Тепловые сети как объект капитального строительства

Теплотрасса — объект капитального строительства?

По договору ремонтируется участок теплотрассы, нужно ли у подрядчика требовать общестроительную лицензию/допуск к работам (перечень работ включает прокладку стальных трубопроводов, обклейку поверхности изоляции трубопроводов рулонными материалами). Эти работы влияют на безопасность объектов капитального строительства (приказ Минрегиона РФ от 9 декабря 2008 г. N 274). Но сама теплотрасса является объектом капитального строительства?
Как соотносятся понятия «тепловые сети» и «наружные инженерные коммуникации здания»?

Источник

Строительство тепловых сетей заявителем в отношениях по подключению. Юридический аспект

Строительство сети заявителем в рамках тезприсоединения

Строительство тепловых сетей силами заявителя, которое реализуется им в отношениях по подключению за пределами зоны его «ответственности», является весьма распространенной практикой. Как правило, это связано с необходимостью оперативного подключения объекта заявителя к сетям инженерно-технического обеспечения. В этом случае заявитель строит участок тепловой сети сам, т.е. делает это вместо исполнителя (теплоснабжающей организации).

Закон допускает такое строительство. В силу пункта 34 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 (далее – Правила 787), заявитель вправе осуществить мероприятия (в том числе технические) по подключению за границами принадлежащего ему земельного участка, а в случае подключения многоквартирного дома – за пределами сетей инженерно-технического обеспечения дома при условии согласования таких действий (в том числе технической документации) с исполнителем.

  • обязанность заявителя согласовать с исполнителем проектную документацию;
  • обязанность заявителя передать исполнителю в собственность объект теплоснабжения, созданный в результате проведения работ, определенных договором;
  • обязанность исполнителя принять такой объект и оформить на него право собственности.
  • должен ли заявитель в случае самостоятельного строительства сети вносить исполнителю плату за подключение. И если должен, то в каком размере;
  • кому принадлежит построенная заявителем сеть и какова ее дальнейшая юридическая судьба;
  • какой конкретно вариант оформления отношений заявителя и исполнителя (при самостоятельном строительстве сети заявителем) будет корректным.

ВОЗМЕЗДНОСТЬ ОТНОШЕНИЙ ПО ПОДКЛЮЧЕНИЮ

Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение.

  • плата за подключение устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения;
  • в случае отсутствия технической возможности подключения плата за подключение для каждого потребителя, в том числе застройщика, устанавливается в индивидуальном порядке.

В силу п. 31 Правил № 787 одним из существенных условий договора на подключение является размер платы за подключение.

Таким образом, совокупность данных положений свидетельствует о возмездности отношений по подключению.

ПЛАТА ЗА ПОДКЛЮЧЕНИЕ ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ СЕТИ ЗАЯВИТЕЛЕМ

Законодательство не содержит норм, которые освобождали бы заявителя от внесения платы за подключение (или хотя бы от внесения ее части) в случае самостоятельного строительства сети. В совокупности с вышеприведенным выводом это может свидетельствовать об обязательности внесения заявителем платы за подключение, причем в полном размере.

Дополнительным свидетельством тому может быть также и то, что с изданием Правил № 787 из п. 11 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённых постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83 (далее – Правила № 83), была исключена норма, согласно которой, если для подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создания (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения, плата за подключение не взимается.

Более того, с изданием Правил № 787 нормы Правил № 83 теперь в принципе не распространяются на отношения по подключению к сетям теплоснабжения.

ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ПОСТРОЕННОЙ СЕТИ И ЕЕ ДАЛЬНЕЙШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СУДЬБА

Учитывая, что Правила № 787 не определяют принадлежность построенной сети той или иной стороне отношений по подключению, логично предположить, что в силу п. 1 ст. 218 ГК РФ сеть принадлежит заявителю (т.е. лицу, которое ее построило).

При этом, как уже указывалось выше, в случае самостоятельного строительства сети заявителем, стороны заключают договор о передаче сети исполнителю.

Читайте также:  Ввод объекта в эксплуатацию истек срок разрешения на строительство

Но при этом нигде не уточняется, о каком конкретно договоре идет речь и на каких условиях (возмездно или безвозмездно) сеть должна быть передана исполнителю. Также не ясно, является ли этот договор обязательным к заключению сторонами или нет.

  • собственником сети останется заявитель, который самостоятельно построил сеть;
  • собственником сети станет исполнитель, получив ее как по возмездному (например, купля продажа), так и по безвозмездному (например, дарение) договору.

Но здесь следует учитывать сформулированный в законодательстве запрет на дарение между коммерческими организациями (п. 1 ст. 575 ГК РФ), что делает вариант с безвозмездной передачей сети в собственность исполнителя наименее вероятным.

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Недостатки регулирования формируют неопределенность и риски для сторон отношений подключения как в плоскости учета имущества (не понятно, кому принадлежит построенная сеть, когда и как ее следует передавать), так и в области налогообложения (не понятно, кто и за какой период должен платить налог на имущество).

Кроме того на стороне теплоснабжающей организации существует проблема обоснования расходов, связанных с обслуживанием сети, которые она могла бы включить в свой тариф на тепловую энергию.

Также недостатки регулирования могут привести к легализации ситуации, при которой заявитель должен будет по сути дважды заплатить за подключение: первый раз – построив сеть за свой счет, второй раз – заплатив исполнителю за подключение, которое в общем-то им и не производилось. Ну и уж совсем странно будет выглядеть в этом случае еще и безвозмездная передача построенной сети исполнителю.

Но данная проблема является, на наш взгляд, решаемой. Выход, в частности, видится в заблаговременной (до начала строительства сети заявителем) реализации сторонами одной из следующих конструкций:

(1) Заключение между сторонами договора строительного подряда (ст. 740 ГК РФ), по которому исполнитель привлечет заказчика в качестве подрядчика для строительства сети.

В этом случае заказчик построит сеть уже не по собственной инициативе, а по заказу исполнителя. Таким образом у заказчика возникнет четкое правовое основание для передачи построенной сети в собственность исполнителя (договор подряда), а у исполнителя возникнет обязательство перед заказчиком оплатить строительство сети.

В результате обязательство заказчика по внесению платы за подключение исполнителю может быть полностью или частично прекращено зачетом встречного однородного требования к исполнителю об оплате строительства сети.

(2) Заключение между сторонами договора купли-продажи будущей вещи (п. 2 ст. 455 ГК РФ), по которому исполнитель примет на себя обязательство приобрести у заказчика построенную им сеть после того, как сеть будет введена в эксплуатацию.

На наш взгляд, преимущества данной сделки для сторон аналогичны преимуществам подрядной сделки, поэтому ни одна из конструкций не может быть выделена в качестве приоритетной.

Таким образом указанные договоры позволят справедливо урегулировать финансовый аспект взаимоотношений сторон, исключат неосновательное обогащение исполнителя, и обеспечат более четкие ориентиры для учета имущества и налогообложения.

Мы также обращаем особое внимание на целесообразность именно заблаговременного заключения данных сделок (до начала строительства сети), т.к. это позволит сторонам минимизировать риск признания указанных сделок мнимыми (п. 1 ст. 170 ГК РФ).

Источник

Подключение к тепловым сетям. Что изменилось?

Н.В. Горячих, ведущий советник отдела теплосетевой деятельности и нормирования;
Г.Э. Попов, заместитель директора; Р.О. Нагорный, начальник отдела теплосетевой деятельности
и нормирования Департамента развития электроэнергетики Минэнерго России;
С.О. Полянцев, заместитель директора, Ассоциация «Совет производителей энергии»;
А.В. Федосеева, руководитель департамента коммерции и развития тепловых рынков, ПАО «Т Плюс»; Т.Д. Казакевич, начальник управления технологических присоединений, ПАО «МОЭК», заместитель генерального директора по административно-правовой работе, ООО «ЦТП МОЭК», г. Москва

Введение

Подключение к тепловым сетям является неотъемлемой частью рынка теплоснабжения. При этом для представителей строительной отрасли немаловажными условиями являются доступность и быстрота процедуры подключения, а также минимизация финансовых затрат.

На территории Российской Федерации централизованное теплоснабжение имеют 84% жилых домов, объектов социального назначения, промышленных предприятий. Несмотря на то, что отпуск тепловой энергии от источников тепла в СЦТ снизился за последние 15 лет на 18 % (минимальное его значение – 1 221 млн Гкал – отмечено в 2020 г.), в целом доля централизованного теплоснабжения возросла с 2015 г. на 2%.

Увеличение доли централизованного теплоснабжения объясняется увеличением количества подключения новых потребителей: в России ежегодно вводится от 75,6 до 85,3 млн м 2 жилья, в том числе МКД (от 42,4 до 48,4 млн м 2 ), при этом заявляемая
подключаемая нагрузка порой достигает 30-50 Гкал/ч.

Однако, зачастую многие застройщики (в особенности, многоквартирных жилых домов) предпочитают подключение от автономных теплоисточников: известны случаи, когда целые жилые микрорайоны строятся с крышными котельными, а в отдельных случаях и с поквартирным отоплением. Стоит отметить, что наличие множества разрозненных источников тепла неизбежно приводит к снижению безопасности и ухудшению экологической обстановки во всём регионе.

Читайте также:  Требования к безопасной эксплуатации объектов строительства

В Европе, уделяющей пристальное внимание экологическим проблемам, такое не допускается: в отдельных странах введено требование о том, что, если объект возможно подключить к системе централизованного теплоснабжения (далее – СЦТ), то применение автономных источников «не рекомендуется», либо вовсе законодательно запрещено (например, в Норвегии, Дании). Таким образом, улучшается экологическая составляющая и повышается энергоэффективность СЦТ благодаря достаточной загрузке её мощностей.

При этом подавляющее большинство европейских государств постепенно отходит от модели управления системами теплоснабжения государственными предприятиями: данный бизнес плавно переходит в частные руки. Органы власти ослабляют регулирование в части ценообразования не только продажи тепловой энергии, но и услуг по подключению к системам теплоснабжения.

Имеются примеры, когда регулирование деятельности и по подключению, и по теплоснабжению со стороны государства полностью отсутствует (Дания, Финляндия, Швеция) – в рассматриваемых странах признают неэффективность таких мер и считают, что они сдерживают развитие потенциально крайне эффективной отрасли централизованного теплоснабжения.

Подход к определению платы за подключение к системе теплоснабжения в большинстве развитых Европейских стран един: ТСО определяет стоимость мероприятий, которые потребуются для подключения каждого конкретного потребителя, сопоставляет её со стоимостью подключения на примерах-аналогах и направляет потребителю оферту с рассчитанной величиной платы за подключение. Данная величина подлежит урегулированию в рамках договорного процесса, пока не будет достигнуто соглашение сторон договора (как и в Российском законодательстве, не допускается подключение новых потребителей без заключения соответствующего договора).

Считаем, что такие возможности только повышают конкурентоспособность СЦТ на рынке, тем более, что равнозначным инструментом привлечения новых потребителей к централизованному подключению является гибкий индивидуальный подход к стоимости тепловой энергии для потребителей (аналог ценовых зон теплоснабжения). Например, в Швеции индивидуальное предложение по подключению объекта может включать инвестиции на реализацию энергосберегающих мероприятий, направленных на отдельные элементы инженерной инфраструктуры, в качестве эффекта от которых потребитель в дальнейшем может иметь фиксировано сниженную стоимость покупки тепловой энергии.

В России подключение объектов капитального строительства к системам теплоснабжения регламентировано и подконтрольно органам государственной власти. Однако, необходимо отметить, что на современном этапе в части развития рынка тепловой энергии Россия стремится выстраивать между ТСО и потребителями эффективное рыночное взаимодействие. Этому способствует, в том числе, отнесение всё новых и новых поселений к ценовым зонам теплоснабжения. Хотя пока ещё, в отличие от европейских стран, в России и в ценовых зонах остаётся контроль за деятельностью ТСО со стороны органов власти: регулярная отчётность о деятельности компании, антимонопольное регулирование и т.п., что определённым образом сдерживает развитие централизованного теплоснабжения.

Подключение к системам теплоснабжения в России регламентируется соответствующими Правилами, утверждаемыми на уровне Правительства РФ. До 1 марта 2022 г. в стране действовал документ: «Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения» (утв. постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 г. № 787) (далее – ПП РФ № 787).

Федеральным законом от 01.07.2021 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ГК РФ дополнен целой статьёй 52 1 «Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

С учётом новых требований ГК РФ Минэнерго России разработаны новые Правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 г. № 2115.

Необходимость корректировки Правил подключения явилась следствием планомерной работы Правительства РФ в части совершенствования рынка тепловой энергии и создания условий для устойчивого развития взаимоотношений между теплоснабжающими организациями и потребителями.

Ключевыми целями повышению эффективности технологического присоединения к тепловым сетям являются оптимизация инвестиционного цикла строительства объектов капитального строительства, сокращение издержек при строительстве объектов капитального строительства в части затрат застройщиков на подключение к тепловым сетям и, следовательно, увеличение объёмов строительства и доступности жилья.

Это способствует росту инвестиционной привлекательности сферы теплоснабжения, а, следовательно, повышению безаварийности, качества и доступности энергоресурсов для жителей и бизнеса.

Основные изменения в процедуре подключения к системе теплоснабжения

1. Порядок оплаты за подключение, регламентированный ПП РФ № 787, предусматривал оплату в 3 этапа: 15% – в течение 15 дней со дня заключения договора о подключении, 50% – в течение 90 дней со дня заключения договора о подключении, но не позднее даты фактического подключения. Оставшуюся долю платы за подключение необходимо было внести в течение 15 дней со дня подписания сторонами акта о подключении. На практике нередко возникали случаи, когда заявители оказывались недобросовестными, и в течение отпущенного срока подключения не предпринимали никаких действий для осуществления мероприятий по технологическому присоединению, а после истечения срока договора просто обращались к теплоснабжающей (теплосетевой) организации за его продлением. Кроме того, нередко возникали ситуации, когда заявители вносили только первый платёж (15% от платы за подключение), но не вносили оставшуюся сумму и не предпринимали никаких действий для осуществления мероприятий по технологическому присоединению. В ряде случаев такие заявители попадали в процедуру банкротства, а ТСО не имела возможности отказаться от договора в силу публичности договора о подключении.

Читайте также:  Что такое промышленные объекты строительства

Согласно имеющимся статистическим данным, за период 2018-2020 гг. из общего числа заявок на подключение к тепловым сетям заключено договоров на подключение всего 41,2%. При этом исполненных договоров о подключении в первоначально установленный срок всего 53,6%. Большая доля невыполненных обязательств в первоначально установленный срок со стороны заявителя (55,6%) ложится на несвоевременное выполнение технических мероприятий, доля договоров с несвоевременно выполненными обязательствами по оплате составляет 18,1% (рисунок).

Рисунок. Анализ исполнения договоров о подключении.

стороны заявителей новым документом предусматривается право исполнителя в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора о подключении и требовать компенсации понесённых затрат в случае невыполнения заявителем мероприятий, предусмотренных условиями подключения, в срок, установленный для подключения объекта заявителя договором о подключении, а также взаимная ответственность за нарушение сроков выполнения мероприятий.

2. Нередко возникают ситуации, когда тепловые сети заявителя должны быть размещены вне границ своего земельного участка или на землях третьих лиц. Так, за 2018-2020 гг. доля подключений, где заявитель имел возможность строительства тепловых сетей вне границ своего земельного участка, увеличилась на 12% и имеет тенденцию к ещё большему увеличению.

С целью снижения расходов и сокращения сроков технологического присоединения в ранее действующих Правилах строительным организациям была предоставлена возможность размещения тепловых сетей вне границ своего земельного участка. При этом получение разрешения указанных лиц на использование их земельных участков занимало длительное время, а собственник мог оспаривать выданный сервитут. В ряде случаев получение сервитута вообще не представлялось возможным.

Новыми Правилами скорректирован порядок определения технической возможности в указанных случаях, что позволит урегулировать отношения по подключению объектов в таких ситуациях.

Установлена возможность для заявителя по согласованию с исполнителем обеспечить архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию тепловых сетей, расположенных за границами принадлежащего ему земельного участка, а при подключении МКД – в пределах границ принадлежащего ему земельного участка. При этом установлено, что в случае желания строительства тепловых сетей за пределами сети инженерно-технического обеспечения МКД, но в пределах границ принадлежащего заявителю земельного участка силами заявителя (застройщика), отказ ресурсоснабжающей организации не допускается.

Предоставление возможности застройщикам строительства тепловых сетей вне границ земельного участка направлено на оптимизацию строительного цикла и синхронизацию строительства объектов капитального строительства и внешних инженерных сетей, как ожидаемое следствие – увеличение темпов строительства и снижение общих издержек на строительство, а также снижение прямых издержек застройщиков на работы по строительству сетей инженерно-технического обеспечения. При этом создаваемые тепловые сети до стены МКД поступают в собственность ТСО, что исключает риски их ненадлежащей эксплуатации в силу непрофильности этого вида деятельности для застройщиков и последующего отказа застройщиков от права собственности на такие сети и приобретение ими правового режима бесхозяйной вещи.

3. Также в ПП РФ № 787 была определена возможность подключения заявителя к тепловым сетям, принадлежащим смежной организации. В случае согласия смежной организации на подключение к своим тепловым сетям непосредственное подключение производится через заключение договора о подключении между смежной организацией и исполнителем. При этом не учитывалась возможность заключения других видов договоров гражданско-правового характера между смежной организацией и исполнителем, если смежная организация является нерегулируемой. Новыми Правилами указанный факт был устранён.

Сокращение сроков строительства любым образом, включая сроки строительства сетей инженерно-технического обеспечения, автоматически сокращает общие издержки застройщиков (за счёт более раннего ввода) и улучшает экономику проектов в целом (табл. 1).

Таблица 1. Финансово-экономический расчёт снижения издержек на один месяц строительства.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...