Техническое обоснование строительства это

Документами, близкими по значению к бизнес-плану сооружаемого объекта, являются технико-экономическое обоснование (ТЭО) или предварительное технико-экономическое обоснование (иредТЭО). Ранее применялись также термины «технико-экономический расчет», «технико-экономический доклад» как названия документов, упрощенных по отношению к технико-экономическому обоснованию.

Технико-экономическое обоснование является документом, в котором производится всестороннее исследование и изучение инвестиционного проекта и содержится необходимая для инвестора информация с учетом возможности участия в проекте и нескольких участников с различными видами ресурсов (финансовые средства, оборудование и т.д.). В международной практике стадия, предшествующая проектированию, называется Feasibility Study (букв. «Изучение выполнимости»).

Международная организация ООН по экономическому развитию (United Nations Industrial Development Organization — UNIDO) разработала руководство по технико-экономическому обоснованию промышленных проектов (Industrial Feasibility Study), впервые опубликованное UNIDO в 1978 г. и переизданному в 1991 г. 1 Это руководство подробно излагает задачи разработки обоснования, ведет к более тщательной проработке технических и организационно-экономических решений. Для автоматизированного составления таких документов разработан соответствующий программный продукт COMFAR (Computer Model for Feasibility Analysis and Reporting), существуют и другие продукты.

Технико-экономическое обоснование и управление проектами — 1 лекция

В соответствии со стандартами UNIDO ТЭО должно содержать информацию, которую можно представить в виде следующих основных разделов.

  • 1. Структурный план, представляющий собой резюме всех основных положений ТЭО.
  • 2. Цели проекта, внешние условия его осуществления (экономические и социальные условия, правовое ноле, государственная поддержка), исходные данные по проекту, результаты проведенных ранее исследований.
  • 3. Данные маркетингового исследования: характеристика рынка, возможность реализации продукции, конкурентная среда, перспективы продаж, номенклатура продукции, производственные мощности, ценовая политика.
  • 4. Материальные факторы производства’, приблизительные потребности в сырье, энергоносителях и материально-технических ресурсах, доступность ресурсов и их цены, примерные издержки на материальные факторы производства.
  • 5. Место размещения объекта: предварительный выбор места расположения строительного объекта с учетом технологических, климатических, социальных и иных факторов, включая при необходимости расчет стоимости аренды земельного участка и т.д.
  • 6. Проектная документация’, определение мощности объекта, обоснование технологии производства, выбор и спецификация основного оборудования, условия его поставки, объемы строительства, состав конструкторской и проектной документации, необходимость в объектах инфраструктуры и гражданского строительства.
  • 7. Организация предприятия и косвенные расходы: приблизительная организационная структура, смета накладных расходов, организация

управления, сбыта и распределения продукции, условия аренды, план амортизации оборудования и др.

Технико экономическое обоснование проектов

  • 8. Кадры: предполагаемая потребность в трудовых ресурсах с разбивкой по категориям работников (инженерно-технические работники, служащие, рабочие); обеспеченность местными кадрами; предполагаемый график работы; условия оплаты труда; необходимость обучения; оценка годовых расходов на заработную плату в соответствии с указанной выше классификацией, включая косвенные расходы на заработную плату.
  • 9. Планирование сроков осуществления проекта’, примерный график осуществления проекта, смета расходов на осуществление проекта.
  • 10. Финансовая и экономическая оценка проекта: общие инвестиционные издержки, финансирование проекта, производственные издержки, финансовая оценка, национальная экономическая оценка.
  • 11. Эффективность бизнеса и возможные перспективы: оценка перспективности данного направления бизнеса, определение возможностей для дальнейшего развития бизнеса в регионе.

Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является отсутствие в ТЭО описания внешней среды проекта (рынок сбыта, маркетинг, конкуренты). Технико-экономическое обоснование гораздо меньше внимания уделяет вопросам сравнительной эффективности проекта.

В отличие от бизнес-плана технико-экономическое обоснование (ТЭО) инвестиционного проекта содержит довольно подробную информацию обо всех его аспектах, включая предварительные решения но зданиям и сооружениям, устанавливаемому оборудованию, организации проведения работ, эксплуатационной деятельности предприятия.

В отечественной практике термин «технико-экономическое обоснование» менял свое значение. Так, в 1982 г. в «Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений» предусматривалась лишь разработка обосновывающих материалов в составе схем развития и размещения отраслей. Практически это же было повторено в СНиП 1.02.01-85 с тем же названием. В Инструкции 1995 г. с тем же названием ТЭО стало синонимом проекта, как первой стадии проектирования.

В связи с принятием ГрК РФ понятие «технико-экономическое обоснование» потеряло нормативно-правовую нагрузку и для проектного процесса разработка ТЭО в настоящее время не является обязательным. Однако для крупных производственных инвестиционных проектов ТЭО фактически является одним из основных документов предпроектной стадии. Таким образом, для крупных инвестиционных проектов целесообразно разрабатывать бизнес-план и уточняющее его технико-экономическое обоснование, для менее крупных объектов и непроизводственных проектов можно ограничиться разработкой эскизного проекта в небольшом объеме и обоснования инвестиций.

Типичный состав ТЭО строительства производственного предприятия включает: исходные данные, технологические и строительные решения, анализ воздействия на окружающую среду, оценку стоимости строительства и эксплуатации объекта, определение финансово-экономической эффективности проекта, выбор рекомендуемого варианта строительства, анализ чувствительности и рисков проекта, выводы о целесообразности строительства.

Кроме ТЭО, встречается также понятие предварительного технико-экономического обоснования (предТЭО). В современной российской практике оно не является предварительной ступенью к «настоящему» ТЭО. Как правило, оно используется для обозначения более краткого, упрощенного документа по сравнению с ТЭО. В нем рассматривается меньшее число вариантов, меньше влияющих факторов и определяемых параметров. Появлению такого термина явно способствовало использование зарубежного термина «Pre-Feasibility Study» (см. параграф 10.1).

В некоторых случаях используется термин «банковское ТЭО» (или банковское предТЭО) — Bankable Feasibility Study. При этом состав и объем документа практически не изменяются. Часто это означает только лишь, что ТЭО заказано банком, а не инвестором и поэтому более объективно. При разработке «банковского» ТЭО следует придерживаться изложения, понятного не техническому специалисту.

Рассматриваемые методы технико-экономической оценки используют прогнозные данные на годы, иногда — на десятилетия вперед. Понятно, что такие расчеты имеют значительную неопределенность, особенно в части экономических показателей будущего объекта.

Для учета возможности принятия и изменения решений по ходу осуществления проекта предложен метод реальных опционов х . Метод предполагает, что во время реализации проекта риски могут изменяться, а руководство компании имеет возможность реагировать на них. Например, завод запускается не на всю мощность, а только на первую очередь. После анализа продаж и рентабельности производства принимается решение о строительстве второй очереди и т.д. Таким образом, метод реальных опционов может оправдать осуществление проектов, которые в ином случае были бы признаны невыгодными. Однако создание опциона стоит денег — в данном примере стоимость строительства завода очередями очевидно дороже, чем строительство сразу на полную мощность.

Источник: studme.org

4.2.3. Технико-экономическое обоснование проектирования и строительства

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) – это предпроектный документ, уточняющий и дополняющий схемы развития и размещения предприятий нефтяной или газовой промышленности в части обоснования районов прохождения трассы, намечаемого к проектированию и строительству магистрального трубопровода (с учётом особенностей начальных, промежуточных и конечных пунктов), его производительности по виду транспортируемого продукта, обеспечения его этим продуктом (газом с газовых промыслов, нефтью с нефтяных промыслов, нефтепродуктами с нефтеперерабатывающих заводов), определяющий основные технологические и строительные решения и важнейшие технико-экономические показатели трубопровода как промышленно-транспортного объекта и условий его строительства.

ТЭО разрабатывается на полную проектную производительность магистрального трубопровода (и на первую очередь — при строительстве трубопровода по очередям) с широким использованием передового опыта по аналогичным действующим трубопроводам и наиболее эффективных проектных решений и состоит из следующих разделов.

4.2.3.1. Основные технико-экономические сведения, необходимые для обоснования целесообразности строительства трубопровода

— характеристика роли магистрального трубопровода в топливно-энергетическом балансе народного хозяйства (отдельных экономических районов), в структуре экспорта газа, нефти или нефтепродуктов;

— соответствие решений ТЭО схеме развития и размещения предприятий нефтяной и газовой промышленности в схеме развития и размещения производительных сил страны, в том числе с учётом планов внешне-экономической деятельности;

Основные технико-экономические показатели:

— общая протяженность трассы (в километрах);

— общая протяженность труб по диаметрам (в километрах);

— металловложения по участкам трассы в трубопроводы (в тыс. тонн);

— число компрессорных или насосных станций;

— число насосных или компрессорных агрегатов по типам;

— номинальная рабочая мощность КС или НС (в тыс., млн., млрд. м 3 );

— фактическая рабочая мощность КС или НС (в тыс., млн., млрд. м 3 );

— количество нефти или газа, подаваемого в трубопровод за год (в тыс., млн., млрд., м 3 )

— выдача товарного газа или нефти из трубопровода за год (в тыс., млн., млрд., м 3 )

— расход газа или нефти на собственные нужды в год (в тыс.,млн., м 3 );

— товарно-транспортная работа трубопровода в год (в тыс., млн., млрд., м 3 на 1 км).

Обоснование потребности в нефти или газе и проектной производительности трубопровода:

— характеристика транспортируемого топлива;

— объекты и объемы потребления топлива с учетом перспективы развития;

— перечень конкретных потребителей и объемы потребления (с учетом перспективы);

— краткая характеристика условий топливоснабжения потребителей — фактическая структура топливного баланса по видам топлива, основные источники поставки топлива и дальность его перевозки, отраслевая структура потребления топлива, средняя себестоимость топлива у потребителей;

— общая потребность в топливе с учетом перспективы (не менее чем на 10 лет);

— группы потребителей, в том числе коммунально-бытовые предприятия, использующие газ или нефть в качестве сырья или технологического топлива; буферные потребители и подземные хранилища;

— полная годовая потребность в углеводородном сырье всех возможных потребителей на текущий период и перспективу, рациональная степень обеспечения каждого из них;

— ориентировочные режимы потребления топлива, в том числе расчетные суточные, принимаемые при гидравлических расчетах;

Читайте также:  Категория земли под промышленное строительство

— соображения о топливоснабжении населенных пунктов и отдельных промышленных предприятий, расположенных вдоль трассы намечаемого к строительству трубопровода;

— обоснование отводов от магистрального трубопровода (с расчетами материалов, капиталовложений и эксплуатационных расходов);

— характеристика отраслевой структуры потребления, режимы потребления по отраслям (сезонного, месячного), интенсивность и неравномерность топливопотребления по узлам и отдельным городам;

— возможные варианты инженерно-технических решений с сопоставлениями их технико-экономическими показателями по снабжению и потреблению нефти и газа (по протяженности трубопровода) с учётом устройства подземных хранилищ, резервуарных парков, буферных потребителей, запасов пропускной способности трубопровода, лупингование, использование сжиженных газов и др. мероприятия.

Обеспечение трубопровода электроэнергией, топливом, водой:

— название и географо-административное положение месторождения (группы месторождений), на базе которого намечается сооружение трубопровода;

— степень разведанности месторождения и ориентировочные перспективы увеличения запасов базового месторождения и расположенных вблизи перспективных газоносных (нефтегазоносных) площадей;

— утвержденные (в установленном порядке) или представленные к утверждению запасы углеводородного сырья по категориям;

— рациональные объемы суточного и годового отбора углеводородного сырья и продолжительность эксплуатации месторождения;

— состояние обустройства месторождения к началу разработки ТЭО — наличие разведочных и эксплуатационных скважин, их дебит, существующие сборные сети и пункты сбора, коллекторы и т.д.;

— общее балансирование добычи и распределения сырья по данному месторождению и по близлежащим площадям;

— обоснование рекомендуемых источников обеспечения трубопровода электроэнергией с учетом топливно-энергетического баланса районов прохождения трассы;

— обоснование обеспечения трубопровода (НС, КС и жилых поселков при них, домов линейных ремонтеров и др.) водой с учетом других потребителей, пользующихся выбранным источником водоснабжения.

Обоснование размещения (генерального направления) трубопровода:

— согласование генерального направления трассы с перспективной схемой трубопроводной системы России и соседних государств, предусматривающей подачу углеводородного сырья потребителям из различных районов страны;

— учет указаний директивных органов о сложившихся условий топливоснабжения районов прохождения трассы, перспективы газификации и снабжения нефтью расположенных вдоль трассы городов, населенных пунктов и отдельных предприятий;

— анализ различных вариантов прохождения трассы трубопровода (сопоставительная ведомость) и обоснование оптимального из них (по технико-экономическим показателям); составление карты-схемы трубопровода;

— характеристика районов прохождения трассы трубопровода и мёст предполагаемого строительства НС и КС с точки зрения соблюдения законодательства РФ и её субъектов в использовании минеральных, земельных, водных и лесных ресурсов, охране природы.

Основные технологические решения, состав трубопровода:

— определение головных, промежуточных и конечных сооружений трубопровода;

— характеристика возможных вариантов трассы по протяженности, числу НС (КС), суммарной протяженности отводов, числу переходов через естественные и искусственные преграды, природно-климатическим условиям, протяженности линий электропередач и др.;

— соответствие рекомендуемой технологии дальнего транспорта нефти или газа прогрессивным технологическим процессам, намеченным основным техническим направлениям в проектировании трубопроводных систем, исходя из ближайшей перспективы развития науки и техники;

— обоснование в установленном порядке применения импортных труб и оборудования;

— требования к новому основному технологическому оборудованию и к уровню автоматизации и механизации объектов трубопроводных систем;

— производственно-технологическая структура трубопровода;

— мероприятия по охране окружающей среды.

Основные строительные решения:

— конструктивные решения линейной части трубопровода (прокладка подземная, надземная, с частичным заглублением, комбинированная и т.д.);

— конструктивные решения переходов трубопровода через естественные и искусственные преграды (подворные, воздушные, многониточные и др.);

— объемно-планировочные и конструктивные решения НИ и КС и других наземных объектов;

— ориентировочные объемы строительно-монтажных работ;

— очередность и ориентировочные сроки строительства магистрального трубопровода

4.2.3.2. Экономика строительства трубопровода и его инфраструктуры

Экономическая сторона намечаемого строительства магистрального трубопровода характеризуется следующими показателями:

— капиталовложения в линейную часть и отдельно в компрессорные и насосные станции (в млн. руб.);

— эксплуатационные расходы в год по линейной части и станциям перекачки углеводородного сырья;

— затраты на 1 км трубопровода по линейной части и станциям перекачки (капитальные вложения в млн. руб., эксплуатационные расходы в тыс. руб. в год);

— затраты на транспортировку 1 млн. м 3 углеводородного топлива на расстояние 1 км (в руб.) по капиталовложениям и эксплуатационным расходам;

— количество транспортируемого газа в год на 1 руб. производственных фондов (в млн. куб. метров на 1 тыс. руб.);

— уровень рентабельности (в процентах);

— численность эксплуатационного персонала трубопровода и производительность труда;

— ориентировочная себестоимость 1 тыс. м 3 газа или нефти;

— сравнение основных технико-экономических показателей с аналогичными показателями действующего отечественного (зарубежного) трубопровода, принятого за эталон сравнения.

4.2.3.3. Показатели оценки народнохозяйственной эффективности строительства трубопровода

Эффективность строительства магистральных трубопроводов определяется с учётом следующих основных показателей:

— количество товарного газа или нефти, поставляемого потребителям в год;

— количества твердого топлива, заменяемого углеводородным сырьём (в млн. тонн условного топлива в год);

— экономия топлива в результате повышения КПД топливоиспользующих агрегатов (в млн. тонн условного топлива в год);

— себестоимость топлива у потребителей (в млн. руб.);

— снижение себестоимости используемого топлива при замене твердых видов топлива газом или мазутом(в млн. руб. в год);

— капитальные вложения в добычу и транспортировку замещаемых газом или мазутом видов топлива (в млн. руб.);

— экономия капитальных вложений при топливоснабжении углеводородным сырьём (в млн. руб.);

— экономия капитальных вложений в отраслях, использующих газ в качестве топлива (в млн. руб.);

— суммарная экономия капитальных вложений от использования углеводородного сырья (в млн. руб.);

— экономия по железнодорожным перевозкам топлива, заменяемого газом (в млн. тонно-километров);

— уменьшение численности трудящихся в добыче и транспортировке топлива (в тыс. чел.);

— окупаемость капитальных вложений в добычу и транспортировку углеводородного сырья в результате экономии себестоимости топлива при замене его твердых видов с учетом суммарной экономии капитальных вложений (в годах).

4.2.3.4. Общая оценка целесообразности строительства варианта трубопровода

Оценка экономической целесообразности и народнохозяйственной необходимости проектирования и строительства варианта системы магистрального трубопровода определяется с учетом следующих документов и обоснований:

— информация о величинах необходимых капитальных вложений в разведку, добычу и подготовку углеводородного сырья к дальней транспортировке и требуемых затрат на эксплуатацию в расчётное время вариантов системы объектов магистрального трубопровода;

— техническая возможность строительства трубопровода по рекомендуемому варианту и принятой технологической схеме с учётом оптимизации параметров и основных технико-экономических показателей;

— предложения о дополнительной разработке некоторых вопросов и задач, применительно к конкретным условиям строительства и безопасной эксплуатации, рекомендуемого варианта трубопроводной системы;

— предложения о научно-исследовательских работах и проектно-конструкторских работах, подлежащих выполнению в связи со строительством магистрального трубопровода;

— требования к отраслям промышленности, возникающим в связи со строительством магистрального трубопровода (например, требования по выпуску труб требуемого сортамента, новых типов и моделей насосов, компрессоров и другого оборудования, по необходимым изоляционным материалам, модернизированных транспортных средств и др.).

Конкретный материал и количественные обоснования, необходимые для разработки задания на проектирование и технорабочего (технического) проекта строительства трубопровода, даются обычно в приложениях к ТЭО.

Работы по составлению ТЭО осуществляются за счет средств, выделяемых федеральным правительством, министерствами, ведомствам и частными инвесторами, для обеспечение затрат на работы по изысканиям, проектированию и строительству магистрального трубопровода.

Технико-экономическое обоснование разрабатывает, как правило, проектная организация, выбираемая заказчиком, при обязательном участии организации, составляющей схему развития и размещения нефтяной и газовой промышленности. В случае необходимости к разработке отдельных вопросов ТЭО привлекаются специализированные проектно-изыскательские организации.

Оформляют ТЭО в виде пояснительной записки с приложением необходимых расчетных, табличных и графических (карты, схемы, чертежи) материалов. Объем материалов ТЭО зависит от сложности и значимости магистрального трубопровода. На основе утвержденного в установленном порядке технико-экономического обоснования составляется задание на проектирование магистрального трубопровода.

Источник: studfile.net

ГОСТ Р 58917-2021 Технологический инжиниринг и проектирование. Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта промышленного объекта. Общие требования

Текст ГОСТ Р 58917-2021 Технологический инжиниринг и проектирование. Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта промышленного объекта. Общие требования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР 58917— 2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Технологический инжиниринг и проектирование

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕКТА

Москва Российский институт стандартизации 2021

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Ассоциацией инженеров «Национальная палата инженеров» (НПИ)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 142 «Технологический инжиниринг и проектирование»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2021 г. No 1025-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N? 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.rst.gov.ru)

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и рас* пространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общий подход к технико-экономическому обоснованию инвестиционного проекта

5 Основные виды проектных документов.

7 Порядок разработки и утверждения проектного документа.

Приложение А (рекомендуемое) Примерный перечень технико-экономических показателей

для объектов промышленности и транспортной инфраструктуры. 9

Введение

Настоящий стандарт разработан в целях установления общих принципов выполнения техникоэкономического обоснования инвестиционных проектов объектов промышленности и транспортной инфраструктуры на различных стадиях проектирования для обеспечения экономической эффективности без снижения надежности, безопасности и комфорта окружающей среды за счет повышения качества технологического инжиниринга и проектирования.

Общие принципы определяют состав, порядок разработки и утверждения проектных документов различной степени детализации для строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов промышленности и транспортной инфраструктуры.

Читайте также:  Договор паевого участия в строительстве чем опасно

ГОСТ Р 58917—2021

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Технологический инжиниринг и проектирование

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕКТА

Дата введения — 2022—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общий подход к технико-экономическому обоснованию инвестиционных проектов (далее — ТЭО) и требования к основным видам и разделам проектных документов. в которых рассматриваются вопросы ТЭО.

2 Нормативные ссылки

8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: ГОСТ Р 58179 Инжиниринг в строительстве. Термины и определения

ГОСТ Р 58916 Технологический инжиниринг и проектирование. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется испогъзовать версию стандарта с указанным выше годом утверждения. Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

8 настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 58179 и ГОСТ Р 58916.

4 Общий подход к технико-экономическому обоснованию инвестиционного проекта

Технико-экономическое обоснование, как правило, выполняют на стадии предынвестиционных исследований, в ходе которых обычно разрабатывают следующие проектные документы:

Примечание — Данный документ обычно определяет общие ключевые характеристики проекта, такие как цели инвестирования, назначение и мощность объекта строительства, номенклатура продукции, места размещения объекта и пр.;

— декларацию о намерениях.

Примечание — Данный документ, публикуемый в средствах массовой информации и отражающий инвестиционный замысел заказчика, рассматривает такие общественно значимые вопросы, как цели проекта, варианты размещения производства, потребность в ресурсах, основные технико-экономические показатели и особенности выбранного способа производства:

Эти документы используют при расчете и обосновании основных технико-экономических показателей и параметров для принятия инвестиционных решений для строительства объектов промышленности и транспортной инфраструктуры в части производственной мощности, номенклатуры и качества продукции, внутренней и внешней кооперации предприятия, обеспечения сырьем, материалами, полуфабрикатами. энергоресурсами и трудовыми ресурсами, а также выбора наиболее эффективных технических. экономических и организационных решений по эксплуатации и строительству, включая выбор конкретных площадок и трасс, технологий и основного оборудования, оценку экологических аспектов, анализ рисков и схем финансирования проекта.

Выполнение технико-экономических обоснований реконструкции действующих предприятий или нового строительства должно опираться на исследования рынка и выявление планируемой доли рынка создаваемого объекта.

Проектные документы, которые выполняют для технико-экономического обоснования, вне зависимости от стадии работ должны содержать исходные данные, обосновывающие расчеты и анализ эффективности принимаемых основных технических решений, а также данные и показатели, необходимые для выдачи задания на проектирование (разработку) следующей стадии проекта. Технический уровень и основные технико-экономические показатели объекта, для которого выполняют технико-экономическое обоснование, должны соответствовать современному уровню развития технологий, предусматривать возможность применения перспективных технологий, обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям заказчика, указанным в задании.

При подготовке технико-экономического обоснования необходимо:

— учитывать перспективные технические и технологические решения при проектировании промышленного объекта, в строительстве и эксплуатации, предусматривать применение новейших разработок. передового отечественного и зарубежного опыта, выполнять вариантную проработку с обоснованием и выбором высокой эффективности инвестиций, минимизацией строительных объемов и трудоемкости процессов технологической подготовки. Экономическую эффективность подтверждают расчетами, сравнением технического уровня и технико-экономических показателей инвестиционного проекта с лучшими аналогами в части дисконтированных сроков окупаемости, чистой приведенной стоимости. внутренней нормы рентабельности, нормы прибыли, качества продукции с учетом ее конкурентоспособности на мировом рынке;

— предусматривать последовательный ввод этапов объекта с обоснованием основных техникоэкономических показателей на полное развитие по этапам. Невозможность (нецелесообразность) выделения этапов должна быть обоснована;

— учитывать решения, принятые стратегиями развития территорий, генеральными планами городов и других населенных пунктов, промышленных эон. особых экономических зон;

— обеспечивать рациональное и экономное использование земель, материальных, топливно-энергетических. финансовых и трудовых ресурсов:

— при реализации крупных промышленных и инфраструктурных проектов предусматривать комплексное решение вопросов строительства объектов производственного назначения, жилых домов, объектов социально-бытового назначения и охраны окружающей среды:

— учитывать требования обеспечения сейсмостойкости, езрыво- и пожаробезопасности предприятий.

Если в результате разработки проектного документа для технико-экономического обоснования существенно изменяются целевые показатели объекта, определенные в задании заказчика, то необходимо проанализировать такие изменения, указать причины, которые к ним привели, привести обоснования предлагаемых решений. Следует понимать, что в отдельных случаях не исключен отрицательный результат выполненных работ.

При разработке проектных документов для технико*экономического обоснования необходимо ру* ководствоваться общими принципами размещения производительных сил, установленными ограничениями по строительству предприятий в отдельных городах и на отдельных территориях.

Выбор площадок и трасс строительства таких предприятий должен производиться на основе оценок важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на их размещение (экономического, трудового, сырьевого, топливно-энергетического, водного, строительного, транспортного, экологического и пр.).

Проектные документы для технико-экономического обоснования, как правило, разрабатывают на конкурсной основе.

Для перехода к следующей стадии работ результаты выполненного технико-экономического обоснования утверждаются инвестором (примерный перечень технико-экономических показателей для объектов промышленности и транспортной инфраструктуры приведен в приложении А).

При необходимости результаты выполненного технико-экономического обоснования согласовываются в порядке, установленном действующим российским законодательством, федеральными или местными органами власти, общественностью и экспертным сообществом.

5 Основные виды проектных документов

5.1 Проектные документы, выполняемые в целях технико-экономического обоснования инвестиционных проектов объектов промышленности и транспортной инфраструктуры, разрабатывают последовательно в целях выявления неопределенностей в имеющейся информации по объекту инвестирования. а следовательно, и рисков, связанных с инвестиционным проектом, выполнения исследований и расчетов, позволяющих устранить эти неопределенности, анализа вариантов технических, организационных и других решений, снижающих риски до уровня, приемлемого для инвестора и третьих лиц. интересы которых представляет государство.

Проектные документы должны обеспечивать последовательное увеличение степени детализации информации об объекте, а также значительную степень преемственности решений, принимаемых от стадии к стадии.

8 сложных случаях и вариантных проработках возможна итерационная проработка решений и временное отступление от последовательного выявления неопределенностей.

5.2 Технико-экономическое обоснование может быть использовано, в полном объеме или частично. в следующих документах:

— декларация о намерениях:

6.1 Общие положения

8 6.2—6.13 приведен состав проектного документа (применительно к обоснованию строительства нового промышленного объекта) и перечень элементов каждого из его разделов.

6.2 Резюме инвестиционного проекта

Резюме включает в себя;

— наименование инвестиционного проекта;

— наименование администратора бюджетных программ (заявителя):

— общую стоимость инвестиционного проекта (в рублях и в валюте проекта);

— компоненты инвестиционного проекта с указанием стоимости каждого из них;

— место реализации (область, город);

— цель и задачи, в том числе в количественном выражении:

— целевые группы, в том числе основные выгодополучатели;

— предполагаемые источники и схемы финансирования:

• источник и сумму финансирования разработки и экспертизы проектного документа (с указанием программы администратора бюджетной программы);

* период реализации инвестиционного проекта, с разбивкой финансирования по годам;

• выписку из перечня крупных и сложных промышленных объектов (а также других объектов), по которым должен разрабатываться проектный документ;

* ссылки на постановления федеральных и региональных органов власти, решения и другие до-кументы. являющиеся основанием для разработки проектного документа;

— обоснование актуальности разрабатываемого проекта.

* данные о техническом состоянии реконструируемого или расширяемого промышленного объекта. анализ и оценка его деятельности, основные технико-экономические показатели работы за последние три года, предшествующие году разработки проектного документа.

Во введении приводят:

— политические, социально-экономические, природно-климатические, правовые и другие условия, в которых предполагается реализация инвестиционного проекта, в том числе указывают показатели существующего и прогнозируемого (на период жизненного цикла проекта, включающего инвестиционный и лостинвестмционный периоды) уровня жизни населения, обеспеченность инфраструктурой, инвестиционный климат и другие социально-экономические показатели, характеризующие предполагаемое месторасположение и область влияния проекта;

— описание проблемы с указанием всех возможных вариантов ее решения (достижения цели проекта). по которым проводится сравнительный анализ в каждом из последующих разделов проектного документа.

6.4 Маркетинговый раздел и производственная программа

В данный раздел включают:

— основные технические данные и экономические показатели продукции в сравнении с данными и показателями аналогичных видов продукции передовых отечественных и зарубежных предприятий:

— обоснование конкурентоспособности продукции на внутреннем и/или мировом рынке и ее влияние на сокращение импорта;

— указание мощности промышленного объекта, уточненной исходя из потребности рынка, а также полного использования имеющихся и создаваемых мощностей по производству аналогичной продукции;

— обоснование возможности и целесообразности получения и использования в промышленности попутной продукции при комплексной переработке сырья и утилизации отходов производства.

6.5 Технико-технологический раздел

В данный раздел включают:

— обоснование рекомендуемой технологии производства (технологической схемы) на основе сравнения возможных технологических процессов и схем, оценку оптимальности выбранной технологии;

— обоснование выбора основного технологического оборудования;

— важнейшие требования к основному технологическому оборудованию:

— требования к уровню механизации и автоматизации промышленного объекта и основные технические решения:

— обоснование производственно-технологической структуры, состава и мощности промышленного объекта;

— состав обслуживающего и энергетического хозяйства;

— структуру управления предприятием и обоснование применения автоматизированной системой управления технологическим процессом (АСУ ТП).

6.6 Экологический раздел

Читайте также:  Схема строительства метро до 2035 года

В данный раздел включают:

— характеристику и объем сточных вод и вредных выбросов;

— мероприятия по спецводопольэованию;

— мероприятия по предупреждению загрязнения воздушного бассейна, почвы и водоемов и по рекультивации нарушенного земельного участка и использованию плодородного слоя почвы:

— размеры санитарно-защитной зоны;

• предложения по использованию отходов для повышения экономической эффективности работы промышленного объекта;

— оценку влияния на окружающую среду в данном районе действующих, строящихся и намечаемых к строительству промышленных объектов;

• экономическую эффективность осуществления природоохранных мероприятий и оценку экономического ущерба.

6.7 Институциональный раздел

8 данный раздел включают:

— схемы управления инвестиционным проектом на протяжении его жизненного цикла, с описанием правовой основы, структуры управления и оценкой финансовых затрат. В случае создания инвестиционным проектом новой институциональной схемы необходимо указание подробного обоснования создания данной схемы с приведением альтернативных вариантов;

— информацию о всех участниках управления инвестиционным проектом как в ходе реализации, так и в постинвестиционный период (полное юридическое наименование, страна происхождения. организационно-правовая форма, уставный капитал, учредители и доли их участия, год образования, основные виды деятельности, опыт реализации проектов в данной сфере), их взаимодействие, распределение между собой затрат, выгод и ответственности, а также институциональные риски, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предположительные мероприятия по снижению рисков.

6 .8 Раздел экономики строительства и производства, основных технико-экономических показателей

8 данный раздел включают:

— расчет финансово-экономической модели;

— экономическую эффективность капитальных вложений;

• удельные капитальные вложения, в том числе на строительно-монтажные работы;

— расчетную себестоимость основных видов продукции;

— удельные расходы сырьевых, материальных и топливно-энергетических ресурсов;

. уровень производительности труда;

— сравнение с показателями действующих передовых отечественных и зарубежных промышленных объектов, а также с перспективными показателями проектируемых предприятий соответствующей отрасли (подотрасли) промышленности, с учетом топливно-энергетического баланса района размещения. социально-экономических, социально-культурных и демографических характеристик населения.

6.9 Выбор района, пункта, площадки (трассы) для строительства и их характеристики

В данный раздел включают:

— обоснование выбора района и пункта строительства (в случае, если район (пункт) строительства в схеме не определен);

— обоснование выбора площадки (трассы) для строительства.

6.10 Данные об обеспечении промышленного объекта сырьем, материалами, полуфабрикатами, энергией, топливом, водой и трудовыми ресурсами

8 данный раздел включают:

• сведения о наличии сырьевой базы, разведанных и утвержденных запасах сырья и перспективе их роста;

— сведения о потребности в сырье, требования к качеству и способам его подготовки;

• сведения о потребности в материалах и полуфабрикатах, источниках их получения;

— обоснование источников обеспечения промышленного объекта электрической и тепловой энергией и топливом с учетом топливно-энергетического баланса района размещения;

• обоснование обеспечения объекта водой (с учетом других потребителей, пользующихся выбранным источником водоснабжения);

— расчет общей численности работающих (в том числе промышленно-производственного персонала) исходя из того, что производительность труда на намечаемом строительством предприятии к моменту его ввода в действие должна быть не ниже достигнутой на передовых аналогичных объектах отрасли с учетом необходимого ее роста за соответствующий период и достижения высшего мирового уровня;

• предложения по организации подготовки рабочих кадров на действующих объектах и в учебных заведениях.

6.11 Социальный раздел

В данный раздел включают:

— обоснование проекта с точки зрения социально-культурных и демографических характеристик населения;

— потребность проекта в трудовых ресурсах и его влияние на занятость населения;

— реальную обеспеченность трудовыми ресурсами соответствующей квалификации;

— программу обучения и переподготовки рабочих и специалистов;

— нормы охраны труда и техники безопасности;

• расчет показателей уровня жизни населения (демографические показатели, доходы населения, уровень занятости, влияние на повышение уровня знаний и так далее);

— оценку социальных рисков, определяющие основные факторы риска, предположительный характер и диапазон изменений, предполагаемые мероприятия по снижению рисков.

6.12 Выводы и предложения

В данный раздел включают:

— оценку экономической эффективности строительства предприятия.

— указание на соответствие принятых технологий, оборудования, строительных решений, организации производства и труда новейшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники и прогрессивным удельным показателям;

— данные для составления задания на проектирование предприятия в соответствии с общими требованиями к содержанию такого задания, предусмотренными положениями о составе, порядке разработки. согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений;

— перечень научно-исследовательских, опытно-конструкторских, экспериментальных и изыскательских работ, которые необходимо выполнить для проектирования и строительства предприятия, изготовления оборудования.

В проектный документ в качестве приложений целесообразно включать:

— схему ситуационного плана;

— схему генерального плана;

— габаритные схемы по наиболее крупным и сложным зданиям и сооружениям;

— технологическую схему (предварительную);

— сводный расчет стоимости строительства;

— сводку затрат (в соответствующих случаях).

7 Порядок разработки и утверждения проектного документа

7.1 Разработку проектного документа осуществляют по заданию заказчика (предприятия, холдинга. инвестора, органа региональной или федеральной власти). Разработку осуществляет инжиниринговая. консалтинговая, проектная компания с привлечением специалистов в области конкретных технологий или компаний, изыскательских организаций, научно-исследовательских институтов, специализированных лабораторий и экспертов в предметных областях. Если в процессе создания объекта предполагается создание специального технологического оборудования, в разработке проектного документа принимает участие организация — предполагаемый разработчик этого оборудования.

7.2 Заказчик после согласования работ с инвестором (советом директоров, местным или федеральным органом власти) выдает задание на разработку проектного документа организации-разработчику.

7.3 В зависимости от нормативных сроков продолжительности проектирования и строительства предприятий разработку ТЭО начинают, как правило, за два-три года до начала строительства. Для предприятий с длительным сроком проектирования и строительства, требующих выполнения большого объема изыскательских работ для выбора площадки под строительство, длительного цикла обоснования технологических решений, оценки параметров специального оборудования, разработка ТЭО может начинаться за четыре-пять лет. а в исключительных случаях, когда намечается строительство крупных объектов и комплексов энергетики, особо крупных производственных комплексов, объектов транспортной инфраструктуры. — за шесть-семь лет до начала строительства. Данные ТЭО подлежат актуализации, если к началу проектных работ прошло более двух лет с окончания разработки ТЭО. Стоимость разработки ТЭО определяется составом работ, трудоемкостью обоснования технологических решений, эскизного проектирования специального оборудования, сложностью и объемом изыскательских работ.

7.4 Разработку проектного документа осуществляют в пределах выделяемых сумм на разработку инвестиционного замысла, обоснования инвестиций и всего объема предпроектных работ.

Результатом разработки и экспертизы ТЭО может быть вывод об отсутствии целесообразности строительства объекта в соответствии с заданными параметрами.

7.5 Район или пункт строительства предприятий (при отсутствии данных в схеме) определяют на первом этапе разработки ТЭО и согласовывают с органами региональной и федеральной власти.

При выборе района или пункта строительства предприятия выполняют технико-экономическое сравнение возможных вариантов районов (пунктов) размещения объекта в соответствии с обоснованиями удобства расположения объекта, наличия трудовых ресурсов, логистической доступности сырья и материалов, рынков сбыта и другими показателями.

Выбор площадки (трассы) для строительства осуществляют в районе или пункте, определенном проектным документом, с соблюдением земельного, водного, лесного и другого законодательства, связанного с охраной окружающей среды, с учетом проектов районной планировки городов (поселков) страны, федеральных и региональных схем развития территорий, соответствующих коммуникаций и сетей, железных и автомобильных дорог и газопроводов, энергосистем, сетей связи и на основе материалов комплексных инженерных изысканий. При этом проводят всестороннее изучение условий строительства на всех возможных или рекомендуемых площадках (трассах).

По поручению заказчика разработчик проектного документа направляет на согласование материалы намечаемых решений, связанные с выбором площадки (трассы) для строительства, организациям и органам государственного надзора, представители которых должны принимать участие в выборе площадки (трассы) строительства. Замечания и предложения согласовывающих организаций должны быть учтены.

7.6 Расчетную стоимость строительства определяют по объекту в целом, в том числе по объектам производственного назначения, жилищно-гражданского назначения, в случае необходимости — по объектам базы строительной индустрии, городского наземного пассажирского транспорта, дорогам, путепроводам и другим инженерным сооружениям. Расчеты стоимости строительства по каждому виду объектов и на каждый этап строительства (если строительство предприятия намечается вести по этапам) составляют по форме сводного сметного расчета стоимости строительства на основе объектных расчетов стоимости отдельных зданий и сооружений и локальных расчетов стоимости отдельных работ и затрат. Все расчеты стоимости по этапам и видам объектов объединяют в сводный расчет стоимости строительства на полное развитие предприятия.

В расчетах стоимости строительства отдельными строками предусматривают:

— резерв средств на непредвиденные работы и затраты:

— средства, учитывающие изменения ценообразования в связи с научно-техническим, социальным прогрессом, изменением ставки рефинансирования, конъюнктуры рынка, а также проведением мероприятий по охране окружающей среды.

8 случае необходимости уточнение порядка определения расчетной стоимости строительства выполняет отраслевой федеральный орган исполнительной власти по согласованию с Минэкономразвития РФ. Минфином РФ.

7.7 Решения по строительству объекта согласовываются заказчиком (инвестором) с заинтересованными организациями при участии разработчика проектного документа в части производственной и хозяйственной кооперации, размещения предприятия в составе промышленного узла, промышленной зоны, транспортных связей, обеспечения рабочими кадрами, сырьем и топливом, электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, канализации, средств связи, состава и способов очистки вредных выбросов в атмосферу и водоемы, а также применения основных строительных материалов и конструкций и организации строительства.

7.8 Проектный документ оформляют в виде пояснительной записки с приложениями, содержащими расчеты, таблицы, коммерческие предложения, эскизные проекты специального технологического оборудования, графические материалы, фото- и видеоматериалы и другие необходимые материалы.

Объем текстов, расчетов, чертежей и других материалов, которые включают в пояснительную записку. определяется заданием на разработку проектного документа, но должен быть достаточным для принятия инвестиционного решения.

Приложение А (рекомендуемое)

Примерный перечень технико*экономических показателей для объектов промышленности и транспортной инфраструктуры

Мощность предприятия, годовой выпуск продукции: в стоимостном вьфажении в натуральном выражении

Источник: allgosts.ru

Рейтинг
Загрузка ...