Строительство как объект управления

Строительство как объект управления

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Федеральное агентство образования

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Государственный Университет Управления

Институт Бизнеса в Строительстве и Управления Проектом

по дисциплине: Введение в специальность

«Строительство как объект управления»

Выполнил: студент группы 6

Проверил: кандидат экономических наук, доцент

Государственный Университет Управления

Цели в управлении

Методы управления и руководства в строительстве

Исходя из продолжительности цикла управления

По способу циркуляции информации

По способу принятия решений

Организационные методы руководства

Экономические методы руководства

Распорядительные методы руководства

С современных условиях одно из приоритетных направлений российской экономики – выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента на предприятиях и в организациях с различными формами собственности, в том числе и строительстве.

В Московском Государственном Университете Управления в 1999 году на факультете «Экономика, организация и управление строительством» состоялся первый выпуск по специальность 06.11 «Менеджмент».

Профессорами и доцентами кафедры «Экономика, организация и управление строительством» были разработаны различного рода программы обучения, подготовлены лекции и практические курсы.

Профессиональная деятельность менеджера осуществляется в сфере управления различными организационными подразделениями государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм.

Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые определяются его местом в системе управления:

В 1986 году в мире отмечался 100-летний юбилей менеджмента. Исходной датой рождения менеджмента принято считать собрание американского общества инженеров-строителей в 1886 году.

Народы мира практиковали менеджмент на протяжении тысячелетий и по наши дни.

Изучая менеджмент необходимо понимать, что основа рынка – конкуренция.

Управление как профессиональная деятельность известно давно. По археологическим раскопкам прослеживается существование органи­заций в доисторические времена, поэтому управление так же старо, как и мир. С годами организации становились все более упорядоченными и устойчивыми, а управленческая деятельность — все более сложной. Еще в IV столетии византиец Маврикий сформулировал свод принципов, которыми должен был пользоваться руководитель в своей управлен­ческой деятельности.

С ростом общественного производства, особенно с увеличением масштабов организаций, роль управления постоянно возрастала. Заводчики и фабриканты (предприниматели) 1 на первых порах сами управляли производственной деятельностью своих предприятий. Позднее появилось специальное лицо-управляющий хозяйством пред­принимателей.

Концепция управления как научной деятельности развивалась в течение длительного времени, однако, основным толчком к пониманию роли управления как науки стала промышленная революция конца XVIII — начала XIX в. Творцом нового взгляда на управление стал Ф. Тейлор, выпустивший в 1911 г. книгу «Принципы научного управле­ния».

Несколько позднее управление в английском языке стало называть­ся менеджментом (от англ. manage — управлять). В свою очередь этот термин происходит от латинского слова manus — рука. Именно с этим словом связано понятие руководство. В русском языке руководить -значит управлять, направлять действия кого-либо или чего-нибудь, например, управлять хозяйством, производственным процессом на предприятии (в строительной организации), а управляющий -это лицо, ведущее дела какого-либо предприятия или хозяйства.

В науке об управлении широко распространено представление об управлении как о процессе реализации функций, которые должен осуще­ствлять всякий руководитель в своей деятельности. Именно такой смысл вкладывает в понятие управления Менецберг . Он находит «в роли руко­водителя набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

В области научных исследований по управлению за последние сто лет возникли различные школы.

Совершенствование управления невозможно без изучения, систе­матизации и обобщения опыта развития общественных отношений как в экономике в целом, так и в области строительства.

Важным фактором ускоренного развития строительного произ­водства является научно-технический прогресс. Ускоренно развиваются технические средства управления, особенно информационно-вычис­лительная техника. Идет поиск рациональных организационных форм использования ЭВМ. Однако, несмотря на большую помощь научно-технических средств, управление производством связано, прежде всего, с налаживанием взаимодействия между людьми, и роль человека с развитием научно-технического прогресса непрерывно возрастает. Самые совершенные средства производства человек превращает в действующие потребительские стоимости. Важно заинтересованное отношение человека к труду, без этого не действует самое новейшее оборудование. Экономика не может эффективно функционировать, если у людей нет желания трудиться с наибольшей отдачей. Широкому проявлению инициативы и предприимчивости способствуют рыночные отношения в экономике.

Однако нельзя забывать, что при любых экономических формах развития общественного производства большое значение имеют социальные вопросы. В рыночной экономике они получают новый импульс, так как в связи с самофинансированием производственной деятельности строительных предприятий обеспечение рентабельности их работы находится в руках самих трудовых коллективов. Именно в рыночных условиях трудовые коллективы имеют возможность направ­лять заработанные средства на строительство жилья, объектов социаль­ного назначения, внедрение трудосберегающей технологии и в целом на улучшение условий трудовой деятельности.

Надо иметь в виду, что динамизм — основная особенность рыноч­ной экономики и только при учете этого обстоятельства будет обеспечено эффективное соответствие форм и методов управления строительством.

В рыночных условиях руководитель должен быть профессионалом и человеком, психологически подготовленным к работе в такой эконо­мике. Эти условия усложняют взаимоотношения между строительным предприятием и заказчиками, требуют от руководителей активного мышления.

Организаторская деятельность руководителей базируется на знании теории управления и его методологических основ. Квалифицированное управление невозможно без познания науки управления и повышения профессионального потенциала руководителя. При этом, чтобы не изобретать то, что уже было познано в прошлом, надо знать это прошлое. Исторический подход к изучению теории управления позволяет лучше познать современные проблемы, принципы, закономерности и методо­логические основы управления. Всегда полезно обращаться к опыту совершенствования управления в своей стране и за рубежом, к изучению достижений научной мысли в историческом аспекте.

Государственный Университет Управления

Первая страница летописи вуза датируется 30 апреля 1919 года, когда решением Народного комиссариата торговли и промышленности РФСР создан Московский промышленно-экономический практический институт. Вуз был призван обеспечивать подготовку экономистов для промышленности и потребительской кооперации, финансистов, специалистов по экономике и организации труда. Учебной, научной и кадровой основой вновь созданного института послужили учебные заведения, функционировавшие еще в императорской России. Это были: Александровское коммерческое училище Московского биржевого общества, Николаевское коммерческое училище, Женская торговая школа императора Николая II.

23 июля 1930 года Постановлением ЦИК и СНК СССР Московский промышленно-экономический практический институт был преобразован в Московский инженерно-экономический институт. Основной задачей института стала подготовка инженеров-экономистов широкого профиля для важнейших отраслей народного хозяйства: машиностроения, химии, металлургии, энергетики, строительства, транспорта, городского хозяйства и др. Деятельность Московского инженерно-экономического института по подготовке экономистов широкого профиля способствовала созданию необходимых предпосылок для освоения новых направлений высшего экономического образования.

В 60-е годы, в период первых экономических реформ, возникла объективная потребность в открытии подготовки специалистов в области управления. Результатом явилось открытие в 1965 году в Московском инженерно-экономическом институте первой в стране кафедры теории управления и факультета переподготовки и повышения квалификации организаторов промышленного производства и строительства. Одновременно начаты фундаментальные и прикладные научные исследования в области управления.

В те времена трудно было доказывать необходимость таких шагов в системе высшего образования. Но руководство и преподаватели вуза делом доказывали необходимость специальной подготовки в области управления. Именно в Московском инженерно-экономическом институте была разработана первая в СССР учебная программа по научным основам управления и написан первый учебник по управлению. Конечно, сейчас и та программа, и учебник тех лет кажутся более чем несовершенными. Но ведь это было только начало.

В последующие годы вуз упорно и последовательно разрабатывал, отстаивал и практически реализовывал идею и стратегию подготовки специалистов в области управления. От устаревших инженерно-экономических специальностей, отражающих потребности тридцатых годов, вуз готовил содержательный переход к таким специальностям, в которых нуждались проводимые в стране экономические реформы.

Новым специалистам приходилось присваивать специальности с замысловатыми названиями, например, “инженер-экономист по организации управления”. Но даже такое название, принятое с боем, преодолением административного и идеологического сопротивления, принятое только в качестве эксперимента, было для вуза, и не только для него, маленькой победой и шагом вперед.

В соответствии с требованиями экономики с 1974 года институт первым среди вузов Советского Союза открыл подготовку специалистов по организации управления производством. Этот исторический факт имел принципиальное значение для развития отечественной высшей школы. Была открыта новая страница подготовки высококвалифицированных специалистов.

Всё это позволяет говорить о том, что наше учебное заведение считается основателем управленческого образования в России. Ему заслуженно принадлежит приоритет не только в открытии, но и в дальнейшем развитии подготовки управленческих кадров для народного хозяйства.

28 марта 1975 года Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР Московский инженерно-экономический институт был переименован в Московский институт управления, который до начала 80-х годов оставался единственным вузом, выпускающим специалистов в области управления.

В конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов вузом подготовлена целая серия учебников и полный комплекс методических материалов по циклу управленческих дисциплин. Основная дисциплина данного цикла “Научные основы управления” была дифференцирована на целый комплекс управленческих дисциплин: «Теория управления», «Социология и психология управления», «Зарубежный опыт управления», «Правовые основы управления», «Организация управления предприятием» (по отраслям), «Автоматизированные системы управления», «Документация и делопроизводство».

Читайте также:  Объект капитального строительства в украине это

В эти годы Московский институт управления шел неизведанными путями, быстро накапливая богатый опыт, преодолевая трудности, ставя перед собой все новые и новые рубежи развития. Основная проблема того времени, без успешного решения которой нельзя было двигаться вперёд – кадры. Ни в каком другом вузе в те годы аспирантура не работала так напряженно и новаторски.

В начале восьмидесятых годов был написан учебник «Теория управления социалистическим производством». Он выдержал два издания, получил на конкурсе учебной литературы серебряную медаль ВДНХ, был переведен на болгарский, чешский, немецкий язык и издан во всех странах членах СЭВа. Многие его положения сегодня кажутся устаревшими и наивными, упрощенными и поверхностными. Это естественно. Наука и научная мысль развиваются, изменяются и условия практики, потребности, и проблемы, которые ставит жизнь. Но главное заключается в том, что этот учебник венчал инициативу и труд преподавателей вуза, его использование в учебном процессе стимулировало развитие управленческих специальностей и дальнейшее развитие Московского института управления.

В те годы учебный процесс питался наукой. Преподаватели института работали в научно-исследовательских темах, выполняемых на базе московских заводов “Фрезер”, “Завод им. Ленинского комсомола”, “ЗИЛ”, “Первый Московский часовой завод”, Научно-исследовательский институт “Электроника” и многих других. Проблемы управления, которые находили отражение в учебниках и учебно-методических материалах не “высасывались из пальца”, они приходили из практики и отражали реальные потребности отраслей и предприятий. Опыт преподавания управленческих дисциплин аккумулировал реальные практические проблемы.

К началу восьмидесятых годов вуз накопил большой и богатый опыт подготовки специалистов в области управления. Этот опыт накапливался не только в процессах практической деятельности преподавателей, но и в ходе непосредственного изучения зарубежного опыта управления.

Это было не только знакомство по книгам и специализированным журналам, но и практическая реализация большой программы зарубежных стажировок. Начиная с 1975 года, преподаватели вуза ежегодно проходили стажировки в ведущих западных университетах таких стран, как США, Англия, Германия, Франция.

В середине восьмидесятых годов и в последующий за ними период вуз стал инициатором открытия в системе высшего образования новых специальностей в области управления вообще и менеджмента в частности: экономика и управление, менеджмент, маркетинг, государственное и муниципальное управление, менеджмент в социальной сфере. Напрасно думать, что это было легким делом. Многие тогда считали, что таких специальностей не может быть. Противодействие оказывали не только работники Госкомвуза, но и управленцы-практики, утверждавшие, что в лучшем случае это должны быть краткосрочные программы переподготовки и повышения квалификации, но не как не специальности базовой подготовки специалистов. Многие из тех оппонентов сегодня открыли в своих вузах подготовку по специальности “Менеджмент организации” и готовят специалистов, реальную потребность в которых они отрицали.

Дальнейшее развитие института как ведущего научного и методического центра в сфере управленческого образования обеспечило ему новый статус — «Академия». 5 февраля 1991 года Постановлением Совета Министров СССР Московский институт управления был преобразован в Государственную академию управления. Академия явилась инициатором открытия новых направлений управленческого образования в стране с учетом потребностей рыночной экономики, организовав многопрофильную подготовку кадров для производственного, социального, государственного и муниципального управления.

8 августа 1998 года Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по результатам государственной аттестации и аккредитации Государственная академия управления получила статус университета и была переименована в Государственный Университет Управления.

Вместе с тем работа руководителя не может быть эффективной без умения применять познан­ную методологию управления на практике. Еще А. Файоль (крупный французский предприниматель и ученый) писал: «беда, конечно, не в недостатке принципов, если б вслед за их провозглашением сразу наступило их господство, у нас повсюду было бы уже самое лучшее управление, какое только можно себе представить». И далее: «надо уметь ими оперировать. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры».

Цели в управлении

Теория управления строительным производством — это научная дисциплина, опирающаяся на многие теоретические и прикладные знания о производстве и окружающей его внешней среде. Ее основу составляют экономические и социально-психологические законы и закономерности. Категориями теории управления являются целепо-лагание, принципы, закономерности, правила и методы управленческой деятельности, основу которой составляют управленческие решения. Они отражают объективные условия развития производственной деятельности, служат исходным элементом развития производства. Исходный пункт управления — целеполагание.

Цель управления — достижение какого-либо результата производственной деятельности. Она определяет направление и характер деятельности. В своей основе цели объективны, в них отражаются требования законов экономического и социального развития трудовых коллективов. Исходя из поставленной цели, формируются различные методы руководства, совершенствуются организационная структура, техника и технология управления.

Формулирование цели является исходным, а ее достижение — конечным пунктом процесса управления Целевой подход к управлению как раз и состоит в установлении непосредственной зависимости всех основных элементов системы управления от цели.

При целевом подходе требуется организация управления, обеспечивающая координацию и действенное регулирование деятельности всех участников строительства. Цель управления строительством состоит в том, чтобы при соблюдении конкретных сроков возведения объектов и при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких текущих технико-экономических показателей и конечного результата — хозяйственного дохода, а также создать условия для его роста в перспективе. Важнейшей задачей управления является решение социальных вопросов, обеспечивающих рациональный труд работников при строительстве и вводе в эксплуатацию зданий и сооружений. Цели, а отсюда и программы управления, могут быть долгосрочными и краткосрочными. Между этими целями должна быть взаимосвязь, при которой краткосрочные планы являются средством выполнения среднесрочных, а среднесрочные — долгосрочных.

Управление в рыночной экономике связано с постоянной корректировкой целей, так как внешняя среда постоянно изменяется. Поэтому для своевременного изменения параметров производственной деятельности строительного предприятия необходимы регулярный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременная корректировка цели.

Если цель жестко установлена, возникает необходимость адаптации организационных структур, изменения организации производства и технологических правил выполнения строительных и монтажных работ. Такие действия облегчаются при разбивке главной цели на несколько отдельных, выполнение которых легче контролировать и корректировать. Например, строящееся сооружение можно разбить на блоки, а выполнение работ — на этапы. Такой подход связан с построением дерева целей (см. рисунок)

Источник

Управление строительством объекта

Управление строительством объекта представляет собой сложную задачу, от выполнения которой зависит, как минимум, сроки выполнения проекта, а в худшем случае – безопасность объекта и срок его эксплуатации.

Для непосвященных людей стратегическое или оперативное планирование строительства представляется простой задачей, основная суть которой сводится к контролю происходящего процесса. Тем не менее, не всё так однозначно и просто.

Среди рабочих бытует мнение, что наилучший начальник – это человек, прошедший путь с низов и до вершин. Как подтверждает практика, это высказывание максимально отвечает реальному положению дел. По тому же принципу можно сделать вывод о том, что управление строительством объекта может качественно осуществляться только той компанией, которая хорошо владеет вопросом. Только пройдя самостоятельно через жернова реальной работы чувствуется правильная структура управления строительством, ценится и приветствуется рациональное и грамотное планирование и управление в строительстве. Такой опыт куда лучше пустых обещаний менеджеров, отстранённых от стойки на пушечный выстрел.

Традиционное понятие управления в строительстве

Даже без учета изменений, которые сегодня вносят новые технологии, процессы строительства и проектирования подразумевают создание определенной организационной модели с управляющей структурой. Ее задел производится на так называемом нулевом цикле, когда еще не ведутся технические работы, но уже прорабатывается организационная форма управления. Каким образом это реализуется на практике? В качестве отправной точки стоит рассмотреть советскую систему управления строительством. От начала разработки технического задания и до сдачи построенного объекта в эксплуатацию в подавляющем большинстве случаев проект сопровождали тресты. Это универсальная модель территориального функционального органа, на базе которого могло работать несколько профильных организаций. Например, это вполне могли быть транспортные, производственные, обслуживающие и строительно-монтажные управления (СМУ). Они не просто осуществляли строительство и обеспечивали организационно-техническую поддержку, но и осуществляли контроль качества на всех этапах производства работ.

Но зачем в принципе нужна организационная модель управления в строительстве? Необходимость такой надстройки обусловлена сложностью обеспечения логистики при реализации проекта и многоплановостью производимых рабочих процессов. Можно сказать, что система управления строительством – это генеральный координатор участников проекта и распределитель ресурсов, за счет которого достигаются ключевые задачи рабочего коллектива. Главная миссия управляющей структуры состоит не столько в координации как таковой, сколько в оптимизации рабочего процесса на всех уровнях. В перечень задач таких систем входит рационализация финансовых затрат, сокращение роли дестабилизирующих факторов извне, обеспечение возможности своевременной коррекции тактики производства строительно-монтажных работ и т. д.

Понятие современной системы управления в строительстве

С одной стороны, толчком для изменений в организации строительных процессов стали очевидные запросы со стороны рынка. На фоне повышений требований к оптимизации и ускорению рабочих мероприятий логично стали появляться и новые формы управления. С другой стороны, характер этих форм в немалой степени был продиктован успехами в сфере развития вычислительной техники. Внедрение информационных систем в управление строительством сегодня считается не просто нормой, а жизненной необходимостью. Но изменилась ли принципиально модель управления? Перечень рабочих мероприятий остался прежним. В частности, управляющая инфраструктура сегодня охватывает весь комплекс работ, среди которых:

  • Инженерные изыскания с технико-экономическим обоснованием на реализацию проекта.
  • Создание проектно-сметной документации.
  • Подготовка к работам нулевого цикла.
  • Непосредственно возведение объекта.
  • Обеспечение контроля качества, обследование здания перед сдачей и т. д.
Читайте также:  Понятие жилой дом и объект индивидуального жилищного строительства

Но если основной охват проектировочных и технических операций остался прежним, то в чем заключаются особенности современных систем управления в строительстве? В первую очередь, по многим параметрам они стали эффективнее за счет более надежной и функциональной системы коммуникации, что позволяет быстрее и точнее координировать отдельные группы участников проекта. Расширилось и поле деятельности организационно-управляющих систем. Общая инфраструктура управления позволяет одновременно обеспечивать поддержку обширного спектра технических процедур, связанных с логистикой, документооборотом, обработкой данных инженерных исследований, расчетами конструкций и т. д. Мощные системы позволяют обслуживать сотни и тысячи операций, давая возможность оператору генерировать и оценки на основе совокупного анализа по тем или иным параметрам.

Этапы управления строительством

  1. Приятие решений для минимизации бюджета,
  2. Распределение работ,
  3. Согласование проекта,
  4. Заключение договоров с подрядчиком,
  5. Управление текущей деятельностью,
  6. Обеспечение стройки необходимой техникой и транспортом,
  7. Надзор за проведением каждого этапа строительства,
  8. Оценка и прием качества работ,
  9. Контроль за финансами и их использованием,
  10. Ввод объекта в эксплуатацию.

В ходе всего процесса управленцами создаются финансовые отчеты, фотоотчеты, отчеты о проделанной работе, выписки и другие документы.

Планирование строительных работ на всех этапах проводится на основании опыта, знания технологий с использованием современных компьютерных средств.

В процесс управления включены такие организации как, генподрядные организации, подрядные организации для выполнения особых работ. Выбор квалифицированных специалистов одна из важнейших ступеней управления.

В процессе строительства могут происходить различные изменения, установленные госорганами, в подобных случаях очень важна скорость принятия решений.

В строительстве есть два вида управления: управление людьми и управление средствами производства. Органы строительного управления занимаются руководством организаторов производства, а те в свою очередь управляют непосредственно рабочими и средствами производства (машинами, механизмами, укладкой и монтажом строительных конструкций).

Стоит отметить, что управление строительством охватывает не только строительные операции. Управление строительством, это еще и обширная нормативная база.

Цели и задачи управления

Динамичная система – это система в которой происходят постоянные переходы из одного состояния в другое. В строительстве, это изменение используемых материалов, изменение местоположения рабочих.

Само по себе строительство относится к вариантной системе, так как абсолютно невозможно предугадать все, что может произойти в процессе. Будут ли соблюдены все договора подрядчиком, все ли машины будут в исправности, будут ли в работе транспорта сбои.

Строительство также является открытой системой управления, так как активно взаимодействует с внешней средой. Внешняя среда предоставляет строительству материалы, конструкции, машины, энергию, транспорт, кадры и т.п.

В управлении строительством есть свои закономерности. К ним можно отнести: целенаправленность управления, оптимальность, управляемость, соотношение управленческого персонала и рабочих и др.

Для целенаправленного управления необходимо:

  1. Определить цель управления, средства и методы ее достижения,
  2. Четко сформулировать цель управления, для ее понимания персоналом,
  3. Мотивировать рабочих на желание активно работать для достижения цели.

Классификация целей управления строительством:

  1. По времени достижения цели (перспективные, текущие, оперативные),
  2. По важности (стратегические, второстепенные),
  3. По отношению к объекту (общие и частные),
  4. По степени достижения результата (конечные и промежуточные).

В процессе управления строительством всегда пытаются достичь оптимального варианта. То есть достижение результата должно быть осуществлено с минимальными издержками материальных и трудовых ресурсов. Но, как известно, нельзя добиваться цели любыми средствами, тем более что найти идеальный вариант в этом деле практически невозможно.

Техника и технология управления строительным производством

Процесс управления производством можно подразделить на три функциональных процесса: сбор информации (учет), анализ собранных данных и принятие решений на основании анализа (планирование). Планирование осуществляется на основании информации (учета) и анализа. Чтобы принять правильные решения, необходимо полнее изучать состояние объекта, т.е. составить адекватную математическую модель и выбрать оптимальный вариант. Таким образом, для получения наилучших результатов какого-либо экономического и технологического процесса принятое решение должно быть оптимальным. Из сказанного видно, что технологический процесс управления состоит из ряда управленческих работ. Технология выполнения этих работ — это система, устанавливающая необходимую последовательность и способы выполнения определенных работ, их трудоемкость и состав исполнителей, комплект документов и маршрут их движения, выбор организационных и вычислительных средств.

Осуществляется процесс управления посредством принятия и реализации решений, полученных в результате прямой и обратной информационной связи, передача регулирующего воздействия на строительное производство.

Технология управления состоит из следующих звеньев: определение цели управления и сбор надежной информации о состоянии предмета управления; принятие решения; организация выполнения принятого решения; учет и контроль выполнения решения.

Технологический процесс управления — непрерывный процесс. Информация в зависимости от источников ее поступления различается на внешнюю и внутреннюю. Состав и сроки ее поступления зависят от уровня управления.

Основной информацией является справочно-нормативная, которая составляет в общем объеме потока информации примерно 60—70% необходимой для управления. В состав информации также входят: статистическая и бухгалтерская отчетность, плановая документация, проектно-сметные материалы, результаты специальных наблюдений, запросы с мест. Объем собираемой информации должен быть необходимым и достаточным.

Система управления и система информации на любом уровне управления тесно взаимосвязаны, но они различны по своему назначению и структуре.

Принятие решения. Функции аппарата управления в строительных организациях представляют собой комплекс взаимосвязанных работ по подготовке и принятию решений в различных сферах деятельности (производства, снабжения, обслуживания и т.д.). Решения — основной документ, при помощи которого оказывается воздействие на производство.

Процесс подготовки и принятия решения состоит из нескольких этапов и действий. В процессе разработки решения рассматривают ряд возможных вариантов с последующей их оценкой по принятому критерию и выбором оптимального решения. В этом случае можно широко пользоваться программированием, а также моделированием того пли иного варианта. Наиболее важной при постановке задач оптимального программирования является задача выбора критерия, в соответствии с которым должна производиться оптимизация. Критерий должен отражать цель, ради достижения которой решается задача. Обычно в экономических системах в качестве критерия рассматриваются издержки производства, прибыль, объем производства. В реальных условиях управления, как правило, решается не одна задача, а целый комплекс взаимоувязанных задач оптимального программирования.

В строительстве как специфичной отрасли производства глобальным критерием является ввод в действие основных фондов в назначенный срок для обеспечения роста производства и удовлетворения растущих потребностей общества.

Решения могут быть общими и частными. Общие решения определяют коренные изменения, происходящие в строительной организации, направленные на дальнейшее развитие строительного производства (улучшение организации производства и труда, повышение производительности труда, снижение себестоимости и др.). Частные решения касаются только отдельных текущих вопросов, возникающих в данной строительной организации.

Решения согласовывают по вертикали и горизонтали с внешними и внутренними субподрядными организациями, предприятиями стройиндустрии и т.д. Окончательный вариант решения принимается при участии работников управляющей системы, партийных и профсоюзных организаций.

Окончательное решение принимается руководителем, в котором определены пути действий управляющей системы или ее подразделений, направленных на достижение управляемой системой поставленных целей. Процесс принятия решения — творческий процесс. Решения в процессе управления принимают на всех уровнях управляющей системы, но круг вопросов, по которым принимают решения мастера, прорабы, руководители организаций, у каждого руководителя свой. За принятые решения полную ответственность несет руководитель, принявший данное решение. Принятое решение руководителем должно быть соответственно оформлено в виде приказа или распоряжения. В этом документе должны быть указаны пути организации и контроля выполнения принятых решений.

Организация и контроль выполнения решения включает выполнение следующих операций: разработка конкретного плана организации выполнения данного решения с указанием кто, где, когда и каким образом должен выполнять ту или иную задачу; выделение работников, которым будет поручено руководить ходом реализации решения. Эти работники должны быть компетентными в вопросах, решение которых им будет поручено. В необходимых случаях для выполнения решения организуют обучение работников новым методам работы, разъясняют в коллективе смысл и значение принятого решения, его возможные результаты. В процессе реализации принятого решения ведут учет и контроль выполнения этого решения и при необходимости принимают срочные меры устранения наметившихся отклонений.

«ИНТЕХ» — инжиниринговая компания. На нашем ресурсе air-ventilation.ru Вы можете узнать необходимую информацию и получить коммерческое предложение.

Источник

Строительство как объект управления

С современных условиях одно из приоритетных направлений российской экономики – выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента на предприятиях и в организациях с различными формами собственности, в том числе и строительстве.

Содержание

 Государственный Университет Управления
 Цели в управлении
 Методы управления и руководства в строительстве
 Исходя из продолжительности цикла управления
 По способу циркуляции информации
 По способу принятия решений

Читайте также:  К сложным и уникальным объектам строительства относятся

 Организационные методы руководства
 Экономические методы руководства
 Распорядительные методы руководства

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство образования

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Государственный Университет Управления

Институт Бизнеса в Строительстве и Управления Проектом

по дисциплине: Введение в специальность

«Строительство как объект управления»

Выполнил: студент группы 6

Проверил: кандидат экономических наук, доцент

 Государственный Университет Управления

 Цели в управлении

 Методы управления и руководства в строительстве

 Исходя из продолжительности цикла управления

 По способу циркуляции информации

 По способу принятия решений

 Организационные методы руководства

 Экономические методы руководства

 Распорядительные методы руководства

С современных условиях одно из приоритетных направлений российской экономики – выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента на предприятиях и в организациях с различными формами собственности, в том числе и строительстве.

В Московском Государственном Университете Управления в 1999 году на факультете «Экономика, организация и управление строительством» состоялся первый выпуск по специальность 06.11 «Менеджмент».

Профессорами и доцентами кафедры «Экономика, организация и управление строительством» были разработаны различного рода программы обучения, подготовлены лекции и практические курсы.

Профессиональная деятельность менеджера осуществляется в сфере управления различными организационными подразделениями государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм.

Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые определяются его местом в системе управления:

В 1986 году в мире отмечался 100-летний юбилей менеджмента. Исходной датой рождения менеджмента принято считать собрание американского общества инженеров-строителей в 1886 году.

Народы мира практиковали менеджмент на протяжении тысячелетий и по наши дни.

Изучая менеджмент необходимо понимать, что основа рынка – конкуренция.

Управление как профессиональная деятельность известно давно. По археологическим раскопкам прослеживается существование органи­заций в доисторические времена, поэтому управление так же старо, как и мир. С годами организации становились все более упорядоченными и устойчивыми, а управленческая деятельность — все более сложной. Еще в IV столетии византиец Маврикий сформулировал свод принципов, которыми должен был пользоваться руководитель в своей управлен­ческой деятельности.

С ростом общественного производства, особенно с увеличением масштабов организаций, роль управления постоянно возрастала. Заводчики и фабриканты (предприниматели)1 на первых порах сами управляли производственной деятельностью своих предприятий. Позднее появилось специальное лицо-управляющий хозяйством пред­принимателей.

Концепция управления как научной деятельности развивалась в течение длительного времени, однако, основным толчком к пониманию роли управления как науки стала промышленная революция конца XVIII — начала XIX в. Творцом нового взгляда на управление стал Ф. Тейлор, выпустивший в 1911 г. книгу «Принципы научного управле­ния».

Несколько позднее управление в английском языке стало называть­ся менеджментом (от англ. manage — управлять). В свою очередь этот термин происходит от латинского слова manus — рука. Именно с этим словом связано понятие руководство. В русском языке руководить -значит управлять, направлять действия кого-либо или чего-нибудь, например, управлять хозяйством, производственным процессом на предприятии (в строительной организации), а управляющий -это лицо, ведущее дела какого-либо предприятия или хозяйства.

В науке об управлении широко распространено представление об управлении как о процессе реализации функций, которые должен осуще­ствлять всякий руководитель в своей деятельности. Именно такой смысл вкладывает в понятие управления Менецберг . Он находит «в роли руко­водителя набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности».

В области научных исследований по управлению за последние сто лет возникли различные школы.

Совершенствование управления невозможно без изучения, систе­матизации и обобщения опыта развития общественных отношений как в экономике в целом, так и в области строительства.

Важным фактором ускоренного развития строительного произ­водства является научно-технический прогресс. Ускоренно развиваются технические средства управления, особенно информационно-вычис­лительная техника. Идет поиск рациональных организационных форм использования ЭВМ. Однако, несмотря на большую помощь научно-технических средств, управление производством связано, прежде всего, с налаживанием взаимодействия между людьми, и роль человека с развитием научно-технического прогресса непрерывно возрастает. Самые совершенные средства производства человек превращает в действующие потребительские стоимости. Важно заинтересованное отношение человека к труду, без этого не действует самое новейшее оборудование. Экономика не может эффективно функционировать, если у людей нет желания трудиться с наибольшей отдачей. Широкому проявлению инициативы и предприимчивости способствуют рыночные отношения в экономике.

Однако нельзя забывать, что при любых экономических формах развития общественного производства большое значение имеют социальные вопросы. В рыночной экономике они получают новый импульс, так как в связи с самофинансированием производственной деятельности строительных предприятий обеспечение рентабельности их работы находится в руках самих трудовых коллективов. Именно в рыночных условиях трудовые коллективы имеют возможность направ­лять заработанные средства на строительство жилья, объектов социаль­ного назначения, внедрение трудосберегающей технологии и в целом на улучшение условий трудовой деятельности.

Надо иметь в виду, что динамизм — основная особенность рыноч­ной экономики и только при учете этого обстоятельства будет обеспечено эффективное соответствие форм и методов управления строительством.

В рыночных условиях руководитель должен быть профессионалом и человеком, психологически подготовленным к работе в такой эконо­мике. Эти условия усложняют взаимоотношения между строительным предприятием и заказчиками, требуют от руководителей активного мышления.

Организаторская деятельность руководителей базируется на знании теории управления и его методологических основ. Квалифицированное управление невозможно без познания науки управления и повышения профессионального потенциала руководителя. При этом, чтобы не изобретать то, что уже было познано в прошлом, надо знать это прошлое. Исторический подход к изучению теории управления позволяет лучше познать современные проблемы, принципы, закономерности и методо­логические основы управления. Всегда полезно обращаться к опыту совершенствования управления в своей стране и за рубежом, к изучению достижений научной мысли в историческом аспекте.

Государственный Университет Управления

Первая страница летописи вуза датируется 30 апреля 1919 года, когда решением Народного комиссариата торговли и промышленности РФСР создан Московский промышленно-экономический практический институт. Вуз был призван обеспечивать подготовку экономистов для промышленности и потребительской кооперации, финансистов, специалистов по экономике и организации труда. Учебной, научной и кадровой основой вновь созданного института послужили учебные заведения, функционировавшие еще в императорской России. Это были: Александровское коммерческое училище Московского биржевого общества, Николаевское коммерческое училище, Женская торговая школа императора Николая II.

23 июля 1930 года Постановлением ЦИК и СНК СССР Московский промышленно-экономический практический институт был преобразован в Московский инженерно-экономический институт. Основной задачей института стала подготовка инженеров-экономистов широкого профиля для важнейших отраслей народного хозяйства: машиностроения, химии, металлургии, энергетики, строительства, транспорта, городского хозяйства и др. Деятельность Московского инженерно-экономического института по подготовке экономистов широкого профиля способствовала созданию необходимых предпосылок для освоения новых направлений высшего экономического образования.

В 60-е годы, в период первых экономических реформ, возникла объективная потребность в открытии подготовки специалистов в области управления. Результатом явилось открытие в 1965 году в Московском инженерно-экономическом институте первой в стране кафедры теории управления и факультета переподготовки и повышения квалификации организаторов промышленного производства и строительства. Одновременно начаты фундаментальные и прикладные научные исследования в области управления.

В те времена трудно было доказывать необходимость таких шагов в системе высшего образования. Но руководство и преподаватели вуза делом доказывали необходимость специальной подготовки в области управления. Именно в Московском инженерно-экономическом институте была разработана первая в СССР учебная программа по научным основам управления и написан первый учебник по управлению. Конечно, сейчас и та программа, и учебник тех лет кажутся более чем несовершенными. Но ведь это было только начало.

В последующие годы вуз упорно и последовательно разрабатывал, отстаивал и практически реализовывал идею и стратегию подготовки специалистов в области управления. От устаревших инженерно-экономических специальностей, отражающих потребности тридцатых годов, вуз готовил содержательный переход к таким специальностям, в которых нуждались проводимые в стране экономические реформы.

Новым специалистам приходилось присваивать специальности с замысловатыми названиями, например, “инженер-экономист по организации управления”. Но даже такое название, принятое с боем, преодолением административного и идеологического сопротивления, принятое только в качестве эксперимента, было для вуза, и не только для него, маленькой победой и шагом вперед.

В соответствии с требованиями экономики с 1974 года институт первым среди вузов Советского Союза открыл подготовку специалистов по организации управления производством. Этот исторический факт имел принципиальное значение для развития отечественной высшей школы. Была открыта новая страница подготовки высококвалифицированных специалистов.

Всё это позволяет говорить о том, что наше учебное заведение считается основателем управленческого образования в России. Ему заслуженно принадлежит приоритет не только в открытии, но и в дальнейшем развитии подготовки управленческих кадров для народного хозяйства.

28 марта 1975 года Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР Московский инженерно-экономический институт был переименован в Московский институт управления, который до начала 80-х годов оставался единственным вузом, выпускающим специалистов в области управления.

В конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов вузом подготовлена целая серия учебников и полный комплекс методических материалов по циклу управленческих дисциплин. Основная дисциплина данного цикла “Научные основы управления” была дифференцирована на целый комплекс управленческих дисциплин: «Теория управления», «Социология и психология управления», «Зарубежный опыт управления», «Правовые основы управления», «Организация управления предприятием» (по отраслям), «Автоматизированные системы управления», «Документация и делопроизводство».

Источник
Рейтинг
Загрузка ...