Строительство энергетических объектов как вид предпринимательской деятельности: особенности правового регулирования (Романова В.В.)
Строительство энергетических объектов может рассматриваться в нескольких значениях: как вид предпринимательской деятельности; составная часть инвестиционной деятельности; предмет договора подряда; одно из направлений государственного регулирования; предмет саморегулирования.
Исследование данных значений, в частности значения строительства как вида предпринимательской деятельности, позволит выявить специфику отношений по строительству энергетических объектов, проблемные, направления и приоритеты правового регулирования строительства энергетических объектов с учетом стадий реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года.
Строительство вообще и строительство энергетических объектов в частности в полной мере характеризуется теми признаками предпринимательской деятельности, которые содержатся в легальном определении понятия предпринимательской деятельности, содержащемся в ст. 2 ГК РФ. Это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Архитектурные решения — Требования постановления №87
Некоторыми авторами подвергается критике легальное определение предпринимательской деятельности. Так, В.В. Лаптев считает, что предпринимательская деятельность должна быть определена как деятельность по производству продукции, осуществлению работ и оказанию услуг, так как неупоминание в числе признаков предпринимательской деятельности признака «производство» ориентирует только на сферу обращения и приводит к недооценке реальной экономики . И.В. Ершова, рассматривая виды предпринимательской деятельности, выделяет в зависимости от характера такой деятельности: производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др. . Эти замечания в известной мере полезны для характеристики строительства энергетических объектов как вида предпринимательской деятельности, поскольку оно непосредственным образом связано с производством товара — объекта строительства.
———————————
Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006.
С. 5, 21.
Ершова И.В. Предпринимательское право: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «Юриспруденция», 2011. С. 20.
Рассматривая строительство энергетических объектов как один из видов предпринимательской деятельности, необходимо определиться с особенностями, присущими как субъектному составу, так и характеру работ, с требованиями и ограничениями, установленными для данного вида предпринимательской деятельности. Так, В.Ф. Попондопуло, характеризуя деятельность по выполнению работ, отмечает, что такая деятельность (деятельность подрядчика) направлена на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы, для достижения определенного овеществленного результата .
Президент Шавкат Мирзиёев ознакомился с презентацией проектов строительства ряда объектов
———————————
Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2008. С. 575.
Отношения по строительству объектов капитального строительства регулируются законодательством о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 4 Градостроительного кодекса РФ). Согласно п. 13 ст. 1 указанного Кодекса понятие строительства определяется как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте объектов капитального строительства).
Такая деятельность, как правило, требует наличия у подрядчика свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в частности в случае выполнения работ на особо опасных, технически сложных объектах, какими являются энергетические объекты (ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ ).
———————————
Градостроительный кодекс РФ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. I). Ст.
16.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства . В данный Перечень включены, в частности, такие виды работ, как бурение, строительство и монтаж нефтяных и газовых скважин; устройство и демонтаж системы газоснабжения; устройство системы электроснабжения; устройство наружных сетей теплоснабжения; укладка трубопроводов теплоснабжения; устройство и монтаж наружных сетей газоснабжения; монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок; устройство сетей электроснабжения; монтаж и демонтаж опор для воздушных линий электропередачи; устройство объектов использования атомной энергии; работы по сооружению объектов с ядерными установками; работы по сооружению объектов ядерного топливного цикла; устройство объектов нефтяной и газовой промышленности; работы по строительству газонаполнительных компрессорных станций; пусконаладочные работы газовоздушного тракта; пусконаладочные работы паровых котлов; пусконаладочные работы на сооружениях нефтегазового комплекса и другие.
———————————
Приказ Министерства регионального развития РФ от 30 декабря 2009 г. N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» // Российская газета. 2010. 26 апреля.
Свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдаются СРО в соответствии с положениями главы 6.1 Градостроительного кодекса РФ и условиями выдачи данных свидетельств, разработанных СРО .
———————————
Среди СРО в сфере строительства энергетических объектов следует назвать СРО НП «Объединение организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию и капитальный ремонт энергетических объектов, сетей и подстанций «ЭНЕРГОСТРОЙ», насчитывающую на февраль 2012 года более 460 членов. URL: www.sro-ess.ru; СРО НП «Нефтегазстрой», объединяющую на февраль 2012 г. 458 членов. URL: www.npngs.ru; СРО НП «Газстрой», в которую на февраль 2012 г. входит 53 члена. URL: www.gazstroi.org.
Таким образом, для осуществления строительства энергетических объектов застройщик должен быть членом некоммерческого партнерства, имеющего статус СРО в соответствующей отрасли производства работ, и получить свидетельство данной СРО о допуске к одному или нескольким видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Строительная деятельность может быть реализована лицом, отвечающим вышеуказанным требованиям, в рамках конкретного договора на строительство и при наличии разрешения, которое дает застройщику право осуществлять строительство объекта капитального строительства. Так, по мнению С.С. Занковского, строительный подряд является договором, тесно связанным с публичным правом. Это объясняется тем, что результат данного договора — это создание (либо изменение) объекта недвижимости, являющегося значительной материальной ценностью; особый интерес власти к такому подряду вполне объясним . Интерес к энергетическим объектам как объектам строительства объясняется также тем, что данные объекты относятся к особо опасным, технически сложным объектам, что обусловлено их технологическими свойствами (ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ).
———————————
Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М.: Волтерс Клувер, 2006.
С. 309.
В этой связи требования к строительству энергетических объектов, в том числе в части получения разрешения на строительство, отличаются от общих требований. По общему правилу разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (ч. 4 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
В случае же осуществления строительства объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами, разрешение на строительство выдается федеральным органом управления государственным фондом недр; в случае осуществления строительства объекта атомной энергии — уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление пользованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (ч. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ); в случае если строительство объекта капитального строительства планируется осуществлять на территориях двух и более субъектов РФ, в том числе линейного объекта, — уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ч. 6 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, строительство энергетических объектов как вид предпринимательской деятельности характеризуется особенностями, установленными как для субъектного состава, так и для характера работ, соблюдение которых означает получение возможности осуществлять данный вид предпринимательской деятельности. За несоблюдение требований к осуществлению строительства энергетических объектов предусматривается применение мер административной ответственности согласно КоАП РФ , уголовной ответственности в соответствии со ст. 216 УК РФ , мер дисциплинарного воздействия, применяемых СРО.
———————————
Кодекс РФ об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N I (часть I). Ст. 1.
Уголовный кодекс РФ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:
ИсточникТребования к строительству энергетических объектов
— Примечание изготовителя базы данных.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст.5711; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4160, 4206; 2011, N 29, ст.4288, 4291; N 30, ст.4590; N 49, ст.7061; N 50, ст.7344, 7359; N 51, ст.7447; 2012, N 26, ст.3446; N 29, ст.3989; N 53, ст.7595; 2013, N 14, ст.1652; N 23, ст.2871; N 27, ст.3477; N 52, ст.6961, 6964, 6966; 2014, N 40, ст.5322; N 45, ст.6149, 6154; 2015, N 1, ст.19; N 27, ст.3967; N 29, ст.4359; 2016, N 27, ст.4202; 2017, N 31, ст.4745; N 31, ст.4828), пунктом 3 Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 18 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст.742; 2013, N 50, ст.6596; 2014, N 14, ст.1627; 2017, N 12, ст.1719; N 22, ст.3160), подпунктом 5.2.77 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 47, ст.6117; 2014, N 12, ст.1296; N 40, ст.5426; N 50, ст.7100; 2015, N 2, ст.491; N 4, ст.660; N 22, ст.3234; N 23, ст.3311, 3334; N 24, ст.3479; N 46, ст.6393; N 47, ст.6586, 6601; 2016, N 2, ст.376; N 6, ст.850; N 28, ст.4741; N 41, ст.5837; N 47, ст.6673; N 48, ст.6766; N 50, ст.7112; 2017, N 1, ст.185; N 8, ст.1245; N 32, ст.5078; N 33, ст.5200), и на основании пункта 52 плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 1830-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 50, ст.6114; 2010, N 18, ст.2243, N 37, ст.4675; N 40, ст.5133),
1. Утвердить Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений согласно приложению к настоящему приказу.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В.Чибиса.
в Министерстве юстиции
23 марта 2018 года,
регистрационный N 50492
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 17 ноября 2017 года N 1550/пр
Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений
I. Сфера применения требований энергетической эффективности
1. Требования энергетической эффективности зданий, строений, сооружений (далее — требования энергетической эффективности) устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст.5711; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4160, 4206; 2011, N 29, ст.4288, 4291; N 30, ст.4590; N 49, ст.7061; N 50, ст.7344, 7359; N 51, ст.7447; 2012, N 26, ст.3446; N 29, ст.3989; N 53, ст.7595; 2013, N 14, ст.1652; N 23, ст.2871; N 27, ст.3477; N 52, ст.6961, 6964, 6966; 2014, N 40, ст.5322; N 45, ст.6149, 6154; 2015, N 1, ст.19; N 27, ст.3967; N 29, ст.4359; 2016, N 27, ст.4202; 2017, N 31, ст.4745; N 31, ст.4828) (далее — Федеральный закон N 261-ФЗ) и Правилами установления требований энергетической эффективности для зданий, строений и сооружений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 г. N 18 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст.742; 2013, N 50, ст.6596; 2014, N 14, ст.1627; 2017, N 12, ст.1719; N 22, ст.3160) (далее — Правила установления требований).
2. Требования энергетической эффективности устанавливаются к проектируемым, реконструируемым, проходящим капитальный ремонт и эксплуатируемым отапливаемым зданиям, строениям, сооружениям, оборудованным теплопотребляющими установками, электроприемниками, водоразборными устройствами и (или) устройствами для использования природного газа, с целью обеспечения потребителей энергетическими ресурсами и коммунальными услугами.
II. Показатели, характеризующие выполнение требований энергетической эффективности
3. Выполнение требований энергетической эффективности обеспечивается соблюдением удельного годового расхода:
энергетических ресурсов на отопление и вентиляцию всех типов зданий, строений, сооружений;
электрической энергии на общедомовые нужды и тепловой энергии на горячее водоснабжение многоквартирных домов.
4. При проектировании всех типов зданий, строений, сооружений и при эксплуатации зданий, строений, сооружений (за исключением многоквартирных домов) удельный расход энергетических ресурсов рассчитывается на 1 м отапливаемого объема помещений. При эксплуатации многоквартирных домов удельный расход энергетических ресурсов рассчитывается на 1 м общей площади квартир и полезной площади нежилых помещений многоквартирных домов.
5. Выполнение требований энергетической эффективности зданий, строений, сооружений при проектировании, строительстве, реконструкции зданий, строений, сооружений обеспечивается путем достижения значения удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (приложение N 2 к настоящим Требованиям) при соблюдении санитарно-гигиенических требований к помещениям зданий, строений, сооружений.
7. Для вновь создаваемых зданий (в том числе многоквартирных домов), строений, сооружений удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается:
с 1 июля 2018 г. — на 20 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (приложение N 2 к настоящим Требованиям);
с 1 января 2023 г. — на 40 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (приложение N 2 к настоящим Требованиям);
с 1 января 2028 г. — на 50 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий (приложение N 1 к настоящим Требованиям) или удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (приложение N 2 к настоящим Требованиям).
8. Для реконструируемых или проходящих капитальный ремонт зданий, строений, сооружений (за исключением многоквартирных домов) удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию уменьшается с 1 июля 2018 г. на 20 процентов по отношению к удельной характеристике расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию (приложение N 2 к настоящим Требованиям). Дальнейшее уменьшение удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию не проводится.
9. При эксплуатации многоквартирных домов удельный годовой расход энергетических ресурсов в многоквартирном доме включает в себя суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды. Указанный удельный годовой расход энергетических ресурсов устанавливается в соответствии с пунктом 22 Правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов (далее — Правила определения класса энергетической эффективности), утвержденных приказом Минстроя России от 6 июня 2016 г. N 399/пр (зарегистрирован Минюстом России 8 августа 2016 г., регистрационный N 43169).
10. При вводе в эксплуатацию здания, строения, сооружения застройщик обеспечивает подтверждение соответствия удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию, установленной в пунктах 5-8 настоящих Требований.
11. Застройщик обеспечивает подтверждение соответствия удельной характеристики расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию здания, строения, сооружения, установленной в пунктах 5-8 настоящих Требований, не реже 1 раза в 5 лет получением значений потребления энергетических ресурсов по показаниям приборов учета с пересчётом в соответствии с фактическими условиями указанных значений к расчетным условиям, влияющим на объем потребления энергетических ресурсов (далее — инструментально-расчетный метод).
12. Для многоквартирных домов классов энергетической эффективности В, А, А+, А++, определенных в соответствии с пунктом 7 Правил определения класса энергетической эффективности, застройщик обеспечивает подтверждение соответствия удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, указанного в пункте 9 настоящих Требований, инструментально-расчетным методом в течение первых 10 лет эксплуатации многоквартирного дома.
13. Для многоквартирного дома, в котором проведены работы по капитальному ремонту общего имущества, обязательное подтверждение требований энергетической эффективности, указанных в главах II и III настоящих Требований, обеспечивается управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, с использованием инструментально-расчетного метода для элементов конструкций и инженерных систем многоквартирного дома, изменяемых при капитальном ремонте общего имущества.
В случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений многоквартирного дома, обязательное подтверждение требований энергетической эффективности, указанных в главах II и III настоящих Требований, обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по выполнению услуг по содержанию и (или) работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
III. Обязательные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности
14. К обязательным техническим требованиям энергетической эффективности относятся первоочередные требования энергетической эффективности, установленные пунктом 8_1 Правил установления требований:
а) для административных и общественных зданий общей площадью более 1000 м, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем теплоснабжения:
установка (при условии технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения здания поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;
оборудование (при условии технической возможности) отопительных приборов автоматическими терморегуляторами (регулирующими клапанами с термоэлементами) для регулирования потребления тепловой энергии в зависимости от температуры воздуха в помещениях;
б) для проектируемых многоквартирных домов, подключаемых к системам централизованного теплоснабжения, — установка (при условии наличия технической возможности) оборудования, обеспечивающего в системе внутреннего теплоснабжения многоквартирного дома поддержание гидравлического режима, автоматическое регулирование потребления тепловой энергии в системах отопления и вентиляции в зависимости от изменения температуры наружного воздуха, приготовление горячей воды и поддержание заданной температуры в системе горячего водоснабжения;
в) для помещений административных и общественных зданий с проектным числом работы осветительных приборов свыше 4 тыс. часов в год и систем освещения, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, при проектировании новых, а также при реконструкции и капитальном ремонте внутренних инженерных систем освещения — использование для рабочего освещения источников света со светоотдачей не менее 95 лм/Вт и устройств автоматического управления освещением в зависимости от уровня естественной освещенности, обеспечивающих параметры световой среды в соответствии с установленными нормами.
15. К обязательным техническим требованиям относятся поэлементные, комплексное и санитарно-гигиеническое требования к теплозащитной оболочке здания, указанные в акте пункта 35 перечня стандартов и сводов правил.
IV. Дополнительные технические требования, обеспечивающие достижение показателей, характеризующих выполнение требований энергетической эффективности, вводимые в действие с 2023 и 2028 года
16. С 1 января 2023 года для проектируемых, реконструируемых, капитально ремонтируемых зданий, строений, сооружений, за исключением многоквартирных домов, рекомендуется (при наличии технической возможности и технико-экономического обоснования) устанавливать в инженерные системы зданий, строений, сооружений возобновляемые и альтернативные источники энергии и вторичных энергоресурсов, определенные в ГОСТ Р 54531-2011 «Нетрадиционные технологии. Возобновляемые и альтернативные источники энергии. Термины и определения», принятом и введенном в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2011 года N 610-ст, при этом обеспечивая удельное поступление энергетических ресурсов от указанных источников в инженерные системы зданий, строений, сооружений не менее 10 кВт·ч/м в год — с 1 января 2023 года и не менее 20 кВт·ч/м в год — с 1 января 2028 года.
М.: Стандартинформ, 2013.
Приложение N 1
к Требованиям энергетической
эффективности зданий,
строений, сооружений
Удельная характеристика расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию малоэтажных жилых одноквартирных зданий
Источник