации (федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ), а также с рядом нормативных правовых актов (постановление Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521, приказ Росстандарта от 05.05.2016 № 548). Также не рассмотрены по существу нарушения основополагающих стандартов при принятии ТК 465 указанного стандарта.
Почему так произошло? В протоколе комиссии по апелляциям отмечены позиции Минстроя России (письмо от 07.02.2018) о выполнении работ по утверждению указанного стандарта в соответствии с поручениями протокола заседания Президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России от 04.03.2014 № 2 и поручением Правительства РФ от 16.06.2010 № ИШ-П9-4012.
Да, в этих поручениях говорится о «гармонизации российских и европейских стандартов в области строительства (еврокодов) в целях применения передовых инновационных технологий и материалов». Но разве в них говорится о принятии стандартов в нарушение установленных законодательством о стандартизации правил и процедур, о принятии стандартов только в качестве идентичных при существенных отличиях российского и европейского законодательства в области строительства? В поручениях и речи нет об этом!
Кроме того, в поручениях говорится о гармонизации Еврокодов – европейских норм по проектированию. Несмотря на то, что 56 Еврокодов (из 58 существующих) были переведены национальными объединениями в области строительства, были разработаны национальные приложения к ним с учетом климатических, геофизических, технологических и других российских особенностей, до сих пор эти документы не изданы и не введены в качестве альтернативных.
Стандарты на строительные материалы и изделия (в т.ч. на бетон) должны выступать в качестве поддерживающих Еврокоды. Какой смысл в этих стандартах в отсутствии увязанных с ними норм проектирования? В Беларуси Министерством по архитектуре и строительству и Госстандартом было принято официальное решение о выборе инвестором (заказчиком) системы нормативно-технических документов: или на основе белорусских ТКП и СТБ, или на основе гармонизированных с Еврокодами ТКП ЕН и СТБ ЕН. При этом не происходит смешения разных систем НТД с различными требованиями и подходами. То есть ситуации, когда результаты испытаний бетона по европейским стандартам, отличающиеся на 30-40% от испытаний по российским стандартам в сторону завышения прочности (заключение экспертов НИИЖБ), будут использованы в расчетах по российским сводам правил и приведут к снижению (переоценке) прочности реальной конструкции, не может быть в принципе.
Указание данных поручений можно рассматривать в качестве административного давления на членов комиссии по апелляциям, при этом данные поручения не имеют никакого отношения к сути рассматриваемых нарушений при принятии указанного стандарта.
Учитывая, что применение ГОСТ Р 57345-2016/ЕN 206-2013 не только нарушает требования российского законодательства, но и может привести к снижению надежности, безопасности и долговечности строительных конструкций, зданий и сооружений (ведь бетон – это по образному выражению «хлеб» строительства), данный стандарт должен быть полностью пересмотрен в целях его приведения его в соответствие с действующим законодательством и обеспечения безопасности и надежности зданий и сооружений.
********
Одним из поводов для написания этой статьи является то, что решение Комиссии по апелляциям (пункт 3.1 протокола от 30.03.2018 № 6) до настоящего времени не выполнено – стандарт продолжает действовать (по информации на сайте Росстандарта).
Автор настоящей статьи участвовал в переговорах по Соглашению о сотрудничестве между Росстандартом и европейскими органами по стандартизации СЕН/СЕНЕЛЕК. Мы напомнили европейским коллегам о необходимости учета национальных особенностей страны (климатических, геофизических… и даже технологических) при принятии европейских стандартов. Это установлено не только в Руководствах ИСО/МЭК, но и в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле. Нам удалось добиться в подписанном Соглашении права на принятие стандартов с учетом национальных особенностей. Так почему стандарты на строительные материалы и изделия принимаются только в качестве идентичных без учета этих особенностей?
В отсутствие взвешенных и продуманных государственных решений по гармонизации российских и европейских стандартов мы можем в ближайшее время столкнуться с аналогичными проблемами для большого количества строительных материалов и изделий. Ведь в указанном письме Минстроя России говорится о большом массиве взаимосвязанных стандартов (96 стандартов), принятых на таких же принципах и подходах «гармонизации», о том, что отмена стандарта на бетон создаст предпосылки к отмене этих стандартов. Представьте себе перечисленные в статье и заключении рабочей группы по апелляциям проблемы по стандарту на бетоны, умноженные на 96!
Приняты «идентичные» стандарты на арматуру, цемент, кирпичи и блоки, различные конструкции, крепежные изделия, кровельные материалы, растворы и т.д.
В ГОСТ 57293-2016/EN 197-1:2011 «Цемент общестроительный. Технические условия» в разделе 9.1 утверждается, что «сертификация цемента на соответствие настоящему стандарту проводится полномочным органом по стандарту EN 197-2», описывается схема сертификации, указываются стандарты ЕN на методы испытаний. Ссылочные европейские стандарты (обязательные для соблюдения этого стандарта) приняты на несколько лет (до 22 лет) позже соответствующих неэквивалентных российских стандартов, при этом по большинству позиций российские стандарты вообще отсутствуют, как и переводы стандартов EN. И если сейчас в перечне ГОСТ обязательного применения (на сайте Росстандарта) при сертификации цемента ГОСТ 57293-2016/EN 197-1:2011 не указан, то, как только будет принят соответствующий технический регламент ЕАЭС, применение ГОСТов станет добровольным, и производители смогут применять данный «идентичный» стандарт для подтверждения требований регламента.
Ассоциациям (союзам) производителей строительных материалов и изделий нельзя прятать голову в песок и делать вид, что наличие альтернативных стандартов, противоречащих национальному законодательству и стандартам, никого не затрагивает. Ведь на прошедшей комиссии по апелляциям уже было отмечено, что ГОСТ Р 57345-2016/EN206-2013 уже живет своей жизнью – на него уже сделаны ссылки в нескольких национальных стандартах и сводах правил.
Используя данные стандарты, европейские производители, не утруждая себя соблюдением российских требований, поставляют продукцию по своим стандартам, организуют взаимодействие с участниками строительного процесса по своим европейским правилам. При проводимом в настоящее время введении для отдельных видов строительных материалов и изделий обязательного декларирования или сертификации не окажутся ли эти стандарты в числе обязательных? Не вспомнят ли заинтересованные производители об обязательствах по признанию европейских сертификатов, технических свидетельств и аккредитации, закрепленных в этих стандартах?
И это не фантазии автора. В письме Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ) в РСПП приводятся примеры поставки анкерных систем европейского производства по ГОСТ Р 57355-2016/ЕN 1537:2014 «Анкеры грунтовые, Правила производства работ», при этом поставщики заявляют, что марки стали для изготовления анкеров должны соответствовать исключительно требованиям стандарта EN, настаивают на ссылке на данный стандарт в проектной документации. Таким образом, данный стандарт, также как и стандарт ГОСТ Р 57342-2016/EN 14199:2005 «Микросваи. Правила производства работ» лоббируют интересы европейских производителей трубопрокатной продукции. И это при наличии более высоких механических характеристик труб из российских сталей (по данным МИСиС, НИИЖБ и др.) при более низкой стоимости.
Авторы упомянутых в статье обращений ставят резонные вопросы о ревизии ранее принятых «гармонизированных» стандартов, о разработке методологии гармонизации международных (европейских) стандартов с учетом надлежащего экономического обоснования целесообразности их принятия.
На первом заседании Рабочей группы по строительству при Совете по стандартизации Росстандарта в качестве одной из первоочередных проблем было заявлено «отсутствие программ (принципов и подходов) гармонизации национальных, международных и региональных (европейских) стандартов и, как следствие, снижение уровня конкурентоспособности российских производителей строительных материалов, изделий и конструкций на внешних рынках». Надеюсь на активную позицию представителей строительного сообщества в анализе и разрешении данной проблемы.
Сергей Пугачев,
Председатель Комитета ТПП РФ
по техническому регулированию,
стандартизации и качеству продукции,
руководитель Рабочей группы по строительству
при Совете по стандартизации Росстандарта,
член комиссии по апелляциям
Росстандарта
Источник: ancb.ru
Где здания безопаснее: в России или на Западе?
Давайте попробуем сопоставить требования к безопасности зданий в России и на Западе? На мой взгляд, интересно узнать, чьи нормы жестче, а, следовательно, чьи здания имеют большую материалоемкость и стоимость?
Еще несколько лет назад, в период теплых отношений с Европой, на всех уровнях, в т.ч. на министерских, активно развивался процесс по «гармонизации российской и европейской системы нормативных документов в строительстве», целью которого являлось создание благоприятных условий для укрепления экономических связей в строительной отрасли между Россией и Европой.
Предполагалось, что это позволит убрать технические барьеры в торговле, ведь чтобы экспортировать строительные материалы и оборудование в Европу требуется обеспечить соответствие качества продукции требованиям Евросоюза.
Интересен опыт цементной промышленности Беларуси. Некогда республика занимала около 40% рынка цемента в Литве и Латвии и 20% — в Польше. С их вхождением в Евросоюз экспорт цемента из Беларуси обрушился, так как новые члены ЕС ввели у себя евростандарты на цемент.
После того, как европейские стандарты на цемент были введены, белорусское присутствие на рынках Евросоюза сохранилось. Кроме того, цемент, произведенный по евростандартам, с успехом начал продаваться на рынках России и других стран СНГ, а также на внутреннем рынке страны.
(Журнал «Цементное пространство», № 7 (2012).
Кроме того, внедрение европейских норм в строительстве должно привести к росту иностранных инвестиций в строительство РФ. Иностранные компании не редко требуют, чтобы здания для их бизнеса были спроектированы и построены с учетом европейских норм.
На данный момент часть требований, принятых в Евросоюзе, учтены в ряде нормативных документах РФ. К ним относятся, прежде всего ГОСТы, вы можете видеть на обложках официальных изданий надпись «ГОСТ EН», что означает, что этот стандарт идентичен международному стандарту.
МЧС России практически на четверть привело действующие российские стандарты в сфере пожарной безопасности в соответствие с европейскими нормами.
Общий подход к проектированию и строительству способствует обмену услугами в области строительства между странами участниками, обеспечивает возможность товарооборота строительных материалов и оборудования, стандартизирует обучение проектированию, позволяет унифицировать специализированное программное обеспечение.
Отличие европейских норм от российских СП
Главное отличие европейских норм от российских СНиПов и пришедших им на смену СП состоит в том, что EN (European Norms, Европейские нормы), условно говоря, описывают конечный результат, а наши СП описывают методику.
Иначе говоря, европейские нормы описывают, каким критериям должен отвечать конечный продукт — прочность и устойчивость здания, качество воздуха и прочее. Аналог EN в России — это ГОСТы, в них тоже описываются результаты.
А вот в СП содержится рекомендуемые параметры и инженерные способы их достижения, обеспечивающие весь комплекс требований. В них описываются строительные технологии.
Евронормы также дают стандарты на материалы и изделия, которые допускаются к применению.
Структура европейских норм такова. Обязательные Европейские строительные стандарты – документы, позволяющие осуществлять унификацию проектирования и строительство объектов, независимо от их географического местоположения.
Климатические и прочие особенности учитываются в специально разрабатываемых национальных приложениях, количество параметров, которые определяются на национальных уровнях достигает 1500 единиц.
Существует особый тип норм — еврокоды, которые регламентируют область проектирования конструкций зданий.
Безопасность конструкции зданий
Для точной оценки и сравнения уровня безопасности и материалоемкости зданий, спроектированных в Европе и России, необходимо одновременно спроектировать здание по европейским нормам и по российским, а потом сравнить ведомости объемов работ.
Подобные эксперименты на примере комплексного проектирования зданий довольно дорогостоящи, поэтому такой работы не было выполнено.
Однако, предпринимались попытки сравнения на примерах отдельных конструкций. Вот их результаты.
- Сопоставление расчетов конструктивных элементов каркаса промышленного здания по требованиям российских и европейских норм показывает рост расхода материалов. Так, по данным ЦНИИПСК им. Мельникова расход стали (при расчете по еврокодам) увеличился на 30%.
- В докладе Минрегионразвития «Гармонизация российской и европейской систем нормативных документов в строительстве» сообщается следующее. Коэффициент перехода от нормативной прочности бетона к расчетной в СНиП равен 1,3, в то время как в Еврокоде ЕN 1992 этот коэффициент равен 1,5. Экспериментальные расчеты показывают, что применение только этого коэффициента по Еврокоду ЕN 1992 приведет к удорожанию железобетонных конструкций на стадии проектирования на 10-15% за счет увеличения материалоемкости (увеличение количества арматуры и более высокий класс бетона).
- В другом исследовании (ООО «ЭПиРИ», к.т.н. Н.Ю. Симон) был взят расчет основного элемента каркаса промышленного здания. Габариты здания в плане 48х120 м, два равных пролета, высота здания 19 м, шаг поперечных рам 12 м.
При сравнении нагрузок по требованиям европейских и российских норм:
- Снеговые нагрузки по требованиям европейских норм оказались в 1,8 раза выше.
- Ветровые нагрузки в 1,25 раза выше, чем по российским нормам.
- Как следствие высоких нагрузок значения усилий в элементах конструкций выше, чем по российским нормам: для участков колонн на 20-25%; для элементов стропильных ферм на 20-30%.
В результате, вариант расчета по европейским нормам дает перерасход стали до 30% по сравнению с расчетами по российским нормам.
Можно сделать такой вывод — здания, спроектированные по европейским нормам, рассчитаны на большие нагрузки, следовательно, на них уходит больше бетона и металла.
В целом, здания, запроектированные по еврокодам, имеют большую долговечность и надежность по сравнению со строениями, рассчитанными по нашим нормам.
Справедливости ради нужно сказать, что требования еврокодов к огнезащите металлоконструкций менее жесткие, чем в России, поэтому рост веса стальных изделий немного компенсируется снижением объема их огнезащитного покрытия, которое составляет около половины сметы. Поэтому разница в итоговой стоимости конструкций из металла по европейским и российским нормам менее драматична, чем можно ожидать.
Может ли это означать, что российские нормы не обеспечивают достаточную безопасность по сравнению с европейскими нормами? Конечно, нет. Вот одна из последних доступных статистик в гражданском строительстве.
Россия | Европа | |
Количество крупных обрушений (наличие пострадавших) 2012-2013 г | 58 | 19 |
Прим. Крупное обрушение с пострадавшими
Причины обрушений в России:
Причина | Процент |
Ошибки при проектировании | 9% |
Низкое качество строительных материалов | 12% |
Форс-мажорные обстоятельства (природные явления, аварии, взрывы и т.п.) | 14% |
Нарушение сроков эксплуатации | 25% |
Низкое качество монтажных работ | 40% |
Как видим, почти 80% обрушений связаны с низким качеством работ, материалов и превышением сроков эксплуатации.
В одном исследовании, касающимся промышленных зданий с металлическим каркасом, приводится следующая статистика причин аварий конструкций.
Статья «Аварии промышленных зданий: анализ причин», Пермяков М.Б., кандидат технических наук, доцент
Как видим, 82% случаев разрушений конструкций связаны с некачественным монтажом, материалами и нарушениями эксплуатации конструкций. Обратим внимание, что одной из причин указываются недостатки норм проектирования и правил изготовления и монтажа конструкций.
Противопожарные нормы
Рассмотрим другой аспект безопасности и стоимости зданий – защита от пожаров, для этого сравним некоторые требования NFPA и СП.
NFPA (National Fire Protection Association, национальная ассоциация пожарной безопасности США) – некоммерческая неправительственная организация, созданная по инициативе страховых компаний в 1896 году, занимающаяся разработкой и продвижением стандартов в области пожарной безопасности.
Сравнительный анализ отечественных и американских требований по количеству эвакуационных выходов показывает, что нормы NFРА существенно жестче, они допускают предусматривать один эвакуационный выход из жилого блока для проектируемых и существующих многоквартирных зданий лишь в тех случаях, когда они защищены автоматической системой пожаротушения (АУПТ), либо безопасная эвакуация по единственному пути эвакуации является практически гарантированной. Что касается отечественных норм, то здесь прослеживается расчет на работу спасательной пожарной техники.
Одним из наиболее существенных факторов обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре является протяженность и ширина путей эвакуации.
СП «Здания жилые многоквартирные» | NFPA 101 | |
Наибольшее расстояние от дверей квартиры до выхода, м | 25-40 | 10,7-15 (при наличии АУПТ) |
В целом в нормах США требования к путям эвакуации являются значительно более жесткими, чем в российских.
Нормы США позволяют снижать количество лестничных клеток и площадь коридоров в случае защиты здания системами автоматического пожаротушения, что позволяет владельцу здания получить больше полезной площади.
В США системами пожарной сигнализации и оповещения о пожаре должны быть оснащены практически все жилые здания, в то время, как в России в зданиях секционного типа до 10 этажей устанавливать эти системы не требуется.
Некоторые штаты активно продвигают установку спринклерных систем даже в частных домах и коттеджах. Скажем, в Миннесоте новые правила требуют установку домашних комнатных спринклерных систем (10-20 000 USD) во всех домах площадью от 420 квадратных метров. При этом ставка страхования домов снижается до 15%.
В этом вопросе вновь приходится констатировать, что в американских нормах заложен значительно более жесткий подход к вопросам обеспечения безопасности людей при пожаре.
Спринклеры используются с XIX века
Головка спринклера была изобретена в 1874 году Генри Пармэли, чтобы защитить его фабрику по производству фортепьяно. Идея спринклеров быстро распространилась по всему индустриальному миру.
В 1930-х годах спринклеры появились на рынке жилых зданий.
В России спринклерные системы пожаротушения появились в 90-х годах XIX века. Основными потребителями спринклерных систем были владельцы фабрик и заводов. Также стимулом к установке являлось уменьшение страховых выплат для зданий с АУПТ. К 1917 году в России насчитывалось около 400 фабрик и заводов, находившихся под защитой установок пожаротушения.
С ликвидацией в начале революции страховых обществ и упразднением непосредственных владельцев предприятий, распространение спринклерных систем приостановилось.
Специалисты пожарной охраны в США отмечают, что новые жилые дома стали гораздо более пожароопасными. Три минуты требуется огню, чтобы распространиться по среднестатистическому дому в США. При этом в 1975 году, чтобы спалить весь дом, требовалось 17 минут.
«Таким образом, современные американские дома горят быстрее, чем те же дома, но в 70-х годах прошлого века», – говорится в исследовании Национального института стандартов и технологий (США).
Основной причиной стало существенное увеличение горючей нагрузки жилых помещений. Мебель, ковры, телевизоры и ноутбуки – все сделано из пластмассы, которая легко загорается и активно горит. Всего 20 лет назад, предметы интерьера были в основном сделаны из дерева и натуральных тканей, камня и металла. Натуральные материалы труднее зажечь, чем пластик.
Что касается системы противодымной вентиляции, то Европейские стандарты предусматривают использование в 1,5–2,0 раза более мощных вентиляторов дымоудаления, скажем, в парковках, чем рассчитанных по отечественным стандартам.
В целом, российские нормы более лояльные. К примеру, в России допускается в населенных пунктах с численностью до 5000 человек не устанавливать пожарное водоснабжение. А пожаротушение в таких населенных пунктах осуществляется из водоемов, естественных или искусственных. В Германии любой населенный пункт, независимо от его численности, должен быть оборудован системой противопожарного водоснабжения с гидрантами, насосными станциями и т. д. Если это не сделано, то каждое здание оборудуется системой автоматического пожаротушения. В целом у нас надежды возлагаются на пожарные машины, а в Европе и США – на автоматическую систему пожаротушения.
Первые строительные нормы. Ответственность строителей.
Традиционно считается, что самые ранние известные письменные строительные нормы и правила включены в Кодекс Хаммурапи (царь Вавилона), который датируется приблизительно 1772 г. до н. э.
- если строитель строит дом для кого-то и не строит его должным образом, а дом, который он построил, обрушивается и убивает его владельца, тогда этот строитель должен быть казнен;
- если убьет сына владельца, то сын строителя должен быть казнен;
- если убьет раба владельца, то он должен заплатить за раба владельца дома;
- если разрушит товары, то строитель должен сделать компенсацию за все, что было разрушено, и поскольку он не строил должным образом, дом, который он построил, упал, он должен повторно установить дом за счет своих собственных средств.
В. Перельмутер «Строительные конструкции, здания и сооружения»
Источник: ardexpert.ru
Что такое стандарты DIN и EN?
DIN — Deutsches Institut für Normung e.V. — немецкий институт по стандартизации, задачей которого является разработка нормативно-технической документации (стандарты, технические условия, правила и т. п.) был основан 22 декабря 1917 года. Для выполнения своих целей и задач DIN организовывает работу 26 тыс. экспертов из различных областей науки и техники. Его членами являются предприятия, союзы, государственные организации, торговые фирмы и научные институты.
DIN является ведущей немецкой национальной организацией по стандартизации и представляет интересы Германии в этой области на международном уровне. Интенсивная работа немецких экспертов в сфере международной стандартизации и нормирования сделала DIN одним из общепризнанных мировых лидеров по разработке стандартов и других нормативных документов. Всего в DIN входят 74 нормативных комитета, занимающихся разработкой стандартов и другой документации.
EN — European Norm — Европейские стандарты — стандарты принятые European Committee for Standartization (CEN) Европейским Комитетом по Стандартизации был основан в 1961 г. национальными органами по стандартизации Европейского Экономического Сообщества и странами Европейской ассоциации свободной торговли.
Европейские стандарты могут применятся в качестве тождественных национальных стандартов (в том числе и автомобильных), отменяя, при этом, противоречащие им внутригосударственные нормы.
Европейский стандарт EN — стандарт, принятый CEN, CENELEC или ETSI с правом применения в качетсве идентичного национального стандарта с отменой противоречащих национальных стандартов.
В России наиболее популярны европейские стандарты EN с обозначением BS EN (на английском языке) или DIN EN (на немецком языке).
Виды стандартов с аббревиатурой DIN:
- DIN — стандарт , имеющий национальное значение или являющийся предварительным для разработки международного документа. E DIN это черновой стандарт, DIN V — предварительный стандарт.
- DIN EN — немецкое издание европейского стандарта, которое без каких-либо изменений принимается всеми членами Европейского комитета по стандартизации (CEN) и Европейского электротехнического комитета по стандартизации (CENELEC).
- DIN EN ISO — стандарты, совместно разработанные и изданные ISO и Европейской комиссией по стандартизации (CEN)
- DIN ISO — стандарт ISO, принятый как национальный без каких-либо изменений.
- DIN IEC — стандарт Европейской комиссии по электротехнике (IEC), принятый в Германии как национальный без каких-либо изменений.
Обзор стандарта EN 50379 — Технические характеристики электронного портативного прибора, разработанного для измерения параметров топочных дымовых газов отопительного оборудования.
Стандарт описывает обследование оборудования на предмет соответствия стандарту. Стандарт вступил в силу 1 марта 2007 года. Стандарт распространяется на приобретенные портативные измерительные приборы нового исполнения. Измерительные приборы, предписанные стандартом EN 50739-3, должны удовлетворять упраздненным требованиям к проведению пуско-наладочных работ или отладке газового отопительного оборудования.
Источник: analyztepla.ru
ДОКЛАД МИНИСТЕРСТВА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ ПО ВОПРОСУ «ГАРМОНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ И ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»
Еврокоды являются набором европейских стандартов ( EN ) для проектирования зданий и сооружений и строительной продукции, разработанных европейской организацией по стандартизации ( CEN — Comite Europeen de Normalisation ). Для целей разработки системных Еврокодов в рамках CEN создан специальный технический комитет по стандартизации ТК 250 ( CEN / TC 250) .
Страны-члены ЕС и Европейской Ассоциации свободной торговли ( EFTA ) используют данные документы в следующих целях:
— для согласования проектов инженерных сооружений (в том числе высотных) с действующей Директивой 89/106/ЕЕС, касающейся строительных изделий, в особенности с требованиями № 1 «Механическое сопротивление и устойчивость» и № 2 «Пожаробезопасность»;
— как основание для спецификации договоров на строительные работы и требующиеся для них инженерные работы;
— в качестве рамочных условий для составления согласованных технических описаний строительной продукции.
Еврокоды затрагивают вопросы проектирования с применением почти всех основных строительных материалов (бетон, сталь, дерево, камень/кирпич и алюминий), все основные области проектирования конструкций (основы проектирования конструкций, нагрузки, пожары, геотехническое проектирование, землетрясения и т.д.), а также широкий спектр типов конструкций и продуктов (здания, мосты, башни и мачты и т.д.).
Комплект Еврокодов состоит из 10 европейских стандартов EN для проектирования конструкций. Каждый Еврокод состоит из нескольких частей, которые покрывают конкретные технические аспекты (полный перечень частей приведен в приложении 1):
EN 1990 основы строительного проектирования;
EN 1991 нагрузки на строительные конструкции;
EN 1992 проектирование бетонных строительных конструкций;
EN 1993 проектирование стальных конструкций; EN 1994 проектирование железобетонных конструкций; EN 1995 проектирование деревянных конструкций; EN 1996 проектирование кирпичных и каменных конструкций;
EN 1997 геотехническое проектирование;
EN 1998 проектирование сейсмостойких конструкций;
EN 1999 проектирование алюминиевых конструкций.
— обеспечить общие критерии и методы проектирования, отвечающие необходимым требованиям механического сопротивления, устойчивости и огнестойкости, включая аспекты долговечности и экономии;
— обеспечить единое понимание процесса проектирования конструкций среди собственников, управляющих, проектировщиков, производителей строительных материалов, подрядчиков и эксплуатирующих организаций;
— облегчить обмен услугами в области строительства между государствами-участниками;
— облегчить маркетинг и использование строительных элементов и узлов между государствами-участниками;
— облегчить маркетинг и использование строительных материалов и сопутствующей продукции, характеристики которых используются в расчетах по проектированию;
— служить единой основой для исследований и разработок в строительной индустрии;
— создать основу для подготовки’ общих пособий для проектирования и программного обеспечения;
— повысить конкурентоспособность европейских строительных фирм, подрядчиков, проектировщиков и производителей конструкций и материалов на мировом рынке.
Принятые в Европейском Союзе Еврокоды внедряются в странах-членах ЕС с учетом «различий в географических или климатических условиях или в образе жизни, а также разных уровней безопасности, которые могут превалировать на национальном, региональном или местном уровне» (пункт 2.1.2 Руководства L «Внедрение и использование Еврокодов», применяемого в рамках Директивы ЕС по строительной продукции 89/106/ЕЕС). Определение уровней безопасности и надежности строительства и других работ по проектированию конструкций и их частей, включая аспекты долговечности и экономии, остается в компетентности государства, внедряющего Еврокоды (пункт 2.1.1 указанного Руководства).
Еврокоды «признают ответственность разрешительных органов каждой страны-члена и гарантируют их права по определению на национальном уровне величин, имеющих отношение к вопросам безопасности, которые могут варьировать в разных государствах».
Еврокоды предоставляют комплект рекомендованных величин, которые можно заменить параметрами. Эти параметры представлены классами, уровнями требований и показателей, а также альтернативными методами. Таким образом, в европейской практике и практике стран, внедряющих Еврокоды, широко применяются так называемые «параметры, установленные на национальном уровне» ( NDP ).
Необходимо отметить, что в настоящее время в странах-членах ЕС официально зарегистрировано более 1500 национальных отличий ( NDP ) к 58-ми Еврокодам.
Система Еврокодов и национальных особенностей — NDP
(всего зарегистрировано 1501 NDP )
Основы строительного проектирования
Кирпичные и каменные конструкции
Публикация Еврокодов была завершена в мае 2007.
Вместе с тем, работы по принятию Еврокодов в странах-членах ЕС продолжаются до настоящего времени.
В соответствии с первоначальным планом Еврокомиссии и CEN Еврокоды должны были применяться параллельно национальным стандартам до середины 2010. Учитывая сложности внедрения Еврокодов, позицию ряда ведущих стран ЕС, в настоящее время рассматривается перенос введения Еврокодов.
Соответственно, вероятен перенос введения Еврокодов в качестве:
— способа доказательства соответствия зданий и сооружений существенным требованиям Директивы по строительной продукции (Директива Совета 89/106/ЕЕС), в частности требованию по механической устойчивости и стабильности и требованию по безопасности в случае пожара;
— основы для составления спецификаций к контрактам по общественным строительным работам и соответствующим инженерным услугам. Это относится к Директиве по координации процедур в отношении контрактов на общественные работы, на поставки для общественных работ и услуг для общественных работ (Директива 2004/18/ЕС Европейского Парламента и Совета).
Также необходимо учитывать, что в международной системе стандартизации ИСО, в которой участвует Российская Федерация, действует более 760 стандартов в области строительства, которые необходимо учитывать при разработке национальных документов в области стандартизации.
В настоящее время в Российской Федерации действует более 230 национальных стандартов в области строительства, гармонизированных с международными и европейскими стандартами. В качестве примера разработки национального стандарта с учетом как международных (5 стандартов ИСО), так и европейских (Еврокод EN 1991-1-1) стандартов, можно привести проект стандарта «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения по расчету» (см. рисунок).
Программа гармонизации межгосударственных норм и стандартов с международными по
комплексу 20 «Основные положения надежности строительных конструкции»
Наименование нормативных документов
Сроки разработки и пересмотра с учетом требований ИСО и СЕН
Международные нормативные документы (ИСО. СЕН)
Надежность строительных конструкций и оснований
Основные положения по расчету
НС ( проект национального стандарта в
замен ГОСТ 27751-88)
Проведена частичная гармонизация с
ИСО 2394-98 Общие принципы обеспечения надежности строительных конструкций. Дополнение 1-88 к ИСО 2394
ИСО 3898-97 Основы расчета строительных конструкций. Обозначения. Основные символы
EN 1991-1: Еврокод 1
ИСО 8930-87 Общие принципы надежности конструкций. Список эквивалентных терминов ИСО 13822-2001 Основы расчета строительных конструкций. Оценка конструкции
ИСО 10137-92 Основы расчета строительных конструкции. Защита зданий от вибраций. (Эксплуатация зданий в условиях вибрации)
EN 1991-1-1 Еврокод 1: Основные положения по проектированию и расчету воздействий внешних факторов на строительные конструкции. Часть 1. Основы расчета
2. Российская система нормативных документов в строительстве
Принятый в 2002 году Федеральный закон «О техническом регулировании» оставил в сфере нормирования и стандартизации три вида нормативных документов, действующих в народном хозяйстве: технический регламент, национальный стандарт и стандарт организации. Ключевые документы технического регулирования в строительстве — строительные нормы и правила — СНиП оказались за рамками установленной системы документов, хотя обязательность исполнения их требований подтверждалась положением статьи 46 упомянутого закона, как документов, содержащих требования по обеспечению безопасности.
В 2007 году были приняты поправки в Закон «О техническом регулировании», которые добавили к упомянутым трем документам своды правил, разработка и утверждение которых поручалась отраслевым органам исполнительной власти. Применительно к строительной отрасли таким органом является Министерство регионального развития. Введение сводов правил, однако, не означало официального восстановления легитимности СНиП, как документов в области стандартизации. Только принятый в конце 2009 года Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» придал СНиП статус сводов правил, что означало включение их в общенациональную систему стандартизации.
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений подчеркнул специфику строительной отрасли, придав нормативным документам, требования которых обеспечивают основные виды безопасности, определенные данным законом, обязательный характер. Эти нормативные документы включаются в особый перечень, который утверждается Правительством.
Введением в Федеральный Закон «О техническом регулировании» статьи 5.1, особенности технического регулирования в строительстве были закреплены законодательно.
Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» по характеру своего изложения устанавливает лишь общие принципы обеспечения безопасности зданий и сооружений. Конкретные требования по практической реализации этих принципов содержатся в соответствующих стандартах и СНиП, сведенных в Перечень. Технический регламент определил, что в данный перечень могут включаться только национальные стандарты и СНиП (своды правил). При этом под сводами правил технический регламент подразумевает лишь СНиП, которые были утверждены органами исполнительной власти до принятия регламента.
Существующая в настоящее время и применяемая на практике нормативная техническая база была создана в дореформенный период, как инструмент единой государственной политики реализации научно-технического прогресса в строительстве. Поэтому их разработка велась главным образом силами научно-исследовательских институтов, но с широким привлечением проектных и производственных организаций. Все нововведения проходили экспериментальную проверку на основе НИОКР. Созданная нормативная база доказала свою надежность и получила международное признание. На сегодняшний день средний «возраст» СНиП составляет 20-25 лет, поэтому их актуализация стоит на повестке дня.
Разработка СНиП велась на протяжении последних примерно сорока лет.
Из разработанных в то время СНиП на сегодня действуют 143, самый «старый» датирован 1975 годом разработки, самый «молодой» — 2003, когда был принят Федеральный закон «О техническом регулировании», который вывел систему СНиП за рамки системы нормативных документов. В принятом в 1994 году СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов» СНиП группировались в «комплексы». При этом, СНиП 10-01-94 установил другую иерархию документов. СНиП, как обязательные к применению, должны были содержать лишь основные общие технические требования по проектированию, инженерным изысканиям и т.д. Развивающими их документами были Своды правил.
Своды правил согласно СНиП 10-01-94 являлись документами, содержащими с необходимой полнотой оправдавшие себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, т.е. СНиП или ГОСТ. Своды правил одобрялись Минстроем России и утверждались самим разработчиком. Всего с 1995 года до вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании» было разработано около ста сводов правил. Своды правил и дальше продолжали разрабатываться, но орган их одобрявший был упразднен.
Возможность утверждения сводов правил в новом статусе и в рамках нового законодательства на уровне Минрегиона России появилась в 2008 году после выхода Постановления Правительства от 19.11.2008 № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил», как независимых документов, то есть не связанных со СНиП или ГОСТ. Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», принятый в конце 2009 года, придал СНиП статус свода правил в новом понимании. Таким образом, надобность в «превращении» действующих СНиП в своды правил отпала. Но статус прежних сводов правил никак не был оговорён.
Необходимо отметить, что существующая нормативная база России полностью обеспечивает надежность и безопасность строящихся и эксплуатируемых строительных объектов. Все строительные конструкции в нашей стране рассчитываются и проектируются по российской [системе нормативных документов (СНиП), в основу которой положен метод расчета конструкций по предельным [состояниям.
Причем, этот метод был принят в отечественных нормах до того, как он был принят в Еврокодах. Определение нормативных показателей прочности и деформативности строительных материалов выполняется на основе требований, заданных для них в национальных стандартах (ГОСТ). На основании этих ГОСТ заводы и выпускают строительные материалы. Строительные нормы на проектирование конструкций и изделий из этих материалов (железобетон, сталь, каменная кладка, дерево и др.) определяют для них различные коэффициенты надежности.
3. Принципиальные отличия российской и европейской систем нормативных документов в строительстве
Переход на Еврокоды директивным распоряжением н евозможен, т.к. вся строительная отрасль России ориентирована на применение отечественных норм, учитывающих национальные особенности России (природно-климатические, социальные, сейсмические, геофизические, опасные геологические процессы и т.д.). Внедрение Еврокодов в России необходимо осуществлять на основе комплексного программного подхода, рассчитанного не на один год и учитывающего специфику Российской Федерации.
Около 65 % территории России покрыто многолетнемерзлыми грунтами, которым свойственны опасные процессы. Всё Предуралье (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Республика Марий-Эл, Республика Чува шия) — является карстоопасной зоной. Карстовые процессы имеются и в других регионах России, включая Москву. Порядка 20 % территории России — подработанные территории, на которых проводились разработки, в том числе шахтные, что необходимо учитывать при проектировании во избежание провалов.
В России распространены природно-техногенные провесы: затоплениям (выше уровня земли) и подтоплениям рже уровня земли) подвержено около 80% всех городов.
На всей территории России имеют место склоновые процессы — оползни, сели, лавины и т.д. (в СНиП 2.06.15-85 инженерная зашита территорий от затопления и подтопле ния» приведено распределение опасных геологических процессов по территории России).
Вместе с тем, в Еврокодах даны самые общие требован ия к расчету фундаментов, в основном по типам соору жений , и отсутствуют требования к исходным данным и особенностям расчетов фундаментов на специфических и слабых грунтах, которые распространены в России. В тоже время в европейских стандартах практически отсутствуют требования к технологиям (процедурам) выполнения инженерно-геологических изысканий, они делегированы в национальные приложения. Есть различия в номенклатуре Грунтов и классификационных показателях грунтов.
В настоящее время строительные конструкции в нашей стране рассчитываются и проектируются по россий ской системе нормативных документов (СНиП), в основу которой положены метод расчета конструкций по предельным состояниям и определение нормативных показателей прочности и деформативности строительных материалов по утвержденной системе национальных стандартов (ГОСТ). На основании этих стандартов заводы выпускают строительные материалы, для которых в СНиП установлены соответствующие коэффициенты надежности по материалу. Кроме того, переход от нормативных значений расчетным значениям сопротивлений тех или иных материалов производится на основании принятой в России системе коэффициентов безопасности. Эти коэффициенты отличаются от принятых в Еврокодах.
Например, коэффициент перехода от нормативной прочности бетона к расчетной в СНиП «Бетонные и железобетонные конструкции» равен 1.3, в то время как в Еврокоде ЕН 1992 «Железобетонные конструкции зданий. Проектирование, расчеты, параметры» этот коэффициент равен 1.5. Экспериментальные расчеты показывают, что применение только этого коэффициента по Еврокоду ЕН 1992 приведет к удорожанию железобетонных конструкций на стадии проектирования на 10-15% за счет увеличения материалоемкости.
В СНиП 11-23 «Стальные конструкции» даны более высокие требования по ударной вязкости для стальных конструкций, что вызвано российскими климатическими особенностями, в частности, большими отрицательными температурами.
К некоторым зданиям требования по огнестойкости конструкций в России выше, чем в Еврокодах.
Есть большие различия и по нагрузкам на здания и сооружения. В СНиП 2.01.07 «Нагрузки и воздействия» более детально представлены полезные нагрузки на перекрытия.
В Еврокоде ЕН 1991-1-3 даны величины снеговых нагрузок, в соответствии с картой снеговых нагрузок на грунт для Европы, а также таблицей зависимости между высотным положением местности и снеговыми нагрузками с данными по европейским регионам. В СНиП 2.01.07-85 «Нагрузки и воздействия» приведены данные по снеговым нагрузкам, необходимые для расчета аналогичных коэффициентов в России. В Европе максимальные нагрузки доходят до 95 кг/м 2 , в России минимальные 80 кг/м 2 , максимальные 560 кг/м 2 .
Существуют принципиальные различия в определении пульсационной составляющей ветровой нагрузки: по-разному определяются динамические и корреляционные коэффициенты.
Важнейшая проблема — сейсмическая нагрузка, так как 40 % территории России является сейсмоопасной зоной. Анализ показывает, что расчетные сейсмические нагрузки и стоимость при расчете по Еврокоду 1998 существенно выше, по сравнению с расчетами по действующему в России СНиП П-7-81* «Строительство в сейсмических районах», при тех же параметрах.
В результате сопоставления требований выявлено, что соотношение величин расчетной сейсмической нагрузки по российским и европейским нормам составляет 1.4. В результате увеличение в стоимости объектов при расчетах по Еврокоду 1998 и СНиП П-7-81* может достигать 20-40 процентов (в зависимости от условий строительства и типов конструкций, интенсивности сейсмических воздействий).
Карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации по СНиП П-7-81* «Строительство в сейсмических районах» отражают 10%, 5% и 1% вероятность возможного превышения в течение 50 лет интенсивности сейсмических воздействий и соответствуют повторяемости сейсмических сотрясений в среднем один раз в 500, 1000 и 5000 лет. При этом, в Еврокоде 1998 используется только одна карта, которая соответствуют повторяемости сейсмических сотрясений в среднем один раз в 500 лет, что менее прогрессивно, чем в СНиП П-7-81 *.
Вследствие значительной разницы зимних температур, по сравнению с европейскими, здания в России подвержены большим температурным перепадам по толщине конструкций. Также строительные конструкции работают в большем диапазоне температур, усложнены условия влагопереноса и температурного состояния.
Учитывая, что более 2/3 территории страны расположены в зоне вечной мерзлоты требуются специальные проектные и конструктивные решения (подполия, перекрытия и т.д.), В Европе не строят многоэтажных зданий в таких зонах. Глубина промерзания грунта в России больше. Вследствие различной эксплуатационной температуры зданий теплопроводность в России соответствует температуре 0°С, в Европе — принята равной 10°С. По российским климатическим условиям невозможно применять конструкции окон, стен, вентиляции, указанные в европейских нормах, так как будет происходить промерзание и разрушение конструкций.
В европейских нормах отсутствуют расчеты воздухопроницаемости ограждающих конструкций и теплоизоляционных материалов, применяемых в распространенных в России многоэтажных домах с каменными стенами. Также в европейских нормах отсутствуют требования и методы расчета для ограничения влажности материалов по условиям морозостойкости. Сопоставительный анализ показывает существенные методические, терминологические различия российских и европейских норм, а также различия в требованиях к строительным материалам, определяемые разницей условий эксплуатации и исходными компонентами.
Еврокоды составлены как общетехнические документы в предположении, что ряд требований (параметров, характеристик), необходимых для конкретного численного расчета, определяются в каждой стране самостоятельно. Эти характеристики называются «национально определяемые параметры ( NDP )». Так, только для Еврокода EH 1992 «Железобетонные конструкции зданий. Проектирование, расчеты, параметры» установлено более 100 параметров, определяемых на национальном уровне. Это различные коэффициенты, величины усадки, ползучести бетона, толщина защитных слоев бетона для стальной арматуры в зависимости от среды эксплуатации и т. д. При этом в России установлена принципиально другая классификация сред эксплуатации (более 75% строительных конструкций в России эксплуатируется в агрессивных средах), что приводит к необходимости применения при проектировании и строительстве дополнительных мер защиты, которые не предусмотрены (или отличны) в Еврокодах.
В России работает большое профессиональное сообщество проектировщиков, воспитанное на отечественных нормах. Обучение студентов архитектурно-строительных специальностей, переподготовка специалистов производится по учебной и методической литературе, подготовленной на базе действующих СНиП и стандартов.
Прямое применение европейских норм без учета географических и климатических особенностей России может привести к авариям и обрушениям. В этой связи можно отметить ряд аварий сооружений с металлическими каркасами, запроектированных зарубежными проектировщиками по Евронормам, например, высотный склад в Домодедово, резервуары для хранения нефти вблизи Санкт-Петербурга, ряд зданий магазинов «Метро».
Применение европейских норм в области строительства в качестве альтернативы национальных стандартов и сводов правил — это фактически формирование новой области технического права — освоение европейской нормативной базы. Это при том, что процесс перехода на Еврокоды не завершен в самом ЕС.
В этой связи, внедрение Еврокодов должно проходить комплексно, с учетом опыта и документов ЕС предусматривающих разработку национальных приложений, учитывающих национальные особенности России.
4. О задачах введения Еврокодов в нормативно-правовое поле Российской Федерации
В перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. №1047-р, вошли главным образом документы на проектирование. Аналогами этих документов в Европейском Союзе являются десять Еврокодов. Общий объем десяти Еврокодов, состоящих из 58 частей, составляет почти 5000 страниц. Кроме того, сами Еврокоды содержат ссылки на сотни других документов — стандартов на материалы, правила производства работ и т.д. Поэтому Еврокоды необходимо рассматривать в совокупности с документами, обеспечивающими их применение.
Принятые в Европейском Союзе Еврокоды внедряются в странах-членах ЕС как национальные стандарты, содержащие параметры, определяемые на национальном уровне с учетом различий в географических и климатических условиях, а также образе жизни, которые могут превалировать на национальном, региональном или местном уровне. В настоящее время применительно к Еврокодам для стран-членов ЕС в установленном порядке зарегистрировано более 1500 параметров, определяемых на национальном уровне. Вместе с тем, до настоящего времени, переход на Еврокоды не завершен в самом ЕС.
Учитывая изложенное, а также необходимость сближения российской и европейской систем стандартизации, с учетом национальных интересов Российской Федерации, предлагается принять Еврокоды в качестве национальных стандартов или сводов правил в рамках процедур, предусмотренных Федеральным законом «О техническом регулировании» и Руководством L «Внедрение и использование Еврокодов», применяемым в рамках Директивы ЕС по строительной продукции 89/106/ЕЕС. При этом должны быть учтены национальные интересы Российской Федерации, а также территориальная специфика применения технических норм. С этой целью Минрегионом России подготовлена Программа по гармонизации российской и европейской систем нормативных документов в строительстве (Приложение 2).
После принятия Еврокодов в качестве национальных стандартов и (или) сводов правил их можно включить в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Допустимость применения в рамках данного перечня альтернативных друг другу документов по одному предмету предусмотрена частью 3 статьи 6 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с установленной процедурой внедрения Еврокодов как в странах ЕС, так и в странах, не входящих в ЕС, после разработки документов потребуется провести: практическую апробацию национальных приложений к Еврокодам, дооснащение испытательных лабораторий, отработку программного обеспечения, применяемого при проведении изыскательских и проектных работ, обучение работников государственной и негосударственной экспертизы, органов надзора, персонала изыскательских, проектных и строительных организаций.
Программный подход согласован Минрегионом России с Минпромторгом России, Минтрансом России, Ростехнадзором, Спецстроем России.
Более того, в настоящее время Минрегионом России ведется работа по актуализации и гармонизации действующих строительных норм и правил с европейскими нормами. В высокой степени готовности находится около 25 СНиП, которые должны быть утверждены Минрегионом России в новой редакции в декабре 2010 года. Минрегионом России подготовлена подробная справка о готовящихся изменениях в СНиП (Приложение 3).
5. Вопросы создания гармонизированных систем технического регулирования в строительстве в рамках интеграционных процессов стран СНГ.
Потребность в дальнейшем укреплении и развитии экономического сотрудничества стран-участников СНГ в сфере строительства проявляется в стремлении большинства стран-участниц СНГ, ЕврАзЭС и Таможенного союза ко все большей экономической интеграции. Данная тенденция, а также необходимость развития экономических отношений с Европейским Союзом диктуют необходимость обеспечения практического единства систем технического регулирования строительства этих стран, строительных норм, правил и стандартов. На повестке дня также вопросы их гармонизации с соответствующими европейскими директивами и техническими нормами. Решение этих проблем должно осуществляться с учетом экономических интересов Российской Федерации.
Соглашение об основах гармонизации технических регламентов государств-участников Евразийского экономического сообщества от 24 марта 2005 года и проект Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации, которое в настоящее время находится на стадии согласования, не учитывают специфику технического регулирования в области строительства.
В этих документах отсутствует упоминание о сводах правил в качестве доказательной базы технических регламентов, что на практике приведет к невозможности применения строительных норм и правил, широко применяемых в России, в том числе в обязательном порядке. Также невозможно будет применять технические кодексы установившейся практики Республики Беларусь и своды правил (СНиПы) Республики Казахстан.
Поэтому в целях обеспечения единых принципов и подходов в области технического регулирования в строительстве на состоявшемся 11 ноября 2010 г. в Киеве XXX заседании Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ одобрены Рекомендации по реализации Концепции технического регулирования в государствах-участниках СНГ в сфере строительства и производства изделий строительного назначения.
Эти рекомендации разработаны в развитие положений «Концепции технического регулирования в государствах-участниках Содружества Независимых Государств», принятой постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от 3 декабря 2009 года № 33-22 и учитывают особенности строительной продукции и особенности правового и нормативного регулирования в сфере строительства. При этом, в Рекомендациях принимается во внимание и разный уровень реформирования систем технического регулирования в странах СНГ.
Одной из основных задач, которая поставлена в Рекомендациях, является задача сближения и гармонизации национальных и межгосударственных стандартов стран-участников СНГ с европейскими стандартами для обеспечения соответствия качества продукции строительного назначения, производимой в странах СНГ, требованиям Евросоюза — как средство общения между странами в рамках Содружества и устранения технических барьеров в торговле. Решение данной задачи будет осуществляться путем активизации и совершенствования деятельности Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве (МНТКС) по разработке и пересмотру межгосударственных стандартов на продукцию промышленности строительных материалов и строительной индустрии.
Вторая крупная задача, о которой говорится в рекомендациях, — разработка межгосударственных нормативных документов, в том числе по вопросам, не урегулированным европейскими стандартами — вопросам проектирования, строительства и эксплуатации объектов, планировке и застройке территорий. В Западной Европе техническое регулирование в части проектирования и строительства зданий и сооружений осуществляется в основном на национальном уровне — обязательными общегосударственными (как в Великобритании) или территориальными (земельными, как в ФРГ) строительными правилами — аналогичными по своей роли нашим СНиП, но, часто, отличающимся по содержанию. Это отражено в директиве Совета ЕС от 21 декабря 1988 г. № 89/106/ЕЕС по строительным изделиям. Исключение составляют нормы по механической безопасности в строительстве, установленные в конструктивных Еврокодах (стандартах EN ) и требования по энергосбережению в зданиях, установленные в соответствующей директиве ЕС.
Вместе с тем, проект указанного «Соглашения» ограничивает перечень основополагающих документов, используемых для создания межгосударственных моделей технических регламентов уровнем стандартов. Это не учитывает европейские тенденции «нового» и «глобального» подходов, тем самым практически, исключая возможность использования указанных директив в качестве основы для разработки технических регламентов.
Кроме того, в странах СНГ, проектирование и строительство большинства объектов массового строительства фактически осуществляется по единым строительным нормам и правилам, в создание которых внесли свой вклад все страны СНГ. Вместе с тем, юридическая основа применения этих норм в виде Законов о техническом регулировании и технических регламентов, в т.ч. по безопасности зданий и сооружений, принятых в наших странах, все более расходится. Таким образом, сохранение единства норм по безопасности зданий и сооружений, безусловно, необходимо для экономической интеграции стран-участников СНГ.
В этой связи, решением XXX заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ на базе МНТКС создана специальная рабочая группа из специалистов Белоруссии, Казахстана, России, Украины, а также специалистов других стран, и в кратчайший срок, на основе обобщения уже принятых в странах регламентов, будет разработана межгосударственная модель технического регламента по строительству, которую в соответствии с проектом Соглашения об основах гармонизации технических регламентов государств-участников СНГ можно будет использовать в качестве основы для разработки странами-участниками СНГ, ЕврАзЭС и таможенного союза технического регламента по безопасности зданий и сооружений, включая вопросы безопасности применения в строительстве строительных материалов и изделий.
Такой документ позволит осуществлять без излишних таможенных барьеров поставки из одной страны в другую строительных материалов, изделий, инженерного оборудования и другой промышленной продукции для зданий и сооружений, а также предоставлять друг другу услуги в области проектирования и строительства зданий и сооружений.
Программа по гармонизации российской и европейской систем
Источник: digest.wizardsoft.ru