Строительство крепости свияжск кто

В 30 километрах от Казани, в устье быстрой полноводной речки Свияги, расположился чудо-остров, остров-град Свияжск.

Уникальный город-крепость, построенный всего за четыре недели, несколько веков был общероссийской православной святыней, притягивавшей множество людей из самых разных концов страны.

Удивительна история этого древнего города. 12 февраля 1550 года московский царь Иван IV осадил Казань. Осада длилась одиннадцать дней, было много погибших с обеих сторон. 25 февраля царь отступил. Возвращаясь домой, русские войска остановились на правом крутом берегу Свияги.

Здесь Ивану IV приглянулся поросший лесом остров “Круглая гора”, который возвышаясь над Волгой позволял держать под контролем речные пути, дороги и саму Казань. Царь задумал выстроить здесь городок-крепость, который помог бы ему захватить столицу Казанского ханства. Он поручил военному инженеру дьяку Ивану Выродкову составить чертежи крепости и начать строительство, но не на выбранном месте, а в Угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых. Всю зиму за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквами. Весной 1551 года после пробной сборки все постройки разобрали, погрузили на суда, и сплавили к устью Свияги.

Нефакт. Выпуск 59. Свияжск — город-крепость

Город заложили 24 мая 1551 года. Вершину горы спешно очистили от леса, но выяснилось, что привезённого материала хватит лишь на половину города, остальное пришлось рубить из местного дерева. Небывалый случай в истории архитектуры – за четыре недели на Круглой горе, омываемой рекой Свиягой и Щукой, вырос целый деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями и колокольнями. Город назвали в честь основателя Иван-городом, позднее стали именовать “Новый город Свияжский”, а вскоре закрепилось короткое название Свияжск – от реки Свияги.

За почти 500-летнюю свою историю Свияжск пережил многое: взлеты и падения, бедность и богатство, славу и безвестность, почитание и поругание…

Мощная крепость после завоевания Казани превращается в крупный административный и торговый город, куда прибывают иностранные посольства и иноземные купцы. Позднее Свияжск – это монастырский городок, где жизнь проста, тиха и наполнена благодатью, затем – уездный город Казанской губернии, которому в 1781 г. учредили свой герб – на щите изображен город, плывущий на корабле, а под ним рыбы. Это дань памяти чудесной постройки города, привезенного из Угличских лесов. После революции Свияжск – это разграбленные, осквернённые храмы, в которых размещались тюрьмы и исправительные учреждения…

Сегодня город-крепость возрождается. Как и в былые времена, путешественника встречают белокаменные монастырские стены, золотые маковки церквей, как и прежде, здесь живут люди, возможно, потомки тех, кто создал это сказочное чудо, имя которому Свияжск. Гостеприимный остров посещают множество туристов со всех уголков страны. Попасть в Свияжск можно водным путем. Неторопливо приближается прогулочный теплоходик к удивительному острову, и так же неторопливо открывается нашему взору Свияжск.

И сразу на высоком берегу острова нас встречает скромная белая церковь с невысокой колокольней – церковь Константина и Елены, построенная в ХVI веке. Она видна со всех сторон и удивительно гармонично вписывается в природное окружение острова. Это единственная из сохранившихся в Свияжске посадских церквей. Когда-то она разделяла верхнюю часть города – крепость и нижнюю – посад, где жили ремесленники.

А на месте границы находились Рождественские ворота – главный въезд в город. По обе стороны Рождественских ворот располагалась главная городская площадь. Со стороны посада на площади находился гостиный двор и лавки. Торговые ряды спускались к реке Свияге, здесь была пристань, куда причаливали суда с товарами. Ежегодно 8 июля и 25 сентября (по старому стилю) в день престольных праздников в честь Казанской иконы Божьей Матери в Свияжске проводились ярмарки.

Город был известен своими купцами, которые строили здесь всем на диво деревянные и каменные дома. Первый этаж – пекарня, торговые лавки, магазины, второй этаж – жилые помещения для семьи купца.

Прогуливаясь по улицам Свияжска, невозможно не восхищаться деревянным кружевом, в которое одеты купеческие дома. Причудливой формы балкончики, замысловатые наличники, изящные въездные ворота – всё это создает неповторимый облик русского городка. Здесь каждый дом, каждое здание имеет свою историю. И чем дальше мы продвигаемся по неширокой тропинке в глубь острова, тем дальше погружаемся в глубь веков, в то время, когда Свияжск был, прежде всего, духовным центром. И вот перед нами Святые врата — вход на территорию женского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Один из интереснейших монастырских ансамблей Свияжска — это Иоанно-Предтеченский женский монастырь, основанный в конце ХVI века. В 1795 году он был перенесен на место упраздненного Троице-Сергиевского монастыря, где находится и поныне.
Монастырь окружен каменной оградой, отделяющей святую обитель от суетного мира.

Самая древняя постройка монастыря — это деревянная Троицкая церковь — единственное сохранившееся до наших дней сооружение из тех, которые были срублены под Угличем и доставлены к устью Свияги весной 1551 года. Вот уже почти пять столетий насчитывает история этой церкви, которая была свидетелем многих событий, происходивших в Свияжске.

Пожары и время пощадили её, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества. По форме церковь святой Троицы напоминает крест — символ христианской веры, обращённый на восток. Внутри помещение церкви больше похоже на деревенскую избу.

Деревянные скамейки, массивные двери, спокойное освещение, аромат некрашеного дерева создают атмосферу домашнего уюта. Вся суета внешнего мира вдруг отступает. Создается ощущение, что после долгих бесцельных скитаний ты, наконец, вернулся туда, где тебя любят и ждут, где всё поймут и простят, согреют лаской и заботой.
В этом и есть особенность русских деревянных церквей. Срубленное дерево здесь будто продолжает жить — согревает зимой и дарит желанную прохладу летом. Ощущение чего-то родного, близкого усиливает тонкий, едва уловимый запах свечного воска, которым насквозь пропитаны древние стены. Простое убранство церкви дополняет четырехъярусный резной иконостас, поражающий своей красотой.

Царские врата украшены иконами с изображением Благовещенья и апостолов-евангелистов. Обращают на себя внимание яркие одежды святых и латинские надписи — чуждые православному храму. Происхождение иконостаса пока не установлено и является одной из загадок Троицкой церкви.

В центре монастыря располагается Сергиевская церковь — первое каменное здание на территории обители. Толстые стены храма выложены из тесаного белого камня.
Здание имеет два этажа. Внизу размещались кельи для монахов, а наверху церковь. При храме была трапезная, где прихожане дожидались начала службы, угощались. Там же размещались богомольцы, приходившие в монастырь издалека в дни больших праздников, эта часть храма использовалась также для поминальных обрядов и для чтения царских указов.

Самым молодым храмом Иоанно-Предтеченского монастыря является Собор Божьей матери «всех скорбящих радость». Он был заложен в мае 1898 года. Архитектор Малиновский построил его в распространённом в те годы ложно—византийском стиле. Украшенный величественным куполом, собор и сегодня возвышается над древними монастырскими строениями.

Всякого входящего в него, храм поражает огромным внутренним пространством. Солнечный свет проникает через множество окон, украшающих купол и арочные перекрытия собора. В центре храма, солнечные лучи встречаются и даруют Божью благодать всякому, входящему с открытым сердцем и чистой душой.
На территории Иоанно-Предтеченского монастыря привлекают внимание кельи, где издавна жили монахини. Проста и нетороплива была их жизнь в обители. Скромное убранство келий: узкая кровать, столик, скошенная подставка-аналой, помогали отрешиться от мирских забот и полностью посвятить себя служению Богу. Чуть поодаль находится корпус игуменьи — простое строение, служившее домом матушке-настоятельнице монастыря.

Вот таким дошел до наших дней ансамбль Иоанно-Предтеченского женского монастыря. А в южной части острова взорам путешественников открывается, пожалуй, самый знаменитый в Свияжске мужской Успенский монастырь.
Он был основан в 1555 году архиепископом Гурием. Здесь сохранились два уникальных памятника времён Ивана Грозного — Успенский собор и Никольская трапезная церковь.

Собор Успенья Пресвятой Богородицы был возведен в 1560 году из белого камня. Строили храм псковские мастера при участии Постника Яковлева и Ивана Ширяя. Небольшой храм восхищает гармонией линий. Причудливые архитектурные детали придают Успенскому собору воздушность, легкость. Создается впечатление, что перед нами сказочный теремок, сошедший с картины неизвестного художника.

Сразу после возведения Успенский собор был расписан внутри и снаружи. К сожалению, внешняя роспись храма не сохранилась. Но внутреннее убранство собора производит неизгладимое впечатление, и надолго остается в памяти всякого, кто однажды открыл тяжёлую дверь и оказался под сводами древнего храма.

Удивительный, фантастический мир фресок волнует своим великолепием, от них веет далёкой стариной. Заботливые руки неизвестного мастера вдохнули в них жизнь, кажется, что им не чужды людские страдания, мечты, радости и переживания.

Художники, расписавшие Успенский собор, черпали сюжеты для своих красочных композиций не только из канонических книг, но и из Апокалипсиса и апокрифических легенд (история первых людей в раю и т.д.). На куполе мы видим изображение бога Саваофа.

Облачённый в белые одеяния, отливающие прозрачными розовыми и светло-зелёными тонами, Саваоф восседает на золотом троне на двух подушках — зелёной и красной. Он творит, благословляя всех обеими простертыми руками. Огненно- красный круг за троном символизирует «неприступный свет», в котором живет Господь.

Голубая полоса, огибающая круг, обозначает небо и заполнена изображениями херувимов и двукрылых ангелов. Подножие, на которое опираются ступни творца, а также ножки трона стоят тоже на голубой полосе. Глядя на это изображение, невольно вспоминаешь строки Святого Писания: «Небо есть мой трон».
Чуть ниже взору предстают семь Архангелов и Ангел Хранитель. Это небесное воинство — хранители престола Господня. Им отдано право посредничества между небом и землёй.
На стенах Успенского собора можно увидеть интересные фрески, посвящённые теме «Дни Творения». Художник развивает сюжет росписи, двигаясь по стене слева направо, вслед за солнечным светом. Создается впечатление сопричастности событиям, изображённым древним мастером. Яркие красочные фрески рассказывают нам о сотворении мира – шаг за шагом, день за днём, в той последовательности, как это делал Господь.
Множество фресок посвящено Святой Троице, житиям святых, апостолам, библейским событиям и, конечно, жизни Девы Марии. Храмовая фреска “Успение Пресвятой Богородицы” поражает богатством красок, яркостью, чёткостью линий.
Она рассказывает нам о последнем пути самой святой женщины православии Девы Марии. Именно в честь этого события и освящен Успенский собор.
Есть в храме и фреска, рассказывающая о низвержении сатаны и его воинства, что является редким изображением для православных церквей. Свергнутые с неба падшие ангелы летят, неестественно согнувшись, вниз головой.
Можно бесконечно рассказывать о великолепии внутреннего убранства храма. Но лишь однажды, увидев его собственными глазами, можно почувствовать на себе притягательную силу старинных фресок.
Храмовая роспись Успенского собора понятна и близка каждому. Одни, глядя на яркие, запоминающиеся образы укрепляются в своей вере, другие, впервые попавшие в православный храм, невольно замирают, испытывая священный трепет и благоговение перед необыкновенной силой таланта древних мастеров, сумевших донести до нас величественную красоту внутреннего убранства Дома Божьего. Трудно переоценить значение свияжских фресок: ведь это единственный, почти целиком сохранившийся до наших дней полный цикл стенной росписи ХVI века.

Неохотно покидая Успенский собор, мы оказываемся в монастырском дворе, где нашему взгляду предстаёт Никольская церковь – самое старое каменное здание Свияжска. Она заложена осенью 1555 года почти одновременно с Успенским собором. Через год строительство было закончено. Возвести эту небольшую церковь было необходимо, потому, что вновь основанному монастырю срочно понадобилось помещение для церковных служб, а начатое строительство Успенского собора, из-за большого объема работ не могли быстро закончить.

Рядом с церковью была возведена колокольня. Это самое высокое сооружение Свияжска имеет высоту 43 метра. Наверх ведет крутая лестница, по которой когда-то поспешно поднимался звонарь, чтобы вдохнуть жизнь, наполнить силой, и заставить говорить пять тяжелых колоколов. Колокола созывали монахов к молитве, возвещали окончание службы, прославляли имя Божье. Их веселый перезвон, протяжный, заунывный голос или тревожный набат приносили обитателям монастырских стен радость, печаль или весть о пожаре.

Из нижнего яруса колокольни по подземному ходу был выход к берегу Свияги. Кто пользовался этим тайным ходом? Может быть те несчастные, которые по воле судьбы оказались в “земляной тюрьме” для усмирения и исправления непослушных монахов и сумевшие каким-то образом оттуда выбраться и прибегнуть к помощи свияжских братьев? А, может быть, пользуясь тайным ходом, монахи могли вовремя заметить приближающееся к Свияжску войско неприятеля и, предупредив братию, подготовиться к обороне… Подлинное назначение этого хода до сих пор остается одной из загадок Успенского мужского монастыря.

Читайте также:  Что такое бизнес план в строительстве

А на территории обители мы можем увидеть ещё немало интересных построек: братские кельи, покои настоятеля – постоянные и летние, больничные кельи. Эти здания живут своей особенной жизнью, каждая постройка здесь имеет свою историю. Мы можем прикоснуться к молчаливым, прохладным камням и как бы перенестись на несколько веков назад, в те времена, когда Успенский монастырь процветал, занимал седьмое место в списке 1105 монастырей Российской империи.
Значительную часть территории монастыря занимал великолепный сад – символ райских кущ. В летний зной он дарил желанную прохладу обитателям монастыря. Можно было отдохнуть от повседневных забот в красивой беседке, покрытой деревянной щепой и украшенной резными деталями. А осенью сад давал богатые урожаи, являясь источником пищи монастырской братии. Этой же цели служил огород, где находилась оранжерея для выращивания ранних овощей и рассады.

Чуть поодаль можно увидеть старинное монастырское кладбище. Долгие годы здесь находили успокоение обитатели монастыря. Это кладбище стало последним пристанищем и мученикам, погибшим в Свияжске в послереволюционный период. Те годы были тяжелым испытанием для чудо-острова Свияжска и его жителей.

Разрушение храмов, надругательство над древними святынями, постоянные аресты и расстрелы – одна из печальных страниц истории острова. Но, несмотря на это, Свияжск сумел сохранить свою самобытность – облик старинного русского городка с золотыми куполами белокаменных храмов, стройными колокольнями, причудливо украшенными купеческими домами.
Сегодня вновь возрождаются древние святыни острова – града Свияжска. С 1997 года вновь начал действовать Успенский мужской монастырь. Братия во главе с настоятелем отцом Кириллом взяла на себя ответственность за реконструкцию храмов и зданий монастыря, являющихся архитектурными жемчужинами Свияжска.

Окруженный со всех сторон водой сказочный остров как магнитом притягивает путешественников. Человек, однажды ступивший на святую, полную неразгаданных тайн землю Свияжска, навсегда сохранит в памяти ту особую атмосферу чего-то возвышенного, нерушимого, которая как бы окутывает остров, превращая его в чудо-град.

Источник: yanarysh.tatarstan.ru

История Свияжска

Одной из уникальных и популярных окрестностей Казани является Остров-град Свияжск, который интересен не только своими удивительно яркими храмовыми достопримечательностями в виде Успенского и Троицкого храмов, но и своей полувековой историей. В 15 веке здесь стоял заросший вековым лесом конусообразный холм – гора Круглая, окруженная реками Щукой и Свиягой. А уже в середине 16 века на ее горизонтально срезанной вершине вырастает мощная военная крепость русского царя Ивана Грозного, появившаяся на вражеской земле, словно сказочный город, по щучьему веленью всего за один месяц.

История небольшого Свияжска богата удивительными и трагичными событиями

История небольшого городка Свияжска богата удивительными и трагичными событиями

С середины 17 века до начала 20 века Свияжск формировался как монастырский городок, а в середине 20 века он стал подразделением ГУЛАГа, затем местом размещения исправительной колонии и психиатрической больницы. В 1957 году в результате разлива Куйбышевского водохранилища, Свияжск превратился в настоящий остров. Сегодняшний возрожденный Свияжск является одним из основных туристических объектов Татарстана, городом, вернувшим свое прошлое, восстановившим свои исторические памятники, обновленным и гостеприимным, удивительным и очень живописным.

Образование Свияжска (1551 г)

История образования Свияжска связана с историей противоборства Казанского ханства и Русского государства, закончившегося в середине 16 века взятием Казани. Именно Свияжску было уготовлено сыграть важную роль в решающем сражении русских войск с татарским воинством.

Начиная с 1547 года, Иван Грозный предпринимал систематические походы на Казань, но все они были неудачны. Было ясно, что без создания сильной опорной военной базы недалеко от Казани, овладеть таким крупным и развитым городом нереально. Возвращаясь из очередного неудачного похода в 1550 году, молодой царь обратил внимание на идеальное в военно-стратегическом плане местоположение горы Круглая и решил, что именно здесь должна находиться русская крепость.

Иван Грозный по праву может считаться основателем Свияжска

Иван Грозный по праву может считаться основателем Свияжска

Но как построить русскую крепость незаметно для врага практически в 30 километрах от Казани? И тут был разработан очень хитроумный план: срубить город на «русской земле» в верховьях Волги, затем размеченные бревна спустить по воде и собрать их уже на нужном месте, сэкономив время и силы.

Как говориться – сказано сделано. В течение зимы 1550-51 годов в Углицких лесах русские умельцы рубили стены, башни, избы и даже церкви. А весной, по вскрытии рек, бревна для будущей крепости начали сплавляться по Волге и далее по Свияге. Чтобы казанцы не могли помешать данному предприятию, русские войска захватили все переправы на основных реках, а отряды под началом князя Серебряного совершали набеги на жителей казанского посада.

Летописи сохранили историю уникального сооружения русской крепости

Летописи сохранили историю уникального сооружения русской крепости

Постройка города-крепости Свияжска стала беспрецедентным по тем временам образцом градостроения – всего за один месяц была проведена гигантская работа: выровнена и распланирована территория, вырублен лес, выкопаны рвы, собраны срубы, засыпаны землей и камнем крепостные стены. И вот во владениях казанского хана выросла первоклассная русская крепость с восемнадцатью башнями, семь из которых были проездными.

воення крепость.jpg

Имелись в новой крепости многочисленные строения для размещения военных сил, служебные помещения, а также Троицкий собор и Рождественская церковь. Самой высокой башней была Рождественская с главными въездными воротами и подъемной решеткой. В ней размещалось караульное помещение и стрельница с двумя тюрьмами (да-да, в новой крепости были предусмотрены даже тюрьмы). Звон больших самобойных часов с колоколом возвещал о смене караула.

Русская крепость Иван-город была возведена в кратчайшие сроки - за один месяц

Русская крепость Иван-город была возведена в кратчайшие сроки — за один месяц

По своим размерам новая крепость на тот момент была больше Новгородского Кремля, Псковского и даже Московского! Изначально эта крепость, быстро перерастающая в городок, именовалась Иван-городом, в честь российского государя, затем город стал называться Новоградом Свияжским, а к концу 16 столетия – просто Свияжском. И в статусе города он пребывал почти 400 лет.

Параллельно с постройкой крепости шла активная работа по привлечению местного населения на сторону русских: чувашей, марийцев, мордвы и т.д., что обеспечивало надежный тыл и позволяло формировать дополнительные военные отряды. Именно в Свияжске начали собираться все русские силы для решительного штурма Казани летом 1552 года. Находился здесь и сам царь всея Руси Иван Грозный, который молился в чудом сохранившемся до наших дней Троицком храме.

Троицкий храм Свияжска - единственный свидетель далеких событий 16 века

Троицкий храм Свияжска — единственный сохранившийся свидетель далеких событий 16 века

Из Свияжска двинулись русские войска на столицу Казанского ханства, окружив ее со всех сторон. В результате осады, подрывов и штурма взял Иван Грозный Казань, и закончилась история Казанского ханства, дав начало новому этапу в истории большого поволжского региона. Подробно с Историей Казани можно познакомиться здесь.

Свияжск как военная крепость (16-17 века)

Очень скоро новый град начал превращаться в торгово-административный пункт, в котором охотно селились ремесленники и торговцы. Уже в начале 1552 года Свияжск был богатым и оживленным городом, многочисленные купцы которого продавали живность и множество всяческого товара. После взятия Казани, вся присоединенная территории Казанского ханства была поделена на Казанский и Свияжский уезды.

А спустя всего 15-ти лет с момента основания Свияжск был уже настоящим городом с крепостью (кремлем), посадом (острогом) и слободами. В крепости были Государев казенный двор с артиллерийскими и продовольственными складами, 2 монастыря, 6 церквей, дьячная изба и т.д. Здесь жили: князья, бояре, военные, духовенство, ремесленники и купцы. И все население составляло около 4 тысяч человек.

По городу пролегало 6 улиц, имелось 370 домов и 4 лавки. В остроге насчитывалось 736 жилых домов, находился рынок с гостиным двором, размещались таможенники, работала пивоварня и хлебопекарня. Жители слобод занимались в основном сельским хозяйством.

В Музее Истории Свияжска можно увидеть макет города на начало 17 века

В Музее Истории Свияжска можно увидеть макет города на начало 17 века

Надо отметить, что город изначально строился не стихийно, а по определенному плану. Крепость имела овальную форму, соответствующую форме горы.

Главная улица от Рождественских до Николоможайских ворот (Рождественская) делила город как бы на две половины, в нее радиально вливались улицы, идущие от всех других въездов в город (Сергиевские Большая и Малая, Коровина, Переяславская и другие). Центральная площадь находилась с двух сторон от Рождественского центрального въезда.

Со стороны крепости на площади располагались артиллерийский и житницкий дворы. Сторона же, выходящая на посад, состояла из гостиного двора и торговых рядов, которые спускались до пристани на реке Свияге. Кстати, к реке имелось целых 16 лестничных спусков. Посад находился с восточной стороны города и состоял из улиц Воскресенской, Татарской, Пирожковой, Кузнецкой и т.д.

На вершине Круглой горы сформировался милый и уютный русский город

На вершине Круглой горы сформировался милый и уютный русский город

После покорения Казани еще в течение более чем целого века Свияжск оставался значимой русской военной крепостью на завоеванной земле, административным и торговым русским центром, куда приезжали иностранные послы и иноземные купцы. В середине 60-х годов 16 века был сформирован Свияжский уезд, столицей которого, естественно, был Свияжск. История сохранила и имя первого свияжского воеводы – боярина Андрея Ивановича Катырева-Ростовского.

Дело в том, что назначение Андрея Ростовского в Свияжск не было карьерным достижением. Он, наряду с некоторыми боярами (Ярославскими, Стародубскими и другими), просто попал в царскую немилость, в результате чего был лишен всего имущества и сослан в Свияжск, на должность воеводы! Здесь Андрей Иванович получает не только должность, но и новое поместье. Однако в новой должности первый воевода свияжского уезда пробыл недолго – всего три года, после чего был казнен.

Сколько историй человеческих жизней хранит Свияжск? Чьи души и тени парят над островом?

Сколько историй человеческих жизней хранит Свияжск? Чьи души и тени парят над островом?

Во второй половине 16 века Свияжск долгое время продолжал быть не только религиозным, административным, но и военным плацдармом освоения присоединенных земель и подавления антироссийских выступлений. Но в середине 17 столетия большая часть военных частей была переведена в Астрахань, и уже к началу 18 века от свияжских укреплений ничего не осталось – из-за ветхости они были просто разобраны. На этом история военной свияжской крепости закончилась.

Свияжск как монастырский городок (17-19 века)

С развитием Казани и возрастанием ее значимости в нее из Свияжска постепенно переселялись государственные служащие, купцы и ремесленники. Скоро в городе остались только действующие монастыри: мужские — Богородице-Успенский и Троице-Сергиев, а также женский — Иоанно-Предтеченский, которые были возведены здесь для насаждения христианства среди местного населения с самого начала освоения края. Таким образом, с течением времени Свияжск, подобно Суздалю, превращался в небольшой монастырский городок.

Свияжские монастыри были богаты и влиятельны

Свияжские монастыри были довольно богаты и влиятельны

В результате административных реформ Петра Первого в начале 18 столетия Свияжский уезд в качестве центра одноименной провинции вошел в Казанскую губернию. В состав Свияжской провинции входили такие города как Царевококшайск (ныне Йошкар-Ола), Чебоксары, Козьмодемьянск, Цивильск и многие другие, находящиеся сегодня в Чувашской и Марийской республиках. До середины 18 века все свияжские монастыри вели активную миссионерскую деятельность.

Во второй половине 18 века, когда Свияжск стал уездным городом Свияжского уезда, у него появился свой герб, отражающий основной вид деятельности горожан. В этот же период активизировалась строительная деятельность монастырей, особенно женского Иоанно-Предтеченского, переехавшего на место упраздненного мужского Троице-Сергиева монастыря.

Герб города Свияжска был утвержден в 1781 году

Герб города Свияжска был утвержден в 1781 году

Многие деревянные храмы постепенно перестраивались в каменном виде, подвергались переделкам, достройкам и усовершенствованиям. Около Троицкой церкви Иоанно-Предтеченского монастыря появились Святые ворота. Возводились двухэтажные келейные корпуса и ряд хозяйственных строений. Было построено здание трапезной.

После страшного пожара 1795 года, в результате которого выгорело почти 150 домовых хозяйств, город восстанавливался уже по новому регулярному плану застройки, который предусматривал формирование улиц в виде сетки из кварталов. Вдоль широкой части города пролегли три центральные улицы – Троицкая, Успенская и Никольская, а поперек города шли четыре улицы в виде переулков. По периметру Свияжска был сформирован бульвар в виде набережной.

В 18 веке городская застройка была изменена в соответствии с новым планом

В 18 веке городская застройка была изменена в соответствии с новым планом

В 19 веке в Свияжске появилось много казенных строений в виде пересылочной тюрьмы, казармы для этапной службы, присутственных мест и т.д. Продолжалось и монастырское строительство. В начале 19 века к 300-летию дома Романовых в процветающем женском монастыре был возведен большой краснокирпичный Собор Божьей матери всех скорбящих радости в псевдовизантийском стиле. Это последнее монастырское строение с внушительным куполом до сегодняшнего дня доминирует над невысокими строениями Свияжска.

Читайте также:  Для чего применяют стекло в строительстве

О строениях 19 века напоминает и восстановленная Пожарная каланча на Рождественской площади

О 19 веке напоминает и восстановленная Пожарная каланча на Рождественской площади

Свияжск во все времена посещали многие известные люди. Здесь опальный Меньшиков по дороге в ссылку схоронил свою жену, могила которой якобы сохранилась. Здесь останавливались русские императоры Екатерина Вторая, Павел Первый и Александр Второй. А как понравился город этот Пушкину! Ведь это был настоящий сказочный остров Буян.

Практически до самого начала 20 века Свияжск продолжал жить рыболовством, паломничеством, торговлей, коневодством и т.д. Но к концу 19 века, после открытия железной дороги и постройки станции Свияжск в некотором отдалении от города, роль транспортного и грузопассажирского центра была утрачена, что очень сильно отразилось на экономическом состоянии города. Но, тем не менее, город продолжал жить полноценной жизнью.

Так представляет жизнь дореволюционного Свияжска художник Р.Сафиуллин

Так представляет жизнь дореволюционного Свияжска художник Р.Сафиуллин

На начало 20 столетия Свияжск с населением в 3 тысячи человек все еще был городом, который имел своего городского главу, казну, герб и устав. В городе функционировало более 70-ти торговых точек, около трех десятков трактиров, городские мостовые освещали 80 керосиновых фонарей. В двух действующих монастырях проживало около 500 человек (из них 400 составляли монахини). Вместе с монастырскими храмами в городе было 12 действующих церквей.

Вот в таком относительно стабильном состоянии Свияжск встретил Первую мировую войну, переросшую в революционные события и Гражданскую войну. Эти события остановили развитие Свияжска на долгие десятилетия, сломали множество судеб, унесли сотни жизней, уничтожили несколько храмов.

Свияжск как режимный объект (1917-2008 года)

В начале Гражданской войны Свияжск волею судьбы опять оказался важным стратегическим центром освобождения Казани от захвативших его «белочехов». Освобождение Казани оказалось делом спасения революции не только в радиусе Среднего Поволжья, но и во всей стране. Поэтому этот вопрос был одним из архиважных и на его решение в Свияжск был направлен командующий создающейся Красной Армии Лев Троцкий.

В 1918 году Свияжск снова стал форпостом, на этот раз в победе завоеваний революции

В 1918 году Свияжск снова стал форпостом, на этот раз в защите завоеваний революции

Для наведения дисциплины среди неорганизованной массы красноармейцев, Троцкий прибегает к децимации, т.е. к расстрелу каждого десятого красноармейца местного гарнизона. Вина их состояла в том, что они не смогли одержать верх над белочехами, захватившими Казань. После подобного устрашения, оставшиеся в живых бойцы Красной Армии пошли на штурм Казани и выбили оттуда «белочехов». Судьба революции была спасена.

После окончания Гражданской войны было принято новое административное деление страны, по которому Свияжск превратился в центр кантона, состоящий из 11-ти волостей. В начале 20-х годов Успенский и Иоанно-Предтеченский монастыри закрываются, как и другие свияжские храмы. Многие из них разрушаются, все подвергаются разграблению, сохранившиеся храмы используются в качестве складских помещений. В Успенском храме на некоторое время открывается музей с естественнонаучным и церковно-художественным отделами (1924 год).

Успенский храм на долгие годы использовался совсем не по назначению

Успенский храм на долгие годы использовался совсем не по назначению

Уже в 1928 году в Успенском монастыре создается детская коммуна, а в 36-м году на ее основе — ИТК №11 (исправительно-трудовая колония), в которую позже стали свозить и военнопленных (с 1943 года). Таким образом, из милого и уютного монастырского городка Свияжск буквально за два десятилетия превратился в ссыльнокаторжный режимный объект периода сталинских репрессий. Да и статуса города Свияжск был лишен уже в начале 1932 года, превратившись в село.

Всего в стенах колонии, которая по существу стала подразделением ГУЛАГа, с ее открытия до 1948 года погибло более 5 тысяч человек. Здесь сидели люди разных национальностей, в том числе и татарский писатель Х.Туфан. В одной камере могло одновременно находиться до двух десятков человек. Количество заключенных все время превышало допустимый предел, иногда в три раза.

Сегодня в память обо всех погибших установлен Памятник жертвам репрессий

Сегодня в память обо всех погибших установлен Памятник жертвам репрессий

С 1953 года, после смерти Сталина и закрытия лагерей, в одном из зданий этого же многострадального Успенского монастыря была создана психиатрическая больница, а колония снова стала исправительно-трудовым учреждением.

В 50-е годы рядом с ИТК начала функционировать психиатрическая больница

В 50-е годы рядом с ИТК начала функционировать психиатрическая больница

В 1957 году в результате образования Куйбышевского водохранилища – Свияжск стал островом, отрезанным от суши. Количество населения сократилось от 2700 человек до 500. Жизнь в селе, отрезанном от цивилизации, практически сошла на нет. Необходимые для жизнедеятельности товары доставлялись летом по воде, а зимой по льду.

После образования Куйбышевского водохранилища Свияжск превратился в остров

После образования Куйбышевского водохранилища Свияжск надолго превратился в остров

В связи с вышеизложенным, в конце 20 – начале 21 века островной Свияжск превратился в очень малонаселенный (менее 300 жителей) и неухоженный населенный пункт. Он состоял из разбросанных тут и там частных приземистых и часто полуразвалившихся домов и возвышающихся над ними памятников сохранившегося древнерусского зодчества, узких улочек и переулков, по которым гуляли куры и гуси. Склон Круглой горы в районе Иоанно-Предтеченского монастыря был превращен в помойку, над которой постоянно кружил рой мух.

В начале 80-х годов 20 века жители Свияжска вот так стояли в очереди за хлебом

В начале 80-х годов 20 века жители Свияжска вот так стояли в очередях за хлебом

Возрождение Свияжска (2008- )

Возрождение Свияжска начинается только в 2008 году, когда появляется «дорога жизни» в виде насыпной дамбы и проложенной по ней автомагистрали, которая связала Свияжск с волжским берегом. Для проведения реставрационных работ около 100 человек было переселено из монастырских строений и архитектурных памятников в новые дома.

«Дорога жизни» связала Свияжск с материком только в 2008 году

А с 2010 года город начал возрождать и исторические достопримечательности – началась реконструкция архитектурно-исторических памятников, стали создаваться новые объекты музейного назначения и получила развитие инфраструктура, которая призвана была способствовать привлечению туристов на этот удивительный Остров-град с такой непростой судьбой.

Реставрация исторических памятников началась только в 2010 году

Реставрация исторических памятников началась в 2009-2010 годах

В возрождающийся Свияжск стали приезжать художники, многие из которых оставались здесь на многие годы, чтобы запечатлевать Свияжские красоты в различных сезонных обличьях. Так, например, на долгие годы связал свое творчество со Свияжском Рашид Сафиуллин, работавший в свое время декоратором у самого Тарковского во время съемок «Сталкера».

На сегодняшний день отреставрированы сохранившиеся храмы, опять функционируют мужской Успенский и женский Иоанно-Предтеченский монастыри, а вся центральная часть городка оформилась в единый Музей-заповедник.

Сегодня Свияжск - один из популярных туристических объектов Татарстана

Сегодня Свияжск — один из популярных туристических объектов Татарстана

Город выглядит ухоженным и располагает к неспешным прогулкам, во время которых можно любоваться и историческими достопримечательностями и прекрасными видами на речную гладь, окружающую со всех сторон. А чтобы увидеть материальные свидетельства исторических событий этого села, надо обязательно побывать в Музее истории Свияжска.

Музей истории Свияжска

Улица Успенская,22

Музей истории Свияжска нужно посетить по многим причинам. Конечно же, для того, чтобы лучше понять историю этого небольшого населенного пункта с долгой и порой очень драматической судьбой. Увидеть материальные свидетельства и фотодокументы, услышать от экскурсовода интересные факты и ощутить ауру этого аутентичного места.

Экспонаты Музея истории Свияжска находятся в архитектурном памятнике 19 века

Экспонаты Музея истории Свияжска находятся в архитектурном памятнике 19 века

Каждому любознательному туристу будет интересно посетить памятник архитектуры 19 столетия. Ведь экспозиции Музея истории размещены в комплексе казенных административных сооружений типичных для уездных городов России того периода. В этом комплексе находилась городская администрация, казначейство и три корпуса уездной тюрьмы. С 40-х годов прошлого века здесь содержались заключенные ГУЛАГа, а затем размещалось образовательное учреждение.

В 2010 году здесь было решено разместить Музей истории Свияжска. Началась реставрация, а затем формирование постоянных экспозиций с привязкой к хронологии событий. Главное здание комплекса (корпус под номером 1) было отведено под экспозиции, посвященные основанию, становлению и развитию Свияжска, трансформации его значения от военной крепости до монастырского города.

В первом корпусе музея находятся артефакты по начальному периоду истории города

В первом корпусе музея находятся артефакты по начальному периоду истории города

В первом корпусе можно также увидеть книжные документы в виде Писцовых книг, Летописей и т.д., археологические артефакты, реконструированный макет средневекового Свияжска 16 столетия и многое-многое другое.

Во втором музейном корпусе можно познакомиться с событиями, происходившими на острове на рубеже 20-21 веков, ознакомиться с историей реставрации и восстановления храмовых достопримечательностей и формирования на острове Музея-заповедника, первым объектом которого и стал данный Музей истории.

Во втором корпусе содержится информация о сложном периоде Свияжска

Во втором корпусе музея содержится информация о сложном периоде Свияжска

Третий корпус, расположенный в специализированном здании тюрьмы, посвящен очень трагической теме свияжских заключенных, содержащихся здесь с 16 по 20 века. Теме репрессий и жертвам ГУЛАГа посвящен специальный раздел этого корпуса, где также имеется много материала о начале репрессий с 1917 года.

Четвертый музейный комплекс частично занят службами музейной администрации, а частично Выставочным залом, в котором размещаются временные экспозиции. Массовые культурно-образовательные мероприятия проводятся на территории музейного двора.

​Посетить этот интересный и познавательный музей можно и нужно ежедневно с 9 до 18 часов.

Источник: russo-travel.ru

Воскрешённый град Свияжск

Отправляемся на чудо-остров
с тульским путешественником Дмитрием Койдой dk1974.

— В тридцати верстах от Казани, при слиянии рек Свияги и Щуки, расположился чудо-остров по которому можно изучать историю российского государства за последние 500 лет.

Город Свияжск это выдающееся место не только в православном, но и в строительном плане.

12 февраля 1550 года московский царь Иван IV осадил Казань и последующие одиннадцать дней пытался взять город. После безуспешной попытки русские войска отступили. Во время этого события на правом берегу реки, правителю Руси понравился поросший лесом остров «Круглая гора», который по его мнению позволял в будущем держать под контролем речные пути, дороги и саму Казань.

В голове царя родилась идея выстроить тут крепость с помощью которой можно было захватить столицу Казанского ханства. Военному инженеру Ивану Выродкову было поручено составить чертежи и начать строительство сооружения.

Уникальность непревзойдённого до сих пор мероприятия состояла в том, что город-крепость с башнями, церквями и домами построили в Угличских лесах за тысячу километров от Казани.

Весной 1551 года всё это было разобрано, каждое брёвнышко пронумеровано и далее на плотах сплавлено к устью Свияги.

Деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями и колокольнями собрали всего за четыре недели. Это небывалый случай в истории архитектуры. По размеру она превосходила все крепости того времени: была больше Псковского, Нижегородского и даже Московского кремля.

На строительстве Свияжской крепости трудилось 75 тысяч человек.

Официальной датой основания Свияжска считается 24 мая 1551 года. После завоевания Казани он стал крупным торговым городом. В последующие годы шумная жизнь здесь сменилась монастырской благодатью и умиротворением.

В 1781 г. учреждён свой герб – на щите изображен город, плывущий на корабле, а под ним рыбы, символизирующие основное занятие местных жителей — рыбную ловлю.

Современный герб (справа) разработан на основе исторического герба и практически ничем от него не отличается. Это дань памяти чудесной постройки города, привезенного из Угличских лесов. Источник

После октябрьской революции Свияжск пережил одну из самых тяжёлых эпох. В городе осквернили и разграбили храмы, появились тюрьмы и исправительные учреждения. Известно, что в 1918 году Свияжск стал одним из первых в стране мест советских политических репрессий.

Об этом сегодня напоминает памятник жертвам — двухметровая стела из белого мрамора

Ужасает история, когда по приказу Троцкого для наведения порядка и жёсткой дисциплины здесь был расстрелян каждый десятый красноармеец, не сумевших выбить белочехов из Казани.

В 1928 году в помещениях Успенского монастыря была открыта детская трудовая колония. Позже в этих стенах содержались военнопленные. В период с 1937 по 1948 год тут погибло более 5000 осужденных.

Чего только не повидал город в двадцатом веке. Постоянные расстрелы, крики и стоны людей. Такое впечатление, что Свияжск прокляли. Здесь в стенах православного монастыря почти сорок лет функционировала психиатрическая лечебница. Был даже приют для слепых.

В 1957 году в результате наполнения Куйбышевского водохранилища часть города оказалось на острове, другая под водой. Ровно через 50 лет была построена дамба с автомобильной дорогой. Вот так выглядит Свияжск с высоты.

Мы как раз приехали сюда по этой дороге. Перед входом огромная парковка. В сезон она забита экскурсионными автобусами и машинами.

Но лучший способ добраться до Свижяска это водным транспортом от речного вокзала города Казани.

С 2010 года началось настоящее возрождение чудо-острова. Часть исторических сооружений реконструировано, другие достопримечательности отреставрированы.

Читайте также:  Предоставление участка под строительство

Построены новые объекты инфраструктуры, а также прошло обновление жилого фонда жителей Свияжска.

Атмосфера в Свияжске потрясающая. Тут были многие знаменитые люди, включая наших царей и руководителей современного государства.

Когда Александр Сергеевич Пушкин увидел Свияжск он пришёл в восторг. Поэт именно так и представлял себе сказочный город на острове Буяне.

Рос на нём дубок единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.

В наши дни на острове сохранилось несколько старых церквей и храмов конца XVI века.

Есть новый более поздний Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости (1898—1906).

Я не буду описывать их историю. Лучше посмотрите этот замечательный документальный фильм. Там всё подробно и красиво изложено.

Остановлюсь лишь на главной архитектурной жемчужине — деревянной Троицкой церкви. Единственное уцелевшее из тех строений, которое бы срублено под Угличем, сплавлено по Волге и собрано в середине XVI века.

Удивительно, но церковь построена по уникальной технологии без единого гвоздя за 24 часа. Это был приказ Ивана Грозного, который хотел успеть отслужить молебен именно в день Святой Троицы.

Многие считают чудом, что она сохранилась. Пожары и время пощадили её, и теперь она представляет собой уникальный образец древнерусского зодчества.

Внутри помещение церкви больше похоже на деревенскую избу. Деревянные скамейки, массивные двери, спокойное освещение, аромат некрашеного дерева создают атмосферу домашнего уюта. Здесь достаточно просто, но проникновенно, особенно если вы знаете историю этой православной церкви.

Простое убранство церкви дополняет четырехъярусный резной иконостас, поражающий своей красотой. Царские врата украшены иконами с изображением Благовещенья и апостолов-евангелистов. Обращают на себя внимание яркие одежды святых и латинские надписи — чуждые православному храму. Происхождение иконостаса пока не установлено и является одной из загадок Троицкой церкви. Источник

В Свияжске были и другие великолепные храмы, но в начале ХХ века их полностью разрушили. Теперь на этих местах стоят кресты.

Будете в Свияжске загляните в «Ленивый Торжок».

Здесь вы сможете приобрести памятные сувениры.

Потренироваться в стрельбе из лука.

Лично мне понравилось и запомнилось кафе с местным разливным пивом и вкусной едой.

Так же обязательно купите свияжский горячий хлеб. Вкус и запах обалденные.

На территории острова было замечено много кошек.

Глядите, какой кошачий сфинкс.

Да уж, а такого зверя я бы точно не прокормил. Мой мелкий йорк обходится дороже в плане еды, чем я:)

В Свияжске мы были недолго, поскольку вечером я улетал домой. Для полноценного посещения рекомендую провести здесь минимум 5-6 часов.

Обойти всё — это времени много не займёт, но чтобы проникнуться и детально осмотреть с гидом все храмы и музей нужен целый день. Это включая еду, развлечения и покупки.

В альбоме есть и другие фотографии воскрешённого города.

Ниже, лучший фильм про Свияжск, который я видел. Перед посещением посмотрите обязательно! Озвучивает Виктор Сухоруков.

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉

Источник: myslo.ru

Остров-град: форпост для взятия Казани, золотая карета от императрицы и святой с волчьей головой

Остров-град: форпост для взятия Казани, золотая карета от императрицы и святой с волчьей головой

Фото: Артем Субботкин

Свияжск — одно из самых посещаемых мест в Татарстане. И в истории края остров-град порой играл ключевую роль. Краевед Артем Субботкин в колонке, написанной для «Реального времени», рассказывает об отдельных вехах истории «форпоста православия» близ Казани.

До середины XVI века этот остров выглядел мрачным и нелюдимым. «Кирмень» — так называли его проживавшие поблизости чуваши. В переводе это значит «запретное место». Когда-то вход на остров, где находилось языческое капище, был открыт лишь для жрецов, которые появлялись здесь для приношения жертв своим многочисленным божествам в дни больших религиозных праздников. Остальным же под страхом смерти запрещалось ступать на эту землю.

Остров-плацдарм

Однако в 1551 году здесь высадились русские стрельцы — и застучали топоры плотников. После того как очередной, третий по счету поход Ивана IV на Казань окончился неудачей, русский царь, по совету своего союзника Шах-Али, решил подготовить плацдарм для взятия столицы непокорного ханства. Им и стал остров Свияжск, куда по весне были доставлены стены будущей крепости. Их, по распоряжению государя, пилили и заготавливали в ярославских лесах и волоком доставляли к волжскому берегу, готовя к сплаву вниз по реке десятки плотов. В считанные дни их доставили на остров, и уже в мае под руководством дьяка Выродкова здесь начали возводить укрепления. Одновременно с крепостью строили избы для стрельцов: так появились первые улицы будущего города — Рождественская, Большая и Малая Сергиевские, Пушкарская, Ярославская…

Между тем слух о новом городе докатился до Казани. И хотя мощных биноклей в те времена, понятно, не было, в ясную погоду казанцы с высоты минаретов своих мечетей заметили строительство и выслали к острову свой «десант». Однако стрельцы, уже успевшие к тому времени возвести часть укреплений, отбили наступление ханских войск.

А вскоре к новому городу, получившему имя грозного царя, подошло подкрепление, доставили огневое зелье и припасы. Пережив трудную зиму, свияжские стрельцы дождались весеннего половодья и прибытия царского войска, которое расположилось в крепости. А в октябре после осады и кровопролитного штурма русские захватили Казань.

Сегодня о тех событиях напоминают старинные пушки у стен Свияжска. Многие из них, как утверждали летописцы, имели свои собственные характерные имена, такие как «Дракон», «Змий», «Граф Свистун» или «Девкина голова». С чем связано имя последней средневековой «мортиры», не пояснялось. Остается лишь предположить, что представительницы слабого пола в ту далекую пору не в пример нынешним жертвам анорексии были гораздо мощнее.

Свияжск стал играть роль форпоста на новых землях государства российского. Фото автора

Крестом и мечом

С этого момента Свияжск стал играть роль форпоста на новых землях государства российского. Причем не только военного, но и духовного, поскольку вскоре здесь основали один из оплотов православия — Свияжский Богородицкий Успенский монастырь. Уже в 1560 году псковскими мастерами-зодчими под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя на острове возводят Успенский собор.

Стремясь насадить среди местного населения христианскую веру, монахи-миссионеры зачастую действовали методами, весьма далекими от истинного христианства, путем прямого насилия и угроз, забывая при этом слова святых отцов о том, что невольник — не богомольник. Все это, как правило, давало обратный результат: новообращенные христиане-татары редко посещали церковь, не соблюдали посты, а некоторые возвращались в прежнюю веру.

Сегодня Успенский собор, долгое время находившийся в запустении в годы советской власти, хранит следы былого величия. До наших дней чудом сохранились уникальнейшие настенные фрески. Среди них — изображение святого Христофора с волчьей головой.

Считается, что до того, как стать христианином, он жил среди язычников, у которых было распространено людоедство. Познав слово Божие, он отказался от ужасных привычек своих соплеменников, став проповедовать среди них свет истины нового учения, за что и получил имя Христофор — «несущий Христа».

Есть и другая версия относительно волчьей головы святого. Говорят, что внешне он был очень красив, и, опасаясь соблазна по женской части, сам попросил у Бога изменить его лицо на волчью морду, дабы избежать искушений.

Как бы там ни было, образ святого Христофора всегда напоминает верующим о том, что, как бы не был грешен человек в прошлом, он всегда имеет возможность покаяться в своих грехах при жизни и обрести спасение.

До наших дней чудом сохранились уникальнейшие настенные фрески. Среди них — изображение святого Христофора с волчьей головой. Фото chemodan-tour.ru

Судьба царского подарка

К XVIII веку остров-град Свияжск переживал период расцвета. Особенно многолюдно здесь было в дни великих церковных праздников, а также во время ярмарок — купцы привозили сюда свои товары по Волге.

Слава о Свияжске гремела колокольным перезвоном множества православных храмов, под стенами которых раскинулись посад, торжище с бесчисленными купеческими лавками и лабазами, а также ремесленные мастерские. На живописном берегу располагался гостиный двор, где находились таможенная и гостиные избы и амбары. Важную роль в жизни города-острова играла торговля — одних лишь лавок здесь насчитывалось более двухсот пятидесяти. Среди проживавших на посаде ремесленников было немало скорняков, сапожников и холщевников, а также кузнецов, горшечников, плотников и рукавишников. Особую нишу занимали «пищевики» — калачники, кисельники, квасники, пирожники.

Неслучайно матушка-государыня Екатерина Великая, посетившая в мае 1767 года Казань, прибыв по Волге на галере «Тверь», лично пожелала увидеть остров-град Свияжск.

Говорят, что местное купечество устроило императрице роскошный прием, выстлав дорогу от пристани к Успенскому собору персидскими коврами. Такой радушный жест растрогал государыню, и она подарила свияжцам свою золоченую карету. Ту самую, которая хранится ныне в казанском музее. Туда ее забрали якобы для реставрации, а вот возвратить почему-то забыли. За что многие свияжцы были на казанцев в большой обиде: негоже мол, царский подарок отнимать…

В конце XVIII cтолетия Свияжск обрел статус уездного города и, как это полагалось, свой герб. Герб Свияжска ни с каким другим не спутаешь. На нем на лазоревом фоне щита изображен плывущий на золотистых ладьях город и пять рыб. Ладьи напоминают нам, что первая крепость была построена из деревьев, сплавленных с верховий Волги. А рыбы — о промысле, который издавна кормил свияжцев. Недаром в старину их лещевниками называли…

В конце XVIII cтолетия Свияжск обрел статус уездного города и, как это полагалось, свой герб. Фото wikiwand.com

И зазвенят опять колокола…

Когда-то, еще задолго до революции, современники писали, что церквей в Свияжске больше, чем домов. Уже в первые годы советской власти большая часть свияжских храмов была закрыта. Ольга Степановна Романова родилась в Свияжске в 1924 году. Она помнит, как еще в детстве на Пасху мама взяла ее с собой в церковь. Хотя к тому времени на территории монастыря уже располагалась колония для заключенных, приходская церковь Елены и Константина еще не была закрыта безбожниками-коммунистами.

Тогда Оля впервые двенадцатилетней девочкой-школьницей переступила порог храма. Навсегда запомнилось ей его величественное убранство, стройное пение церковного хора и торжественные возгласы ведущих службу священников, облаченных в праздничные пасхальные ризы. А наутро маму Ольги и родителей еще троих ее одноклассниц, бывших в тот день на богослужении, вызвали к директору школы. Та устроила им разнос, пригрозив, что если еще раз увидит девочек в храме, отчислит их из школы и отправит в ФЗУ.

С тех пор Ольга Степановна ни разу до середины девяностых годов прошлого века не переступала порог церкви, которую власти закрыли уже перед самой войной в 1939 году. Долгие годы, как рассказали мне местные бабушки, в ее стенах находились зерносклад и мельница, на которой работали колонисты. Стены и потолки храма, украшенные старинными фресками, созданными руками мастеров XVII века, покрылись копотью и местами осыпались. И тем не менее храм пережил тех, кто мечтал построить безбожное общество. Пережил и заново возродился несколько лет назад во многом благодаря помощи спонсоров и при активной поддержке первого президента Татарстана Минтимера Шаймиева.

Час возрождения древнего города пробил. Об этом напоминает нам торжественный перезвон колоколов, который после многолетнего перерыва вновь плывет над островом.

Если вы хотите посмотреть на работу настоящего кузнеца-молотобойца, вам прямая дорога на остров Свияжск. Фото автора

Под железный звон кольчуги…

Хотите увидеть, как из бесформенного куска белой глины на гончарном круге под умелыми руками мастера прямо у вас на глазах рождается изящный кувшин? Или посмотреть на работу настоящего кузнеца-молотобойца, который за считанные минуты превратит раскаленный добела металлический брусок в новенькую подкову? Или стать свидетелем боя древних витязей, облаченных в кольчуги и старинные доспехи?

Тогда вам прямая дорога на остров Свияжск, который, кстати, относительно недавно победил географию и стал полуостровом. Произошло это не из-за сдвига тектонических плит земной коры и не из-за изменения русла реки Свияги, а благодаря труду татарстанских строителей-дорожников, проложивших к острову дамбу с асфальтовым покрытием. Теперь добраться до Свияжска можно не только по воде на «омике», но и на «колесах». Всего каких-нибудь полчаса езды — и вы под стенами древней крепости, где можно ощутить дыхание старины седой. И даже сфотографироваться на память рядом с древним воином, ощутив на своем плече его могучую длань в тяжелой кольчужной перчатке.

Источник: realnoevremya.ru

Рейтинг
Загрузка ...