Строительство проблемы и пути развития

В Совете Федерации обсудили проблемы строительной отрасли

29 октября 2020 года состоялось заседание Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Совете Федерации: «Строительная отрасль в новых экономических условиях: проблемы и пути их решения». Мероприятие прошло под председательством Галины Кареловой, заместителя председателя Совета Федерации.

На повестку дня были вынесены такие вопросы как эффективность принятых Правительством РФ антикризисных мер, совершенствование института комплексного развития территорий, в том числе создание условий для реновации в регионах. Кроме того, участники заседания обсудили механизмы снижения административных барьеров, проблемы контрактной системы и развития ИЖС.

Как отметила в начале мероприятия Галина Карелова, многие регионы в 2020 году ввели дополнительные меры поддержки строительного комплекса, помимо тех, которые были приняты Правительством РФ. Однако в отрасли остается немало проблем, обусловленных не только пандемией.

Перспективы развития технологии ЛСТК. Индустриальные методы производства и строительства.

«За восемь месяцев 2020 года наблюдается отрицательная динамика в жилищном строительстве. В эксплуатацию было введено 40 млн кв. м, что на 5% меньше, чем за восемь 2019 года, – прокомментировала Галина Карелова. – По прогнозу Правительства, падение по вводу жилья по итогам года может составить 6%».

Несмотря на программу субсидирования ипотечных ставок, ипотека остается доступна далеко не всем. Например, необходимо повышать доступность ипотеки для малоимущих граждан.

Кроме того, по словам Галины Кареловой, из-за того, что программа льготной ипотеки направлена на поддержку первичного рынка, разница в ставках по ипотеке на первичном и вторичном рынке жилья увеличилась до 2%.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Никита Стасишин рассказал о том, как на практике применяются уже принятые меры поддержки, а также о планах по дальнейшему стимулированию развития строительного комплекса. Среди них: субсидирование низкомаржинальных проектов и инфраструктурные облигации.

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков отметил, что строительное сообщество высоко оценивает реагирование органов власти на запросы строителей и оперативно принятые в этом году Правительством РФ и Минстроем России меры поддержки. Наибольшую поддержку строительному комплексу, подчеркнул он, оказала программа льготного субсидирования ставок по ипотеке.

Также застройщики в этом году получили возможность брать займы из компенсационных фондов СРО, членами которых они являются. По состоянию на конец октября 2020 года СРО из КФ было выдано более 2 млрд рублей.

По словам Антона Глушкова, потенциал по выдаче займов из КФ СРО гораздо больше – более 20 млрд рублей, однако ввиду сжатых сроков (мера действует до конца 2020 года), законодательных лакун и жестких требований, установленных к заемщикам и предметам займа, доступность этих денег для застройщиков снижается.

«В связи с этим мы предлагаем продлить данную меру еще на полгода, и смягчить требования к заемщикам», – добавил Антон Глушков.

Проблемы и перспективы развития жилищного строительства. Мнение эксперта

Также остается актуальным субсидирование процентной ставки по кредитам застройщиков, и строительное сообщество рассчитывает на продление этой меры поддержки.

«Кроме того, в этом году была предусмотрена возможность продлевать сроки исполнения госконтрактов и увеличивать суммы авансов подрядным организациям. Однако эта мера мало применяется в связи со сложностью бюджетного формирования и боязнью госзаказчиков, что их действия будут расценены как коррупционные», – отметил Антон Глушков.

Президент НОСТРОЙ заявил, что субсидирование ставки по низкомаржинальным проектам – одна из наиболее ожидаемых строительным сообществом мер, и застройщики рассчитывают, что ее принятие будет ускорено.

Антон Глушков отметил, что, хотя строительная отрасль комфортно перешла на проектное финансирование и использование эксроу-счетов, применение этого механизма снижает возможности застройщиков по вовлечению новых земель в оборот. Решением проблемы могло бы стать либо поэтапное раскрытие эскроу-счетов, либо другие рычаги для развития ленд-девелопмента.

«Например, эффективен механизм аукциона за доли, предлагаемый ДОМ.РФ», – добавил Антон Глушков.

Комментируя введение механизма «регуляторной гильотины», президент НОСТРОЙ добавил, что снижение административных барьеров и систематизация правил в строительстве не должно вестись в ущерб бизнесу – застройщикам необходимы четкие и прозрачные правила игры.

«Например, был пересмотрен СП.14, касающийся работы строителей в сейсмических районах. Это поставило крест на некоторых проектах девелоперов, и они были вынуждены пересматривать свою проектную документацию», – отметил Антон Глушков.

В заседании Совета также приняли участие председатель Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Олег Мельниченко, первые заместители председателя Комитета СФ Аркадий Чернецкий и Андрей Шевченко, аудитор Счетной палаты Светлана Орлова, заместитель генерального директора ДОМ. РФ Денис Филиппов и представители исполнительной власти Санкт-Петербурга, Воронежской и Свердловской областей.

Актуальные проблемы строительной отрасли в российской Федерации Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Степанов А. И.

Текст научной работы на тему «Актуальные проблемы строительной отрасли в российской Федерации»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Челябинский государственный университет, г. Челябинск

Строительная отрасль является одной из ведущих и наиболее востребованных в экономике современной России. Строительное производство формируется под непосредственным влиянием значительного количества факторов: от экономических, юридических, организационных и производственных до природно-климатических и прочих, носящих вероятностный характер. Столь сильная зависимость строительной сферы, а также специфика непосредственно строительной деятельности порождают ряд проблем, с которыми сталкиваются предприятия строительной отрасли. В данной статье рассмотрены некоторые их них.

Ключевые слова: строительство, экономика, строительная отрасль, электронные аукционы, актуальные проблемы, государственные закупки.

В условиях современной рыночной экономики существует ряд особенностей, свойственных строительной отрасли и непосредственно влияющих на предприятия, работающие в данной сфере. К таким особенностям можно отнести:

— стабильный рост стоимости объектов строительства;

— длительный инвестиционно-производственный цикл;

— высокая степень государственного регулирования;

— устойчивость спроса на строительную продукцию и услуги;

— высокая себестоимость строительных работ;

— выполнение строительных работ осуществляется в четком соответствии с проектно-сметной документацией;

— размещение государственных заказов на строительные услуги через систему электронных аукционов.

Безусловно, такие особенности как рост стоимости земли и объектов строительства, а также наличие постоянного и обширного спроса на строительную продукцию и услуги обуславливают высокую привлекательность рынка строительных услуг. Однако, остальные особенности не столь однозначны и многие из них являются источниками актуальных проблем современной российской строительной отрасли.

Одной из таких проблем является трудность выхода на рынок строительных услуг для малых предприятий. Высокая длительность инвестиционно-производственного цикла, а также высокие затраты на производство

* Магистрант кафедры Финансов и кредита.

строительных работ требуют значительных капиталовложений, которые зачастую непосильны для малого бизнеса. Высокий уровень бюрократизации и крайне невыгодные условия государственных закупок в строительной сфере еще сильнее усугубляют эту проблему.

Так как повлиять на капиталоёмкость и длину производственного цикла строительства без введения новых научно-технических решений практически невозможно, для решения данной проблемы следует обратить внимание на государственное регулирование строительной отрасли и создание более благоприятных условий для выполнения государственных заказов малыми предприятиями.

Таким образом, отказ от требования обеспечения муниципальных контрактов является хорошим и доступным вариантом повышения привлекательности строительного сектора для субъектов малого предпринимательства.

Еще одной актуальной проблемой для современного российского рынка строительных услуг является низкое качество проектно-сметной документации. Повсеместно распространены ошибки в проектах, неучтенные виды работ и строительные материалы в сметах, несоответствие сметных цен рыночным. Основными причинами, снижающими качество проектно-сметной документации, являются низкая квалификация специалистов-проектировщиков, инженеров-сметчиков, низкий уровень принимаемых архитектурных решений, а также отсутствие контроля качества проектной документации со стороны её заказчиков, в том числе государственных и муниципальных. Таким образом, для улучшения качества строительной документации необходимо повышать квалификацию специалистов и усиливать контроль за разработкой проектно-сметной документации со стороны заказчика.

Говоря о проблемах строительной отрасли Российской Федерации, нельзя не отметить проблем, связанных с существующей системой распределения государственных и муниципальных строительных заказов на электронных аукционах. На сегодняшний день данный способ размещения заказов является основным для государственных закупок и, как следствие, абсолютное их большинство осуществляется именно через систему электронных торго-

Стратегия устойчивого развития предприятий, отраслей, комплексов

вых площадок. Право на выполнение государственного заказа получает подрядная организация, предложившая в ходе аукциона наименьшую цену на выполнение работ, указанных в контракте.

Система электронных аукционов имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам можно отнести:

— экономию бюджетных средств;

— повышение конкуренции между подрядчиками;

— низкий уровень бюрократизации;

— уменьшение риска возможного сговора сторон;

— автоматизированность и точность проведения торгов.

Недостатки электронных аукционов:

Несмотря на то, что количественно преимущества перевешивают недостатки, последние приводят к значительным и даже глобальным проблемам в строительной отрасли и российской экономике в целом.

Во-первых, при использовании цены как единственного критерия оценки потенциального подрядчика, такие важнейшие для заказчика аспекты как качество выполняемых работ и используемых в производстве материалов, наличие у организации-подрядчика опыта выполнения аналогичных работ, гарантийные сроки и сроки выполнения работ не учитываются.

«вес» баллов той или иной категории характеристик предлагаемых услуг (стоимость работ, сроки их выполнения, гарантийные обязательства, наличие опыта и т.д.).

Подводя итоги, можно выделить следующие актуальные проблемы строительной отрасли в Российской Федерации:

— сложность выхода на рынок строительных услуг и успешного функционирования на нем для малых предприятий;

— наличие значительных административных барьеров в отрасли;

— в среднем низкое качество проектно-сметной документации и, как следствие, выполняемых в соответствии с этой документации строительных работ;

— несовершенство системы государственных заказов через систему электронных аукционов.

Для решения обозначенных выше проблем предлагаются предпринять следующие меры:

— отказ от требования финансового обеспечения государственных и муниципальных контрактов со стороны подрядчика;

— повышение квалификации специалистов, занимающихся составлением проектно-сметной документации, введение контроля качества над выпускаемой документацией со стороны её заказчиков;

Читайте также:  Какой марки пеноблок для строительства

— замена исключительно ценовой оценки предложений на электронных аукционах на балльную оценку по различным критериям, наиболее интересующим заказчика (качество, сроки, стоимость, гарантийные обязательства и т.д.).

Экономические проблемы в строительстве и пути их решения

Экономические проблемы, как и любые другие, и не только в строительстве, по остроте, содержанию, влиянию на экономичес­кую систему государства изменяются во времени. По этой причине далее приведены те из них, которые уже длительное время не реша­ются, но требуют своего решения.

Во-первых, это формирование рыночных отношений в строи­тельстве. Данная проблема представляет собой совокупность труднорешаемых задач. При этом решенной только в строительной от­расли она быть не может, а требует формирования рыночных отно­шений во всей экономической системе государства.

Во-вторых, это низкая инвестиционная активность в стране.

В-третьих, это часто встречающаяся разнонаправленность эко­номических интересов участников капитального строительства.

В-четвертых, необоснованно слабая роль государства в управ­лении всей экономической системой и капитальным строительством в том числе.

В-пятых, низкая эффективность строительной отрасли в целом и деятельности отдельных строительных организаций, низкая их надежность.

В-шестых, это отсутствие на федеральном и региональном уров­нях системы взаимодействия между участниками капитального стро­ительства (строительными организациями, производителями стро­ительных материалов и др.) разных форм собственности и органа­ми управления.

Этот перечень может быть продолжен.

Далее приведена адресная система мер, направленных на ре­шение экономических проблем в строительстве (табл. 1.1).

Реализация изложенных мер возможна только в ходе решения макроэкономических проблем всего общества, куда входят обще­государственные меры по социально-экономическому оздоровле­нию общества и поддержке всех отраслей реального сектора эконо­мики. Целесообразно облегчить налоговое бремя для производите­лей, уменьшить ставки налогов и повысить уровень их собираемос­ти, увеличить долю чистой прибыли для самофинансирования тех­нического развития организаций.

Очевидна полезность создания единого государственного банка для надежной аккумуляции депозитов юридических и сбережений физических лиц, а также для кредитования инвесторов при годовых ставках на мировом уровне 5-6 % сверх уровня инфляции. Это бу­дет стимулировать и коммерческие банки пойти по пути благопри­ятного отношения к инвестору.

Приведенная в табл. 1.1 информация свидетельствует о том, что решение большинства проблем в капитальном строительстве адресовано в первую очередь федеральным органам управления, включая Госстрой России.

Кроме того, многие проблемы могут быть решены строитель­ными организациями, возможности которых определяются их организационно-техническим, финансовым состоянием, уровнем квалификации и целеустремленностью руководителей и инженерно-технических работников.

И, наконец, часть проблем может быть решена осторожными расчетливыми инвесторами, роль и возможности которых определяются инвестиционным климатом, гарантиями их интересов и надежностью работы подрядчиков в условиях рыночных отношений.

Таблица 1.1 Система мер по улучшению экономического положения строительной отрасли

Проявление большей активности в управлении строительством со стороны государственных органов управления, в частности Госстроя России, в области законотворчества, обновления всей нормативной базы системы ценообразования, проектирования и строи­тельства уже привело к существенному улучшению результатов в отрасли.

Активный поиск путей совершенствования экономики, орга­низации и управления в отрасли ведут и сами строители. Идут про­цессы роста концентрации строительных мощностей, интеграции проектирования и строительства, создания финансово-строитель­ных компаний. В каждом регионе страны есть примеры успешно работающих строительных организаций различных структур и форм собственности.

Глава 4. ПОДРЯДНЫЙ СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА. ПОДРЯДНЫЕ ДОГОВОРЫ: ИХ СОДЕРЖАНИЕ. ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОГОВОРНОЙ ЦЕНЫ НА СТРОИТЕЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Строительство может осуществляться подрядным и хозяйственным

При подрядном способе строительство ведется строительно-монтаж-

ной организацией по договору подряда с заказчиком.

Заказчиками могут выступать предприятия и организации (различ-

ных организационно-правовых форм), государственные учреждения, орга-

ны федерального и местного управления, физические лица.

Подрядный способ ведения работ содействует техническому разви-

тию строительства, обеспечивает условия для повышения квалификации

кадров, создания материально-производственной базы строительных орга-

низаций. В результате концентрации и специализации производства по-

является возможность возведения крупных и сложных объектов, повы-

шается качество выполненных работ, ускоряются сроки строительства.

Заказчик может заключить договор на строительство (реконструк-

цию, ремонт) со строительной организацией-генподрядчиком, который

привлекает для выполнения специальных работ (свайных, сантехниче-

ских, электромонтажных и других) субподрядчиков, заключая с каждым

из них подрядный договор. Генподрядчик координирует работу субпод-

рядных организаций, оказывает необходимые производственные услуги,

контролирует ход работ, принимает и оплачивает их результат. Перед за-

казчиком генподрядчик несет ответственность за конечные результаты

работы: подготовку к вводу в действие объекта, пускового комплекса, оче-

Заказчик может осуществлять строительство без участия генподряд-

чика, заключая договоры подряда с каждой строительной организацией,

привлекаемой им для выполнения необходимых строительно-монтажных

Наряду с обычными двусторонними договорами возможно заклю-

чение многосторонних (более двух сторон) подрядных договоров, в кото-

рых устанавливаются солидарные или долевые обязательства. Последнее

выгоднее для подрядчиков – в этом случае каждый из них отвечает за оп-

ределенный участок и имеет право на оплату выполненных им работ не-

зависимо от результатов работы остальных подрядчиков.

На строительном рынке также действуют генподрядные организа-

С. С. Корабельникова. Экономика строительства

ции, которые заключают договор с заказчиком и осуществляют управле-

ние проектом (оказывают инжиниринговые услуги), принимая на себя всю

ответственность за строительство объекта и передачу его заказчику «под

ключ» к установленному в договоре сроку. При этом они либо не выпол-

няют подрядных работ собственными силами, либо выполняют их в не-

Подрядные договоры заключаются на основе прямых переговоров

с заказчиком или по итогам участия в подрядных конкурсах (торгах, тен-

Договор подряда – основной документ, регулирующий отношения

сторон в процессе выполнения строительных, монтажных и других под-

рядных работ. Условия договора отражают особенности деятельности его

участников и отношений между ними, которые не могут в полной мере

устанавливаться общими положениями законодательных и нормативных

актов. Наличие договора является основанием защиты прав хозяйствую-

щих субъектов. Договорные отношения строятся на основе юридической

и экономической самостоятельности сторон, равных прав и свободного

волеизъявления при взаимном интересе в выполнении договора.

Правовое регулирование подрядных отношений осуществляется

в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ГК РФ) и методическими

документами в строительстве (МДС).

Содержание разделов договора подряда на строительство

Преамбула договора: наименование договора; наименование объекта

строительства и его местонахождение; дата подписания договора; место

подписания договора; полные фирменные наименования сторон догово-

ра и их названия (Заказчик, Генподрядчик, Субподрядчик); наименова-

ние должности, ФИО лица, подписавшего договор, и документ на его пол-

номочия (устав, положение, доверенность).

1. Предметом договора может быть: новое строительство, рекон-

струкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, текущий

ремонт объекта; отдельный комплекс строительных, монтажных, ремонт-

но-строительных, пусконаладочных работ, изготовление нестандартизи-

рованного оборудования в построечных условиях и другие виды работ,

связанные со строящимся объектом.

2. Стоимость работ является одним из важнейших разделов до-

говора, в котором указываются стоимость (цена) предложенных к выпол-

нению работ или способы ее определения; вид договорных цен (твердые

или приблизительные); метод корректировки приблизительных цен. Если

в договоре не указывается вид договорной цены, она считается твердой.

3. Сроки выполнения работ. Продолжительность строительства

устанавливается заказчиком и подрядчиком при заключении договора

в днях, месяцах, годах. В договоре обычно указываются начальный и ко-

нечный сроки выполнения работы, но может устанавливаться период,

в течение которого объект должен быть построен, или предельный срок

строительства. В графике производства работ, прилагаемом к договору,

должны быть согласованы сроки завершения этапов работ (промежуточ-

4. Сдача и приемка работ включают: направление подрядчиком

сообщения заказчику о готовности к проведению сдачи и приемки резуль-

тата работ; совместное проведение сторонами сдачи и приемки результа-

тов работ; подписание сторонами акта сдачи и приемки результата работ.

5. Гарантии качества по сданным работам: определяются обяза-

тельства по качеству выполненных работ; устанавливается предоставляе-

мый подрядчиком гарантийный срок по качеству работ, а также порядок

фиксации, рассмотрения и урегулирования сторонами претензий заказ-

чика по качеству работ.

6. Оплата работ и взаиморасчеты. Устанавливаются порядок

и сроки оплаты выполненных подрядчиком работ. В договоре можно пре-

дусмотреть право заказчика на задержку оплаты выполненных подрядчи-

7. Обязательства сторон. Фиксируется распределение обяза-

тельств сторон, как основных, так и дополнительных. Сюда относятся:

обеспечение строительства материалами и оборудованием, охранные ме-

роприятия, контроль и надзор за выполнением работ, общий порядок ве-

дения работ на стройплощадке, порядок свертывания стройплощадки,

проведение промежуточной приемки отдельных ответственных конструк-

ций и систем (скрытые работы).

8. Имущественная ответственность сторон. Определяется ответ-

ственность за невыполнение обязательств по договору. Мера имуществен-

ного воздействия на должника может устанавливаться в виде исключи-

тельной неустойки – когда может быть взыскана только неустойка (штраф,

пеня); штрафной неустойки – когда взыскивается неустойка и убытки сверх

неустойки, включая упущенную выгоду.

9. Изменение условий договора, в которых отражается порядок из-

менения условий реализации договора, а также порядок расторжения до-

10. Прочие условия. Определяется порядок получения и передачи

различных разрешительных документов на использование земли, подве-

дение коммуникаций, документов об отводе мест под складирование грун-

Источник: dom-srub-banya.ru

Пояс, путь, проекты
и проблемы

Китай увлеченно разыгрывает инициативу «Пояса и пути» по образцу компьютерной стратегии вроде «Цивилизации». Масштабно развернувшись в Центральной Азии, в Африке и на Аравийском полуострове, КНР пришла с крупнейшим в истории инфраструктурным проектом на европейский континент — и, конечно, в Россию.

Китайцы считают, что от названия дела зависит по меньшей мере половина его успеха. Инициатива «Пояс и путь» (Belt and Road Initiative, BRI), о которой председатель Си Цзиньпин впервые объявил в Астане в 2013 году, вначале именовалась «Один пояс, один путь». Три года спустя в Китае сочли, что повторение слова «один» приводит к неверной интерпретации и, следовательно, может навредить делу. Сегодня инициатива называется «Пояс и путь», причем слово «пояс» относится к сухопутным маршрутам для автомобильных и железнодорожных перевозок (они также называются «Экономический пояс Шелкового пути», ЭПШП), а «путь» отсылает к морским путям, или «­Морскому Шелковому пути XXI века».

Инициатива «Пояс и путь» — крупнейший инфраструктурный проект в истории. Он охватывает более 70 стран, 63% населения мира и 40% мирового валового внутреннего продукта. Планируемый общий объем инвестиций в эту глобальную проектную сеть — более $ 1 трлн.

Зачем Китаю BRI
Реформы Дэн Сяопина, начавшиеся в 1970-х годах, до недавнего времени делали упор на экспорт продукции. Низкий уровень оплаты труда китайских работников привел к тому, что на мировом рынке китайская промышленность оттеснила конкурентов. Доходы же от экспорта тратились на решение стратегической задачи повышения уровня страны в глобальных цепочках добавленной стоимости. Для этого, не жалея денег, шли на все: от приобретения важных стратегических активов до «покупки» квалифицированных инженеров и финансистов, от поощрения учебы китайских студентов за рубежом до промышленного шпионажа и краж интеллектуальной собственности.

Читайте также:  Протокол заседания комиссии по строительству

В 2001 году Китай вступил во Всемирную торговую организацию. Стране открылся широкий доступ к зарубежным рынкам, а экспорт стал основным драйвером экономического роста. Внешняя политика Китая обеспечивала надежный доступ к природным и финансовым ресурсам, а также к транспортным коридорам. Страна постепенно поднималась по цепочке создания стоимостей, ее товары стали конкурировать с товарами развитых мировых экономик. Все это позволило Китаю завоевать исключительные позиции — позиции стратегической важности! — в мировой экономике и фактически установить контроль над мировым производством.

Однако времена меняются. За годы стремительного экономического роста Китай достиг многого, однако и цена оказалась высокой: резкое ухудшение окружающей среды, рост социального неравенства, увеличение разрыва в уровнях жизни города и деревни, континентальных и приморских провинций, а также вспышки внутренней нестабильности.

В 2010-х годах экономисты отметили новый тренд: автоматизация и роботизация ослабили связь между капиталом и трудом и привели к новой трансформации глобальных стоимостных цепочек. Выяснилось, что роботы конкурентоспособнее живых коллег из Бангладеш, Индии и Вьетнама. К тому же нет опасности, что какой-нибудь поборник прав рабочих проберется на производство и уличит очередной мировой бренд в эксплуатации детей или нарушении условий труда…

Автоматизация и роботизация привели к возвращению производства в развитые страны с их богатой инфраструктурой, политической предсказуемостью и дорогой рабочей силой.

Этот и другие геоэкономические тренды заставили руководство КНР в 2008—2010 годах задуматься об адаптации к новым условиям. Речь шла прежде всего об отказе от модели конкурентоспособности производства за счет низкой оплаты труда. Новая «мастерская мира» вычерпала немалые трудовые резервы села — сегодня уже никто не согласится работать за плошку риса. К тому же низкие оплата труда и себестоимость производства не просто исчерпали себя как источник роста и конкурентное преимущество, они стали порождать социальные проблемы. Средняя зарплата китайца в 2018 году составила $ 955 в месяц, а среднемесячные доходы квалифицированных работников в 37 крупнейших населенных пунктах оцениваются в $ 1175.

Экспорт по-прежнему обеспечивает устойчивый кровоток китайской экономики — торговый профицит, а также создает и сохраняет рабочие места, что критически важно для внутренней стабильности общества.

Ответом Китая на настоятельную нужду в новых источниках развития и новых рынках стала выдвинутая в 2013 году инициатива «Новый Шелковый путь», впоследствии переименованная в «Один пояс, один путь». Суть мегапроекта BRI — поиск, формирование и продвижение новой модели международного сотрудничества и развития на богатой ресурсами территории, где проживает 63% населения планеты. Это поиск новой стратегической модели экономического развития, а также политического, интеграционного, военного и гуманитарного измерений КНР как будущего мирового лидера.

Потому что Китай нацелен на лидерство.

«Экономический пояс Шелкового пути»
«Экономический пояс Шелкового пути» (SRB) — это сухопутные инфраструктурные коридоры, расположенные на древнем караванном пути, связывавшем Китай, Центральную и Западную Азию, Ближний Восток и Европу. Конечная цель инициативы — интеграция региона в единое экономическое пространство путем создания инфраструктуры, расширения торгового и культурного обмена. Помимо регионов, расположенных на историческом Шелковом пути, «пояс» охватывает также Южную и Юго-Восточную Азию.

Китайская интеграционная инициатива не уникальна — существует встречное движение конкурирующих интеграционных инициатив. Это российский ЕАЭС (Евразийский экономический союз), индийское «Идти на Запад» (Go-West), японское «Наступление инфраструктуры», казахстанская инфраструктурная программа «Светлый путь» («Нурлы жол»). Также придется конкурировать с членами АСЕАН, Турцией (сопряжение с проектом «Центральный коридор»), Монголией (программа «Путь развития»), Вьетнамом (проект «Два коридора, один круг»), Великобританией (стратегия Northern Powerhouse), Польшей (план «Янтарный путь») и так далее. В политической сфере уже удалось осуществить согласование этих программ.

Сегодня выделяются три географических направления «Экономического пояса»:

  • Северный пояс пройдет через Среднюю Азию и Россию в Европу;
  • Центральный пояс — через Среднюю и Западную Азию в Персидский залив и Средиземное море;
  • Южный пояс — от Китая до Юго-Восточной и Южной Азии, Индийского океана через Пакистан.

Планируемый общий объем инвестиций в эту глобальную проектную сеть составит сумму планетарного масштаба: китайские банки с участием государства, по расчетам аналитиков Morgan Stanley, могут к 2027 году выделить на льготных условиях $ 1,3 трлн странам и компаниям, желающим участвовать в проектах «Пояса и пути».

«Морской Шелковый путь XXI века»
Проект «Морской Шелковый путь XXI века» включает создание двух морских маршрутов: один ведет с побережья Китая через Южно-Китайское море в Южно-Тихоокеанский регион; другой предусматривает соединение приморских районов Китая и Европы через Южно-Китайское море и Индийский океан.

В дополнение к «Морскому Шелковому пути» Россия и Китай договорились совместно выстроить «Полярный Шелковый путь» по внутренним водам России — Северному морскому пути. Китайская COSCO Shipping Corp. уже совершила несколько пробных проводок грузов по Севморпути, морские ведомства России и Китая сотрудничают в разработке политик и норм, затрагивающих развитие Арктики.

Привлечение Китая в Арктику для укрепления совместного влияния Китая и России может сбалансировать стратегическое партнерство: Россия обладает монопольным контролем над территорией, а Китай предоставляет финансирование и обеспечивает товарооборот. Также арктический транспортный коридор может быть задействован в энергетических проектах, в научных и исследовательских работах. Совместная деятельность по развитию Севморпути укрепит развитие российского и китайского судоходства и судостроения.

В развитие последнего тезиса приведем любопытные подробности. В марте 2019 года СМИ всего мира сообщили: Китай намерен построить атомный ледокол Snow Dragon 2 («Снежный дракон 2»). Известно, что его длина составит 152 метра, ширина — 30 метров, водоизмещение — 30 тыс. тонн.

Это сопоставимо с российскими судами проекта 22 220, хотя «Снежный дракон 2» несколько превзойдет их по габаритам, а двигаться будет чуть медленнее — до 11,5 узлов. Судно обойдется Китаю в 1 млрд юаней и будет оснащено двумя водо-водяными реакторами мощностью по 25 МВт каждый. Предполагают, что Китай запланировал создать целый флот из таких кораблей и направить их работать в северных водах у берегов России и Северной Америки.

В Пекине пока не объясняют, для чего понадобился атомный ледокол, и называют его экспериментальным. За рубежом одни эксперты считают, что Китай демонстрирует стремление войти в Арктику, а другие — что технология и опыт строительства «Снежного дракона 2» могут быть использованы для создания авианосцев следующего поколения. Один китайский чиновник на вопросы настойчивого интервьюера ответил, что, дескать, при интенсивной эксплуатации Севморпути у России может не хватить ледоколов для проводки, вот тогда и пригодится китайский «Дракон»…

Однако не случайно танкер «Борис Соколов» Arc7, предназначенный для круглогодичного вывоза газоконденсата с месторождения Ямал по Севморпути, строился на верфи Guangzhou Shipyard International. Для китайских судостроителей это означает завоевание нового рынка полярных танкеров, то есть судов совершенно нового класса, а для Китая в целом это еще одна веха похода по «Полярному Шелковому пути». В целом же сотрудничество Пекина и Москвы на месторождении Ямал — подлинная жемчужина двусторонних отношений.

Кстати, в апреле 2019 года Китай заявил, что решил отказаться от импорта американского СПГ (3,6 млн тонн в год). Эти объемы, по-видимому, рассчитывают заместить в том числе и ямальским газом.

На Запад!
В Центральной и Восточной Европе сотрудничество по инициативе BRI идет в формате «16 + 1» (11 стран Центральной и Восточной Европы, 5 балканских стран и Китай).

Идея «16+1» была неплоха, но производила слишком много шума и мало конкретных действий. Китай щедро раздавал обещания, но предложенный поначалу набор проектов оказался ограниченным.

К примеру, с 2013 года идут переговоры с Румынией о строительстве ядерных реакторов для АЭС «Чернавода», однако реализация проектов безнадежно отстает от графиков. Предлагалось строительство электростанций в Ровинари и Тарнице — Лапутеште, а потом оказалось, что проект устарел.

Венгрия и Сербия с 2013 года ждут обещанной скоростной железной дороги между Будапештом и Белградом, «дочка» China Railway Group уже выиграла соответствующий тендер ($ 2,89 млрд), но начало строительных работ постоянно откладывается. А значит, откладывается и следующий этап — отрезок Ниш — Скопье, откуда рукой подать до Греции с портом Пирей. А ведь эта магистраль существенно упростила бы сообщение между Центральной Европой и средиземноморскими портами.

Несмотря на это, апрельский (2019 года) саммит группы «16 + 1» с участием китайского премьера Ли Кэцзяна прошел на ура, подписанные там сделки были предварительно одобрены европейской бюрократией. Одобрили даже хорватский меморандум о взаимопонимании с Huawei, которую США всеми силами стараются выжить с мирового рынка.

Но разве нельзя назвать успехом мегапроекта BRI покупку у Греции в 2016 году крупного порта Пирей китайской компанией COSCO? Оказалось, что нельзя. В марте 2019 года Центральный археологический совет Греции единогласно отклонил план расширения COSCO в Пирее, объявив половину города археологическим памятником. Фактически был наложен запрет на расширение порта, так как его территорию объявили в 2019 году зоной исторического значения. Месяцем раньше, в феврале, правительство Ципраса заблокировало некоторые части «генерального плана» COSCO, исходя из экологических соображений и «эстетических» причин, фактически отклонив запланированные инвестиции в размере около € 354 млн. А бизнес-план COSCO и инвестиции объемом $ 1,7 млрд были основаны на увеличении портовых мощностей Пирея…

Реальный успех BRI в Европе пришел в марте 2019 года, когда на участие в проекте согласилось первое из государств G7. Им предсказуемо оказалась Италия, чья изношенная инфраструктура после крушения моста в Генуе, где погибли 43 человека, стала политической проблемой. Китай будет строить дороги, мосты, аэропорты и телекоммуникационные сети.

Для правительства Италии, проигравшего противостояние ЕС по дефициту бюджета, важно то, что финансировать «китайские» проекты будет Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Китайские деньги — реальные! — придут в порты Генуи, Триеста и Палермо. Это важно для страны, чья экономика в рецессии, а уровень национального долга -131% от ВВП, то есть запредельно высок. Авансовые инвестиции составят около € 3 млрд, а всего предполагается проектное финансирование на сумму от € 20 до € 30 млрд.

Читайте также:  ЖК айвазовский этапы строительства

В Португалии Китай строит контейнерный порт. Особый китайский административный район Аомынь — бывшая португальская колония Макао, азартная столица мира, и китайцы шутят, что такой обмен вполне равноценен. Китай рвется в Европу так упорно, что никто не удивился намерению китайского фонда Touchstone Capital Partners, объединяющего крупнейшие госкомпании КНР, финансировать проект железнодорожного туннеля из Хельсинки в Таллин стоимостью $ 17 млрд.

Проект называли абсурдным и даже безумным, но рассмотрим подробнее картину происходящего:

  1. принято решение о строительстве железной дороги от норвежского порта Киркенес до связки в центральной Финляндии;
  2. близ Киркенеса планируется строительство нового порта;
  3. продвигается проект Rail Baltica (не без задержек из-за недостаточного финансирования), для которого выбран генеральный проектировщик.

Тем не менее Китай в рамках BRI пока не смог реализовать ни одного крупного инфраструктурного проекта в европейских странах. Партнерам не хватает взаимного доверия, а деловым практикам — совместимости.

К тому же Европейский союз в целом отнесся к этой форме сотрудничества негативно. По мнению ЕС, китайские проекты подразумевают сомнительные условия: китайские кредиты не имеют льготных процентных ставок; численность китайских рабочих в рамках реализации проектов должна составлять не менее 50%. При этом китайские трудовые и экологические стандарты существенно уступают европейским. Чтобы не допустить покупки Китаем европейских стратегических активов, ЕС создал Комитет по иностранным инвестициям (Committee on Foreign Investment in the EU, CFIEU) — механизм для скрининга (но не блокирования) инвестиций третьих стран в стратегические отрасли европейских государств.

Интересно, что ограничения на инвестиции будут двусторонними: в августе 2017 года в Пекине решили поделить все инвестиции китайского бизнеса на поддерживаемые, ограниченные и запрещенные. Все инвестиции, продвигающие инициативу BRI, теперь считаются поддерживаемыми. Ограничения же вводятся на вложения в индустрию развлечений, недвижимость и гостиничный бизнес.

Измерения
Новая стратегическая модель экономического развития BRI обладает экономическим, политическим, оборонным и интеграционным измерениями. Все они равно важны для КНР как будущего мирового лидера.

Экономическое измерение

В течение года или двух после выступления Си Цзиньпина с проектом «Один пояс, один путь» этот масштабный план выглядел как региональный инфраструктурный проект. Действительно, BRI сегодня прежде всего инфраструктурный проект, посредством которого Китай в содружестве с 86 странами собирается развить сеть новых морских и сухопутных маршрутов, связывающих экспортные центры с удаленными рынками.

Экспорт остается залогом экономического и политического успеха Китая, BRI следует понимать как стратегическое усилие по созданию новых рынков и сохранению прежних. В самом деле, инициативу BRI в 2015 году включили в план 13-й пятилетки, а в 2017 году закрепили в уставе КПК. В ноябре 2018 года прозвучало заявление о том, что в рамках BRI Китай готов шире открыть свои внутренние рынки для иностранных товаров в обмен на больший доступ своих товаров на зарубежные рынки. В связи с этим общую торговую пошлину снизили с 10,5% до 7,8%. ­Внутренний рынок — «священная корова» китайской экономики. Значит, BRI — нечто большее, чем просто инфраструктурный ­проект.

В развитие стратегических отраслей и транспортных коридоров были вложены серьезные средства. Инициатива «Один пояс, один путь» уже поглотила около $ 0,5 трлн и поглотит еще как минимум столько же. Создаются новые финансовые инструменты, включая международные инвестиционные банки, режимы торговли и глобальные платежные системы. Ведется работа по превращению юаня в резервную валюту международных расчетов. На вызов новой промышленной революции, в которой производственные навыки заменяются программным обеспечением, Китай отвечает инициативой «Цифрового Шелкового пути», подразумевающей цифровизацию экономики, развитие технологий искусственного интеллекта, Big Data, робототехники, квантовых вычислений, нанотехнологий, облачного хранения данных и всего, о чем лет 20 назад не было и речи.

Политическое измерение

Инициатива BRI родилась гораздо раньше, чем о ней возвестили с высоких трибун. Китай не первое десятилетие финансирует зарубежные инфраструктурные проекты, особенно в развивающихся странах, с расчетом на создание и рост зависимости от Китая целых стран и регионов.

Китайская внешняя политика традиционно отличается осторожностью и взвешенно-нейтральным характером. Самонадеянность и агрессивность Китаю не свойственны. Китай оказывает помощь развивающимся странам в форме кредитов китайских банков, причем эта помощь, в отличие от кредитов международных финансовых структур, не обставлена условиями проведения рыночных реформ или внедрения демократических процедур. Условия, однако, есть: это лояльность по некоторым вопросам плюс непризнание Тайваня. Такого рода соглашениями ныне связаны 86 стран и международных организаций.

Однако и здесь есть перемены. Сегодня КНР уделяет много внимания вопросам национального суверенитета, который полагает фундаментальным принципом мирового порядка. Власти Китая видят свою страну гуманным и просвещенным гегемоном, который в обмен на согласие других стран с его лидерством способен удовлетворять их потребности в безопасности и экономическом процветании.

Речь идет прежде всего о странах Индо-Тихоокеанского региона, где Китай настроен на полное доминирование. И здесь виден переход к оборонному измерению BRI.

Оборонное измерение

Не останавливаясь на проблемах Тайваня и отношений КНР с соседями, отметим: существует стратегическая для Китая проблема Малаккского пролива, по которому проходит до 80% нефтяных поставок Китаю. В случае конфликта, скажем, из-за проблемы Тайваня США легко заблокируют Малаккский пролив для Китая.

В качестве одного из вариантов обхода этого «бутылочного горлышка» Китай серьезно рассматривает строительство нефтепровода длиной около 1500 км от Бенгальского залива через китайскую границу в Кунмин, столицу провинции Юнань. (С этим предложением вышли военные Бирмы, после чего отношения двух стран, прежде напряженные, быстро наладились.) Также КНР в июне 2013 года запустила газопровод, проходящий через Мьянму, с ежегодной пропускной способностью 12 млрд м³, а в августе 2014 года завершила строительство нефтепровода годовой мощностью 12 млн тонн сырой нефти.

Но стране, потребляющей в день до 10 млн баррелей нефти, требуется иное, более надежное решение. Реализация инициативы BRI позволит частично решить проблему Малакки, диверсифицировав пути сообщения и таким образом обеспечив невоенным способом безопасность нынешних и будущих сухопутных нефте- и газопроводов. Глобальное военное присутствие — не китайский путь. (Дэн Сяопин говорил: «Скрывайте свою мощь, ждите благоприятного момента».) Аналитик Надеж Роллан отмечает: инициатива «Один пояс, один путь» «призвана позволить Китаю лучше использовать свое растущее экономическое влияние для достижения политических целей, не провоцируя противодействия или военного конфликта».

Экономическое и политическое влияние, полученное в результате реализации BRI, в перспективе вынудит попавшие в зависимость государства Африки, Ближнего Востока и Южной Азии отказать США (или кому-то другому) в использовании их воздушного пространства и территорий. Другие же страны видят в Китае платежеспособного и надежного партнера, который сможет, случись беда, отстоять общие интересы.

Интеграционное измерение

Интеграционное измерение BRI фокусируется на Центральной, Южной и Юго-Западной Азии, но мы рассмотрим ту его часть, которая касается непосредственно России. Россия по определению не может куда-либо интегрироваться. Она способна и должна сама выступать в роли интегратора, что и пытается делать на Евразийском континенте, утверждает доктор исторических наук, заведующий Центром азиатско-тихоокеанских исследований Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН Виктор Ларин в статье «Новая геополитика для Восточной Евразии» (статья опубликована в сборнике «Россия в глобальной политике» в октябре 2018 года. — Прим. ред.).

Пожалуй, с этим следует согласиться. Российский и китайский интеграционные проекты конкурируют на пространстве Евразии. Пока что китайская идея «Пояса и пути» притягательнее для государств региона, так как предлагает существенные инвестиции и заманчивые перспективы. Решение Москвы и Пекина о «сопряжении» двух интеграционных евразийских инициатив и фактическое согласие руководства двух государств работать тандемом — результат осознания общности экономических и политических интересов и ответственности за судьбу континента, страдающего от войн и конфликтов.

Уже достигнуты договоренности о сопряжении «Экономического пояса Шелкового пути» и ЕАЭС. Пока больше всех выигрывает китайская провинция Внутренняя Монголия, расположенная в зоне экономического коридора Китай-Монголия-Россия.

Принятие решения о сопряжении ЭПШП и ЕАЭС в качестве руководящей идеи требует встроить немалую часть Восточной Евразии в единое экономическое и инфраструктурное пространство континента. Однако нелишне помнить, что приверженность России строительству Большой Евразии в сотрудничестве с Китаем способствует реструктуризации глобальных цепочек добавленной стоимости в пользу Китая. Партнерство с Россией позволяет Китаю диверсифицировать поставки энергии и транспортные коридоры.

Сопряжение интересов выгодно как Москве, так и Пекину: Китай и Россия «получат Центральную Азию и Монголию в свое пользование, исключив возможность проникновения внешних сил в сердце Евразии» (цитата из статьи «Геоэкономика Китая и „новая холодная война“». Гленн Дисэн// Валдайские записки. № 96. Ноябрь 2018.

М.: Фонд развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай», 2018). Однако Китай — сложный партнер и жесткий переговорщик. Он постоянно пытается воспользоваться сложностями в отношениях России с Западом, что ярко проявилось, например, в переговорах по строящемуся магистральному газопроводу «Сила Сибири» (совместный проект «Газпрома» и китайской CNPC).

И все же интересы России и Китая в Северо-Восточной Евразии совместимы, и политические (демилитаризация и обеспечение безопасности региона), и экономические (производственная кооперация), и социальные (интересы населения приграничных территорий). Сегодня восточные районы России развиваются по новым принципам. Китай тоже ищет новые идеи, стимулы и форматы развития. К сожалению, пока не нашла воплощения идея совместного развития приграничных территорий Тихоокеанской России и Северного (автономный район Внутренняя Монголия) и Северо-Восточного (Хэйлунцзян, Цзилинь) Китая. Но это не означает, что от нее откажутся.

«Свободные морские порты» сегодня предлагают дополнить набором открытых сухопутных и речных портов вдоль российско-китайской границы: Благовещенск — Хэйхэ, Забайкальск — Маньчжоули и др. Политическая и правовая среда для реализации таких идей создается только на межгосударственном уровне.

Материал подготовлен на основе открытых источников. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Источник: atomicexpert.com

Рейтинг
Загрузка ...