Требования к проектированию и строительству опасных производственных объектов
В какой проектной документации отражаются мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий?
1. Согласно Положению о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 мероприятия по обеспечению промышленной безопасности, предупреждению аварий и локализации их последствий предусматриваются в составе Раздела 12 «Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами», содержащего документацию, необходимость разработки которой при осуществлении проектирования и строительства объекта капитального строительства предусмотрена законодательными актами Российской Федерации, в том числе, декларацию промышленной безопасности опасных производственных объектов, разрабатываемую на стадии проектирования» (подпункт «а» пункта 32 Положения).
Декларация разрабатывается в случаях, установленных статьей 14 Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», включая:
Строительство опасных производственных объектов — правовые аспекты
а) обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к указанному Федеральному закону (за исключением использования взрывчатых веществ при проведении взрывных работ).
б) разработку декларации промышленной безопасности в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта (см. пункты 2 и 3 статьи 14 Федерального закона).
Согласно пункту 1 статьи 14 данного Федерального закона:
«Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы; анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте».
Перечень сведений, включаемых в декларацию промышленной безопасности, должен соответствовать РД 03-14-2005 «Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в неё сведений», утв. приказом Ростехнадзора от 29.11.2005 № 893 (Зарегистрировано Минюстом России 17.01.2006, регистрационный № 7375).
Поскольку контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах, осуществляет Ростехнадзор (см. пункт 5.3.1.5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 401), при разработке мероприятий по промышленной безопасности следует учитывать федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности, а также иные руководящие документы Ростехнадзора, включая, например, Руководство по безопасности «Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах», утв. приказом Ростехнадзора от 13.05.2015 № 188.
2. В отношении линейных объектов, в частности, метрополитенов, следует учесть положения подпункта «р.1)» пункта 38 Положения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87, согласно которому в Разделе 5 «Проект организации строительства» (текстовая часть) должно быть представлено «описание проектных решений и перечень мероприятий промышленной безопасности для подземных объектов метрополитена.
ИсточникТребования промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО)
Требования промышленной безопасности— это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Рассмотрим подробнее источники требований промышленной безопасности согласно определению:
ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
В ФЗ устанавливаются общие требования промышленной безопасности:
- к деятельности в области промышленной безопасности (ст.6 ФЗ №116);
- к техническим устройствам, применяемых на опасном производственном объекте (ст.7 ФЗ №116);
- к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, вводу в эксплуатацию, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта (ст.8 ФЗ №116);
- к эксплуатации опасного производственного объекта ( ст.9 ФЗ №116 );
- к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте ( ст.10 ФЗ №116 );
- к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью ( ст.11 ФЗ №116 );
- к техническому расследованию причин аварии ( ст.12 ФЗ №116 );
- к экспертизе промышленной безопасности ( ст.13 ФЗ №116 );
- к разработке декларации промышленной безопасности ( ст.14 ФЗ №116 );
- к подготовке и аттестации работников в области промышленной безопасности ( ст.15 ФЗ №116 );
- к надзору в области промышленной безопасности ( ст.16 ФЗ №116 );
- по ответственности за нарушение законодательства в области промышленной безопасности ( ст.17 ФЗ №116 ).
Многие требования промышленной безопасности в ФЗ №116 зависят от класса опасности опасного производственного объекта (ОПО).
Пример требований, зависящих от класса опасности ОПО:
Система управления промбезопасностью (части 3, 4, 5 ст. 11 ФЗ №116) | Да | Да | Нет | Нет |
План мероприятий по локализации и ликвидации аварий (ст. 10 ФЗ №116) | Да | Да | Да | Нет |
Декларация промышленной безопасности (ст. 14 ФЗ №116) | Да | Да | Нет | Нет |
Лицензия на эксплуатация ОПО (часть 1 ст. 9 ФЗ № 116) | Да | Да | Да | Нет |
Уведомление РТН о начале деятельности на ОПО (часть 1 ст. 9 ФЗ № 116) | Нет | Нет | Нет | Да |
Плановые проверки Ростехнадзора (ст. 16 ФЗ №116) | Да | Да | Да | Нет |
Пример требований, независящих от класса опасности ОПО:
Проектная документация на ОПО (объекты кап. строительства) | не зависит | |||
Регистрация ОПО в госреестре (часть 2 ст. 2 ФЗ № 116) | не зависит | |||
Постановка на учет оборудования в составе ОПО (краны, сосуды) | ||||
Техническая документация на оборудование (паспорта, руководства и т.д.) | не зависит | |||
Нормативные акты и ФНП в печатном виде на ОПО (часть 1 ст. 9 ФЗ № 116) | не зависит | |||
Страхование ответственности владельца ОПО (ОСОПО, ФЗ №225) | не зависит | |||
Производственный контроль, разработка ППК (часть 1 ст. 9 ФЗ № 116) | не зависит | |||
Отчет о производственном контроле (часть 2 ст. 11 ФЗ № 116) | не зависит | |||
Учет и расследование инцидентов, разработка ПРИ (часть 2 ст. 2 ФЗ № 116) | не зависит | |||
Договор с аварийно-спасательным формированием (ст. 10 ФЗ №116) | не зависит | |||
Обучение и аттестация ИТР на ОПО (ст. 14.1 ФЗ №116) | не зависит | |||
Обучение рабочих, занятых на ОПО + проверка знаний 1 раз в год | не зависит | |||
Экспертиза промышленной безопасности (ст. 13 ФЗ №116) | не зависит | |||
Внеплановые проверки Ростехнадзора (ст. 16 ФЗ №116) | не зависит | |||
Санкции (штрафы) по результатам проверок Ростехнадзора | не зависит |
Другие федеральные законы, принимаемые в соответствии с ними нормативно правовые акты Президента Российской Федерации
В ФЗ №116 не указан конкретный список федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативно правовые акты Президента Российской Федерации, в которых указаны дополнительные требования промышленной безопасности.
Примерный перечень правовых актов:
-
; (при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства опасного производственного объекта);
- Технические регламенты (например: ТР ТС 010/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», Технический регламент Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), Технический регламент Таможенного союза » О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах» (ТР ТС 012/2011) и т.д.; .
При этом к техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений разработан перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Ваши предложения по дополнению этого списка, можете оставить в комментариях.
Нормативно правовые акты Правительства Российской Федерации
Примерный перечень правовых актов:
Ваши предложения по дополнению этого списка, можете оставить в комментариях.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности
На сайте реализована онлайн версия перечня — ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ И НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РТН (ПРИКАЗ РТН ОТ 10 ИЮЛЯ 2017 ГОДА N 254 ) В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. В сервисе предпринята попытка привязать перечень к общей классификацией опасных производственных объектов (ОПО).
Штрафы за нарушения требований промышленной безопасности
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
- на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года;
- на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение требований промышленной безопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на опасных производственных объектах -влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет;
- на юридических лиц — от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет;
- на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
Под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом понимается лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации.
За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
Эксперты в области промышленной безопасности, совершившие при проведении экспертизы промышленной безопасности административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, несут административную ответственность как должностные лица.
Источник