Как выполнить требования технических регламентов при проектировании зданий, сооружений и инженерных систем?
В соответствии со статьёй 16.1 федерального закона №184, к каждому техническому регламенту прилагается перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение его требований. Например, такие перечни утверждены:
- приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 апреля 2014 года №474 для Федерального закона №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;
- приказом Федерального Агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 марта 2015 года №365 для Федерального закона №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Что подразумевается под добровольным применением?
В соответствии со статьёй 16.4 ФЗ №184, применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил, включенных в подобные указанным выше перечням, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов.
В тоже время, неприменение таких стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов. Таким образом, чтобы выполнить требования, например, следующих технических регламентов:
- ТР ТС — 004 — 2011 «O безопасности низковольтного оборудования»;
- ТР ТС — 020 — 2011 «Электромагнитная совместимость технических средств»;
- ТР ТС — 012 — 2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»;
- ТР ТС — 011 — 2011 «Безопасность лифтов»;
- ТР ТС — 010 — 2011 «О безопасности машин и оборудования»;
- выполнить требования этих технических регламентов непосредственно, доказывая соответствие продукции самостоятельно на основе предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия;
- выполнить требования документов из прилагаемых к техническим регламентам перечней «добровольных» стандартов.
В большинстве случаев второй способ — это наиболее простой путь, так как необходимо реализовать уже подготовленный набор правил, не прибегая к каким-либо дополнительным действиям. Первым же способом идут, например, в случае разработки принципиально-новой продукции, минуя «сковывающие» «добровольные» документы.
При этом в любом случае СТО должны обеспечивать соблюдение обязательных требований. Более подробно со стандартами организаций и техническими условиями можно ознакомиться в Федеральном Законе №162 «О стандартизации в Российской Федерации». Здесь же мы приведем только определения из данного закона: Стандарт организации — документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг; Технические условия — вид стандарта организации, утвержденный изготовителем прототипа или исполнителем работы, услуги. Несколько иначе обеспечивается выполнение требований «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» и «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений».
Круглый стол «Основные направления развития технического регулирования в строительстве»
Выполнение требований ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона №123, пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности, включенными в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений. Иными словами, при несоблюдении и (или) не использовании норм документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, дополнительно нужно выполнить расчет пожарного риска.
Выполнение требований ФЗ №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»
Так как федеральный закон №384 выделен статьёй 5.1 федерального закона №184 как обособленный, он имеет отличительную особенность от других ТР: Кроме «добровольного» перечня ТР о безопасности зданий и сооружений имеет «перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение его требований, утвержденный Постановлением Правительства от 26.12.2014 №1521. В соответствии со статьёй 6 Федерального закона №384, при несоблюдении требований из «обязательного» перечня, а также если требований к надежности и безопасности в содержащихся в нём документах недостаточно, или такие требования не установлены, необходимо разрабатывать и согласовывать в установленном порядке специальные технические условия.
С прилагаемым к ФЗ №384 «добровольным» перечнем следует поступать аналогично остальным техническим регламентам:
- выполнять требования «добровольного» перечня для соблюдения ТР;
- выполнять требования технического регламента непосредственно, доказывая соответствие продукции самостоятельно на основе предварительных национальных стандартов Российской Федерации, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия;
Почему именно так? Ответ эксперта на вопрос «Чем конкретно отличается применение перечня на обязательной основе от перечня на добровольной основе к ФЗ №384?» : В целях «Технического регламента o безопасности зданий и сооружений» положения стандартов и сводов правил, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 №1521 (обязательный), подлежат безусловному, обязательному применению (за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями).
Неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в перечень, утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2015 N 365, не может оцениваться как несоблюдение требований «Технического регламента o безопасности зданий и сооружений». В этом случае допускается применение иных документов в области стандартизации (предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов). При этом положения иных документов допускается применять лишь в части, не противоречащей самому техническому регламенту, а также документам (частям документов), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ. В соответствии с приказом от 15 апреля 2016 года N 248/пр «O порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства», СТУ разрабатываются следующих видов: а) технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента; б) технические требования к промышленной безопасности опасных производственных объектов капитального строительства, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента; в) технические требования к сейсмической безопасности объектов капитального строительства на территориях сейсмичностью более 9 баллов, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента; г) технические требования, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Таким образом, СТУ необходимо разрабатывать только в случае несоблюдения требований из «обязательного» перечня, а также, если требований к надежности и безопасности в содержащихся в нём документах недостаточно, или такие требования не установлены. «Добровольный» же перечень применяется аналогично другим ТР и не требует разработки СТУ в любом случае.
ИсточникТехнические регламенты в строительстве: требования и нормы
Строительство – отрасль повышенной опасности. Малейшая оплошность грозит серьезными последствиями. Поэтому особое внимание должно уделяться соблюдению стандартов и нормативов.
Технические регламенты в строительстве помогут сориентироваться в предъявляемых требованиях. Это документы, в которых содержатся обязательные для исполнения правила относительно возведения зданий и сооружений. Далее поговорим о них подробнее.
Необходимость технического регламента в строительстве
Нормативы, стандарты и правила в современном мире регулируют практически все сферы бизнеса и жизнедеятельности. Особенное внимание уделяется контролю строительных работ. СРО и другие технические регламенты в строительстве определяются государственными органами. Все эти требования интересуют не только экспертов и специалистов в данной области, но и обычных людей.
Строительные нормативы – это не просто формализованные требования, а важный инструмент, обеспечивающий безопасность объектов для окружающей среды и жизни граждан. Новостные ленты, в которых мы видим обрушающиеся здания, мосты и другие строительные конструкции, выступают печальным подтверждением важности этого вопроса.
На все системы коммуникации, такие как кондиционирование, отопление, водоснабжение и другие, существуют отдельные стандарты. Они разработаны для обеспечения безопасности людей.
Строительство в РФ осуществляется в соответствии со строгим соблюдением стандартов. Разработано 800 нормативных документов, в которых прописаны требования к безопасности, надёжности, эксплуатационным параметрам и другое.
Контроль за выполнением всех установленных требований ведут технические комитеты. Особой работой отличается Межотраслевой совет, который осуществляет наблюдение за стандартизацией в строительстве. Строительная сфера является крупным сектором в российской экономике, впереди ещё много работы, но хорошее начало уже положено.
Ответственные за технические регламенты в строительстве
К сожалению, разработкой строительных стандартов занимаются люди, далекие от понимания всех тонкостей данной отрасли. К работе привлекаются депутаты, чиновники, а не проектировщики, инженеры-строители. Именно по этой причине федеральный закон 2002 года «О техническом регулировании» подвергся жесткой критике.
В противовес к вышесказанному, в Европе составлением нормативной документации занимаются люди, имеющие непосредственное отношение к строительству – проектировщики, инженеры, строители.
В 2011 году вступила в действие программа, цель которой – урегулирование всей нормативной базы в строительной сфере. В неё входит около 200 тем, в том числе правила вступления, СТО НП, СРО и не только.
В приоритете стоит задача довести российские нормы до зарубежных стандартов, а также контроль за соблюдением технических регламентов, рациональное использование энергоресурсов, возможность взаимозаменяемости комплектующих в строительном процессе и анализ информационно-технической совместимости.
Основной задачей стандартизации в сфере строительства является безопасность и создание систем для комфортного проживания.
Следующей, но не менее важной является задача по составлению правил эффективной организации строительства.
Эти правила позволяют создавать «умные дома», здания, оснащенные технологиями последнего поколения, в которых всё гармонично: безопасность, красота и комфорт.
Требования, указанные в технических регламентах
Международный документ, условия которого соблюдаются и на территории РФ, устанавливающий свод правил и норм для процессов производства, перевозки, хранения, эксплуатации, сооружений и товаров, называется техническим регламентом.
В содержании этого документа прописаны правила для объектов, которые подходят под программу технического регулирования. Они должны гарантировать следующее:
- защиту здоровья и жизни людей;
- защиту от негативных воздействий на экологию;
- безопасность разного типа собственности;
- безопасность флоры и фауны;
- предупреждение действий, которые могут вызвать у потребителей непонимание.
Технический регламент, согласно ст. 8 закона «О техническом регулировании» разделяется на специальный и общий. Их отличия заключаются в следующем.
Общий технический регламент обязателен к исполнению для всех производственных процессов, в том числе для таких, как эксплуатация, хранение, реализация, утилизация, и всех видов товара.
Специальный технический регламент разработан с учетом специфики некоторых типов товаров, процессов изготовления, хранения, эксплуатации, реализации и утилизации.
Общие технические регламенты рассматривают такие задачи, как:
- безопасность использования сооружений и земельных участков возле них;
- безопасная работа и последующая утилизация установок и техники;
- пожаробезопасность;
- биологическая безопасность;
- магнитно-электрическая взаимосовместимость;
- безопасность окружающей среды и экологии в целом;
- ядерно-радиационная безопасность.
Для отдельно взятых видов товаров и производственных процессов, которые входят в особую зону риска и могут причинить вред, разработаны специальные технические регламенты, которые смогут контролировать продукцию и работу.
Поэтому в общих технических регламентах прописаны основные требования, которые предъявляются к товарам и производственному процессу.
Обязательные требования технических регламентов
Чтобы выполнялись условия, Федеральным законом приняты технические регламенты, перечень которых приведен ниже:
- радиационная защищенность;
- безопасность от взрывов;
- биологическая безопасность;
- пожаробезопасность;
- автоматическая безопасность;
- термическая;
- индустриальная;
- гальваническая;
- химическая безопасность;
- атомная и безопасность от излучения;
- электромагнитная совместимость;
- единая система измерения.
В некоторых пунктах Федерального закона прописаны специальные положения. Так в ст.7 пункт 5 указано, что в соответствующие нормативные документы, исходя из уровня существующего риска, могут вноситься особые требования к товарам, обеспечивающим безопасность детей, беременных женщин, инвалидов, кормящих материй и некоторых других категорий людей.
А в пункте 9 прописано, что, если указанные положения в ст. 6 пункт 1 того же Закона не могут быть выполнены в силу особенностей климата или рельефа, они регулируются специальными условиями технологического регламента
Нормы, которые не могут быть включены в технические регламенты
Положения Федерального закона указывают на недопустимость применения технических регламентов по отношению к потребительским характеристикам и некоторым качественным параметрам товаров. Эти свойства продукции не регулируются нормативными документами. Они определяются рыночными условиями. К таким характеристикам относят вкус, аромат, варианты отделки и т.д.
Помимо этого, в технических регламентах не должны быть указаны условия исполнения и структура объекта, над которым осуществляется контроль, кроме ситуаций, когда невозможно выполнить поставленную задачу из-за отсутствия норм, которые были указаны выше. Если на протяжении какого-то времени организм человека был подвержен негативному влиянию, имевшему накопительный эффект, в регулирующих документах нельзя установить разрешенное значение этого фактора. Тогда условия ТР нужно обратить на информирование потребителя об особенностях рассматриваемой продукции
Перечень технических регламентов в строительстве
- ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002.
- ФЗ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 30.12.2009.
- Правительственное Постановление № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 26.12.2014.
- Приказ Росстандарта N 831 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» от 17.04.2019.
- ФЗ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 (редакция от 30.04.2021)
- ТР ТС 011/2011 — Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов»
- ТР ТС 014/2011 — Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автодорог».
- ТР ТС 001/2011 — Технический регламент Таможенного союза «О безопасности ЖД подвижного состава».
- ТР ТС 002/2011 — Технический регламент Таможенного союза «О безопасности высокоскоростного ЖД транспорта».
- ТР ТС 003/2011 — Технический регламент Таможенного союза «О безопасности инфраструктуры ЖД транспорта».
- ТР ТС 004/2011 — Технический регламент Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования».
- Правительственное Постановление N 870 «Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления» от 29.10.2010 (редакция от 14.12.2018).
В общих технических строительных регламентах содержатся обязательные к применению условия в отношении безопасности товаров, технологий их изготовления, доставки, складирования, использования и утилизации. Кроме того, здесь представлены национальные стандарты в отношении конструктивных особенностей продукции, ее изготовления, проверки качественных характеристик, которые носят рекомендательный характер. Так как товары строительного назначения могут производиться и использоваться в самых разных сферах экономики, то технические строительные регламенты направлены на решение задач, которые и обусловливают их внедрение на местном уровне:
- защита жизни и здоровья граждан, их собственности;
- защита экологии, состояния флоры и фауны;
- предупреждение действий, которые могут ввести в заблуждение потребителей;
- обеспечение активной производительности.
Строительные технические регламенты не должны рассматриваться и устанавливаться для решения других задач. Чтобы адаптировать их к особенностям строительной отрасли и продукции, а также для регламентации деятельности компаний, работающих в этой сфере, был разработан и утвержден Федеральный закон № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Он принят на основе анализа практических результатов в сфере технического регулирования. В этом ФЗ прописаны требования к соблюдению российских стандартов, которые были утверждены Правительством Российской Федерации:
- пожаробезопасность;
- механическая безопасность;
- защита здоровья граждан, их безопасное проживание и нахождение в здании;
- защита от техногенных воздействий и некоторых природных явлений;
- безопасность активной производительности;
- допустимый уровень сооружения для граждан с ограниченными возможностями;
- защита от негативного воздействия на окружающую среду.
Вне зависимости от назначения объектов строительные регламенты определяют требования по степени их надежности, безопасности, соответствию проектным расчетам, монтажным и эксплуатационным нормам.
Кроме того, в таких документах регламентируются условия и характеристики, которым должны соответствовать различные строения, а также ряд других вопросов, включая:
- требования противопожарной, эксплуатационной безопасности и т.д.;
- нормы проведения технических инженерных изысканий, разработки проектной и рабочей документации для обеспечения безопасности объектов;
- нормативы, направленные на обеспечение безопасности объектов в ходе строительных и ремонтных работ, реконструкции, капремонта;
- регламенты безопасной эксплуатации строений, а также после эксплуатационного сноса;
- требования по анализу соответствия объектов, мероприятий по разработке проектов (в том числе и изысканий), строительных, монтажных, наладочных и демонтажных работ действующим нормативам.
Действующие сегодня в РФ технические регламенты в строительстве не включают нормативы по строительным конструкциям и их исполнению. В связи с этим на этапе проектирования могут применяться международные нормы, за исключением случаев, когда они не соответствуют климатическим, экологическим и географическим особенностям региона.
Источник