В международной практике капитального строительства выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования обычно осуществляется на конкурсной основе путем проведения торгов.
Весь процесс строительной деятельности стран с развитой экономикой так или иначе связан с выбором лучшего проекта, надежного поставщика, подрядчика, партнера, способных обеспечить лучшее качество продукции, работ, услуг, наименьшие затраты при освоении проекта, сокращение сроков осуществления работ по тому или иному проекту.
Лучшим механизмом для создания конкурентной среды являются подрядные торги, позволяющие демонополизировать рынок строительных услуг.
Заказчик работ при торгах стремится обеспечить лучшие условия по ценам, качеству работ и срокам их выполнения.
Торги по сравнению с прямыми двусторонними договорами создают условия конкуренции между подрядными строительными и проектными фирмами, поставщиками и позволяют заказчику выбрать наиболее выгодные предложения с точки зрения как цены, так и других коммерческих и технических условий.
Торги. Аукцион. Участие в торгах. Torgi gov ru. Торги гов ру. Участие в аукционе.
Конкуренция при размещении заказов идет на каждой фазе жизненного цикла проекта. Это осуществляется в виде конкурсов, подрядных торгов.
Подрядные торги могут проводиться при:
- -строительстве зданий, сооружений, предприятий;
- -выполнении проектно-изыскательских, монтажных, пусконаладочных и других видов работ;
- -выборе поставщика материалов, конструкций, оборудования;
- -управлении проектом, инжиниринге, консультировании, контроле и надзоре;
других технических и организационных работах и услугах или их обоснованных сочетаниях.
Из приведенных условий вытекает определение: подрядные торги — конкурсная форма размещения заказов в инвестиционно-строительной деятельности на всех фазах осуществления проекта с целью выбора лучшего предложения для выполнения работ и оказания услуг.
Торги — практически единственный способ выбора исполнителей строительных работ на конкурсной основе, которые материально гарантировали бы точное выполнение своих обязательств.
В работе рассматриваются основные моменты проведения конкурсных торгов и заключения контракта с победителем торгов.
Организацию и проведение подрядных торгов (конкурсов) можно рассматривать как некий проект, целью которого является выбор лучшего предложения для успешного выполнения работ, оказания услуг (табл. 8.1).
Представленным фазам осуществления проекта торгов соответствует процедура и последовательность выполнения тех или иных работ участниками торгов.
Состав и объем фаз носят общий характер и могут быть изменены и дополнены в каждом конкретном случае. На каждом шаге проекта торгов участники торгов выступают в рамках своих прав, функций и ответственности.
Существует ряд методических указаний, разработаны нормативы и способы (методы) достижения соответствия требованиям нормативных документов, которые применяются на каждой из фаз осуществления проекта торгов, а сам процесс проведения подрядных торгов должен рассматриваться как этап жизненного цикла реализации инвестиционного проекта.
Мошенники на земельных торгах. Аренда земельного участка через аукцион
Процедура проведения торгов состоит из следующих этапов.
До принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик должен получить необходимые инвестиционные ресурсы (или право распоряжаться ими в требуемый для создания объекта интервал времени), подтвержденные соответствующими финансовыми документами, например кредитным договором, банковской справкой, постановлением исполнительного органа государственной власти, на полное или частичное финансирование объектов для федеральных государственных нужд.
Следующим комплексом проблем, которые необходимо решить заказчику до объявления торгов, является разработка концепции будущих договорных отношений между заказчи
Таблица 8.1 Организационный процесс подрядных торгов
Фазы торгов
Процедуры процесса подрядных торгов
Инициация торгов Назначение организатора торгов Определение объекта и предмета торгов Объявление о торгах
Фаза разработки проекта торгов: подготовка и проведение торгов
Формирование тендерного комитета Проведение предварительной квалификации Разработка тендерной документации Расчет смет инвестора и оферента Подготовка оферты и предложений Встречи и переговоры Посещение места строительства Проверка документов Внесение задатка
Фаза выполнения проекта торгов: проведение торгов
Утверждение регламента и критериев оценки
Процедура вскрытия оферт
Оценка предложений и их анализ
Обоснования тендерного комитета
Контроль и проверка документов
Заключение контрактов и субконтрактов
Контроль документов, процедур, анализ и банк данных
Информация о победителе и контракте
ком и победителем торгов. Суть концепции выражается в степени ответственности всех субъектов инвестиционной деятельности. Степень ответственности определяется организацией взаимоотношений заказчика и исполнителя работ (подрядчика).
Наиболее развитой формой отношений между заказчиком и исполнителем является подбор генерального исполнителя (генподрядчика). Степень ответственности за выполнение работ определяется на основе контракта, заключенного между заказчиком и генподрядчиком. На основе этих контрактных отношений генподрядчик выбирает для выполнения специальных видов работ субподрядчиков.
После выполнения вышеперечисленных условий одной из первых проблем, которую следует решить заказчику, является определение и назначение организатора торгов.
Функции организатора торгов заказчик может поручить одной из специализированных фирм, имеющей лицензию на этот вид деятельности, либо приказом главы администрации субъекта РФ определяется фирма, которой поручается работа на всей территории данного субъекта РФ. Организатор торгов выполняет следующие функции: формирует и утверждает состав тендерного комитета, готовит документы для объявления торгов, осуществляет публикацию объявления или рассылку предложений, организует разработку и распространение тендерной и другой необходимой документации, утверждает результаты торгов, ликвидирует тендерный комитет.
Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительным документом заказчика или соответствующим договором. Организатор имеет право делегировать часть своих полномочий тендерному комитету.
После назначения организатора торгов заказчик или организатор торгов определяет объект и предмет торгов.
До объявления о торгах организатор торгов, реализуя условия заказчика, решает вопрос о виде торгов: открытые торги или закрытые, с предварительной квалификацией или без нее.
При закрытых торгах заказчик для участия в торгах приглашает несколько уже известных ему фирм. При открытых торгах заказчик путем объявления в открытой печати приглашает всех желающих принять участие в торгах. Объявление о торгах, публикуемое в печати, составляется в произвольной форме. В открытых торгах могут принять участие все желающие иностранные и местные фирмы.
Сообщение о проведении предварительной квалификации обязательно должно содержаться в объявлении о торгах. При проведении закрытых торгов сообщение о проведении предварительной квалификации содержится в приглашении.
В зависимости от объекта и предмета торгов заказчик (или организатор торгов) самостоятельно формирует тендерный комитет, привлекая собственных специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов на основании заключенных с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.
В состав тендерного комитета могут включаться представители Минстроя России и Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Минстрое России.
Тендерный комитет совместно с организатором торгов и заказчиком несут полную ответственность за правильность подготовки, проведения и объективность результатов торгов, соблюдение законов и других нормативных актов Российской Федерации, международных соглашений. Тендерный комитет имеет право делегировать часть своих функциональных обязанностей по разработке, распространению и экспертизе тендерной документации, оценке конкурсных предложений инженерно-консультационным организациям, имеющим соответствующую лицензию.
В случае принятия заказчиком решения о проведении торгов с предварительной квалификацией претендентов проводится процедура по определению технических, экономических, организационных и других потенциальных возможностей претендента для выполнения представляемого на торги подряда. Предварительная квалификация обеспечивает определенные гарантии отбора возможных претендентов.
После этого тендерным комитетом разрабатывается тендерная документация (тендер), состоящая из технической и коммерческой частей. В ней помимо указания места, дня и часа открытия и закрытия торгов, названия организации, которая их проводит, содержится информация о характере объекта, его мощности, производительности; об основных технико-экономических характеристиках; о том, какая дополнительная техническая и пояснительная документация должна прилагаться оферентом к его предложению; об основных коммерческих и технических условиях, в том числе о сроках строительства, об условиях платежа (а также другая информация, например, связанная с предоставлением экспортером кредита) и внесении гарантийных залогов (их величина, возможность замены банковской гарантией); указания на то, в каких ценах должно подаваться предложение оферентами, допускаются скользящие цены для крупных объектов; сообщаются также условия арбитража, штрафов, гарантий, возможность (или невозможность) предоставления альтернативных предложений и требований, связанных с обеспечением технического обслуживания. Если речь идет о строительстве объекта, документация содержит отдельное описание объекта, технические требования, необходимый объем графических материалов, коммерческие условия, проект контракта, что позволяет подрядчику правильно оценить стоимость строительства, а в дальнейшем, в случае присуждения подряда, составлять рабочую документацию и осуществлять строительство. Тендерная документация выкупается за определенную, как правило, незначительную, плату.
- 1) общую (общие условия торгов), которая нередко аналогична для многих видов объектов, строящихся в данной стране;
- 2) специальную, содержащую необходимые сведения о данном конкретном объекте (подробные технико-экономические характеристики); к этой части в случае необходимости могут прилагаться (помимо спецификаций) чертежи и другая документация.
При успешном прохождении предварительной квалификации подрядчики представляют на торги оферту, конкурс между подрядчиками обостряется и на последующем этапе торгов отбираются наиболее сильные из них, в том числе за счет обоснования рациональной для заказчика и подрядчика стоимости работ. На заключительном этапе торгов (выявление победителя и подписание контракта) определяется окончательная договорная цена подрядных работ. И хотя в составе показателей оферты цена не всегда является наиболее весомым критерием при оценке потенциальных возможностей соискателя, тем не менее она занимает одно из ведущих мест, а ее определение представляет собой, пожалуй, самую сложную, трудоемкую и ответственную задачу. Более того, если другие частные показатели (критерии) являются на момент их определения и представления условно-постоянными величинами (опыт строительства, показатели финансового состояния подрядных организаций, уровень квалификации специалистов, уровень технической оснащенности и др.), то цена оферты — это такой частный показатель, величина которого не может быть однозначной.
Для определения стоимости в ходе подготовки предложений по свободным (договорным) ценам на строительную продукцию составляются:
при разработке оснований инвестиций и проектно-сметной документации по заказу инвестора — инвесторские сметы;
при подготовке договора, когда разработана тендерная документация, — расчеты подрядчика.
При этом следует иметь в виду, что стоимости, определенные инвесторскими сметами и расчетами подрядчика, могут не совпадать.
Сметы инвестора и подрядчика могут составляться различными методами, выбор которых осуществляется в каждом конкретном случае в зависимости от договорных условий и общей экономической ситуации.
Методические рекомендации по определению стоимости предмета подрядных торгов в строительстве предусматривают два варианта:
1) определение стоимости предмета подрядных торгов (Цт) при наличии предпроектной и проектно-сметной документации, когда:
где Ар — сметная стоимость в текущем уровне цен на период проведения подрядных торгов; Кн — коэффициент инфляции к стоимости предмета торгов до момента платежа по договору; К — коэффициент учета НДС;
2) определение стоимости предмета подрядных торгов при отсутствии предпроектной и проектно-сметной документации по укрупненным показателям и по объектам-аналогам несколькими вариантами, имея в виду, что необходимо располагать при этом основными проектными решениями и сроками выполнения работ.
В рыночных отношениях у подрядчика возникает необходимость провести расчеты стоимости подрядных работ по структуре затрат, которая не соответствует рекомендациям Минстроя РФ. Это обусловлено тем, что при сравнительном анализе стоимости строительства по всем оферентам заказчика не интересует структура затрат подрядчика. Оферент, у которого определенная им стоимость, а также другие параметры окажутся наиболее приемлемыми для заказчика, победит на подрядных торгах. Он получит право заключения контракта на выполнение подрядных работ.
Таким образом, предложенный новый подход к системе ценообразования и определению стоимости строительства позволяет упорядочить определение договорных цен на строительную продукцию с учетом увязки интересов заказчиков и подрядчиков.
При подаче документов в тендерный комитет для подтверждения серьезности своих намерений каждый претендент вносит залог, как правило, в среднем 2% от суммы предложения. Если предложения отклоняются, то залоговая сумма претенденту возвращается.
Для успешного выступления оферентов на торгах большое значение имеет строгое соблюдение всех положений и требований, указанных в условиях торгов, а также составление оферт по строго определенной форме. Без соблюдения этих требований возможность выигрыша торгов практически нереальна, так как их организаторы имеют право не только отклонять, но и совсем не рассматривать те предложения, которые не соответствуют оговоренным условиям. Помимо соблюдения всех указанных выше формальностей, предложения участников торгов должны быть надлежащим образом подписаны, заверены печатью оферента и направлены организаторам торгов в заклеенных, а иногда (как то требуется в отдельных странах) — в двойных конвертах. В этом случае на внешнем из них пишется только адрес организации, проводящей торги (или адрес принимающего предложения), а на внутреннем — номер торгов, наименование объекта и дата.
После проведения встреч и переговоров, посещения места строительства, проверки документов происходит определение победителя торгов согласно утвержденному регламенту, оформляемое протоколом тендерного комитета, который не является актом юридического скрепления сделки.
В назначенный день и час вскрываются конверты с предложениями, но в связи с тем, что предложения содержат большой объем информации, в этот день дается объявление обо всех участниках торгов и о претендентах, которые допущены к дальнейшему рассмотрению. Принятие решения и присуждение заказа обычно происходит через несколько месяцев после изучения предложений, кредитоспособности претендентов, их производственных возможностей.
Заключительный этап в случае успешного проведения окончательных торгов завершается подписанием контракта.
Нормативно-правовые документы предполагают длинную цепочку юридических действий, начиная от разработки конкурсной документации и размещения объявления о торгах в средствах массовой информации и заканчивая определением победителя торгов и заключением с ним контракта.
Контракт для придания ему обязательной силы должен быть юридически оформлен.
На рынках объектов капитального строительства применяется значительное число моделей контрактов, отличающихся способами оценки стоимости выполняемых подрядчиком работ и степени ответственности участвующих в выполнении работ. На сегодня существует четыре основных типа контрактов, используемых в инвестиционной сфере, — А, В, С и D.
Тип А — контракт с установленной твердой, паушальной, ценой (суммой). Паушальная цена (сумма) — это общая сумма без дифференцирования составляющих ее частей (слагаемых). Термин происходит от немецкого слова pauschal (на круг, в общем, всего); употребляется, когда речь идет об установлении одной общей суммы за партию однородных или разнородных товаров либо за выполнение определенных работ (услуг). Например, за поставку комплектного оборудования для сооружаемой электростанции назначается паушальная сумма 30 млн долл. (вместо указания цены каждого соответствующего агрегата). В торговых сделках паушальная цена — это цена на круг для общего количества товара без различия по сортам, качеству и т.д.; паушальная скидка — общая скидка, выраженная не в процентах от суммы, а в абсолютной цифре; паушальное количество — общее количество без подразделения по отдельным сортам, видам и пр.
Контракт типа А предусматривает выплату заказчиком подрядчику заранее обусловленной паушальной суммы после выполнения последним работ, определенных чертежами или спецификациями. Обусловленная паушальная сумма не подлежит пересмотру, за исключением случаев внесения самим заказчиком изменений в проект в ходе его выполнения.
В современных условиях многие заказчики отдают предпочтение контрактам с паушальной ценой. Для заказчиков преимущества контрактов с паушальной ценой проявляются в точном определении издержек реализации проекта, отсутствии (для заказчика, но не для подрядчика) финансовых рисков, простоте выбора подрядчика и управления проектом. Определение издержек по проектам осуществляется на ранней стадии, что дает возможность заказчику принимать решения с учетом предстоящих затрат и сроков выполнения работ до того, как будут сделаны крупные капиталовложения. Общий объем капитальных вложений по данному виду контракта является фиксированным.
Контракты с твердой ценой обычно связаны с меньшими инвестиционными расходами по сравнению с другими типами контрактов при условии благоприятной для заказчика экономической конъюнктуры.
Финансовый риск в этом случае для заказчика минимален, поскольку подрядчик гарантирует непревышение договорной цены, в то время как для подрядчика финансовый риск может возникнуть в связи с возможным увеличением затрат на субподрядные работы, ростом цен на материалы, оборудование, проектно-конструкторские работы, рабочую силу. Кроме того, на него полностью ложится риск невыполнения работ в оговоренные сроки вследствие погодных факторов, ошибок и просчетов.
В контрактах с паушальной ценой сокращаются и упрощаются обязанности заказчика по управлению и надзору за ходом выполнения работ, поскольку подрядчик берет на себя все стоимостные риски. Здесь заказчик может ограничиваться только контролем за соблюдением сроков и за качеством выполняемых работ. Обязанности по контролю за издержками реализации проекта сводятся к надзору за изменениями в работах и осуществлению денежных расчетов. Кроме того, действует естественный стимул для полного завершения работ по проекту в установленные сроки или досрочно, так как увеличение сроков строительства ведет в данном случае только к росту издержек у подрядчика.
Применение контрактов с твердой ценой требует соблюдения ряда обязательных условий. Если эти условия не выполняются, контракт может перестать быть эффективным для заказчика. Значительная часть квалифицированных и конкурентоспособных подрядчиков выдвигает в качестве условий требования, на которых они соглашаются брать на себя риски, связанные с выполнением контрактов с паушальной ценой.
Подрядчику должны быть полностью известны объемы и виды работ, конкретные условия строительства задолго до срока подачи заявок на торги, чтобы он мог четко оценить свои затраты. Объем работ должен соответствовать финансовым возможностям подрядчика, а стабильность экономических, политических, социальных условий в той стране, где строится объект, должна обеспечивать сведение к минимуму затрат подрядчика на покрытие различных видов рисков.
Для заключения контрактов с применением паушальной цены должны существовать благоприятные для заказчика условия на строительном рынке: не только значительное число квалифицированных и конкурентоспособных подрядчиков, проявляющих желание выступать на торгах, но и такой уровень деловой активности в соответствующем секторе строительного рынка, при котором подрядчики могут получить больший объем работ по сравнению с тем, который доступен для них по другим типам контрактов, с меньшим риском.
Контрактам с твердой ценой присущи и недостатки, из-за которых такие контракты в отдельных случаях не могут быть использованы. Например, возможное увеличение сроков работ из-за необходимости более длительной проработки проекта; большой объем работ, высокая сложность проекта, своеобразный характер работ.
Тип В — контракт с оплатой по объему работ. В контрактах этого типа стоимость работ определяется исходя из объемов работ и рыночных расценок. Первоначально оцениваются предварительные объемы предполагаемых работ, фактические объемы замеряются и оцениваются по завершении работ.
Тип С — контракт с возмещением издержек основан на оплате подрядчику фактических расходов, которые он понес в ходе выполнения работ. Этот контракт содержит также дополнительные выплаты на покрытие накладных расходов и т.д. Дополнительные выплаты определяются либо как фиксированный процент от фактических расходов, либо в виде фиксированной суммы, либо как переменная колеблющаяся величина.
Контракты А, В и С могут выступать как серийные и как контракты на проектирование и строительство. К серийным контрактам относятся контракты, заключаемые с одним и тем же подрядчиком для последовательного выполнения ряда проектов. При этом первый контракт заключается в соответствии с обычной процедурой, а последующие служат как бы продолжением первого. По контракту на проектирование и строительство один и тот же подрядчик осуществляет и проектные, и строительные работы.
Тип О — срочный контракт, предусматривающий выполнение подрядчиком определенной работы в установленный срок. При этом оплата может производиться на основе выполненного объема работ и по конкретным срокам (этапам).
Контракты типа Л, В, С и О могут быть с фиксированной или корректируемой ценой. По контракту с фиксированной ценой стоимость контракта согласовывается и фиксируется в момент его подписания.
При этом фиксируемая сумма не может пересматриваться, за исключением случаев внесения изменений в спецификации либо в чертежи, а также случаев, предусмотренных условиями контракта (например, при несовпадении планируемых и фактических работ). В контракте такого типа подрядчик берет на себя весь риск, связанный с инфляционным повышением стоимости работ. Поэтому он добивается, чтобы в контракте были предусмотрены дополнительные суммы на покрытие непредвиденных расходов. Контракт с фиксированной ценой не следует смешивать с контрактом с паушальной ценой.
Контракт с корректируемой ценой содержит положение, позволяющее повышать или понижать стоимость контракта в зависимости от размеров издержек, которые несет подрядчик. Обычно контракты такого типа заключаются на длительный срок (свыше года).
К категории договоров подряда относятся и субконтракты, заключаемые генеральным подрядчиком с субподрядными фирмами, выполняющими, как правило, специализированные работы. При этом субподрядчика может назначить заказчик либо его может выбрать подрядчик по своему усмотрению.
В процессе заключения и выполнения строительных контрактов подрядная фирма берет на себя гарантийные обязательства, требующие внесения соответствующих залоговых сумм.
Можно различать следующие виды гарантийных обязательств.
1. Гарантийный залог при подаче предложений на строительство объектов. Вносится фирмами-оферентами в тендерный комитет — организацию, которая проводит торги, — на четко установленный срок. Если предложение оферента не принимается заказчиком, то залог возвращается. В случае, если представленное предложение будет отозвано оферентом ранее установленного срока, внесенный залог не возвращается.
Величина гарантийного залога зависит от общей стоимости поставок и составляет обычно в среднем 2% от общей суммы предложения (оферты).
Залог выставляется в одном из банков страны, проводящей торги, или в отделении какого-либо иностранного банка в данном государстве. Если оферентом является государственная организация, то указанный залог может быть заменен банковской гарантией.
- 2. Гарантийный залог по выполнению контрактаохватывает весь период строительных работ и обычно составляет примерно 10% от стоимости контракта. Залог вносится строительной фирмой (подрядчиком) под банковскую гарантию. Гарантия также может предоставляться страховой компанией, которая берет на себя ответственность за действия подрядчика. Залоговая сумма предназначена для покрытия убытков, связанных с невыполнением подрядчиком условий контракта (поэтому весьма важно, чтобы условия были четко сформулированы) и другими допущенными в ходе работ ошибками. Сумма ущерба определяется сторонами по взаимному согласию или через арбитраж. Существует также практика получения гарантийных сумм заказчиком от банка по требованию независимо от степени соблюдения контракта подрядчиком и обоснованности претензии. Некоторые банки предпочитают такую систему, поскольку она избавляет их от необходимости разбора исков, однако это может приводить к злоупотреблениям.
- 3. Гарантия платежеспособности(платежа) свидетельствует о возможностях подрядчика выплачивать заработную плату своим рабочим, оплачивать стройматериалы и работы субподрядчиков.
Разновидностью гарантии платежа является гарантия обязательств по авансовым платежам. Гарантийное обязательство по авансовым платежам охватывает платежи, производимые заказчиком подрядчику авансом для покрытия «мобилизационных расходов», например на первоначальное приобретение материалов и оборудования.
4. Гарантия по завершении строительства охватывает гарантийный эксплуатационный период, предусмотренный условиями контракта. Она служит залогом для покрытия расходов, связанных с устранением дефектов, выявившихся в процессе эксплуатации. Это может быть сумма, удерживаемая заказчиком на гарантийный срок, либо банковская гарантия на такую сумму (обычно 5—10% от стоимости объекта).
Таким образом, система гарантий играет позитивную роль, поскольку предоставляемые гарантии содействуют тому, чтобы проект был завершен, подрядным рабочим выплачивалась зарплата, а поставщикам стройматериалов и субподрядчикам оплачивались счета в случае банкротства подрядчика; чтобы обеспечивалась защита инвестора от потерь в случае наложения ареста на имущество подрядчика (если последний не производит выплату зарплаты и не оплачивает счета за поставленные стройматериалы и осуществленные субподрядчиками работы) и, наконец, система гарантий способствует нормальному функционированию механизма платежей путем исключения неплатежеспособного состояния подрядчика.
Вместе с тем в современных условиях в России залоги иногда мешают принять участие в торгах возможным претендентам, так как размер залогов достаточно велик и подрядная организация при этом лишается части своего оборотного капитала на определенный период. А поскольку многие строительные организации находятся в сложном положении, изъятие части оборотного капитала на определенный срок отрицательно сказывается на их финансовом состоянии. Ведь фирма-претендент, участвуя в торгах, не имеет никакой гарантии того, что она станет победителем или что торги будут объявлены несостоявшимися.
Организатор торгов имеет право без объявления причины признать торги несостоявшимися. Это может произойти, если ни одно из предложений претендентов его не устраивает, но может быть и другая причина: заказчик ввиду изменения своего финансового положения видит, что не сможет оплатить строительство, и признает торги несостоявшимися. В результате фирма-претендент не получает заказ, а деньги, которые были внесены в залог, хотя и временно, но все же уменьшили ее оборотный капитал.
Кроме того, если фирма-претендент не выиграла конкурс, то она получает залог обратно только после окончания торгов. Поскольку срок определения победителя торгов порой достигает шести месяцев, то деньги (выданные фирмой-претендентом в виде залога) могут сильно обесцениться из-за инфляции.
Отрицательную роль может сыграть и состояние дел в экономике в целом (банковский кризис, кризис платежей, криминальная ситуация), при котором существует вероятность несвоевременного возврата или полного невозврата залога фирме-претенденту. Все перечисленные негативные факторы могут вынудить часть мелких и средних фирм отказаться от участия в торгах, на которых они могли бы выступить в качестве претендентов.
Источник: studme.org
Участники, процедуры и порядок проведения подрядных торгов в строительстве
Прежде всего назовем основных участников конкурса (подрядных торгов) и дадим определения основным терминам, применяющимся в сфере конкурсных закупок.
Заказчик конкурса — инвестор или заказчик строительства, располагающий средствами для оплаты работ, составляющих предмет конкурса.
Организатор конкурса — заказчик или лицо, уполномоченное заказчиком, в том числе внешний консультант или специализированная организация, действующие на основании договора с заказчиком или уполномоченным им лицом и выступающие от их или от своего имени.
Конкурсная комиссия — постоянный или временный орган, создаваемый заказчиком или организатором конкурса для проведения торгов, а также оценки кс конкурсных предложений.
Претендент (участник конкурса, оферент) — юридическое или физически лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, участвующее в предварительной квалификации и/или в конкурсе.
Конкурс (подрядные торги) — форма размещения заказов на выполнение работ, предусматривающая выбор подрядчика на соревновательной (конкурентной) основе.
Предмет конкурса (подрядных торгов) — конкретные виды работ, по которым производится конкурс.
Объект конкурса (торгов) — производственный или непроизводственный объект, к которому относится предмет конкурса.
Конкурсная документация — комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объекта и предмета конкурса, об условиях и процедуре торгов, правилах составления конкурсной заявки, а также контрактную документацию.
Конкурсная заявка (конкурсное предложение, оферта) — предложение заключить контракт в отношении конкретного предмета конкурса на условиях, определенных в конкурсной документации.
Альтернативное предложение — предложение претендента, представляемое одновременно с основным конкурсным предложением, содержащее условия, отличающиеся от условий основного предложения.
· назначает организатора конкурса (или выполняет сам функции организатора конкурса), определяет круг его обязанностей и полномочий и издает об этом распорядительный документ или заключает соответствующий договор;
· утверждает решение о проведении конкурса, графики и сроки проведения конкурсов и издает в связи с этим официальные распорядительные документы;
· контролирует работу организатора конкурса;
· утверждает решение конкурсной комиссии о результатах конкурса;
· заключает контракт с победителем конкурса или делегирует полномочия по заключению контракта лицу, назначенному или выбранному им для выполнения функций заказчика.
Заказчик должен обладать необходимыми инвестиционными ресурсами или правом распоряжения ими в необходимый период времени, подтвержденным соответствующим финансовым документом. Документальное подтверждение инвестиционной способности должно иметься у заказчика на момент объявления о предварительной квалификации (если проводится) или о конкурсе.
При проведении конкурса заказчику запрещается осуществлять координацию деятельности претендентов, которая приводит или может привести к ограничению конкуренции или ущемлению интересов каких-либопретендентов, а также предоставление отдельным претендентам доступа к конфиденциальной информации или любой другой информации, к которой не имеют доступа другие участники.
Организатором конкурса может быть подразделение заказчика либо любое другое юридическое лицо, уполномоченное заказчиком на организацию торгов. Организатор конкурса может назначаться для проведения единственных торгов, серии торгов или для постоянной работы, если подрядные торги проводятся регулярно. Организатор конкурса осуществляет следующие функции:
• определяет объекты и предмет торгов, составляет графики проведения конкурсов и утверждает у заказчика;
• разрабатывает конкурсную документацию и другие документы, необходимые для проведения конкурса;
• осуществляет публикацию объявлений о проведении конкурсов (предварительного квалификационного отбора) и рассылку приглашений;
• формирует конкурсную комиссию и утверждает ее состав у заказчика;
• организует выполнение процедур предварительного отбора и представляет полученные от претендентов заявки и заполненные анкеты в конкурсную комиссию;
• организует выполнение процедур проведения конкурса;
• получает конкурсные заявки и организует их регистрацию и хранение;
• ведет всю переписку с претендентами на этапе подготовки конкурсных заявок, организует посещение претендентами места строительства и проведение предконкурсного совещания (если таковое проводится);
• организует проведение церемонии вскрытия конвертов и участвует в этой церемонии;
• организует взаимодействие с претендентами на этапе рассмотрения и оценки конкурсных заявок;
• передает решение конкурсной комиссии о результатах торгов на утверждение заказчику;
• оповещает победителя конкурса (претендентов, вошедших в «короткий» список), а также проигравших претендентов;
• ведет учет участников конкурсов, материалов предварительных отборов другой документации долговременного учета;
• несет все расходы на подготовку и проведение конкурсов.
Права и обязанности организатора конкурса, как правило, устанавливаются распоряжением заказчика или в договоре на предоставление услуг по организации и проведению торгов.
К работе организатора конкурса могут привлекаться специализирующиеся на проведении торгов организации, независимо от форм собственности, компании-консультанты, а также физические лица, обладающие необходимой квалификацией. Работа лиц, привлекаемых к участию в деятельности организатора конкурса, оплачивается на основании заключаемых с ними договоров в соответствии с действующим законодательством.
Конкурсная комиссия осуществляет следующие функции:
• участвует в разработке конкурсной документации и внесении дополнений изменений в эту документацию;
• осуществляет предварительный отбор претендентов, составляет «короткий» список претендентов и (вместе с необходимыми обоснованиями) представляет его на утверждение организатору конкурса;
• проводит конкурс (церемонию вскрытия конвертов) и оформление его результатов;
• принимает решение об отказе в приеме к рассмотрению или снятии с рассмотрения конкурсных заявок;
• осуществляет рассмотрение и оценку полученных конкурсных заявок (при необходимости, с помощью привлеченных по договорам консультантов);
• запрашивает у претендентов необходимые уточнения по существу поданных заявок;
• определяет победителя или принимает иное решение по результатам конкурса, подставляет результаты организатору конкурса для последующего утверждения заказчиком;
• самостоятельно разрабатывает регламент своей работы и согласовывает его с организатором конкурса.
Права и обязанности конкурсной комиссии устанавливаются организатором конкурса и согласовываются с заказчиком.
Претендент (участник конкурса) — это лицо, изъявившее желание участвовать вконкурсе. Такое лицо приобретает статус участника конкурса (претендента) с момента подачи официального запроса на участие в предварительном квалификационном отборе или на приобретение конкурсной документации.
Претендент, чья конкурсная заявка признана конкурсной комиссией лучшей приусловии утверждения такого решения конкурсной комиссии заказчиком, признается победителем конкурса. Победитель конкурса имеет право на заключение контракта с заказчиком на условиях, указанных в заявке и конкурсной документации.
Организацию конкурса можно условно разделить на три этапа:
Первый этап является подготовительным, проходит до официального объявления торгов и включает следующие действия и процедуры:
• определение предмета конкурса, разбивка на лоты;
• создание организационно-управленческой структуры конкурса, а именно: назначение организатора конкурса и конкурсной комиссии;
• разработка предквалификационной (если проводится) и конкурсной документации;
• утверждение заказчиком всех назначений и документов и оформление приказа о проведении конкурса.
Таким образом, по завершении первого этапа должна иметься в наличии организационно-управленческая структура, необходимая для проведения конкурса, полный комплект конкурсной документации и должным образом оформленный и подписанный заказчиком документ (приказ, распоряжение), предписывающий начало конкурсной процедуры.
Второй этапначинается официальным объявлением о конкурсе или о предварительной квалификации (если таковая проводится) и завершается сбором конкурсных заявок претендентов. На втором этапе выполняются следующие действия ипроцедуры:
• проведение предварительного квалификационного отбора (если таковой проводится) и создание «короткого списка» претендентов:
• рассылка конкурсной документации участникам конкурса;
• взаимодействие с участниками конкурса в период подготовки ими оферт, разъяснение конкурсной документации, ответы на вопросы претендентов, организация посещения претендентами строительной площадки или места проведения работ, составляющих предмет конкурса;
• внесение при необходимости изменений в конкурсную документацию:
• прием и организация надлежащего хранения конкурсных предложений, поступающих от претендентов.
На третьем этапе конкурса производится вскрытие конвертов с конкурсными предложениями претендентов, рассмотрение и оценка заявок, выбор победителя, и заключение контракта с ним.
Действия по организации конкурса и основные конкурсные процедуры показаны на рис. 9.2.
В качестве средства защиты заказчика от недобросовестных претендентов при проведении подрядных торгов часто практикуется требование к подрядчику представить обеспечение конкурсной заявки, которое может быть в форме банковской гарантии, залога или поручительства. Обеспечение должно быть предоставлю претендентами в сроки и в форме, указанной в конкурсной документации. Размер обеспечения указывается в конкурсной документации в виде конкретной цифрыили в виде процента от цены предложения и составляет обычно несколько процентов от стоимости предложения или предполагаемой цены контракта. Если условием конкурса предусматривается обеспечение, а конкурсная заявка не сопровождается таковым, то такая заявка не принимается к рассмотрению.
Претенденту, который не выиграл конкурс, обеспечение конкурсной заявки возвращается после подписания контракта с победителем конкурса в срок, указанный в конкурсной документации. Претенденту, который выиграл конкурс, обеспечение конкурсной заявки возвращается немедленно после подписания контракта с ним при условии предоставления им требуемого обеспечения исполнения контракта, если таковое предусмотрено.
Обеспечение конкурсной заявки удерживается в пользу заказчика в следующих случаях:
• претендент отозвал свою конкурсную заявку после процедуры вскрытия конвертов, до истечения срока действия заявки;
• претендент отказался исправить ошибки или несоответствия требованием, выявленные конкурсной комиссией на этапе рассмотрения и оценки заявки ввиду чего конкурсная заявка не принята к рассмотрению;
• претендент, выигравший конкурс, отказался или не может подписать контракт на условиях, указанных в его заявке и конкурсной документации:
• претендент, выигравший конкурс, не предоставил обеспечения исполнения контракта, если таковое предусмотрено контрактом.
Процедура рассмотрения и оценки конкурсных заявок конкурсной комиссией обычно включает следующие действия:
· проверку конкурсных заявок на предмет выявления арифметических ошибок, указание претендентам на выявленные ошибки (если таковые имеются) и их исправление;
· оценку технической части каждой конкурсной заявки с целью определения степени соответствия техническим требованиям заказчика и техническим критериям оценки заявок (если таковые имеются);
· оценку коммерческой части каждой конкурсной заявки с учетом критериев оценки, установленных в конкурсной документации;
· ранжирование всех конкурсных заявок по степени соответствия критериям оценки заявок, указанным в конкурсной документации;
· определение победителя конкурса.
В зависимости от результатов конкурса могут наступать следующие последствия конкурса:
• подписание контракта с победителем;
• если победитель отказывается или не может подписать контракт на условиях, изложенных в его конкурсной заявке и конкурсной документации, отказывается или не может представить надлежащее обеспечение исполнения контракта (если таковое предусмотрено), то обеспечение его заявки удерживается в пользу заказчика и конкурсная комиссия проводит переговоры с претендентом, заявка которого ранжирована второй, и может заключить контракт с этим вторым претендентом;
• закрытие конкурса без объявления победителя с объявлением повторного конкурса или без такового;
• объявление конкурса несостоявшимся с объявлением повторного конкура или без такового.
Конкурс считается завершенным после утверждения его результатов заказчиком.
Источник: studopedia.ru
Подрядные торги в сфере строительства
Практика капитального строительства предполагает выбор проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования и чаще всего этот выбор происходит посредством конкурса путём проведения торгов.
Процесс строительной деятельности полностью связан с развитой экономикой в странах, а также с выбором наиболее подходящего проекта, надёжного поставщика, подрядчика, партнёра, способны обеспечить лучшее качество продукции, работ, услуг, наименьшие затраты при освоении проекта, сокращение сроков осуществления работ по любому из выбранных проектов.
Самым оптимальным механизмом для создания конкурентной среды являются подрядные торги, которые дают возможность демонополизировать рынок строительных услуг.
Заказчик работ на торгах хочет создать для себя лучшие условия по ценам, качеству работ и срокам их выполнения.
Торги по сравнению с прямыми двусторонними договорами образуют такие условия конкуренции между подрядными строительными и проектными организациями, поставщиками и дают возможность заказчику выбрать самые привлекательные предложения с точки зрения цены и других коммерческих технических условий.
Конкуренция при размещении заказов присутствует на всех фазах жизненного цикла проекта. Это происходит в виде конкурсов, подрядных торгов.
Подрядные торги могут проводиться при следующих обстоятельствах:
- Строительство зданий, сооружений, предприятий.
- Выполнение проектно-изыскательских, монтажных, пусконаладочных и иных работ.
- Выбор поставщика материалов, конструкций и оборудования.
- Управление проектом, инжиниринг, консультирование, контроль и надзор.
- Другие технические и организационные работы и услуги, а также обоснование сочетаний.
Все перечисленные условия помогают сформулировать следующее определение: подрядные торги – это конкурсная форма размещения заказов в инвестиционно-строительной деятельности на всех этапах осуществления проекта, цель которого состоит в определении лучшего предложения для выполнения работ и оказания услуг.
Торги – это один из немногочисленных способов выбора исполнителей строительных работ на конкурсной основе, которые могут материально гарантировать точное выполнения своих обязательств.
В работе изучаются основные моменты проведения конкурсных торгов и заключения контракта с тем, кто выиграл торги.
В таблице ниже приведён пример организации и проведения подрядных торгов, которые можно расценивать как какой-то проект, чья цель состоит в выборе наилучшего предложения для успешного выполнения работ или оказания услуг.
Те фазы осуществления проекта торгов, которые представлены, соответствует процедура и последовательность выполнения каких-либо работ участниками торгов.
Состав и объём фаз носят общий характер, а изменяться могут или дополняться при определённых обстоятельствах. Каждый шаг проекта торгов для участников представляется возможностью выступить в рамках своих прав, функций и ответственности.
Разработаны специальные методические указания, нормативы и способы достижения соответствия требованиям нормативным документам для применения на каждой фазе осуществления проекта торгов. При этом стоит сказать, что сам процесс проведения подрядных торгов рассматривается в качестве этапа жизненного цикла реализации инвестиционного проекта.
Сама процедура проведения торгов разбита на несколько этапов. Ещё до момента принятия решения о проведении подрядных торгов заказчик обязан получить соответствующие инвестиционные ресурсы, иными словами право, которое позволит ему распоряжаться ими в нужных для строительства период времени, подтверждённые соответствующими финансовыми документами, которыми могут стать кредитный договор, банковская справка, постановление исполнительного органа государственной власти, на полное или только частичное финансирование объектов для федеральных государственных нужд.
Кроме этих проблем, которые требуется решить в обязательном порядке до объявления торгов, существуют ещё проблемы разработки концепции будущих договорных отношений между заказчиком и победителем торгов.
Утверждение регламента и критериев оценки
Процедура вскрытия оферт
Оценка предложений и их анализ
Обоснования тендерного комитета
Контроль и проверка документов
Заключение контрактов и субконтрактов
Контроль документов, процедур, анализ и банк данных
Суть концепции состоит в степени ответственности всех без исключения субъектов инвестиционной деятельности. Важно, что степень ответственности устанавливается посредством организации взаимоотношений между заказчиком и исполнителем работ.
Самым распространённым видом отношений заказчика и исполнителя можно назвать подбор генерального подрядчика.
Контрактом определяется степень ответственности за выполнение работ. Данный контракт заключается напрямую заказчиком и генподрядчиком. Этот контракт является основой для установления контрактных отношений с субподрядчиками для выполнения специальных видов работ.
После того, как данные условия выполнены, заказчик сталкивается с проблемой, которую необходимо незамедлительно решить. Таковой является определение и назначение организаторов торгов.
Назначить на выполнение функций организатора торгов заказчик может специализированной компании, которая имеет лицензию на данный вид деятельности. Второй вариант – посредством приказа главы администрации субъекта РФ определяется компания, которая занимается данным видом деятельности на всей территории субъекта.
Функции организатора торгов
Для организатора торгов характерно выполнение следующих функций:
- Формирование и утверждение состава комитета тендера.
- Подготовка документов для объявления торгов.
- Осуществление публикации объявления или рассылка предложений.
- Организация разработки и распространения тендерной и иной документации, которая необходима для проведения торгов.
- Утверждение результатов торгов.
- Ликвидация тендерного комитета.
Полномочия организатора торгов подтверждаются распорядительными документами от заказчика, также это может быть специальный договор. Организатор вправе делегировать часть собственных полномочий тендерному комитету.
После того, как организатор будет назначен, необходимо определить объект и предмет торгов, это делает либо организатор, либо заказчик.
До объявления о торгах организатор торгов должен решить вопрос о виде торгов согласно тем условиям, которые поставил заказчик. В этом отношении говорится об открытых или закрытых торгах, с предварительной квалификацией или без неё.
Для закрытых торгов характерно приглашение заказчиком нескольких уже знакомых ему компаний. Открытые торги проходят посредством объявления в открытой печати и приглашения всех желающих принять участие в торгах.
Объявление о торгах, которое публикуется в печати может быть составлено в произвольной форме.
Открытые торги доступны для всех желающих вне зависимости о того, местная это компания или иностранная. Сообщение о проведении предварительной квалификации в обязательном порядке должно содержать объявление о торгах. Примечательно, что подобное сообщение при закрытых торгах содержится в приглашении.
Тендерный комитет и его функции
Заказчик имеет право самостоятельно сформировать тендерный комитет, в зависимости от объекта и предмета торгов. Он может привлекать уже знакомых специалистов, представителей научно-исследовательских, проектных, инженерно-консультационных и других организаций, отдельных консультантов и экспертов. Для этого заказчик заключает с ними специальные договора согласно действующему законодательству.
В тендерный комитет могут входить представители Министерства строительства РФ и представители Межведомственной комиссии по подрядным торгам при Министерстве строительства РФ.
На тендерный комитет и организаторов торгов ложится ответственность за соблюдение всех правил при подготовке торгов, их проведению, соблюдению законодательства в процессе проведения торгов, а также за объективность результатов. У тендерного комитета есть возможность делегировать часть своих функциональных обязанностей по разработке, распространению и экспертизе тендерной документации, оценке предложений инженерно-консультационным организациям, имеющим данную лицензию.
В том случае, если заказчик принимает решение провести торги с предварительной квалификацией претендентов, то обязательна процедура по установлению экономических, технических, организационных и других потенциальных возможностей претендента для выполнения предоставляемого на торги подряда.
Суть предварительной квалификации заключается в обеспечении конкретных гарантий отбора возможных претендентов.
После всех этих процедур тендерный комитет разрабатывает тендерную документацию, которая состоит из двух частей: технической и коммерческой. Эта документация в первую очередь содержит информацию о месте и времени открытии и закрытии торгов, название организации, которая проводит данные торги, а также характеристику объекта, его мощность, производительность. Более того, из документации можно узнать об основных технико-экономических характеристиках, о том, какая дополнительная техническая и пояснительная документация прилагается оферентом к его приложению. Кроме всего прочего в этих документах содержится информация о ключевых коммерческих и технических условиях, о сроках строительства и об условиях платежа.
В случае, если документация прилагается о строительстве объекта, то в ней содержатся описания объекта, технические требования, необходимый объём графических материалов, в том числе коммерческие условия, проект контракта, что даёт возможность подрядчику адекватно оценить стоимость строительства и в дальнейшем правильно составить рабочую документацию и заняться строительством.
Тендерная документация выкупается за конкретную, чаще всего символическую цену.
Тендерная документация состоит из двух частей:
- Общая, или та, которая чаще всего является аналогом для многих видов объектов, которые строятся в конкретной стране.
- Специальная, которая содержит все необходимые данные о конкретном объекте, к этой части зачастую прилагаются дополнительные чертежи и иные документы подобного характера.
Успешное прохождение предварительной квалификации даёт подрядчикам возможность представить на торги оферту, одновременно с тем происходит обострение и на последующем этапе торгов происходит отбор наиболее приемлемых подрядчиков, в том числе посредством обоснования рациональной для заказчика и подрядчика цены работ.
Заключительный этап торгов предполагает определение конечной договорной цены подрядных работ. Справедливо будет заметить, что в этом отношении в общем составе показателей цена не всегда является самым весомым критерием при оценке потенциальных возможностей соискателя, однако она находится на одном из ведущих мест, при этом её определение является практически самой трудоёмкой и ответственной задачей. Также стоит отметить, что иные показатели представляют собой на момент их установления условно-постоянные величины, одновременно с тем цена оферты – это такой частный показатель, величина которого не может быть однозначной.
Определить стоимость в процессе подготовки предложений по свободным ценам на строительную продукцию можно:
- В момент разработки оснований для инвестиций и проектно-сметной документации по заказу инвестора, т.н. инвесторские сметы.
- Во время подготовки договора, при условии, что документация тендера полностью подготовлена, т.н. расчёты подрядчика.
Важно понимать, что цены, которые были определены инвесторскими сметами и расчётами подрядчика могут незначительно различаться.
Сметы инвестора и подрядчика могут различаться, поскольку составляются разными методами. Каждый сам выбирает к какому методу прибегнуть, это в первую очередь зависит от договорных условий и общей экономической ситуации.
Методические рекомендации по определению стоимости предмета подрядных торгов в строительстве предусматривают несколько вариантов:
- Определение стоимости предмета подрядных торгов при условии наличия предпроектной и проектно-сметной документации, при условии, что:
Ц Т = А р + К н + К н д с
где Ар — сметная стоимость в текущем уровне цен на период проведения подрядных торгов; Кн — коэффициент инфляции к стоимости предмета торгов до момента платежа по договору; К — коэффициент учета НДС.
- Определение стоимости предмета подрядных торгов в ситуации отсутствия предпроектной и проектно-сметной документации по укрупнённым показателям и по объектам-аналогам через несколько вариантов. Здесь подразумевается необходимость располагать при этом основными проектными решениями и сроками выполнения работ.
Рыночные отношения провоцируют подрядчика на проведение расчётов стоимости подрядных работ по структуре затрат, не соответствующей рекомендациям Министерства строительства России. Это достаточно логично объясняется тем, что сравнительный анализ стоимости строительства показывает по всем оферентам заказчика отсутствие заинтересованности в структуре затрат подрядчика. Оферент, который предоставит наиболее приемлемую стоимость для заказчика, станет победителем подрядных торгов. Это предоставит ему возможность заключить контракт на выполнение подрядных работ.
В конечном итоге, предложенный новый подход к системе ценообразовании и определению стратегии строительства даёт возможность привести к упорядоченному строю процесс определения договорных цен на строительную продукцию с учётом увязки интересов заказчиков и подрядчиков.
Подавая документы в тендерный комитет для регистрации своих серьёзных намерений все претенденты обязаны вносить залог, чаще всего в размере 20% от суммы предложения.
В случае отклонения предложения, залоговая сумма возвращается претенденту.
Успешно выступить оферентам на торгах помогает строгое соблюдение всех положений и требований, которые указаны в условиях торгов, в том числе и составление оферт с соблюдением строгой формы. Без соблюдения этих требований вероятность победы на торгах сводится к нолю, поскольку их организаторы имеют право не только отклонять, но и вовсе не рассматривать те предложения, которые не соответствуют оговоренным условиям. Помимо прочего, соблюдение всех формальностей и даже подписи предложения должны быть оформлены в соответствии с требованиями заказчика, заверены печатью и направлены в адрес организаторов торгов в заклеенных, а иногда даже в двойных конвертах.
В случае с двойным конвертом подписывается только внешний конверт, а внутренний должен содержать информацию с номером торгов, наименованием объекта и дату.
Определение победителя происходит только после встреч и переговоров, посещения места строительства, а также проверки всех документов. Победитель утверждается регламентом, после чего оформляется соответствующий протокол тендерного комитета, который выступает в качестве акта юридического скрепления сделки.
Конверты вскрываются в назначенный день и час, в них предложения с большим количеством информации, в тот же день оглашается список допущенных участников и претендентов, которые продолжат гонку. Решение по торгам принимается спустя несколько месяцев после ознакомления со всеми предложениями, кредитоспособностью претендентов, их производственными возможностями.
На завершающем этапе в случае успешного проведения окончательных торгов подписывается контракт.
Юридическое оформление сделки подразумевает множество операций с нормативно-правовыми документами, которая начинается с разработки конкурсной документации и заканчивается заключением контракта. Последний для вступления в силу требует должного юридического оформления.
Типы контрактов
На рынках объектов капитального строительства применяется огромное множество моделей контрактов, которые в корне отличаются способами оценки стоимости выполняемых подрядчиком работ и степенью ответственности участвующих в выполнении работ. Сегодня разделяют четыре основных типа контрактов, которые в настоящее время применимы в инвестиционной сфере – А, В, С и D.
Тип А представляет собой контракт с установленной твёрдой, паушальной ценой или суммой.
Паушальная цена или сумма – это общая сумма дифференцирования составляющих её частей.
Данный термин произошёл от немецкого слова «pauschal», которое обозначает на круг, в общем, всего. Его употребление уместно в случае упоминания установленной одной общей суммы за партию однородных или разнородных товаров, или за выполнение услуг.
Поставка комплексного оборудования для строящейся электростанции требует 30 млн. долл. паушальной суммы. Её используют для обобщения, чтобы не указывать стоимость каждого агрегата для строительства электростанции.
В торговых сделках паушальная цена является ценой на круг для общего количества товара без разделения по сортам и пр. критерием.
Паушальная скидка – это общая скидка, которая выражается на в процентах от суммы, а представляет собой абсолютное цифровое значение.
Паушальным количеством называется общее количество без подразделения по отдельным сортам и видам.
Согласно контракту типа А, предусмотрены выплаты заказчиком подрядчику заранее обусловленной паушальной суммы после выполнения подрядчиком работ, которые определены в чертежах или спецификациями. Обусловленная паушальная сумма не подлежит пересмотру, помимо случаев внесения самим заказчиком изменений в проект в процессе строительства объекта.
Сегодня многие заказчики склоняются к заключению контрактов с паушальной ценой. Для заказчиков самым весомым преимуществом контрактов с паушальной ценой в издержках при реализации проекта, отсутствии финансовых рисков, простоте выбора подрядчика и управления проекта. Определение издержек на стадии продумывания проекта позволяет заказчику принимать решение, опираясь на предоставленные данные о предстоящих расходах и сроках выполнения работ ещё до момента капиталовложения. Общий объём по конкретному виду контракта является фиксированным.
Примечательно, что контракты с меньшей стоимостью обычно требуют меньших инвестиционных расходов по сравнению с другими типами контрактов в ситуации, которая благоприятным образом сказывается для заказчика и его экономической конъюнктуры.
Финансовые риски в таком случае для заказчика сводятся к минимуму, т.к. подрядчик даёт гарантию не превышать договорную цену, одновременно с тем подрядчик подвергает себя финансовому риску, который связан с возможным увеличением затрат на субподрядные работы, ростом цен на строительные материалы, оборудование, проектно-конструкторские работы, а также на рабочую силу. Более того, стоит отметить, что на подрядчика ложится ответственность за невыполнение работ в установленный срок из-за погодных условий или иных причин.
Для контрактов с паушальной ценой характерно сокращение и упрощение обязанностей заказчика по управлению и надзору за процессом выполнения работ. Это происходит по причине того, что подрядчик несёт ответственность за все стоимостные риски. В этой ситуации заказчик ограничивается исключительно контролем за соблюдением сроков и за качеством выполняемых работ.
Обязанности по контролю за издержками реализации проекта сводятся к контролю за изменениями в работах и осуществлению денежных расчётов. Более того, надо отметить, что действует естественный стимул для полного завершения работ по проекту в установленные сроки или досрочно, поскольку увеличение сроков строительства связано с увеличением издержек подрядчика.
Контракты с твёрдой ценой применяются с соблюдением ряда условий. В случае невыполнения условий, контракт перестаёт быть для заказчика эффективным. Большая часть квалифицированных и конкурентоспособных подрядчиков в первую очередь выставляет требования, при которых они соглашаются на себя брать риски, основанные на выполнении контрактов с паушальной ценой.
Подрядчик должен быть полностью осведомлён относительно объёма и вида работ, условия строительства должны быть ему известны до подачи заявки на торги, чтобы он имел возможность адекватно оценить собственные силы и затраты. Объём работ должен целиком соответствовать финансовым возможностям подрядчика. Экономическое, политическое и социальное положение той страны, где будет строиться объект, должно полностью соответствовать требованиям безопасности и сводиться к минимуму затраты подрядчика на покрытие различных видов рисков.
Заключая контракт с использованием паушальной цены, заказчик должен адекватно оценить условия на строительном рынке: имеется в виду количество квалифицированных и конкурентоспособных подрядчиков, которые захотели бы принять участие в торгах, а также оценить уровень деловой активности в соответствующем секторе строительного рынка, где подрядчики смогли бы получить большой объём работ в сравнении с тем, которых доступен для ни по иным контрактам такого же типа, но с меньшим риском.
Для контрактов с твёрдой ценой характерны некоторые специфические особенности – недостатки. Именно они оказывают влияние при выборе типа контракта. К примеру, возможно увеличение сроков работ из-за необходимости более длительной проработки проекта, больший объём работ, сложность проекта, специфический характер работ.
Тип В представляет собой контракт с оплатой по объёму выполненных работ. В такого типа контрактах стоимость работ определяется, опираясь на объём работ и рыночные расценки. В первую очередь оцениваются предварительные объёмы предстоящих работ, фактический объём работ оценивается уже после их окончания.
Тип С представляет собой контракт с возмещением издержек и базируется на оплате подрядчику фактических расходов, которые он понёс при выполнении работ. Данный контракт предполагает дополнительные выплаты, которые смогут покрыть накладные расходы и пр. Определение дополнительных выплат происходит как фиксированный процент от фактических расходов или в качестве фиксированной суммы, а также как переменная величина со свойственными колебаниями.
Контракты типа А, В и С являются серийными на проектирование и строительство. Серийными являются те контракты, которые были заключены с одним и тем же подрядчиком для последовательного выполнения ряда проектов. Надо отметить, что в соответствии с правилами. Первый контракт должен быть заключён согласно обычной процедуре, а все следующие являются логичным продолжением первого. Контракт на проектирование и строительство у одного подрядчика является документом подтверждающим его право вести проектные и строительные работы.
Тип D представляет собой контракт, согласно которому предусмотрено выполнение подрядчиком конкретной работы в установленный срок. Вместе с тем оплата производится на базе выполненного объёма работ по конкретным срокам.
Все типы контрактов А, В, С и D могут иметь фиксированную или корректируемую цену. По контракту с фиксированной ценой стоимость оговаривается и фиксируется в момент его подписания. Примечательно, что фиксируемую цену нельзя пересмотреть, помимо того случае, когда внесённые изменения серьёзно влияют на окончательную стоимость строительства объекта.
Контракт с корректируемой ценой содержит положение, которое даёт возможность повышать или снижать стоимость контракта в процессе его осуществления в зависимости от размеров издержек, которые может понести подрядчик.
Контракты подобного типа чаще всего заключаются на длительный период (более 1 года).
Виды гарантийных обязательств
К договорам подряда относятся субконтракты, которые заключаются генеральным подрядчиком с субподрядными организациями, выполняющими чаща всего специфические работы. Назначение субподрядчика зависит от желания заказчика, его может назначить он сам или это сделает генподрядчик.
В ходе заключения и выполнения строительных контрактов подрядная компания несёт ответственность за гарантийные обязательства, которые требуют внесения соответствующих залоговых средств.
Существует несколько видов гарантийных обязательств:
- Гарантийный залог при подаче предложений на строительство объектов. Данный залог вносят компании-оференты в тендерный комитет, иными словами, в организацию, которая занимается торгами на срок, который заранее оговорен. В случае непринятия предложения оферента залог должен быть возвращён. Если предложение отозвано оферентом ранее оговоренного срока, то залог не возвращается. Размер гарантийного залога зависит от общей стоимости объекта и чаще всего составляет 2% от общей суммы предложения. Залог выставляется в одном из банков страны, который проводит торги, также он может быть внесён в иностранный банк в данном государстве.
В случае, когда оферент представлен государственной организацией, то залог может быть заменён на банковскую гарантию.
- Гарантийный залог по выполнению контракта вмещает в себя целиком период строительных работ и составляет примерно 10% от стоимости контракта. Залог вносит строительная компания под банковскую гарантию. Гарантия также предоставляется страховой компанией, которая несёт ответственность за работу подрядчика. Назначение залоговой суммы заключается в возможности покрытия убытков, которые могут быть связаны с невыполнением подрядчиком условий контракта и иными допущенными в процессе строительства погрешностями. Сумму ущерба определяют стороны по взаимному соглашению или посредством арбитража. Существует практика, согласно которой гарантийные суммы были получены заказчиком от банка по требованию вне зависимости от степени соблюдения контракта подрядчиком и объяснения претензий. Есть банки. Которые отдают предпочтение такой системе, т.к. она позволяет им избежать процедуры разбора рисков, одновременно с тем приводит к злоупотреблению.
- Гарантия платёжеспособности говорит о возможностях подрядчика платить сотрудникам зарплату, закупать строительные материалы и пр. Разновидностью гарантии платежа выступает гарантия обязательств по авансовым платежам. Гарантийное обязательство по авансовым платежам состоит из платежей. Которые производятся заказчиком подрядчику в качестве аванса, чтобы скрыть мобилизационные расходы.
- Гарантия по завершении строительства включает гарантийный эксплуатационный период, который предусмотрен условиями контракта. Данная гарантия выступает залогом для покрытия расходов, которые связаны с устранением дефектов, появившихся в процессе эксплуатации. Эта сумма удерживается с подрядчика на весь гарантийный срок, таким обязательством может выступать банковская гарантия на данную сумму, чаще всего это 5-10%.
Исходя из всего этого, можно сделать вывод, что система гарантий представляет собой наиважнейшую часть в данной сфере и позитивно сказывается на процессе сотрудничества в силу того, что гарантии способствуют обязательному завершению проекта, выплатам зарплат работникам, а также оплате банковских счетов всем подрядчикам и субподрядчикам. В ситуации с гарантийной системой в безопасности остаются средства инвесторов, в том числе может нормально функционировать механизм платежей посредством исключения неплатежеспособного подрядчика.
Однако стоит отметить, что в современных российских реалиях залоги зачастую становятся преградой на пути желания подрядчика участвовать в торгах, в силу того, что залоги обычно очень велики и подрядная организация по сути лишается значительной части своего оборотного капитала на некоторое время для внесения залога. Принимать во внимание следует и то, что множество организаций находятся в сложном положении, то изъятие оборотного капитала может повлечь за собой финансовые трудности у компании.
Организатор торгов может без объяснения причин признать торги несостоявшимися. Такое возможно, если ни одно из предложений не устроило заказчика, однако может быть и другая причина, к примеру, у заказчика изменилось финансовое положение и он понимает, что не имеет средств на строительство объекта, в таком случае торги тоже будут объявлены несостоявшимися. В такой ситуации компания-претендент не получит заказ, а оборотные средства, внесённые в качестве залога, временно уменьшат капитализацию прибыли.
Также стоит отметить, что если компания-претендент не победит на торгах, то она получает свой залог обратно только после полного завершения процедуры. Надо сказать, что срок рассмотрения заявок в некоторых случаях составляет порядка полугода, в таком случае деньги в российских реалиях могут очень сильно обесцениться из-за инфляции или других экономических потрясений.
Отрицательно отразиться может и общее экономическое положение страны в целом, к примеру, банковский кризис или криминальная ситуация, когда существует вероятность невозврата средств компании-претенденту. Данные негативные факторы могут послужить для мелких компаний преградой для участия в торгах.
Источник: zaochnik.com