В промышленном развитии пореформенной России можно выделить пять этапов. Первый представляет собой стартовый период широкого и активного становления фабрично-заводского производства и охватывает примерно 25-летний срок – с конца 50-х до начала 80-х годов XIX в. Второй этап, как первый шаг собственно индустриальной эпохи, начавшись примерно с 1885 г., завершился в 1900 г. В его рамках фабрично-заводская промышленность пережила небывалый подъем (1895–1899 гг.).
Промышленный рывок сменился кризисом 1901–1902 гг. и затяжной депрессией (1903–1908 гг.). Это был третий этап. Четвертый характеризует экономический подъем 1909–1913 гг., прерванный первой мировой войной. Развитие промышленности в условиях военного времени составляет основу пятого этапа.
Реформирование Александром II основ государственного устройства империи: раскрепощение крестьян и создание земства, введение всеобщей воинской повинности, учреждение суда присяжных и судебных уставов и др. стимулировало развитие производительных сил, создало социально-экономические предпосылки для вступления страны на путь индустриализации.
X3: Albion Prelude (Рассвет Альбиона) #21 — Строительство первой фабрики.
Одной из характерных черт эпохи реформ был рост городского населения. Высокие выкупные платежи и подати за пользование землей ложились тяжелым бременем на крестьянские хозяйства. Многие из них разорялись. В поисках средств существования крестьяне потянулись в города и промышленные поселки, на фабрики, заводы, горнодобывающие производства и строительство железных дорог. Приток дешевой рабочей силы был одним из важнейших факторов капитализации страны.
В период 60–70-х годов наиболее интенсивно развивались кустарно-ремесленные промыслы. Темпы их роста были очень высокими. Примером могут служить статистические данные по Пермской губернии – одного из наиболее динамично развивавшихся регионов страны. Если за 1855–1865 гг. на западе Среднего Урала возникло 533 новых кустарно-промысловых заведения, то в следующем десятилетии их было создано уже 1339, в период 1875–1885 гг. количество новых ремесленных хозяйств составило уже 2652т.е. за 30 лет их численность возросла в пять раз.
В 60-е годы начинает интенсивно развиваться и мануфактурное производство. В европейской части России, прежде всего в Москве и Подмосковье, Донбассе, Поволжье и Санкт-Петербургском регионе возводятся многочисленные фабрики и заводы. Наиболее интенсивно развивается металлургия. Центром горно-металлургического производства становится Урал. Из 290 тысяч тонн чугуна, полученного в России в 1865 г., 232 тысячи тонн выплавили уральские заводы, на них же была произведена 161 тысяча тонн железа и стали из 187 тысяч тонн, полученных в целом по стране.
На рубеже 70-х годов начинается строительство металлургических заводов и на юге России. В дореформенный период там работали на привозных или местных рудах лишь три небольших металлургических предприятия. В конце 60-х годов возводится завод в Лисичанске и реконструируется Петровский завод в Луганском горном округе. В 1872 г. вводится в эксплуатацию Юзовский металлургический завод.
Началось строительство ГИГАфабрики в Калининграде. Объясняем зачем
К началу 80-х годов наряду с продолжавшими развиваться кустарно-ремесленными промыслами все большую роль приобретает фабрично-заводское производство. Важной чертой его становления был постепенный переход от ручного труда к механизированному. Наибольшее развитие машинные технологии получили в обрабатывающих отраслях. Предприятия металлообрабатывающей промышленности, располагавшие 24,8 % всех двигателей и сконцентрировавшие 77,5 % всех рабочих, давали 86,3 % общего производства отрасли.
Концентрация производства, рост единичных промышленных мощностей, увеличение численности рабочих, вытеснение ручного труда машинным и др. свидетельствовали об интенсивных процессах капитализации России, восходивших к 1861 г. – началу Александровских реформ страны. Происходившие перемены находились в центре внимания отечественной и зарубежной общественно-политической мысли. Большой вклад в анализ пореформенного промышленно-экономического развития Российской империи внесли крупнейшие представители марксизма. «Давно уже созрело убеждение, – писал Ф. Энгельс, – что ни одна страна в настоящее время не может занимать подобающего ей места среди цивилизованных наций, если она не обладает машинной промышленностью, использующей мировые двигатели, и сама не удовлетворяет – хотя бы в незначительной части, – собственную потребность в промышленных товарах. Исходя из этого убеждения, Россия и начала действовать, причем действовала с большой энергией». И здесь же исследователь промышленного развития России резюмирует: «С 1861 г. в России начинается развитие современной промышленности в масштабе, достойном великого народа».
В процессе промышленно-экономического развития хозяйство страны столкнулось с рядом серьезных трудностей и противоречий. Быстро возраставшие объемы перевозок заводской продукции опережали транспортные возможности. Так, уральский металл и изделия из него отправлялись с уральских казенных заводов караванами барж в летне-осенний период по рекам Чусовой, Белой Каме и Волге и только потом перегружались в вагоны Уральской, Самаро-Златоустовской и других железных дорог. Большой дефицит в транспортных средствах испытывал и промышленный юг страны.
Задача быстрейшего создания железнодорожной сети выросла в крупнейшую общенациональную проблему. Развитие парового транспорта было поставлено во главу угла государственной политики, оно стало основой промышленно-экономической стратегии последнего 25-летия XIX в. – второго этапа индустриализации.
Ввиду особой значимости транспортного вопроса основную нагрузку по его решению взяло на себя государство. Прокладка железных дорог финансировалась главным образом из казны, за счет общебюджетных поступлений, доля частного капитала акционеров была незначительна. Лишь за первое десятилетие эпохи реформ (1861–1870 гг.) в железнодорожное строительство было вложено около 2,5 млрд руб.
В дальнейшем объемы инвестиций в отрасль продолжали возрастать и к концу XIX в. достигли максимума. С 1891 по 1903 г. на промышленное и прежде всего железнодорожное строительство было ассигновано 5,5 млрд руб., что на 25 % превысило вложения за предшествовавшие 32 года. Главным идеологом приоритетного финансирования транспортных программ был С. Ю. Витте, занимавший с 1892 по 1903 г. пост министра финансов.
Большие капиталовложения обеспечили быстрое развитие железных дорог. Если в 1860 г. строительная длина железнодорожной сети России составляла 1626 км, то в 1870 г. она возросла до 10 731 км, в 1880 г. этот показатель достиг 22 865 км. Во время промышленного подъема 90-х годов ежегодно строилось более 2,5 тыс. км. С 1893 по 1902 г. вступило в действие 27 тыс. км железных дорог, а их общая протяженность превысила 55 тыс. км. В 1891 г. началось строительство Транссибирской магистрали, которая в основном была закончена в начале XX века.
Прорыв страны в железнодорожном строительстве дал мощный импульс росту производства в других отраслях промышленности. Потребность железнодорожной индустрии в металле, каменном угле и подвижном составе стимулировала развитие машиностроения, горного дела, металлургии, энергетики.
К началу XX столетия в Донбассе и Кривом Роге было введено в эксплуатацию 17 новых заводов, в том числе таких крупных, как Днепровский, Дружковский и металлургический Донецко-Юрьевского общества заводы. Тогда же на юге России были возведены Харьковский, Луганский и Николаевский механические заводы.
С изобретением М. О. Доливо-Добровольскитм в 1889 г. асинхронного трехфазного электродвигателя и появлением надежного способа передачи трехфазного тока высокого напряжения на большое расстояние создались условия, благоприятные для применения электрического привода промышленных машин, а также электрического освещения цехов и мастерских. Небольшие электростанции строились чуть ли не на каждом предприятии. К началу XX. Их в Петербурге работало более 200, а в Москве около 300.
В 1893 г. в Новороссийске была построена первая электростанция трехфазного тока напряжением 250 В и мощностью 1200 кВт. В 1896 г. по проекту В. Н. Чиколева и под руководством Р. Э. Классона вводится в действие гидроэлектростанция на реке Охте мощностью 270 кВт с передачей энергии трехфазным током для привода и освещения цехов Охтинских пороховых заводов. Вскоре Р. Э. Классон строит тепловые электростанции в Москве (1897 г.) и Петербурге (1898 г.).
Важнейшим показателем развития промышленности, в первую очередь машиностроения, являлось использование на производстве паровых машин. С 1890 по 1900 г. суммарная мощность паровых двигателей увеличилась с 125,1 тыс. л.с. до 1294,5 тыс. л.с. В годы промышленного подъема возросла и концентрация производства. В 1894–1895 гг. крупные фабрики (свыше 100 рабочих) производили 70,8 % промышленной продукции. На них было занято 74 % всех фабрично-заводских рабочих. К 1903 г. этот показатель вырос до 76,6 %.
Бурное развитие в конце XIX в. промышленности и железнодорожного строительства вызвали быстрый рост численности рабочих в стране. Если в 1865 г. в европейской части России на производстве и в сфере транспортного строительства было занято 706 тыс. человек, то в 1879 г. этот показатель вырос до 1179 тыс., в 1890 г. он составил 1432 тыс. и наконец в 1900 г. – 2208 тыс. человек. Таким образом, за период 1865–1900 гг. численность рабочих европейской России возросла более чем втрое. Численность же населения за это время увеличилась в 1,5 раза.
Кроме роста численности рабочего класса в процессе индустриального развития России интенсифицировалось использование трудовых ресурсов, возрастала эксплуатация промышленного пролетариата. Согласно закону от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности» продолжительность дневных смен для взрослых мужчин была установлена в 11,5 часа, ночных смен – в 10 часов. Такая же продолжительность рабочего времени была установлена и для тяжелых работ (горячие цеха, ручное перемещение грузов и т.д.). Отличались лишь размеры заработных ставок.
Широко использовался на производстве женский и подростковый труд: его оплата была более низкой. Женщины получали в среднем половину, а подростки – одну треть мужского заработка. Рабочий день детей от 12 до 15 лет составлял 8 часов с перерывом или 6 часов без него.
Если до 1890 г. женщинам и подросткам запрещалось работать в ночные смены, в воскресные и праздничные дни, то после принятия специального закона от 24 апреля 1890 г. эти ограничения были сняты. Формальным обоснованием возможности привлечение к ночному и воскресному труду женщин и детей (ограничительная возрастная планка последних была снижена с 12 до 10 лет) служило разрешение губернатора или так называемого фабричного присутствия – своеобразной инспекции по защите прав наемных рабочих. На практике фабричное присутствие в лице инспектора в подавляющем большинстве случаев действовало исключительно в интересах администрации и собственников предприятий. К тому же самих инспекторов на всю страну насчитывалось в 1899 г. всего 250 человек.
Помимо больших и дешевых трудовых ресурсов, использование которых законодательно регламентировалось крайне слабо, форсированному промышленному развитию России в конце XIX в. содействовали: использование производственно-экономического опыта зарубежных стран, высокая обеспеченность природно-энергетическими ресурсами, активное инвестирование производства западными государствами (доля иностранного капитала в российской промышленности составляла около 47 %), финансирование государством промышленного строительства, целевые иностранные займы. Важным фактором индустриализации являлась ее поддержка и протекционизм со стороны политической, промышленной и научной элиты империи. Активными сторонниками индустриализации были С. Ю. Витте, А. П. Столыпин, П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский, Д. И. Менделеев, И. А. Вышнеградский, Д. К. Чернов, И. А. Тиме, И. Х. Озеров и др.
В то же время промышленное строительство России испытывало и немалые трудности, в том числе: недостаточное развитие внутреннего рынка, нехватка научно-инженерных кадров, земельно-патриархальный менталитет населения, отрицательное отношение к индустриализации крупных землевладельцев. В недрах индустриального рывка страны в конце XIX столетия, скрытно зрели предпосылки к возникновению глубокого промышленно-экономического кризиса в начале XX в., переросшего в затяжную депрессию 1903–1908 гг.
Одной из предпосылок было противоречие между трудом и капиталом. По мере индустриального развития страна становилась богаче, однако при этом быстро увеличивался разрыв в распределении материальных благ между крупной буржуазией и высшим чиновничеством, составлявшими лишь 2,5 % от всего населения, и беднейшим крестьянством и пролетариатом, доля которых достигала 79,2 % в демографической структуре. Подспудно нараставшее недовольство трудовых масс выплеснулось наружу в виде забастовок, переросших в события 1905–1907 гг. Социальные волнения начала века негативно отразились на общественной производительности труда, дестабилизировали производственные процессы, привели к замедлению темпов роста внутреннего валового продукта.
Отрицательное влияние на промышленное развитие страны оказывали фундаментальные противоречия между развивавшимся капитализмом и сохранявшимся феодально-помещичьим жизнеустройством, прежде всего интересами крупных землевладельцев. Приведем один пример.
Частная собственность на землю резко сковывала развитие энергетики, железнодорожного транспорта, химического производства, других важнейших отраслей промышленности. Наибольший ущерб от существовавшей системы землевладения несло горнодобывающее производство. Отсутствие «горной свободы» ставило эксплуатацию недр в зависимость от воли земельных собственников, предоставлявших право на разработку полезных ископаемых лишь при условии оплаты в 1–2,5 копейки за каждый пуд добытого каменного угля или руды. Серьезные финансовые условия выставляли помещики и при строительстве линий электропередачи и прокладке железных дорог по принадлежавшим им землям.
Разразившийся в 1900 г. экономический кризис в России был частью мирового промышленного кризиса. Это лишь усугубляло ситуацию. Стало намного труднее получать заграничные займы, снизились активность и объемы товарооборота. Сокращение поставок зарубежной техники вызвало резкое увеличение расходов на ее ремонт.
В результате затраты на поддержание оборудования в работоспособном состоянии росли быстрее, чем расходы на его закупку. Возникшее было в 1903 г. экономическое оживление рухнуло под влиянием русско-японской войны, и страна на несколько лет впала в состояние, близкое к стагнации.
В период 1900–1903 гг. промышленное производство сократилось на 5,7 %, закрылось около 3 тыс. предприятий. Число безработных превысило 200 тыс. человек.
Промышленной основой кризиса стало сокращение железнодорожного строительства. Темпы сооружения рельсовых магистралей резко пошли на спад. Если в 1895–1900 гг. ежегодно вводились в строй 3229 км железнодорожного полотна, то в 1901–1905 гг. он снизился до 1100 км. Сократилось и производство подвижного состава. Выпуск паровозов за период 1900–1908 гг. снизился с 1202 до 622 шт., вагонов – с 24 162 до 11 150 шт. .
В период кризиса сильно пострадала нефтяная промышленность. Начиная с 1901 г., наблюдается постоянное снижение добычи нефти. В 1908 г. добыча упала ниже уровня 1900 г. В целях сохранения потенциала отрасли часть скважин была законсервирована.
От кризиса пострадала и черная металлургия. В 1900 г., когда производство на металлургических заводах достигло рекордных цифр, рынок оказался переполненным, и заводы с трудом поддерживали производство на прежнем уровне. В течение всего периода депрессии производство черных металлов не поднялось выше уровня, достигнутого в 1900 г.
Вместе с тем кризисные явления в одних отраслях стимулировали ускоренное развитие других. Так, под влиянием сокращения железнодорожного строительства металлургические заводы сократили выпуск тяжелых профилей металлов и стали наращивать выпуск тех сортов, которые требовало машиностроение, мелкая и средняя металлообрабатывающая промышленность, а также домостроение. Такая эволюция металлургического производства явилась несомненным шагом вперед, так как была связана с выработкой более сложных, высококачественных и разнообразных сортов металлов.
Снижение добычи жидкого топлива и вызванное этим повышение его цены способствовало формированию более эффективной структуры баланса энергоресурсов и совершенствованию силового хозяйства. В результате в кризисный период сократился выпуск паровых машин и возросло производство двигателей внутреннего сгорания. С 1900 по 1908 гг. суммарная мощность дизелей увеличилась на 848,7 %. Одновременный рост потребности в электроэнергии стимулировал развитие турбо- и парогенераторостроения, а также проектирование и строительство тепло- и гидроэлектростанций.
Более общей характеристикой этого периода является снижение темпов промышленного развития. Если в 90-е годы XIX столетия среднегодовой рост всего производства в стоимостном исчислении составлял 11,1 %, то в 1900–1908 гг. он упал до 1,8 %. В наибольшей степени снизились темпы развития тяжелой индустрии. В легкой промышленности они упали с 6,4 % в 1900 г. до 3,7 % в 1908 г. [7, с. 123].
В 1908 г. страна начала выходить из кризиса. Одним из главных факторов преодоления хозяйственного застоя были огромные, в течение четырех лет подряд с 1905 по 1908 г., урожаи зерновых. Сохранявшиеся высокие мировые цены на хлеб и, как следствие, полученная Россией очень крупная выручка от его экспорта обеспечили стремительный рост национального дохода и образование значительных накоплений, которые сразу же были направлены на промышленно-экономическое оживление и развитие страны. Россия вступила в четвертый этап индустриализации – новую фазу хозяйственного развития, которое длилось до Первой мировой войны и по своей интенсивности сопоставимо с подъемом 1895–1900 гг.
В период 1909–1913 гг. среднегодовой прирост промышленной продукции составил 8,9 %, лишь на 0,1 % ниже темпов развития в последнем пятилетии XIX в. Отрасли, производящие средства производства, увеличили выпуск продукции на 83 %, а производящие товары широкого потребления – на 35 %. Основная часть промышленного потенциала была сосредоточена в Центрально-промышленное, Северо-западном, Прибалтийском, Южном, Польском и Уральском регионах. В них производилось свыше 75 % валовой продукции и концентрировалось до 79 % всех фабрично-заводских рабочих. Остальные территории были менее развиты.
Численность промышленных объектов ведущих отраслей производства в 1913 г. была следующей: металлургия – 255, из них 27 наиболее крупных заводов располагались на юге; угольная промышленность – 568; нефтедобыча – 170 и нефтепереработка – 54; металлообработка – 1800; хлопчатобумажное производство – 840 фабрик и более 210 тыс. ткацких станков.
В годы предвоенного подъема наиболее интенсивно развивались нефтедобыча и нефтепереработка, цветная металлургия, станкостроение, промышленное и жилищно-коммунальное строительство, отдельные подотрасли химического производства. Успехи энергетики и угольной промышленности были не столь значительны. Черная же металлургия вообще так и не смогла полностью преодолеть последствия кризиса.
Наряду со строительством крупных фабрик и заводов как объективной тенденцией индустриализации России в балансе производственных мощностей заметное место занимали малые и средние промышленные предприятия. В 1913 г. насчитывалось до 150 тыс. мелких производств, на которых было занято более 800 тыс. рабочих. Объем изготовлявшейся на них продукции в стоимостном исчислении превышал 700 млн руб. По-прежнему, как и в XIX в., в различных регионах страны функционировали кустарные промыслы. Накануне Первой мировой войны на них трудилось около 600 тыс. ремесленников и более 4 млн «сезонных» крестьян.
Оценивая в целом итоги промышленного рывка конца XIX в., кризиса начала XX столетия и нового экономического подъема в канун Первой мировой войны, необходимо констатировать, что за период 1890–1913 гг. объем продукции тяжелой промышленности вырос в 7 раз и ее удельный вес в крупнокапиталистическом производстве достиг 43 %. Быстрыми темпами росла и легкая промышленность: в 7 раз увеличилась переработка хлопка, в 4 раза – производство сахара и т.д.
Пореформенная Россия, приступившая к индустриализации намного позже мировых промышленных лидеров, демонстрировала, во-первых, более высокие темпы развития, чем США и страны Западной Европы, а во-вторых, опережающий рост тяжелой промышленности. При увеличении производства в стране всей промышленной продукции с 1890 по 1900 гг. в 2 раза производство продукции тяжелой промышленности возросло в 2,8 раза, а легкой – в 1,6 раза [8, с. 12]. В 1909–1913 гг. среднегодовой рост промышленной продукции составил 8,8 %: в отраслях, производящих средства производства, 13 %, предметы народного потребления – 6,2 %.
Несмотря на технико-экономический подъем, Россия не смогла достичь паритета со странами Запада по абсолютным показателям промышленного роста. Увеличив к началу XX в. более чем в 2,5 раза добычу угля, страна тем не менее добывала угля в 20 раз меньше, чем США, в 14 раз меньше, чем Англия, в 6 раз меньше, чем Германия, в 6 раз меньше, чем Франция. В 1900 г. в России производилось в расчете на одного жителя почти в 4 раза меньше чугуна, чем во Франции, в 10 раз меньше, чем в США, в 13 раз меньше, чем в Англии. В 1913 г. в России на душу населения вырабатывалось 13 кВт•ч электроэнергии, а в США – 236 кВт•ч.
Промышленное развитие России в годы Первой мировой войны характеризовалось перетоком капиталов в военное производство. Стали быстро развиваться те области промышленности, которые работали на нужды обороны и оснащение армии: сборка самолетов и наземной самоходной техники, производство стрелкового оружия и боеприпасов, изготовление взрывчатых веществ и средств химзащиты, механизация пошивочно-кожевенных производств по изготовлению военной амуниции и обмундирования и т.д.
Одновременно началось сокращение и замедление развития общей производственной базы – основы индустриализации страны. В наибольшей степени кризисные процессы проявились в горнодобывающих отраслях.
Добыча железной руды снизилась с 9,14 млн т в 1913 г. до 5,4 млн т в 1916 г. Топливный «голод» (добыча каменного угля в 1916 г. возросла лишь на 18,6 % по сравнению с 1913 г.) вызвал трудности на железнодорожном транспорте и обусловил сокращение более чем на 30 % объемов проката черных металлов. Производство кокса снизилось с 4,4 млн т в 1913 г. до 3,7 млн т в 1916 г.. Для чугуна эти цифры составили 4,2 млн т (1913 г.) и 3,7 млн т (1916 г.), а для железа и стали – 4,2 млн т (1913 г.) и 3,3 млн т (1916 г.). Глубокий кризис охватил строительную индустрию. Резко ухудшилось положение дел в легкой промышленности: упал объем производства, сократился ассортимент продукции, снизилось качество товаров.
В 1914–1916 гг. наблюдается устойчивое падение производительности труда – важнейшего обобщающего показателя состояния дел в экономике и на производстве. Промышленность и хозяйство в целом оказались в ситуации, аналогичной той, которая сложилась в период системного кризиса в начале столетия. Кризис 1916–1917 гг. способствовал и стал прологом последовавшего за ним хозяйственно-экономического крушения страны в 1918–1921 гг.
Оценивая в целом итоги индустриального развития страны в период до 1917 г., можно констатировать следующее. Российская империя отставала от наиболее промышленно развитых стран Запада, но входила в группу индустриальных государств-лидеров. Об этом свидетельствуют следующие данные: в 1913 г. Россия по производству всей промышленной продукции занимала в мире пятое место, а в Европе – четвертое, по добыче угля – соответственно шестое и пятое, нефти второе и первое, торфа – первое и первое, по выплавке чугуна – пятое и четвертое, стали – пятое и четвертое, по совокупному показателю машиностроения – четвертое и третье места.
Промышленный потенциал дореволюционной России был по большей части утрачен в период Гражданской войны и интервенции капиталистических государств против Советской России (1917-1921), восстановлен к 1926 г. и приумножен в годы предвоенных пятилеток вошедших в историю как эпоха индустриализации страны.
Источник: govorilkin.livejournal.com
Фабрика — это. Важность фабрик для экономики и история их появления
В статье рассказывается о том, что такое фабрика, когда были созданы первые подобные предприятия и в чем их преимущество перед ручным трудом.
Древние времена
Во все времена люди осознавали важность ремесел. Ведь гораздо проще приобрести или заказать какой-то товар, чем самому тратить месяцы, а то и годы на овладение навыками его изготовления. В любом обществе, племени или общине всегда находились те, кто занимался чем-то одним, уделяя, к примеру, пошиву сапог большую часть времени, не отвлекаясь на все остальное. Таких людей называли мастеровыми.
Но с развитием общества и ростом общего числа населения Земли, люди стали потреблять гораздо больше различных товаров, в том числе и еды. И удовлетворить нужды всех с помощью маленьких ремесленных лавок стало очень трудно. К тому же, чем дороже тот или иной товар, тем больше времени и сил затрачивается на его изготовление. И все это постепенно привело к возникновению фабрик.
Это естественный процесс, большую роль в котором сыграло развитие техники и первой электроники. И, кстати, появление такого производственного явления, как фабрика — это один из признаков промышленной революции в XVIII—XIX веках. Но обо всем по порядку.
Определение
Слово это происходит из латинского языка и в оригинале звучит как fabrica, что означает «завод» или «мастерская». Теперь же более подробно разберем, что это такое.
Фабрика – это предприятие промышленного свойства, чья работа основана на применении машин для более продуктивного и качественного труда. Чаще всего фабричный комплекс состоит из нескольких корпусов, каждый из которых занимается своим производственным этапом или типом продукции. Также (но необязательно) на фабрике присутствуют помещения складского характера и офисы управляющего звена. Так что фабрика — это промышленное предприятие, чья работа четко налажена. Настоящий расцвет подобных предприятий пришелся на середину XIX века, когда многие ручные процессы труда заменялись автоматами.
Но термин этот чаще всего используют по отношению к легкой или добывающей промышленности, к примеру, фабрика мебельная, или трикотажная фабрика. А в иных областях обычно употребляют слово «завод». В том случае, если группа фабрик и иных производственных предприятий объединена общей территорией и руководством, то их называют комбинатом. К примеру, обогатительный комбинат.
История
Фабрика — это одно из тех проявлений технической и промышленной революции, которое очень сильно повлияло на мир и изменило его. Расцвет полностью или частично автоматизированного производства быстро вытеснил мануфактуры, — предприятия, где все циклы работы проводились вручную.
Началось все в конце XVIII — начале XIX веков в Англии. И, кстати, большую роль в фабричном производстве сыграли паровые машины, ткацкие станки и некоторые иные изобретения тех времен. Первой страной, которая практически полностью перевела легкую промышленность на фабричный тип, является Англия. Конечно, не все проходило так гладко, — есть многочисленные исторические свидетельства того, как часто недовольные ремесленники пытались громить ткацкие фабрики поскольку те выпускали продукцию в гораздо больших объемах, что обесценивало исключительно ручной труд. К примеру, фабрика мебельная могла обеспечить недорогой мебелью целые города, в то время как обычные плотники такой производительностью похвастаться не могли.
Постепенно, начиная с середины XIX века, механизация охватила и иные сферы производства. Появились мощные паровые машины, механические молоты, фрезерные, токарные и иные станки, которые очень сильно повысили производительность труда в целом.
Расцвет
Но настоящим расцветом подобного производства можно назвать начало XX века, когда всеобщая электрификация значительно облегчила труд таких предприятий, как фабрика. Фото тех времен часто демонстрируют, что, к примеру, токарные станки приводились в движение мускульной силой животных, водой или же усилиями самого рабочего, что нельзя назвать продуктивным подходом.
Сейчас фабрики есть во всех странах, и они являются важной частью промышленности и экономики любого государства. Так что мы разобрались с тем, что такое фабрика и в чем их преимущества перед мануфактурами или же вовсе чисто ручным трудом.
Источник: fb.ru
Самые первые фабрики в истории
Знаете ли вы, что фабрики предшествовали промышленной революции? Фабрика (ранее “мануфактура”) – это большое промышленное здание, где производятся товары или изделия. Большинство фабрик – это большие складские помещения, которые содержат тяжелое оборудование, используемое для производства продукции. Но откуда взялись эти сооружения и как они развивались?
История завода
Сама концепция фабрики выросла из более ранних революций в технике и науке. Около 5600 лет назад люди научились извлекать металлы из горных пород и соединять их с другими веществами, создавая сплавы, которые в конечном итоге привели к развитию стали. Новые способы использования энергии, такие как ветряные мельницы и водяные колеса, значительно облегчили процесс производства некоторых товаров.
Только в эпоху Возрождения большое количество рабочих сосредоточилось в одном месте для производства общего продукта. Первым в мире заводом был Венецианский Арсенал в Венеции, где за несколько сотен лет до промышленной революции корабли массово производились на сборочных линиях с использованием изготовленных деталей. Венецианский Арсенал, по-видимому, производил почти один корабль каждый день, и работало на предприятии рекордное в то время 16 000 человек.
Если говорить о других странах, то Мануфактура Мэтью Бултона в Сохо в Бирмингеме широко рассматривается как первая современная фабрика(относительно современная, конечно).
Первые фабрики в нашем современном понимании были построены в конце 18 века в британских колониях и представляли собой просто здания, где собиралось большое количество рабочих для выполнения ручного труда, как правило, в текстильном производстве. Это было более эффективно для управления и распределения сырья отдельным работникам.
В 1764 году была открыта сила пара
Изобретения, такие как паровой двигатель и механический ткацкий станок, постепенно привели к развитию промышленного завода 19-го века, где станки и сменные детали позволили повысить эффективность труда и уменьшить количество отходов. Стандартизация вступила в игру, поскольку части были взаимозаменяемы, прокладывая путь к феномену производства бесконечного количества одинаковых объектов – то есть механизации производства.
Генри Форд далее произвел революцию в концепции завода в начале 20-го века, с инновациями массового производства. Узкоспециализированные рабочие построили такой продукт, как автомобиль. Поначалу новое чудо техники стоило больших денег, т.к. собиралось вручную и долго.
Но со временем мистер Форд смог сделать сборку машин более эффективной и более автоматизированной. Эта концепция резко снизила издержки производства практически всех промышленных товаров и привела к эпохе потребительства.
В 1946 году в ENIAC был построен первый компьютер. Постепенно компьютерные технологии были интегрированы в заводы. Благодаря своей способности производить точные расчеты и измерения, компьютер облегчал производство способами, ранее немыслимыми.
В середине – конце 20-го века Япония представила заводы следующего поколения с двумя улучшениями. Первым из них были передовые статистические методы контроля качества, впервые разработанные американским математиком Уильямом Эдвардсом Демингом, который был проигнорирован в своей родной стране. Эта техника превратила японские заводы в мировых лидеров по рентабельности и качеству продукции. Это также побудило американских конкурентов разработать свои собственные методологии контроля качества, такие как бережливое производство и Шесть Сигм.
Во-вторых, японцы ввели промышленных роботов на завод в конце 1970-х гг.- эти сварочные манипуляторы с компьютерным управлением и захваты могли выполнять простые задачи, такие как быстрое и безупречное крепление двери автомобиля 24 часа в сутки. Это было еще одним улучшением качества, снижением стоимости и увеличением скорости.
Некоторые предположения относительно будущего завода включают быстрое прототипирование, нанотехнологии и орбитальные установки невесомости. Учитывая инновационную историю завода на сегодняшний день, возможности для будущего кажутся бесконечными.
Источник: history-doc.ru
Фабрика
Фа́брика (от лат. fabrica — мастерская) — промышленное предприятие, обладающее большим количеством рабочих (в отличие от ремесленной мастерской), и производящее товары, как правило, не под заказ, а по шаблону.
В XIX веке в России для того, чтобы предприятие имело статус фабрики, на нём должно было трудиться не менее 17 рабочих, во Франции, Австрии и Саксонии — не менее 21. При страховании рабочих от несчастных случаев в Германии XIX века фабрикой признавалось предприятие, в котором занято не менее 60 рабочих.
Отличие фабрики от других форм промышленности
Наличием машин фабрика отличается от других промышленных заведений, но не всегда: типографский печатный станок — несомненно машина, но прошло несколько столетий, прежде чем типография превратилась в фабрику; электрические, газовые и другие двигатели в несколько сил находят себе применение в ремесленных мастерских с десятью, пятью и даже меньшим числом рабочих. Разделение труда на целый ряд частичных операций составляет также существенный признак фабрики; но систематическое и весьма сложное разделение труда существует и в мануфактуре, составляющей переход от ремесла к фабрике и отличающейся от последней отсутствием водяных и паровых двигателей (таково значение слова «мануфактура» в экономической науке; в быту же и в законодательстве слово это является синонимом фабрики и притом иногда очень значительной).
От ремесла фабрика отличается особыми условиями производства и сбыта: производство на фабрике совершается не по заказу определённого круга потребителей; если она и получает заказы, то обыкновенно только от торговцев, которые уже и сбывают товар за свой счёт и риск. При обширных размерах своего производства фабрика обыкновенно меньше, чем ремесло, приспособляется к индивидуальным вкусам потребителя; она даёт ему товар, изготовленный шаблонно, по определённым образцам.
От мастерской кустаря, работающего также на неизвестного ему потребителя, фабрика отличается местом производства (кустарь работает у себя дома, фабричный рабочий — в особо устроенном помещении). Только часть своих операций фабрика сдаёт иногда рабочим на дом, снабжая их сырым материалом. Наконец, одним из самых существенных признаков фабрики считается отношение между предпринимателем и рабочим: в противоположность ремесленному мастеру, фабрикант не работает рядом и вместе со своими рабочими; он почти не имеет личных сношений с ними и ограничивается общим ведением предприятия, a часто и эту функцию предоставляет наёмным служащим. Рабочего от фабриканта резко отделяет неодинаковость материальных средств, образования, общественного положения; ремесленный подмастерье всегда может надеяться быть во главе целого заведения — у фабричного рабочего этой надежды обыкновенно нет (большинство более крупных фабрик принадлежит в настоящее время не отдельным лицам, а компаниям и акционерным обществам). Ввиду всего сказанного под фабрикой разумеют крупное промышленное заведение, в помещении которого при помощи машин и механических двигателей лица, в значительном числе собранные хозяином помещения и распределённые по специальностям, одновременно и регулярно работают за определённое вознаграждение над производством данного изделия.
Существование фабрик в древности в Средние века и в XVI—XVIII веках в Западной Европе
Промышленные мастерские со значительным числом рабочих существовали уже в очень древние времена. Отцу оратора Демосфена принадлежала фабрика ножей с тридцатью рабочими-невольниками; о кожевенной фабрике, на которой занято было до десяти рабов, упоминает Эсхин, о железных изделиях другой фабрики — оратор Ликург Афинский. По всем вероятиям, оружие и другие металлические изделия в Греции и Риме изготовлялись не только ремесленным, но и фабричным способом. Оратор Лизий вместе с братом имел в Пирее фабрику щитов, на которой было занято до 120 несвободных рабочих. Насколько тогдашние фабрики походили на нынешние — сказать трудно.
В Средние века соединение большого числа рабочих в одной мастерской для производства того или иного товара наблюдается в монастырях и во владениях феодалов; но изделия этих мастерских потреблялись преимущественно на местах производства и только в редких случаях поставлялись на рынок. В памятниках средневековой латыни выражение «fabrica» означает ремесленное заведение, кузницу или мастерскую церковного строительства. По законам и обычаям цеховой организации сосредоточение очень большого числа рабочих в ремесленной мастерской не всегда было возможно, так как размеры её производства часто, а число помощников и учеников — всегда устанавливались цеховыми властями, склонными в видах достижения лучшей дисциплины и успешнейшего обучения мастерству скорее сокращать, чем расширять размеры заведения.
Тем не менее, большие мастерские фабричного типа существовали и при цеховом устройстве. В XIII веке в Голландии, а также в Пикардии, Лангедоке и других французских провинциях было много суконных фабрик. В 1338 году во Флоренции число их простиралось до 200, с 30 000 рабочих и с производством до 200 000 кусков, на сумму, по нынешней стоимости золота, в 25 млн франков. В Венеции в XV и XVI веках существовали ткацкие фабрики с 20—25 станками каждая. В то же время в Южной и Средней Франции рядом с ремесленными шелкоткацкими заведениями существовали и более крупные, фабричного типа.
Англия
Процесс вытеснения простейших форм производства более сложным фабричным производством хорошо представлен на примере Великобритании. Ещё в XVI веке ремесло было здесь господствующей формой промышленности.
Семилетнее обучение было необходимым условием самостоятельного ведения производства; цены на ремесленные изделия определялись законом или местными властями; закон определял продолжительность рабочего дня, а также число подмастерьев и учеников в ремесленных мастерских. Рядом с общими законами при Тюдорах и Стюартах издавались и специальные правила для известных ремёсел и местностей относительно сбыта товаров и положения рабочих.
Уже и в то время, однако, существовала мануфактура. Суконная промышленность работала для вывоза; ткачи были в зависимости от купцов, ведших оптовую и экспортную торговлю. Большие ткацкие мануфактуры существовали уже в первой половине XVI века, при Генрихе VIII. В течение XVII века и первой половины XVIII-го старый ремесленный строй производства начал разлагаться.
Требование семилетнего срока, обучения и ограниченного числа учеников в ремесле почти повсеместно обходилось, а в отдельных случаях даже официально отменялось. Одновременно с этим значительно развилась домашняя промышленность.
Мастер поступился своей самостоятельностью в пользу купца, владеющего капиталом, в суконном, льняном, ленточном, чулочном производствах, привлекавших к себе не только взрослых, не прошедших семилетнего ремесленного курса, но и детей, женщин, стариков. Перемена эта обусловливалась отчасти избытком нарождавшегося населения и трудностью для всех работоспособных найти себе место в ремесленных мастерских, отчасти изобретением усовершенствованных орудий и машин, при которых можно было производительно работать, и не пройдя семилетнего подготовительного курса.
Под влиянием усиленного производства и увеличившегося района сбыта возникли мануфактуры, скоро принявшие фабричную форму. Этот переход осуществился благодаря машинам, приводимым в действие силой воды или пара. Машина дала развитию капитала новый толчок и окончательно укрепила его могущество.
Решительным событием была в этом процессе победа машины в бумагопрядильном и ткацком производстве. До XVIII века хлопчатобумажная, как и льняная пряжа изготовлялась ручным способом.
Сначала мелкие ткачи самостоятельно покупали пряжу для основы и продавали свою ткань (бумазею) манчестерским купцам; но уже в первой половине XVIII века купцы взяли дело в свои руки и стали снабжать ткачей льняною пряжей (вывозившеюся из Германии) и сырцом-хлопком, о прядении которого должен был заботиться сам ткач. Полученную от ткачей бумазею купцы развозили на вьючных лошадях по всей стране.
Производство развивалось туго, чему причиною было требовавшее тяжёлого труда и дорого стоившее ручное прядение. Возник вопрос, как бы научиться прясть «без пальцев». В 1733 году на двух фабриках сделаны были не вполне удачные опыты применения первой прядильной машины, изобретённой Виаттом (Wyatt).
В 1764 году катушечному мастеру Гайсу (Highs) удалось построить первую прядильную машину «Дженни» («Jenny»), которая могла одновременно работать 6-ю, а скоро и 25-ю веретёнами. «Дженни» употреблялась в домах самих ткачей-прядильщиков и усилила производство, но пока ещё не произвела изменения в его форме. Решающим моментом оказалось изобретение тем же Гайсом ватерной машины (Waterframe) с водяным двигателем, производившей прочную пряжу для основы из хлопчатой бумаги.
В 1790 году водяной двигатель мог уже быть заменён паровою машиной Ватта, вследствие чего явилась возможность сосредоточить фабрики в городах, вместо того чтобы строить их разбросанно, непременно на берегу реки. Прядение хлопка окончательно превратилось в машинное фабричное производство.
Изобретение механического ткацкого станка Картрайтом повело к расширению фабричного ткацкого производства. В 1803 году Томас Джонсон настолько облегчил работу ткача, что благодаря его изобретению малолетний рабочий мог управлять двумя станками и производить столько тканей, сколько ранее производили трое взрослых искусных рабочих. Сберегая труд, новые машины временно сокращали число рабочих на фабриках, что вызвало целый ряд враждебных и разрушительных демонстраций: в 1812 и 1816 годах — в Ноттингеме и Майдлэнде, в 1826 году — в Ланкашире восставшие толпы рабочих разрушили механические станки на нескольких фабриках. Не без затруднений водворилась в половине XIX века фабричная система и в обработке металлов (важную роль здесь сыграл переход от древесного к минеральному топливу) и в керамическом производстве.
Франция
Во Франции начало фабричного производства относится к XVI в. В Париже существовали уже тогда большие заведения для производства зеркал, гончарных изделий, сукон, клеёнок. В конце XVI в. ковровые и суконные фабрики существовали в Амьене, Туре, в начале XVII в. — в Седане, Бове, Каркасоне и др. гор. В 1669 г. в Аббевиле основана была суконная фабрика с 500 рабочими-голландцами. Чаще встречаются упоминания о больших фабриках в XVIII в.: в 1730 г. существовала оружейная фабрика в Эльзасе, в 1735 г. — фарфоровая в Венсене, в 1755 г. — шёлковая в Пюи-де-Велэ, в 1756 г., там же — бумажно-прядильно-ткацкая, в 1757 г., в Бурже — суконная фабрика под руководством английской компании.
Другие страны
В Нидерландах основание первых фабричных заведений относится к третьей четверти XVII в.: в 1666 г. была открыта зеркальная фабрика в Амстердаме. С появлением французских эмигрантов (гугенотов) в Голландии там открываются фабрики для выделки бархата и других шёлковых и полушёлковых материй и шляп. На ткацкой фабрике в Утрехте, действовавшей водяною силой, было 500 рабочих при 1100 станках. Значительны были ткацкие фабрики в Харлеме и Амстердаме.
В Швейцарии фабричное производство установилось в конце XVI в., под французским влиянием. Благодаря переселившимся из Франции гугенотам в Базеле и Цюрихе возникли сначала мелкие мастерские, а впоследствии фабрики для выделки шёлковых материй, лент, парчи.
В Южной Германии фабрики возникают в конце XVI века: фабрика золотой и серебряной канители в Нюрнберге (1592), мыловаренная — в Аугсбурге (1693), золотой и серебряной канители — там же (1681) и т. д. С 1676 г. начинают открываться в Саксонии фабрики шёлковых и тонких шерстяных тканей. В 1686 г. в городе Галле основывается суконная фабрика, насчитывающая уже в следующем году 50 рабочих мужчин и 300 женщин.
Немного позже в Магдебурге возникает фабрика чулочных, шерстяных, суконных, ленточных и шёлковых изделий, с 500 рабоч. В 1703 г. прусский король Фридрих-Вильгельм I издал повеление, чтобы новые мануфактуры не открывались без особого королевского разрешения, и вскоре после того основал образцовую казённую суконную фабрика в Берлине. Фарфоровые и фаянсовые фабрики в XVIII в. существовали в Мейсене (1710), Берлине (1751), Мюндене ганноверском (1753), Франкентале (1755). В середине XVIII в. в Гессен-Касселе возникают фабрики железных, стальных и жестяных изделий. В 1796 г. близ Штейнау (в Нижней Силезии) основывается первый свеклосахарный завод.
В Австрии фабричное производство возникло не без борьбы с цехами. Первые значительные фабрики шёлковых, шерстяных, стеклянных, майоликовых изделий открываются в Вене в 1676 г., после чего развитие фабричного дела идёт медленно до конца XVIII в., когда Австрия, как и другие государства европейского континента, стала тщательно следить за техническими изобретениями и успехами английской промышленности.
Зачатки фабричной промышленности в России
Членам коллегии велено было разделить между собою разные отрасли промышленности, дабы лучше вникать в их подробности; через полгода они должны были меняться местами, дабы каждый из них мог «фундаментально видеть состояние и силу всех фабрик». При выходе из состава коллегии члены должны были сделанные ими по своей части замечания письменно сообщать своим преемникам. Президент сам должен был осматривать ближайшие к нему фабрики не менее 2—3 раз, «буде-же время до того не допустит, посылать членов осмотреть как на фабриках и мануфактурах работа и прочее». Над «заводчиками фабрик» велено было смотреть накрепко, чтоб «каждый при своих фабриках добрых и искусных мастеров имел, у которых бы русские обучались совершенно, так чтобы впредь сами могли за мастеров быть».
Коллегия должна была иметь образцы всех вырабатываемых на фабриках и заводах материй и вещей и наблюдать, чтобы фабричные изделия отличались добротою «против заморских» и чтобы фабрики год от году в искусстве преуспевали. Дела решать коллегия должна была как можно поспешнее и притом не письменно, а «на словах». Для устранения искусственного, во вред потребителям, подъёма цен на фабричные изделия Пётр повелел, чтобы коллегия назначала товарам цены, по которым фабриканты должны были продавать товар в лавку; если и после того купцы не захотят всех выработанных товаров покупать, то дозволялось фабрикантам иметь собственные для своих товаров лавки в рядах, наравне с прочими, но продавать фабричные изделия по невысокой цене. До какой степени Пётр дорожил фабриками, как сильно желал умножить их в России, видно из ряда льгот, какими пользовались фабрики по закону, независимо от разных специальных привилегий. Наиболее существенными льготами были:
- освобождение от военной службы учредителя и некоторой части персонала фабрики, как то: живущих с хозяином детей и братьев, а также слуг, мастеров
и учеников, служащих на фабрике, с тем, однако, чтобы этой льготой пользовались только поступившие на фабрику не позднее чем через полтора года по её основании; распространение этой льготы на поступивших позже предоставлено было царскому усмотрению;
- освобождение от податей и налогов;
- охранение вновь возникающих производств от иностранной конкуренции высокими таможенными пошлинами и освобождение на несколько лет (смотря по усердию фабриканта) от вывозных пошлин (льгота эта в случае смерти учредителя распространялась и на наследников, если они оказывались её достойными);
- приписка крестьян к фабрике целыми деревнями с тем лишь, чтобы эти крестьяне были употребляемы на фабричные работы и чтобы деревни не были куплены только «для лица».
Учредителям-иностранцам были предоставлены:
- право свободного въезда в Россию и выезда из неё;
- беспошлинная продажа изделий в течение известного времени;
- право покупки необходимых орудий и сырья в России и за границей без уплаты таможенных пошлин;
- свобода от всяких денежных и натуральных повинностей;
- подчинение только мануфактур-коллегии; готовое помещение для жилья;
- выдача денежных субсидий в течение нескольких лет.
Обо всех этих льготах сообщалось через наших посланников и консулов за границей. Каждый иностранец, прежде чем прибыть в Россию для устройства какой-либо фабрики, должен был заявить свои требования мануфактур-коллегии и дождаться от неё ответа и согласия.
Фабрику дозволялось учреждать лицам всякого звания и сословия, но с разрешения мануфактур-коллегии, которая должна была убедиться, может ли быть полезно государству задуманное предприятие, и указать, каким способом оно могло бы быть поставлено в наилучшие условия. Наибольшее содействие оказывалось фабрикам, обрабатывавшим сырьё русского происхождения. К расширению производства русского сырья (льна, пеньки, шерсти, сала и пр.) принимались энергические меры. В царствование Екатерины I мануфактур-коллегия признана была бесполезной и в 1727 г. упразднена; дела её переданы в столицах — Коммерц-коллегии, а в губерниях — воеводам; для неважных дел велено было «определить из самих фабрикантов, без жалования, которым хотя на один месяц зимою, для совету в Москву съезжаться и без приговоров и протоколов все неважные определения чинить», о важных же делах доносить в Коммерц-коллегию. В том же году заведование фабриками поручено было Сенату.
В 1731 г. подтверждено было право фабрикантов на розничную торговлю в «рядах», увольнение же от градских служб предоставлено было только лицам, имеющим обширные фабрики и заводы, и учредителям важных в этом роде заведений, в России ранее не существовавших. В 1734 г. от Коммерц-коллегии определены обер-комиссар и три комиссара для наблюдения за фабриками и приискания средств к их улучшению. В 1736 г. укреплены были за фабриками находившиеся на них беглые господские люди с единовременным платежом за них помещикам определённой суммы от фабрикантов и дозволено было приобретать к фабрикам крестьян без земель и не целыми деревнями.
В 1741 г. изданы были работные регулы, указывавшие, в каком порядке следует содержать фабрику. В 1742 г. восстановлена мануфактур-коллегия, но это было только формальностью: фабриками продолжал заведовать Сенат. В 1744 г. повелено было означать на мануфактурных изделиях название города и фабрики.
В 1751 г. запрещено заводить фабрики без дозволения мануфактур-коллегии; в 1753 г. определено число душ, какое дозволялось приобретать для фабрик и заводов. Со второй половины XVIII в. замечается более внимательное отношение Сената к интересам кустарной промышленности, которые раньше приносились в жертву фабричному производству. 15 февраля 1755 г. Сенат предписал не чинить запрещения в отпуске за границу узкого холста, ибо простой народ от этого запрещения терпит убытки. В 1758 г. дозволено было всем и каждому делать пестряди и шляпы, вопреки привилегиям, выданным мануфактур-коллегией разным лицам на производство этих вещей фабричным способом. Когда привилегии фабрик не наносили прямого ущерба мелкому промыслу, Сенат оставлял их в силе; так, указом 2 апреля 1756 г. Сенат предписал пропускать беспошлинно выписываемый из Италии и Персии шёлк, «дабы в размножении российских шёлковых мануфактур, от неимения довольного числа лучшего шёлку, остановки и замешательства не было».
Около того же времени дозволен был беспошлинный привоз пряденой и сучёной шерсти из-за границы. В 1758 г. купцу Миллеру, учредителю шёлковой чулочной фабрики, выдано было «для её размножения» 20000 р. на 10 лет. Производства, оказывавшиеся невыгодными для народного хозяйства, подвергались стеснениям.
Так, ввиду опасности обезлесения страны Сенат 30 августа 1754 г. предписал уничтожить все хрустальные, стеклянные и железные заводы на расстоянии до 200 вер. от Москвы, а 12 января 1759 г. запретил учреждать вновь фабрики и заводы в близких к С.-Петербургу местах. При Петре III состоялся (29 марта 1762 г.) указ, которым запрещена была покупка к фабрикам и заводам крестьян с землями и без земель, предоставлено фабрикантам довольствоваться «вольными наёмными, по паспортам, за договорную плату, людьми» и предписано «в заведении вновь фабрик и заводов никому воспрещения не чинить». Первое постановление вызвано было жалобами заводских крестьян на притеснения со стороны хозяев, доходившие иногда до смертоубийства. Несмотря на льготы и привилегии, какими пользовались фабриканты, заводско-фабричная промышленность развивалась туго; так, из 439 Ф., существовавших в 1767 г., основано было:
- усилить и распространить выделку солдатских сукон выдачею льготных ссуд польской чиншевой шляхте и евреям;
- усилить выделку сукон на обязанных фабриках посредством заведения на них прядильных и чесальных машин, для чего устроить образцовые машины на Александровской мануфактуре и на одной из суконных фабрик в Москве, с тем чтобы от всех обязанных фабрик присылаемо было туда по два мастеровых для изучения искусства, как строить машины и как работать на них;
- выдавать фабрикантам на приобретение машин пособия в размере половины платы за сукно, которое должно быть поставляемо в казну;
- купцам и другого звания людям, не имеющим права покупать крестьян, дать на то позволение для учреждения суконных фабрик;
- приглашать через наши миссии в Россию иностранных суконных мастеров с выдачею им путевых и кормовых денег и снабжением их квартирами на счёт казны, с тем чтобы они вырабатывали в год сукон не менее 720 аршин за установленную плату;
- выдавать всем вольным фабрикантам, обязывающимся по добровольным условиям поставкою в казну сукон или суровья, а равно и дворянам, желающим заводить суконные фабрики, ссуды в размере от 1000 до 3000 р. на стан.
Желающих получать ссуды оказалось так много, что 29 июля 1809 г. к мануфактурному миллионному капиталу, составленному казной в 1803 г., повелено было отпустить ещё 2 миллиона для выдачи ссуд фабрикантам и заводчикам в видах усиления выделки солдатских сукон. В том же году отменено было возобновлённое в 1808 г. запрещение вольной продажи сукон по той причине, что «мера сия, единою крайностью вызванная, оказалась несоответствующей ожиданиям правительства».
Имея, однако, в виду продолжавшийся недостаток в солдатских сукнах, правительство ещё не решалось предоставить всем право свободной продажи сукна «солдатского разбора», а потому разрешило такую продажу только тем фабрикантам, которые обяжутся ежегодно поставлять определённое количество сукна в казну. В конце 1810 г. особому комитету поручено было изыскать способы к лучшему устройству суконной части.
Сообразно «с истинным разумом государственного хозяйства» комитет выработал новые правила, по которым, между прочим, всем фабрикантам дозволялось выделывать всякие сукна и продавать их свободно и повсеместно; фабрики и дома фабрикантов освобождались от военного постоя; фабриканты из купеческого сословия, которые ставят сукна в казну, не могли быть выбираемы без их согласия на общественные должности. Число суконных фабрик при действии этих правил так умножилось, что 16 июля 1816 г. высочайше утверждённым мнением Государственного совета было положено освободить суконных фабрикантов от обязательной поставки сукон в казну, взамен чего обложить их казённой податью, считая по 2 р. за каждую ревизскую душу числящихся при их заведениях приписных или покупных крестьян; для приобретения же солдатских сукон установить в учреждённом в Москве комитете торги, к которым обязанные фабриканты допускаются наравне с вольными.
Этот закон ещё более оживил суконную промышленность: рынок начал переполняться её изделиями, и министр финансов, изыскивая способы к их сбыту, входил (в 1823 г.) в комитет министров с представлением, чтобы разным казённым местам, учебным и другим заведениям предписано было снабжать себя сукнами исключительно русского изделия, что и было уважено. Вниманием правительства пользовались и другие отрасли фабричной промышленности.
В 1802 г. выдана была тульскому помещику Бланкеннагелю двадцатилетняя, на льготных условиях, ссуда в 50000 р. на усовершенствование первого удавшегося в России свеклосахарного завода. В 1806 г. выдана главному инспектору шелководства барону Виберштейну ссуда в 15000 руб. для устройства близ Харькова шёлковой фабрики.
В 1809 г. к киевской фаянсовой фабрике приписано 210 душ крестьян, из коих 88 казённых. В 1811 г. для поощрения писчебумажных фабрик повелено было, чтобы во всех департаментах министерств и в подведомственных им местах не было употребляемо другой бумаги, кроме выделанной в России. В том же году такое же высочайшее повеление последовало относительно русского сургуча.
В 1816 г. разрешено было отдать швейцарскому купцу Либу для учреждения ситцевой фабрики казённые здания в Ямбурге, взамен чего Либ обязался печатать ситцы цилиндрами, прясть на машинах бумагу, ткать из неё полотна, химически их отбеливать и красить пряжу, а также выписывать из Швейцарии мастеров и обучать русских рабочих фабричному мастерству «во всём его пространстве». В 1819 г. фабрики поступают в ведение министерства финансов, которое в то время, под управлением Гурьева, было противником усиленного протекционизма.
Таможенный тариф 1819 г. (см. Торговля) значительно облегчил ввоз фабричных изделий в Россию, что возбудило сильный ропот со стороны фабрикантов, и правительство возвратилось к строго охранительной системе: 12 марта 1822 г. введён новый тариф с весьма высокими пошлинами на все привозные товары и со строгими запретительными постановлениями.
Фабричная промышленность в царствование Александра I значительно расширилась: на одних фабриках (не считая кустарных изб и светёлок) имели занятие в 1804 г. — 87 тыс., в 1825 г. — 210,5 тыс. рабочих. В частности, как и ранее, наибольшее число рабочих занято было на суконных фабриках, которых было в 1804 г. 155, в 1825 г. — 324. Сукон выделывалось в 1804 г. до 2825000 арш., в том числе тонких до 150000 арш.; в 1825 г. — 7092000 арш., из них тонких 1848000 арш. Ценность привоза в начале века простиралась до 5 млн руб., а в 1825 г. — всего до 864,5 тыс. руб.
Второе место по числу рабочих, занятых собственно на фабриках, принадлежало в 1804 г. полотняному, в 1825 г. — ситценабивному и бумаготкацкому производству, сосредоточивавшемуся в конце XVIII и начале XIX стол. в Москве, а после московского пожара 1812 г. — в селе Иванове с соседними деревнями, где начало большим фабрикам положено было крестьянами-кустарями, разбогатевшими в течение 2-го и 3-го десятилетий XIX в. Бумаготкацких и ситценабивных фабрик в России было в 1804 г. 199, а в 1825 г. — 484; произведено было бумажных тканей в 1804 г. 5,75 млн, в 1825 г. — 42 1 /8 млн. арш. Привозилось в среднем ежегодно хлопчатобумажных тканей из-за границы в 1802—04 гг. на 41/2, в 1824—26 гг., после сильных колебаний в цифрах привоза — на 3 % миллиона рублей ассигнациями. Общее число фабрик в 1825 г. простиралось до 5261, рабочих на них — до 210568 чел. Из всего последнего числа лишь немного более половины (54 %) принадлежали к вольнонаёмным, остальные же работали на фабриках у своих помещиков, или приписаны были к фабрикам, или же находились при них во временном пользовании. Число несвободных рабочих на фабриках в конце рассматриваемого периода относительно сократилось, но абсолютно было ещё очень значительно, как показывают следующие данные (Нисселович, «История заводско-фабричного законодательства Российской империи», 1884 г., приложение).
Источник: dic.academic.ru