Трубопровод как объект капитального строительства

Газопровод построен без разрешения на строительство. Компании удалось зарегистрировать самовольную постройку без обращения в суд

ОАО «Ергач» (горнодобывающее предприятие) ведет строительство дополнительных цехов на территории завода в связи с расширением производства. В начале 2011 года было завершено строительство наружного газопровода. Однако разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, необходимые для начала строительства в соответствии с Градостроительным Кодексом, к этому моменту не были оформлены. Казалось, что из этой ситуации есть только один выход – обращение в суд и регистрация права собственности на основании судебного решения. Однако юристам компании удалось найти правовое решение и зарегистрировать наружный газопровод в короткие сроки во внесудебном порядке.

Задача и ее решение

ОАО «Ергач» в связи с расширением производства ведется активное строительство дополнительных цехов на территории завода.

В начале 2011г. было завершено строительство наружного газопровода по объекту «Расширение склада готовой продукции в цехе по производству пазогребневых плит», но, к сожалению, без предварительного оформления разрешительных документов на строительство: разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, необходимых для начала осуществления строительства, в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ.

После завершения строительства перед юридическим отделом руководством была поставлена задача- оформить право собственности на завершенный строительством объект, и только тогда стало известно об отсутствии разрешительных документов.

Изучив предоставленные нашими техническими специалистами материалы, мы пришли к выводу, что право собственности на объект придется оформлять по решению суда. В связи с тем, что нашими специалистами была оформлена только проектная документация на объект, но не было получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, которое в соответствии со ст. 55 Градостроительного Кодекса РФ представляет собой документ, удостоверяющий выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, проектной документации.

Но у нас, соответственно, и отсутствовали разрешение на строительство газопровода, градостроительный план земельного участка, документы, подтверждающие соответствие построенного объекта техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно- технического обеспечения, схема, отображающая расположение построенного объекта капитального строительства в границах земельного участка и подписанная застройщиком и лицом, осуществляющим строительство, а также заключение органа государственного строительного надзора.

Мы понимали, что нам не удастся идти тем же путем в оформлении документов, что если бы мы только что начали строительство. Одной из главных причин тому было отсутствие разрешения на строительство, которое получить было бы уже невозможно, т.к. объект уже был построен.

Тем не менее, нами было подготовлено и отправлено в Управление имущественных, земельных отношений и градостроительства Кунгурского муниципального района заявление о выдаче разрешительных на строительство объекта документов с пакетом имеющихся у нас документов.

Из государственного отдела архитектуры нам был дан письменный отказ на запрос о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием нужных для его получения (вышеуказанных) документов. В принципе это нам и требовалось для подготовки пакета документов для обращения в суд. Кроме того в суде мы хотели доказать, что нами были приняты все должные меры по согласованию строительства наружного газопровода с органом государственного строительного надзора и получению его положительного заключения на строительство объекта.

Изучив судебную практику, мы поняли, что признание права собственности на самовольно построенный объект довольно-таки сложный и длительный процесс. Поэтому пока ждали ответ из отдела архитектуры, стали искать иные пути из сложившейся ситуации. Нами было установлено, что законодательством определены случаи, в которых выдача разрешения на строительство не требуется. В том числе в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного назначения (пп. 3 п. 17 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ).

Читайте также:  Государственная регистрация прав на объект незавершенного строительства

Под объектами вспомогательного назначения следует понимать постройки, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта, которые не могут быть самостоятельно использованы для иной деятельности. Наш наружный газопровод как раз является вспомогательным объектом, т.к. был врезан в основной газопровод, т.е. соединял основную линию газоснабжения и построенный цех, и что было видно из схем, чертежей и технической документации. Значит, чтобы обосновать вспомогательное использование наружного газопровода, нужны были более весомые аргументы, чем простое указание на нормы закона. В качестве доказательств мы решили представить технический и кадастровый паспорт сооружения со схемами, которые подтверждают его вспомогательное предназначение.

Однако перед нами встал вопрос, как оформить право собственности на вновь возведенный объект в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, что использовать в качестве правоустанавливающего документа на наружный газопровод.

В соответствии с п.3 ст.25.3 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации выдача разрешения на строительство) и содержащим описание такого объекта недвижимого имущества, является декларация на объект недвижимого имущества.

Но в соответствии с требованиями законодательства, регламентирующими правила государственной регистрации прав на объекты недвижимости, при регистрации права собственности на здание, строение или сооружение по декларации на объект недвижимого имущества необходимо предоставление документа, подтверждающее принадлежность земельного участка заявителю на праве собственности, аренды либо иных правах.
Благо, земельный участок, на котором был построен нами газопровод, принадлежит нам на праве собственности.

Таким образом для сдачи документов в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю нам было достаточно предоставить декларацию на объект недвижимого имущества в двух экземплярах, которую мы заполнили в соответствии с требованиями законодательства, справку о том, что объект имеет вспомогательное предназначение (которую мы подготовили также сами), технический и кадастровый паспорт на наружный газопровод и свидетельство о государственной регистрации на земельный участок для подтверждения прав на него.

На основании этих документов нам удалось зарегистрировать наружный газопровод в довольно-таки короткие сроки и без дополнительных обращений в государственные органы, в том числе без обращения в суд, а также без сбора и подготовки лишней документации. Через 15 дней нами уже было получено свидетельство о государственной регистрации прав на этот объект, и таким образом, выполнена поставленная перед нашим юридическим отделом задача.

Чего удалось добиться

Нашему юридическому отделу удалось узаконить строительство наружного газопровода по объекту «Расширение склада готовой продукции в цехе по производству пазогребневых плит» без предварительного оформления разрешительных документов на строительство и даже без обращения в суд для признания права собственности на самовольно построенный нами объект. Кроме того, получилось зарегистрировать вышеуказанный объект без дополнительных обращений в государственные органы (в том числе без обращения в суд), а также без сбора и подготовки лишней документации и в короткие сроки. Через 15 дней с момента обращения в регистрирующий орган мы уже получили свидетельство о государственной регистрации прав на наружный газопровод. Таким образом была очень быстро выполнена поставленная руководством перед нами сложная, на первый взгляд, задача.

Если вам понравился этот кейс и вы хотите помочь автору победить во Всероссийской правовой премии «Юрист компании ‘2012» — вы можете проголосовать за него

Источник

Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты

Вопрос правового регулирования линейных объектов является до сих пор одним из самых сложных в градостроительном и земельном законодательстве РФ. Отсутствие эффективного и универсального нормативно- правового регулирования и складывающейся на его основе практики существенно затрудняют градостроительное, инвестиционное развитие территорий и ее благоустройство. В данной статье выявляются проблемы, связанные с правовым регулированием линейных объектов, проводится анализ действующего законодательства и практических подходов, сформируем единые подходы к кадастровому учету указанных объектов и к государственной регистрации прав, предлагаются изменения к действующему законодательству.

Читайте также:  Акт кс 17 приемки незавершенного строительством объекта форма с 22

Ключевые слова

ЛИНЕЙНЫЕ ОБЪЕКТЫ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ, ОБЪЕКТЫ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, СООРУЖЕНИЯ, ТРУБОПРОВОДЫ

Текст научной работы

В настоящее время вопросы, связанные с государственной регистрацией прав на линейные (линейно-протяженные) объекты, являются весьма актуальными. Линейные объекты (зачастую опасные) должны эксплуатироваться надлежащим образом, существует необходимость в их обороте.

В рамках одной статьи невозможно даже описать все сложности, которые при этом возникают, но они существуют на всех стадиях — от подготовки документов территориального планирования до выдачи разрешений на строительство данных объектов. Стоит отметить, что ни Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), вступивший в силу 31.01.1998 г., ни Гражданский кодекс Российской Федерации, прямо не называли линейные объекты в качестве недвижимого имущества.

Методика и порядок технического учета линейно-протяженных объектов как объектов недвижимого имущества появились лишь с принятием Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921. До появления на свет этого Положения правообладатели такого имущества не имели возможности зарегистрировать свое право при отсутствии по объективным причинам оформленной документации по технической инвентаризации линейных объектов. Примечательно в этой связи, что изменения в Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП), отражающие особенности линейных объектов, такие, например, как протяженность, были внесены только в конце 2006 г. – Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2006 № 710.

Основная проблема линейных объектов при формировании земельных участков заключается в достаточной протяженности линейных объектов и прохождении по значительному количеству земельных участков, находящихся на разных категориях земель, на разных правах пользования.

Эксплуатация некоторых линейных объектов требует полного владения земельным участком (дороги, отдельные участки трубопроводов высокого давления и электросетей), что должно быть обеспечено правом, исключающим права пользования другого лица: арендой, постоянным (бессрочным) пользованием или правом собственности.

В то же время наличие линейных объектов не является препятствием для использования земельного участка по целевому назначению (подземные трубопроводы и линии связи, надземные кабели и провода), хотя их наличие на земельном участке порождает определенные неудобства для собственника земли.

На сегодняшний день обращения за государственной регистрацией прав на линейные объекты стали распространенным явлением.

Как известно, государственная регистрация прав на недвижимое имущество может носить и правоподтверждающий и правоустанавливающий характер.

В первом случае речь идет о линейных объектах, созданных и введенных в эксплуатацию до вступления в силу Закона о регистрации. Статья 17 Закона о регистрации содержит открытый перечень оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

На практике в качестве правоподтверждающих документов заявителями в регистрирующий орган в этом случае (как правило) представляются планы приватизации. В последних описание объекта отсутствует либо не совпадает с документами кадастрового учета (наименование, адрес, иные сведения, подлежащие внесению в ЕГРП).

В силу того, что право собственности по плану приватизации является ранее возникшим и юридически действительным, необходимости обращаться в суд за признанием права нет.

Тем не менее, государственный регистратор, для осуществления государственной регистрации заявленных прав, должен убедиться в их бесспорности и в соответствии описания объекта недвижимого имущества в плане приватизации тому объекту недвижимого имущества, права на который заявлены и который описан в кадастровом документе, представленном на государственную регистрацию. Данные документы должны соответствовать требованиям ст. 18 Закона о регистрации.

Для устранения подобных оснований для приостановления заявители полагают возможным представлять в регистрирующий орган различные разъясняющие справки, выдаваемые в том числе органами местного самоуправления или органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Однако подобные документы не всегда могут являться достаточным основанием для государственной регистрации, поскольку названные органы не наделены полномочиями устанавливать и (или) подтверждать права на недвижимое имущество за конкретным лицом. Подобной юрисдикцией обладают только суды.

Читайте также:  Перечень проектных работ которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства

Выходом из данной ситуации может являться обращение в суд с заявлением об установлении юридического факта идентичности объекта недвижимости, указанного в плане приватизации и в документах кадастрового учета.

При оформлении прав на созданные после вступления в силу Закона о регистрации на линейные объекты заявители также сталкиваются с рядом сложностей.

Действующим законодательством каких-либо исключений при оформлении прав на линейные объекты, не установлено. Равно как и отсутствует особый порядок землепользования при начале строительства таких объектов и последующей выдачи разрешений на ввод их в эксплуатацию.

Поэтому осуществление государственной регистрации права собственности на вновь созданный линейный объект регулируется общими нормами статьи 25 Закона о регистрации.

В связи с чем на государственную регистрацию прав в отношении подобных объектов недвижимости заявителем должны быть представлены:

  • акты о приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов, разрешения на строительство, а также разрешения на ввод в эксплуатацию линейных объектов, полученные в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, либо иные документы, подтверждающие в соответствии с законодательством ввод в эксплуатацию инженерных сетей;
  • документ, подтверждающий предоставление земельного участка для строительства линейного объекта в соответствии с земельным и гражданским законодательством .

Отсутствие одного из обозначенных документов позволяет государственному регистратору сделать вывод о наличии критериев самовольной постройки, предусмотренных ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, и принять решение об отказе в государственной регистрации заявленных прав.

Следует отметить, что по общим правилам, инженерная сеть является принадлежностью объекта капитального строительства, а следовательно строится и вводится в эксплуатацию по документам, подтверждающим создание объекта капитального строительства.

При этом наиболее спорным является необходимость представления в регистрирующий орган документов, свидетельствующих о предоставлении земельного участка для строительства линейного объекта в установленном законе порядке.

Таким образом, при предоставлении документов о факте создания объекта капитального строительства, необходимо доказать документально наличие инженерной сети в проекте строительства.

Нередки случаи, когда ситуация оформления прав для заявителя является тупиковой, так как сегодняшняя редакция статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации исключает возможность положительного решения в случае обращения в суд за признанием права собственности на такие линейно- протяженные объекты при отсутствии ряда документов и условий, а также в некоторых случаях – прав на земельные участки (в местах выхода инженерных сетей на поверхность земельного участка).

Учитывая большую социальную значимость инженерных сетей и необходимость определения ответственных лиц при их эксплуатации, ремонте, налогообложении, было бы разумным введение отдельного порядка государственной регистрации прав на них, скорейшего появления на свет законодательного регулирования строительства таких объектов.

Основная трудность – в оформлении земельного участка.

Решив проблемы с землей, можно уже последовательно решить вопросы государственной регистрации прав на линейные объекты.

В свете действующего законодательства считаю неправильным формирование земельного участка под линейным объектом, в том числе и в виде обременений, за исключением случаев выделения такого участка как полноценного участка для передачи в собственность или в аренду и именно с видом разрешенного использования для инженерных коммуникаций.

Анализ зарубежного опыта (США, Англия, Австралия, Канада, Германия, Швеция) показывает, что сервитут является одним из основных прав на землю, обеспечивающих нахождение на ней инженерных и транспортных коммуникаций: газопроводов, водопроводов и иных трубопроводов, линий связи, линий электропередачи и т.п., что обеспечивает их быстрое развитие, легкий доступ к земельным ресурсам.

Если же мы обратимся к случаям прокладки линейного объекта на государственных землях, не разделенных на земельные участки, то придем к выводу, что для установления сервитута сначала необходимо образовать земельный участок, зарегистрировать права на него и только после этого установить сервитут.

Очевидно, что описанная проблема нуждается в скорейшем законодательном разрешении, поскольку сегодня количество законных способов регистрации прав на линейные объекты ограниченно. Единых подходов среди теоретиков-юристов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления нет не только на территории Российской Федерации, но и в Новосибирской области. Это затрудняет оборот и эксплуатацию линейных объектов, ведет к бесконтрольности возведения таких объектов, лишает бюджеты муниципалитетов налоговой базы.

Источник
Рейтинг
Загрузка ...