Нам задают много вопросов о проводимой Минстроем РФ реформе ценообразования, правомерности использования территориальных сметно-нормативных баз, разрабатываемой федеральной системе ценообразования в строительстве и др.
К сожалению, полной и точной информации по этим вопросам нет, однако на основании имеющихся документов, сведений с сайта Минстроя РФ, анализа положения дел с территориальными и федеральными сметно-нормативными базами мы можем сделать следующие выводы.
1. Смысл реформы системы ценообразования заключается в переходе на ресурсный метод расчетов, при котором используются только элементные сметные нормы (ГЭСН) и текущие цены ресурсов. Базы ФЕР и ТЕР, а также индексы пересчета в текущий уровень цен к этим базам, использоваться не будут. Соответствующие документы приняты Минстроем в начале 2017 г. и опубликованы на сайте Минстроя и во всех справочно-правовых системах. В указанных документах существенно изменено также понятие сметных цен – они теперь не будут включать транспортные и заготовительно-складские расходы, для составления сметной документации надо будет делать транспортные калькуляции. Для реализации этой реформы предполагается организовать мониторинг цен на строительные ресурсы и транспортные услуги по всем регионам, для чего Минстроем РФ должна быть создана специальная автоматизированная система.
Кто такой вестник? Как получить информацию и исполнить карму? — Александр Тюрин. новое видео
2. В начале октября 2017 г. на сайте Минстроя РФ по адресу https://fgiscs.minstroyrf.ru/ начала работать Государственная федеральная информационная система по ценообразованию в строительстве (ФГИС ЦС). В настоящее время она включает действующую федеральную сметно-нормативную базу (только ГЭСН, ФЕР не публикуются, а также укрупненные нормативы цены строительства НЦС) и связанные с ней нормативные документы, каталог строительных ресурсов (без базовых и текущих цен), раздел мониторинга цен ресурсов, в котором должны регистрироваться организации – производители строительной продукции и вводить текущие цены на свою продукцию. На 20.11.2017 в разделе мониторинга текущих цен есть список зарегистрировавшихся организаций, однако собственно текущих цен нет – в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. №1452 сметные цены, определенные по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, будут опубликованы 15 декабря 2017 г.
Опубликованные в ФГИС ЦС ГЭСН и каталог ресурсов в точности соответствуют используемой в настоящее время ФСНБ в редакции 2017 г., то есть очевидно, что именно эта база положена в основу проводимой реформы ценообразования.
На совещании, проведенном Минстроем 16.11.2017 для субъектов ЦФО и СЗФО, руководство Минстроя призывало активнее наполнять базу текущих цен строительных ресурсов, однако учитывая, что необходимы десятки тысяч цен по каждому региону, есть все основания полагать, что за прошедшие с момента запуска ФГИС ЦС 2.5 месяца степень заполнения базы текущих цен не будет достаточной для разработки сметной документации по всем регионам.
Сметные Нормативные Базы Что это такое
3. Законом от 26.07.2017 191-ФЗ были приняты поправки в Градостроительный Кодекс РФ. В частности, в статье 3 закона говорится:
«Сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 года или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 года, применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
1) включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;
2) введение в действие указанных в пункте 1 настоящей части сметных нормативов;
3) размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).»
Из этого следует, что используемые в настоящее время территориальные базы будут действовать до тех пор, пока в рамках ФГИС ЦС не будет накоплена информация по ценам ресурсов по данному региону, достаточная для составления сметной документации.
4. По имеющейся информации для пилотного запуска новой системы ценообразования будет выбрано 2-3 региона (назывались Башкортостан и Татарстан, однако ситуация может измениться в зависимости от состояния мониторинга текущих цен на 15.12.2017 г.) . Остальные регионы будут пока работать по старым методикам.
5. Часть разработчиков сметных программ готовы к использованию ресурсного метода расчетов, включая составление транспортных калькуляций. Пока не определены правила получения разработчиками сметных программ информации о текущих ценах из ФГИС ЦС, однако все технические и организационные вопросы могут быть решены.
Мы рекомендуем сметчикам продолжать нормальную работу и следить за нашей рассылкой . Обязательно поможем с выбором сметной программы, полностью поддерживающей нововведения и ресурсный метод расчёта (для многих клиентов он в новинку).
По материалам информирования компании НТЦ «Гектор».
О последнем дополнении 2 к ФЕР-2017, комментариях о его применении читайте
Экономический кризис 2008 года в России затронул многие сферы деятельности, но строительную индустрию в большей степени. Большинство объектов, строившихся или ремонтировавшихся за счет коммерческих источников финансирования из-за отсутствия денег просто вынуждены были остановиться и в лучшем случае законсервироваться.
Но, строительство полностью не остановилось, государственный и муниципальные бюджеты хоть и в меньшем масштабе, чем ранее, но все продолжают выделять лимиты на строительство и ремонт. В связи с этим подрядные организации ранее работавшие только с коммерческими деньгами обратили свои взоры на государственные и муниципальные объекты, ведь выживать то как-то надо.
Привыкшие практически к полному отсутствию серьезного контроля за расходованием денежных средств на производство строительно-монтажных работ со стороны коммерческих заказчиков подрядчики были неприятно удивлены достаточно жестким упорядоченным контролем со стороны государственных и муниципальных заказчиков. Для многих стало открытием, что перед началом работы необходимо составлять настоящую реальную смету с указанием стоимостей материалов, работ, эксплуатации машин и механизмов и что еще более неожиданное в соответствии с этой сметой и осуществляется финансирование всех работ и отчитываться придется по полной.
Многим подрядчикам, работавшим на строительном рынке уже несколько лет пришлось разбираться, что такое строительные расценки, индексы удорожания стоимости, нормативные базы и многое другое. В связи с этим хотелось бы немного остановиться на выборе нормативной базы для расчета стоимости строительной продукции, что это такое и с чем их едят.
Итак, нормативная база сметных расчётов — это большое количество единичных расценок объединенных между собой в сборники в соответствии с их видом.
☛ Единичные расценки это совокупность ресурсов в денежном выражении (заработная плата, эксплуатация машин и механизмов, материалы и оборудование), которые необходимы для выполнения того или иного вида работ.
Единичные расценки как было сказано выше объединяются в сборники в зависимости от их вида. Сборники бывают на строительные работы, на ремонтные работы, на монтажные работы, пусконаладочные, а также на техническое обслуживание и благоустройство. Все расценки разрабатываются в базисном уровне цен (по состоянию на 1 января 2000 года) и являются составной частью системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей на территории Российской Федерации.
В свою очередь сборники расценок на строительные (ремонтные) работы, монтаж оборудования и пусконаладочные работы по уровню применения подразделяются на федеральные (ФЕР), территориальные (ТЕР), т.е. нормативные базы. Сборники ФЕР содержат расценки по всем видам работ, которые выполняются на территории Российской Федерации, и разрабатываются в основном уровне цен для 1-го базового района (Московской области).
Сборники ФЕР являются как бы отправной точкой, на основе которой и разрабатываются все сборники других регионов (ТЕР). В территориальные сборники ТЕР включаются единичные расценки, привязанные к местным условиям строительства, которые применяются при строительстве в пределах территории административного образования Российской Федерации (региона), т.е. попросту отслеживают установленный для данного региона уровень заработной платы строителей, стоимости материалов, эксплуатации машин и механизмов, а также различные климатические и иные факторы. Таким образом, ТЕР наиболее точно отражают стоимость производства строительных работ для конкретного региона, ведь понятно, что нельзя рассчитывая смету для, например Волгоградской области принять Московский уровень заработной платы строителей или стоимость песка в том регионе, где он добывается, будет значительно ниже, чем в том, куда его еще нужно привезти. В соответствии с этим в каждом регионе есть свои ТЕР (территориальные единичные расценки), за исключением города Москва.
Москва всегда выделялась и не искала легких путей, в связи, с чем московским правительством было принято решение о разработке своих сметных нормативов, которые будут позволять оценивать строительные работы только в этом городе. Так появились МТСН-98 (московские территориальные сметные нормативы в уровне цен на 1.01.1998 года).
Нужно сказать, что данная база очень хорошо проработана по сравнению с ФЕР и ТЕР. Связано это с тем, что Москва денег на проработку этого вопроса не жалела и отнеслась к этому очень серьезно, так как понятно, что чем более точно качественно и количественно проработаны расценки тем более точным будет стоимостной расчет и значит меньше денег будет растворяться в воздухе, а больше идти на конкретные работы.
ФЕР-2001 и ТЕР-2001 в основе своей повторили расценки из старой советской нормативной базы 1984 года (что конечно положительно не сказалось), конечно, сегодня данные расценки периодически обновляются и приводятся к современным реалиям, но все равно остаются, к сожалению далеко позади базы МТСН-98. На смену МТСН-98 в конце 2007 года пришли ТСН-2001 (территориальные сметные нормативы г. Москва), которые приведены в уровень цен на 1 января 2000 года, чтобы соответствовать общепринятой системе ценообразования на территории Российской Федерации, однако со своими значительными отличиями. Данная база еще более проработана, чем МТСН-98 и продолжает постоянно развиваться, практически ежеквартально выходит обновление данной базы, в которой какие-то расценки за ненадобностью исключаются, какие-то наоборот добавляются в связи с появлением новых технологий в строительстве. Но однозначно можно сказать, что на сегодняшний день ТСН-2001 — наиболее совершенная база сметных расценок.
☛ Итак, рассмотрев все существующие виды нормативных баз можно было бы сделать вывод, что нужно для расчетов использовать самую лучшую базу ТСН-2001, однако согласно различным постановлениям Госстроя (главного органа отвечающего за издание нормативно-правовых документов в сфере строительства и ЖКХ) применять ту или иную нормативную базу ФЕР или ТЕР или ТСН нужно в зависимости от вида бюджетного финансирования.
Таким образом, если источник финансирования производства строительно-монтажных работ федеральный или муниципальный то применяется ТЕР (территориальные единичные расценки) того региона в котором производятся эти работы, вне зависимости от того откуда подрядная организация (это значит московская организация если будет строить в Волгоградской области, то смета будет считаться по ТЕР Волгоградской области). И опять же исключения: если источник финансирования работ федеральный, но стройка проводится в Москве, то применяются ФЕР-2001 (с использованием индексов удорожания специально разработанных для г. Москва), а если в Москве проводятся работы за счет муниципального бюджета города Москва, то обязательны к применению ТСН-2001.
В случае использования коммерческих источников финансирования работ сметная нормативная база определяется на выбор по согласованию между заказчиком и подрядчиком, а может использоваться и вообще коммерческие расценки, хотя последние время практически больше крупных и средних коммерческих заказчиков переходят на ту или иную нормативную базу, отказываясь от применения часто не чем не обоснованных коммерческих цен.
Поэтому, прежде чем определиться, в каких сметных нормативах составлять смету , нужно понять, какой вариант будет наиболее приемлемым для заказчика и исполнителя.
Виктор Оленев. 2009..
Территориальные сборники единичных расценок (ТЕР) разработаны для использования на различных региональных территориях нашей страны. Смета, рассчитанная по ТЕР, представляет собой пересчитанные при помощи специальных индексов расходы на материалы, услуги и т.д. для того или иного региона российской Федерации.
Чтобы понять что такое ТЕР в смете, нужно иметь понятие, что расценки на материалы и услуги, например, в южной части нашей страны могут существенно отличаться от расценок на те же статьи затрат для северной ее части. Для того чтобы учитывать разницу в таком разграничении, были разработаны единичные расценки. Сметы по ТЕРам созданы с учетом различных климатических условий в разных регионах, а значит, и разных условий труда и пр. В зависимости от территориальной принадлежности могут существенно отличаться сроки на доставку материалов, расценки на них, а, следовательно, и зарплата строителей. В случае если в ТЕРах на данный регион не оказалось расценок на какие-то виды работ, то при составлении смет руководствуются ФЕРами или расценками, оговоренными между заказчиком и исполнителем.
Составлять сметы в ТЕРах целесообразно организациям, которые участвуют в аукционах, проводимых администрациями регионов, в ином случае для смет могут использоваться свои расценки. В то же время смета, рассчитанная по ТЕР, позволяет оптимально сократить расходы на обеспечение строительства.
Любая смета, составленная в ТЕРах , действует только на той территории, для которой она разрабатывалась, так как именно в ней учтены индексы на осуществление строительных услуг и затраты на материалы. И только на этой территории смета имеет юридическое и фактическое основание.
Сборники, представляющие собой примеры смет в ТЕР создаются специалистами-сметчиками региональных Центров Ценообразования в строительстве (РЦЦС) с последующим утверждением расценок. Позже они проходят регистрацию как нормативные документы и вводятся в действие в ФЦЦС (Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов).
В любом сборнике к сметам по ТЕРам содержатся расценки на все виды строительства (гидротехническое, сельское, промышленное, жилищно-гражданское) с учетом времени работ (зимние расценки). Существуют расценки для дирекции строящихся предприятий, классифицированные расценки на отдельные виды работ. Руководствуясь сборником по составлению смет, вы легко рассчитаете свою смету в ТЕРах.
Чем же отличается смета сделанная в ТСН от других аналогичных смет в ТЕР и ФЕР?
Внешний вид готовых смет ТСН и ТЕР и наглядность чтения:
- Привычные сметы в ФЕР и ТЕР сформированы чаще всего на альбомном формате бумаги. ТСН расположен как книжный вариант;
- В ТСН наглядно просматриваются все расходы расположенные по ячейкам и их стоимость на единицу измерения;
- Присутствует новостное окно при запуске программы;
- К плюсам ТСН отнесем, то что базовые и текущие цены на работы и материалы видно сразу даже не опытному пользователю;
- Все примененные коэффициенты наглядно отображены отдельным столбиком.
Программная реализация при составлении:
- В программе Гранд-смета делается больше настроек перед началом составления сметы по ТСН. Необходимо сразу задать форму ТСН, выбрать режим «новое строительство» или «ремонт» г. Москвы, указать путь к справочнику с индексами инфляции которые периодически придется покупать, немного другая форма печати.
- В Smeta.ru для добавления НДС требуется много действий и некоторые знания Ексель;
- Для пересчета базовых цен надо купить сборник с индексами у распространителей;
Расценки сборников ТСН:
- Сложности в составлении такой сметы у опытного сметчика возникнуть не должны, т.к. принцип выбора расценок аналогичен ТЕР/ФЕР. В некоторых расценках отсутствует описание состава работ, которые можно посмотреть в ГЭСН;
- Структура сборников с материалами и работами переработана так, что к ней надо привыкать;
- Коэффициенты стесненности в расценках в целом очень схожи и отличаются не существенно;
- Нет норм времени на использование механизмов.
Накладные расходы и сметная прибыль в ТСН:
- Начисление НР и СП в ТСН происходит раздельно от ОЗП и ЗПМ.
Минусы ТСН г. Москвы при составлении смет:
- Невозможно уже готовую смету в электронном формате перевести в ТЕР и ФЕР;
- В Ексель варианте нет расшифровки коэффициентов стесненности, для какого вида они выбраны;
- На данный момент плохо развита реализация в формате XML, поэтому предпочтительнее использовать фирменный формат сохранения SOBX;
- Малое время бесплатной консультации у технической поддержки по телефону;
- Нет демо версии.
С помощью федеральных и территориальных единичных расценок (ЕР) на строительные работы, составленных в базисных ценах на 01.01.2000 года, решаются следующие задачи:
- определяются прямые затраты в сметной стоимости строительства;
- разрабатываются укрупненные нормативы сметной стоимости;
- ведутся расчеты за произведенные строительные работы.
Сборники ФЕР-2001 созданы в уровне цен для базового района страны, в качестве которого выступает Московская область.
При составлении единичных расценок используются следующие документы и информация:
- государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001 ), принятые для строительных работ;
- средние сметные расценки на стройматериалы, конструкции и изделия, принятые на начало 2000 года;
- средние сметные расценки на эксплуатацию строительной спецтехники и механизмов, принятые на начало 2000 года;
- размер оплаты труда строительных рабочих и машинистов, принятый на начало 2000 года.
В единичных расценках на строительные работы отражается средний по отрасли уровень расходов по конкретной технологии и организации работ для каждого из видов строительных работ. В этой связи территориальные и федеральные единичные расценки могут использоваться при расчете сметной стоимости в строительстве любыми подрядчиками и заказчиками, без оглядки на их организационно-правовую форму и ведомственную подчиненность.
Определение сметной стоимости работ (имеющих, в том числе, уникальный характер), при их отсутствии в сборниках единичных расценок , может осуществляться посредством разработки индивидуальных (фирменных, производственных) сметных норм и расценок, которые заказчик утверждает в составе рабочего проекта.
В единичных расценках (исключая особо оговоренные случаи) учитывается цена выгрузки стройматериалов на складе у объекта, а также расходы на вертикальный и горизонтальный транспорт стройматериалов, конструкций и изделий от склада при объекте до места монтажа, установки или укладки в предусмотренное проектом положение (то есть внутрипостроечный транспорт).
В федеральных и территориальных единичных расценках учитывается усредненный размер расходов, необходимых для содержания построечных сетей электроснабжения.
В каждом сборнике единичных расценок имеется техническая часть и расценки на измеритель работ или конструкции. Перед тем, как приступать к использованию расценок, нужно детальнее ознакомиться с технической частью.
Техническая часть содержит в себе сведения о назначении и порядке использования расценок. Кроме этого, в ней приведены правила, по которым исчисляются объемы работ, и коэффициенты, позволяющие учитывать проведение работ в условиях, отличных от принятых в расценках.
В таблицах единичных расценок содержаться показатели сметных затрат, которые устанавливаются для соответствующих измерителей работ или конструкций:
- расходы на оплату труда строительных рабочих;
- расходы на эксплуатацию строительной спецтехники и оплату труда обслуживающих ее машинистов;
- расходы на стройматериалы, конструкции и изделия;
- затраты труда строительных рабочих в человеко-часах;
- расход материалов, которые не учитываются в расценках, в физических единицах измерения.
В сборниках единичных расценок на строительные работы нумерация, названия и единицы измерения аналогичны этим же моментам в таблицах ГЭСН-2001 .
При разработке сметной документации и при осуществлении расчетов за произведенные работы определение стоимости работ по таким единичным расценкам осуществляется в двух строках:
- первая — исчисление стоимости работ по соответствующей единичной расценке;
- вторая — определение стоимости не учтенных в расценках материалов, конструкций и изделий.
Допустимо суммирование не учтенных расценками материалов в целом по объекту или по каждому разделу локальной сметы.
В отношении некоторых материалов, конструкций и изделий в единичных расценках в строительстве указываются только названия, а расходы в отношении них принимаются по данным проекта (рабочим чертежам).
В составе единичных расценок не происходит учета накладных расходов, сметной прибыли и прочих (лимитированных) затрат.
Применение федеральных и территориальных единичных расценок непосредственно осуществляется в процессе составления локальных смет . Все необходимые показатели из единичных расценок в данном случае переносятся в сметы без корректировок. Сметные показатели, которые связаны с порядком использования ФЕР и ТЕР и учетом коэффициентов на условия работ, уточняются в процессе составления смет . В данном случае необходимо приводить ссылки на соответствующие параграфы в технических частях сборников единичных расценок и общих указаний.
Составление сметной документации с использованием единичных расценок можно осуществлять в базисном и текущем уровне цен. Рост стоимости строительства из-за инфляционных факторов учитывается за счет использования в расчетах специальных индексов.
Главная » Архив новостей » В чем отличие тэр от фэр. Выбор нормативной базы для составления смет (что использовать ФЕР, ТЕР или ТСН)
Источник: www.abizconsulting.ru
Что такое ТЕР. Территориальные единичные расценки. Что такое ТЕР: характеристика, применение, виды Территориальные единичные расценки как вид сметных норм
Информация о том, что такое ТЕР, актуальна для сметчиков. Ознакомимся с ней. Расшифровывается сокращение как «территориальные единичные расценки». Сметы составляют в ТЕР, ФЕР, ГЕСН. Территориальные разработаны для каждого субъекта индивидуально. Введение в силу организуется местной администрацией.
Обязательна регистрация ТЕР в РосСтрое, после чего расценки включаются в перечень нормативных документов.
ТЕР: где и как применяется
Действительны территориальные единичные расценки до тех пор, пока не произойдет отмена. Сделать это может ГосСтрой, издав распоряжение, указ. Действующий в настоящий момент сборник необходим, чтобы сформировать смету на Если строительство связано с государственными органами, учет ТЕР обязателен. Для негосударственных структур расценки рекомендованы, но их придется учесть.
Работая на себя, компания вправе установить собственные цены. Участие в государственных аукционах требует соответствия ТЕР. Поскольку стандарты приняты в соответствии с ценами, действовавшими на момент утверждения, чтобы получить актуальную сумму расходов, используют индекс. Ежемесячно издается перечень индексов, действующих на ближайшее время. Зная, что такое ТЕР, владея переизданным 25 числа ближайшего месяца индексом, составляют корректную, точную смету на любое строительство.
Практическое применение
Знать, как составляются сметы в ТЕРах, необходимо, если предстоит:
- государственный заказ;
- строительство;
- участие в тендере;
- монтаж;
- проектно-изыскательные работы.
Умение пользоваться ТЕРами ценится подрядчиком.
Смета: теория и практика
При строительстве здания без сметы не обойтись. Как следует из 743 статьи действующего кодекса, ключевые документы для любого возводимого объекта:
- договор подряда;
- основание для оплаты;
- смета.
Зная, что такое ТЕР, смету составляют корректно.
- маржинальность;
- себестоимость;
- цену материалов;
- стоимость оборудования;
- сроки строительства;
- расходы на оборудование.
Составляется смета с учётом нюансов:
- специфика региона;
- наименование работы;
- состав работ;
- корректность коэффициентов (сезон, стесненность и другие);
- действующий индекс.
Смета составляется на основании:
- перечня работ;
- объёмов работ.
При правильно сформированной проектной ведомости данные о составе и объеме работ даются сметчику заранее. Ремонтируя здание, смету можно составить без привлечения профессионалов.
Работая с муниципалом, федеральным клиентом, подрядная организация использует ТЕР региона заказчика. Даже если фирма базируется в другой области, а работы будут проводиться в третьем регионе, учитываются индексы и коэффициенты местности, где зарегистрирована организация, нуждающаяся в услугах.
В случае, когда работа финансируется из федерального бюджета, а строительная площадка расположена в Москве, используется индекс удорожания. Этот показатель создали в расчете только на строительство, ремонт в столице. Когда застройщик работает на территории Москвы на выделенные муниципальным бюджетом финансы, с учетом ТСН-2001.
Единичные расценки
Нормативная база — единичные расценки, скомпонованные для удобства использования в справочные сборники.
Единичные расценки — выраженные финансово ресурсы, обязательные для успеха запланированных работ.
ТЕР составляются для следующих каталогов:
- стройка;
- ремонтные;
- монтаж;
- пусконаладочные;
- благоустройство;
- техническое сопровождение.
Компьютеры на помощь сметчикам
Освоить непросто, даже зная термины этой области и имея перед глазами образец. Разработаны вычислительные комплексы, помогающие сметчикам обсчитывать объекты. Пользуясь ими, все равно придется знать, что такое ТЕР, но процесс существенно упрощается. В программе уже заложены стандартные суммы, есть функция обновления индекса, готовый документ формируется на принятом бланке с учетом госстандартов.
«На коленке» стройку в ТЕРах получится обсчитать и в «Экселе», но использование специального ПО гарантирует точность полученных цифр. Сметная программа сэкономит время, на основании введенных данных сумеет быстро сформировать документы нескольких образцов. Ежедневное автоматическое обновление гарантирует актуальность, корректность результата.
Подводя итоги
Итак, можно смело сказать, понятие ТЕРов необходимо всякому уважающему себя сметчику. Это помогает правильно составить сопровождающую стройку документацию. Использование ТЕР расширяет возможности фирмы, позволяя участвовать в аукционах.
Нанимая на работу сметчика, в интересах работодателя протестировать специалиста. Навыки использования ТЕР, умение отличить расценки территориальные от федеральных, способность осваивать новые программные комплексы для обсчета стройки — это ключевые навыки умелого работника.
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Санкт-Петербург
ТЕР 81-02-2001 СПб
Утверждены и введены в действие с 1 января 2002 года
приказом Комитета экономики и промышленной политики
Администрации Санкт-Петербурга от 07.09.2001 г. № 223
Территориальные Единичные расценки
на строительные работы
ТЕР-2001 СПб
Общие указания
по применению Территориальных единичных
расценок на строительные работы
Администрация Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2001 г.
Территориальные Единичные расценки на строительные работы для применения в Санкт-Петербурге в базисных ценах на 1 января 2000 года (в дальнейшем изложении ТЕР) предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости, а также для расчетов за выполненные строительные работы.
РАЗРАБОТАНЫ Санкт-Петербургским Региональным центром по ценообразованию в строительстве РЦЦС СПб (П.В. Горячкин — руководитель, Е.Е. Дьячков, Л.А. Данилова, Н.Н. Калинко, В.М. Семкова, Е.Н.
Федотова) при участии специалистов — А.П. Иванов (АООТ «Стройкорпорация Санкт-Петербурга), А.А. Козловская, С.М. Беллер (ОАО «Институт ЛенНИИпроект»).
УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 1 января 2002 года приказом Комитета экономики и промышленной политики Администрации Санкт-Петербурга от 07.09.2001 г. № 223
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Территориальные Единичные расценки на строительные работы для применения в Санкт-Петербурге в базисных ценах на 1 января 2000 года (в дальнейшем изложении ТЕР) предназначены для определения прямых затрат в сметной стоимости строительства предприятий, зданий и сооружений, разработки укрупненных нормативов сметной стоимости, а также для расчетов за выполненные строительные работы.
1.2. ТЕР составлены на основе:
Государственных элементных сметных норм на строительные работы ГЭСН-2001 (Госстрой России);
Средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции в г. Санкт-Петербурге по состоянию на 1 января 2000 года;
Средних сметных цен эксплуатации строительных машин и механизмов в г. Санкт-Петербурге по состоянию на 1 января 2000 года;
Уровня оплаты труда рабочих-строителей и машинистов в г. Санкт-Петербурге по состоянию на 1 января 2000 года по следующей тарифной сетке:
Часовые тарифные ставки, установленные для рабочих, занятых на строительных работах с нормальными условиями труда
Тарифная ставка руб./чел-ч.
Тарифная ставка руб./чел-ч.
Тарифная ставка руб./чел-ч.
Тарифная ставка руб./чел-ч.
Примечание: при разработке ТЕР, в соответствующих расценках, учтены повышенные часовые тарифные ставки рабочих, занятых в строительстве на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, а также на верхолазных работах. Для отдельных профессий рабочих VI разряда, занятых управлением мощными и особо сложными строительными машинами и механизмами, их ремонтом и обслуживанием, в расценках учтены соответствующие повышенные часовые тарифные ставки.
1.3. ТЕР разработаны в составе следующих сборников:
Полное обозначение сборника 1)
Сокращенное обозначение сборника
Территориальные единичные расценки на строительные работы (ТЕР-2001 СПб)
ТЕР 81-02-04-2001 СПб
Свайные работы. Закрепление грунтов. Опускные колодцы
Бетонные и железобетонные конструкции монолитные
Бетонные и железобетонные конструкции сборные
Защита строительных конструкций оборудования от коррозии
Конструкции в сельском строительстве
ТЕР 81-02-14-2001 СПб
Водопровод и канализация — внутренние устройства
Газоснабжение — внутренние устройства
Вентиляция и кондиционирование воздуха
Водопровод — наружные сети
Канализация — наружные сети
Теплоснабжение и газопроводы — наружные сети
ТЕР 81-02-28-2001 СПб
Тоннели и метрополитены
ТЕР 81-02-29-2001 СПб
ТЕР 81-02-32-2001 СПб
Сооружения связи, радиовещания и телевидения
Земляные конструкции гидротехнических сооружений
Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений
ТЕР 81-02-37-2001 СПб
Каменные конструкции гидротехнических сооружений
ТЕР 81-02-38-2001 СПб
Металлические конструкции гидротехнических сооружений
ТЕР 81-02-39-2001 СПб
Деревянные конструкции гидротехнических сооружений
ТЕР 81-02-40-2001 СПб
Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях
ТЕР 81-02-41-2001 СПб
Судовозные пути стапелей и слипов
ТЕР 81-02-43-2001 СПб
Подводно-строительные (водолазные) работы
ТЕР 81-02-44-2001 СПб
Промышленные печи и трубы
ТЕР 81-02-45-2001 СПб
1) — полное обозначение сборников ТЕРр-2001 СПб принято в соответствии с СП 81-01-94 «Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации»
1.4. ТЕР отражают среднеотраслевой уровень затрат по принятой технике, технологии и организации работ на каждый вид строительных работ и, в этой связи, могут применяться для определения сметной стоимости строительства всеми заказчиками и подрядчиками независимо от их ведомственной подчиненности и организационно-правовой формы.
1.5. Содержание, построение, изложение и оформление ТЕР соответствуют требованиям:
— СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения»;
— СП 81-01-94 «Свод правил по определению стоимости строительства»;
— МДС 81-1.99 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации»;
Методические указания по разработке единичных расценок на строительные, монтажные, специальные строительные и ремонтно-строительные работы (Госстрой России 26.04.99 №30) с учетом настоящих Общих указаний.
Организации, учреждения и предприятия их должностные лица несут ответственность за неправильное применение ТЕР в соответствии с законодательством Российской Федерации. Действие ТЕР сохраняется до момента их замены новыми.
1.6. Единичные расценки составлены с учетом доставки материалов на стройки, расположенные в черте города Санкт-Петербурга, включающей следующие административные районы — Адмиралтейский, Василеостровский, Выборгский, Калининский, Кировский, Красногвардейский, Красносельский, Московский, Невский, Петроградский, Приморский, Фрунзенский и Центральный.
В целях упрощения расчетов, для учета разницы в транспортных расходах по доставке материальных ресурсов на объекты строительства, расположенные в административно-подчиненных пригородах Санкт-Петербурга (административные районы — Колпинский, Кронштадский, Курортный, Ломоносовский, Павловский, Петродворцовый и Пушкинский), а также при осуществлении строительства в Ленинградской области строительными организациями Санкт-Петербурга, к сметной стоимости, исчисленной по данным единичным расценкам, должны применяться специальные поправочные коэффициенты, установленные в зависимости от удаленности объектов строительства от границ черты города и условий определения текущей сметной стоимости материалов, изделий и конструкций, не учтенных в ТЕР:
Удаленность объекта от городской черты
Поправочные коэффициенты к стоимости строительно-монтажных работ (итогу прямых затрат с учетом накладных расходов и сметной прибыли)
стоимость неучтенных расценками материалов принимается по фактической текущей сметной цене с учетом доставки на удаленный от города объект
стоимость неучтенных расценками материалов принимается по сметной цене с учетом доставки на объект в черте города или по Сборнику средних сметных цен
на каждые 10 км свыше 120 км
1.7. Для определения сметной стоимости работ (в том числе уникальных), отсутствующих в сборниках ТЕР, могут разрабатываться индивидуальные (фирменные, производственные) сметные нормы и расценки, утверждаемые заказчиком в составе проекта (рабочего проекта).
1.8. При определении стоимости строительных работ, редко производимых на территории Санкт-Петербурга и по этой причине не включенных в сборники Территориальных единичных расценок, могут применяться расценки сборников Федеральных единичных расценок на строительные работы ФЕР-2001, разработанные в уровне цен базового района (Московская область) по состоянию на 1 января 2000 года Госстроя России. При этом указанные расценки применяются с учетом следующих территориальных поправочных коэффициентов в базисном уровне цен на 01.01.2000 г.:
К стоимости материалов — 1,160.
1.9. При определении стоимости строительных работ, отсутствующих в сборниках ТЕР-2001 СПб и ФЕР-2001, допускается применение расценок сборников ЕРЕР-84 на строительные конструкции и работы, разработанные в уровне цен на 1 января 1984 года. При этом указанные расценки применяются с учетом следующих поправочных коэффициентов в базисный уровень цен на 01.01.2000 г.:
К оплате труда рабочих-строителей и оплате труда машинистов — 18,85;
К полной стоимости эксплуатации строительных машин — 20,37;
К стоимости материалов — 21,76.
1.10. В Единичных расценках, за исключением особо оговоренных случаев, учтена стоимость выгрузки материалов на приобъектном складе, а также затраты на горизонтальный и вертикальный транспорт материалов, изделий и конструкций от приобъектного склада до места их установки, монтажа или укладки в проектное положение (внутрипостроечный транспорт).
1.11. Каждый Сборник ТЕР содержит техническую часть и расценки на измеритель конструкции или работ. Прежде чем пользоваться расценками, необходимо ознакомиться с технической частью.
В техническую часть помещены сведения о назначении и порядке применения расценок, правила исчисления объемов работ и коэффициенты, учитывающие производство работ в условиях, отличающихся от принятых в расценках.
1.12. Таблицы ТЕР содержат показатели сметных затрат, установленные на соответствующий измеритель конструкций или работ:
Прямые затраты, в том числе:
— затраты на оплату труда рабочих-строителей;
Затраты на эксплуатацию строительных машин, в том числе на оплату труда рабочих, обслуживающих машины;
— затратына материалы,изделия и конструкции;
Затрат труда рабочих-строителей, в чел.-ч.
— расход материалов, не учтенных расценками, — в физических единицах измерения.
1.13. Нумерация, наименование и единицы измерения в Сборниках ТЕР совпадают с нумерацией, наименованием и единицами измерения аналогичных таблиц Государственных элементных сметных норм на строительные работы ГЭСН-2001.
1.14. В отдельных единичных расценках в графу 4 «Прямые затраты» и графу 8 «Материалы» не включена стоимость основных строительных материалов, изделий и конструкций, принимаемая исходя из проектных данных и текущих цен по условиям поставки (комплектации). Такие материалы приводятся отдельной строкой непосредственно в единичных расценках с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки. Техническая характеристика принимается по проектным данным (рабочим чертежам).
При составлении сметной документации и при расчетах за выполненные работы стоимость работ по таким единичным расценкам определяется двумя строками:
В первой, исчисляется стоимость работ по соответствующей единичной расценке;
Во второй, стоимость не учтенных расценками материалов, изделий и конструкций.
Допускается суммирование материалов, не учтенных расценками, по каждому из разделов локальной сметы или по объекту в целом.
По некоторым материалам, изделиям и конструкциям в ТЕР указаны только наименования, а расход их принимаются по проектным данным (рабочим чертежам).
В случаях, когда на момент составления сметной документации отсутствуют данные о стоимости указанных материалов, необходимо использовать данные о ценах, приводимые в Сборнике средних сметных цен на основные строительные ресурсы в Санкт-Петербурге («Стройцена» РЦЦС СПб) и другие справочно-информационные материалы о текущих ценах на строительные ресурсы. По материалам поставки заказчика сведения о ценах формируются по данным заказчика.
1.15. В составе ТЕР не учитываются накладные расходы, сметная прибыль и прочие (лимитированные) затраты.
(Измененная редакция. Изм. № 1).
1.17. Цена воды в единичных расценках принята в размере 2,16 руб./м 3 . В случаях, когда расход воды при производстве работ незначителен, ее стоимость учтена в расценках и при составлении смет не корректируется.
Если цена воды, получаемой для промывки и гидравлического испытания строящихся трубопроводов диаметром свыше 125мм или резервуаров, отличается от принятой в единичных расценках более чем на 10%, то разницу в стоимости следует учитывать в локальных сметах, принимая расход воды по нормам, указанным в единичных расценках или по элементным сметным нормам на эти работы.
В некоторых расценках на специальные конструкции и работы (земляные конструкции гидротехнических сооружений, дорожно-строительные работы и др.), стоимость воды и ее доставка к месту работ не учтена. При применении этих расценок стоимость воды и ее доставки следует учитывать в локальных сметах дополнительно по местным ценам или калькуляции в соответствии с данными проекта организации строительства и нормами расхода, указанными в таблицах единичных расценок и элементных сметных норм.
1.18. При строительстве в городах на территории застроенных кварталов, если проектом организации строительства предусмотрено устройство перевалочной баз для складирования бетонных и железобетонных конструкций, дополнительные затраты на транспортировку конструкций и погрузочно-разгрузочные работы определяются расчетом, исходя из количества конструкций, завозимых на перевалочную базу, с учетом цен на перевозки грузов для строительства.
2. ПРИМЕНЕНИЕ ЕДИНИЧНЫХ РАСЦЕНОК
2.1. Применение ТЕР осуществляется непосредственно при составлении локальных смет. При этом все необходимые показателииз ТЕР переносятся в сметы без изменений. Уточнения сметных показателей, связанные с порядком применения ТЕР и учетом коэффициентов на условия работ осуществляется при составлении смет, при этом приводятся ссылки на соответствующие пункты технических частей соответствующих Сборников ТЕР и данных Указаний.
2.2. Если проектом организации строительства предусмотрено производство строительных работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением, на территории действующих предприятий, имеющую разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные условия для складирования материалов и в других усложняющихся условиях при реконструкции, техническом перевооружении и расширении действующих предприятий (зданий, сооружений), к нормам затрат труда, оплате труда рабочих, затратам на эксплуатацию машин, в том числе оплате труда рабочих, обслуживающих машины, следует применять следующие коэффициенты:
Поправочные коэффициенты к нормам затрат труда, оплате труда рабочих, затратам на эксплуатацию машин, в том числе оплате труда рабочих, обслуживающих машины, для учета влияния условий производства работ, предусмотренных проектами
Производство строительных работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях, освобожденных от оборудования и других предметов, мешающих нормальному производству работ
Производство строительных работ в эксплуатируемых зданиях и сооружениях с наличием в зоне производства работ действующего технологического оборудования (станков, установок, кранов и т.п.) или загромождающих предметов (лабораторное оборудование, мебель и т.п.) или движения транспорта по внутрицеховым путям
То же, при температуре воздуха на рабочем месте более 40 ° в помещениях
То же, с вредными условиями труда, где рабочим предприятия установлен сокращенный рабочий день, а рабочие-строители имеют рабочий день нормальной продолжительности
То же, с вредными условиями труда, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 36-часовой рабочей неделе
То же, с вредными условиями труда при особой стесненности рабочих мест, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 36-часовой рабочей неделе
То же, с вредными условиями труда, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 24-часовой рабочей неделе
То же, с вредными условиями труда при особой стесненности рабочих мест, где рабочие-строители переведены на сокращенный рабочий день при 24-часовой рабочей неделе
Производство строительных работ на открытых и полуоткрытых производственных площадках с наличием в зоне производства работ действующего технологического оборудования или движения технологического транспорта
То же, при особой стесненности рабочих мест
То же, с вредными условиями труда (наличие пара, пыли, вредных газов, дыма и т.п.), где рабочим предприятия установлен сокращенный рабочий день, а рабочие-строители имеют рабочий день нормальной продолжительности
Производство строительных работ вблизи объектов, находящихся под высоким напряжением
Производство строительных работ в закрытых сооружениях (помещениях), находящихся ниже 3 м от поверхности земли
Строительство новых объектов на территориях действующих предприятий, имеющих разветвленную сеть транспортных и инженерных коммуникаций и стесненные условия для складирования материалов
Строительство инженерных сетей и сооружений в стесненных условиях застроенной части городов
То же, при особо стесненных условиях
1. Стесненные условия в застроенной части городов характеризуются наличием трех из указанных ниже факторов:
Интенсивного движения городского транспорта и пешеходов в непосредственной близости от места работ, обуславливающих необходимость строительства короткими захватками с полным завершением всех работ на захватке, включая восстановление разрушенных покрытий и посадку зелени;
Разветвленной сети существующих подземных коммуникаций, подлежащих подвеске или перекладке;
Жилых или производственных зданий, а также сохраняемых зеленых насаждений в непосредственной близости от места работ;
Стесненных условий складирования материалов или невозможности их складирования на строительной площадке для нормального обеспечения материалами рабочих мест.
2. Применение коэффициентов при составлении сметной документации должно быть обосновано в проектах. Одновременное применение нескольких коэффициентов (за исключением коэффициентов пунктов 4 и 5) не допускается. Коэффициенты, указанные в пунктах 4 и 5 могут применяться вместе с другими коэффициентами. При одновременном применении коэффициенты перемножаются.
3. Данные коэффициенты не распространяются на расценки Сборника ТЕР-2001-46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений». В случаях применения Сборника ТЕР-2001-46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений» следует использовать коэффициенты, приведенные в Технической части данного Сборника.
4. Охранной зоной вдоль воздушных линий электропередачи является участок земли и пространства, заключенный между вертикальными плоскостями, проходящими через параллельные прямые, отстоящие от крайних проводов (при неотклоненном их положении) на расстояние, м:
от 1 до 20 кв. включительно
800 кв. (постоянный ток)
2.3. Прямые затраты на демонтаж отдельных конструкций зданий и сооружений, а также демонтаж внутренних санитарно-технических устройств и наружных сетей при отсутствии необходимых ТЕР на демонтаж (разборку) рекомендуется определять по соответствующим сборникам ТЕР на монтаж (установку, устройство) без учета стоимости основных материалов, изделий и конструкций санитарно-технического оборудования, приборов, арматуры и трубопроводов, с применением к нормам затрат труда, оплате труда рабочих и затратам на эксплуатацию машин, в том числе оплате труда рабочих, обслуживающих машины, следующих коэффициентов:
а) при демонтаже сборных железобетонных и бетонных конструкций — 0,8;
б) то же, сборных деревянных конструкций — 0,8;
в) то же, внутренних санитарно-технических устройств (водопровода, канализации, водостоков, отопления, вентиляции) — 0,4;
г) то же, наружных сетей водопровода, канализации, теплоснабжения и газоснабжения — 0,6;
д) то же, металлических конструкций: 0,6 — к основной заработной плате рабочих; 0,7 — к затратам по эксплуатации машин, в том числе к заработной плате рабочих, обслуживающих машины;
0,5 — к затратам на вспомогательные материалы.
Указанные коэффициенты поменяются непосредственно в локальных сметах по расценкам.
2.4. В сметах на строительство зданий высотой 25 м и более следует учитывать стоимость эксплуатации грузопассажирских подъемников по ТЕР, приведенным в Сборнике №7 «Бетонные и железобетонные конструкции сборные».
2.5. В ТЕР предусмотрено использование лесопиломатериалов мягких пород (сосна, ель и т.п.). При применении леса других пород к нормам затрат труда и оплате труда рабочих следует применять следующие коэффициенты:
2.6. Составление сметной документации с применением ТЕР может осуществляться в базисном (на 01.01.2000 г.) и текущем уровнях цен. Для учета роста стоимости строительства, вызванного инфляционными факторами в период действия Единичных расценок, может использоваться базисно-индексный метод определения стоимости строительства, основанный на применении индексов цен по видам и комплексам работ и объектам строительства, разрабатываемых для условий г. Санкт-Петербурга Региональным центром по ценообразованию в строительстве к базисному уровню цен на 01.01.2000 г.
2.7. Стоимость материалов, изделий и конструкций, не включенных в стоимость прямых затрат по базисным ТЕР и приводимых отдельной строкой непосредственно в единичных расценках с указанием кода, наименования и расхода на измеритель расценки, принимается непосредственно в текущем уровне цен по условиям поставки (комплектации) или путем индексации базисной стоимости на 01.01.2000 г. Фактические текущие цены строительных ресурсов подтверждаются соответствующими расчетно-платежными документами и данным складского и производственного учета.
Территориальные единичные расценки в строительстве
Территориальные единичные расценки (ТЕР) – это сметные нормативы, содержащие расценки на выполнение единичных строительных работ на территории субъектов Российской Федерации.
Данные сметные нормативы регламентируют общественно необходимые, выраженные в натуральной форме размеры отдельных элементов прямых затрат, приходящихся на единицу объема строительных работ и конструктивных элементов, — расход строительных материалов, затраты труда строительных рабочих и времени работы строительных машин.
В нормах находятся отражение наиболее прогрессивные, экономичные проектные решения и индустриальные методы производства работ. Сметные нормы служат базой для определения сметной стоимости отдельного вида работ, конструкций и зданий.
Территориальные единичные расценки как вид сметных норм
Использование ТЕР
Использование тех или иных сметных нормативов зависит в первую очередь от требований к используемым нормативам со стороны заказчика строительных, ремонтно-строительных, монтажных работ. В частном случае стороны (заказчик и исполнитель) могут договориться о договорных расценках и далее рассчитывать стоимость работ исходя из этого. Чаще всего, заказчику желательно использовать либо федеральные, либо территориальные нормативы (если таковые выпускались в данном регионе). Реже применяются отраслевые нормы (например, в нефтедобывающей отрасли энергетики) и еще реже используются нормативы, разработанные конкретной организацией.
Использование федеральных норм в регионах сопровождается их корректировкой с учетом цен на местные материалы. Территориальные же нормативы, выпущенные местными проектными институтами или региональными центрами по ценообразованию, уже учитывают поправки на местные условия и их использование в регионе гораздо удобнее и поэтому предпочтительнее.
Разработчики
Территориальные и другие сборники ЕР (ТЕР) разрабатывают специалисты Региональных Центров Ценообразования в строительстве (РЦЦС) территориальных образований Российской Федерации, утверждают, вводят в действие и регистрируются в ФГУ Федеральный центр ценообразования в строительстве и промышленности строительных материалов (ФЦЦС), после чего они включаются в Перечень действующих нормативных документов.
Виды сборников ТЕР
Сборники ТЕР служат основанием для составления сметной документации на строительство, осуществляемое в соответствующих административно-территориальных регионах страны.
- Общие указания
- Земляные работы
- Горновскрышные работы
- Буровзрывные работы
- Скважины
- Свайные работы. Закрепление грунтов. Опускные колодцы
- Бетонные и железобетонные конструкции монолитные
- Бетонные и железобетонные конструкции сборные
- Конструкции из кирпича и блоков
- Строительные металлические конструкции
- Деревянные конструкции
- Кровли
- Защита строительных конструкций и оборудования от коррозии
- Конструкции в сельском строительстве
- Отделочные работы
- Трубопроводы внутренние
- Водопровод и канализация – внутренние устройства
- Отопление – внутренние устройства
- Газоснабжение – внутренние устройства
- Вентиляция и кондиционирование воздуха
- Временные сборно-разборные здания и сооружения
- Водопровод – наружные сети
- Канализация – наружные сети
- Теплоснабжение и газопроводы
- Магистральные и промысловые трубопроводы
- Теплоизоляционные работы
- Автомобильные дороги
- Железные дороги
- Тоннели и метрополитены
- Мосты и трубы
- Аэродромы
- Трамвайные пути
- Линии электропередачи
- Сооружения связи, радиовещания и телевидения
- Горнопроходческие работы
- Земляные конструкции гидротехнических сооружений
- Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений
- Каменные конструкции гидротехнических сооружений
- Металлические конструкции гидротехнических сооружений
- Деревянные конструкции гидротехнических сооружений
- Гидроизоляционные работы в гидротехнических сооружениях
- Берегоукрепительные работы
- Судовозные пути стапелей и слипов
- Подводностроительные (водолазные) работы
- Промышленные печи и трубы
- Работы по реконструкции зданий и сооружений
- Озеленение. Защитные лесонасаждения.
- Скважины на нефть и газ
- Скважины на нефть и газ в морских условиях
Литература
- Фисун В.А. Экономика строительства. Учебное пособие — Москва: РГОТУПС, 2002.- 232 с. ISBN 5-7473-0103-9 ББК: 65 УДК: 69.003
- Шундулиди А.И., Нагибина Н.В. Экономика отрасли (строительства). Учебное пособие — Кемерово: КузГТУ, 2006.- 119 с. ISBN 5-89070-473-7 УДК: 69.003
- Толмачев Е.А., Монахов Б.Е. Экономика строительства. Учебное пособие — Москва: Юриспруденция, 2003.- 224 с. ISBN 5-9516-0023-5 ББК: 65.31 УДК: 338.4; 69
См. также
- ФССЦ (федеральный сборник сметных цен)
- Сметная стоимость строительства
- Сметная норма
- Сметно-нормативный справочник
Wikimedia Foundation . 2010 .
Познакомим читателя с информацией, полезной для специалиста-сметчика. Как известно, сметы ведутся в ТЕР, ФЕР, ГЭСН. Первая аббревиатура (ТЕР) в строительстве означает — «территориальные единичные расценки-нормативы». Давайте познакомимся с ее более распространенной характеристикой.
Что такое ТЕР?
ТЕРом называется сметный норматив, содержащий в себе стоимость выполнения определенного вида строительной работы на территории определенного субъекта РФ. Разработка данных норм в нашей стране обеспечивается РЦЦС — Региональными центрами ценообразования в строительной сфере. Введение — дело местной администрации, а утверждение и дальнейшая регламентация — прерогатива ФГУ Федерального центра ценообразования в строительстве.
Что такое ТЕР еще? Это база определения сметной стоимости той или иной работы, так как данный норматив содержит в себе самые прогрессивные, универсальные и экономичные решения и методы ведения строительных работ. ТЕР регламентируют целый ряд затрат, которые обязательно сопровождают ведение какого-либо мероприятия в строительстве:
- расход стройматериалов;
- временные затраты;
- затраты труда работников.
Применение ТЕРов
ТЕР в строительстве — это весьма динамичный норматив. ФЦЦС по своему распоряжению, указу может отменить действие старого сборника и ввести более современный. Смета на строящийся объект, должна соответствовать актуальному в настоящее время ТЕРу.
Если компания работает на себя, относится к негосударственным структурам, то соблюдение ею при составлении сметы ТЕРа рекомендовано. Для строительства, связанного с государственными структурами, следование территориальным единичным нормативам обязательно.
Для расчета стоимости работ в соответствии с ТЕРом используется определенный индекс. Перечень последних регулярно переиздается каждый календарный месяц. Таким образом, для составления корректной и точной сметы специалисту обязательно нужно знать две величины — ТЕР и индекс, обновленный 25-го числа самого ближайшего месяца.
Знать, что такое ТЕР, сметчику обязательно нужно, составляя документацию при:
- выполнении госзаказа;
- участии в тендере;
- монтаже конструкций;
- ведении пусконаладочных работ;
- проектно-изыскательной деятельности и прочих строительных мероприятиях.
Разобрав, что такое ТЕР, посмотрим на классификацию данных нормативов. Выделяются следующие основные группы:
Специфика
Что такое ТЕР? Это еще и специфические нормативы. В частности:
- общие указания;
- бурение скважин;
- земляные работы;
- свайные работы;
- возведение бетонных и железобетонных конструкций;
- деревянные конструкции;
- кровля;
- полы;
- вентиляция и/или кондиционирование;
- газификация;
- водопровод и канализация — как наружные, так и внутренние сети;
- автобаны;
- аэродромы;
- линии электропередач;
- трамвайные пути;
- озеленение;
- подводно-строительные мероприятия;
- бурение скважин;
- берегоукрепительный комплекс работ и многое другое.
Из всего вышесказанного следует, что ТЕР — один из важных сводов сметных нормативов в строительстве. В отличие от ФЕРа (федеральных единичных расценок), он более адаптирован под специфику ведения строительных мероприятий в определенном субъекте РФ.
Источник: pravoslavnayadrujba.ru