Строительство сметное дело пособие

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СМЕТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

О сновы и особенности ценообразования в строительстве
Ценообразование в строительстве исходит из общих для всех отраслей принципов, подчиняется законам рынка, и цена на строительную продукцию формируется по маркетинговым правилам:

— выбор объекта ценообразования;

— определение спроса и предложения;

— анализ цен конкурентов;

— выбор метода ценообразования;

— установление окончательной цены;

Механизм ценообразования в строительстве имеет некоторые особенности, а именно:

— в формировании цены на строительную продукцию одновременно участвуют проектировщик, заказчик и подрядчик;

— длительность производственного цикла строительного процесса;

— высокая материалоемкость строительной продукции;

— необходимость учета местных условий строительства и индивидуальные характеристики строящихся зданий и сооружений;

— объективность стоимости строительной продукции зависит от качества проекта, обоснованности сметных норм и методов расчета сметы.

Вебинар «Сметное дело #12» от 20 декабря 2022 г. ГАУ КО «ЦПЭиЦС»

Важнейшим условием обеспечения объективности стоимости строительной продукции является договорная, согласованная инвестором (заказчиком) и подрядчиком и оговоренная в договоре подряда, цена.

В настоящее время сметно-нормативная база и метод расчета сметы определяются заказчиком и подрядчиком.

Методическая и нормативная база определения сметной

стоимости строительной продукции
Для определения свободной (договорной) цены на строительную продукцию необходимы соответствующая методическая документация и сметно-нормативная база определения стоимости строительной продукции.

Основным методическим документом является МДС 81-1.99 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Они введены взамен СНиП 1.01.01-82, СНиП 1.02.01-83 и СНиП 1.01.02-82. В МДС81-1.99 даны общие сведения о системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, положения по определению стоимости строительства и порядок составления сметной документации на строительство.

Виды сметной документации и методы расчета смет

Локальные сметы являются первичными сметными документами и составля­ются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по обще­площадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабо­чей документации (РД), рабочих чертежей.
Локальные сметные расчеты составляются в случаях, когда объемы работ и разме­ры затрат окончательно не определены и подлежат уточнению на основании рабо­чей документации РД, или в случаях, когда объемы работ, характер и методы их выполнения не могут быть доста­точно точно определены при проектировании и уточняются в процессе строительства.
Объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и являются сметными документами, на основе которых формиру­ются договорные цены на объекты.

Обзор «Ценообразование и сметное дело в строительстве. Учебное пособие»


Объектные сметные расчеты объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных сметных расчетов и локальных смет и подлежат уточнению, как правило, на основе рабо­чей документации РД.
Сметные расчеты на отдельные виды затрат составляются в тех случаях, когда требуется определить, как правило, в целом по стройке размер (лимит) средств, необхо­димых для возмещения тех затрат, которые не учтены сметными нормативами (напри­мер: компенсации в связи с изъятием земель под застройку; расходы, связанные с при­менением льгот и доплат, установленных правительственными решениями, и т. п.).
Сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расче­тов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.
Сводка затрат — это сметный документ, определяющий стоимость строитель­ства предприятий, зданий, сооружений или их очередей в случаях, когда наряду с объектами производственного назначения составляется проектно-сметная докумен­тация на объекты жилищно-гражданского и другого назначения.
Одновременно со сметной документацией по желанию пользователя в составе проекта и рабо­чей документации РД могут разрабатываться ведомость сметной стоимости строительства объектов, входящих в пусковой комплекс, и ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей среды.
Ведомость сметной стоимости объектов, входящих в пусковой комплекс, со­ставляется в том случае, когда строительство и ввод в эксплуатацию предприятия, здания и сооружения предусматривается осуществлять отдельными пусковыми ком­плексами. Эта ведомость включает в себя сметную стоимость входящих в состав пускового комплекса объектов, а также общеплощадочных работ и затрат.

Ведомость сметной стоимости объектов и работ по охране окружающей при­родной среды составляется в том случае, когда при строительстве предприятия, зда­ния и сооружения предусматривается осуществлять мероприятия по охране окру­жающей природной среды. В ведомость включается только сметная стоимость объек­тов и работ, непосредственно относящихся к природоохранным мероприятиям.

Государственные элементные сметные нормы на строительные работы (ГЭСН-2001)
Перечень Государственных элементных сметных норм на строительные и специальные работы (ГЭСН-2001) приведен в приложении 1.

Сборники ГЭСН предназначены для определения состава и потребности в ресурсах, необходимых для выполнения строительных работ, и используются для определения сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок (сборников ЕР) различного уровня (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных), укрупненных сметных нормативов, применяемых при строительстве новых, реконструкции, расширении и техническом перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений (в дальнейшем – строительство).

Все элементные сметные нормы построены по единому принципу:

— таблицы ГЭСН имеют шифр, наименование, состав работ, измеритель и количественные показатели норм расхода ресурсов.

— шифр нормы состоит из номера сборника (два знака), номера раздела сборника (два знака), порядкового номера таблицы в данном разделе сборника (три знака) и порядкового номера нормы в данной таблице (один-два знака).

  • затраты труда рабочих-строителей (монтажников, пусконаладочного персонала), в чел.-ч;
  • средний разряд работы (показатель «средний разряд работы» характеризует средний разряд звена рабочих-строителей, выполняющих полный комплекс работ). Это новый показатель относительно сметно-нормативной базы 1984года.
  • затраты труда машинистов, в чел.-ч. Показатель также введен впервые;
  • состав и время эксплуатации строительных машин, механизмов, механизированного инструмента, в маш.-ч;
  • перечень материалов, изделий, конструкций, используемых в процессе производства работ, и их расход в физических (натуральных) единицах измерения.

Федеральные и территориальные единичные расценки на строительные работы (ФЕР-2001, ТЕР-2001)
В настоящее время в наибольшей степени используются при составлении сметной документации нормы и расценки федерального и территориального уровней. Приоритетное значение в практике сметного ценообразования отводится территориальным единичным расценкам, учитывающим особенности строительного производства и уровня цен на строительную продукцию конкретных регионов (республик, краев, округов, городов и областей Российской Федерации). Указанное положение было характерно и для сметно-нормативных баз 1984 и 1991 годов.

Существующие сборники Федеральных единичных расценок 2001г. разработаны в уровне цен для базового района страны (Московская область) по форме таблицы ФЕР(таблица3).

ЕР составлены на основе:

  • государственных элементных сметных норм на строительные работы ГЭСН-2001;
  • средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции по состоянию на 1 января 2000 года;
  • средних сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов по состоянию на 1 января 2000 года;
  • уровня оплаты труда рабочих-строителей и машинистов по состоянию на 1 января 2000 года (принят по данным государственной статистической отчетности в строительстве IV квартал 1999 года).

Каждый Сборник ЕР содержит техническую часть и расценки на измеритель конструкции или работ. Прежде чем пользоваться расценками, необходимо ознакомиться с технической частью.

В техническую часть помещены сведения о назначении и порядке применения расценок, правила исчисления объемов работ и коэффициенты, учитывающие производство работ в условиях, отличающихся от принятых в расценках.

Таблицы ЕР содержат показатели сметных прямых затрат, установленные на соответствующий измеритель конструкций или работ:

  • затраты на оплату труда рабочих-строителей;
  • затраты на эксплуатацию строительных машин, в том числе на оплату труда рабочих, обслуживающих машины;
  • затраты на материалы, изделия и конструкции.
  • затраты труда рабочих-строителей, в чел.-ч;
  • расход материалов, не учтенных расценками, в физических единицах измерения.
Читайте также:  Чем привлечь клиентов в строительстве

Применение ЕР осуществляется непосредственно при составлении локальных смет. При этом все необходимые показатели из ЕР переносятся в сметы без изменений. Уточнения сметных показателей, связанные с порядком применения ЕР и учетом коэффициентов на условия работ, осуществляются при составлении смет, при этом приводятся ссылки на соответствующие пункты технических частей соответствующих Сборников ЕР и Общих указаний.

Определение размера средств на оплату труда

Современный подход к планированию средств на оплату труда любой строительной организации изложен в МДС 83-1.99 «Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций» (Госстрой России, 1999г.)

Основой всех форм и систем оплаты труда является тарифная система, обеспечивающая соответствие квалификации и оплаты труда работников сложности выполняемых ими работ. Тарифная система включает в себя тарифные ставки, тарифные коэффициенты и единый тарифно-квалификационный справочник.

Расчет стоимости 1чел.- часа произведен исходя из ФЗП рабочих, занятых на строительно-монтажных и ремонтных работах в расчете на один месяц -1985руб. на IV разряд (письмо КМРБ № 495-1692 от 26.10.99г.). При этом тарифные коэффициенты к ставкам рабочих в строительстве приняты по постановлению №  от 17.09.1986г. а норма рабочего времени в РБ на 01.01.2000г. -163,3 чел –ч. в месяц по приказу Минтруда, занятости и социальной защиты РБ №6 от 26.10.1999г.

При определении в сметах затрат на оплату труда в базисном уровне цен следует руководствоваться часовыми тарифными ставками, учтенными при разработке ТЕР-2001, а при их отсутствии –использовать ФЕР-2001 (по базовому району –Московская область) с поправочными коэффициентами, так как в ФЕР-2001 заработная плата рабочего-строителя IV разряда по состоянию на 01.01.2000 составляют 1600 руб. в месяц (1чел. –час-9,62 рубля) при среднемесячном количестве рабочих часов 166,25, согласно Постановлению Минтруда РФ №2042.

  • предоставлении ежегодных отпусков;
  • предоставлении отпусков по беременности и родам;
  • увольнении работников в связи с призывом в Вооруженные силы РФ, достижением пенсионного возраста, восстановлении на работе работника, ранее выполнявшего данную работу –выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка;
  • временном переводе на нижеоплачиваемую работу в случаях простоя или производственной необходимости на срок до 1 месяца;
  • переводе по состоянию здоровья на более легкую работу –в течение двух недель со дня перевода;
  • переводе в связи с увечьем или другим повреждением здоровья, связанным с работой, – до восстановления трудоспособности либо установления инвалидности; переводе на другую работу беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;
  • выполнении государственных и общественных обязанностей в рабочее время – на период выполнения этих обязанностей;
  • сокращении численности или штата – выходное пособие в размере среднего месячного заработка и средняя заработная плата на период трудоустройства, но не более двух месяцев со дня увольнения. В порядке исключения средняя зарплата на период трудоустройства сохраняется и в течение третьего месяца со дня увольнения, если работник в двухнедельный срок после увольнения обратился в орган по трудоустройству и не был им трудоустроен.

При использовании базисно-индексного метода средства на оплату труда определяются с использованием индекса (коэффициента) по статье «Оплата труда рабочих» к базисному (2000 года) уровню по формуле:

где Зт – оплата труда рабочих-строителей и машинистов (или по отдельности) в текущем уровне цен в составе сметных прямых затрат, руб.;

Зc – оплата труда рабочих- строителей по счету прямых затрат сметы или разряда в базисном уровне цен, руб.;

3м – оплата труда машинистов по итогу прямых затрат сметы или раздела в базисном уровне цен, руб.;

Iот – индекс оплаты труда, определяемый по формуле

где Iот – индекс текущего отношения оплаты труда к базисному уровню, может быть разработан индивидуально и согласован с заказчиком;

3т факт – фактический месячный уровень оплаты труда рабочих в текущем уровне цен по отчетным и статистическим данным или по согласованию сторон, руб.;

3т баз – базисный месячный уровень оплаты труда рабочих в ценах на 01.01.2000г.

При применении ресурсного метода, размер средств на оплату труда в текущем уровне цен определяется на основе нормативной трудоемкости работ по формуле

где ЗT –расчетная величина средств на оплату труда в текущем уровне цен по объекту (его части), учитываемая в составе прямых затрат локального ресурсного сметного расчета (сметы), руб.;

– нормативная трудоемкость работ (затраты труда рабочих-строителей и механизаторов) которая определяется по номам, применяемым в подрядной организации, по объекту (его части), чел. –час.;

– фактическая (на момент расчета) среднемесячная оплата труда одного рабочего (строителя и механизатора) в подрядной организации, руб.;

t – среднемесячное количество часов, фактически отработанных одним рабочим в конкретной организации в предшествующий период (как правило год), не превышающее нормативной величины, устанавливаемой Минтруда России.

Показатель среднего нормативного разряда работы определяется как средневзвешенная величина разрядов работ по формуле

где Рср – средневзвешенная величина разрядов (с 1 по 6 разряд с десятыми долями);

– трудоемкость i-го вида работ по позиции сметы, чел. час;

– средний разряд i-ой работы по позиции сметы (принимается из таблиц элементных сметных норм ГЭСН-2001);

Тё н – показатель нормативной трудоемкости («Затраты труда рабочих-строителей, всего») выделяемой в составе итогов прямых затрат (сумма по всем позициям сметы).

Как показывают расчеты, фактическая часовая ставка соответствует среднему разряду:

-при новом строительстве и реконструкции –3,7-4,0;

-при ремонтно-строительных работах – 4,0-4,3;

-в среднем по строительству –4,0.

При применении индексного метода размер средств на оплату труда в составе прямых затрат определяется по формуле 1.

При определении в составе прямых затрат размера средств на оплату труда по видам и комплексам работ, конструктивным элементам и объектам в целом, может применяться следующая формула

где Т – нормативные затраты труда рабочих на выполнение конкретного объема работ по их видам, комплексам, конструктивным элементам или объекту в целом, чел.-ч; :

– расчетное число часов работы одного рабочего в месяц, не превышающее нормативной величины, устанавливаемой Минтруда России;

— месячная тарифная ставка рабочего первого разряда при работе в нормальных условиях труда, индексируемая ежеквартально в установленном порядке, руб.;

Кт – тарифный коэффициент среднего разряда выполня­емых работ или соответствующего ему среднего разряда рабочих, принимаемый по действующей в орга­низации тарифной сетке.

К – районный коэффициент к заработной плате;

Кп – коэффициент премиальных выплат, производимых из фонда оплаты труда и носящих систематический, регулярный характер (Kil);

ПВ – прочие выплаты, производимые за счет средств на оплату труда, включаемые в прямые затраты;

К1 – коэффициенты (в долях единицы), учитывающие доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам работников за особые условия труда, режим работы и др.

В отдельных организациях и на предприятиях в соот­ветствии с действующим трудовым законодательством мо­гут быть установлены тарифные ставки рабочих при работе в нормальных условиях труда в более высоких размерах, чем предусмотрено отраслевыми или региональными та­рифными соглашениями и разъяснениями к ним. Исполь­зование таких тарифных ставок при определении размера средств на оплату труда в договорной цене и смете на стро­ительство конкретного объекта может быть допущено по соглашению сторон договора подряда. Если в организации тарифные ставки установлены с учетом районного коэффи­циента или прожиточного минимума в данном районе, то из формулы (5) коэффициент КР исключается.

Читайте также:  Учет финансовых результатов строительстве

Тарифный коэффициент Кт определяется по среднему разряду работ, указанному в укрупненных нормах, или на основе квалификационного состава звена (бригады) paбoчих, выполняющих этот вид работ, путем межразрядной интерполяции по формуле

КТ = Км + (Кб — Км)(Рс — Рм) , (6)

где Км и Кб – меньший (предшествующий) и больший (последующий) тарифные коэффициенты тарифной сетки;

Рс и Рм – средний и меньший (предшествующий) разряды.

Например, при составе звена рабочих 5-го разряда – 1 чел.,

4-го – 2 чел., 3-го – 1 чел. и 2-го разряда – 1 чел. средний разряд звена будет:

Рс = (5 · 1 + 4 · 2 + 3 · 1 + 2 · 1) / 5 = 3,6

Тарифный коэффициент, соответствующий этому раз­ряду, равняется 1,28.

КТ = 1,19+(1,34 – 1,19)(3,6 – 3) = 1,28

Учитывая нелинейный характер роста тарифных коэф­фициентов по разрядам, приведенный расчет дает прибли­женный результат. Более точным является средневзвешен­ное по числу рабочих его значение

КТ = (1,54 · 1 + 1,34 · 2 + 1,19 · 1 + 1,085 · 1) / 5 = 1,299
Определение сметных затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов

В составе новой сметно-нормативной базы разработаны сметные нормы и расценки на эксплуатацию машин в ценах на 1.01.2000 г. Они комплектуются в отдельные сборники сметных норм и расценок на эксплуатацию машин. Эти сборники могут быть федеральными, от­раслевыми и территориальными.

Стоимость 1 маш.-ч эксплуатации строительных машин (расценка) включает следующие затраты (руб./маш.-ч):

СМАШ..Ч.. = А+З + Р + Б + Э + С + Г + П,

где А – нормативные амортизационные отчисления на полное восста­новление машин;

3 – размер оплаты труда рабочих, управляющих ма­шиной (машинистов, водителей);

Р – затраты на все виды ремонта, техническое обслуживание и диагностирование;

Б – затраты на замену быстроизнашивающихся частей;

Э – размер затрат на энергоносители;

С – затраты на смазочные материалы;

Г – затраты на гидравлическую жидкость;

П – размер затрат на перебазирование машин с одной стро­ительной площадки (базы механизации) на другую.

Амортизационные отчисления на полное восстановление машин рас­считывается по формуле:

где Сб — балансовая (инвентарно-расчетная) стоимость машины, руб.;

На — годовая норма амортизационных отчислений на полное восстановление по данному виду строительных машин, %/год;

Т — нормативный годовой режим эксплуатации машин, маш.-ч/год.

Размер оплаты труда рабочих (З), управляющих машинами, определяется по ее фактическому уровню или по применяемым в организации тарифным ставкам соответствующих разрядов с учетом доплат, надбавок, премий и других выплат.

Состав звена и тарифные разряды рабочих устанавливаются согласно руководствам по эксплуатации машин с учетом «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих» (ЕТКС).

Остальные составляющие стоимости 1 маш.-ч эксплуатации строи­тельных машин определяются с использованием соответствующих цен и норм расхода.

Для определения сметных затрат по эксплуатации строительных машин используют и другую формулу (25)

Смаш.ч. =(Сгод + Сед + Сэкс) x Кнр,

где Сгод — годовые затраты на 1 маш.-ч, руб./маш.-ч:

Сед — единовременные затраты;

Сэкс — эксплуатационные затраты;

Кн — коэффициент, учитывающий накладные расходы управлений и баз механизации.

Годовые затраты учитывают амортизационные отчисления.

К единовременным затратам относят стоимость доставки машин с баз на строительную площадку, расходы по перебазировке машин на объектах, затраты по монтажу, демонтажу машин и пр.

В настоящее время в целях отражения в сметах фактических расходов по эксплуатации машин подрядчики переходят к ресурсному году оценки сметных затрат, когда цена 1 маш.-ч определяется с учетом реальных ресурсных затрат на эксплуатацию машин.

Сметные затраты (Зсм) по эксплуатации машин, используемых на строительной площадке, определяются ресурсным методом по формуле:

где Цp — планово-расчетная цена 1 маш.-ч машины i-й марки в текущих ценах с учетом реальных условий строительства конкретного объекта, руб./маш.-ч;

ti — продолжительность работы машины i-ой марки на строительстве данного объекта, маш.-ч;

ni — количество одновременно работающих машин i -й марки на данном строительстве, данного объекта;

m – количество марок машин, занятых на объекте строительства, шт.

Использование ресурсного метода определения сметных затрат по эксплуатации машин в подрядных организациях требует строгого уче­та планируемых и фактических затрат по всем строительным машинам, совершенствования организации и методов управления производством.

Определение накладных расходов

Накладные расходы (Н) в текущем уровне цен определяются от величины средств на оплату труда рабочих (строителей и механизаторов) в составе сметных прямых затрат по следующей формуле

Н = (ЗС + ЗМ) x JЗ x НС/100 ,

где ЗС и ЗМ – суммарная величина основной заработной платы рабочих-строителей и машинистов в базисном уровне сметных цен 2000 г.

JЗ – индекс текущего уровня оплаты труда рабочих по отношению к уровню 2000 года (индекс элемента прямых затрат – «Оплата труда рабочих»);

НС – норматив накладных расходов (в процентах), рекомендованный Госстроем России ( приложение 3). При этом следует помнить, что если в сметах величина оплаты труда рабочих-строителей и машинистов определена в текущем уровне цен, то, соответственно, в формуле (27) индекс текущего уровня оплаты труда не начисляется.

Источник: l.120-bal.ru

Горячкин П.В. — Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 года.

Сметно-нормативная база 2001 года разработана в новых экономических условиях деятельности инвестиционно-строительного комплекса Российской Федерации.

С начала 90-х годов прошлого столетия в строительстве произошли коренные преобразования, связанные как с кардинальным изменением экономических отношений, так и с пересмотром архитектурно-планировочных и конструктивно-технологических решений зданий и сооружений. Строительный комплекс страны выходит из кризиса и во многом является локомотивом развития всей экономики.

Среди основных факторов и тенденций, определяющих развитие строительной отрасли, сегодня можно выделить следующие:

• полное изменение структуры источников инвестиций, особенно в жилищном строительстве, где на первое место вышли средства частных инвесторов (граждан и или объединений инвесторов);

• изменение самой структуры строительно-монтажных организаций, в основном за счет разукрупнения. Более 70 процентов строительных организаций имеют штатную численность до 30-40 человек. С другой стороны, в последние годы наметилась тенденция к объединению компаний в холдинги. Цель таких объединений — создание в рамках единого управления законченных комплексов предприятий, способных реализовывать инвестиционно-строительные проекты, начиная с вопросов экономической оценки и проектирования, строительства, производства строительных материалов, кончая реализацией объектов недвижимости или их последующей эксплуатации;

• техническое перевооружение производственной базы, особенно на предприятиях производства строительных материалов, изделий и конструкций, а также специализированных подрядных организаций (дорожно-строительных, «нулевиков» и т. п.);

• широкое внедрение системы подрядных торгов, уход от распределительной системы различных видов ресурсов к реальной конкуренции на рынке подрядных работ и товарных рынках.

Особую роль в инвестиционно-строительной деятельности занимает новое (рыночное) ценообразование и сметное нормирование. Уже в начале 90-х годов стало ясно, что рожденные в недрах административно-командной и распределительной системы сметно-нормативные базы 1984 и 1991 годов вступили в противоречие с новыми рыночными реалиями.

Ушли единые цены, тарифы, изменились и представления инвесторов о потребительских качествах жилья. На фоне высокой инфляции 1992-1996 годов на первый план ценообразования вышли так называемые индексы (коэффициенты) удорожания сметной стоимости, различные компенсационные расчеты и т. п. С середины 90-х на российский строительный рынок хлынули новые материалы и технологии, в том числе и зарубежные. При определении стоимости работ с их использованием у сметчиков возникли технические и методические сложности. В рамках сметных норм и расценок 1984 и 1991 годов приходилось искать нестандартные приемы учета новых проектных и технологических решений. Стало очевидно, что старая система ценообразования абсолютно не пригодна для рыночных отношений.

Читайте также:  Право гражданина на строительство

Сметно-нормативная база 2001 года обеспечивает участников инвестиционно-строительного процесса новым механизмом достоверного определения стоимости строительства в условиях рыночных отношений.

Настоящее Практическое Пособие призвано оказать действенную помощь специалистам-сметчикам страны, всем инженерно-техническим работникам, связанным с подготовкой, утверждением и экспертизой сметной документации, согласованием цен и тарифов, договорной цены на строительную продукцию.

Над Пособием работал большой авторский коллектив специалистов. Отличительной особенностью Пособия является тот факт, что оно написано теми, кто и создавал новую сметно-нормативную базу 2001 года. Это обстоятельство имеет решающее значение в правильном, методически грамотном представлении материала. Новая база только начинает входить в практику сметного дела, у сметчиков еще очень мало опыта в ее применении и, как говорится, «вопросов больше, чем ответов». Пособие заполняет определенный информационный и методический вакуум, образовавшийся в этой связи.

При разработке Пособия мы ставили перед собой задачу максимально уйти от общих рассуждений или повторения того, что уже написано в действующих нормативно-методических документах (сводах правил, МДС, указаниях). Основное внимание уделено именно практике сметного дела, решению наиболее острых и сложных задач достоверного определения стоимости строительства по новой базе. В Пособии представлено довольно много примеров и расчетов, которые, безусловно, помогут сметчикам. Акцент сделан на составление смет различными методами (ресурсным, базисно-индексным) и в различных вариантах, обусловленных задачами, стоящими перед разработчиками смет, и этапностью выпуска смет и исполнительной документации.

Пособие реализует принцип многовариантности решения тех или иных вопросов сметного дела и является шагом к созданию целой системы подходов к определению стоимости строительства в условиях рыночных отношений. По сути, сведенные вместе правила сметного ценообразования позволят заказчикам и подрядчикам при заключении договоров подряда (контрактов) закреплять в них (или в специальных приложениях и протоколах) именно те подходы и решения, которым стороны и будут следовать при реализации конкретного инвестиционно-строительного проекта.

Таким образом, будет происходить юридическое закрепление в качестве обязательных к исполнению правил определения цены контрактов и расчетов за выполненные работы. Нечто подобное уже давно существует в Европе в отношении договоров подряда (контрактов) на строительство и поставку строительных материалов и оборудования. Это так называемые правила FIDIC , разработанные Международной федерацией инженеров-консультантов. Не будем забывать, что ценообразование в строительстве по действующему российскому законодательству не относится к области прямого государственного регулирования цен и построено на нормативах, носящих рекомендательный характер.

Авторский коллектив не претендует на исчерпывающую полноту отражения в Пособии всех вопросов ценообразования и сметного нормирования в строительстве. Сметное дело — динамичный, во многом творческий процесс, подверженный изменению и уточнению в части решений тех или иных вопросов определения стоимости. Предлагаемое Пособие будет «идти в ногу» со сметчиками страны, и мы рассчитываем на его развитие в следующих переизданиях, а это возможно только с вашей помощью, уважаемый читатель.

Выражаем надежду, что Пособие вам понравится и поможет в вашей практической работе. Ваши предложения и замечания можно направить авторам по адресам:

190000, Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 13, оф. 12а

тел./факс 8(812) 314-5348, E — mail : рауеЩкссз.т \ www . kccs . ru

123022, г. Москва, ул. Ходынская (м. «Улица 1905 года»), д. 8.

тел./факс 8 (095) 253-82-89, 39-47, E-mail: center csn(q)mtu-net.ru

С глубоким уважением от имени авторского коллектива

СОСТАВ И СОДЕРЖАНИЕ СМЕТНО-НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ 2001 ГОДА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Сметно-нормативная база ценообразования в строительстве 2001 года включает элементные сметные нормы и единичные расценки (в сметных ценах на 01.01.2000 г.) на:

• строительные и специальные строительные работы;

• монтажные работы (литера «М»);

• пусконаладочные работы (литера «П»).

Основу сметно-нормативной базы составляют элементные сметные нормы в натуральных измерителях, а расценки являются производными от норм.

Нормы и расценки делятся также по уровню применения на:

• государственные (федеральные) — государственные элементные сметные нормы (ГЭСН) и федеральные единичные расценки (ФЕР);

• территориальные (региональные, местные) (ТЭСН и ТЕР);

К федеральным сметным нормативам относятся сметные нормативы, входящие в состав действующих строительных норм и правил Российской Федерации и вводимые в действие государственными органами по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства (Госстроем России). Они применяются при определении сметной стоимости, осуществляемом в различных отраслях народного хозяйства России.

К ведомственным (отраслевым) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие министерствами и другими органами федерального управления России, а также крупными корпорациями, для строительства, осуществляемого в пределах соответствующей отрасли народного хозяйства.

К региональным (территориальным) сметным нормативам относятся сметные нормативы, вводимые в действие органами государственного управления администрации регионов России, для строительства, осуществляемого на территории региона. Эти нормативы не должны противоречить федеральным сметным нормативам или дублировать их.

К собственной (фирменной) нормативной базе пользователей относятся индивидуальные сметные нормативы, учитывающие реальные условия деятельности заказчиков или подрядных предприятий — исполнителей работ. Как правило, эта нормативная база основывается на нормативах федерального, ведомственного или регионального (территориального) уровня.

В настоящее время в наибольшей степени используются при составлении сметной документации нормы и расценки федерального и территориального уровней. Приоритетное значение в практике сметного ценообразования отводится территориальным единичным расценкам, учитывающим особенности строительного производства и уровня цен на строительную продукцию конкретных регионов (республик, краев, округов, городов и областей Российской Федерации). Указанное положение было характерно и для сметно-нормативных баз 1984 и 1991 годов.15

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМЫ НА СТРОИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ (ГЭСН-2001)

Сборники ГЭСН предназначены для определения состава и потребности в ресурсах, необходимых для выполнения строительных работ, и используются для определения сметной стоимости строительства ресурсным методом, разработки единичных расценок (сборников ЕР) различного назначения (федеральных, территориальных, отраслевых, фирменных), укрупненных сметных нормативов, применяемых при строительстве новых, реконструкции, расширении и техническом перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений (в дальнейшем — строительство).

ГЭСН отражают среднеотраслевой уровень строительного производства на принятую технику и технологию выполнения работ и могут применяться организациями-заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. ГЭСН не распространяются на отдельные конструкции и виды работ в уникальных зданиях и сооружениях, к капитальности и качеству которых предъявляются повышенные требования.

Полученные на основе ГЭСН данные о составе и количестве ресурсов могут быть использованы для определения продолжительности выполнения работ, составления различной технологической документации и списания материалов. Сборники ГЭСН содержат техническую часть и таблицы сметных норм. В технических частях сборников ГЭСН приводятся положения, обусловленные специфическими особенностями работ, которые необходимо учитывать при применении соответствующих сборников или их разделов.

В технических частях приводятся указания о порядке применения сметных норм, а также коэффициентов к сметным нормам, учитывающие условия производства работ, правила исчисления объемов работ.

Источник: zodchii.ws

Рейтинг
Загрузка ...