Строительство казанского собора при ком

Казанский кафедральный собор относится к центральным достопримечательностям Санкт-Петербурга. Храм – место хранения списка знаменитой иконы, именем которой он назван, и памятник русской ратной доблести.

История

В конце XVIII в. наследник российского престола Павел Петрович путешествовал по европейским странам. Римский собор св. Петра произвёл на него такое сильное впечатление, что, взойдя на престол, Павел I вознамерился построить подобное сооружение и в своей столице. С этого момента началась история Казанского собора в Санкт-Петербурге.

От проекта до строительства

Новый храм воздвигался для замены обветшавшей придворной церкви Рождества Богородицы, сооружённой в первой половине XVIII столетия. Она была заметным строением: шпиль её 58-метровой колокольни перекликался с адмиралтейским. В церкви хранилась святыня – список Казанской иконы Божией Матери. В Рождественской церкви венчались монаршие особы и отмечались ратные достижения. В середине XVIII в. церковь даже приобрела статус соборной, и стала главным храмом города.

Загадки Казанского Собора

В первом конкурсе проектов нового храма, объявленном на рубеже XVIII–XIX вв., участвовали именитые итальянские архитекторы, работавшие в России. Но ни один из представленных вариантов императору не понравился.

Проект Казанского собора

Один из проектов Казанского собора

После этого глава Академии художеств граф Александр Строганов использовал своё влияние для привлечения внимания к архитектурному дару своего бывшего крепостного – Андрея Воронихина. Покровительствуемый графом малоизвестный архитектор имел хороших учителей в лице Василия Баженова и европейских специалистов. Именно он и построил Казанский собор.

Представленный Воронихиным проект был одобрен следующим императором Александром I – сыном тогда уже покойного Павла I. Так бывший крепостной стал архитектором Казанского кафедрального собора. В 1801 г., состоялась закладка грандиозного сооружения, на которой присутствовал монарх. А граф Строганов возглавил попечительский совет, курировавший строительные работы.

Освящение и жизнь собора

Граф не переоценил талант своего протеже. Казанский кафедральный собор, который был построен в 1801–11 гг., обессмертил имя Воронихина. Освящение Казанского собора состоялось в сентябре 1811 г. Архитектор за это творение получил орден и право пожизненной пенсии.

По окончании строительства в соборе начались отделочные работы, которые возглавил выдающийся архитектор Огюст Монферран (автор Исаакиевского собора и Александровского столпа). Иконостасные образы создавали известные русские художники, среди которых были Брюллов, Кипренский и Боровиковский. Особой популярной стала заалтарная икона «Взятие Богородицы на небо» Брюллова. Впоследствии иконостасы храма (главный и приделов) были облицованы серебром.

История Казанского собора

Казанский собор, Санкт-Петербург, описание и история.

Казанский собор во время посещения императрицы Марии Федоровны, 1883 год.

С 1870 г. собор стал местом деятельности благотворительной организации. В её состав входили структурные подразделения – приюты для стариков, детей и бездомных, столовая для бедняков, учебные заведения, дешёвые квартиры. Во время войны здесь же собирались тёплые вещи для отправки воинам на передовую.

При этом Казанский собор продолжал оставаться придворной церковью. В нём венчались монаршие особы, звучали благодарственные молитвы при неудачных покушениях, отмечались царственные юбилеи. В 1913 г. празднование 300-летия дома Романовых омрачилось трагедией. В столпотворении во время праздничной службы в храме погибло 34 человека.

Собор после революции

Со сменой власти для храма наступили трудные времена. В 1922 г., в рамках изъятия церковных ценностей, интерьер собора лишился двух тонн серебра. Церковная утварь собора оказалась в нескольких музеях. В следующем году храм отдали обновленческой церкви а в 1932 г. – и вовсе закрыли. С купола сняли крест, заменив его позолоченным шаром.

Казанский собор во время революции

Манифестанты в машинах возле храма, 1917 год.

В том же году, к счастью, в здании начал функционировать Музей истории религии и атеизма. Статус крупного музея способствовал сохранению оставшихся ценностей. А музей действительно был интересным. Его богатая экспозиция представляла историю и развитие разных религий. Демонстрировались относящиеся к ним иконы, предметы культа, амулеты.

Музей имел крупнейшую религиоведческую библиотеку, которой пользовались и научные учреждения.

Собор во время блокады и восстановление

В тяжёлые годы ленинградской блокады несколько снарядов угодило в храм. Нанесённые ими повреждения были устранены во время послевоенного капитального ремонта.

Музей истории религии и атеизма в Казанском соборе

Музей истории религии и атеизма во время блокады

Памятники командующим первой Отечественной войны 1812 г. (см. ниже) были замаскированы, но не спрятаны. Они напоминали героическим жителям блокадного города о подвигах предков. Возле монументов клялись в верности Родине бойцы второй Отечественной, с честью выполнившие свой воинский долг.

В 1946 г. архитектурный ансамбль музея был дополнен фонтаном, перенесённым в центр близлежащего сада из другого места. Его чугунная ограда, отлитая по проекту Воронихина, – также произведение искусства.

Солдаты Ленинградского фронта у Казанского собора

Солдаты Ленинградского фронта возле памятника Кутузову М. И.

В первые постсоветские годы, параллельно с возобновившимися богослужениями, музей продолжал свою деятельность. Полный возврат храма РПЦ произошёл в 2000 г.: на куполе был снова водружён крест, а собор получил почётный статус кафедрального. Музей же, уже в нашем столетии, переехал в другое здание. В 2003 г., к 300-летию города, собор обзавёлся новым двухметровым четырёхтонным колоколом.

Архитектура Казанского собора

Согласно церковному канону, в культовых сооружениях алтарь ориентируется на восток, а основной вход – на запад. Он должен был выходить на главную магистраль города – Невский проспект. Но конфигурация выделенного на нём участка под строительство не позволила это сделать: на проспект выходил боковой вход строящегося собора.

Архитектура Казанского собора

Воронихин блестяще разрешил этот архитектурный конфликт. Выходящий на Невский боковой фасад был дополнен окаймляющей его с обеих сторон величественной полукруглой колоннадой, тем самым визуально став парадным. Колоннаду составили 96 травертиновых коринфских колонн высотой по 14 метров, размещённые в четыре ряда.

Архитектура Казанского собора

Центральную часть колоннады занял шестиколонный портик с треугольным фронтоном. Он оформлен барельефом «Всевидящее око». По обе стороны колоннады появились массивные порталы-проезды.

Колоннада Казанского собора

Очевидна архитектурная параллель колоннады Казанского собора с построенной Джованни Бернини в Риме перед храмом св. Петра. Что же касается собственно собора, то Казанский существенно отличается от римского.

Казанский собор в Санкт-Петербурге выстроен в форме длинного креста. Под центральным куполом находятся 16 больших круглых окон.

Купол Казанского собора

Фасады сооружения облицованы местным камнем – серым известковым туфом, добывавшимся близ посёлка Пудость. Фасады декорированы рельефами и четырьмя бронзовыми статуями:

  • Иоанна Предтечи работы Мартоса;
  • апостола Андрея Первозванного за авторством Демут-Малиновского;;
  • князей Владимира и Александра Невского, созданными Пименовым.

Святой Андрей Первозванный на Казанском соборе

Святой Александр Невский на Казанском соборе

На окружающих барельефах изображены сюжеты земной жизни Богородицы, а со стороны набережной канала Грибоедова открывается взору красивая икона Казанской Божией Матери.

Икона Божией Матери на фасаде Казанского собора

Всевидящее око

Отечественная война 1812 года превратила Казанский собор в склад военных трофеев, армейских знамен, ключей от захваченных городов и других реликвий, приобретенных во время военных столкновений.

Существует легенда о том, что М. И. Кутузов перед началом войны с Наполеоном посвятил себя в масонство, благодаря которому он стал более дисциплинированным и мужественным. К тому же существует объективное мнение, что храм являлся масонским пристанищем, ведь на фронтоне и внутри Казанского собора висит Всевидящее око, имеющее дурную славу.

Однако историки твердят, что масоны тут не причем. Оказывается Всевидящее око считается символом Бога, треугольник – Святой Троицей, сияние – неприступной славою, треугольник – всевидящим Провидением.

Александр I приказал нанести этот знак на ордена и медали после победы в Отечественной войне. К тому же символ тайного общества можно увидеть на Александровской колонне.

Врата рая

Выходящие на Невский бронзовые северные ворота храма скопированы с «Врат рая» XV в. баптистерия (крестильни) Сан-Джованни во Флоренции, – творения итальянского мастера Лоренцо Гиберти. А десять барельефов врат изображают многочисленные ветхозаветные сюжеты.

Памятники

После смерти в 1818 г. Барклая де Толли, император Александр I решил увековечить память двух выдающихся русских полководцев, командовавших армией в период Отечественной войны 1812 г. Но реализовать эту идею удалось лишь в 1837 г., к 25-летнему юбилею победы. В правление следующего императора Николая I было решено установить их памятники перед Казанским кафедральным собором. С его западной стороны появился памятник Барклаю де Толли, а с восточной – Кутузову М. И.

На памятнике Барклаю-де-Толли перед Казанским собором маршал (фельдмаршалом он стал позже), возглавлявший отступавшую армию, смотрит вдоль, словно прозревая грядущую победу. Его левая рука держит маршальский жезл.

Памятник Барклаю-де-Толли перед Казанским собором

Памятник Кутузову возле Казанского собора более динамичен. Обнажённая шпага на статуе Кутузова, переломившего ход войны, словно грозит врагу, а фельдмаршальский жезл указывает направление атаки. У ног полководца – знамена поверженных французских войск.

Оба памятника стали популярными в народе. Для их лучшей сохранности в 1839 г. их огородили чугунными оградами, которые впоследствии сменили металлические тумбы с цепями.

Памятник Кутузову возле Казанского собора

Затянувшаяся реализация создания памятников была связана с не совсем обычными препятствиями. Дело в том, что к тому времени сложилась стойкая традиция изображать военачальников в античных мантиях или римских туниках. Поэтому условие изображения полководцев в их реальных мундирах было непривычным для многих скульпторов.

В конце концов оно было выполнено двумя скульпторами, изготовившими эскизы. Одним из них был Борис Орловский, победивший в конкурсе. Отлил памятники мастер Василий Екимов.

Из нескольких предложенных вариантов постаментов следующий император Николай I выбрал предложенный архитектором Василием Стасовым. Гранитные постаменты с высеченными на них буквами изготовил каменотёс Самсон Суханов.

Читайте также:  Строительство в охранной зоне лэп судебная практика

Места установки памятников вписаны в боковые порталы, обрамляющие их при взгляде издали. Открытие состоялось 25 декабря 1837 г. К сожалению, до него всего несколько дней не дожил их автор – Борис Орловский.

Интерьер Казанского собора

Казанский собор внутри впечатляет не меньше, чем извне. Внутреннее убранство делится на три нефа с 56-ью розовыми гранитными колоннами с позолоченными капителями. Длина широкого главного нефа – 69 м. Боковые нефы с кессонными потолками значительно уже. Их потолки украшены стилизованными алебастровыми цветами.

Интерьер Казанского собора

Пол облицован серым, розовым и белым карельским мрамором с вкраплениями малинового порфира на особо важных участках. Свет, проникающий из широких подкупольных окон, создаёт иллюзию парящего купола. Ажурные лепные орнаменты и скульптурные композиции украшают весь интерьер.

Купол Казанского собора внутри

Главная реликвия храма – список Казанской иконы Божией Матери, найденной в Казани. В 1579 г. в этом городе случился катастрофический пожар. Через два дня местной 10-летней девочке приснилась Богородица, повелевшая в обломках сгоревших домов искать Её икону. В указанном месте, на метровой глубине, действительно нашли святой образ. Большинство специалистов считает, что оригинал иконы был утерян.

Хранящийся в Казанском соборе список предположительно был создан для царицы Прасковьи Фёдоровны, и привезён в столицу по указанию Петра I в начале XVIII столетия.

Внутреннее убранство Казанского собора

После закрытия в 1932 г. Казанского собора реликвия была в других церквах. В конце 30-х годов она оказалась в Князь-Владимирском соборе, откуда в 2001 г. была возвращена в Казанский. Иконостас по проекту Константина Тона, уничтоженный в советские годы, восстановили в начале нынешнего столетия.

Могила Кутузова в соборе ограждена изящной решёткой по проекту Воронихина. Над могилой – часть многочисленных военных трофеев полководца в виде знамён и ключей побеждённых городов.

А вы знали, что для Казанского собора была создана запасная колонна, предназначенная для установки внутри храма на случай повреждения одной из основных? Однако она не пригодилась, и сейчас красуется в центре сада Академии художеств.

Богослужения

Казанский собор сегодня – это функционирующий православный храм. Богослужения в Казанском соборе проводятся регулярно.

Совет! Актуальное расписание богослужений на ближайшие дни смотрите на странице официального сайта.

Туристы, заходящие в храм во время них, должны вести себя соответственно. Некорректно входить в спортивных костюмах или в открытой одежде. Мужчины должны быть с непокрытой головой, а женщины – наоборот, покрыть голову платком. Очевидно, что в церкви неуместны разговоры по мобильным телефонам, поэтому их звук должен быть выключен. Фотографировать, оказывается, во время мероприятий также запрещается, одна из служащих на меня хотела пожаловаться за «оскорбление чувства верующих».

Богослужения в Казанском соборе

На фото запечатлено пасхальное богослужение.

Экскурсии

Экскурсии по Казанскому собору в Санкт-Петербурге бывают официальные (можно приобрести в кассе музея, подробнее на странице официального сайта) и частные, отличающиеся более насыщенной экскурсионной программой и, соответственно, ценой.

Покупая обзорную экскурсию в кассе Казанского собора, вы подробнее узнаете об истории возведения, иконе Казанской Божией матери, о полководце М. И. Кутузове.

Частные гиды обычно размещают свои услуги в социальных сетях, либо в агрегаторах экскурсионных программ, крупнейшая из них – это tripster.ru. На этом сайте мы насчитали более 20-ти экскурсий, связанных с Казанским кафедральным собором и, каждая из них по своему оригинальна. У вас будет возможность выбрать транспорт для перемещения: автомобили, самокаты и, даже теплоходы. Посмотрите снизу примеры некоторых программ.

Интересные факты

  1. Собор Казанской иконы Божьей Матери – полностью русский архитектурный феномен. Он был сооружён коллективом отечественных специалистов во главе с бывшим крепостным, и из отечественных строительных материалов. Не составляет исключения и возглавивший отделочные работы француз Огюст Монферран, более 40 лет трудившийся в России. А вот стиль Казанского кафедрального собора напоминает итальянский классицизм.
  2. Некоторые первоначальные задумки не были реализованы. Так, планировалось построить ещё одну аналогичную колоннаду с противоположной южной стороны храма. А каменные пьедесталы по краям построенной северной колоннады предназначались для установки статуй архангелов Михаила и Гавриила. Их гипсовые прототипы даже находились на пьедесталах до 1824 г.
  3. Первый иконостас собора по проекту архитектора Константина Тона, появившийся в 1836 г., был отлит из серебра, отбитого у французов в 1812 г. Именно отбитого, а не захваченного: это серебро было похищено из русских церквей.
  4. 12 сентября ежегодно проходит крестный год, посвящённый покровителю города Александра Невского. Он начинается от Казанского сбора, завершаясь в Александро-Невской лавре.
  5. Высота собора – 71,5 м, что соответствует 25-этажному дому. Длина храма –72,5 м, а ширина – 56,7 м. В северной столице по размерам он уступает только Исаакиевскому собору.
  6. Ради постройки храма было снесено 11 жилых домов, хозяева которых получили щедрую государственную компенсацию.
  7. Для укрепления куполов собора впервые в мире в строительстве применялись металлические конструкции.

И еще несколько интересных фактов о Казанском кафедральном соборе:

Как добраться

Добраться до Казанского кафедрального собора проще простого, так как вон находится в самом центре Санкт-Петербурга, в пешей доступности от 3-х станций метро: Адмиралтейская, Гостинный двор, Невский проспект. К тому же купол храма виден уже издалека над крышами домов.

  • Гостинный двор, Невский проспект(~2 минуты) – каждая из этих станций имеет по два выхода на поверхность, поэтому вам нужно подниматься по эскалатору, ведущему в вестибюль на канале Грибоедова. Как только вы окажетесь на улице, взгляните налево, за Невским проспектом будет красоваться величественный храм. Кстати, главное фото статьи как раз сделано с этого места.
  • Адмиралтейская(~9 минут) – от этой станции нужно выйти на Невский проспект, повернуть направо и идти вдоль него около 500 метров, попутно любуясь окружающими достопримечательностями, такими как Зеленый мост, Строгановский дворец, доходный дом Елисеевых и церковь Петра и Павла.

Нашли ошибку или неточность в статье? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: trip-spb.ru

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

А знаете ли вы, как раньше назывался Невский проспект, главная улица Санкт-Петербурга? Оказывается — Большая перспективная дорога. Это потому, что глянешь вдоль проспекта, и всё видно на несколько километров вдаль — какая перспектива открывается!

И вообще, много чего в этом удивительном городе называется как-то странно. Вот, например, Казанский собор — почему он вдруг Казанский? Он же стоит не в Казани, а в Санкт-Петербурге! Загадка… А еще непонятно — почему в этом соборе могила фельдмаршала? Откуда на его стенах ключи от европейских городов?

Что можно увидеть, глядя на собор с вертолета? И как получилось, что в Казанском служится «детская Литургия»?

Крестьянин-архитектор

Однажды российский император Павел поехал в Рим, столицу Италии, и увидел там большущий и торжественный собор святого Петра! Император так восхитился, что захотел построить такой же собор у себя в Петербурге, тогдашней столице России. Ему давно хотелось, чтобы в городе был по-настоящему величественный и огромный храм.

Так появился в Петербурге Казанский собор, который действительно очень напоминает собор святого Петра. И что удивительно, построил его… крестьянин. Да-да, обыкновенный крепостной крестьянин, которых в то время было в России очень много. Эти люди были земледельцами, то есть пахали землю, выращивали пшеницу, рожь и вообще кормили всю Россию.
Хотя не таким уж и обыкновенным крестьянином был наш архитектор.

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Его звали Андрей Никифорович Воронихин. Он родился на Урале, его папа — Никифор Степанович и мама — Пелагея Ивановна, были крепостными крестьянами графа Строганова. Крепостными — значит, они не могли никуда уйти, например, наняться в городе сапожниками или продавать пряники, а были «прикреплены» к земле своего барина и работали на ней. Правда, Воронихины были не такие крестьяне, которые только и знали, что пахать землю да картошку сажать. Александр Сергеевич Строганов давал отцу Андрея, Никифору Степановичу, разные поручения — тот был письмоводителем графа, то есть доверенным слугой.

Крестьянский мальчик Андрей учился иконописи в родном селе Ильинском, потом в мастерской при монастыре. А потом граф Строганов заметил, что он хорошо рисует, и послал его учиться в Москву и Петербург. Представьте себе: крестьянский паренек сидел за одной партой с сыном своего барина Павлом, потомственным дворянином! Андрей и путешествовал вместе с Павлом по России и Европе. В конце концов, граф дал молодому талантливому крепостному вольную, и тот стал архитектором, как и мечтал!

Когда император объявил конкурс на лучший чертеж Казанского собора, кто только не вызвался в нем участвовать! Сплошь одни иностранцы, и притом очень важные да знаменитые. Как тут тягаться с ними молодому и никому не известному архитектору, да еще — бывшему крепостному! Он до этого только и успел спроектировать что интерьеры дворца и дачи своего барина… Но произошло неожиданное. Императору почему-то больше других понравился проект Андрея Воронихина.

Взгляд из вертолета

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Если сфотографировать собор из космоса, или, например, сесть на вертолет и подняться в небо, то, взглянув на собор, мы увидим крест. Так придумал архитектор — построить храм в форме креста.

Но если б все построили так, как было задумано с самого начала, то, глядя из вертолета, можно было бы увидеть уже не крест, а две буквы: «I» и «Х». Это первые буквы имени Иисус Христос, только на церковнославянском языке. Букву «I» образует храм, а букву «Х» — две полукруглые колоннады. Здорово придумано! Но начались войны, и на вторую колоннаду денег не хватило.

Так и осталась одна.

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Строили собор столько лет, что можно было бы поступить в первый класс и окончить школу! Когда построили, оказалось, что этот храм теперь — самый большой в Петербурге. Ради строительства пришлось снести 11 домиков и переселить их жителей. А чтобы сделать огромный купол, архитектор Андрей Воронихин впервые в истории применил конструкцию из металла. Проект был по тем временам неслыханный!

Читайте также:  Может ли организация заниматься строительством для себя

«Гнилые камни»

Хоть Воронихин учился во Франции и Швейцарии и в каких только заграничных странах не бывал, он и его барин, Строганов, свою страну любили больше всего. Поэтому они старались приглашать русских мастеров и использовать русские богатства для строительства. Так, все материалы, из которых решили строить Казанский собор, были наши, российские: малиновый порфир, серо-черный шунгит, розовый и серый мрамор, рыжая яшма и разные другие камни.

А вот колонны внутри храма сделали… из «гнилого камня»! Не то чтоб он и впрямь был трухлявый и гнилой — просто ему дали такое название, потому что добывали этот камень в выборгских болотах, а там пахнет гнилью. А на самом деле это очень прочный и красивый гранит.

И знаете, что еще интересно? Основные художественные работы по мрамору в соборе тоже делал не какой-нибудь именитый скульптор, а талантливый самоучка по имени Самсон Суханов. А возводили собор в основном крестьяне. Их очень торопили и поэтому работали они даже ночью, зимой, в лютый мороз! Казанский собор был готов осенью 1811 года. Успели: меньше чем через год началась страшная Отечественная война…

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Царское место — это богато украшенный шатер и трон, где во время богослужения сидел или стоял сам император. Оно находится недалеко от алтаря. Надпись над ним была вот такая: «Сердце царя — в руце Божьей», — так говорил мудрый царь Соломон.

Кто похоронен в храме?

Всего-навсего полгода длилась эта война, но была очень тяжелая. Летом французский император Наполеон Бонапарт вторгся в Россию, а осенью уже нагло сидел в Московском Кремле. На одного русского солдата в момент нападения приходилось сразу трое французских! Недаром эту войну назвали Отечественной: мы могли и потерять свое Отечество…

Так что когда в декабре 1812 года мы одержали победу, главнокомандующего русской армии, Михаила Илларионовича Кутузова, просто носили на руках. Народ его очень любил. Вы, наверное, слышали о нем?

Михаил Илларионович Кутузов участвовал во многих войнах, и за свою жизнь два раза получил смертельные ранения. Однажды, когда ему было всего 29 лет, в битве с турками пуля угодила прямо в голову, между глазом и виском. А через 14 лет, в новой войне с турками, он снова был ранен в голову, причем пуля попала в то же место, что и в первый раз! Но Кутузов поправился, хотя доктора не могли поверить: как так у него получилось?… В этом увидели знак, что ему предстоит выполнить какую-то очень важную миссию, поэтому Бог его так бережет. И действительно, такой миссией для Кутузова стала оборона страны в войне против Наполеона.

Но при чем же тут Казанский храм, спросите вы?

А дело в том, что именно здесь и похоронен великий полководец, прямо в самом храме! Разве в храмах хоронят людей? А вот и да. Такая традиция существовала еще в Средние века. И в некоторых католических костелах, если посмотреть под ноги, можно увидеть каменные плиты, на которых выбиты имена похороненных там.

Это считалось самой большой честью.

В России такое встретишь не часто: так у нас хоронили только царей и императоров, а еще — очень-очень важных особ, которые, как никто другой, послужили своей стране. Вот почему в Казанском соборе есть могила великого фельдмаршала Кутузова (фельдмаршал — высшее звание в армии в то время). Между прочим, когда Кутузова везли хоронить в погребальной карете, народ бросился к его гробу, лошадей распрягли, и сами люди буквально на своих плечах доставили гроб к самому Казанскому собору!

«Болтай да и только», или два Михаила

Так Казанский собор стал не просто храмом, а еще и памятником воинской славы. Перед ним стоят два монумента героям войны 1812 года. Слева — Кутузову. А справа — Барклаю де Толли. Странная фамилия, правда? А между прочим, это был русский полководец, князь, и имя у него самое обыкновенное, русское — Михаил.

Просто происходил он из старинного шотландского рода Барклай, и даже, говорят, в его жилах текла кровь викингов, которые когда-то завоевали Англию! Его отца звали Вейнгольд Готтард, но когда он оказался в России, то взял себе славянское имя — Богдан.

В начале Отечественной войны 1812 года Михаил Богданович Барклай де Толли стал во главе русской армии, хотя потом ему и пришлось передать командование Кутузову. Солдаты с трудом выговаривали его необычное имя и потому в шутку называли Барклая де Толли «Болтай да и только».

В знаменитом Бородинском сражении Барклай командовал правым крылом и центром русских войск. Он воевал очень мужественно и бесстрашно. Говорят, что в тот день под ним было убито и ранено пять лошадей! А когда Наполеон бежал из России, Барклай возглавлял войска, освобождавшие от французских завоевателей Европу. И даже участвовал во взятии Парижа!

Памятник Барклаю де Толли — это символ начала войны, когда русские всё отступали и отступали под напором врага. Видите, он чуть-чуть отступил назад, опустив руку с фельдмаршальским жезлом? А вот Кутузов стоит уже со шпагой в правой руке, а в левой — жезл фельдмаршала. Он указывает им вперед, как будто отдает команду: «В атаку!», так что можно не сомневаться: война закончилась победой! Приглядитесь: недаром под ногами у обоих полководцев лежат французские знамена.

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Минута молчания у памятника М. И. Кутузову перед уходом на фронт в 1943 году

Между прочим, эти два памятника придумал и создал тоже бывший крепостной крестьянин — талантливый скульптор Борис Иванович Орловский. Орловским он стал потом, когда сделался свободным, а настоящая его фамилия — Смирнов, и родился он в семье крепостного крестьянина. Вот так.

Кстати, а вы заметили, что Кутузова и Барклая де Толли звали одинаково? А значит, Орловский создал памятники двум Михаилам! А ведь Михаил — это имя архангела, архистратига небесного воинства, то есть главнокомандующего. Вот такое совпадение!

Ключи не от квартиры

Удивительное дело: в Казанском соборе прямо на стенах висят ключи. И не от какой-нибудь там квартиры, а от целых городов! Как это?!

Когда-то этих ключей здесь было очень много. А еще больше было знамен вражеских войск. Когда солдаты идут в бой, они такое знамя несут перед собой — и нести знамя доверяли только самым храбрым! А когда выигрывалось сражение, знамена вражеской армии победители забирали себе.

Если же битва шла за какой-нибудь город и город сдавался, то победителям отдавали ключи от главных городских ворот. Это был символ военной победы.

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

В Казанском соборе осталось только 6 знамен и 6 связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Так вот, было около ста штук таких знамен в Казанском соборе — они висели на длинных деревянных шестах и там и сям: в оконных проемах и на стенах. Но однажды большую часть этих трофеев — и знамена, и ключи — перевезли в Москву. Теперь на них можно полюбоваться в Историческом музее. А в Казанском соборе осталось только шесть знамен и шесть связок ключей от ворот европейских городов. Все они висят над могилой Кутузова.

Но зачем же русским понадобилось штурмовать чужие города?

Дело в том, что Наполеон заглядывался не только на Россию. Когда его войска вторглись к нам, он уже успел завоевать почти всю Европу! Выгнав жадного до чужих земель французского императора, русские решили и европейцам помочь освободиться от власти Наполеона. Поэтому наши войска не стали отдыхать, а пошли освобождать Европу.

Железнодорожная катастрофа

В Казанском соборе есть много необычных мест. Одно из них скрывается в дальнем уголке собора. Если пройти весь храм с севера на юг, вы увидите… Иерусалим. Честное слово! В южной стене есть углубление, а в нем нарисовано звездное небо и спящий Святой Город — Иерусалим.

Перед этой нишей стоит деревянное распятие. Нишу приказано было сделать в благодарность Богу за спасение императорской семьи. Александр III с супругой и детьми, в том числе — с наследником престола, будущим императором Николаем II, чуть не погибли, когда возвращались домой из Крыма в самом обыкновенном поезде. Паровоз вдруг сошел с рельсов. Это случилось в 1888 году, 17 октября в 14 часов 14 минут.

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Крушение императорского поезда 17 октября 1888 года, ст. Борки Харьковской губернии, фото А. М. Иваницкого

Вся семья, кроме дочери императора княжны Ольги, в этот момент вместе обедала в столовой. Вдруг сильный толчок свалил всех с ног, и послышался страшный грохот — 10 вагонов сошли с рельсов! Пол провалился, все, кто был в вагоне, упали на насыпь. А император Александр… держал на своих плечах рушившийся тяжеленный потолок, пока все члены его семьи и свита не выбрались из-под обломков!

Он был человеком невероятной силы, может быть, даже сильнее, чем Илья Муромец! Запросто мог одной рукой скрутить стальную вилку «бантиком». Так вот, благодаря его силе ни жена, ни дети не пострадали. А великую княжну Ольгу, которая была в момент крушения в своем купе, просто выбросило на насыпь.

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Портрет АлександраIII, художник Николай Шильдер

Хотя одной только физической силой царя такое чудесное спасение, конечно же, не объяснить. В этой ужасной аварии погибли более двадцати пассажиров из других вагонов. А члены императорской семьи получили только царапины и небольшие ушибы. В память об этом чуде в Казанском соборе, куда сразу же после возвращения в Петербург поспешил император, и сделали «Иерусалимскую нишу».

Читайте также:  Разбивка что это в строительстве

Война, Философ и «детский» храм

В 1914 году началась новая война — Первая мировая. Воевать ушли 11 певчих из Казанского собора и 10 сторожей и дворников, которые там работали. И еще на фронт, чтобы укреплять дух солдат, отправился священник собора, протоиерей Тимофей Налимов. А перед этим он взял да и отдал свою квартиру под лазарет, то есть под больницу для раненых. Сюда их привозили прямо с поля боя.

А на фронт отправляли теплые вещи, которые собирали всем приходом. Отвозил эти вещи сам настоятель Казанского собора, человек с удивительным именем — Философ Орнатский. Так его назвали родители, в честь мученика Философа, который жил в III веке.

Философ Орнатский и в самом деле был мудрым. А еще — добрым. Он был учеником и другом святого праведного Иоанна Кронштадтского, а когда только-только стал священником, служил в церкви при детском приюте. После смерти его причислили к лику святых мучеников, потому что он пострадал за Христа.

Между прочим, именно отец Философ придумал построить в Казанском соборе маленький нижний храм во имя священномученика Ермогена. Чтобы туда попасть, нужно найти лестницу в западной стороне собора и спуститься вниз. Еще там есть баптистерий — это такая маленькая комната, в которой взрослые и дети принимают крещение.

А в наше время один раз в месяц в этом крохотном храмике служится «детская Литургия», специально для детей! Поют на клиросе и прислуживают в алтаре тоже дети. Но служит, конечно, самый настоящий батюшка.

Закопанное сокровище

Мы с вами узнали столько всего любопытного: вместе с Андреем Воронихиным прошли путь от крестьянской избы до дворцов Петербурга; увидели Казанский собор с вертолета; услышали про героев войны 1812 года. Но одну загадку все-таки осталось разгадать! Почему же все-таки Казанский собор — именно Казанский?! Ведь собор в Риме, который так понравился императору Павлу, назван во имя апостола Петра…

А дело тут вот в чем. Павел, повелев строить Казанский собор, будто предчувствовал, что скоро будет война и что нужно будет молиться о победе нашего Отечества. А в России была одна почитаемая икона, которая ровно за 200 лет до вторжения Наполеона уже прославилась как символ победы!

Казанский собор: храм, который построил крестьянин

Это Казанская икона Божьей Матери. Ее назвали Казанской по месту, где ее нашли, то есть в городе Казани. А было это так: в 1579 году в Казани случился страшный пожар, большая часть города — а городá ведь тогда были деревянные — оказалась уничтожена огнем.

После пожара одной простой десятилетней девочке по имени Матрона во сне пришла Божья Матерь и сказала: «Ищи мою икону на пепелище», и указала ей, где следует искать. Девочка рассказала об этом необычном сне взрослым и, действительно, начав копать в указанном месте, на глубине около одного метра они нашли икону Божьей Матери. На этом месте построили монастырь, а Матрона стала в нем одной из первых монахинь и приняла имя Мавра (потому что в монашестве людям даются новые имена).

Казанская икона — чудотворная. Рассказывают, что первое чудо случилось уже тогда, когда ее переносили с пепелища в церковь: двое слепых, которые шли вместе со всеми в этой процессии, вдруг стали видеть!

С нее делали списки, то есть копии. Некоторые из них тоже становились чудотворными. Одним из таких списков благословляли князя Дмитрия Пожарского и купца Кузьму Минина и их народное ополчение, когда они в 1612 году шли освобождать Москву от завоевателей-поляков. Перед таким списком 200 лет спустя молился Михаил Илларионович Кутузов, отправляясь защищать Россию от французов.

А во время Великой Отечественной войны, когда на нашу страну напали фашисты, перед памятником великому Кутузову и перед его могилой в Казанском соборе собирались защитники Ленинграда (так в ХХ веке назывался Петербург). Для чего? Для того чтобы помолчать и вспомнить свою славную историю, стойкость и отвагу нашего народа в борьбе с Наполеоном и с этой памятью идти в бой…

О чем вы подумаете, когда сами впервые зайдете в Казанский собор Санкт-Петербурга? О русских солдатах разных времен, защищавших нашу страну? О чудесной иконе, которую сама Матерь Божья открыла девочке Матроне? Об обычном крестьянине, осуществившем свою мечту? Все это наша история.

И теперь вы о ней знаете немножко больше.

Источник: foma.ru

lsvsx

Сегодня я расскажу вам о Казанском соборе то, что вряд ли вы узнаете от экскурсоводов и о чем, возможно многие даже не догадываются. Вы поймете почему этот грандиозный собор не похож на православный и откуда его фронтоне «Всевидящее око».

Что известно ВСЕМ об этом творении Андрея Воронихина? Если кратко- заказал его Император Павел I по образу собора Святого Петра в Риме. Проект должен был быть похож, но в чем-то превосходить оригинал. В конкурсе выиграл русский архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной графа Александра Сергеевича Строганова.

А теперь зрим в корень, друзья!

Император Павел I был самым амбициозным из русских царей после Петра. На трон он взошел Магистром Мальтийского Ордена, то есть стал единственным царственным масоном в России. Он даже внес мальтийский крест в государственный герб! Это единственный из царей, кто короновался со всеми атрибутами Магистра, а не царя.

Главной задачей своей Павел видел объединение Востока и Запада! Он мнил себя посланником Бога, Демиургом! Его идея объединения католичества и православия нашла воплощение в создании в Петербурге собора, в котором могли вместе молиться прихожане, исповедовавшие разные религии. Поэтому для основы проекта он и выбрал Собор Святого Петра в Ватикане, как главный храм католиков.

Поэтому и конкурс проектов был очень жесткий. В нем участвовали такие маститые архитекторы как Жан Тома де Томон, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон и др.

Павел искал архитектора, близкого себе по духу, который обладал бы способностью мыслить такими же категориями, как сам император. Задача архисложная.

Проект Казанского собора Андрея Никифоровича Воронихина принес ему главный спонсор идеи и впоследствии председатель попечительского совета граф А.С. Строганов. Павлу проект сразу понравился.

Вот теперь самое время рассказать о загадочной личности крепостного А.Воронихина, родившегося в 1759 году в маленьком уральском селе в имении графа Строганова. Споры о том, не является ли он внебрачным сыном графа не утихают до сих пор, слишком уж опекал его всю жизнь Александр Строганов.

Так это или нет, но мальчик родился под счастливой звездой. Потому что талант его не остался без внимания. В отрочестве он учился живописи у иконописца Гаврилы Юшкина, а в 1777 году граф Строганов отправил его учиться в Москву у ЛУЧШИХ архитекторов столицы — Павла Баженова и Матвея Казакова. В 1779 году он продолжает обучение в Петербурге, поселившись не где-нибудь, а во дворце графа Строганова! В 1785 году Воронихин получает от графа вольную, а уже в следующем году он отправляется в длительный европейский вояж с сыном графа Павлом.

В Европу Андрей Воронихин приезжает уже убежденным масоном, членом московской ложи «Трех Добродетелей», впоследствии он вступает в ложу «Скромность» Стоит ли говорить о том, что и сам граф Строганов был высокопоставленным масоном.

То есть возвращаясь к конкурсу проектов Казанского собора, можно уверенно сказать, что проект масона Андрея Воронихина заведомо «обречен» был стать лучшим.

«Лучезарная дельта» или «Всевидящее око» над входом в собор имеет глубокий сакральный смысл, который буквально означает «ДА ВЗГЛЯНЕТ ГОСПОДЬ БЛАГОСКЛОННО НА ДЕЛА НАШИ». Это просьба масонов благословить идею Павла о воссоединении православия и католичества! Эту просьбу буквально повторяет гематрический смысл 96 колонн собора. Гематрия- каббалистическая нумерология.

А Каббала лежит в основе философии масонства. Так вот, число 96 в буквенном смысле соответствует еврейскому «ЦАВ»- ПОВЕЛИ, ПРИКАЖИ. То есть это прямая просьба о Божественном покровительстве и благословении объединения религий.

Вообще по замыслу Воронихина, должно было быть воздвигнуто две колоннады. И это тоже символизировало объединение религий . Кроме того по форме это делало храм похожим сверху на песочные часы, один из ярких масонских символов.

НО! Как известно, Собор начали возводить в 1801 году, который стал трагическим для императора Павла. То есть закладка собора произошла уже при Александре I.

Поэтому проект собора упростили, отказавшись от второй колоннады.

Грандиозным планам Павла не суждено было сбыться. Казанский собор достроили при его сыне в 1811 году. И потом исторически сложилось так, что он стал символом победы России в Отечественной войне 1812 года.

Однако собор не похож на другие православные соборы. Скульптуры у входа ( чего не бывает в православных соборах), отсутствие фресок, иконы, выполненные в стиле итальянского Возрождения — все это должно было служить изначальной идее Павла.

Внимательный взгляд заметит в соборе множество масонских знаков и тайных посланий. Лучезарная дельта здесь практически над каждой иконой, масонские кресты, фасции.

PS: Версия автора поста не раскрывает до конца сути замысла перестройки собора. Обычная практика в Петербурге — перестройка старых соборов. Точность копирования собора св. Павла в Риме была такой, что был даже скопирован Египетский обелиск.

Источник: lsvsx.livejournal.com

Рейтинг
Загрузка ...