Не так давно, в самом начале осени 2019 года, вступило в силу Изменение № 1 к своду правил «СП 160.1325800.2014. Здания и комплексы многофункциональные. Правила проектирования», в котором наш интерес представлял обновленный 7-й раздел «Пожарная безопасность». И вот к нам в руки попал текст долгожданного специализированного свода правил «Многофункциональные здания.
Требования пожарной безопасности». Стоит отметить, что Приказ МЧС России № 14, которым утвержден рассматриваемый документ, был подписан еще 15 января 2020 года, но в действие он вводится только 1 июля 2020 года. При этом на момент публикации статьи своду правил все еще не присвоен номер.
Итак, рассмотрим подробнее требования пожарной безопасности, распространяемые на многофункциональные здания.
Определения многофункционального здания (МФЗ) и многофункционального комплекса (МФК) в различных сводах правил
Обратите внимание, как расшифровываются ключевые понятия в двух сводах правил: текущем и СП 160.1325800.2014, в новом документе термин МФЗ предельно конкретизирован.
👷♂️Правила монтажа электрооборудования (согл. Свода Правил СП-76 «Электротехнические устройства»)
Свод правил «Многофункциональные здания. Требования пожарной безопасности»
Многофункциональное здание (МФЗ)
Здание, включающее в свой состав два и более самостоятельных (с возможностью независимого использования) пожарных отсека или части здания различных классов функциональной пожарной опасности, взаимосвязанные друг с другом с помощью планировочных приемов (горизонтальными и/или вертикальными коммуникациями — проходами, переходами, лестницами, галереями и т.п.).
Здание, включающее в свой состав два и более функционально-планировочных компонента, взаимосвязанные друг с другом через помещения общего пользования.
Многофункциональный комплекс (МФК)
Комплекс, включающий два и более здания различного функционального назначения (в том числе многофункциональные), взаимосвязанные друг с другом через коммуникационные пространства.
Атриум и пассаж
(высота атриума, галерея атриума)
Часть здания в виде многосветного пространства (три и более этажей), развитого по вертикали, как правило, имеющего верхнее освещение, смежного с поэтажными частями здания, например: открытыми или закрытыми галереями — площадками с парапетом, служащими для сообщения между помещениями, выходящими в атриум. Закрытые галереи отделяются от атриума сплошными, в том числе светопрозрачными конструкциями.
Атриум, развитый по горизонтали в виде многосветного прохода (при длине более высоты), называется пассажем.
Доступная площадка в объеме двусветного помещения, открытая в это помещение или расположенная в пределах этажа с повышенной высотой, размером менее 40% площади помещения, в котором она находится. Антресоль не считается этажом.
При этом важно, что в рассматриваемом своде правил к МФЗ не относятся:
· здания с единственным функциональным назначением, даже имеющие в составе части или помещения различных классов функциональной пожарной опасности, предусмотренные по процессу деятельности и/или для обслуживания основного функционального контингента и обеспечения эксплуатации объекта в соответствии с существующими требованиями ПБ;
Свод правил СП 328.1325800.2020 для BIM. Правила описания компонентов информационной модели
· здания с независимыми пожарными отсеками, если каждый из них отнесен к одному и тому же классу функциональной пожарной опасности.
Нормативно-техническая документация, использованная в Своде правил «Многофункциональные здания. Требования пожарной безопасности»
Новый свод правил опирается на следующие нормативные документы:
1) Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в редакции от 27 декабря 2018 года (далее — Закон № 123-ФЗ или Технический регламент);
2) национальные и межгосударственные стандарты:
· «ГОСТ Р 53296-2009. Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности» (далее — ГОСТ Р 53296-2009);
· «ГОСТ 31565-2012. Кабельные изделия. Требования пожарной безопасности» (далее — ГОСТ 31565-2012);
3) правила и инструкции:
· «Правила устройства электроустановок. Седьмое издание» (далее — ПУЭ-7);
· «СО 153-34.21.122-2003. Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» (далее — СО 153-34.21.122-2003);
4) своды правил серии «Системы противопожарной защиты»:
· «СП 5.13130.2009. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования», с Изменением № 1 (далее — СП 5.13130.2009);
· «СП 3.13130.2009. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» (далее — СП 3.13130.2009);
· «СП 1.13130.2009. Эвакуационные пути и выходы», с Изменением № 1 (далее — СП 1.13130.2009);
· «СП 2.13130.2012. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», с Изменением № 1 (далее — СП 2.13130.2012);
· «СП 4.13130.2013. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (далее — СП 4.13130.2013);
· «СП 6.13130.2013. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности» (далее — СП 6.13130.2013);
· «СП 8.13130.2009. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности», с Изменением № 1 (далее — СП 8.13130.2009);
· «СП 10.13130.2009. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности», с Изменением № 1 (далее — СП 10.13130.2009);
5) другие своды правил, в том числе актуализированные редакции строительных норм и правил:
· «СП 7.13130.2013. Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», с Изменением № 1 (далее — СП 7.13130.2013);
· «СП 60.13330.2016. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003», с Изменением № 1 (далее — СП 60.13330.2016);
· «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности» (далее — СП 154.13130.2013);
· «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*» (далее — СП 113.13330.2016);
· «СП 118.13330.2012*. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», Изменением № 3 (далее — СП 118.13330.2012);
· «СП 59.13330.2016. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее — СП 59.13330.2016).
Противопожарные расстояния МФЗ
Согласно новому Своду правил, противопожарные расстояния для многофункциональных зданий определяются в соответствии с требованиями СП 4.13130.2013, в частности, с пунктом 4.3 свода правил, в котором говорится, что расчет этих расстояний ведется в зависимости от класса конструктивной пожарной опасности здания и степени его огнестойкости (см. табл. 1).
Таблица 1. Минимальные противопожарные расстояния для общественных зданий
Степень огнестойкости здания
Класс конструктивной опасности
Минимальные расстояния при степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности жилых и общественных зданий (в метрах)
При этом противопожарные расстояния от многофункциональных зданий до границ открытых автомобильных стоянок должны быть не менее 10 метров. Для зданий, имеющих конструктивную пожарную опасность С0, С1 и наружную облицовку, отделку или теплоизоляцию материалами не ниже Г1 разрешено принимать указанное расстояние от проемов в наружных стенах. До противопожарной стены первого типа расстояние не нормируется.
Организация противопожарных отсеков
Требования к противопожарным отсекам изложены в части 5 рассматриваемого свода правил, а степень огнестойкости, класс пожарной опасности и площадь этажа в пределах пожарного отсека определяются в соответствии с частью 6 «Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Кроме того, должны приниматься в расчет требования «СП 2.13130.2012. Обеспечение огнестойкости объектов защиты».
Исходить при этом рекомендуется из наименьших значений этажности, площади этажа и высоты, предусмотренных для входящих в состав отсека МФЗ частей с различными классами функциональной пожарной опасности. Разрешается увеличивать площадь пожарного отсека зданий с I и II степенью огнестойкости и С0 класса конструктивной пожарной опасности на 100 % от площади, рекомендованной в СП 2.13130.2012, если орошение отсека водой из установок автоматического пожаротушения (АУПТ) по сравнению с требованиями нормативных документов увеличено двукратно (пункт 5.1).
В многофункциональных зданиях I и II степени огнестойкости и С0 класса конструктивной пожарной опасности вместо возведения противопожарных стен пунктом 5.1 рассматриваемого свода правил допускается использование следующих способов:
· устройство дренчерных водяных завес в 2 нити, расположенных на расстоянии 0,5 метра, с интенсивностью орошения не менее 1 литра в секунду на 1 метр длины самой завесы и при времени работы не менее 1 часа в комбинации с экранами из негорючих материалов и зоной, свободной от пожарной нагрузки, имеющей ширину не менее 4 метров в обе стороны от таких завес;
· устройство противопожарных перегородок 1 типа в сочетании с зоной, свободной от пожарной нагрузки шириной не менее 2 метров в обе стороны от перегородки;
· устройство эвакуационных коридоров с противопожарными перегородками 1 типа по всей высоте этажа и с подпором воздуха в случае возникновения пожара.
Кроме того, разрешается использовать комбинации изложенных выше способов.
Между пожарными отсеками сообщение по вертикали должно осуществляться чпосредством незадымляемых лестничных клеток и лифтовых шахт, оборудованных противодымной вентиляцией. Требования к вентиляции предъявляются согласно СП 7.13130.2013 (пункт 5.2)
Эвакуационные пути и выходы МФЗ
Часть 7 рассматриваемого свода правил определяет требования к эвакуационным путям и выходам многофункциональных зданий. Они должны соответствовать СП 1.13130.2009, но при этом документ содержит и некоторые дополнительные требования, о которых стоит сказать.
Так, при эвакуации из разных частей здания, входящих в общий пожарный отсек, разрешено использовать общие лестничные клетки. Из разных пожарных отсеков производить эвакуацию таким образом запрещено. При этом эвакуационные выходы лестничных леток должны вести непосредственно наружу.
В помещениях, которые выходят в атриум, должно быть оборудовано не менее двух путей эвакуации по горизонтальной галерее длиной не более 60 метров до выхода (пункт 7.3). При этом проход через атриум из помещений, в него не выходящих, путем эвакуации не является (пункт 7.4).
Все помещения класса функциональной пожарной опасности Ф2.1 и помещения, в которых предполагается пребывания детей без сопровождения взрослых, должны быть расположены не выше третьего этажа и оборудоваться минимум двумя эвакуационными выходами через разные пути эвакуации. Один из этих эвакуационных выходов — непосредственно из здания, либо на лестничную клетку или в коридор, — должен вести наружу. Длина эвакуационного пути по такому коридору не должна превышать 15 метров (пункт 7.5).
Антресоль в МФЗ также должна иметь не менее двух независимых эвакуационных выходов. Возможно использование лестниц 2-го типа. Максимальное расстояние от любой точки антресоли до ближайшего к ней эвакуационного выхода принимается в соответствии с требованьями СП 1.13130.2009. Руководствоваться при этом следует наименьшим значением, предусмотренным для пожарного отсека или части МФЗ того или иного класса пожарной опасности. Длина пути по лестнице 2-типа при расчетах также включается в длину эвакуационного пути (пункты 7.6–7.8).
Все лестничные клетки, используемые для сообщения между надземными и подземными частями МФЗ, должны быть незадымляемыми, а перед входом на них в уровне подземного этажа оборудуются тамбур-шлюзы 1 типа с подпором воздуха при возгорании (пункт 7.9).
Автоматические системы пожарной сигнализации (АУПС) и пожаротушения (АУПТ)
Требования к системам противопожарной защиты изложены в части 8 нового свода, они предъявляются в соответствии с классом функциональной пожарной опасности здания и с требованиями прочих нормативно-технических документов.
Все МФЗ, согласно рассматриваемому своду правил, должны быть оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) не ниже 4 типа по СП 3.13130.2009 (пункт 8.3), а также адресно-аналоговой системой пожарной сигнализации (пункт 8.4). Кроме того, МФЗ в обязательном порядке оснащаются автоматическими установками пожаротушения (пункт 8.5), в них также оборудуется помещение пожарного поста в соответствии с требованиями СП 5.13130.2009 и СП 10.13130.2009 (пункт 8.6).
В атриумах в качестве основных систем пожарной защиты используются автоматические установки водяного пожаротушения (АУВПТ). Допускается монтаж спринклерных оросителей под выступающими конструкциями — балконами, перекрытиями — при условии обеспечения требуемой карты орошения (пункт 8.7).
Пожарная безопасность электрооборудования в МФЗ
Частью 9 рассматриваемого свода правил, в частности, оговорены и требования к электрооборудованию в многофункциональных зданиях. В соответствии с пунктом 9.1, все системы электроснабжения и само электрооборудование должны соответствовать требованиям ПУЭ-7, СП 6.13130.2013 и ГОСТ 31565-2012. Устройство молниезащиты и заземления здания выполняются согласно инструкции СО 153-34.21.122-2003 (пункты 9.1–9.2).
Электроснабжение систем противопожарной защиты МФЗ осуществляется по первой категории электроприемников по надежности электроснабжения (ПУЭ-7, пункт 9.3)
Устройство атриумов
Требования к атриумам изложены в части 6.2 нового свода правил, их разрешено устраивать в многофункциональных зданиях со степенью огнестойкости I и II и с классом конструктивной пожарной опасности C0. При это высота самого атриума не должна превышать высоты пожарного отсека, в котором он находится (пункт 6.2.1).
При устройстве атриума площадь пожарного отсека определяется путем суммирования площадей галерей, переходов и помещений всех этажей в объеме пространства атриума, ограниченного перегородками 1 типа, и площади нижнего этажа атриума. Если перегородок, отделяющих атриум от всех примыкающих к нему помещений, не предусмотрено, то площадь пожарного отсека определяется путем сложения площадей всех соответствующих этажей. Вместо противопожарных перегородок разрешается использовать светопрозрачное заполнение из закаленного стекла толщиной не менее 6 мм при условии его защиты с помощью спринклерных АУПТ — систем автоматического пожаротушения, расположенных со стороны защищаемого помещения на расстоянии не более 0,5 метра от светопрозрачной конструкции. Параметры установок определяются по СП 5.13130.2009 (пункт 6.2.2).
Само светопрозрачное заполнение должно быть изготовлено из материалов группы горючести НГ, а конструкция покрытия выполняется из армированного травмобезопасного стекла или триплекса (пункт 6.2.3).
Высота атриума по новому своду правил не должна быть более 28 метров, а пол атриума не разрешено располагать относительно уровня земли ниже, чем на 1 этаж (пункт 6.2.4).
Класс пожарной опасности для материалов, используемых в атриуме в качестве отделочных и облицовочных, принимается в соответствии с таблицей 29 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности. Он зависит, в частности, от функциональной пожарной опасности самого атриума и его вместимости. Исходить при этом следует из наивысшего значения класса материалов, используемых при обустройстве атриума (пункт 6.2.5).
Пожарная безопасность автомобильных стоянок в МФЗ
По рассматриваемому своду правил, для обеспечения пожарной безопасности встраивать и пристраивать к многофункциональным зданиям пожарные отсеки автомобильных стоянок разрешается только как к зданиям общественного назначения (пункт 4.1) в соответствии с требованиями сводов правил: СП 4.13130.2013, СП 154.13130.2013 и СП 113.13330.2016 (пункт 5.4).
В последние годы практически в каждом городе количество многофункциональных зданий, к которым относятся бизнес-центры и торгово-развлекательные комплексы, выросло в разы. Целью разработки нового свода правил является повышение уровня требований к обеспечению пожарной безопасности именно таких объектов, поскольку пожары в подобных зданиях приводят к большому количеству человеческих жертв и крупному материальному ущербу.
Источник: www.complex-safety.com
Саморегулирование
Стандарты и своды правил – главные помощники в борьбе за безопасность в строительстве
Как известно, повышение безопасности и качества при проведении строительных работ – это самая главная цель саморегулирования. На сегодняшний день Национальное объединение строителей в этом направлении ведёт активную работу, в частности, разрабатывает и актуализирует своды правил. О том, на какой стадии находится эта работа, а также о планах НОСТРОЙ относительно разработки стандартов, мы поговорили с заместителем директора Департамента технического регулирования НОСТРОЙ Александром КУРСКИМ.
Ред.: Необходимость разработки сводов правил, актуализированных СНиП, вызвана вступлением России в ВТО, или это объективное требование в деле повышения безопасности при строительстве? Прежние СНиПы, стандарты устарели?
А. КУРСКИЙ: Эта задача никак не связана со вступлением России в ВТО, это объективное требование. После принятия закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – ТР), устанавливающего минимально необходимые требования безопасности к зданиям и сооружениям в отношении их механической устойчивости, пожарной безопасности, безопасных для здоровья условий проживания, пребывания и эксплуатации, доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения, энергетической эффективности и безопасного уровня воздействия на окружающую среду, поставлена задача об актуализации СНиПов (согласно ТР СНиПы признаны сводами правил).
Прежние СНиПы, а также стандарты проектирования требуют обновления, так как ряд положений этих документов устарел, появились новые строительные машины и оборудование, новые строительные технологии, повысилось качество материалов и изделий. Главным критерием при актуализации устаревших норм является соответствие положений обновлённых норм необходимым требованиям безопасности, установленным Техническим регламентом.
Ред.: Минрегион России во исполнение статьи 42 закона «ТР о безопасности зданий и сооружений» осуществляет актуализацию строительных норм и правил (сводов правил), включённых в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований этого Технического регламента. В настоящее время соответствующие изменения в указанные перечни находятся на стадии подготовки.
В переходный период актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Как будет производиться их замена?
А. КУРСКИЙ: В настоящее время существует два перечня: Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований закона № 384-ФЗ. Утверждён распоряжением Правительства РФ № 1047-р от 21 июня 2010 года и Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований закона № 384-ФЗ. Утверждён приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 мая 2011года №2244.
Следует отметить, что и в первый и во второй перечени зачастую входят одни и те же СНиПы (СП), но разные их разделы или части. Это связано с тем, что в СНиПах (СП) имеются части, которые подлежат обязательному применению, а есть части добровольного применения. Таким образом, СНиПы (СП), вошедшие во второй перечень (добровольный), так же прошли актуализацию во исполнение статьи 42 Технического регламента. Замена документов в перечнях на актуализированные будет производиться путём утверждения распоряжением Правительства РФ нового Перечня, в который войдут обновленные СП для обязательного применения и изданием нового приказа Росстандарта об утверждении Перечня СНиПов (СП) для добровольного применения. Организациям, использующим СНиП (СП), следует обратить внимание на то, что большинство актуализированных СП из действующего обязательного Перечня вступают в силу с 1 января 2013 г. и предположительно к этому времени будут подготовлены новые Перечни, которые после вступления в силу отменят действие предыдущих норм.
Ред.: Работа над СП (СНиП) ведётся уже несколько лет и требует привлечения множества специалистов, как теоретиков, так и практиков. Что принципиально нового в СП?
А. КУРСКИЙ: Работа по разработке новых и актуализации старых норм ведётся с 2010 года. Сказать, что принципиально нового в СП, довольно сложно, так как СП много и рассчитаны они на разные типы зданий и сооружений, конструкций этих зданий, на инженерные системы и т. д. При актуализации СНиП разработчики учитывали положения европейских стандартов в области проектирования, так называемая гармонизация с Еврокодами, внедрение новых технологий, единые методики расчёта, использование современных материалов и оборудования и т. д.
Ред.: Сейчас на сайте НОСТРОЙ представлены 45 СП обязательных к применению и 5 СП для добровольного применения. Этого достаточно? Будут новые СП? По каким уже идёт работа стройкомплекса России?
А. КУРСКИЙ: На сайте НОСТРОЙ создан раздел, где представлены актуализированные и впервые разработанные СП, в данный момент их не так много, но это дело времени.
По мере прохождения всех процедур разработки и актуализации и официального издания все документы, в которых заинтересовано Национальное объединение и которые относятся непосредственно к строительству, будут размещены для всеобщего обозрения и возможности использования всеми заинтересованными организациями. В данный момент уже завершена работа по актуализации норм обязательного применения и, конечно, приоритетным направлением является создание новых Российских сводов правил, а также межгосударственных строительных норм и сводов правил в развитие требований ТР Таможенного союза.
Статус СП добровольного применения в настоящее время многими не совсем правильно понимается. Эта добровольность носит символический характер. У проектной организации имеется возможность выбора, использовать ли СП добровольного применения или нет, но если решено использовать при проектировании тот или иной СП, то этот СП и его положения становятся обязательными для применения. А для строителя была и остаётся обязанность строить в соответствии с проектной документацией. Качество СП добровольного применения нисколько не отличается от качества СП обязательного применения, все документы разрабатываются по единому принципу и должны соответствовать требованиям ТР.
Ред.: Есть ли ещё какие-нибудь законодательные инициативы НОСТРОЙ в деле перехода на новые стандарты?
А. КУРСКИЙ: Национальное объединение строителей приняло программу разработки документов в области стандартизации, куда входят федеральные документы: своды правил (СНиПы), но, прежде всего, стандарты НОСТРОЙ на правила выполнения работ.
На 1 сентября 2012 года 84 стандарта СТО НОСТРОЙ разработаны, утверждены советом «НОСТРОЙ» и массово принимаются в качестве обязательных документов СРО.
В области дорожного строительства утверждено 28 стандартов, и среди них есть стандарты использования современных технологий: лазерной техники, системы глобального позиционирования при прокладке трассы и так далее. Важные стандарты в области подземного строительства разработаны силами Петербургской школы метростроения и тоннелестроения.
Это, например, горизонтально направленное бурение: до 2 км длиной проколы под землей можно делать при прокладке разных кабелей, трасс, коллекторов и так далее. Это достаточно известная в мире технология, но в стандарте НОСТРОЙ впервые установлены нормативные требования во всех деталях к применению этого метода подземных работ.
Надо учитывать, что в СП (СНиПах) правила выполнения строительных работ сегодня практически отсутствуют, поскольку эти документы ориентированы, прежде всего, на задачи проектирования. Поэтому единственными документами, содержащими технические требования по выполнению строительных работ, например укладке бетона, его гидроизоляции, нарезке температурных швов и т. д., сегодня и в обозримом будущем останутся стандарты организаций. В планах НОСТРОЙ – разработать стандарты на правила выполнения практически всех видов строительных работ, которые влияют на безопасность зданий и сооружений.
Источник: www.ids55.ru