Улично-дорожная сеть города
Улично-дорожная сеть (УДС) — совокупность объектов, предназначенных для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемых с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечивающих прокладку инженерных коммуникаций. УДС является основой планировочной структуры города.
УДС включает следующие виды линейных объектов:
- 1) городские автомобильные дороги — дороги, обеспечивающие преимущественно скоростные транспортные связи на территории города;
- 2) магистральные улицы городского значения — основные каналы транспортных связей в пределах границ города. Обеспечивают выходы на автомобильные дороги федерального и регионального значения за пределами города:
- — магистральные улицы 1-го класса, предназначенные для движения транспорта преимущественно в непрерывном режиме;
- — магистральные улицы 2-го класса, предназначенные для движения транспорта преимущественно в режиме светофорного регулирования;
Помимо территорий УДС для оптимизации функционирования транспортного комплекса города выделяются территории общего пользования, предназначенные для движения транспорта и пешеходов на территории микрорайонов:
АИС «Улично-дорожная сеть»
- 1) проезды, разворотные площадки — коммуникации, предназначенные для движения транспорта и пешеходов на территориях жилого, общественного, производственного и рекреационного назначения, а также между этими территориями;
- 2) гостевые стоянки — площадки, предназначенные для парковки легковых автомобилей посетителей жилых территорий;
- 3) велосипедные дорожки — транспортные коммуникации, обеспечивающие передвижение велосипедного транспорта обособленно от иных видов передвижений на территориях функциональнопланировочных образований;
- 4) пешеходные дорожки — пешеходные коммуникации на территориях функционально-планировочных образований, проходящие изолированно от движения транспорта.
Обязательным элементом транспортной системы города также являются объекты для хранения, парковки и автосервиса легкового автотранспорта, включающие:
- 1) объекты для хранения легкового автотранспорта, предназначенные для размещения легковых автомобилей жителей города по месту проживания, в том числе в ночное время;
- 2) объекты для парковки легкового автотранспорта, предназначенные для временного размещения легковых автомобилей населения при поездках с различными целями, включая:
- — приобъектные стоянки, предназначенные для обслуживания посетителей и работающих на отдельных объектов капитального строительства;
- — кооперированные стоянки, предназначенные для обслуживания групп объектов, расположенных в пределах пешеходной доступности от стоянки;
- — перехватывающие стоянки, предназначенные для парковки автомобилей участников дорожного движения, использующих свой автомобиль для прибытия к месту пересадки на скоростной внеуличный или наземный экспрессный транспорт;
- — гостевые стоянки, предназначенные для обслуживания жилой зоны (размещения легковых автомобилей посетителей объектов жилых домов);
- — многофункциональные комплексы, станции и посты технического обслуживания автотранспорта и мототехники;
- — многотопливные комплексы, автозаправочные и газонаполнительные станции для заправки легковых автомобилей;
- — моечные пункты легковых автомобилей;
- — пункты техосмотра автомобилей.
Объекты внешнего транспорта включают:
О благоустройстве и реконструкции улично-дорожной сети в городе и районе
- 1) железнодорожные вокзалы, пассажирские станции и платформы, ремонтно-экипировочные депо, технические станции, иные объекты технической инфраструктуры железнодорожного транспорта;
- 2) автовокзалы, автостанции, мини-автостанции;
- 3) аэропорты;
- 4) речные вокзалы,
- 5) грузовые и пассажирские порты и пристани.
Объекты грузового автотранспорта включают:
- 1) автотранспортные предприятия (АТП);
- 2) транспортно-логистические центры (грузовые станции, терминалы и контейнерные площадки);
- 3) станции технического обслуживания, мотели.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при осуществлении дорожной деятельности и эксплуатации автомобильных дорог, в Российской Федерации является Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон разграничивает ответственность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по управлению автомобильными дорогами в зависимости от классификации автомобильных дорог. В соответствии со ст. 5 Закона № 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального, регионального (межмуниципального) и местного значения, а также частные автомобильные дороги.
Критерии отнесения дорог общего пользования к автомобильным дорогам регионального и местного значения, а также перечень автомобильных дорог регионального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Например, в г. Москве подобные перечень и критерии утверждаются Правительством г. Москвы.
В соответствии с Перечнем улиц и магистралей г. Москвы (утвержден Постановлением Правительства г. Москвы от 26.03.2002 № 214-ПП) ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы» представляет в Департамент экономической политики и развития г. Москвы информацию об изменении категорий улиц и магистралей города для внесения изменений в Перечень улиц и магистралей г. Москвы.
При этом автомобильные дороги, входящие в утвержденный Правительством г. Москвы перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения, а также автомобильные дороги необщего пользования регионального значения (дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд), находятся в собственности субъекта Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона утвержден перечень полномочий органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации в отношении использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. К ним относятся:
Кроме того, ст. 43 Закона № 257-ФЗ предусмотрена возможность закрепить полномочия органов местного самоуправления по использованию автомобильных дорог и дорожной деятельности за субъектом Российской Федерации.
В соответствии с Уставом г. Москвы, атакже Законом г. Москвы от06.11.2002 № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» функции по управлению транспортной инфраструктурой на органы местного самоуправления нс возлагаются.
Таким образом, на территории г. Москвы большая часть автомобильных дорог относится к дорогам регионального и межмуниципального значения и находится в собственности города. Ответственность за использование данных автомобильных дорог лежит на органах исполнительной власти г. Москвы в лице соответствующих подразделений. В целях повышения эффективности эксплуатации московских автомобильных дорог в соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» автомобильные дороги, как правило, закрепляются на праве хозяйственного ведения за городскими организациями.
ИсточникУлично дорожная сеть это объект капитального строительства
СП 42.13330.2011 в разделе 11 «Транспорт и улично-дорожная сеть» даёт понятие «Проезда».
Проектом предусмотрено размещение жилого комплекса, состоящего из 4-х жилых домов и ограниченного со всех сторон улицами. Данная улично-дорожная сеть предусмотрена градостроительной документацией (проект планировки и проект межевания). Границы участка застройки совпадают с красными линиями УДС.
Вопрос 1. Насколько правомерно применять данный термин «Проезд» и, соответственно, все параметры, указанные в СП к внутридворовым проездам, предусмотренным для подъезда непосредственно к подъездам домов для разгрузки-выгрузки крупногабаритных предметов, стройматериалов и т.д? Данные внутридворовые проезды непосредственно примыкают к проезжей части улиц.
По нашему мнению, исходя из формулировок СП, «Проезд» является элементом улично-дорожной сети в пределах красных линий и, соответственно, данным разделом СП не могут регламентироваться параметры внутридворового проезда, то есть элемента дворового благоустройства, впоследствии, после сдачи в эксплуатацию, относимого по юридическому статусу к земельному участку под группу жилых домов и не относящегося к территориям общего пользования.
Вопрос 2. Примечанием 3 к п. 5.4 того же СП обусловлена недопустимость устройства транзитных проездов на территории групп жилых домов. Является ли организация шлагбаумов на въезде и выезде из двора (на разные прилегающие улицы) решением, удовлетворяющим данному примечанию.
Проектом предусмотрена возможность жителей заехать с одной стороны двора для выгрузки и выехать с другой стороны. При этом доступ посторонних автомашин на территорию не допускается. По нашему мнению, в данной ситуации транзитный проезд (то есть использование неограниченным кругом лиц внутридворового проезда для перемещения с одной прилегающей улицы на соседнюю) исключён.
Ответ на вопрос № 1
1. В своде правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Актуализированная редакция. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» термин «проезд» и его определение отсутствует. В таблицах 7 и 9 пункта 11.4 СП 42.13330.2011 указаны категории улиц и дорог, входящих в улично-дорожную сеть городских и сельских поселений, а также их основное назначение, в том числе указана и категория «проезды», которые служат для «подъезда транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов, кварталов».
2. Определения улично-дорожной сети, сходные по смыслу, приведены в следующих документах:
а) СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Актуализированная редакция. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Пункт 3.37 гласит:
«3.37 улично-дорожная сеть; УДС: Система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения».
б) ГОСТ Р 55706-2013 «Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
Пункт 3.1 гласит:
«3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта».
в) Свод правил (проект, вторая редакция). «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила проектирования» (текст и информация о рассмотрении и утверждении доступны по адресу: http://www.normacs.info/projects/3462)
Пункт 3.63 гласит:
«3.63 улично-дорожная сеть (УДС) (здесь): совокупность находящихся на территории населенного пункта улиц и дорог различных категорий и их элементы (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), обеспечивающие движение транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности размещения инженерных коммуникаций. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения, закрепляется красными линиями».
При этом, прошу обратить внимание, что в СП 42.13330.2016 и СП (проект, вторая редакция) «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила проектирования» категория «проезды» уже отсутствует и введена одна единая категория — «улицы и дороги местного значения» с подкатегориями: «улицы в зонах жилой застройки», «улицы в общественно-деловых и торговых зонах», «улицы и дороги в производственных зонах».
3. Учитывая изложенное, внутридворовые проезды являются частью улично-дорожной сети, входящими в категорию «улицы и дороги местного значения», и поэтому в разделе 11 СП 42.13330.2011 к ним предъявляются соответствующие требования, обусловленные, прежде всего, созданием комфортных условий для проживания и передвижения людей, соответственно имущественная принадлежность земельных участков при этом значения не имеет.
Ответ на вопрос № 2
Примечание № 3 о недопустимости транзитного проезда (то есть организованного на постоянной основе — прим.) через жилые зоны, аналогичное отменённому пункту 5.4 СП 42.13330.2011, содержится и в пункте 5.4 СП 42.13330.2016 , которым и надо руководствоваться при проектировании.
Так как пересечение магистральными улицами и дорогами территорий микрорайонов и кварталов не допускается вообще (см. пункт 5.1.19 Свода правил (проект, вторая редакция). «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила проектирования»), то представляется, что положение Примечания № 3 о недопустимости транзитного проезда распространяется на «улицы в зонах жилой застройки» (см. таблицу 11.1 пункта 11.4 СП 42.13330.2016, то есть не допускается транзитное пересечение территории групп жилых домов, объединённых общим пространством (двором) при площади этой территории не более 5 га) транспортными связями жилого района (микрорайона) и выходами из этого жилого района на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения.
Соответственно, устройство шлагбаумов на внутридворовых проездах к жилым домам не может являться мероприятием по выполнению требований пункта 5.4 СП 42.13330.2016, так как оно направлено на обеспечение возможности парковки постоянно проживающими в этих домах, ограничение нарушений пунктов 17.2 и 17.4 Правил дорожного движения РФ, запрещающих сквозное движение в жилых зонах и обеспечение общего порядка во дворах.
Источник