Классификация рекреационных комплексов и их объектов по градостроительным признакам Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»
ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЕКРЕАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ / РЕГИОНЫ РЕКРЕАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА РЕКРЕАЦИОННОГО РАЙОНА / СХЕМА ПОЛИЦЕНТРИЗМА / АКВАТОРИЯ / ВОДОХРАНИЛИЩЕ / АНТРОПОГЕННЫЙ ВОДОЕМ / ЗОНЫ ОСВОЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / УСТОЙЧИВОСТЬ АРХИТЕКТУРНЫХ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Гоголкина О.В.
В статье рассмотрена иерархическая система рекреационных комплексов на сегодняшний день, градостроительные условия, влияющие на планировочную структуру рекреационного района , определены приемы застройки рекреационных комплексов. Выявлено то, что важным аспектом при проектировании и строительстве новых рекреационных комплексов является пространственно-временная устойчивость архитектурных и градостроительных систем . Определены возможные приемы застройки рекреационных комплексов. Разработаны рекомендации по зонам освоения экологического пространства акватории и прибрежных территорий антропогенных водоемов. Очевидна необходимость синтеза базовых принципов и методов ландшафтно-градостроительной эстетизации курортных территорий, обеспечивающих устойчивость рекреационной функции.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Гоголкина О.В.
Градостроительное развитие территории левобережной части города Ростова-на-Дону на основе концепций экоурбанизма
Текст научной работы на тему «Классификация рекреационных комплексов и их объектов по градостроительным признакам»
Классификация рекреационных комплексов и их объектов по градостроительным признакам
Гоголкина Ольга Вячеславовна
В статье рассмотрена иерархическая система рекреационных комплексов на сегодняшний день, градостроительные условия, влияющие на планировочную структуру рекреационного района, определены приемы застройки рекреационных комплексов. Выявлено то, что важным аспектом при проектировании и строительстве новых рекреационных комплексов является пространственно-временная устойчивость архитектурных и градостроительных систем. Определены возможные приемы застройки рекреационных комплексов. Разработаны рекомендации по зонам освоения экологического пространства акватории и прибрежных территорий антропогенных водоемов. Очевидна необходимость синтеза базовых принципов и методов ландшафтно-градостроительной эстетизации курортных территорий, обеспечивающих устойчивость рекреационной функции. Ключевые слова: иерархическая система рекреационных комплексов, регионы рекреационной направленности, планировочная структура рекреационного района, схема полицентризма, акватория, водохранилище, антропогенный водоем, зоны освоения экологического пространства, устойчивость архитектурных и градостроительных систем.
Внутренний туризм на территории России располагает огромным рекреационным потенциалом. На сегодняшний день насчитывается большое количество востребованных курортов.
Курортами являются местности, располагающие и обладающие природными средствами для лечения, туризма и отдыха.
С градостроительной точки зрения курортом является населенный пункт в системе расселения страны главной функцией которого является курортный бизнес. Однако с точки зрения курортологии, курортами и местами для активной рекреационной деятельности являются места в населенных пунктах, основными функциями которых являются организация отдыха, туризма и экскурсий для различных социальных групп населения.
Иерархическая система рекреационных комплексов на сегодняшний день имеет примерно следующую систему:
— рекреационно-оздоровительные учреждения отдыха и туризма;
— комплексы рекреационно-оздоровительных учреждений отдыха и туризма;
— населенные места рекреационной направленности — курортные поселки, где представлен большой спектр рекреационных объектов;
— рекреационно-курортные районы, территориально направленные на создание необходимых условий для сезонного или круглогодичного функционирования объектов отдыха и туризма.
— регионы рекреационной направленности -курорты, проектируемые и строящиеся на основе географической общности, располагающие наиболее благоприятными условиями для развития рекреационного потенциала страны. На территории такого района могут располагаться города и отдельные населенные пункты, поселки. При формировании целого рекреационного района особой его функцией является предоставления различного набора услуг, как для кратковременного, так и для длительного пребывания. Функциональное зонирование является определяющим фактором конкурентоспособности рекреационного района и его рациональной организации.
Планировочная структура рекреационного района напрямую зависит от природно-градостроительных условий местности и может быть:
Линейной, что характерно для прибрежных территорий (рис 1.)
Рисунок 3 — Планировочная структура с центрическими ядрами
Рисунок 1 — Линейная планировочная структура
Линейно-глубинной. Это если к берегам прилегают лесные массивы и горные территории, следовательно подходит для сложного рельефа. (рис. 2)
С центрическими ядрами — характерна для групповых систем расселения и для районов с хорошо отлаженными транспортными связями (рис.3).
Компактной — характерно для горной местности (рис.4).
Архитектурно-планировочная структура рекреационных комплексов во многом зависит от сервитутов застройки, профиля местности и соблюдения санитарно-оправданного зонирования для размещения объектов отдыха и туризма. В тех случаях, когда возникает новая ландшафтная ситуация, такая как водохранилище, новый парковый массив (Воронеж, Казань) происходит схема полицентризма и необходимости рационального и правильного освоения поясов экологического пространства.
Градостроительно и целесообразно подчинять планировку рекреационных комплексов, расположенных на прибрежных территориях градостроительным осям больших объектов или центров. Застройка прибрежных территорий должна формироваться обязательным наличием зоны отдыха вдоль берега, доступным и открытым для разных социальных групп населения. Так, например, во всех европейских странах 20 метров от уреза воды в обязательном порядке является не частной территорией, а зоной общественной, доступной каждому. Следует отметить принцип ступенчатого нарастания объектов рекреации по этажности и капитальности застройки исходя из местоположения относительно акватории. Следовательно, представляется возможным выделить следующие зоны освоения экологического пространства:
— зона регулирования и освоения территории сервитутами
— зона интенсивного освоения
На рисунках 5 и 6 разработаны рекомендации по зонам освоения экологического пространства акватории и прибрежных территорий антропогенных водоемов.
Пространства, характерные для развития рекреации могут быть извилистыми, случайными интересными, хаотичными путанными, растущими и развивающимися.
Рекреационные комплексы и их объекты могут развиваться в следующих направлениях:
Приемы застройки рекреационных комплексов возможны следующие:
расширение РК от главного ядра комплекса многолучевое и последующее развитие РК дисперсно-лучевое развитие РК однонаправленное развитие РК
Рисунок 5 — Рекомендации по зонам освоения экологического пространства акватории и прибрежных территорий антропогенных водоемов
Рисунок 6 — Рекомендации по зонам освоения экологического пространства акватории и прибрежных территорий антропогенных водоемов
Абсолютно любой рекреационный комплекс, рекреационный район или просто объект отдыха и туризма представляет собой некую пространственную систему с заранее обусловленными
функциями. Однако, помимо функций и пространства обитания существует эволюция развития и соответственно трансформация объекта или целого района во времени, включая и изменчивость градостроительной структуры. Любая пространственная рекреационная структура может состоять из элементов, кардинально отличающихся друг от друга по срокам жизнедеятельности и по изменяемости во временном диапазоне. Однако, если система устойчива во времени, то большинство ее элементом конструктивно жестко фиксированы в пространстве. Если же система и структура не устойчивы в пространстве, то элементы и составляющие должны быть мобильными и трансформируемыми, а порой даже подвергаться санации в целях применения более сложных градостроительных систем.
В общепринятом использовании слова «тип» и «типология» стали взаимозаменяемыми и понимаются как здания, сгруппированные по их использованию: объекты отдыха и туризма, рекреационные комплексы, многофункциональные «комбинаты здоровья» и т.д.. Однако «тип» не следует путать с «типологией». Суффикс «-ология» происходит от греческой логии, что означает «дискурс, трактат, теория или наука». Таким образом, типология — это дискурс, теория, трактат (метод) или наука о типе. Его сокращение до категорий использования ограничено, поскольку здания не зависят от их функции и развиваются с течением времени, как уже утверждали Альдо Росси и неорационализм. Промышленные объекты можно превратить в квартиры, а санаторий — в спа-комплекс. Это означает, что функциональное сокращение не позволяет другим знаниям, которые можно получить из типа, рассматривая их как принадлежащие к группе формальных, исторических и социокультурных аспектов. Существенное качество изменений и трансформации, а не его строгая классификация или подчинение исторической преемственности наделяет тип возможностью нарушить его функциональные и формальные ограничения.
Соединение понятия типа как идеи и модели позволяет нам обсуждать его инструменталь-ность в пространственном контексте. Слово «урбанизм» означает «живущий или расположенный в пространстве», но именно Илдефонс Серда — каталонский инженер и градостроитель Барселонского Эшампле — первым изобрел слова «урбанизм» и «урбанизация» в его теории урбанизации (1867). Таким образом, процесс урбанизации рекреационных систем неизбежен и в нем участвуют многочисленные заинтересованные стороны, разнообразие жителей и масштабы, превышающие масштаб одного здания, включенного в существующий генеральный
план. Соответственно существует необходимость инклюзивного проекта освоения территорий, который должен отличаться от генерального плана, основанного на исключительной власти и контроле.
Целесообразно отметить особый тип рекреационной системы, расположенной на берегах водохранилищ.
При проектировании и строительстве рекреационных комплексов необходимо учитывать, что территория водохранилищ в совокупности с прилегающей местностью — это режим особых рекреационных допусков и ограничений. Важным градостроительным изысканием является разработка специального зонирования рекреационных объектов, расположенных на территории водохранилищ. Для этого целесообразно рассмотреть и проанализировать территорию, прилегающую к искусственному водоему с целью выделения зон, пригодных для различных видов рекреационной деятельности. Алгоритм исследования важно начинать от изыскательной классификации и градации природных зон, а уже в дальнейшем формулировать обоснования для реализации туристско-рекреационной деятельности с учетом системы расселения и транспортно-хозяйственной инфраструктуры. Немало важным фактором правильной стратегии развития рекреационных систем являются принципы энергоэффективности и сокращение транспортных потоков в само ядро рекреации. Очевидна необходимость синтеза базовых принципов и методов ландшафтно-градостроительной эстетизации курортных территорий, обеспечивающих устойчивость рекреационной функции.
К примеру, все водохранилища Московской области относятся к источникам питьевого водоснабжения города Москвы. С целью обеспечения охраны этих источников, а также водопроводных сооружений и окружающей их территории, влияющей на санитарный режим источника, от загрязнения и истощения организуются Зоны санитарной охраны (далее ЗСО).
ЗСО регламентируются Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.1.4.262510 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения города Москвы, утвержденными постановлением Главного санитарного врача РФ от 30 апреля 2010 г. №45 (далее СП).
В соответствии с указанными СП ЗСО организуются для гидроузлов и станций водоподго-товки. Применительно к водохранилищам важно и необходимо соблюдение ЗСО гидроузла.
ЗСО гидроузла состоит из 1 пояса (строгого режима) и 2 пояса (ограничений).
«Первый и второй пояса ЗСО организуются для гидроузлов:
— Иваньковского. » [4, п.2.3.1.]
«Первый пояс ЗСО гидроузла (строгого режима) включает территорию гидротехнических сооружений и акваторию аванпорта гидроузла, где исключается всякая деятельность, не связанная с нуждами гидроузла. 1 пояс ЗСО гидроузла имеет целью защиту акватории источника и прибрежной территории от любых воздействий, оказывающих неблагоприятное влияние на постоянство состава воды у плотины гидроузла, а также гидротехнических сооружений от случайного или умышленного повреждения.» [4, п.п.2.3.2, 2.3.3.]
«В границах территории и акватории 1А пояса ЗСО гидроузлов не допускаются все виды строительства и хозяйственной деятельности, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению гидротехнических сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, объектов постоянного хранения и переработки твердых промышленных отходов, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, рекреационных сооружений, проживание людей.» [4, п.4.3.1.]
«В акватории 1А пояса ЗСО гидроузлов не допускается спуск любых сточных вод, в том числе сточных вод водного транспорта, а также купание, стирка белья, водопой скота, рыбная ловля и другие виды водопользования, оказывающие влияние на качество воды.» [4, п.4.3.2]
«Второй пояс ЗСО гидроузла (пояс ограничений) включает акваторию источника водоснабжения и территорию первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, которая простирается по берегам водохранилищ, основных водотоков, а также по берегам притоков первого порядка, входящих в гидротехническую систему. .
Назначение второго пояса ЗСО гидроузлов -защита источника водоснабжения от биологического и химического загрязнения, поступающего с поверхностным и подземным стоком и с судов, находящихся в акватории пояса, а также обеспечение процессов самоочищения воды от имеющегося биологического загрязнения.» [4, п.2.3.4.]
В пределах второго пояса ЗСО устанавливаются ограничения по ведению хозяйственной деятельности. В частности, запрещено выделение любых земельных участков (для индивидуального строительства, дачных, садово-огородных, очистных сооружений, АЗС и т.д.), а
также любое капитальное строительство на расстоянии менее 100 м от уреза воды при нормальном подпорном уровне. Также не допускается размещение объектов, могущих привести к загрязнению почв, грунтовых вод и воды водохранилища (кладбища, скотомогильники, склады ГСМ и химикатов, птицеводческие и животноводческие комплексы, полигоны ТБО и др.). Запрещена вырубка леса в прибрежной полосе 500 м.
В пределах 100 м полосы от уреза воды в рекреационных зонах допускается установка малых архитектурных форм.
В соответствии с п.1.1.1. СП владельцем водопровода (в нашем случае МГП «Мосводока-нал») должен быть разработан «Проект ЗСО Московского водопровод». В настоящее время данный проект не разработан, четкие границы ЗСО по водохранилищам Московской области не определены. Это является причиной большого количества споров (в том числе судебных) между хозяйствующими субъектами и МГП «Мосводоканал» и природоохранной прокуратурой.
Мероприятия в городском масштабе, включая развлекательные и коммерческие мероприятия, а также циркуляцию, напрямую связаны с внешней средой; таким образом, климатические факторы являются важнейшим компонентом любого плана развития, независимо от его географического местоположения, и, в свою очередь, должны быть признаны в качестве жизнеспособной, хотя и неиспользованной, материальной системы. Действия, связанные с существующими климатическими переменными и ограничениями, такими как температура, влажность, осадки и сезонные сдвиги в дневное время, должны быть признаны в качестве материалов, на которые нужно воздействовать для расширения существующих сезонов, создания новых и изучения потенциальных программных совпадений и мутаций. Такие климатические существа (искусственные или иные) оказываются столь же важными в организации, как и структуры, созданные для размещения конкретных программ и видов деятельности. Инфраструктурная система, способная манипулировать этими сезонными атрибутами, по существу переписала бы климатическую продолжительность жизни видов деятельности и создала бы новые возможности для различного использования круглый год.
Важным аспектом при проектировании и строительстве новых рекреационных комплексов является пространственно-временная устойчивость архитектурных и градостроительных систем. С целью прогнозирования подобного развития необходимо рассмотреть какие факторы могут повлиять на долгую жизнеспособность
ИсточникНаиболее полная информация о землях рекреационного назначения
Индустрия отдыха и туризма занимает отдельное место в экономике государства, а также туристических компаний и индивидуальных предпринимателей. Поэтому на земли, где можно организовать такой бизнес, всегда есть спрос.
Статья даёт исчерпывающую информацию о правилах их эксплуатации и возможностях оформления в аренду.
Основное понятие
Рекреационное назначение земельного участка (ЗУ) – это специфика использования земель, которые выделяются для организации:
- мест массового отдыха граждан;
- туризма;
- физкультурно-оздоровительных мероприятий;
- спортивной деятельности.
Относятся к особо охраняемым зонам. Выделяются земли под целевое использование в установленном порядке. Размещение объектов на таких территориях, правила и нормы их эксплуатации регулируются статьями 94 и 98 Земельного Кодекса РФ и иными законодательными актами.
Могут выступать в качестве живописных, экологически чистых зон отдыха, привлекающих местное население и приезжих туристов на выходные дни. А также – стать местом расположения различных комплексов и строений, где приезжие туристы могут пребывать на длительном отдыхе, получая дополнительные услуги, связанные с непосредственной целью прибытия в установленное место.
В настоящее время некоторые пригородные зелёные зоны, а также – парки и скверы исключены из рекреационного назначения и включены в земли населённых пунктов.
Какие участки относятся к категории особо охраняемых зон?
Рекреационные земли – это подкатегория, выделенная из категории земель особо охраняемых зон наряду с землями:
- природоохранного назначения;
- историко-культурного назначения;
- особо ценные, уникальные массивы.
Порядок их отнесения к землям особо охраняемых территорий федерального значения и порядок использования устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов. Установление рекреационных зон местного уровня регулируется распоряжением администрации региона или населённого пункта.
Земли рекреации должны обладать уникальными характеристиками. Требований к плодородию почв не предъявляется, но обязательны требования к экологии и ландшафту. Участки могут располагаться:
- вблизи озёр и иных водоёмов, на побережье моря;
- в горной местности;
- в лесной зоне.
Целью использования является организация отдыха граждан, поэтому участки должны соответствовать таким целям.
Земли должны быть пригодны для нижеследующего:
- строительства санаториев и пансионатов;
- туристических и спортивных баз;
- лыжных и гоночных трасс;
- детских туристических лагерей;
- туристских парков;
- кемпингов;
- объектов физической культуры, спорта;
- спортивных лагерей;
- домов рыболова (охотника);
- обустройства стационарных и палаточных лагерей;
- учебно-туристических троп;
- детских лагерей отдыха и т.п.
Кто является собственником
Этот вид земель не изъят из оборота и не ограничен в обороте, но при их использовании предусмотрен специальный правовой режим. Если такие участки ранее были оформлены в частную собственность, до признания таковых землями рекреационного назначения, их изъятие не допускается, если не возникли нужды федерального значения. Регламент пользования устанавливается в соответствии с целевым назначением, а также согласно нормам статьи 262 ГК РФ.
Статья 262 ГК РФ. Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок
- Граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
- Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.
Собственником рекреационных зон федерального значения является государство. В определённых случаях у частных собственников допускается изъятие ЗУ, но только для реализации государственных программ, если они захватывают территории жилых секторов населённых пунктов. В этом случае изъятие происходит на основании выкупа по соглашению сторон. В качестве примера можно привести строительство объектов для проведения Олимпиады.
Зоны отдыха регионального масштаба остаются в обладании местных властей, и принадлежат администрации населённого пункта.
Если до выдела в рекреационные зоны они были оформлены в частную собственность, допускается обременение публичным сервитутом. По соглашению может оформляться частный сервитут.
Правила использования
Физические, юридические лица и ИП, занимаясь туристическим, спортивным бизнесом, или оказывая сопутствующие этому бизнесу услуги, не вправе претендовать на оформление таких участков в собственность. Эти правила распространяются на них, даже при условии возведения строений, которые могут принадлежать частным лицам. С разрешения региональных или федеральных властей они могут оформить право аренды, но только при условии использования земель по целевому назначению.
При проведении строительства санаториев, профилакториев, спортивных комплексов и прочих объектов, соответствующих целевому назначению, оформлять аренду ЗУ вправе как учредитель компании, предоставляющей услуги в области туризма, так и строительная компания, выступающая застройщиком капитальных объектов, предназначенных под дальнейшую эксплуатацию для отдыхающих.
Использование территории под учебно-туристические тропы и трассы, допускается по соглашению с собственниками ЗУ и иными их правообладателями. При необходимости пользование оформляется на основе обременения сервитутом, находящиеся в обременении ЗУ не изымаются из пользования.
Что запрещено делать?
Кроме того, что такие земли могут использоваться только в соответствии с определённым правовым режимом, здесь не допускается никакая деятельность, не соответствующая целевому использованию. За исполнением данного положения надзирают государственные органы и муниципальные образования. Согласно закону, на таких землях нельзя:
- возводить жилые строения;
- организовывать предприятия и компании, не связанные с отдыхом граждан;
- производить несанкционированный выкос травы, вырубку деревьев и кустарников;
- заниматься браконьерством;
- использовать под сельскохозяйственные нужды или подсобное хозяйство;
- устраивать свалки.
За несоблюдение норм пользования участками, предусмотрена административная ответственность, допускающая штрафы и изъятие земель. За браконьерство – уголовная ответственность.
Так как места отдыха являются местами массового скопления людей, здесь недопустима никакая деятельность, влекущая риск причинения вреда здоровью. Если здесь проводится строительство объектов, то зона должна обеспечиваться ограничением доступа отдыхающих, особенно – детей. Вопрос о безопасности граждан должен стоять в числе приоритетных задач. На этих землях недопустима никакая халатность и безответственность.
Кроме перечисленного, недопустимо проводить такие виды работ, которые могут повредить поверхность почвы, изменив её уникальные свойства в результате отравлений ядохимикатами, механическими повреждениями. А также проводить деятельность, допускающую нарушение экологии в зоне рекреации. Это касается и правообладателей прилегающих земельных участков, относящихся к другим категориям земель.
Аренда территорий лесного фонда для рекреации
Земли лесных зон подчиняются нормам «Лесного кодекса РФ» (ЛК РФ), принятого 04.12.06 под № 200-ФЗ. Статья 41 данного документа утверждает, что земли лесного фонда могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности и служить местом отдыха граждан.
Собственность на лесные земли принадлежит государству, они могут передаваться в постоянное (бессрочное) пользование региональным властям.
Если лесные массивы переданы в ведение муниципалитетов, то аренда таковых индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами может осуществляться только путём оформления арендных прав у муниципального образования. Для этого требуется обращаться в земельный комитет населённого пункта с заявлением и перечнем услуг, которые планируется предоставить на таких землях.
Поданное заявление рассматривается на публичных слушаниях, после чего выносится решение об участии в аукционе на основании положений главы 8 ЛК РФ. После выигрыша лота участнику предоставляется выписка из протокола.
- Скачать бланк заявления на аренду лесного участка
- Скачать образец заявления на аренду лесного участка
Что можно строить?
Если право аренды предоставлено, допускается развитие туристического бизнеса или организация зоны отдыха. Здесь можно построить:
- спортивную базу;
- лагерные стационарные помещения;
- домики для отдыхающих;
- охотничьи домики;
- гостиничный комплекс или пансионат.
То есть, постройки ориентируются на возведение оздоровительных, физкультурно-оздоровительных, предназначенных для отдыха и спорта и спортивно-технических сооружений. Выступают в качестве лесной инфраструктуры.
Что требуется?
Для возведения построек арендатор обязан:
- составить проект освоения лесов (ч. 1 ст. 88 ЛК РФ);
- осуществлять использование ЗУ в соответствии с проектом;
- соблюдать условия договора аренды ЗУ (лесного участка);
- использовать территорию только способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими (ограничивающими) нанесение вреда последующему воспроизводству лесов;
- соблюдать правила пожарной безопасности, правила санитарной безопасности;
- подавать ежегодно лесную декларацию ( ч.2 ст. 26 ЛК РФ);
- представлять отчет об использовании лесов (ч. 1 ст. 49 ЛК РФ);
- представлять отчет об охране и защите лесов (ч.1 ст. 60 ЛКРФ);
- исполнять иные предписания законодательства.
Что нельзя возводить?
Нельзя строить ничего, что не входит в целевое назначение, или может повредить ландшафт лесов или их экологию.
В частности, нельзя строить:
- объекты для ведения подсобного хозяйства;
- промышленные предприятия по переработке древесины, мяса и шкур животных;
- жилые дома и дачи.
Недопустима несанкционированная вырубка лесов и охота. Арендатор обязан рекультивировать земли, используемые для строительства, реконструкции эксплуатации объектов (ч. 6 ст. 21 ЛК РФ), если их строительство не было связано с развитием лесной инфраструктуры.
Стоимость и сроки
Передавать в аренду можно только земли с установленной кадастровой стоимостью, так как на её основании назначается стоимость первого шага аукциона. Иногда используются специальные расчёты на основании доходного подхода. В целом оценка ориентируется на нормы статей 73 и 76 ЛК РФ. Шаг аукциона не может превышать 5% от изначально установленной стоимости.
В итоге право аренды получает выигравший участник аукциона. Если он является единственным – выкуп арендных прав допускается без проведения торгов. Срок аренды не может быть меньше, чем 10 лет. Максимальный срок – 49 лет.
Возможность выкупа
Такая процедура невозможна, так как земли лесного фонда не могут передаваться в частную собственность. Но иногда допускаются исключения, если речь идёт о землях, которые могут быть переведены в другую категорию. Например, пригородные лесные зоны, которые допустимо перевести в земли поселений. Или массивы после пожаров и вырубки лесов, если на них не предусматривается восстановление леса.
Требуется действовать в соответствии со следующим пошаговым алгоритмом:
- Провести экспертизу земель, подтверждающую возможность изменения категории. Получить заключения экспертов.
- Написать аргументированный запрос на имя министра Министерства Лесного хозяйства, с указанием подробных причин перевода и параметров земельного участка, с указанием кадастрового квартала.
- Приложить акты экспертизы, нотариально удостоверенный паспорт, выписки из ЕГРЮЛ и копию учредительной документации, если это юридическое лицо.
- По усмотрению Министерства, запрос передаётся в органы Правительства РФ на рассмотрение. Либо заявителю отправляется мотивированный отказ, со ссылкой на причину отказа.
В заявке должны содержаться сведения, способные предоставить заявителю разрешение на выкуп в собственность, после перевода земель в другую категорию.
В документ вносятся следующие сведения:
- причины бесхозности ЗУ;
- расчёты стоимости восстановления массива;
- проект восстановления ЗУ заявителем;
- аргументы эффективности такого перевода.
На основании данного документа должен выйти законопроект, допускающий выведение земель из этой категории, после чего можно приступать к оформления массива.
-
.
- Как узнать по кадастровому номеру категорию ЗУ. . ? ?
- Какое наказание грозит за не целевое использование ЗУ?
Споры и порядок их решения
Так как регламент использования таких земель обеспечивается специальными положениями, могут возникать ситуации, вызывающие споры о нормах использования и правилах эксплуатации. В первую очередь они могут быть связаны с вопросом о нецелевом использовании арендованных участков.
Контроль над исполнением норм целевого использования возложен:
- на государственный земельный контроль;
- на общественный контроль по нормам земельного законодательства.
Представители этих органов вправе проводить проверки по использованию земельных массивов рекреационного значения, надзирать за исполнением установленного регламента.
Госзем контроль уполномочен:
- запросить соответствующие документы;
- выдать предписания;
- подавать в суд для рассмотрения обнаруженных нарушений;
- взыскать штраф (через суд) и вынести иные взыскания.
Если речь идёт о нарушении экологии, загрязнении озёр и повреждении лесного массива, то допускается жалоба в Роспотребнадзор, Санэпидстанцию и т.п. При нарушении норм противопожарной безопасности – жалоба подаётся в региональное управление МЧС.
Все вопросы, связанные с нарушением имущественных прав юридических лиц рассматриваются в арбитражном суде. Здесь же могут решаться вопросы о прекращении права аренды, возмещении материального ущерба и т.п. Обращаться следует в арбитражный суд по месту расположения лесного массива.
Земли рекреации входят в состав особо охраняемых зон. Используются для отдыха граждан, спортивных, туристических и лечебно-оздоровительных целей. Принадлежат государству, могут передаваться в аренду. Иногда допускается оформление в собственность, по решению Правительства.
Источник