Экологическая экспертиза объектов и проектов строительства
При возведении строительных объектов важно чтобы соблюдались все нормы и стандарты, установленные законодательством, причем не только технического характера, но и экологического.
Так в процессе проведения экологического исследования эксперт выясняет, допустимо ли строительство, либо эксплуатация данного объекта, и не принесет ли эта деятельность вред окружающей среде и здоровью человека. Экологическая экспертиза в строительстве с каждым становится все более востребованной услугой, поскольку растет число компаний-застройщиков.
Понятие «экологическая экспертиза» в соответствии с законодательством представляет собой установление соответствия документации, связанной со строительством и эксплуатацией объекта, экологическим требованиям.
Согласно Федеральному закону «Об экологической экспертизе» это исследование проводится в обязательном порядке для всех строительных объектов. Экспертиза в сфере строительства может быть проведена как государственным экспертным учреждением, так независимой экспертной организацией, какой и является «Федерация Судебных Экспертов». Наша организация уже на протяжении многих лет занимает лидирующие позиции в сфере проведения различного рода экспертиз. Структурные подразделения НП «Федерация Судебных Экспертов» располагаются практически в каждом субъекте нашей страны.
Особое внимание эксперты уделяют также тем объектам, которые еще не были построены, но уже есть необходимый план их строительства, такое исследование получило название экологическая экспертиза проектов строительства. Так эксперт оценивает степень потенциальной опасности, проводит всестороннее исследование и оценку техногенного воздействия строительного объекта, который будет возведен, на окружающую среду и здоровье человека.
Выдача разрешения на строительство объекта выдается только в том случае, когда эксперт даст свое положительное заключение, о том, что все требования по экологической безопасности будут соблюдены, природа будет защищена от негативного воздействия, а по отношению к населению будут выполнены все меры по осуществлению экологической безопасности.
Обязательные к исполнению застройщиком требования закреплены в ФЗ «Об охране окружающей среды» и ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Экологическая экспертиза объектов строительства также может проводиться для обоснования инвестиций в строительный проект.
Отрицательное экспертное заключение влечет за собой отказ государственных или муниципальных органов в выдаче разрешения на строительства объекта. В каком случае эксперт может дать отрицательное заключение? Основные причины отказа:
- Несоответствие технической документации на строительный объект требованиям законодательства в области охраны и защиты окружающей среды.
- Недостаточное исследование и описание состояния природы в месте планируемого строительства.
- Непредставление сведений о возможных негативных последствиях для окружающей среды и человека в результате строительства и эксплуатации объекта.
- Отсутствие плана решения проблем, которые могут возникнуть в сфере экологической безопасности.
Также, если будут выявлены грубые нарушения в составлении документации проекта строительства, при намеренной фальсификации документов и несоблюдение требований законодательства нашей страны в сфере экологической безопасности, заказчики такой документации несут административную, материальную, гражданско-правовую или даже уголовную ответственность.
Экологическая экспертиза в сфере строительства имеет свои принципы:
- действует презумпция потенциальной экологической опасности исследуемого объекта;
- обязательность проведения экологической экспертизы до начала процесса строительства;
- должна производиться комплексная оценка воздействия объекта строительства на окружающую среду;
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологического исследования;
- экспертиза должна быть достоверной и содержать достаточно полные данные об объекте исследования;
- эксперты должны быть полностью независимы в своей деятельности; результаты экологической экспертизы должны быть научно обоснованны.
Лица, производящие экологическую оценку строительства несут ответственность за выдаваемое заключение, и в случае если будет в последствие выявлено что оно заведомо ложное, то эксперт может понести наказание по всей строгости закона.
Срок проведения экологической экспертизы при строительстве зависит от характеристик исследуемого объекта. Так для простых объектов он составляет до 30 дней; для строительных объектов средней сложности – до 60 дней; для сложных объектов – до 120 дней. Однако специалисты НП «Федерация Судебных Экспертов» являются профессионалами своего дела и на протяжении многих лет занимаются проведением экологических экспертиз в сфере строительства. Поэтому наши эксперты могут выполнить исследование в более короткий срок, чем устанавливает законодательство. Наше учреждение оборудовано самым современным оборудованием, в отличие от государственных экспертных бюро и наши работники регулярно проходят курсы повышения квалификации, что позволяет им шагать в ногу со временем.
Стоимость экологической экспертизы в сфере строительства в НП «Федерация Судебных Экспертов» в среднем не выше чем в других экспертных учреждениях. Однако для того чтобы узнать конкретную стоимость экспертизы Вам нужно лично обратиться к нашим специалистам и предоставить всю необходимую документацию на строительный объект.
ИсточникКогда нужна экологическая экспертиза проектной документации?
Для строительства большинства коммерческих зданий требуется заключение экологической экспертизы. Необходимость получения документа регламентирована ФЗ № 174 от 23.11.1995. В нем прописаны подлежащие проверке объекты, обозначены алгоритмы процедуры.
Экологическая экспертиза проектной документации проводится в случае:
- возведения объектов, относящихся к опасному производству;
- строительства технически сложных зданий;
- возведения нетиповых построек;
- проведения работ в природоохранных зонах;
- строительства предприятий по переработке отходов;
- согласования проекта участка для мусорного полигона;
- обустройства насыпей, декоративных конструкций или иных сооружений на территории водоемов.
Проведение перечисленных работ без положительного экспертного заключения карается серьезным штрафом.
Цели и задачи
Экологический аудит — это комплексная процедура, связанная с анализом проектной документации. По завершении работ определяется степень влияния объекта на окружающую экосистему. При формировании заключения учитываются федеральные и региональные законы.
В случаях когда проводится экспертиза проектного решения, заказчик предоставляет следующую документацию:
- проект;
- данные о влиянии объекта на сформированную экосистему;
- бумаги, подтверждающие отсутствие претензий со стороны ответственных органов.
Перечень документов может быть расширен или изменен. Все зависит от параметров объекта и требований действующих нормативов.
Виды экологических экспертиз
Экологическая экспертиза проводится в двух формах, обе заслуживают особого внимания.
- Государственная. Мероприятие организуется Госкомитетом РФ по охране окружающей среды. Государственную экологическую экспертизу проектной документации проводят в случаях возведения крупных объектов и построек особого назначения. Решение по проекту принимается путем голосования. В процедуре участвует несколько экспертов. Выявленные недочеты отражаются в замечаниях.
- Общественная. Работа поручается специальной комиссии. В нее входят аккредитованные эксперты, имеющие должную квалификацию. Общественная проверка проводится раньше государственной. Ее заключение оформляется на отдельном листе, подается в Госкомитет РФ вместе с основными документами.
При проведении государственной экспертизы учитываются данные общественного аудита. В случае возникновения спорной ситуации они имеют определяющее значение.
Кому необходимо проводить экологическую экспертизу проектной документации?
Получить заключение экологической экспертизы должен любой коммерческий застройщик, планирующий возведение или реконструкцию объектов, указанных в ФЗ № 174. Процедура инициируется спустя 3 дня после подачи документов. Продолжительность проверки не превышает 90 календарных дней.
Для объектов, предусматривающих работу с опасными грузами, срок проверки сокращается до 15 дней.
О порядке проведения экспертизы
Мероприятия экологического аудита имеют четкую последовательность:
- Заявитель подает бумаги на рассмотрение экспертной комиссии.
- Экспертная группа принимает материалы, выполняет комплекс работ:
- анализ проектных решений;
- анализ данных инженерных изысканий;
- проверку мер по устранению или снижению негативного воздействия объекта на окружающую среду;
- знакомство с сопутствующими документами.
- По завершении аналитических мероприятий формируется экспертное заключение.
Решение комиссии можно оспорить в суде. К подобной мере прибегают в крайних случаях. Обычно достаточно корректировки проекта.
Обращение в IR PROEKT позволит быстро пройти экологическую экспертизу (подготовить экологические изыскания). Штатные инженеры подготовят документы, организуют общественный аудит, передадут бумаги в Госкомитет РФ. Также специалисты ответят на вопросы заказчика, окажут содействие в решении сложных задач.
Стоимость услуг рассчитывается по утвержденному прайсу, зависит от параметров объекта и требований клиента.
Компания гарантирует профессиональный подход, высокое качество и справедливые цены.
ИсточникЭкологические разрешения при осуществлении строительно-монтажных работ
При планировании осуществления строительной деятельности возникает не мало вопросов в части получения экологических разрешений. В настоящей статье мы рассмотрим некоторые из них.
- Кто должен осуществлять оформление экологических разрешений: Заказчик строительства или Подрядчик?
- Что делать Подрядчику если Заказчик получил разрешение на эмиссии, в то время как договором обязанность по получению необходимых экологических разрешений и внесению платежей за эмиссии возложена на Подрядчика?
- Как и в каких случаях Подрядчик может получить разрешение на эмиссии при отсутствии проектно-сметной документации самостоятельно?
1. Кто должен осуществлять оформление экологических разрешений: Заказчик строительства или Подрядчик?
Согласно п. 1 ст. 69 ЭК природопользователи, осуществляющие эмиссии в окружающую среду, обязаны получить разрешение на эмиссии в окружающую среду, за исключением выбросов загрязняющих веществ от передвижных источников.
Подпунктом 71) ст. 1 ЭК подприродопользователем подразумевается физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование природными ресурсами и (или) эмиссии в окружающую среду;
В соответствии с п. 1 ст. 574 НК плательщиками платы являются лица, осуществляющие эмиссии в окружающую среду.
Исходя из приведенных норм получить экологическое разрешение, а также осуществлять соответствующие платы в бюджет обязан Подрядчик, природопользователь, непосредственно осуществляющий эмиссии в окружающую среду.
2. Что делать Подрядчику если Заказчик получил разрешение на эмиссии, в то время как договором обязанность по получению необходимых экологических разрешений и внесению платежей за эмиссии возложена на Подрядчика?
Несмотря на вышеприведенные нормы в вопросе № 1, указывающие, что разрешение на эмиссии обязан получать Подрядчик, зачастую Заказчики строительной деятельности получают данные разрешения одновременно вместе с заключением комплексной вневедомственной экспертизы, вследствие чего и возникает настоящий вопрос (№ 2).
Так, согласно п.п. 12-1) ст. 1 ЭК экологическая экспертиза проектов – это экспертная оценка проектных решений и расчетов по вопросам экологической безопасности и инженерной защиты окружающей среды, являющаяся частью: комплексной вневедомственной экспертизы проектов (технико-экономических обоснований и проектно-сметной документации), предназначенных для строительства новых или реконструкции (расширения, технического перевооружения, модернизации) и капитального ремонта существующих зданий и сооружений, их комплексов, инженерных и транспортных коммуникаций; …
Пунктом 3 Приказа №299 также установлено, что по проектам строительства новых, изменения (реконструкции, расширения, технического перевооружения, модернизации и капитального ремонта) существующих зданий и сооружений, их комплексов, а также инженерной подготовки территории, благоустройства и озеленения комплексная вневедомственная экспертиза проектов строительства объектов проводится по принципу «одного окна» и включает в себя, в том числе государственную экологическую экспертизу или экологическую экспертизу проектов, санитарно-эпидемиологическую экспертизу проектов (отраслевые экспертизы).
Согласно п. 2 ст. 49 ЭК на предпроектную и проектную документации намечаемой деятельности выдается заключение государственной экологической экспертизы одновременно с разрешением на эмиссии в окружающую среду.
Отвечая на обращение Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК в своем ответе от 21.02.2020г. указывает, что «… в соответствии с изменениями, внесенными законами РК от 24.05.2018г. №156-VI в пункт 1 статьи 69 Экологического кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) разрешение на эмиссии в окружающую среду выдается природопользователю одновременно с положительным заключением государственной экологической экспертизы. В связи с этим, выдача уполномоченным органом заключений государственной экологической экспертизы на строительные проекты через портал вневедомственной экспертизы без разрешения на эмиссии невозможна…».
В силу приведенных норм Заказчик получает разрешение на эмиссии одновременно с положительным заключением комплексной вневедомственной экспертизы проекта.
Таким образом, в данной ситуации в целях соблюдения приведенных в вопросе № 1 норм (п. 1 ст. 69 ЭК, п. 1 ст. 574 НК), Заказчик (первичный природопользователь) на основании ст. 11 ЭК должен передать Подрядчику (вторичный природопользователь) право временного природопользования на основании соответствующего договора.
Согласно ст. 11 ЭК Природопользователи могут быть первичными (право природопользования получено от государства либо от других первичных природопользователей в порядке отчуждения этого права или универсального правопреемства) и вторичными (право временного природопользования получено на основании договора от первичного природопользователя, сохраняющего за собой этот статус).
Министерство экологии, геологии и природных ресурсов РК в своем ответе от 24.06.2020г. предоставляет следующее разъяснение «… природопользователи получившие разрешение на эмиссии, которые их фактически не осуществляют, передают право пользования разрешением подрядным организациям для осуществления подрядных и сервисных работ на основании договорных отношений. Таким образом, в договоре между первичным и вторичным природопользователем должны быть оговорены условия и статус первичного природопользователя, а также прописаны обязанности по соблюдению выполнения требований, установленных законодательством Республики Казахстан к осуществлению специального природопользования. …».
3. Как и в каких случаях Подрядчик может получить разрешение на эмиссии самостоятельно?
В соответствии с п. 4 ст. 62 Закона в случае необходимости упрощения разработки проектной документации на строительство (реконструкцию, перепланировку, переоборудование) технически не сложных объектов архитектурный проект в соответствии с архитектурно-планировочным заданием может быть выполнен в виде эскиза (эскизного проекта).
Согласно п. 22 Приказа № 750 строительство технически несложных объектов третьего уровня ответственности осуществляется по эскизу (эскизному проекту).
Так, в случае возведения технически несложных объектов третьего уровня ответственности строительство осуществляется на основании эскизного проекта, который не содержит в своем составе материалов оценки воздействия на окружающую среду и не предусматривает проведения комплексной вневедомственной экспертизы, соответственно в данном случае Заказчик не получает разрешение на эмиссии.
Пунктом 1 и 1-1 ст. 40 ЭК установлено, что хозяйственная и иная деятельность, для которой осуществляется оценка воздействия на окружающую среду, по значимости и полноте оценки разделяется на 4 категории – I, II, III, IV.
Виды деятельности, не относящиеся к классам опасности согласно санитарной классификации производственных объектов, классифицируются как объекты IV категории.
Согласно ответу Министерства энергетики РК от 25.09.2017г. строительные работы (в т.ч. реконструкция) не относятся к классифицируемым видам деятельности согласно санитарной классификации производственных объектов и, соответственно классифицируется как объекты IV категории.
В соответствии с п. 3 ст. 72 ЭК для природопользователей, имеющих вновь вводимые объекты IV категории, пакет документов для получения разрешения на эмиссии в окружающую среду включает:
1) заявку на получение разрешения;
2) нормативы эмиссий в окружающую среду, установленные и обоснованные расчетным или инструментальным путем.
Нормативы эмиссий — показатели допустимых эмиссий, при которых обеспечивается соблюдение нормативов качества окружающей среды (п.п. 105 ст. 1 ЭК).
Таким образом, в предложенном нами случае для получения Подрядчику разрешения на эмиссии на осуществление строительных работ в уполномоченный орган необходимо лишь подать заявку на получение разрешения и разработанные нормативы эмиссий.
Источник