Подборка наиболее важных документов по вопросу Образование земельного участка для размещения линейного объекта нормативно-правовые акты формы статьи консультации экспертов и многое другое.
Я правильно понимаю, что для выделения участка под линейные объекты мне необходимо сделать схему участка,
Для строительства на участке необходимо произвести технологическое подключение к эл. сетям. Расстояния от ближайшей опоры лэп 6 кВ 1,1 км, до ТП 0,4 кВ 1,35 оборотился в сетевую компанию для получения ТУ, насчитали стоимость подключения более 1 млн. рублей, в эту стоимость входит строительство линии 6 кВ, подстанции, линии 0,4 кВ 40 метров.
Согласно правил тех. присоединения в сельской местности стоимость присоединения до 15 кВТ стоит 550 руб. если расстояние не превышает 500 метров. У меня вот какие вопросы.
Почему нельзя построить линию 0,4 кВ напрямую от подстанции? Могу ли я сам построить линию эл. передач 0,4 кВ расстоянием 500 метров, а после обратиться в сетевую компанию для присоединения этой линии, какая будет стоимость тех. присоединения в этом случае, если до ближайшей опоры лэп 6 к В и моей линии будет 500 метров?
Я правильно понимаю, что для выделения участка под линейные объекты мне необходимо сделать схему участка, обратиться в исполнительный орган, получить постанавление исполнительного органа, получить кадастровый паспорт, заключить договор аренды, сделать проект линии, получить разрешение на строительство?
Ответы на вопрос:
Это решают энергетики, почему нет возможности построить линию в 0,4 кВ.
Видимо, это экономически им не выгодно.
Вы можете сами её построить, если получите техусловия.
На основании которых получите разрешение на строительство согласно ст. 51 ГрСК РФ.
Тогда Вы станете собственником линии согласно ст. 218 ГК РФ.
Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Законом N 171-ФЗ пересмотрены концептуальные подходы к решению вопроса о размещении линейных объектов посредством совершенствования порядка предоставления земельных участков и порядка их образования, а также посредством введения в законодательство Российской Федерации новых институтов и механизмов, направленных на повышение эффективности использования земель и земельных участков в целях размещения линейных объектов и управления земельным фондом в целом. Также в последнее время принят ряд федеральных законов, существенно поднимающих на другой уровень вопрос правового регулирования размещения линейных объектов. Вместе с тем проблемы, возникающие при определении правового режима земельных участков, на которых расположены линейные объекты, при установлении охранных зон, а также при последующих эксплуатации, реконструкции, ремонте таких объектов, требуют законодательного решения. Образование таких земельных участков осуществляется на основании одного из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
При этом образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается на основании утвержденной схемы расположения земельных участков только при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Также в пункте 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи, когда земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а образование земельных участков на основании схемы расположения на кадастровом плане территории не допускается. К таким случаям в том числе относится образование земельных участков для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Следует отметить, что Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 252-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 252-ФЗ) в статью 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации внесены соответствующие изменения.
Исходя из положений статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 252-ФЗ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, под существующими линейными объектами местного, регионального или федерального значения может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, при отсутствии утвержденного проекта межевания территории. Образование земельных участков для строительства и реконструкции иных линейных объектов (не относящихся к объектам федерального, регионального или местного значения) допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии утвержденного проекта межевания территории.
Установленный приоритет утвержденного проекта межевания территории позволит наиболее рационально организовать процесс образования земельных участков, в том числе для целей дальнейшего предоставления гражданам и юридическим лицам, поскольку именно образование земельного участка на основании проекта межевания территории отвечает принципам устойчивого развития территорий и осуществления строительства на основании документации по планировке территории, на которых базируется законодательство о градостроительной деятельности.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в соответствии со статьями 43, 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Согласно части 5 статьи 43 Кодекса проект межевания территории включает чертежи межевания территории, на которых отображаются:
1) красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории;
2) линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений;
3) границы образуемых и изменяемых земельных участков на кадастровом плане территории, условные номера образуемых земельных участков;
4) границы территорий объектов культурного наследия;
5) границы зон с особыми условиями использования территорий;
6) границы зон действия публичных сервитутов;
7) площадь образуемых и изменяемых земельных участков и их частей;
8) образуемые земельные участки, которые после образования будут относиться к территориям общего пользования или имуществу общего пользования;
9) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
При этом проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, включает чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов.
Таким образом, при образовании земельного участка в соответствии с проектом межевания территории для строительства линейного объекта подготовка проекта межевания территории осуществляется в границах элемента планировочной структуры (кварталы, микрорайоны), в которых планируется осуществить строительство линейного объекта, с указанием приведенной информации.
Отметим, что нормами статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации допускается подготовка проекта межевания на часть территории квартала, микрорайона (в границах установленных красных линий).
Следует отметить, что публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда (пункт 3 части 5.1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Таким образом, образование земельных участков на основании проекта межевания территории позволяет учитывать все особенности развития соответствующей территории, в том числе планируемые и существующие территории общего пользования, земельные участки, предназначенные для размещения объектов инфраструктуры, а также установленные ограничения в использовании объектов недвижимости. Линейные объекты в силу их технических особенностей и, как правило, большой протяженности размещаются на различных земельных участках, при этом протяженность линейных объектов может достигать нескольких тысяч километров и пересекать границы не только муниципальных образований, но и субъектов Российской Федерации. Права на линейные объекты, имеющие признаки объекта недвижимого имущества, подлежат государственной регистрации. Вместе с тем положения главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации регулируют исключительно отношения, возникающие в области использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута и не предусматривают возможность издания уполномоченными органами правоустанавливающих документов на земельные участки, необходимых для осуществления государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества. В связи с этим регистрация права собственности на линейные объекты, которые обладают признаками недвижимого имущества и для строительства которых не требуется разрешение на строительство в рамках реализации положений главы V.6 Земельного кодекса Российской Федерации и Постановления N 1300, не представляется возможной. Законом N 252-ФЗ установлено, что с 1 января 2018 года для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию требуются подготовленные в электронной форме текстовое и графическое описания местоположения границ охранной зоны, перечень координат характерных точек границ такой зоны в случае, если подано заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося объектом электроэнергетики, системы газоснабжения, транспортной инфраструктуры, трубопроводного транспорта или связи, и если для эксплуатации этого объекта в соответствии с федеральными законами требуется установление охранной зоны. Согласно Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300: Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов:
1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
4. Элементы благоустройства территории.
5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Основные этапы оформления земли под линейным объектом:
1. Подготовка и утверждение документации по планировке территории.
2. Проведение процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка.
Заинтересованное лицо ходатайствует в уполномоченный орган о проведении данной процедуры и подает необходимый пакет документов:
— документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов — справка уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения (п. 25 Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 г. N 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов»).
— документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя. Уполномоченный орган власти принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в срок не более чем 30 дней. Либо принимает решение об отказе. Перечень возможных причин для отказа ограничен Кодексом (пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса).3. Проведение кадастровых работ по образованию земель из государственной собственности и внесение сведений о земельном участке в ГКН.
Площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, не может на 10 или более процентов отличаться от площади земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории (пп.8, п.2. статьи 26 ФЗ 221 от 24 июля 2007 г. «О государственном кадастре недвижимости»). 4. Предоставление земельного участка в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование. Заинтересованному лицу необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка. В заявлении указывается цель использования земельного участка, кадастровый номер земельного участка, реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории. Уполномоченный орган должен в течение 30 дней направить заявителю проект договора аренды (решение о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование) или мотивированный отказ в предоставлении. Заявитель должен в течение 30 дней подписать договор аренды и направить его обратно. Нововведениями упразднена процедура принятия уполномоченным органом какого-либо акта о предоставлении в аренду. Срок предоставления в аренду определен пп. 2 п.8 статьи 39.8 ЗК — до 49 лет. Порядок расчета арендной платы за пользование земли устанавливается Правительством РФ в отношении земель федеральной собственности, органом государственной власти субъекта — в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ, органом местного самоуправления — в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности РФ. Желаю удачи Вам.
ИсточникДанный доклад посвящен теме «формирование земельных участков для размещения линейных объектов . … В целях возможности формирования и предоставления земельного участка для строительства линейного объекта необходимо определиться с понятием линейного объекта . В вопросе отнесения линейных объектов капитального строительства к самостоятельным объектам капитального строительства , предлагается возможным использовать такой критерий, как техническая возможность обеспечения линейным объектом функционирования только одного объекта капитального строительства .
Образование земельного участка для размещения линейного объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Образование земельного участка для размещения линейного объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика: Образование земельного участка для размещения линейного объекта
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 70.1 «Проектирование лесных участков» ЛК РФ «Вопреки доводам апелляционной жалобы, не подлежат применению к спорным правоотношениям положения п. 2.1 ст. 11.3 ЗК РФ, ст. 70.1 ЛК РФ, поскольку положения данной нормы регламентируют образование (формирование) новых земельных (лесных) участков под вновь строящиеся либо реконструируемые линейные объекты и не применяются в отношении уже образованных и стоящих на кадастровом учете земельных участков, на которых уже размещены линейные объекты, тогда как в данном случае образование нового земельного участка с определением координат границ, поворотных точек, присвоением самостоятельного кадастрового номера, не происходит.»
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 90 «Земли транспорта» ЗК РФ
(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») Руководствуясь статьей 90 ЗК РФ и установив, что строительство газопроводов осуществлялось на основании разрешений на строительство; выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию; спорные сооружения представляют собой совокупность подземных и наземных трубопроводов, проходят по территории 384 земельных участков, собственниками которых являются, в том числе, физические и юридические лица, кассационный суд отказал в признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности на линейные объекты недвижимости: газопроводы высокого и низкого давления, поскольку необходимость оформления прав на земельные участки собственником подземного сооружения, части которого находятся под поверхностью земельных участков, земельным законодательством не предусмотрена. Образование земельных участков для эксплуатации объектов недвижимого имущества осуществляется только в случае, если эти объекты являются наземными, при этом допускается возможность размещения линейных объектов без предоставления земельных участков или установления сервитутов только при условии, что земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Образование земельного участка для размещения линейного объекта
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Готовое решение: Какие особенности строительства линейных объектов
(КонсультантПлюс, 2022) реквизиты проекта планировки территории, если для размещения линейного объекта не требуется образование земельного участка.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Форс-минорные обстоятельства
(Данилов С.)
(«Практическая бухгалтерия», 2020, N 3) Однако суд по данному вопросу указал, что не усматривает форс-мажорных обстоятельств: «Длительный период согласования образования земельного участка для строительства размещения линейного объекта — газопровода с целью подключения жилого дома к газоснабжению не относится к обстоятельствам непреодолимой силы. Субъект предпринимательской деятельности в форме предприятия, пользуясь принципом коммерческой свободы, осуществляет ее на свой страх и риск, то есть самостоятельно с определенной целью — систематическое извлечение прибыли». Таким образом, ответчик не мог быть освобожден от ответственности в форме взыскания с него законной неустойки (Решение Тракторозаводского районного суда города Челябинска от 13.06.2019 по делу N 2-1526/2019).
Нормативные акты: Образование земельного участка для размещения линейного объекта
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 14.07.2022) 1. Разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее — требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 14.07.2022) 4) в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;
Линейный объект — это масштабная система, длина которой значительно превосходит ее ширину. Предназначены подобные трассы могут быть для самых разных целей. … Относительно поверхности земли линейный объект может быть наземным, подземным и надземным. … В случае если под планируемый линейный объект требуется земельный участок , находящийся в частной собственности, на этот участок устанавливается т.н. публичный сервитут (право пользования чужой земельной собственностью в ограниченных рамках). Если сервитут приводит к полной невозможности использования частной территории, то ее собственник вправе требовать компенсационных выплат.
Некоторые линейные объекты можно будет строить без документации по планировке территории
Правительство РФ определило случаи, когда для строительства или реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории. Речь идет о небольших линейных объектах, строительство которых позволит подключить объекты капитального строительства к сетям, об объектах, которые сами по себе являются частями других линейных объектов, а также об объектах, расположенных внутри одного квартала или микрорайона.
С 1 июля 2017 г. вступает в силу новая редакция ст. 41 ГрК РФ (введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ). Согласно внесенным изменениям разработка документации по планировке территории по общему правилу больше не потребуется. Она нужна будет лишь в том случае, если планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также:
при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
установлении, изменении или отмене красных линий;
образовании земельных участков, если по закону оно должно осуществляться только в соответствии с проектом межевания территории;
размещении объекта капитального строительства на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу;
строительстве или реконструкции линейного объекта, за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для его размещения не требуется предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов.
При этом Правительство РФ может установить и иные случаи, при которых для строительства или реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.
И вот Правительство РФ такие случаи установило, приняв постановление от 07.03.2017 № 269 (далее — постановление № 269).
В перечень вошли следующие случаи:
строительство или реконструкция линейных объектов, обеспечивающих подключение объектов капитального строительства к существующим сетям, при условии, что реконструкция существующих сетей не потребуется, а характеристики строящихся линейных объектов не превышают установленные постановлением № 269 пределы. Например, для сооружений водоотведения предельный допустимый диаметр составляет 1000 мм, а для водопроводов — 500 мм. Отдельные требования установлены также для тепловых сетей, газопроводов и линий электропередачи;
строительство или реконструкция объекта, входящего в состав существующего линейного объекта, при условии, что они осуществляются в полосе отвода существующего линейного объекта или его охранной зоне и не изменяют границы уже установленных зон с особыми условиями использования территорий. При этом общая площадь указанного объекта не должна превышать 500 кв. м, высота — 12 метров, а количество этажей не превышает два;
строительство или реконструкция сетей, размещение которых осуществляется внутри одного квартала, одного микрорайона.
Документ вступает в силу одновременно с новой редакцией ст. 41 ГрК РФ, то есть с 1 июля 2017 г.
ИсточникПорядок строительства линейных объектов по упрощенной схеме. … Перечень объектов для которых не нужно получать Разрешение на строительство согласно Постановления №1816. В соответствии с данным Постановлением разрешение не требуется , если речь идет о строительстве или реконструкции следующих типов объектов : Линии и сооружения связи при условии, что они не относятся к особо опасным и сложным в техническом плане. ЛЭП. … Земельный участок под размещение храма. 78:14:0769203:6762. Здания клиники МЧС — оптиков 54.
Предоставление земельных участков для строительства линейных объектов
При предоставлении земельных участков для строительства линейных объектов затрагиваются земли различного целевого назначения, в том числе земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, лесного фонда, особо охраняемых территорий, земельного запаса, водного фонда, земли промышленности, транспорта и т.п.
Правовые и технические нормы размещения линейных объектов подробно рассмотрены и описаны в пятом издании книги: «Предоставление земельных участков для строительства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий связи и электропередачи». М., «Юни-пресс», 5-е издание в 2-х томах (Всего 1280 стр. формат А4).
В книге содержатся ответы на вопросы по размещению линейных объектов:
- выбор трассы линейного объекта и проведение изысканий,
- согласования размещения объекта,
- разработка проектов планировки и межевания территории,
- сервитут для размещения линейного объекта,
- получение разрешения на размещение линейного объекта,
- проектирование линейных объектов,
- полоса отвода земель под линейный объект,
- охранная зона линейного объекта,
- зона минимальных расстояний от опасных объектов при строительстве
- образование земельных участков под линейными объектами,
- кадастровый учет линейных объектов,
- получение разрешения на строительство линейного объекта,
- разрешение на реконструкцию линейного объекта,
- оформление прав на земельные участки под линейными объектами.
Стоимость книги в 2-х томах = 700 руб., в том числе стоимость книги = 300 ру. + стоимость доставки «Почтой России» = 400 руб.
Оплата производится наложенным платежом после получения книги в почтовом отделении
Земельные участки, которые требуются для строительства объекта, могут находиться в различной собственности: государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта РФ, собственности муниципального образования, частной собственности физического или юридического лица, в том числе совместной или долевой.
Государственная собственность на земельный участок, необходимый для строительства объекта, в данный момент может быть не разграничена.
Кроме собственности, существуют и другие виды прав на земельные участки: пожизненно наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование. Земельный участок может быть сдан в аренду, субаренду, в залог и ипотеку, обременен и ограничен в использовании, в пользу земельного участка может быть установлен сервитут на соседний участок и, наконец, земельный участок может быть предварительно согласован решением уполномоченного органа для размещения объекта или может быть предметом объявленного аукциона.
Так как на практике не бывает готовых и универсальных решений, к изъятию и предоставлению каждого земельного участка нужно подходить строго индивидуально с учетом:
- целевого назначения земель, включая категорию земель, условий разрешенного использования, ограничений, обременений и сервитутов, природных свойств, наличия процессов деградации, охранных зон, охраняемых территорий и полномочий по их изменению: Правительства Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления;
- права на земельный участок (собственников, владельцев, пользователей и арендаторов);
- стоимости возмещения убытков сельскохозяйственного производства, включая упущенную выгоду;
- кадастровой оценки, нормативной и договорной цены земельного участка при выкупе.
Именно поэтому при изъятии и предоставлении земельных участков принимают участие органы местного самоуправления и исполнительные органы государственной власти, государственные службы, которые осуществляют контроль и надзор за их использованием и охраной, заинтересованные юридические и физические лица.
И, наконец, после принятия постановления органа местного самоуправления или уполномоченного исполнительного органа государственной власти об образовании земельного участка, заинтересованное лицо должно обеспечить выполнение работ по закреплению границ земельного участка на местности с изготовлением межевого плана и постановку на государственный кадастр недвижимости.
Проблемы предоставления земельных участков для строительства
При подготовке материалов изъятия и предоставления земельного участка для строительства в первую очередь решаются три наиболее проблемных вопроса:
- Изменение целевого назначения использования земельного участка. Например, земельный участок, предоставленный для использования в сельскохозяйственном производстве, изменяет свое целевое назначение, то есть будет использоваться для строительства промышленного объекта. В таком случае необходимо перевести его в состав категории земель промышленности и иного специального назначения.
- Установление стоимости земельного участка при его выкупе или арендной платы при передаче в аренду, стоимости убытков сельскохозяйственного производства, порядок и условия совершения сделки с земельным участком по передаче прав в соответствии с действующим законодательством.
- Строительство и функционирование объекта может оказывать негативное воздействие на окружающую природную среду, соседние объекты и жизнедеятельность человека. Поэтому необходимо учитывать это при размещении объекта и всячески ограничить и свести до минимума это негативное влияние, провести информирование населения о предстоящем строительстве объекта и обосновать целесообразность выбора места размещения объекта на данной территории.
Отношения по поводу земельных участков, лесов, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, водных объектов, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования и охраны указанных объектов.
Изменение категории земель для размещения трубопроводов
Для размещения подземных объектов трубопроводного транспорта не требуется перевод земельных участков в другую категорию, а именно, нормами п. 8 статьи 90 Земельного кодекса установлено, что «Земельные участки, предоставленные под строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта таких объектов. На земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов».
Изъятие и предоставление земельных участков может производиться не только для строительства (размещения) объектов недвижимости, но и для размещения движимого имущества, временных строений, например, площадок организации строительства для размещения строительных материалов и техники, бытовых помещений (ПОС), грунтовых резервов, карьеров и т.п., поэтому использование земель может различаться по времени и виду права на земельный участок:
Размещение недвижимого имущества
Размещение движимого имущества, использование невозобновляемых ресурсов
Строительство промышленных предприятий, производственных, административных, жилых, культурно-бытовых и иных строений, инженерных и транспортных сетей и объектов
Проведение проектно-изыскательских работ, размещение временных и вспомогательных строений, строительных площадок, грунтовых резервов, карьеров для добычи полезных ископаемых
В отношении наземных объектов трубопроводного транспорта принято после завершения строительства производить их исполнительную геодезическую съемку, оформление межевых планов и постановку земельных участков на государственный кадастровый учет. После этого выполняются работы по переводу земельных участков в категорию земель промышленности и иного специального назначения.
Ходатайство о переводе земельных участков из одной категории в другую
Требования к ходатайству о переводе земельных участков из одной категории в другую установлены в статье 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ (ред. от 07.06.2013 г.) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются:
1) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации;
2) уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в отношении иных земель.
2) состав и порядок подготовки документации о переводе земель лесного фонда в земли иных (других) категорий утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г . N 48 (в ред. от 29.12.2008 г. N 1068) (см. далее раздел 5.6.. главы 5 Пособия).
Содержание ходатайства и состав прилагаемых документов для перевода земельных участков из одной категории в другую (из статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»)
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются:
Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую также необходимы следующие документы:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок.
1) выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить, или кадастровый паспорт такого земельного участка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя — физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из единого государственного реестра юридических лиц;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
Ходатайство о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства, указанный в статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
ИсточникПредоставление земельных участков для строительства линейных объектов . … Для размещения подземных объектов трубопроводного транспорта не требуется перевод земельных участков в другую категорию, а именно, нормами п. 8 статьи 90 Земельного кодекса установлено, что « Земельные участки , предоставленные под строительство , реконструкцию, капитальный ремонт объектов трубопроводного транспорта, из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта и предоставляются на период осуществления строительства , реконструкции, капитального ремонта таких объектов .
Новые правила предоставления земельных участков
Новые правила предоставления участков под линейные объекты
1 марта 2015 года вступили в силу изменения, согласно которым изменились некоторые правила предоставления земельных участков для строительства.
В рамках изменений возможен упрощенный порядок получения земли – без предоставления земельных участков и установления сервитутов – для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов. Виды таких объектов устанавливаются Правительством РФ. Перечень объектов указан в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1300:
Объекты, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов:
1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
4. Элементы благоустройства территории.
5. Линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
6. Нефтепроводы и нефтепродуктопроводы диаметром DN 300 и менее, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 Мпа, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
7. Тепловые сети всех видов, включая сети горячего водоснабжения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
8. Геодезические, межевые, предупреждающие и иные знаки, включая информационные табло (стелы) и флагштоки.
9. Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
10. Объекты, предназначенные для обеспечения пользования недрами, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
11. Линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
12. Проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
13. Пожарные водоемы и места сосредоточения средств пожаротушения.
14. Пруды-испарители.
15. Отдельно стоящие ветроэнергетические установки и солнечные батареи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Основные этапы оформления земли под линейным объектом:
1. Подготовка и утверждение документации по планировке территории.
2. Проведение процедуры предварительного согласования предоставления земельного участка.
Заинтересованное лицо ходатайствует в уполномоченный орган о проведении данной процедуры и подает необходимый пакет документов:
– документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов – справка уполномоченного органа об отнесении объекта к объектам регионального или местного значения (п. 25 Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 января 2015 г. N 1 “Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов”).
– документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя.
Уполномоченный орган власти принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в срок не более чем 30 дней. Либо принимает решение об отказе. Перечень возможных причин для отказа ограничен Кодексом (пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса).
3. Проведение кадастровых работ по образованию земель из государственной собственности и внесение сведений о земельном участке в ГКН.
Площадь образуемого земельного участка, указанного в межевом плане, не может на 10 или более процентов отличаться от площади земельного участка, указанной в утвержденном проекте межевания территории (пп.8, п.2. статьи 26 ФЗ 221 от 24 июля 2007 г. “О государственном кадастре недвижимости”).
4. Предоставление земельного участка в аренду или в постоянное (бессрочное) пользование.
Заинтересованному лицу необходимо подать заявление о предоставлении земельного участка. В заявлении указывается цель использования земельного участка, кадастровый номер земельного участка, реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории. Уполномоченный орган должен в течение 30 дней направить заявителю проект договора аренды (решение о предоставлении земельного участка в постоянное бессрочное пользование) или мотивированный отказ в предоставлении. Заявитель должен в течение 30 дней подписать договор аренды и направить его обратно.
Таким образом, нововведениями упразднена процедура принятия уполномоченным органом какого-либо акта о предоставлении в аренду. Срок предоставления в аренду определен пп. 2 п.8 статьи 39.8 ЗК – до 49 лет. Порядок расчета арендной платы за пользование земли устанавливается Правительством РФ в отношении земель федеральной собственности, органом государственной власти субъекта – в отношении земель, находящихся в собственности субъекта РФ, органом местного самоуправления – в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности РФ.
Для чего нужен проект межевания территории:
1. Для образования земельного участка под линейный объект.
3. При образовании земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
ИсточникОбъекты , размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках , находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов: 1. Подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство . 2. Водопроводы и водоводы всех видов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство . 3. Линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство .