Требования антитеррористической безопасности при строительстве

Содержание

Настоящий свод правил разработан в исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам» и в соответствии с Правилами разработки и утверждения сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. № 858, и направлен на реализацию нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в области противодействия терроризму.

СП 132.13330.2011

СВОД ПРАВИЛ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ЗДАНИЙ И
СООРУЖЕНИЙ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

The anti-terrorist protection of buildings and constructions. General requirements

Дата введения — 2011-09-20

1 Область применения

Настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий и сооружений (далее — объекты) и устанавливает минимально необходимые требования к проектным решениям, позволяющим обеспечить антитеррористическую защищенность объектов, направленным на:

Паспорт антитеррористической безопасности

— предотвращение несанкционированного доступа на объект производственного назначения физических лиц, транспортных средств и грузов;

— обнаружение взрывных устройств, оружия, боеприпасов — для объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима.

2 Нормативные ссылки

Нормативные документы, на которые в тексте настоящего свода правил имеются ссылки, приведены в приложении А.

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим сводом правил следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил приняты термины и их определения, приведенные в приложении Б.

В случае если терминам даны определения в существующем законодательстве Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, национальных стандартах или нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за соответствующую область, то определения, приведенные в настоящем своде правил, утрачивают силу на время действия указанных документов.

Требования к антитеррористической защищённости объектов

4 Общие положения

Антитеррористическая защищенность объектов в рамках области применения настоящего свода правил обеспечивается посредством установления в проектной документации на объект капитального строительства значений параметров объекта, отвечающих установленным в законодательстве требованиям антитеррористической защищенности.

5 Обозначения и сокращения

В настоящем своде правил применяются следующие обозначения и сокращения:

ГАПВВ — газоанализатор паров взрывчатых веществ;

МО — стационарный металлообнаружитель;

МИ — ручной металлоискатель;

РТУ — рентгенотелевизионная установка;

СКУД — система контроля и управления доступом (ГОСТ Р 51241);

СОО — система охранного освещения;

СОТ — система охранная телевизионная (ГОСТ Р 51558);

СОТС — система охранной и тревожной сигнализации (ГОСТ Р 50775);

СрВД — средства визуального досмотра;

СЭС — система экстренной связи;

ДРК — досмотровый радиометрический комплекс;

КПП — контрольно-пропускной пункт.

6 Классификация объектов по значимости

6.1 В зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту, находящимся на объекте людям и имуществу в случае реализации террористических угроз, все объекты подразделяются на следующие классы:

Класс 1 — (высокая значимость) — ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет федеральный или межрегиональный масштаб;

Класс 2 — (средняя значимость) — ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет региональный или межмуниципальный масштаб;

Класс 3 — (низкая значимость) — ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет муниципальный или локальный масштаб.

6.2 В целях определения класса объекта применяются методы многокритериальной оценки возможного ущерба от террористических угроз.

Для качественной оценки возможных последствий реализации террористических угроз используют виды ущерба:

Для количественной оценки возможных последствий реализации террористических угроз используют размеры (масштабы) ущерба:

потери в натуральных единицах (число пострадавших, площади пораженных территорий, время, необходимое на восстановление объекта);

экономические потери в денежном выражении.

6.3 Качественные критерии и предельные значения количественных критериев для каждой группы объектов принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации. В случае отсутствия данных критериев в указанных документах класс объекта определяется по усмотрению заказчика или застройщика.

7 Требования к проектированию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима

7.1 В проектной документации на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилые помещения в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима должна быть предусмотрена возможность оснащения их средствами защиты согласно таблице 1.

7.2 В пределах границ земельного участка перед местом доступа посетителей на объект, где согласно заданию на проектирование возможно нахождение людей числом более 50, проектное решение должно обеспечивать возможность мониторинга указанного места доступа на предмет обнаружения оружия, взрывчатки и боеприпасов при помощи СОТ и СОО.

7.3 Проектной документацией должна быть обеспечена возможность оборудования и функционирования КПП, МО (МИ), ГАПВВ, РТУ места доступа на объект, предназначенного для посетителей, в соответствии с таблицей 1. Необходимость проектного обеспечения возможности оборудования других мест доступа данными средствами определяется застройщиком или заказчиком. Место доступа на объект, предназначенного для посетителей, определяется застройщиком или заказчиком.

7.4 Проектной документацией должна быть предусмотрена возможность оборудования и функционирования СОТ, СОО, СОТС, СЭС всех входов, а также мест пребывания людей численностью более 50 человек в одном из помещений.

Источник: files.stroyinf.ru

Антитеррористическая защищенность объекта: что должен знать руководитель

Любимов А. А.

Рассказываем, каковы обязанности руководителя организации в части защиты объектов от террористического акта, как обеспечить безопасность работников и посетителей, избежать административного или уголовного наказания

Основные понятия и нормативно-правовое регулирование

Что такое антитеррористическая защищенность объекта

Противодействовать терроризму обязаны не только органы государственной и муниципальной власти. Обычные граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица должны организовать работу по предупреждению терроризма. Для этого необходимо обеспечить безопасность собственных или арендуемых зданий и сооружений.

Каждый объект должен быть максимально защищен от угрозы извне. Если это школа, директор принимает меры, чтобы террористы не проникли на территорию, а если такое произошло, чтобы помощь была вызвана мгновенно. Персонал должен знать свои действия на случай террористической угрозы, уметь оказать первую помощь пострадавшим.

Антитеррористическая защищенность объекта (далее — АТЗ) — состояние здания или территории, которое не позволит совершить террористический акт. Цель АТЗ — сберечь жизнь и здоровье людей, сохранность имущества, окружающей среды, флоры и фауны.

Чтобы обеспечить АТЗ, организация должна:

  • провести оценку уязвимости,
  • составить акт обследования;
  • категорировать объект защиты;
  • составить, согласовать паспорт безопасности и актуализировать его по мере необходимости;
  • отслеживать, как выполняется план по повышению защищенности, проводить ежегодные проверки.

Какие объекты подлежат антитеррористической защищенности

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗа антитеррористической защищенности подлежат места массового пребывания, к которым относятся:

  • территории общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа,
  • специально отведенные территории за их пределами,
  • места общего пользования в здании, строении, сооружении или ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

В одной организации может быть несколько объектов защиты, если в каждом из зданий или строений находится одновременно больше 50 человек.

Какие нормативные акты регулируют эту сферу

Требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий, их категории и формы паспортов безопасности утверждает Правительство РФ (п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ). Для разных сфер деятельности разработаны отдельные документы. Они содержат правила категорирования, формы паспортов безопасности и пр.

Перечень действующих нормативных правовых актов вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Категорирование объекта

Каковы критерии оценки риска

Категорию зданию или территории устанавливают, опираясь на сведения о совершенных или предотвращенных террористических актах не только на самом объекте, но и в районе его расположения. Эта информация есть в сводках федеральной службы безопасности, национальной гвардии, других статистических материалах.

Также для категоризации объектов защиты специалисты применяют математико-статистические методы расчета ущерба, которые могут оценить возможные потери населения и материального оснащения в случае террористического акта.

Чем выше категория риска, тем больше мероприятий предстоит выполнить руководству организации, чтобы обеспечить защиту.

В 2020 году в России совершено 397 преступлений террористического характера. Такие данные приводятся в аналитическом сборнике Генпрокуратуры РФ о состоянии преступности в стране.

Как организовать категорирование объекта

Критерии по категорированию перечислены в постановлениях Правительства РФ. Единого набора не существует, к разным объектам применяются разные критерии, их выбор зависит от официальной статистики по предотвращенным терактам, прогнозных показателей по количеству пострадавших и материальному ущербу.

Читайте также:  Заправка это капитальное строительство

Приказ об обследовании и категорировании объекта вы найдете в нашей шпаргалке.

В конце статьи есть шпаргалка

Чтобы правильно присвоить категорию, нужны статистические данные по совершенным или предотвращенным терактам — их необходимо получить в территориальном органе безопасности района расположения организации.

Прогнозный показатель количества пострадавших принимается равным максимальному количеству единовременно пребывающих людей на объекте или территории в рабочие дни. Прогнозный показатель возможного материального ущерба — равным балансовой стоимости объекта или территории.

Пример. Расчет категории для детских учреждений стационарного типа

Учреждение для отдыха и оздоровления детей (Постановление Правительства РФ от 14.05.2021 № 732)

Антитеррористическая защищенность объектов

Какие документы надо оформить

Шобохонова

Марина Шобохонова, специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда:

Для того чтобы работа по АТЗ была систематизированной, руководитель предприятия должен разработать несколько документов. Первый — это план организационных и технических мероприятий по защищенности вверенных ему объектов с массовым пребыванием людей.

Организационные мероприятия Технические мероприятия
Назначение ответственных за АТЗ Установка систем контроля доступа на территорию, в здания и помещения
Обучение и инструктажи по АТЗ, тренировки, обучение оказанию первой помощи пострадавшим при теракте; повышение квалификации для ответственных лиц и руководителя организации Установка системы оповещения на случай террористического акта
Заключение договоров с охранными предприятиями Оснащение объекта и территории инженерно-техническими средствами и системами охраны
Категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий
Разработка, утверждение, актуализация паспорта безопасности

Приказ о создании комиссии, которая реализует этот план, обследует и присвоит объекту категорию риска, станет следующим документом. В комиссию кроме руководителя организации должны войти представители территориальных органов безопасности, МВД, Росгвардии.

В организации также должны быть:

  • Паспорт безопасности объекта или территории с перечнем мероприятий по обеспечению АТЗ. Это основной документ, подлежащий проверке. Его составляют с учетом присвоенной категории риска, сроков реализации мероприятий, объема планируемых работ и выделенных средств на два финансовых года, следующих за текущим.
  • Приказ о мерах по защите информации при разработке и хранении паспорта безопасности.
  • План взаимодействия с с территориальными органами безопасности, МВД РФ, Росгвардии. Нужен, потому что система антитеррористической защиты не может существовать обособленно. Она должна соответствовать характеру деятельности, быть интегрированной в систему управления предприятием.
  • Положение (инструкция) об организации пропускного и внутриобъектового режимов и план действий при установлении уровней террористической опасности.

Какие мероприятия провести

Нужна обучающая работа с персоналом организации и посетителями. Если речь идет о школе, то каждый ученик должен знать план эвакуации в случае сигнала угрозы теракта.

Проводите плановые учения и тренировки по отработке правильных действий. Всех работников и посетителей известите о правилах эвакуации, применении средств индивидуальной и коллективной защиты, месте сбора при эвакуации. Для этой цели нужно проводить инструктажи по АТЗ. Уделите внимание отработке действий при условном совершении террористического акта. Проводите устные опросы, записи о них вносите в журналы проведения инструктажа и практических занятий.

Кого назначить ответственным за АТЗ

Для реализации всех планов, включая тренировки, оснащение СКУД, взаимодействие с ФСБ, МВД и Росгвардией и пр., необходимо назначить ответственных. Они вместе с руководителем организации должны пройти повышение квалификации по АТЗ.

Нельзя назначать ответственными тех, кто не обладает административно-управленческим ресурсом. Полномочия зафиксируйте в должностных инструкциях сотрудников, формулировки вы найдете в отраслевых постановлениях Правительства РФ.

Примеры должностных обязанностей:

  • вести общее руководство обеспечением АТЗ
  • утверждать паспорта безопасности объектов
  • анализировать эффективность системы защищенности
  • планировать мероприятия по обеспечению АТЗ объектов и территорий
  • обеспечивать мероприятия по АТЗ ресурсами
  • координировать деятельность подразделений и должностных лиц организации по обеспечению АТЗ объектов (территорий)
  • организовать взаимодействие с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • разрабатывать и согласовывать проекты локальных нормативных актов в части обеспечения АТЗ объектов и территорий
  • координировать совместные действия с территориальными органами безопасности, МВД, МЧС, Росгвардии
  • участвовать в планировании и выполнении мероприятий по обеспечению АТЗ
  • проводить инструктажи и обучения по АТЗ

Как обучить оказанию первой помощи пострадавшим

Шобохонова

Сергей Мещерин, к.м.н., врач-хирург, организатор здравоохранения:

Обучение работников и посетителей объекта, например учеников школы или пациентов больницы, проводится по программам, которые не отличаются от программ обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Составляются они на основе Приказа Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 № 477н. Обучение можно провести внутри самой организации или направить сотрудников в учебный центр.

Первая помощь при терактах нужна в следующих ситуациях:

  • отсутствие сознания,
  • остановка дыхания и кровообращения,
  • наружные кровотечения,
  • инородные тела в верхних дыхательных путях,
  • травмы различных областей тела,
  • ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения,
  • отморожение и другие эффекты воздействия низких температур,
  • отравления.

Чтобы обучить работников и посетителей, организация должна приобрести и подготовить технические средства: тренажеры, учебные пособия, плакаты, стенды, памятки.

Обратите внимание: работник, который будет проводить обучение оказанию первой помощи при терактах, обязан пройти повышение квалификации в учебном центре (ст. 31 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).

Паспорт безопасности объекта и другие документы

Как заполнить паспорт

В постановлениях Правительства РФ, регулирующих эту сферу, фигурирует понятие «паспорт безопасности». Поэтому юридически правильным будет использовать именно этот термин, а не «паспорт антитеррористической защищенности», который также встречается в различных нормативных правовых актах.

Паспорт безопасности состоит из обязательных разделов:

  1. Общие сведения об объекте (территории). Это сведения из устава организации, ЕГРЮЛ/ЕГРИП, из кадастрового паспорта.
  2. Сведения о работниках, обучающихся и иных лицах, находящихся на объекте (территории). Укажите среднее количество сотрудников и посетителей, сведения о площади объекта и режиме работы организации, например, количество смен.
  3. Сведения о критических элементах объекта (территории). Это важная информация, которая опирается на вероятностные методы. Критические элементы — это потенциально опасные элементы объекта, незаконное вмешательство в которые приведет к нарушению функционирования объекта.
  4. Прогноз последствий в результате совершения на объекте (территории) террористического акта.
  5. Оценка социально-экономических последствий совершения террористического акта. Этот раздел заполняется на основе бухгалтерских данных с учетом стоимости активов.
  6. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории). Укажите, кто охраняет объект: частное охранное предприятие или войска Росгвардии.
  7. Меры по инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Перечислите, какие автоматические системы оповещения и связи, средства пожаротушения применяются на объекте.
  8. Выводы и рекомендации.
  9. Дополнительные сведения с учетом особенностей объекта (территории).

Подробный алгоритм и образец заполнения паспорта безопасности вы получите на курсе повышения квалификации «Антитеррористическая защищенность».

Как оформить акт обследования и категорирования объекта

Акт обследования и категорирования объекта защиты — это первый этап создания паспорта безопасности. Акт составляют в двух экземплярах. Так же как и паспорту безопасности, ему присваивают гриф «ДСП» (для служебного пользования) или гриф секретности. Выбор зависит от категории объекта (ст. 8 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485-1).

Категорирование проводят в момент ввода объекта в эксплуатацию и в случае значимых изменений его характеристик, например, при монтаже новой автоматической системы пожаротушения.

Каждый федеральный орган исполнительной власти (министерство, ведомство), в ведении которого находятся организации, разрабатывает методический материал, который помогает составлять акт обследования и категорировать объекты защиты.

Пример. Для вузов применяется Письмо Минобрнауки России от 22.02.2018 № ТС-543/12. Для школ и детских садов — Письмо Минпросвещения России от 28.01.2020 № ВБ-85/12.

Акт обследования и категорирования объекта защиты составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. Требования к созданию комиссии в органах исполнительной власти различны. Во всех случаях можно привлекать сотрудников органов безопасности и МВД России.

В некоторых ведомствах допустимо привлекать:

  • сотрудников специализированных организаций;
  • экспертов специализированных организаций, у которых есть право проводить экспертизу безопасности объектов (территорий);
  • работников организаций, специализирующихся в области инженерно-технического оборудования объектов, проектирования и монтажа технических средств охраны;
  • экспертов в области проектирования и эксплуатации технологических систем.

Каких-либо нормативно закрепленных прямых ограничений или запретов, кроме конфиденциальности информации, по составу комиссии нет. Собственник должен в первую очередь защищать информацию, представляющую интерес для террористов.

Ответственность за неисполнение законодательных требований

Герасименко Наталья

Наталья Герасименко, юрист, к.ю.н., эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе:

Многие работодатели, к сожалению, халатно относятся к обеспечению АТЗ, притом что ужесточены меры ответственности за неисполнение законодательных требований — вплоть до уголовной ответственности.

В конце 2019 года в КоАП РФ появилась ст. 20.35, которая предусматривает ответственность за нарушения антитеррористического законодательства для объектов и территорий.

За нарушения организациям грозит штраф от 100 000 до 500 000 руб., должностным лицам — дисквалификация от полугода до трех лет или штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Если действия виновных будут содержать признаки уголовного преступления, наступят основания для уголовного преследования конкретного человека — руководителя организации или сотрудника, который по должности занимался обеспечением безопасности и антитеррористической защищенности.

Пример. Школа не организовала режим антитеррористической защищенности, и в результате нападения погибли ученики и учителя. При этом согласно федеральному закону «Об образовании в РФ» (ч. 6-7 ст. 28 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) школа обязана создавать безопасные условия для учащихся и педагогов и отвечает за неисполнение этой функции.

Кроме того, в отношении педагогов действует ст. 212 ТК РФ, где сказано, что работодатель обязан обеспечить безопасность своих сотрудников во время выполнения трудовых обязанностей.

В этой ситуации директор школы и его заместитель по безопасности могут быть привлечены к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 293 УК РФ за халатность, которая привела к гибели людей.

А это принудительные работы на срок до пяти лет, а также в некоторых случаях лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Второй вариант — лишение свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Источник: school.kontur.ru

Требования антитеррористической безопасности при строительстве

от 17 октября 2016 года N 1055

(с изменениями на 24 апреля 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2017 года N 775 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2017, N 0001201707040012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2018 года N 110 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.02.2018, N 0001201802080036);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2020 года N 579 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.04.2020, N 0001202004280008).

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 октября 2016 года N 1055

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организаций, находящихся в его ведении

(с изменениями на 24 апреля 2020 года)

I. Общие положения

1. Настоящие требования устанавливают порядок обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), правообладателями которых являются Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и организации, находящиеся в его ведении (далее — орган (организации).

В настоящих требованиях под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, а также отдельные здания, строения и сооружения.

2. Настоящие требования не распространяются на:

Читайте также:  Как зарегистрировать право собственности при долевом строительстве

а) объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;

б) важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны;

в) объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.

3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объекта (территории) возлагается на руководителя органа (организации).

4. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем:

а) проведения категорирования и паспортизации объектов (территорий);

б) реализации соответствующих категориям объектов (территорий) мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности этих объектов (территорий);

в) реагирования должностных лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), на угрозы совершения или на совершение террористических актов на объектах (территориях);

г) информирования органов государственной власти об угрозах совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях);

д) осуществления контроля за выполнением настоящих требований на объектах (территориях).

II. Категорирование объектов (территорий) и порядок его проведения

5. Категорирование объектов (территорий) осуществляется в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их антитеррористической защищенности.

6. Категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании следующих критериев:

а) степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории);

б) возможное количество людей, которые могут пострадать при совершении террористического акта на объекте (территории);

в) потенциальный материальный ущерб и ущерб окружающей природной среде, который может быть причинен в результате совершения террористического акта на объекте (территории).

7. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории, включающие в себя:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) 5 и более террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составит более 50 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит более 50 млн. рублей;

б) объекты (территории) второй категории, включающие в себя:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предприняты попытки к совершению) до 5 террористических актов;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составит от 10 до 50 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит от 1 до 50 млн. рублей;

в) объекты (территории) третьей категории, включающие в себя:

объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев не зафиксировано террористических актов и (или) попыток к их совершению;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составит менее 10 человек;

объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер экономического ущерба составит менее 1 млн. рублей.

8. Объекту (территории) присваивается категория в зависимости от наивысшего количественного показателя любого из критериев категорирования, указанных в пункте 7 настоящих требований.

9. Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий).

В целях категорирования объектов (территорий) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации определяет срок начала проведения мероприятий по категорированию и письменно уведомляет об этом организации, находящиеся в его ведении.

10. Для проведения категорирования объекта (территории) руководителем органа (организации) создается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее — комиссия).

Комиссия создается в течение 1 месяца со дня вступления в силу настоящих требований либо со дня ввода в эксплуатацию нового объекта (территории), а также в случае изменения характеристик объекта (территории), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

11. В состав комиссии включаются работники органа (организации), а также представители территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию). К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования и эксплуатации технологических систем, специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).

Председателем комиссии назначается курирующий вопросы антитеррористической деятельности заместитель руководителя органа (организации). Для документального оформления работы комиссии из числа членов комиссии от органа (организации) назначается секретарь комиссии.

12. В ходе работы комиссия осуществляет:

а) изучение конструктивных и технических характеристик объекта (территории), организации его функционирования и охраны, действующих мер по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);

б) определение степени угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), возможных последствий его совершения, значимости объекта (территории) для инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также степени потенциальной опасности совершения террористического акта;

в) определение потенциально опасных участков объекта (территории), совершение террористического акта на которых может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями, и критических элементов объекта (территории), совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на нем.

13. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах в районе расположения объекта (территории).

Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей в отношении численности людей, работающих на объекте (территории), численности людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью в случае совершения на объекте (территории) террористического акта, возможного материального ущерба и ущерба окружающей природной среде в районе расположения объекта (территории), а также в отношении времени, необходимого для восстановления объекта (территории).

14. По результатам анализа информации об объекте (территории) и его обследования комиссия принимает решение об отнесении объекта (территории) к конкретной категории.

Результаты работы комиссии оформляются актом категорирования объекта (территории), в котором отражаются ход работы комиссии, категория объекта (территории) и критерии категорирования, на основании которых она установлена, а также оценка состояния защищенности объекта (территории).

В ходе оценки состояния защищенности объекта (территории) оформляется пояснительная записка к акту категорирования объекта (территории), в которую вносятся все собранные об объекте (территории) сведения, подлежащие последующему внесению в паспорт безопасности объекта (территории) (с указанием источников их получения или описанием обосновывающих расчетов и исследований).

В случае недостаточности реализуемых на объекте (территории) мер антитеррористической защищенности комиссией разрабатываются рекомендации по их усилению.

15. Решение комиссией принимается коллегиально в ходе голосования ее членов большинством голосов с правом решающего голоса председателя комиссии при равном распределении голосов. Результаты голосования каждого члена комиссии заносятся в акт категорирования объекта (территории).

Каждый член комиссии имеет право внести в акт категорирования объекта (территории) свое особое мнение по вопросам работы комиссии, соответствия присвоенной объекту (территории) категории установленным настоящими требованиями критериям категорирования, оценки состояния защищенности объекта (территории), а также рекомендациям по усилению мер обеспечения его антитеррористической защищенности.

16. Акт категорирования объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования», если ему не присваивается гриф секретности.

Акт категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах, подписывается всеми членами комиссии, утверждается председателем комиссии и хранится вместе с паспортом безопасности объекта (территории).

Принятие комиссией акта категорирования объекта (территории) проводится в срок, не превышающий 1 месяца со дня создания комиссии.

17. Руководитель организации, находящейся в ведении Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, в течение 1 месяца после проведения категорирования объекта (территории) письменно уведомляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о присвоенной объекту (территории) категории либо об отсутствии у объекта (территории) признаков, подпадающих под установленные настоящими требованиями критерии категорирования.

18. В целях организации контроля за обеспечением антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации формирует обобщенный перечень объектов (территорий), подлежащих антитеррористической защите в соответствии с установленными категориями.

Указанный перечень является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку «Для служебного пользования».

III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)

19. Для каждой категории объектов (территорий) устанавливается комплекс мероприятий в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий.

20. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем:

а) проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории);

б) оборудования объекта (территории) средствами инженерной защиты и инженерно-техническими средствами охраны;

в) обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории);

г) проведения мероприятий по минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы совершения террористического акта на объекте (территории);

д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории);

е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Источник: docs.cntd.ru

Антитеррористическая защита объектов — поясняем во всех подробностях

Подборка наиболее важных документов по запросу Антитеррористическая защищенность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Блок: 1/4 | Кол-во символов: 177
Источник: http://www.Consultant.ru/law/podborki/antiterroristicheskaya_zaschischennost/

Введение

Настоящий свод правил разработан в исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 73 «О некоторых мерах по совершенствованию подготовки проектной документации в части противодействия террористическим актам» и в соответствии с Правилами разработки и утверждения сводов правил, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 858, и направлен на реализацию нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в области противодействия терроризму.

Организация антитеррористической защиты объекта

Чтобы установить необходимый уровень защищенности объекта, анализируется ряд сведений:

  • Назначение и сфера деятельности.
  • Возможные виды и уровни противозаконных действий, моделирование действий возможных нарушителей.
  • Типы недопустимых угроз и последствия в случае их осуществления.
  • Уязвимые зоны объектов с целью повышения степени их защиты.
  • Режимы работы объекта и эффективность системы контроля доступа на объекте.
  • Степень подготовки служб безопасности и их связь с правоохранительными органами для успешной координации действий при ликвидации террористических угроз.

При разработке плана антитеррористической защиты учитываются следующие задачи при противостоянии угрозам:

  • Оперативное предупреждение или обнаружение опасности, дальнейшее ограничение развития.
  • Извещение о совершении противозаконного действия с помощью охранных систем и передача данных в соответствующие службы.
  • Принятие мер для устранения опасности.

Для организации мероприятий антитеррористической защиты используются следующие средства и системы безопасности:

  • Защита от несанкционированного проникновения на объект и доступа к конфиденциальным данным.
  • Срабатывание сигнала тревоги и передача извещения в соответствующие службы безопасности.
  • Средства, способные обеспечить повышенное противостояние нестандартным действиям.
  • Эффективность использования при минимальных расходах.

Блок: 2/6 | Кол-во символов: 1450
Источник: https://www.magnus-group.ru/antiterroristicheskaja-zashita-obekta/

Перечень объектов, которым нужен паспорт безопасности

Таким образом, разработка паспорта безопасности и выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности объекта должны проводить практически все организации и учреждения:

  • школа, детский сад, институт, университет, иные образовательные учреждения,
  • кафе, ресторан, иные предприятия общественного питания,
  • больница, поликлиника, учреждения здравоохранении,
  • торговый центр, офисный центр, административное здание,
  • гостиница, отель, хостел, средства коллективного размещения людей и др.
Читайте также:  СРО организация строительства капитальный ремонт

В соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки паспорта безопасности объекта, реализация указанных требований и контроль за их выполнением.

Блок: 3/5 | Кол-во символов: 958
Источник: https://rossafety.ru/antiterroristicheskaja-zashhishhennost/

Типы террористических угроз

Возможны следующие варианты террористического воздействия против людей и материальных ценностей на объектах:

1. Поджог или взрыв на объекте, который может быть произведен несколькими способами:

  • Пересылка по почте почтовых отправлений, снаряженных взрывными устройствами.
  • Скрытая закладка взрывного устройства в здании.
  • Парковка возле объекта транспортного средства с заложенным в нем взрывным устройством.
  • Подбрасывание закамуфлированных под обычные предметы взрывных устройств.
  • Проникновение на объект террориста-смертника с взрывным устройством.

2. Использование отравляющих и токсических веществ в концентрациях, способных привести к гибели персонала и посетителей объекта.

3. Применение источников радиационного, электромагнитного или ионизирующего облучения, способного привести к гибели людей.

4. Искусственное создание условий, которые могут привести к авариям техногенного характера, создающим опасность гибели людей или причинения значительно ущерба имуществу.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 1074
Источник: https://www.magnus-group.ru/antiterroristicheskaja-zashita-obekta/

Антитеррористическая защищенность

Антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Блок: 2/5 | Кол-во символов: 597
Источник: https://rossafety.ru/antiterroristicheskaja-zashhishhennost/

Мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности

Фактически мероприятия по обеспечению антитеррористической безопасности (антитеррористическое обеспечение) включают в себя:

  • Создание, модернизация и поддержание в исправном состоянии технических средств обеспечения безопасности.
  • Отработка и изучение нормативно-правовой базы в области антитеррористической защищенности. Проведение учений и тренировок с персоналом организации. А также разработка и своевременная корректировка паспорта безопасности учреждения и другой документации на объекте.

Блок: 4/5 | Кол-во символов: 567
Источник: https://rossafety.ru/antiterroristicheskaja-zashhishhennost/

Средства антитеррористической защиты

Для предотвращения проноса на охраняемый объект взрывчатых веществ и оружия применяются стационарные и переносные металлодетекторы, детекторы паров взрывчатых веществ, рентгеновские системы, хроматографы и др. устройства. Аналогичными приборами проверяется почтовая корреспонденция.

Устройства для локализации и подавления энергии взрыва применяются для хранения или транспортировки подозрительных предметов для минимизации ущерба в случае их подрыва. Оставленные (безнадзорные) предметы выявляются с помощью системы охранного видеонаблюдения на объекте.

Для предотвращения срабатывания взрывателей взрывных устройств применяются генераторы шума, которые блокируют прием радиосигнала взрывателем в разных диапазонах частот.

Проезд заминированного транспорта ограничивается с помощью искусственных препятствий и дорожных блокираторов. При досмотре транспорта применяют ручные устройства или автоматизированные комплексы, позволяющие обнаружить подозрительные предметы.

Антитеррористическая защита предприятия от отравляющих и токсичных веществ, подбрасываемых в вентиляционную систему объекта, обеспечивается с помощью инженерно-технических систем защиты и контроля проникновения на объект. Для контроля параметров воздуха обычно используются спектрометры.

Источники радиационного, электромагнитного и ионизирующего облучения редко используются в террористических актах, ввиду высокой сложности их мобильного использования. Система антитеррористической защиты от них предусмотрена, как правило, на особых категориях объектов и разрабатывается в индивидуальном порядке.

Защита от аварий инженерных сетей обеспечивается системами автоматики. Чтобы предотвратить или минимизировать ущерб от аварии, должна работать система контроля наиболее критичных показателей сетей, подающая сигнал тревоги в случае, если параметры сети приближаются к критическим показателям.

Блок: 4/6 | Кол-во символов: 1938
Источник: https://www.magnus-group.ru/antiterroristicheskaja-zashita-obekta/

Требования к антитеррористической защищенности объектов

Основные требования к антитеррористической защищенности объектов изложены в Постановлениях Правительства РФ. На данный момент их вышло более трех десятков, и каждое из них определяет основные требования по обеспечению антитеррористической безопасности объектов в зависимости от их ведомственной принадлежности и профиля деятельности.

Блок: 5/5 | Кол-во символов: 400
Источник: https://rossafety.ru/antiterroristicheskaja-zashhishhennost/

3 Термины и определения

В настоящем своде правил приняты термины и их определения, приведенные в приложении Б.

В случае, если терминам даны определения в существующем законодательстве Российской Федерации, актах Правительства Российской Федерации, национальных стандартах или нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за соответствующую область, то определения, приведенные в настоящем своде правил, утрачивают силу на время действия указанных документов.

4 Общие положения

Антитеррористическая защищенность объектов в рамках области применения настоящего свода правил обеспечивается посредством установления в проектной документации на объект капитального строительства значений параметров объекта, отвечающих установленным в законодательстве требованиям антитеррористической защищенности.

Заказать услугу

Заказать установку систем антитеррористической защиты во всех регионах России (в т.ч. Крым) Вы можете, связавшись с нами через форму Контакты или по телефону 8 800 777 16 92. Мы возьмем на себя все заботы о проектировании и установке системы.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете прямо сейчас связаться с нашим онлайн-менеджером и получить детальную консультацию по интересующему вопросу.

Детальнее о стоимости наших услуг Вы можете узнать в разделе Прайс-листы.

Оставьте заявку и наши специалисты свяжутся с вами

Блок: 6/6 | Кол-во символов: 552
Источник: https://www.magnus-group.ru/antiterroristicheskaja-zashita-obekta/

5 Обозначения и сокращения

В настоящем своде правил применяются следующие обозначения и сокращения:

ГАПВВ — газоанализатор паров взрывчатых веществ;

МО — стационарный металлообнаружитель;

МИ — ручной металлоискатель;

РТУ — рентгенотелевизионная установка;

СКУД — система контроля и управления доступом (ГОСТ Р 51241);

СОО — система охранного освещения;

СОТ — система охранная телевизионная (ГОСТ Р 51558);

СОТС — система охранной и тревожной сигнализации (ГОСТ Р 50775);

СрВД — средства визуального досмотра;

СЭС — система экстренной связи;

ДРК — досмотровый радиометрический комплекс;

КПП — контрольно-пропускной пункт.

6 Классификация объектов по значимости

6.1 В зависимости от вида и размеров ущерба, который может быть нанесен объекту, находящимся на объекте людям и имуществу в случае реализации террористических угроз, все объекты подразделяются на следующие классы:

Класс 1 — (высокая значимость) — ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет федеральный или межрегиональный масштаб;

Класс 2 — (средняя значимость) — ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет региональный или межмуниципальный масштаб;

Класс 3 — (низкая значимость) — ущерб в результате реализации террористических угроз приобретет муниципальный или локальный масштаб.

6.2 В целях определения класса объекта применяются методы многокритериальной оценки возможного ущерба от террористических угроз.

Для качественной оценки возможных последствий реализации террористических угроз используют виды ущерба:

государственно-политический;

социальный;

финансово-экономический;

экологический.

Для количественной оценки возможных последствий реализации террористических угроз используют размеры (масштабы) ущерба:

потери в натуральных единицах (число пострадавших, площади пораженных территорий, время, необходимое на восстановление объекта);

экономические потери в денежном выражении.

6.3 Качественные критерии и предельные значения количественных критериев для каждой группы объектов принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации. В случае отсутствия данных критериев в указанных документах класс объекта определяется по усмотрению заказчика или застройщика.

7 Требования к проектированию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилых помещений в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима

7.1 В проектной документации на объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, нежилые помещения в многоквартирных домах, в которых согласно заданию на проектирование предполагается единовременное нахождение в любом из помещений более 50 человек и при эксплуатации которых не предусматривается установление специального пропускного режима, должна быть предусмотрена возможность оснащения их средствами защиты согласно таблице 1.

Таблица 1

Число людей в помещениях объекта

Класс объекта по значи-
мости

1. Предусматривается согласно заданию на проектирование нахождение в одном из помещений от 50 до 500 человек

2. Предусматривается согласно заданию на проектирование нахождение в одном из помещений более 500 человек

7.2 В пределах границ земельного участка перед местом доступа посетителей на объект, где согласно заданию на проектирование возможно нахождение людей числом более 50, проектное решение должно обеспечивать возможность мониторинга указанного места доступа на предмет обнаружения оружия, взрывчатки и боеприпасов при помощи СОТ и СОО.

7.3 Проектной документацией должна быть обеспечена возможность оборудования и функционирования КПП, МО (МИ), ГАПВВ, РТУ места доступа на объект, предназначенного для посетителей, в соответствии с таблицей 1. Необходимость проектного обеспечения возможности оборудования других мест доступа данными средствами определяется застройщиком или заказчиком. Место доступа на объект, предназначенного для посетителей, определяется застройщиком или заказчиком.

7.4 Проектной документацией должна быть предусмотрена возможность оборудования и функционирования СОТ, СОО, СОТС, СЭС всех входов, а также мест пребывания людей численностью более 50 человек в одном из помещений.

8 Требования к проектированию объектов производственного назначения

8.1 Проектная документация объектов производственного назначения должна обеспечивать возможность оснащения и применения средств защиты согласно таблице 2.

Таблица 2

Общая площадь объекта, м

Класс объекта по значимости

Ограждение периметра и КПП по периметру

Приложение А (обязательное). Нормативные документы

Приложение А
(обязательное)

СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения

ГОСТ Р 50775-95 (МЭК 60839-1-1:1988)* Системы тревожной сигнализации. Часть 1. Общие требования. Раздел 1. Общие положения

ГОСТ Р 51241-2008 Средства и системы контроля и управления доступом. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 51558-2008 Средства и системы охранные телевизионные. Классификация. Общие технические требования. Методы испытаний

ГОСТ Р 53704-2009 Системы безопасности комплексные и интегрированные. Общие технические требования

Приложение Б (справочное). Термины и определения

Приложение Б
(справочное)

В настоящем документе использованы следующие термины с соответствующими определениями:

объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения: Здания учебно-воспитательного назначения, здания здравоохранения и социального обслуживания населения, здания сервисного обслуживания населения, здания и сооружения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов, здания для временного проживания, — в соответствии со СНиП 31-06.

объекты производственного назначения: Здания, используемые для производства и сборочных работ, складские здания.

антитеррористическая защищенность объекта: Состояние здания (сооружения), при котором обеспечивается безопасность его функционирования посредством применения инженерно-технических и режимных мер, направленных на предотвращение совершения террористического акта.

контрольно-пропускной пункт: Специально оборудованное место на объекте для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств на территорию объекта.

обеспечение антитеррористической защищенности: Реализация совокупности проектных решений, организационно-технических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности здания (сооружения) с целью предотвращения совершения террористического акта и (или) минимизацию его последствий.

система охранного освещения: Совокупность средств освещения, позволяющих обеспечить видимость нарушителя и необходимый уровень освещенности для системы охранного телевидения в ночное время.

система экстренной связи: Система связи, предназначенная для организации экстренной связи людей со специальными службами. Например: службой спасения МЧС, полицией, скорой помощью и другими.

место доступа: Место, где непосредственно осуществляется контроль доступа. Например: дверь, турникет, кабина прохода, оборудованные необходимыми средствами защиты.

_______________________________________________________________________________________
УДК 627.2:532.59 658.382 ОКС 13.310, 91.120.99

Ключевые слова: антитеррористическая, защищенность, здание, сооружение, обеспечение антитеррористической защищенности, объект, обнаружение
_______________________________________________________________________________________

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Минрегион России, 2011

Кол-во блоков: 22 | Общее кол-во символов: 19067
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Источник: vladyka23.ru

Рейтинг
Загрузка ...