Строительство какого объекта развернулось в 1970 1980

Содержание

Строительство в СССР в 1970-х годах

16 апреля 1975 года вышло постановление правительства СССР о строительстве в Ульяновске авиационного промышленного комплекса (УАПК, в составе самолетостроительного, агрегатного и приборостроительного заводов). 28 апреля 1975 г. приказ о строительстве комплекса подписал министр авиационной промышленности СССР Петр Дементьев. Датой рождения Ульяновского авиазавода традиционно считается 10 июня 1976 года, когда началось возведение производственных площадок будущего предприятия. [1]

[править] Автомобильная промышленность

С участием ряда фирм капиталистических стран сооружался с 1970 года завод грузовых автомашин КамАЗ в Набережных Челнах. [2]

[править] Металлургия

В 1974 году на Кри­во­рож­ском ме­тал­лур­ги­че­ском заво­де им. В. И. Ле­ни­на всту­пи­ла в строй до­мен­ная печь объ­ё­мом 5000 м3. [3]

В 1976 году было начато строительство Надеждинского завода.

[править] Химическая промышленность

В 1974 году в Тобольске началось строительство нефтехимического комплекса, рассчитанного на переработку нефти и газа из Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов.

[править] Электроэнергетика

[править] ТЭС

В 1971 году началось строительство Петрозаводской ТЭЦ.

[править] ГЭС

В 1970-х годах в СССР про­дол­жа­лось строи­тель­ст­во про­мыш­лен­ных ГЭС, в том числе 11 ГЭС еди­нич­ной мощ­но­стью свыше 1000 МВт. [4]

Необходимость строительства Богучанской ГЭС была определена Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 февраля 1971 г. № 65 «О мерах по дальнейшему комплексному развитию в 1971—1980 г.г. производительных сил Красноярского края». [5]

Первый из десяти гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС был запущен 18 декабря 1978 года. [6]

[править] АЭС

В 1971 году была принята программа строительства АЭС до 1980 года, которая предусматривала повышение мощности АЭС до 26,8 ГВт. [7]

28 июля 1971 года заложен первый кубометр в основание главного корпуса Курской АЭС. [8]

Строительство энергоблока № 1 Чернобыльской АЭС началось в июне 1972 года. [9]

Строительство энергоблока № 2 Чернобыльской АЭС началось в феврале 1973 года. [10]

29 июня 1973 года вступил в строй энергоблок № 1 Кольской АЭС в Заполярье, электрическая мощность реактора — 440 МВт. [11]

8 января 1974 года приказом министра энергетики и электрификации СССР № 6 была организована Дирекция строящейся Калининской атомной электростанции с местом нахождения в посёлке Удомля Удомельского района Калининской области. [12]

12 января 1974 года состоялся ввод в эксплуатацию первого энергоблока Билибинской АЭС на Чукотке. [13]

Декабрь 1974 года — Введен в строй второй энергоблок ЭГП-6 Билибинской АЭС. [14]

В пе­ри­од 1971—1975 годах были вве­де­ны в дей­ст­вие во­до-во­дя­ные ре­ак­то­ры мощ­но­стью 440 МВт (ВВЭР-440) на 3-м и 4-м энер­го­бло­ках Но­во­во­ро­неж­ской АЭС. [15]

Возведение Крымской АЭС началось в 1975 году. [16]

Решение о строительстве Хмельницкой АЭС было принято Министерством энергетики и электрификации СССР в апреле 1975 года. [17]

Строительство первой очереди Смоленской АЭС началось в 1976 году. [18]

В 1975 году Ростовским отделением института «Теплоэлектропроект» было выполнено Технико-экономическое обоснование (ТЭО) строительства атомных станций на Северном Кавказе. [19]

Последний блок Билибинской АТЭЦ пущен в 1976 году. [20]

Строительство первой очереди Ровенской АЭС с двумя энергоблоками ВВЭР-440 началось в августе 1976 года на территории западного Полесья. [21]

19 декабря 1976 года в 21 час. 34 мин. энергия первого энергоблока Курской АЭС влилась в объединённую энергосистему европейской части СССР. [22]

В декабре 1976 года был введён в эксплуатацию первый блок Армянской АЭС. [23]

Решение о строительстве Центрально-Украинской АЭС (так первоначально называлась Запорожская АЭС) было принято Советом Министров СССР в 1977 году в связи с обострением проблемы энергообеспечения южных районов СССР. [24]

В сентябре 1977 года был введён в эксплуатацию первый блок Чернобыльской АЭС. [25]

28 октября 1977 года в 13 км от Волгодонска и 250 км от Ростова-на-Дону, на берегу Цимлянского водохранилища был заложен первый камень Волгодонской АЭС. [26]

В 1979 году началось строительство Запорожской АЭС. [27]

28 января 1979 года — пуск энергоблока № 2 Курской АЭС. [28]

Строительство энергоблока № 2 Южно-Украинской АЭС началось в октябре 1979 года. [29]

[править] Добыча полезных ископаемых

Появляется Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 29.04.1975 N 352 О строительстве Южно-Якутского угольного комплекса.

[править] Прочее

В 1972 году в Киришах началось строительство биохимического завода по выпуску белково-витаминного концентрата.

В 1973 году в Усть-Каменогорске началось строительство арматурного завода.

С 1979 года было начато строительство завода РТ-2. [30]

[править] Сельское хозяйство

В 1971 году на­ча­то строи­тель­ст­во жи­вот­но­водч. ком­плек­сов для про­из-ва мя­са, мо­ло­ка, яиц на пром. ос­но­ве. [31]

[править] Транспорт

[править] Сухопутный транспорт

[править] Железные дороги

Одной из важнейших новостроек 1970-х годов была железнодорожная линия Тюмень — Сургут — Нижневартовск (свыше 900 км).

С 10 апреля 1972 года вновь началось строительство «Малого БАМа»: отсыпаны первые кубометры грунта в железную дорогу Бам — Тында.

В целях активизации развития экономики Сибири и Дальнего Востока в 1974 году было возобновлено строительство Байкало-Амурской магистрали.

В феврале 1975 года началось строительство железнодорожной линии Тында — Беркакит.

В 1979 году завершено строительство восточного участка БАМа от Ургала до Комсомольска-на-Амуре. [32]

В 1970-х годах Байкало-Амурская магистраль была объявлена всесоюзной комсомольской стройкой. [33]

[править] Автомобильные дороги

1976 год — закончилось строительство автодороги Галич — Чухлома.

[править] Трамвайный транспорт

Решение о строительстве в Волгограде подземного скоростного трамвая было принято в 1976 году. [34]

[править] Метро

Ли­нии метро бы­ли от­крыты в Харь­ко­ве (1975 год), Таш­кен­те (1977 год). [35]

Решение о строительстве метро в Минске было принято в начале 1970-х годов. [36]

Строительство второго кольца Московского метро для разгрузки существующей Кольцевой линии предусматривал Генеральный план развития Москвы 1971 году. [37]

24 апреля 1975 года технико-экономическое обоснование сооружения метро в Новосибирске было утверждено Правительством РСФСР.

Постановление о строительстве метрополитена в городе Горьком было принято Советом министров СССР 15 июля 1977 года. [38]

Строительство метро в Горьком началось в 1977 году. [39]

В июне 1977 года в Минске началось строительство первой линии метрополитена.

17 декабря 1977 года была забита первая свая ограждения станции «Ленинская» Горьковского метро. На месте первой забитой сваи был установлен памятный знак, обозначивший символическое рождение десятого метрополитена в СССР — в городе Горьком. [40]

В 1978 году в Куйбышеве началось строительство метрополитена.

В сентябре 1978 года от станции «Ленинская» Горьковского метро началась проходка тоннелей. [41]

В ноябре 1978 года Правительством СССР был утверждён проект строительства первой очереди метро в Новосибирске протяжённостью 13,1 км.

Строительство метро в Новосибирске началось 12 мая 1979 года. [42]

В конце 1979 года начали ходить поезда по новой Калининской линии Московского метро. [43]

[править] Трубопроводы

[править] Нефтепроводы

Зимой 1972—1973 годов началось строительство нефтепровода Усинск — Ухта.

В 1974 году было завершено строительство нефтепровода «Дружба-2». [44]

В июне 1975 года было начато строительства нефтепровода Холмогоры — Сургут диаметром 820 мм, протяжённостью 244 км.

[править] Газопроводы

1971 год — началось строительство третьей и четвёртой ниток газопровода Средняя Азия — Центр.

В 1972 году вступил в строй газопровод Медвежье — Надым — Пунга, который связал ямальские и югорские месторождения газа с европейской частью СССР.

В 1979 году был построен магистральный газопровод «Союз» (2750 км).

[править] Водный транспорт

Начало строительства порта Восточный относится к 1971 году.

В 1972 году было завершено строительство новых судоходных шлюзов на Москворецком водном пути.

[править] Воздушный транспорт

В 1970 году в Тукаевском районе в 19 км от Нижнекамска и 27 км от Набережных Челнов началось строительство аэропорта «Бегишево».

В октябре 1972 года в аэропорта «Шереметьево» было начато строительство новой взлётно-посадочной полосы (ВПП‑2), размеры которой позволяли без ограничений эксплуатировать любые типы воздушных судов. В 1974 году строительство полосы было завершено, в эксплуатацию была введена в 1977 году. [45]

Здание аэропорта Ростова-на-Дону было построено в 1977 году. [46]

[править] Связь

7 июля 1976 года Совет Министров РСФСР издал постановление № 365 О строительстве в Свердловске новой мощной радиотелевизионной передающей станции (РТПС). [47]

[править] Гостиницы

Гостиница «Космос» была построена в 1976—1979 годах для приема иностранных гостей и размещения пресс-центра XXII летних Олимпийских игр 1980 года. Строительством занималась югославская компания «Комграб». Торжественное открытие гостиницы состоялось 18 июля 1979 года. [48]

[править] Образование

[править] Среднее образование

В 1970-х годах было построено 12 тыс. средних школ.

[править] Военное образование

В 1977 году в Крыму, рядом с городком Саки, началось строительство наземного испытательно-тренировочного комплекса корабельной авиации (НИТКА). [49]

[править] Библиотеки

В феврале 1973 года было принято решение Совета Министров СССР «О строительстве Нового книгохранилища с читальными залами для Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина». [50]

[править] Здравоохранение

В Рузском районе на Озернинском водохранилище в 1976 году построен профилакторий.

[править] Спорт

В 1973 году в Крылатском началось строительство спортивного комплекса для проведения летних Олимпийских игр 1980 года.

[править] Административные здания

Здание СЭВ в Москве строи­лось до 1970 года. [51]

[править] Жильё

В 1970-х годах было построено жилья столько, сколько его было у городского населения в начале 1960-х годов.

Читайте также:  Что означает объект незавершенного строительства частного дома

[править] Водные объекты

В 1979 году в Ленинграде началось строительство Комплекса защитных сооружений от наводнений.

[править] Военные сооружения

Строительство оптико-электронного комплекса контроля космического пространства «Нурек» было начато в 1979 году. [52]

[править] Населённые пункты

[править] Кемерово

В 1974 году в Кемерове на проспекте Ленина построен первый шестнадцатиэтажный дом из лёгкого бетона.

[править] Нижневартовск

За 1971—1974 годах пятилетнее задание по вводу жилья в Нижневартовске было выполнено на 79 % (построено 487 из 520 тыс. м2).

В 1978 году в Нижневартовске был построен киноконцертный комплекс «Октябрь» на 720 мест с кафе на 250 посадочных мест и танцзалом.

[править] Свердловск-45

С 1973 года военно-строительные части г. Свердловска-45 (Лесного) объединены в 202-й военно8строительный полк (в/ч 01060). [53]

С 1973 года в/ч 01060 — единственное военно-строительное формирование гарнизона Свердловска-45 (Лесного). [54]

Источник

Жилая архитектура в 70-80е гг. Общая характеристика.

С начала 1960-х гг. жилищное строительство в СССР было основано на промышленном домостроении в сооружении микрорайонов из 5- и 9-этажных серийных панельных домов. Это снижало себестоимость строительства и позволяло увеличить ввод жилья, а также делало его намного более комфортным, чем коммунальные квартиры, уже потому, что отныне каждая квартира проектировалась из расчёта заселения одной семьёй, а не несколькими. Одновременно со строительством крупнопанельных домов стали появляться и серийные дома из «блоков» в тех же панелей, только не во всю стену.

Хрущёвки, проектирование которых велось с конца 1940-х, пошли в серию после исторического постановления 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» («внешне-показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами», характерная для сталинской эпохи, теперь «не соответствует линии Партии и Правительства в архитектурно-строительном деле. в Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений»).

Идеологическое и научное обоснование нового курса сводилось к следующим пунктам:

§ коммунальная квартира не являлась проектом советской власти, а была результатом экономии средств во время индустриализации;

§ проживание нескольких семей в одной квартире в ненормально и является социальной проблемой; [1]

§ коммунальные квартиры в экономически невыгодный тип жилья, не удовлетворяющий современным требованиям;

§ проблема коммунальных квартир может быть решена посредством массового строительства с использованием новых технологий.

к середине 1980-х годов отдельные квартиры имелись только у 85 % семей: в 1986 году Михаил Горбачёв отодвинул сроки на 15 лет, выдвинув лозунг «Каждой советской семье в отдельную квартиру к 2000 году».

Прототипом для первых «хрущёвок» стали блочные здания (Plattenbau), строившиеся в Берлине и Дрездене с 1920-x годов. Строительство жилых домов «хрущёвок» продолжалось с 1959 по 1985 год..

В 1970 году был принят Единый каталог строительных деталей, на основе которого в дальнейшем разрабатывались типовые проекты.

§ 1-515/9ш Многосекционный панельный дом с рядовыми секциями. В доме 1, 2, 3 комнатные квартиры. Проектом предусмотрены балконы. Этажность: 9 этажей. Высота жилых помещений: 2,64 м.

§ 1605/9 Многосекционный панельный дом с рядовыми и торцевыми секциями, 1, 2, 3 комнатными квартирами. Этажность: 9 этажей. Высота жилых помещений: 2,64 м.

§ 1605/12 аналог 1605/9 с увеличенным до 12 числом этажей

§ II-18/9 -в серия блочных 9- (первоначально 😎 этажных односекционных (одноподъездных) жилых домов, одна из первых серий домов повышенной этажности индустриального домостроения.

§ II-29 — Кирпичный многосекционный жилой дом с рядовыми и торцевыми секциями. В доме 1, 2, 3 комнатные квартиры. Этажность: 9. Высота жилых помещений: 2,64 м. м.

§ II-49 — Многосекционный панельный дом с рядовыми и торцевыми секциями. С 1, 2, 3, 4 комнатными квартирами. Возможны различные варианты компоновки квартир в секции. Этажность 9. Высота жилых помещений: 2,64 м. м.

§ II-68 Серия одноподъездных 16-этажных домов. Особенностью данной серии являются утолщенные стены, состоящие из двух панелей а также улучшенная шумо и теплоизоляция за счет керамзитного устройства покрытия полов. Реже встречаются здания этой серии высотой 14 этажей. Дома этой серии практически без изменений строились в течение 30 лет. Этажность: 16 этажей. Высота потолков: 2,48 м.

§ 1ЛГ-600 (Автовский ДСК) в так называемые «дома-корабли»

§ 111-90 -в серия крупнопанельных многосекционных жилых домов индустриального домостроения. Серия разработана ЦНИИЭП Жилища в конце 1960-х гг. В промышленное производство серия была запущена в 1971 г.

§ 111в108 Серия панельных 9-этажных домов (г. Витебск).

§ 111в120В Серия крупнопанельных 5-этажных домов (г. Вильнюс).

§ 120В Серия крупнопанельных 5-этажных домов (г. Вильнюс).

§ 121 квартиры выделяются сравнительно хорошими планировками 1980-е

В начале 1980-х годов в Москве предложена разработанная под руководством архитектора А. Г. Рочегова серия КОПЭ (композиционные объёмно-планировочные элементы), предназначенная для застройки «буферных зон» между новостройками и охраняемыми зонами памятников архитектуры и зонами массовой застройки, а также для «оживления» сложившихся районов. Первые дома этой серии возведены в 1982 году близ Воронцовского парка. Проект предусматривал возможность строительства домов до 22 этажей. Вместе с тем во многих районах Москвы и других городов СССР продолжали возводиться безликие, лишённые всякой выразительности в архитектуре многоэтажные панельные дома.

§ хр (хрущёвская планировка, она же хрущёвка) в потолки 2.5 м, маленькие кухни в 6 кв.м., совмещённый санузел, смежные комнаты, квартиры расположены в 5-этажных домах.

§ УП (улучшенная планировка) в чуть лучше хрущёвки, кухня 6в8 кв.м., санузел раздельный, комнаты проходные.

§ ПГ (полногабаритная)

§ эл (элитная)

§ Пг или «Сталинки» в Полногабаритные квартиры в это дома, построенные до хрущевских жилищных экспериментов (сталинские). Они имеют высокие потолки до 3,5 м, большие удобные кухни до 15 кв.м., общая площадь квартир: от 110 кв.м. трёхкомнатных и до 40 кв.м. однокомнатных. Комнаты в этих квартирах изолированы, санузлы раздельные, большие лестничные площадки. Дома 3-, 5-этажные, как правило, кирпичные.

§ Хр в Хрущёвки в это жилые 4- или 5-этажные дома, построенные в период хрущёвской жилищной программы, когда в послевоенное время страна нуждалась в массовом и недорогом строительстве жилья. Поэтому строились квартиры небольшой площади, достаточно компактные, как правило со смежными комнатами, с невысокими потолками, общей площадью 60 кв.м. трёхкомнатные, 43 кв.м. двухкомнатные и 30 кв.м.однокомнатные квартиры, с небольшими кухнями (5-6 кв.м.), совмещёнными санузлами и балконами в некоторых квартирах.

§ Тип. или Ст. в Типовая или Стандартная планировка квартир в это квартиры следующего (после хрущёвского времени) поколения: высота потолков от 2,6 м до 2,75 м, общая площадь квартир от 63 кв.м. трёхкомнатных до 33 кв.м. однокомнатных, кухни 6-7 кв.м., комнаты в двухкомнатных изолированные, в трёхкомнатных в смежно-изолированные, санузлы, как правило, изолированы, имеются балконы и лоджии. Это 5-, 9-этажные дома с наличием мусоропровода и лифтами. Основная масса этих домов построена из железобетонных панелей.

§ У/П в Квартиры улучшенной планировки. Как правило, это панельные 9-этажные дома с увеличенной площадью квартир: 69 кв.м. трёхкомнатные, 53 кв.м. двухкомнатные и 39 кв.м. однокомнатные квартиры, также увеличена площадь кухонь до 9 кв.м., все комнаты изолированы, санузлы раздельные, имеются балконы и лоджии. Дома оснащены лифтами и мусоропроводами.

§ Эл. в «Элитные» квартиры, или квартиры нового поколения. Не имеют ограничений по площади, разнообразны в своей планировке. Чаще всего будущий владелец сам планирует своё жильё. Снабжены большим количеством сервиса в это подземные гаражи, мусоропровод, лифты как пассажирские, так и грузовые, кладовые иовощехранилище, большие лестничные площадки, удобные подъездные пути, возможны тренажёрные залы, сауны и пр.

§ 103 серия в Одна из самых первых, построена во всех республиках СССР. Дома этой серии построены из красного кирпича и белого бетона, дом 5-этажный, лифта как правило не имеет, но в некоторых домах имеется мусоропровод и 2 входа, на каждом этаже по 3 квартиры (на первом этаже 2 квартиры), по бокам 2-3 комнатные а по середине 1-1.5 комнатные, всего по 14 квартир на каждый подъезд. Имеется лоджия (кроме тех у кого 1-1.5 комнатная квартира)

§ 104 серия — Высоко-этажный дом, распространён по всему СССР, но их не так много. Дом 16-этажный, имеется пассажирский и грузовой лифт, мусоропровод. Отличается эта серия тем, что в каждой квартире имеется большая лоджия вдоль комнаты и кухни (подобно «Малосемейке»), и обычное окно.

§ 119 серия — Одни из первых 9-этажных домов. Один из поздних проектов, наряду с 602 серией имеется лифт и мусоропровод. В квартире где 2 комнаты и больше, имеется 2 лоджии — одна побольше, другая поменьше.

§ 467 серия в 9-этажный дом, имеется и лифт и мусоропровод. Интересен проект подъезда: на каждом этаже по 4 квартиры, есть небольшое помещение, отделённое от лестничной клетки стенкой, вход на этаж через дверь (вероятно чтобы отдалить двери квартир от запаха мусоропровода), в самом помещении установлен лифт. Всего квартир в каждом подъезде в 36. Имеется лоджия.

§ 602 серия в одна из самых последних серий проектов жилых домов небольшой этажности (стандартно в 9 этажей). На этаже 4 квартиры. Проект интересен тем, что лифт и мусоропровод находятся между этажами лестничной клетки. Все двери квартир рядом, что в некоторых случаях создаёт проблемы соседям, желающим войтивыйти в одно время. В некоторых старых домах лифт расположен на самом первом этаже, на уровне входа в подъезд, в более новых, лифт расположен на полэтажа выше. Имеется лоджия.

§ Малосемейка в дома построены по типу общежитий. Существуют 5, 9, 12 этажные дома. В таких квартирах имеется очень длинная лоджия, тянущаяся на кухню и комнату, большинство квартир на этаже 1-комнатные, 2-комнатных квартир на этаже всего две. Подъезд в доме только один. На этаже имеется очень много квартир и расположены они по типу общежития. 9-и 12-этажные дома оборудованы лифтом и мусоропроводом, 5-этажный дом имеет лишь мусоропровод.

§ Литовский проект в (сокр. Литовка) дома, согласно названию придуманы в Литовской ССР, распространены в основном в Прибалтике. Существует только 5-этажные дома, мусоропровода и лифта нет, на этаже расположено по 3 сравнительно больших паллетных квартиры (при этом кухня, санузел и коридор в сумме занимают примерно 14 кв.м.), имеется лоджия.

Читайте также:  Подпорная стенка не является объектом капитального строительства

В советские годы типовая архитектура широко использовалась по всей стране. Районы новостроек в различных городах были похожи друг на друга. Трагичные последствия повсеместного строительства некачественного и однообразного Типового жилья обнаружились во время землетрясения, а также во время терактов в Москве, когда бетон (в 10 раз менее прочный, чем сталь) рассыпался и погребал под собой сотни людей.

Хрущёвки» (а также негативное «хрущо́бы», от трущобы») в панельные или кирпичные трёх-пятиэтажные дома, массово сооружавшиеся в СССР во время правления Никиты Сергеевича Хрущёва и получившие в народе его имя.

Период строительства

Строительство «хрущёвок» продолжалось с 1957 [источник не указан 45 дней] по 1985 год [источник не указан 390 дней] . В Ленинградестроительство хрущёвок было прекращено в 1970-х годах, им на смену пришли так называемые «дома-корабли» ( Обычно «дома-корабли» имеют высоту от 9 до 15 этажей,.

«Кораблями» дома 600-й серии были названы за внешнее сходство с океанскими лайнерами: сплошные линии окон напоминают палубы. Кроме того, распространённым цветом окраски «домов-кораблей» является белый.

В отличие от хрущёвок, в «кораблях» естьлифт и мусоропровод. Основными недостатками «домов-кораблей» считаются плохие тепло- и звукоизоляция. Кроме того, в планировке квартир «домов-кораблей» предусмотрена маленькая площадь кухни (около 6 м²). В поздних «домах-кораблях» была существенно увеличена площадь кухни в трёхкомнатных квартирах)/

В России было построено около 290 млн м² общей площади, что составляет порядка 10 процентов всего жилого фонда страны. При этом строительство явилось дополнительным мощным толчком к урбанизации страны, и улучшению качества жизни населения в отдельные квартиры получили многие тысячи семей

Характеристики домов

В квартирах таких домов есть в основном одно- и двухкомнатные квартиры, высота потолков 2,48 м, в блочных домах некоторых серий в 2,7 м, совмещённый санузел, слабая звукоизоляция внутренних стен, лифты отсутствовали. «Хрущёвки» сносимых серий предназначались для временного решения жилищной проблемы и были рассчитаны на 25 лет, но часть из них до сих пор используется по назначению, представляя угрозу для жителей. «Хрущёвки» несносимых серий имели расчётный ресурс 50 лет, поздние исследования показали, что ресурс может быть продлён до 150 лет (при своевременных капитальных ремонтах). В Москве и Санкт-Петербурге действуют программы сноса и реконструкции кварталов хрущёвок и замены их современным жильём. В Минске при капитальном ремонте таким домам утепляют внешние стены.

С57-80гг.появ.525г.Возростает роль районной планировки. Много зд. в духе национальной арх-ры. В качестве основного эл-та применили жил.гр.,в кот.прожив.от 2-4тыс.чел(5-16эт).Смешанная застройка, разной конфигурации. Была придумана поворотная секция. Впервые в нашей стране пстроено ряд зд. выполн. из монлитного ж/б на скользящ.опалубке. В 1957г.была разраб. технология производства дома целиком. Жилой дом становится единицей готовой продукции. Застройка и проетирование ведутся по СниПУ.1958г.Допускалось устройство совместных с/у,проходных комнат. Кирпичные, кирпично-блочные и шлакоблочные. Р-оны новостроек распол. на окраинах г. Застройка была скучной-Хрущевки. Массовое жилищное строительство до 5ти эт без лифта.С65-1970гг разрабат. улучшеннуу серию типовых проектов жилых домов. В 69г было принято постановление ЦККПСС»О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства»Улучшенные проекты»Чешки».Увелич. в сериях кол-во типовых квартир-стали более разнообразны,была увелич.площадь кухни до12м,меньше проходных комнат,с/у раздельный,кроме 1комн.кв.Сан.технические кабины целиком изготавл.на заводе. Застройка наиболее разнообразна.Р-он»Зеленый луг»-сохранен рельеф,объекты встраивались в рельеф,активно использ.цвет.Для каждого жилого р-она балконы и лоджии решались по-своему.Спустя время балконы перестали строить(Минск).Впервые налажена адресная поставка панелей в Минске.По всей стране запрещено созд.гаражи под домом.Поэтапный переход от жилищного минимума к оптимому.Работают над балконами,эркерами,солнцезащитными устройствами.Появляются новые градостроительные образования МЖК(молодежно-жилищные комплексы),строились в молодых городах.Например,в Москве-Дом Нового быта. Два 6эт корпуса на 2тыс.чел.от 1-3комнат,обеденный зал н15-20чел,812квартир-в дальнейшем засилили его студентами мархи.

Источник

«Застойные» рекорды В 1970-80-е годы архитектура московского метро не блистала красотой, зато темпы строительства были очень высокими

«Застоем» в исторической науке принято считать время с момента прихода к власти Леонида Брежнева (1964 год) и до начала перестройки Михаила Горбачева (1986 год). По мнению главного архитектора Метрогипротранса Николая Шумакова, застой наблюдался и в строительстве метро: «Ритм метростроения был нарушен в 1960-х. Сначала, при Хрущеве, мы рванули очень сильно, а при Брежневе город стал развиваться сам по себе, а метрополитен вообще заснул». Станции-замки, станции-храмы ушли в прошлое, на первый план вышли типовые проекты, с минимальными внешними отличиями, так называемые типовые станции (ТС). Были разработаны альбомы ТС-109, ТС-76, в которые входили платформы, вестибюли, пешеходные переходы и прочее. В итоге станции походили одна на другую. Для наглядности достаточно вспомнить череду безликих станций серой ветки метрополитена. Эти альбомы ТС использовали до начала перестройки. Партию волновал не внешний вид станций, а темпы строительства.

Штурм окраин

Город в брежневское время расширился до Московской кольцевой автодороги (МКАДа). Согласно Второму Генеральному плану развития Москвы (принят в 1971 году), шла комплексная застройка бывших подмосковных сел, деревень и небольших городков. В эти новые районы должно было прийти и метро. Перед метростроевцами стояла непростая задача — за короткий срок протянуть линии метро к новым окраинам Москвы: в Медведково, Перово, Матвеевское, Тушино, Выхино, Люблино, Беляево, Чертаново и др. Для этого было принято решение продолжить удлинение радиальных веток метро, соединить радиальные в диаметральные, а маршруты городского наземного транспорта прокладывались от одной радиальной ветки к другой, соединяя их наземной транспортной линией.

Этот Генплан был выполнен частично, метро было построено далеко не во всех окраинных районах. Да и грандиозная идея строительства Большого кольца не была реализована. Вот как оно должно было выглядеть, если бы метростроевцам не помешал развал СССР: Каховская — Калужская — Проспект Вернадского — Лобачевская — Аминьевская — Кунцевская — Нижние Мневники — Мневники — Октябрьское Поле — Сокол — Владыкино — Ростокинская — Северянин — Белокаменная — Улица Подбельского — Измайловский Парк — Шоссе Энтузиастов — Кусково — Кузьминки — Люблино — Братиславская — Перерва — Каширская. Строить второе кольцо начали только в наши дни.

Конечно, москвичей, кроме желания быстро попасть с окраины в центр столицы, волновал и облик метро, то есть эстетический вопрос. В партию поступали жалобы на скудное художественное оформление новых станций. В книге «Дни и годы Метростроя» начальник Метростроя Петр Васюков вынужден был нетривиально оправдывать «безликость» новых станций: «Было немало справедливых нареканий на то, что станции стали одноликими, похожими одна на другую, как два тюбинга. Но ведь и дома, да и целые микрорайоны создавались абсолютно похожими друг на друга. Вот на линии Рижского радиуса все четыре станции отличаются одна от другой: “Медведково” не походит на “Ботанический сад” или на “Свиблово”, а “Бабушкинская” — вообще односводчатая.

Строительство станции метрополитена открытым способом, 1979 год

Строительство станции метрополитена открытым способом, 1979 год

Фото: Борис Ушмайкин / РИА Новости

На Калининском радиусе каждая из шести станций отличается “лица необщим выраженьем”. Хотя в инженерном решении заложены элементы одного и того же каталога, но в каждой из них использована самая широкая палитра современных архитектурных и художественных решений. Только мраморные и гранитные плиты для станций этого радиуса поставлял более десяти карьеров и рудоуправлений: из Карелии, Грузии, Узбекистана, из Свердловска, Челябинска и т. д.»

Действительно, крупнозернистый розовый мрамор с южного побережья Байкала вызывает восхищение на станциях «Баррикадная» и «Улица 1905 года». Газганский мрамор из Узбекистана на станции «Марксистская» делает ее по праву неповторимой и самой красной (не только в идеологическом смысле) станцией московского метро. Залы станций Горьковская (с 1990 года — Тверская) и Пушкинская, любимое место встречи москвичей, имеют необыкновенное светлое оформление облачным и снежным слаборисунчатым мрамором из села Коелга Еткульского района Челябинской области. Также можно отметить необычный свод с чеканкой на «Авиамоторной», авторства художников рижского комбината «Максла».

Ударные темпы

Среди поклонников истории метро период «застоя» считается не очень интересным, однако именно в это время метростроевцы выходят на новый уровень и совершают подчас невозможное. В декабре 1975 года они связали воедино Краснопресненскую и Ждановскую линию, а спустя всего пару недель свои двери для пассажиров открыли станции «Щукинская», «Тушинская», «Сходненская» и «Планерная». Так метрополитен преодолел рубеж в 100 станций.

Строительство Ждановско-Краснопресненской линии по условиям гидрогеологии, количеству переложенных инженерных коммуникаций и укрепленных наземных сооружений не знает себе равных в Московском метрополитене. Краснопресненская линия пересекает 27 действующих железнодорожных путей у станции «Беговая», проходит под двумя путями Малого кольца Московской железной дороги между станциями «Полежаевская» и «Октябрьское Поле». При сооружении тоннелей под каналом имени Москвы, чтобы избежать прорыва воды, инженеры пошли на спецоперацию: заморозили грунт, получив ледяную плиту толщиной в три метра, своеобразный зонт в русле канала. Для замораживания была изготовлена специальная система коллекторов из труб, которые охлаждали две морозильные машины — поистине уникальная операция!

Еще один рекорд метростроевцы поставили при строительстве станции «Горьковская» (ныне «Тверская»): мало того, что они сдали станцию на год раньше срока, за что получили премии, так еще и построена и открыта станция была без остановки движения на линии и без объездных тоннелей. То есть строили ее ударными темпами по ночам.

Было место и подвигам, о которых сейчас мало кто вспоминает. Например, при строительстве Калининской линии произошло ЧП, которое могло сорвать не только планы по строительству метро, но и поставить под вопрос существование этой линии в том виде, в каком мы к ней привыкли сегодня.

Когда на станции «Марксистская», сложной по конструкции, наиболее трудоемкой и коварной в гидрогеологическом отношении (она расположена под Таганской горой, вблизи Москвы-реки), было выполнено 70 процентов всех строительных работ, в шахту вдруг хлынул поток воды. Евгений Добровольский в заметке «Характеры и станции» вспоминает разговор четырех инженеров в тот момент:

— Если до кабелей доберется, крепко шарахнет.

— Подождем, до взрыва время еще есть.

— Не может же она до бесконечности поступать и поступать, сейчас уровень стабилизируется, с минуты на минуту.

Читайте также:  Проектная документация на строительство реконструкцию опасного производственного объекта

— Вашими бы устами.

Строящийся вестибюль станции «Пушкинская», 1974 год

Строящийся вестибюль станции «Пушкинская», 1974 год

Фото: Виктор Будан / ТАСС

Тогда строители еще не знали, что они потревожили подземное озеро. Инженеры стояли до последнего, и когда поняли, что насосы не справляются, решили вырубить сеть и уходить. Объем воды, заливающей станцию, достигал 3 тысяч кубометров в час. Станцию затопило полностью. Пессимисты говорили, что на восстановление потребуется год. Но до восстановления сначала нужно было откачать воду. Наметили две трассы для водостоков и разложили по ним трубы. Одна тянулась по улице Володарского, другая — прямо на набережную. На эту работу ушло семь дней, после чего насосы погнали воду. Разлившееся подземное озеро, 65 тысяч кубических метров, выкачивали трое суток. На четвертые сутки последовало известие: «В шахте сухо!» Последствия наводнения ликвидировали через два месяца напряженных работ — заново перекладывали почти все подземные коммуникации и, несмотря на затопление, метростроевцы сдали станцию в срок.

Новая желтая Калининская линия протяженностью 11,4 км от станции «Марксистская» до «Новогиреево» была открыта 30 декабря 1979 года. Кстати, в этот же день была сдана и станция «Горьковская». А годом ранее Калужско-Рижская линия достигает района Медведково, до сегодняшнего дня одноименная станция — последняя на этой ветке.

Темпы строительства метро в те годы таковы, что московский метрополитен начинают сравнивать с БАМом. А все потому, что вышло постановление Совета министров СССР об ускорении развития Московского метрополитена, предусматривающего строительство в течение 11-й пятилетки (1981-1985 годы) почти 30 км линий. С начала 80-х до 90-х годов в Москве идет строительство Серпуховско-Тимирязевской линии, о «красоте» которой мы уже писали выше; Замоскворецкой линии, где открылись двери станций «Домодедовская» и «Красногвардейская» в 1985 году; и Люблинской, которую откроют в середине 90-х. Последней станцией, сданной в рассматриваемом нами периоде, стала станция «Крылатское», ее открыли 31 декабря 1989 года.

Несмотря на огромный фронт работ в Москве, силы московского метростроя в конце 70-х и начале 80-х распыляются по всему Союзу. Метро строится и проектируется не только в других городах (Горьком, Волгограде, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Свердловске), республиках СССР (Минске, Ереване, Днепропетровске, Риге), но и в дружественных странах соцлагеря.

Лидер Польши Войцех Ярузельский вспоминал, как он обращался к Леониду Брежневу в марте 1982 года за помощью в строительстве метро в Варшаве. Брежнев любил не только получать подарки, но и дарить их. В Польшу были направлены специалисты, которые помогли в проектировании и строительстве метро. Кроме того, генсек распорядился подарить варшавянам десяток новеньких вагонов, которые и сейчас ходят по тоннелям этого города.

Схемы, логотипы, вагоны

Схемы метро в промежутке с 1970 года до 1990 года менялись пять раз. Причем в начале 70-х годов дизайн схемы меняется кардинально. Ушли в прошлое плавные изгибы линий схем 60-х годов. Теперь карта метро тоже без излишеств. Радиусы изображены прямыми линиями, а Кольцевая линия — впервые правильной окружностью. Правда в 1979 году случился «рецидив» и появилась новая необычная схема линий метро. Кольцевая линия на ней оформлена как две полуокружности, соединенные вертикальными прямыми. Начертания линий снова плавные. Причем удаленные от центра города станции изображаются столбцом, вплотную друг к другу. На этой карте впервые появляется логотип Московского метро — стилизованная буква «М» красного цвета в урезанной окружности синего цвета. Логотип этот поистине долгожитель, его сменили только в 2014 году. Однако вариант схемы 1979 года не прижился, и в 1983 году ее сменили на схему с правильной окружностью Кольцевой линии и радиальными без изгибов. Далее схемы вплоть до 1990-го года менялись незначительно.

Схема линий московского метрополитена, 1970 год

С 70-х годов в Московском метрополитене начали эксплуатироваться обновленные вагоны типа «Еж» и вагоны типа 81-714, а также метросоставы типа 81-717, которые могли обслуживаться одним машинистом без помощника. Вагоны «Еж» изначально должны были назваться «Ж», но разумно опасаясь шуток на этот счет, решили серию назвать немного иначе.

Черные страницы

Часто обыватели задаются вопросом: почему в московском Метрополитене нет урн? Старожилы помнят, что урны в метро были, а на некоторых станциях специально под них даже были сделаны арки. Так было до февраля 1977 года, когда произошел первый в истории советского Метрополитена теракт. Середина и конец 70-х в СССР были неспокойным временем. Как писал в «Российской газете» в статье «Тайна Андропова» бывший глава ФСБ Николай Патрушев, за 1975-1979 годы в Советском Союзе было совершено 373 взрыва, о которых не сообщалось населению, часть из них носили политическую окраску.

Так было и в этот раз. 8 февраля в вагоне поезда, следовавшего от станции «Измайловская» в сторону «Первомайской» армянские националисты взорвали бомбу, таким способом выступив за независимость Армении. Семь москвичей погибли, 37 были ранены. Этот взрыв был не единственным, в тот день произошла серия взрывов, но только теракт в метро унес человеческие жизни. Второй взрыв прогремел у здания КГБ на улице Дзержинского (ныне Большая Лубянка), а третий — на улице 25 Октября (ныне Никольская).

В КГБ было заведено дело под названием «Взрывники». Все мероприятия по розыску преступников находились под постоянным контролем Юрия Андропова. К поискам были привлечены лучшие следователи прокуратуры, МВД и КГБ СССР. «Чекисты осуществили огромный комплекс организационных, оперативных, следственных и оперативно-технических мероприятий, которые помогли найти, задержать и разоблачить преступников. Уже в начале ноября 1977 года преступники были схвачены в Армении, а затем осуждены Верховным судом СССР и приговорены к высшей мере», — пишет Николай Патрушев.

Исполнителями акции устрашения были рабочий Акоп Степанян и художник Завен Багдасарян, а организатором и руководителем терактов — рабочий Степан Затикян.

После трагедии Метрополитен был вынужден усилить меры безопасности: в руководстве метро решили взять пример с зарубежных подземок, и убрали все урны с платформ и вестибюлей, опасаясь, что в них могут разместить взрывное устройство. Впервые по системе оповещения в вагонах зазвучали объявления с просьбой не забывать свои вещи; увеличили количество специальных групп сотрудников уголовного розыска, работающих в штатском. Был создан дивизион по сопровождению электропоездов. Сотрудники этого подразделения были обязаны буквально прочесывать состав в движении, выявляя подозрительные вещи и людей.

Теракт в метро 8 февраля 1977 года

Теракт в метро 8 февраля 1977 года

Другая не менее страшная трагедия, унесшая жизни восьми человек, произошла в 1982 году на станции «Авиамоторная». 17 февраля на одном из эскалаторов, следующем на спуск, произошел излом ступени, после чего лестничное полотно, превышая обычную скорость в два раза, устремилось вниз, слетел один из поручней. Началась давка, пассажиры, пытаясь спастись, прыгали на балюстраду эскалатора. Дежурный по эскалатору сработал оперативно: он пытался остановить его с пульта в своей кабине, но тормоз не сработал. Выскочив из кабины, он попытался включить аварийный тормоз на балюстраде, но и тот не сработал.

Из заключения экспертизы: «В 17 часов 17 февраля с.г. при работе эскалатора на спуск пассажиров сошел с направляющих правый поручень, сработало блокировочное устройство, и отключился электродвигатель главного привода. Введенный в действие рабочий тормоз в результате допущенных нарушений не развил тормозного момента и не обеспечил остановки лестничного полотна. Под тяжестью веса пассажиров (около 12 тонн) возникло ускоренное движение лестничного полотна, но выведенный ранее из действия аварийный тормоз также не остановил эскалатор».

Следствие выяснило, что кроме дефекта ступеней в трагедии был повинен и человеческий фактор: мастер по эксплуатации эскалаторов этой станции В. П. Загвоздкин регулировал рабочие тормоза не по имевшейся у него инструкции, а по бумаге, относящейся к другому типу эскалаторов. Поэтому в период с декабря 1981 года до дня катастрофы все четыре эскалатора «Авиамоторной» находились в аварийном состоянии. Загвоздкин за свою халатность получил реальный срок.

После трагедии начальник Московского метрополитена Юрий Сенюшкин обратился в Горком КПСС и в исполком Моссовета с просьбой о закрытии всей Калининской линии: «Учитывая, что по заключению судебно-технологической экспертизы эксплуатация ступеней с проплавными электрозаклепочными соединениями представляется опасной и их следует немедленно заменить, прошу для демонтажа ступеней эскалаторов на станциях «Авиамоторная», «Шоссе Энтузиастов», «Площадь Ильича» и «Марксистская» и усиления их на заводе Минтяжмаша разрешить закрыть Калининскую линию». Власти не решились на такой шаг, тем более трагедия традиционно замалчивалась в СМИ. Только «Вечерняя Москва» дала куцую заметку: «17 февраля 1982 года на станции “Авиамоторная” Калининского радиуса Московского метрополитена произошла авария эскалатора. Среди пассажиров имеются пострадавшие. Причины аварии расследуются».

В итоге на ремонт на три недели закрыли только «Авиамоторную». С тех пор, чтобы такой трагедии не повторялось, эскалаторная служба регулярно закрывает эскалаторы на профилактику и трехмесячный ремонт, а график работы соблюдается неукоснительно.

Метросостав типа 81-717

Метросостав типа 81-717

Фото: Павел Головкин / «Коммерсантъ»

Статистика

Несмотря на все претензии, которые рассерженные горожане предъявляли метростроевцам, «застойный» период оказался по-настоящему ударным: за десять лет «застоя» к 1980 году было открыто 28 станций, а метро стало насчитывать 115 станций. Самые удачные годы были 1972-й и 1979-й, тогда открывали по 7 станций в год. А в 1983 году запустили и вовсе 8 станций. В середине 80-х темпы упали, в стране началась перестройка, и партии было уже не до метро. Каждый год, начиная с 1985-го, открывается по 3 станции, вплоть до 1989 года, когда была сдана всего лишь одна станция.

Удельный вес метрополитена в общегородских перевозках увеличился с 2 процентов в 1935 году до 43 процентов к 1980 году. По интенсивности перевозок в рассматриваемый период московское метро значительно обошло подземки Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Если нагрузка лондонского метрополитена на 1 км линии составляет в год 1,5 миллиона пассажиров, нью-йоркского — 2,7, парижского — 4 миллиона пассажиров, то нагрузка московского метрополитена доходит до 13 миллионов пассажиров. И самое важное: стоимость проезда в советском метрополитене была самая низкая в мире — 5 копеек при средней дальности поездки пассажира около 10 км.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...